Семейные дисфункции
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, их характеристики:
1) Экономические причины выражаются в прожиточном уровне ниже черты бедности, в низком уровне заработной платы или ее невыплате, в безработице. Психологические причины выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.
2) Асоциальные причины выражаются в алкоголизме семьи или одного из ее членов, наркомании, проституции.
3) Медицинские причины выражаются в хронических инфекционных и венерических заболеваниях, психических и сексуальных отклонениях.
4) Психологические причины — выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.
Типичные роли детей в проблемных семьях, их характеристика:
1. «Козел отпущения» — ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу.
2. «Любимчик» — эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
3. «Беби» — ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит.
4. «Примиритель» — ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
5. Воспитание по типу Золушки- родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво.
5. Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей.
6. Воспитание по типу кронпринципа- обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой.
Деструктивные типы семьи и их характеристик:
Семья – «крепость» – ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями.
Семья – «маскарад» – несогласованность жизненных целей и планов супругов.
Вулканическая» семья – отношения изменчивы, супруги часто расходятся для того, чтобы снова сойтись и относиться друг к другу искренне и нежно.
Основные направления работы педагогов с семьей школьника
1. Информирование — педагог способствует полному информированию родителей о ребенке, программах и методиках его обучения и воспитания в образовательном учреждении.
2. Корректировка семейного воспитания — педагог способствует развитию особых способностей ребенка, профилактике и преодолению вредных привычек и вредного влияния семьи.
3. Взаимодействие с общественными организациями родителей -педагог взаимодействует с родительским комитетом, школьным Советом, Советами по месту жительства и на предприятиях.
Де 7. Управление образовательными системами
Тема 7.1. Система образования в рф
По данной теме студент должен знать: структуру системы образования и основные принципы государственной политики в области образования.
Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008.
Андреева, Г. А. Основы педагогики: учеб. пособие / Г. А. Андреева. – Коломна: КГПИ, 2008. – 159 с.
Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин / Под ред. Т. И. Шамовой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
Материалы для подготовки к теме
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций
Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:
– общее среднее образование;
– внешкольное обучение и воспитание;
– среднее специальное образование;
– подготовку научных и научно-педагогических кадров;
– повышение квалификации и переподготовку кадров.
Цель системы образования – обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности.
Содержание образование определено в общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах.
Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной программы устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом.
Федеральная программа развития образования, отражающая основы государственной политики в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях, а также способы реализации выбранной стратегии. Федеральную программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, культурные и религиозные, демографические особенности.
Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые:
— формируют образовательную политику;
— регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения;
— определяют Государственные образовательные стандарты;
— проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
Учредителями образовательных учреждений, согласно Закону РФ «Об образовании», могут являться:
— органы гос.власти и регионального (местного) самоуправления;
— отечественные и иностранные организации всех форм собственности, зарегистрированные на территории РФ;
— общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
— граждане РФ и иностранные организации.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы гос.власти и органы управления образованием должны:
— формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;
— регулировать правовые отношения в области образования;
— разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования;
— формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием;
— согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения;
— устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
— устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное образование;
— разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;
— устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
— регулировать трудовые отношения.
В ведении субъектов РФ в области образования находятся:
— определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;
— законодательство субъектов РФ;
— определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и и финансирования образовательных учреждений;
— осуществление федеральной политики в области образования;
— разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
— формирование гос.органов управления образованием и руководство им;
— создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения;
— установление национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов;
— формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование;
— установление местных налогов и сборов на цели образования и т.д.
К компетенции в области образования органов местного самоуправления относится:
— планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
— участие в назначении руководителей муниципальных образовательных учреждений;
— участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования:
— обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора соответствующего учреждения;
— создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и др.
К компетенции образовательного учреждения относится:
— материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;
— привлечение для осуществления деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;
— предоставление учредителю ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
— подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
— организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
— разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
— установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
— разработка и утверждение Устава образовательного учреждения;
— самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников;
— разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;
— самостоятельное осуществление образовательного процесса;
— осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательное учреждение несет ответственность за:
— невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
— реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, т.е. качество образования своих выпускников;
— жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
— нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
— руководит образовательным учреждением совместно с советом школы в соответствии с Уставом школы;
— обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование, гос.аттестацию и аккредитацию;
— создает атмосферу единого понимания и совместного формулирования целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного учреждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внутреннюю пед.культуру;
— регулирует отношения в коллективе, поддерживает благоприятных социально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;
— несет ответственность за соблюдение требований охраны прав детей и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет внутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
— представляет интересы учебного заведения в государственных и общестчвенных органах;
— осуществляет подбор и расстановку пед.кадров, прием детей в школу;
— организует рациональное использование выделяемых бюджетных ассигнований;
— координирует управленческую деятельность заместителей, руководителей структурных подразделений, распределяет функциональные обязанности между ними;
— утверждает учебные планы, образовательные программы;
— курирует состояние преподавания и результаты обучения
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Адаптивность в т.ч. подразумевает усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Означает свободу государственных и муниципальных образовательных учреждений от прямого религиозного воздействия;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономия образовательных учреждений.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.
