Психолого-педагогические проблемы социальной работы с семьей

16 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблемы системы социальной работы с семьей

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” СЗ РФ.-1995.-№50.-ст.4872., который устана-вливает основы правового регулирования в области соци-ального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе со-циальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустацио-нарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной соци-альной помощи), которые предусмотрены настоящим за-коном.

Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Фе-дерального закона, в которой в числе учреждений соци-ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги — комплекс-ные центры социального обслуживания населения, терри-ториальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреж-дения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как фе-деральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осу-ществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответ-ствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

После принятия закона в 1995 году активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных соци-альных служб. На основании статистических данных, по-ступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, ха-рактеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи , свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.-М.,1997.-С.12. Наша область тоже не осталась в стороне: в #G0 соответствии с Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 было разработано #G0Положение о центре социальной помощи семье и детям комитета по социальной защите населения Администрации Мурманской области (см. Приложение 1); в 1997 году был создан “Экспертно-координационный Совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при администрации Мурманской области”. Главные цели которого: ф#G0ормирование и реализация государственной семейной политики на территории области с учетом региональных особенностей; объединение усилий и обеспечение взаимодействия областных, общественных и благотворительных организаций в работе, направленной на улучшение положения семьи и детей в Мурманской области; создание системы комплексной (социальной, экономической, юридической, психологической и иной) поддержки семьи, матери и ребенка на основе обязательного участия всех заинтересованных ведомств. СЗ МО.-1997.-Сборник.№10.-С.85.

И все же процесс становления сети учреждений нового типа, ко-торые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к ста-новлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осу-ществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъек-тов Российской Федерации, как Красноярский и Красно-дарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюмен-ская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.

Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере территориальных центров со-циальной помощи семье и детям различных регионов Российской Федерации ( в работе мною использованы материалы из таких изданий как : «Формы и методы работы с детьми центров социальной помощи детям» и сборника дипломных работ Петрозаводского Государственного университета.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные ус-луги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры со-циальной помощи семье . Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной соци-альной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.

Создание центров социальной помощи семье в различных регионах Российской Федерации, крайне важная задача по скорейшему формированию единой общероссий-ской системы таких центров разного территориального уровня ставят в повестку дня два актуальных вопроса: о со-держании работы таких центров и об их месте в ряду других государственных и общественных органов и организаций, призванных решать многосложные проблемы семьи.

Сфера деятельности центров обширна:

в центрах ока-зывается содействие в получении льгот, пособий, компенса-ций, денежной и натуральной помощи, кредитов;

организо-вываются выставки-продажи поношенных вещей, благотво-рительные аукционы;

осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социаль-ная поддержка выпускников детских домов и школ-интер-натов;

поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации;

ве-дется консультирование по вопросам жилищного, семейно—брачного, трудового, гражданского, пенсионного законо-дательства, прав детей, женщин, инвалидов;

центры оказы-вают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.

Сказанным далеко не определяются все функции центров помощи семье. Различные центры по разному решают проблемы социального обслуживания семьи.

При центрах открываются швейные цехи и различного рода мастерские (Ермаковский районный центр Красноярского края, большинство районных центров в Республике Тува и др.); создается материально-техническая база для развития народных промыслов и организации надомного труда одиноких матерей, взрослых членов многодетных и неполных семей (Большереченский районный центр Омской области, городской центр в г. Кирове); организуются в сельской местности приусадебные хозяйства и общественные огороды, где семьи с низким уровнем дохода высаживают для себя овощи, картофель, причем посадочный материал предоставляется центрами, как правило, бесплатно или за доступную цену.

Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. Так, Центр в Октябрьском районе г. Барнаула провел совместно с городским Центром занятости серьезную работу по организации рабочих мест для подростков из многодетных малообеспеченных семей (работа на подворьях, огородах, в домах одиноких престарелых, проживающих в частном секторе, помощь им в доставке воды, дров и т. п.). В этих целях некоторыми центрами совместно со службами занятости организуются молодежные биржи труда.

Действуя в тесном контакте со службами занятости, центры содействуют трудоустройству лиц, находящихся в особо сложной жизненной ситуации, организуют переподготовку и обучение безработных, подростков из остронуждающихся семей на различных курсах по ремонту бытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры, верхней одежды и т.д. (Республика Тува, Республика Дагестан и др.) как при центрах, так и при других государственных и негосударственных структурах.

