ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

22 октября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Жизненный цикл семьи, кризисы и характерные проблемы

Как человек рождается, растет, взрослеет, набирается уму-разуму, потом старится и покидает этот мир, так и семья, состоящая из людей, проходит по своему жизненному пути. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:
— Период ухаживания.
— Фаза проживания супругов без детей
— Семья с маленьким ребенком
— Фаза стабилизации или зрелого брака
— Фаза, в которой дети постепенно покидают дом
— Фаза «пустого гнезда»
— Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот кризисный момент люди либо разрывают отношения, либо пытаются устанавливать новые правила общения, либо идут к специалисту- семейному психологу или психотерапевту, чтоб вернуть утраченное равновесие.

Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?

Период ухаживания

Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы:
— достичь эмоциональной и финансовой независимости от родителей;
— развить навыки ухаживания и привлечения партнера;
— занять адекватный возрасту социальный статус.

Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.

Фаза проживания супругов без детей

Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние правила (кто и когда моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами: баланс между доверием и контролем в паре, вопрос разделения власти и зон ответственности, взаимоотношения с родителями супругов, совместное/ раздельное времяпровождение и так далее.

Семья с маленьким ребенком

Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.

Фаза стабилизации/ зрелого брака

Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.

Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что оставшись наедине, им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения и воспитания детей. В этот период возрастает число разводов.

Последние стадии жизненного цикла семьи

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается.

Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают.

Главное – не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой»

Заполните необходимые данные и мы перезвоним Вам, чтобы подтвердить информацию для записи на прием

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

Семья — не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.

В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни Э. Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия, где был использован термин «цикл развития семьи». Понятие «жизненный цикл семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 1940-х гг.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений: отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» (ЖЦС) используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется стадией жизненного цикла.

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

Исследователи выделяют различное количество фаз жизненного цикла семьи, но главными среди них являются следующие:

  • 1) вступление в брак — образование семьи;
  • 2) начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  • 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Согласно другой классификации выделяют следующие восемь стадий, которым предшествует стадия вовлечения, т.е. встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

  • 1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.
  • 2. Появление в семье детей (возраст ребенка — до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.
  • 3. Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка — от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
  • 4. Семьи с детьми — младшими школьниками (возраст старшего ребенка — от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе.
  • 5. Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
  • 6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.
  • 7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.
  • 8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы:

  • • брачная пара в момент образования;
  • • семья с маленькими зависимыми детьми;
  • • семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;
  • • стадия отделения всех детей.
Читать статью  Учебный материал на тему Проблемы социальной защиты семьи. статья

Отечественный социолог А.И. Антонов [1] выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь следующие четыре стадии семейного цикла:

  • • предродительства;
  • • репродуктивного родительства;
  • • социализированного родительства;
  • • прародительства.

Стадия предродительства — период вступления в брак и зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».

Стадия репродуктивного родительства — стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

Стадия социализированного родительства — стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья. Вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств, либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.

Стадия прародительства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии социализированного родительства, если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

Следует отметить, что за последние 50—100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди не только стали жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же периода репродуктивного родительства (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий: I стадия — примерно 1,1 года; 11 — 2,5 года; 111 (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) — 14,9 лет плюс 8 лет периода продолженной социализации; IV — 19,9 лет.

В психологической литературе критериями для деления ЖЦС на стадии являются изменения отдельных функций и структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего выделяются следующие стадии:

  • 1) период добрачного ухаживания;
  • 2) молодая брачная пара без детей;
  • 3) семья с маленькими детьми;
  • 4) семья с детьми-школьниками или подростками;
  • 5) отделение детей от родителей;
  • 6) супружество в позднем возрасте.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелого и пожилого возраста.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов — от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети — школьники или студенты — становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с семьями детей и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы. Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадии, когда появляется первый ребенок и когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать, а «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

Существуют следующие типы ситуативных изменений в семье:

  • 1) выбывание — утрата членов семьи по различным причинам;
  • 2) прирост — пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы;
  • 3) изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.);
  • 4) биологические изменения — половая зрелость, климактерический период и т.д.;
  • 5) изменение стиля жизни — уединение, переезд, безработица и т.д.;
  • 6) насилие — кража, изнасилование, избиение и т.д.

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как нормативные. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм регрессии) либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм фиксации). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС.