Третья ступень высшего образования предполагает подготовку «дипломированного специалиста» со сроком обучения 5 лет подготовку «магистра» со сроком обучения 6 лет.
Семейные дисфункции
К семейным дисфункциям можно отнести неврозы и психозы в семье.
Психоз — глубокое расстройство психики, психической деятельности. Эти расстройства проявляются в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Психозы могут сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками и т.п.
Бред – совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, не соответствующих действительности, в которых человека не возможно разуверить.
Психоз необходимо отличать от невроза
Психоз связан с элементами человеческой личности и существования, чем невроз, и (процитирую самого себя).
Невроз — функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний и психических перенапряжений. Основные неврозы: неврастения, истерия, навязчивые состояния.
Семья — малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Брак — добровольный семейный союз порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
На формирование успешного брака влияют 8 параметров:
1. Доверительность;
2. Взаимопонимание;
3. Сходство во взглядах;
4.Легкость в общении между супругами;
5. Взаимная эмпатия;
6. Психотерапевтичность общения;
7. Удовлетворенность отношениями;
8. Позитивность отношений.
Однако, существуют семейные мифы для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Это могут быть понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ семьи, или образ «Мы».
Т.М.Мишина (1983) первой ввела понятие «образ семьи, или образ «Мы», под которым имела ввиду целостное, интегрированное образование – семейное самосознание, определяющее целостной регуляцией поведения семьи, согласование позиций отдельных её членов.
Цель такого мифа — закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге.
Для гармоничных семей характерен согласованный образ «Мы», для дисфункциональных – семейные мифы.
В дисфункциональной семье существует механизм психологической защиты – «расщепление» выступающие в двух формах.
Первая встречается когда супруги имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые стороны» представлений о себе каждого из супругов проецируются ими за пределы семьи и солидарно не принимаются обеими супругами. Например, супруги с вытесняемыми сексуальными импульсами, испытывающие неосознаваемое беспокойство в связи со своими сексуальными потребностями, склонны создавать миф «мы чистые, идеальные люди», а других людей считать грязными, распущенными и распределять эту оценку на моральные устои общества.
При второй форме расщепления речь идёт о ситуации, когда один из супругов ищет в другом те качества индивида, которые бессознательно воспринимаются им как символ подавленных аспектов собственной личности. Каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своём супруге проявление тех качеств, которые он как бы не признает в себе. Из-за этого вместо гармоничного согласия, частности по вопросам сексуальной приемлемости, у одного из партнеров возникает стремление поощрять другого партнера на те формы поведения, которые он сам боится реализовать. В этой ситуации поиск путей к удовлетворению своих сексуальных потребностей сопровождается переживанием неуверенности, тревоги и вины.
По Э. Г. Эйдемиллеру (1995), наиболее частыми в дисфункциональных семьях являются следующие семейные мифы: «Мы такая отличная семья, но другим не дано понять», «Он такой поганец (о своём ребенке), что не стоит нашей заботы», «Он очень чувствительный (ребенок, большой член семьи) и требует особого отношения; мы живём для него». Существуют дисфункциональные семьи с определенной структурой семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным членом», «козел отпущения» и др.
У З.Фрейда есть отдельная статья (1909) о семейных фантазиях, где субъект в своём воображении изменяет свои связи с родителями ( воображая, к примеру, себя подкидышем). Подобные фантазии основаны на Эдиповом комплексе.
В этих фантазиях субъект придумывает себе другую семью и сочиняет по этому поводу своего рода роман. В явной форме подобное фантазирование встречается при параноидном бреде. Вскоре Фрейд обнаружил его примеры у невротиков: скажем ребенок воображает, будто его родители – люди знатные, или что его отец был знатен, или что его мать имела тайную связь со знатным человеком, или же что сам он законный сын, а его братья и сестры – незаконные дети. Это желание принизить родителей в одном смысле и возвеличить в другом, желания величия, попытка обойти барьер инцеста, соперничество с сиблингами (братьями и сестрами) [Ж. Лапланш, Ж.Б. Понталис . Словарь по психоанализу, с. 517].
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Что вызывает дисфункцию семейных отношений
На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с разнообразными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами.
Речь идет о довольно широком спектре обстоятельств, особенностях социальной среды, условиях жизнедеятельности семьи, изменениях в личности одного из супругов, которые могут усложнить функционирование семьи. Все многочисленные проблемы, которые возникают перед семьей можно условно распределить по силе и продолжительности их влияния.
Особое значение имеют при этом две группы семейных проблем. Примером первых может служить смерть одного из супругов, известие о супружеской измене, внезапные изменения в жизни и социальном статусе (например, внезапное и серьезное заболевание) [16, с.72].