В ряде случаев центры организуют групповые формы работы с населением по обучению его азам выживания в сложных социально-экономических условиях. Так, Центром Заводского района г. Орла в рамках школы “Уроки выживания” получили навыки домашнего парикмахера, швеи, домашнего портного, садовода, фитотерапевта, изготовителя мягких игрушек свыше 70 человек.

Спектр социальных услуг, оказываемых центрами, постоянно расширяется. Ими организуются пункты проката предметов первой необходимости, летние площадки и оздоровительные лагери (Центр микрорайона “Первомайский”, г. Красноярск); “службы нянь” для присмотра за детьми на дому в часы отсутствия родителей (Центр микрорайона “Солнечный”, г. Красноярск); бюро экстренной социальной помощи семьям с родителями, оказавшимися в экстренной ситуации, например, в случае помещения в больницу одинокой матери, не имеющей родных и близких.

Читать статью  Ребёнок в неполной семье: какая стратегия воспитания правильная?

Располагая данными о том, в чем нуждаются те или иные семьи (имеющие маленьких детей, детей, больных диабетом, детей, находящихся под опекой, многодетные и студенческие с детьми и др.), центры помогают им в организации летнего отдыха детей, их устройстве в санаторные садики, профилактории, снабжении детским питанием, оплате санаторных путевок и дороги к месту лечения больных и др.

Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем. Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров обретает особую значимость.

Заслуживающий внимания опыт накоплен многими центрами Краснодарского края, центрами в г. Сергиев Посад (Московская область), центрами в Новгороде и Новомосковске (Тульская область). Здесь с помощью ученых разработана система психологической помощи детям-инвалидам и их семьям, детям из семей “групп риска”, ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни (действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей, налажена система консультаций и тренингов для подростков и их родителей, действуют клубы практического психолога “познай себя” для подростков, выявляется психологическая готовность детей к школе. Все чаще в центрах открываются “телефоны доверия”, ведущей фигурой которых является психолог.

Во многих центрах оказывается помощь в решении раз-личных психологических проблем, касающихся взаимоотно-шений между супругами, родителями и детьми. Нередко в таких центрах работают «телефоны доверия», клубы и обще-ства взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми. Это и место для про-ведения семейного досуга — праздников, соревнований, конкурсов, организации курсов по ведению домашнего хо-зяйства.

Сказанным не исчерпывается набор социальных услуг, оказываемых центрами социальной помощи семье и детям. Многие из них организуют для детей-сирот, детей-инвали-дов, детей из малообеспеченных семей бесплатно или на льготных условиях оздоровительные лагеря в дни зимних и летних каникул; доставку горячих обедов на дом; ремонт квартир и сложной бытовой техники; снабжение топливом домов малообеспеченных многодетных и одиноких матерей; помогают таким семьям в приобретении их детям всего не-обходимого для учебы в школах.

Среди категорий и групп населения, которым центры оказывают социальные услуги в первоочередном порядке, являются семьи, где живут дети-инвалиды . Проведя подробную паспортизацию семей, имеющих детей-инвалидов, Мурманский областной центр социальной помощи семье и детям получил всестороннюю информа-цию, анализ которой дал возможность центру наметить чет-кий план дальнейшей работы с этими семьями. Были со-ставлены комплексные программы медико-социальной реа-билитации детей с ограниченными возможностями, разра-ботаны методические рекомендации для родителей по уходу за такими детьми и их воспитанию, индивидуальные планы реабилитации на каждого ребенка. Самое активное участие в этой работе, которая уже приносит свои плоды, приняли не только специалисты центра, но и специалисты областной больницы.

Помощь центров детям-инвалидам, семьям, где они воспитываются, носит разные формы. Это выставки юных художников, передвижные библиотеки для детей-инвалидов, вечера с их участием (Псковский областной центр социаль-ной помощи семье и детям), обучение детей с ограниченны-ми возможностями художественной росписи и резьбе по де-реву, обучение ребят пользованию ЭВМ (Центр «Солнеч-ный», г.Красноярск). Многие центры помогают семьям в приобретении и оплате путевок для детей-инвалидов и их проезда к месту назначения, в оплате их консультирования высококвалифицированными специалистами и решении других проблем.

Постоянный социальный надзор необходим и за други-ми семьями, нуждающимися в помощи центров, например, где не является редкостью внутрисемейное насилие, жесто-кость, от чего больше всего страдают дети. Деятельность специалиста по социальной работе, осуществляющего соци-альный патронаж такой семьи, непременно должна быть связана с соответствующим изучением поведения ребенка и привлечением при необходимости психолога.