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам:

  • 0— 1. Принятие на себя супружеских обязательств;
  • 1— 2. Освоение супругами родительских ролей;
  • 2— 3. Принятие факта появления в семье новой личности;
  • 3— 4. Включение детей во внешние социальные структуры
  • (детские учреждения);
  • 4— 5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый
  • 5— 6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка;
  • 7— 8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов

вновь остаться вдвоем;

8— 9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы, как:

  • • исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
  • • рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
  • • более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами. Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
  • • с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
  • • возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сек суально проявить себя на стороне, «пока еще не поздно».
Читать статью  Воспитание отцом в неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой»: он приводит либо к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков, либо к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

Задачи развития семьи. На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития, т.е. те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться, для того чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой.

Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

  • 1. Молодая семья:
    • • дифференциация от родительской семьи, установление границ общения с друзьями и родственниками;
    • • разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
    • • реорганизация семьи для выполнения новых задач;
    • • поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
    • • согласование личных и семейных целей.
    • • перераспределение обязанностей;
    • • проявление участия при наличии проблем с учебой;
    • • распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
    • • перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
    • • изменение типа родительского поведения и ролей;
    • • подготовка к уходу подростка из дома.
    • • сепарация ребенка от семьи;
    • • корректный уход из дома;
    • • поступление в колледж, на военную или иную службу.
    • • пересмотр супружеских взаимоотношений;
    • • пересмотр распределения обязанностей и времени;
    • • адаптация к уходу на пенсию.

    На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый ее член мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

    Анна Варга: Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

    Жизненный цикл семьи — это история жизни семьи, её протяженность во времени, собственная динамика семейной жизни. Это понятие используется социологами, психологами, психотерапевтами для описания ряда характерных для семьи важнейших событий.

    Анна Варга: Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

    В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что при переходе от одной стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении личности. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений.

    Жизненные циклы семьи: 9 стадий

    Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако, если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного кризиса.

    Первая стадия жизненного цикла — это стадия монады: одинокий, финансово самостоятельный молодой человек, живущий отдельно (предположим, речь идет о тех временах, когда оплата труда в Америке увеличивалась). Он живет сам по себе, вырабатывает некий опыт самостоятельной жизни, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, слегка от них отстраняется, проверяет их на практике. Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. Затем молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак.

    Вторая стадия называется стадией диады. Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет осуществляться. Есть правила, которые можно выработать легко, а есть такие, которые выработать трудно: во-первых, потому что они плохо осознаются, и, во-вторых, потому что они непосредственно привязаны к самооценке.

    Правила, о которых разговаривать просто,— это внешние правила жизни. Например, кто из членов семьи планирует отдых, кто моет посуду, кто покупает, кто зарабатывает деньги. Если люди по своему опыту жизни в родительских семьях несильно отличаются друг от друга, то им о таких внешних правилах договориться довольно просто.

    Но в семейной жизни есть и такие существенные вещи, по поводу которых договариваться труднее. Например, правила сексуального поведения. Приведу банальный случай: девушка выросла в такой семье, где мама встречала папу на каблуках и накрашенная, и девушка знает, что это нормальное поведение и что не надо ходить дома в халате, тапках и оскорблять взор супруга своей неприбранностью; хочешь мужа порадовать — намажь лицо, и все будет отлично.

    А молодой человек вырос в другой семье. На каблуках и накрашенная — это была его первая учительница, которую он ненавидел лютой ненавистью. А дома у него мама была мягкая такая, в халате ходила, в тапках, и ему было с ней очень хорошо. И вот жена ждет мужа с работы на каблуках, думает, что сейчас они отлично проведут время вместе. А он, увидев ее, спрашивает: «Мы, что, идем в гости?» Она думает: «Не хочет меня. Может быть, уже разлюбил? Положим на заметку, пойдем в гости». Потом она болеет и ходит в халате и тапках, не нравится себе ужасно, плохо себя чувствует. Муж думает: «Наконец-то жена дома»,— и начинает к ней проявлять сексуальный интерес. «Вот скотина, я болею, а он. »

    Анна Варга: Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

    Какова внутренняя логика этого молодого человека? «Я прихожу домой, думаю, что сейчас отлично проведем время с женой, а она уже собралась куда-то на выход, только я думаю — она уже дома и моя, а она нарядилась для посторонних. Не любит?»

    Возникает некое напряжение, которое трудно обсуждать, поскольку непонятно, о чем идет речь. Все очень смутно. Выстроить такую четкую линию, кто что делает и когда, кто что чувствует и когда (когда каблуки и когда тапки),— это дело непростое. У людей это происходит на уровне самочувствия, а вовсе не формулируется в словах. А если бы это можно было вывести на уровень речи и обсудить, то понятно было бы, что данный вопрос можно решить очень просто, как и вопрос о том, идем ли мы сегодня в гости или делаем что-то другое.

