Открытый урок по обществознанию на тему Семья и семейные отношения. 5-й класс

11 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Урок обществознания «Семья и семейные отношения»

Данная разработка урока по теме «Семья и семейные отношения» составлена для УМК Боголюбова Л.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса. На тему «Семья и семейные отношения « по программе отводится 2 урока. Разработка относится к первому из них, где рассматриваются базовые вопросы темы, касающиеся семьи, видов семей и семейных отношений.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Семья и семейные отношения

Урок «открытия» новых знаний

Технологии построения урока

Развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

Содержательная: дать представление о семье, ее роли в жизни человека.

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и ее роль в жизни в жизни человека

Воспитательные: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты работы; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе

Информационно-технологические

Учебник, презентация, пакет с рабочими материалами для работы групп, проектор.

Методы и формы

Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия темы

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова «Семья», «Поколение», опреде­лять ее функции; побудительную роль мотивов в формировании семьи; объяснять значение коммуникации в межличностном общении, показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века; сравнивать особенности семей двухпоколенных и трехпоколенных.

Познавательные:

— уметь самостоятельно выде­лять и формулировать цель урока

— умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;

— уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

— объяснять значения новых слов;

Коммуникативные:

— слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

— самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам своей работы;

— уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы

— стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

Читать статью  Как наладить отношения с женой и всегда ли это возможно

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

— оценивать собственный вклад в работу группы

Формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека

Открытый урок по обществознанию на тему «Семья и семейные отношения». 5-й класс

Урок учитель начинает с мотивации и эмоционального фона.

— Ребята, кто вам сегодня пожелал доброго утра, когда вы открыли глазки? А кто приготовил завтрак и проводил в школу? А кто выпекает вам вкусные ватрушки и пироги?

Дежурные в это время подают рапортичку об отсутствующих учителю.

II. Постановка цели и задачи урока и разъяснение их учащимся. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Вопросы к классу на повторение темы “Самые близкие люди” и подведение учащихся к самостоятельной постановке целей урока. (2 мин.).

Ребята, а кого мы с вами называем близкими людьми?

Друг, товарищ — это близкий человек, а насколько близкий?

Что такое семья? А какое значение имеет семья для человека?

Проблемный вопрос: Какая семья нужна человеку?

— А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)

Учитель корректирует ответы ребят и совместно формирует с учащимися тему урока. Один из учащихся записывает тему на доске: “Семья и семейные отношения”.

Главный вопрос урока: “Какие бывают отношения в семье?”

III. Актуализация знаний по изучаемой теме (4 мин.).

На примере сказки “Репка” учитель при совместной деятельности с учащимися показывает, что значит дружная семья, а учащиеся делают вывод, что семья, в которой присутствует взаимоуважение и взаимопомощь это счастливая семья. (Дети формируют второй вопрос)

Какая на ваш взгляд счастливая семья?

Учитель на слайде показывает фотографии своей семьи и на личном примере помогает детям формулировать вопросы по теме:

Как распределяются обязанности в семье?

Далее на примере сказки “Морозко” учитель беседует и подводит детей к пониманию конфликтов в семье. (Дети формируют третий вопрос)

Как и почему возникают споры в семье?

IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)

Проектная (индивидуальная деятельность) на фоне музыкального сопровождения (любые детские песни об участниках семьи) — (5 мин.)

Задание классу: при помощи материала и семейной фотографии создать альбомную страничку для альбома “Счастливая семья” (ребята свою семейную фотографию оформляют в красивую рамочку).

Для ребят, которые не смогли принести фотографии учитель дает на выбор фотографии, распечатанные из интернета, на которых, по их мнению, изображена счастливая семья.

Итог проектной работы — создание из страничек ребят альбома “Счастлива семья”. Учитель ходит по классу и помогает отстающим ребятам.

V. Физкультминутка. (1 мин.)

Физкультминутку учитель проводить под песню “Папа может, папа может все, что угодно”.

Далее учитель показывает ребятам альбом и говорит о том, что у каждого свое понятие о счастливой семье, потому что есть разные семьи двухпоколенные и трехпоколенные. полные и неполные, благополучные и неблагополучные, (на конкретных примерах)

Читать статью  Основы семейных отношений

Какая на ваш взгляд нужна семья ребенку?

VI. Индивидуальная работа по теме урока:

— Учащимся выдаются листочки с заданием:

Члены семьи Обязанности, которые они выполняют.
Я:
Мама:
Папа: Сестра:
Брат:
Бабушка:
Дедушка:
Тетя:
Дядя:

Задание: заполнить таблицу (4 мин).

Учитель проводит опрос по итогам выполнения задания, после этого происходит беседа, во время которой учитель подводит учащихся к тому, что одной из причин возникновения споров в семье, может быть и распределения обязанностей в семье, которые перерастают в конфликты.

  • 1-й ряд учащихся читает текст учебника “Причины семейных конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 2-й ряд учащихся читает текст учебника “Виды конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 3-й ряд учащихся читает текст учебника “Пути решения конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.

