Анкета «Взаимоотношения в вашей семье» методическая разработка на тему

20 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Методика изучения семейного воспитания
За основу взята методика О. И. Маткова. Она может быть использована для изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.

Перед проведением исследования с учащимися или их родителями проводится инструктаж: объясняются цель проведения данной методики, правила ответов на вопросы анкеты. Например:
Инструкция для подростков. «Ребята, вам предлагается ряд вопросов, правдивые ответы на которые дадут вам возможность преодолеть некоторые трудности в общении с родителями».
Инструкция для родителей. «Уважаемые родители, вам предлагается ряд вопросов, которые помогут нам с вами разобраться, насколько благополучны или неблагополучны ваши взаимоотношения с собственными детьми, и решать некоторые проблемы, возникающие в общении с ними».
В данной методике предлагаются вопросы для учащихся. Для родителей эти же вопросы необходимо несколько перефразировать.
Например:
1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
2. Сердитесь ли вы на детей, если они спорят с Вами?

На доске необходимо написать варианты возможных ответов (выбрать необходимо один):

1) Конечно, да (конечно, мать).
2) Видимо, да (видимо, мать)
3) Не знаю (конечно, отец)
4) Видимо, нет (видимо, отец)
5) Конечно, нет (оба родителя)

На своих листочках ребята должны написать фамилию, имя, с кем живут. Вопросы переписывать не надо, ставить только номер вопроса и номер ответа (например, 1-5, 2-1, и т. д.). (Для некоторых вопросов, их всего три, следует выбирать ответы с указанием матери или отца.)

1. Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий?
3. С кем Вы чаще советуетесь, с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение?
4. Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
5. Часто ли родители Вас наказывают?
6. Правда ли, что родители не всегда понимает Вас, ваше состояние?
7. Верно ли, что Вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
8. Действительно ли, что у Вас в семье нет общих занятий и увлечений?
9. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить Вам что–либо родители отвечают, что это нельзя?
10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы Вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей?
11. Кто является главой в Вашей семье: мать или отец?
12. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?
13. Часто ли родители разговаривают с Вами раздраженным тоном?
14. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, недружеские отношения между родителями?
15. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
16. Правда ли, что родители не обсуждают с Вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
17. Считают ли Вас родители капризным ребенком?
18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы Вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас?
19. С кем из родителей Вы больше общаетесь?
20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
21. Наказывали ли Вас более сурово, чем других детей?
22. Часто ли Вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?
23. Верно ли, что у Вас нет ежедневных домашних обязанностей?
24. Правда ли, что родители не ходят с Вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Читать статью  Развод с разделом имущества: инструкция для новичков

Показатели и ключ

Изучается степень выраженности в семейном воспитании восьми факторов (показателей):
1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).
2. Воспитание самостоятельности, инициативы (вопросы 2, 10, 18).
3. Доминантность отца, матери или равное участие обоих родителей в воспитании (вопросы 3, 11, 19).
4. Отношение к школе, учителям (вопросы 4, 12, 20).
5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5, 13, 21).
6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы 6, 14, 22).
7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел
(вопросы 7, 15, 23).
8. Общность интересов (вопросы 8, 16, 24).

Ответы «5», «конечно, нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.

Ответы «1», «конечно, да» — указывают на педагогически отрицательное проявление данного фактора. Минимальная сумма баллов по одному фактору — 3.

Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»
методическая разработка на тему

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их.

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

— по выходным дням;

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

— решаете сообща возникшие проблемы;

— занимаетесь семейно-бытовым трудом;

— вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

— обсуждаете вопросы обучения детей;

— делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

— каждый занимается своим делом;

— еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

7. Из-за чего возникают конфликты?

— непонимание членами семьи друг друга;

— неуважение, грубость, неверность, др.;

— отказ участвовать в семейных делах, заботах;

— разногласие в вопросах воспитания детей;

— другие причины (укажите).

Читать статью  Как предотвратить кризис семейных отношений

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?

— совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;

— естественное затухание конфликта;

— обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

— конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.

9.Были вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

10. Как вы реагируете на семейные конфликты?

— становятся на сторону одного из родителей;

— замыкаются в себе;

— становятся озлобленными, неуправляемыми;

— ищут поддержку у других людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ

ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ(собран.

Выступление на родительском собрании на тему: «Первоклассник — новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи»

Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям.