    Предположим, эта молодая семья не развелась и выяснила все про тапки и каблуки, и все остальное тоже выяснила, и они рожают ребенка. Или, допустим, они ничего не выяснили, но закон гомеостаза сработал, и они рожают ребенка, чтобы не развестись.

    Так или иначе, наступает третья стадия жизненного цикла — триада. Опять время кризиса. Они думали, что будет лучше, а стало хуже. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции.

    Во-первых, это структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше; часто мужчина говорит, что он чувствует себя одиноким, заброшенным, неухоженным, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо своим ребенком. Наступает пик супружеских измен.

    Во-вторых, надо опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности людей.

    Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы и новая стадия жизненного цикла семьи — четвертая.Это будет настоящая драма.

    Новорожденный ребенок вытесняет старшего с его места единственного, привилегированного, самого опекаемого и балуемого члена семьи. В этот момент начинается ревность и соперничество детей.

    Описаны многочисленные наблюдения за тем, как влияет порядок рождения детей на их положение в семье. Особенно подробно это изучал Мюррей Боуэн. Порядок рождения, или сиблинговая позиция в семье,— важная составная часть его теории эмоциональных систем (Теория семейных систем Мюррея Боуэна, 2004).

    В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое поведение по-разному. Во многих западных книжках вы прочтете, что старший ребенок — это ответственный, активный, «обродителенный» («наделенный родительскими функциями») ребенок. Понятно, что это связано с законом о майорате, который был принят довольно рано в западных странах, когда все наследство переходило к старшему ребенку.

    Там же вы прочтете, что младшие дети — активные, авантюристы; так как денег у них не было, они отправлялись в Америку и колонизировали ее. В тех странах, где закон о майорате был принят позже или не был принят вообще, такого характерологического разделения нет.

    В России, например, закон о майорате был принят чуть ли не в XVII в., если я не ошибаюсь, и тотального, повсеместного влияния не имел. Но тем не менее есть некоторые особенности; например, считается, что старшие дети должны заботиться о младших, а младшие должны слушаться старших. В маргинальных культурах старшие должны заботиться о младших, а младшие слушаться не должны.

    Анна Варга: Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

    Следовательно, старший ребенок оказывается в заведомо невыгодном положении, поскольку эта самая иерархия не достроена, она противоречива. Поэтому форма соперничества детей в российских семьях приобретает драматические черты, часто совершенно уродливые, потому что социального правила про то, как выстраивать иерархию между сиблингами нет, и каждая семья должна его изобретать.

    Считается, что средний ребенок находится в наиболее комфортном положении. Он более социально грамотный, потому что он умеет быть младшим по отношению к старшему ребенку и старшим по отношению к младшему И поэтому в своем собственном браке, когда он состоится, этот средний ребенок будет наиболее гибким и социально компетентным. Известны такие наблюдения, которые приложимы к западному обществу и не соответствуют условиям России.

    Старший брат женится на младшей сестре (пол здесь не имеет принципиального значения), получается так называемый комплементарный брак. Предполагается, что в комплементарных браках меньше проблем, потому что у супругов есть некие ролевые навыки, полученные в своих родительских семьях и которые могут пригодится им в выстраивании жизни своей ядерной семьи. Старший умеет заботиться и командовать, младший — принимать заботу и подчиняться.

    В браке между двумя младшими или между двумя старшими детьми весьма вероятен ролевой конфликт

    Младшие дети хотят заботы и не умеют ее проявлять, оба старших одновременно хотят быть «начальниками», никто почему-то не хочет быть «дураком» (по поговорке «Кто начальник, кто дурак»). А вот средний ребенок приспосабливается к любой ситуации. У меня нет статистики такого рода, но в целом в определенных слоях браков становится все меньше и меньше. Там, где в семьях растут единственные дети, количество браков снижается, и количество одиноких людей, живущих всю жизнь вне брака, растет.

    На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир.

    Как проверить семью на эффективность воспитания ею детей и правил, которые они получают? Если ребенок как семейный агент выходит во внешний мир, например, идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна. Если ребенок не справляется с этими требованиями, значит, семья дисфункциональна.

    Считается, что начало школьного обучения ребенка — кризисный момент для семьи, семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующих семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. И тогда ребенок, который не справляется с какими-то внешними требованиями, например школьными, оказывается для семьи человеком, который всю эту семью «позорит» или не способен повысить ее социальный статус.

    Ожидания, что ребенок может семью куда-то продвинуть или опозорить,— это ожидания недифференцированных семей, где отдельный человек не есть на самом деле отдельный человек, а есть только представитель чего-то другого, большего, общего. И тогда, конечно, к нему обращены добавочные ожидания: предполагается, что он должен быть не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи, в понимании ее старших членов.