VIII. Первичная проверка понимания. (8 мин.)

  • Назовите причины возникновения конфликтов.
  • Какие виды конфликтов вы знаете?
  • Какие существуют пути решения конфликтов?

Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит их к выводу, что семья, в которой часто происходят конфликты, и та семья, которая не находит пути решения конфликтов, не может быть счастливой. Ребенку для гармоничного развития нужна счастливая семья и неважно полная она или неполная.

Проверка заданий, выполненных в рабочих тетрадях. (3 мин.)

IX. Закрепление изученного материала (3 мин.) Выполнение заданий в индивидуальных карточках.

Задание: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи.

Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, полная, неполная, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.

X. Информация о новом домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.).

  • Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
  • Какие семейные ценности и традиции есть в вашей семье?

Представьте себе и изобразите в качестве сюжетных картинок свой “Дом счастья”.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Подводим итог урока: на экран выводятся картинки счастливой семьи и семьи. Где произошли конфликты “Опять двойка”, “Иван Грозный убивает сына” и т.д.

Задание: определить картинки, на которых изображена семья, которая нужна человеку?

Учащиеся делают вывод, что нет семьи, в которой не было бы конфликтов, но для того, что бы ребенок в ней смог гармонично существовать необходимо, находить правильные пути выхода из него.

XII. Саморефлексия (2 мин.)

  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему я научился?

Учащиеся оценивают себя, анализируют свою работу на уроке, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

Семейные отношения

Семейные отношения требуют понимания нескольких терминов. Обществознание предлагает начинать с изучения типов семей. Счастливые семьи могут быть, если отношения между членами наполнены истинными чувствами.

Читать статью  Какие бывают кризисы в отношениях до брака по месяцам и годам?

Функции и задачи семьи

У семьи особая задача. Она объединяет людей для выполнения функций. Основная – развитие человечества. Задачи постоянно меняются, как и общество, которое состоит из маленьких ячеек – семей. Часть задач являются одновременно и характеристикой объединения людей в одну ячейку общества:

  • продолжение человеческого рода (репродуктивная);
  • воспитание потомства (социальная);
  • ведение хозяйства сообща;
  • эмоциональная связь: любовь, тепло, ласка, желание заботиться.

Члены семьи защищают друг друга. Мужчины – физически и финансово, женщины – морально и психологически. Дети – эмоционально и физически.

О семьях заботить и государство. Какие формы заботы можно выделить:

  • финансовые – компенсации, сертификаты за рождение детей, пособия;
  • экономически – строительство жилья, учреждений.
  • психологические – поддержка интересов семей на различных уровнях власти.

Не все семьи выполняют поставленные перед ними задачи. Часть ведет асоциальный образ жизни. Результаты таких отношений – брошенные дети, дома для престарелых, социальные приюты.

Портрет семейных отношений

Ученые делят семьи на две группы. В основе классификации тип отношений или их отсутствие. Существует 2 группы:

которые читают вместе с этой

  • неблагополучные;
  • благополучные.

Для неблагополучных характерны такие отношения: зависть, лень, злобность, жестокость. Для благополучных – любовь и нежность, взаимопомощь и поддержка, внимание и забота.

Другая классификация предполагает деление семей по количеству поколений, связанных отношениями:

  • Неполные. Отношения связывают мать и ребенка (нет полного восприятия семьи).
  • 2-поколенная. Отношения связывают родителей и детей.
  • 3-поколенная. Деды, родители, дети.
  • 4 – поколенная. Связи идут от прабабушек (прадедушек).

Чем больше поколений, тем сложнее семейные связи. Отношения развиваются по определенным законам. Но сказать о насыщенности чувств и тесноте семейных уз нельзя только от количества поколений.

Семейные отношения – это не количество человек в семье. Чувства воспитанности и культуры взаимопонимания – основа отношений.

Предназначения семей

Семья – исторический факт. Семейные отношения появились еще в древние времена. В основе семьи лежит любовь. Но это было не всегда.

Часть эпох не позволяли создавать семьи на любви. Это могла быть воля барыни (начальства), материальная выгода. История учит, что самыми крепкими были семьи, основанные на взаимном чувстве нежности.

Любовь – эмоциональная привязанность между людьми. Ученые пытаются высчитать, сколько длится любовь. Но у каждого человека свои периоды. Дать правильный ответ невозможно. Факторы связи зависят от индивидуальной психики человека, силе привязанности.

Семья и семейные отношения – сложные многогранные понятия.

Что мы узнали?

Из темы по обществознанию (5 класс) мы узнали, что в любой семье начинают формироваться семейные отношения. От них зависит крепость семьи, длительность чувств. Связи между членами различны, имеют различную историю возникновения. Отношения помогают выполнить предназначение и задачи, которые поставило человечество перед его ячейкой. Без чувств отношения невозможны.

Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/semya_i_semejnie_otnosheniya_174414.html

Источник https://urok.1sept.ru/articles/658728

Источник https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/semeynye-otnosheniya-semya-5-klass.html