Анкета для родителей » Какое место занимает физкультура в вашей семье»

Анкета для родителей детского сада.

Анкета «Взаимоотношения с родителями»

Опросный лист дл учащихся.

Анкета для родителей. «Какое место занимает физкультура в вашей семье »

Анкета для родителей. «Какое место занимает физкультура в вашей семье? ».

Анкета взаимоотношений тренера и воспитанников

Анкета взаимоотношений тренера и воспитанников.

Анкета «Труженики тыла в Вашей семье»

Страшная дата -22 июня 1941 года. День, который круто изменил жизнь для всех жителей нашей огромной страны. Рухнули планы, надежды, мечты. жизнь разделилась на до и после.

Опросник для ребенка отношения в моей семье

background image

Pandaland Image

Если ваш ребенок в семье единственный, а на рисунке он изображает других детей, например, соседей или двоюродных сестер или братьев, это означает, что он чувствует себя одиноким. Скорее всего, ему не хватает общения. Даже если он ходит в школу или детский сад, то в выходные или вечером он лишен возможности общаться с друзьями или одноклассниками. И поэтому он в мечтах видит себя в окружении других сверстников. Уважаемые родители, не забывайте, что ваши любовь и забота не могут заменить ему общения со сверстниками. И не запрещайте ему общаться столько, сколько он сам сочтет нужным.

Pandaland Image

Если ваша семья неполная, т. е. ребенок воспитывается одним из родителей, а на рисунке малыш изображает маму и папу, это может говорить о том, насколько ему хотелось бы иметь обоих родителей. В вашей ситуации остается позаботиться, чтобы ребенок как можно чаще общался с тем родителем, который живет отдельно.

Читать статью  80 мотивирующих цитат о браке

Если же ребенок из неполной семьи рисует именно того родителя, с которым живет, это означает, что он прекрасно адаптировался к этой ситуации.

Вполне возможно, что ребенок воспринимает кого-то из родителей как человека агрессивного, строгого, даже излишне жестокого. В этом случае он изобразит его с большими руками. Вполне возможно, что фигура будет очень большой (по сравнению с другими на рисунке). И наоборот, если ребенок считает кого-то из родителей очень добрым, не способным на строгое отношение, он может нарисовать его с руками, чем-то занятыми.

Очень часто ребенок рисует семью, а под ногами всех персонажей проводит линию. Это означает, что в семье он чувствует себя неуверенно. Вполне возможно, что родители излишне требовательны, и ему неуютно в семье. Ребенку трудно стать таким, каким хотят его видеть родители. Если он делает рисунок именно таким, постарайтесь принять этот тревожный сигнал.

Pandaland Image

Если ребенок нарисовал себя в стороне, достаточно далеко от других членов семьи, это также должно вас насторожить. Вполне возможно, что он чувствует себя одиноким. Если себя он нарисует делающим уроки или читающим книгу, это может свидетельствовать, что родители не дают ребенку почувствовать себя свободным и заняться тем, чем хотелось бы именно ему.

Облака или тучи на рисунке означают тревожное состояние ребенка. Вполне возможно, малыш подсознательно чувствует опасность, которая медленно, но верно надвигается на него или их семью. Такой опасностью может быть развод родителей, все более реальный из-за частых скандалов и ссор. Тревожное состояние может быть обусловлено и чрезмерно жестким отношением родителей. Вполне возможно, что ребенок подвергается наказаниям за любые проступки. В результате – живет в ожидании плохого, боится того, что любой неверный шаг повлечет за собой неминуемую расплату. Причем не всегда из-за того, что боится исключительно физических наказаний. Любые порицания, критика или лишение каких-либо радостей также могут вызвать тревожное состояние у него.

Pandaland Image

Иногда он изображает фигуры членов семьи как бы недорисованными, схематичными. Это может означать, что в данный момент у него плохое настроение, он чем-то расстроен, испуган или просто желает заняться другим делом, а вы невольно ему мешаете. Поэтому просто отложите намерение протестировать своего ребенка на другой день.

Источник http://www.vashpsixolog.ru/component/content/article/60-diagnosis-of-family-relationships/200-questionnaire-socialization-for-adolescents-my-family

Источник https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/10/anketa-vzaimootnosheniya-v-vashey-seme

Источник https://pandaland.kz/articles/semya/psihologiya-282/test-kak-rebenok-vosprinimaet-vzaimootnosheniya-v-vashej-seme