Нередки обращения в центры по поводу пьянства в семьях. Сотрудникам центров здесь очень важно выяснить, что в каждом конкретном случае является причиной, а что следствием: внутренние нелады и распад семьи в результате пьянства одного из супругов, или же пьянство стало резуль-татом кризиса в семье, формой иллюзорной компенсации неудовлетворенности кого-то из супругов сложившимися отношениями. Во всяком случае эти процессы взаимосвяза-ны, и корректировка семейных отношений крайне необхо-дима.

Одним из сложных испытаний для семьи являются се-мейные конфликты. Вообще говоря, конфликты — нормальный компонент течения семейной жизни; они должны играть конструктивно-созидательную роль в стабилизации функционирования семьи. Однако загнанный внутрь, кон-фликт может действовать разрушительно на психологиче-ское состояние и физическое здоровье супругов. В то же время конфликтная ориентация, отсутствие культуры ком-промисса, неблагоприятное стечение обстоятельств может вывести процесс из-под контроля и придать ему разруши-тельный характер. Вот почему столь важно, чтобы в центрах работали специалисты-конфликтологи, чтобы с основами конфликтологии были знакомы специалисты по семейной социальной работе.

Характерной чертой деятельности многих центров, как уже накопивших определенный опыт, так и находящихся в стадии становления, является заметное усиление внимания к вопросам психологической помощи населению. Этому есть свое объяснение: сегодня, когда подверглись девальва-ции прежние ценности, и не оформились новые, семья как никогда нуждается в психологической, психотерапевтиче-ской поддержке.

Интересна практика Центра социальной помощи семье и детям «Вдохновение» (г.Воркута). В работе отдела кон-сультативно-психологической помощи этого центра основ-ным является диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития, психодиагно-стика. Одновременно ведется коррекционная работа, касаю-щаяся взаимоотношений супругов, родителей и подростков, нарушений общения у школьников и др.

Приведенные примеры (подобных им можно было бы найти немало) наглядно показывают, как при содействии центров социальной помощи семье и детям решается целый комплекс вопросов, крайне важных для той или иной се-мьи. Эти вопросы весьма различны, как различны жизнен-ные коллизии, возникающие в семье, в жизни конкретного человека.

Для некоторых посетителей центр семьи — их послед-няя надежда: бывают ситуации, когда человек остается без дома, без денег, без одежды. Для таких остронуждающихся людей во многих центрах имеются определенные запасы одежды, которую приносят местные жители, передают бла-готворительные и религиозные организации. Эта одежда бесплатно раздается в центрах всем, кому она необходима. Проводятся с этой целью центрами и благотворительные ак-ции. Практика показывает, что такая, казалось бы, простая помощь очень нужна.

В этом проявляется важная функция центров — участие в профилактике бедности, с тем, чтобы не допустить «спол-зания» человека на грань нищеты, обеспечить ему мини-мальные возможности для поддержания жизнедеятельности. Разумеется, формы реализации названной функции много-образны и не сводятся только к материальной поддержке.

С учетом современной социально-экономической си-туации и в целях повышения социальной защищенности се-мьи центры уделяют растущее внимание вопросам трудозанятости граждан, создания условий, позволяющих им самообеспечить должный уровень жизни.

В ряде случаев центры излишне увлекаются организа-цией вечеров отдыха, досуговых мероприятий, различных кружков: делают упор на консультативную деятельность: слабо сотрудничают с органами местного самоуправления, общественностью, социальными учреждениями и службами других ведомств, религиозными и благотворительными орга-низациями, коммерческими и предпринимательскими структурами.

Анализ деятельности территориальных социальных служб показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи достигается в тех территориях, где к решению на-сущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты насе-ления, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.). где админи-страция региона осуществляет координационную деятель-ность (создаются межведомственные комиссии, советы. принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Становление учреждений социального обслуживания семьи особенно учреждений нового для России типа, происходит не во всем так, как хотелось бы его идеологам и организаторам на федеральном уровне.

Читать статью  Проблемы современной семьи

Во-первых, не могут удовлетворять темпы развития сети учреждения. Медленно разви-ваются центры экстренной психологической помощи по телефону. Создано незначительное число центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, практически не получают развития кризисные центры для женщин, для несовершеннолетних мам, социальные служ-бы для безнадзорных детей, недостаточно развита практи-ка усыновления и опекунства.