    Неуспешный ребенок не получает в семье поддержки и помощи, потому что там нет внутренних правил, все семейные правила присоединены к социальным. В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил двойку — сам виноват и т.д., и т.д. И дальше — только хуже, потому что в таком случае у ребенка нет возможности преодолеть свои трудности. Взрослые не помогают ему, не дают эмоциональной поддержки, не вселяют веру в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха. Цена этому — конец познавательной деятельности.

    Анна Варга: Каждая семья должна пройти свой жизненный цикл

    Шестая стадия драматична в любой культуре, потому что здесь требования гомеостаза расходятся с требованиями индивидуального психического развития очень резко. Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни. Надо быть кем-то еще.

    Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только выйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. Тогда требование безопасности соблюдается: он идет — рискует — реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель.

    Если семья не дает возможности реанимации, тогда риск ребенка возрастает. Семье, особенно семье дисфункциональной, трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье.

    Например, он стал медиатором между своими конфликтующими родителями. Или он стал маминым «дружочком», или папиной «подружкой» — он уже занял какую-то функциональную нишу Если он уходит из семьи, его функции провисают. И тогда семейный гомеостаз начинает трещать, и родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от семьи, потому что им нужно, чтобы он свои функции выполнял так, как он выполнял их раньше.

    Родителям никакие друзья этого ребенка не нравятся, внешняя среда кажется опасной, детские занятия дискредитируются, опасности для здоровья и жизни преувеличиваются. Нередко ребенку внушается его общая жизненная несостоятельность.

    Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде.
    Подтекст всех таких сообщений ребенку: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».

    Часто прохождение шестой стадии жизненного цикла семьи затрудняется совпадением по времени кризиса подросткового возраста ребенка с кризисом среднего возраста родителей. Родители к этому моменту достигли такого этапа жизни, когда они должны подводить какие-то промежуточные итоги.

    Они должны ответить себе на вопрос о том, почему они живут друг с другом, сложилась ли их жизнь так, как они этого хотели, занимаются ли они тем, что представляет для них какую-то радость или интерес, добились ли они социального успеха и высокого качества жизни. И если этого нет, то они должны объяснить себе, почему так произошло.

    Иногда очень удобно объяснить это нарушением в поведении ребенка, например: я не могла сделать карьеру, потому что у меня был трудный ребенок, или больной, или плохо учился, или был неуправляемым. Или я не могу сейчас заниматься тем, чем мне хочется, не потому, что я не справлюсь, а потому, что у меня ребенок в трудном возрасте. И тогда нарушения в поведении ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении.

    Сразу скажу вам, что любой симптом в системе условно выгоден. Он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят.

    Если люди проходят через этот кризис, то происходит сепарация ребенка от семьи и наступает седьмая стадия жизненного цикла.

    Различают два уровня изменений в системе: изменения первого и второго порядка.

    Изменения первого порядка — это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может умереть, может произойти развод — любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это — изменения первого порядка, изменение структуры. Это не значит, что произойдет перестройка отношений. Люди могут не жить вместе, но злиться друг на друга так же сильно, как в момент реального конфликта, годами. И вам могут с гордостью рассказывать, что 5 лет не разговаривают с кем-то из членов семьи. Эмоционально незавершенные разводы могут длиться десятками лет.

    С системной точки зрения это незавершенный развод. Не произошло изменений второго порядка — не изменились взаимоотношения. Хорошо, правильно, функционально — когда происходят изменения второго порядка, т.е. когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры.

    Если эта, шестая, стадия пройдена удачно, то происходит сепарация детей от родителей на уровне изменений второго порядка: у них меняются взаимоотношения. Они могут оставаться в близких отношениях, родственных отношениях, любить друг друга всю жизнь, но это — не отношения маленького ребенка с родителями (при этом неважно, кто на самом деле ребенок, а кто — родитель, часто происходит инверсия), это отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости.

    Допустим, дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап — восьмой — симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда. (Когда им надо подменять чем-то ненужные больше родительские функции.) В наших семьях это часто подменяется внуками, а в семьях других культур — путешествиями и разными другими делами.

    Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне — конец семьи.

    Анна Варга «Введение в системную семейную психотерапию»

    Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

    Источник https://kidscenter.ru/article/adult/zhiznennyj-cikl-semi-krizisy-i-xarakternye-problemy/

    Источник https://studref.com/354075/sotsiologiya/zhiznennyy_tsikl_semi

    Источник https://econet.ru/articles/anna-varga-kazhdaya-semya-dolzhna-proyti-svoy-zhiznennyy-tsikl