Ко второй группе проблем можно отнести чрезмерные физические и психические нагрузки в быту, на производстве, сложность с решением жилищной проблемы, продолжительный и стойкий конфликт между членами семьи.
Можно привести следующую классификацию проблем, с которыми встречается семья. Выделяют два их типа: проблемы, связанные с резким изменением образа жизни семьи (жизненного стереотипа) — например, заключение брака, начало семейной жизни, рождение ребенка. И проблемы, которые связаны с кумулятивной трудностью, то есть их наложением — например, необходимость принятия решений целого ряда проблем сразу после появления в семье ребенка, а именно окончание получения образования, усвоение специальности, решение жилищной проблемы, ухода за ребенком.
Семья, которая встретилась с трудностью, в определенной мере старается противостоять ей, предупредить отрицательные следствия. Исследования свидетельствуют, что существуют довольно четкие отличия в том, как разные семьи реагируют на трудности.
В одних случаях трудности осуществляют мобилизующее, интегрирующее влияние; в других — наоборот ослабляют семью, приводят к возрастанию в ней противоречий. Причем, второе — наиболее характерно именно для молодых семей, которые являются и слабо подготовленными и не испытательными в мире семейных неурядиц [17, с.59].
Конфликты в семье — это обострения разногласий между ее членами на основе расхождения идей, взглядов, интересов, потребностей, стремлений вследствие низкого уровня этико-психологической культуры, неумения преодолевать различные трудности. Тем не менее, чаще всего конфликты в семье не имеют важных на то причин и возникают из-за мелочей.
Вот так выглядит классификация конфликтов, которые рождены неудовлетворенными потребностями:
1. конфликты, которые возникают на почве неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, беспричинная критика.
2. Конфликты, психическое напряжение на основе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих партнеров. Они могут иметь разный фундамент для возникновения: сниженная сексуальность одного из партнеров; несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; низкий уровень осведомленности и культуры партнеров по вопросам психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; разные болезни; значительное хроническое физическое или нервное перенапряжение одного из партнеров.
3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, которые имеют своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих партнеров в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение партнеров.
4. Конфликты, ссоры на почве влечения одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и других гипертрофированных потребностей, которые приводят к неэкономным и неэффективным затратам денежных средств семьи.
5. Финансовые споры, которые возникают на основе преувеличенных одним из партнеров потребностей. Вопрос взаимного бюджета, содержания семьи, вклада партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. Конфликты, на почве потребности в взаимопомощи, сотрудничестве, а также связанные с распределением домашней работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.
7. Конфликты, ссоры, которые рождены неудовлетворенными потребностями партнеров в питании, одежде, благоустройстве жилья, а также личными потребностями супругов.
8. Конфликты на почве различных потребностей и интересов в проведении досуга, разных хобби.
Именно из-за таких конфликтов количество разводов просто ужасает! За последние годы увеличились случаи разводов среди молодых семей, которые даже не прожили и 5 лет в супружестве.
Стабильность или нестабильность брака рассматривается, таким образом, именно через удовлетворенность потребностей молодых супругов. Считается, что стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Другими словами, супруги должны удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах.
Значит, брак является стабильным лишь тогда, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, если ни один из партнеров не ощущает чувства отчуждения и психологического одиночества.
Для каждого из партнеров в браке должен быть довольно оптимальный необходимый уровень удовлетворения потребностей, в противоположном случае будет возникать дискомфорт, будут возникать и укрепляться отрицательные эмоции и чувства. А на почве неудовлетворенных или частично удовлетворенных потребностей могут возникнуть временные или хронические физиологические, психические напряжения, которые постепенно могут подточить эмоционально-психологическую стабильность брака [11, с.91].
Психологи выделяют такие типичные варианты завершения семейных конфликтов:
1. Принуждение — волевое навязывание такого результата, который устраивает лишь инициатора спора. При этом унижается достоинство другого члена семьи, ограничиваются его права, возникает кризисное состояние.
2. Конфронтация — никто из участников спора не принимает во внимание позицию другого, и отношения между членами семьи становятся отрицательными.
3. Специальный уход от развязывания разногласий. Положительным здесь является то, что возникает время для обдумывания, разумного принятия решения.
4. Компромисс, то есть открытый поиск наиболее удобного и справедливого для участников спора его решения на основе равенства прав и обязательств, открытых требований, взаимных уступок.
В частности в Законодательстве Украины «О браке, семье и наследовании» детально расписаны пути решения семейных конфликтов.
Итак, вступая в брак нужно понимать, что совместная жизнь двух людей сложна и будничной работы в ней больше, чем праздников. Поэтому, все проблемы, которые будут возникать на пути, супругов нужно преодолевать вместе, спокойно, уважая точку зрения партнера.
Источник https://studfile.net/preview/7246766/page:36/
Источник https://proza.ru/2018/04/13/916
Источник https://studbooks.net/711601/sotsiologiya/prichiny_disfunktsii_seme