Во-вторых, имеются претензии к профессиональному уровню социальной работы, выполняемой сотрудниками учреждении социального обслуживания семьи. Многие действуют не в полную силу, не удовлетворяя су-щественные потребности, и запросы клиентов.

Становление и развитие системы учреждений социаль-ной помощи семье сопряжено с целым рядом объ-ективных и субъективных факторов, причин и трудностей.

По-прежнему остается недостаточно разработанной правовая база системы социального обслуживания. Государственная семейная политика находится в начальной стадии становления, не разработан Федеральный закон о социальном обслуживании семьи и детей, не утверждены государственные стандарты и поря-док лицензирования социальных услуг и т.д.

Не удовлетворяет уровень профессиональной подго-товки специалистов, работающих в учреждениях социаль-ного обслуживания семьи. Статистика свидетель-ствует, что только треть из них имеет специальное образо-вание или учится. Многие социальные работники не про-шли обучения на курсах повышения квалификации.

Остается низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников со-циальных служб.

Ограничены финансовые ресурсы, имеющиеся в распо-ряжении исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также недостаточно используются финансовые средства, материально-технические и интеллектуальные возможности негосудар-ственных учреждений.

На качестве социального обслуживания сказывается слабость материально-технической базы учреждений. Пока еще чрезвычайно мало специально спроектированных комплексов, зданий, помещений. В основном центры рас-положены в приспособленных помещениях. Не хватает реабилитационного оборудования, средств связи, авто-транспорта, компьютерно-вычислительной техники, меди-каментов, продуктов питания и т.д.

Практически отсутствуют методики оказания социаль-ных услуг, не разработаны современные технологии соци-альной работы с семьей и детьми.

Слабо скоординирована деятельность федеральных ор-ганов исполнительной власти, общественных организаций, фондов, объединений в области социального обслужива-ния. На качество работы учреждений влияет дефицит спе-циальной литературы по работе с семьей и подростками, недостаток рекламы о работе центров социальной помощи семье и детям в средствах массовой информации. Не сформировано общественное мнение о важности и необхо-димости социальной работы в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод , что центры помощи семье являются важнейшей частью социальной защиты семьи в нашей стране. Роль их огромна, иногда это единственное место куда могут обратиться люди в случае нужды, поэтому необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном уровне.

Психолого-педагогические проблемы социальной работы с семьей

Повышение роли семьи в развитии (обеспечении) социальной активности своих членов в условиях внедрения в обществе новых экономических реформ обнажило очередную из ряда важнейших — проблему работы с семьями. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что придание забвению этой работы в области социальной политики России в сложившейся обстановке не может не отразиться на характере самих социально-экономических преобразований и перспективах их развития.

В условиях коренной реорганизации всех сфер жизни российского общества, наряду с обострением социальных проблем, со всей очевидностью обнажились психолого-педагогические проблемы семьи. На фоне общеизвестных и трудно решаемых вопросов жилищного обеспечения, неуклонно падающего материального достатка семей, трудоустройства по специальности, профессионального определения выпускников вузов, остро ощущается дефицит внимания к семье в общественном мнении и сдержанное отношение на деле к развитию семейной инфраструктуры в местах компактного проживания семей и другие.

Сегодня российская семья оказалась в сложном социальном, экономическом и психологическом положении. В силу этого и ряда других обстоятельств в ней наметились ряд совершенно необычных тенденций:

  • — заметно снизилась активность семей в социально-психологических процессах — курс на рыночный характер экономических реформ способствует развитию у них социальной пассивности и угасанию социально значимых мотивов жизнедеятельности;
  • — налицо разбросанность жизненных целей — до 75% семей не видят перспективных целей в ряде основных функций своей жизнедеятельности, а в области воспитания детей, трудоустройства членов семьи, организованности отдыха представителей сложных профессий — и ближайших целей;
  • — отчетливо проявляется замкнутость семьи на себя — в интерактивной и коммуникативной сферах общения она стала еще более насторожена и недоступна, хотя первые контакты по социальным проблемам создают иллюзорное представление о более открытом ее образе мыслей и отношений;
  • — ослабевает адаптивность семьи в микросоциальных отношениях в силу резкого обострения внутрисемейного эгоизма на почве развития разногласий по важнейшим семейным ценностям, особенно между родителями и детьми подросткового возраста;
  • — практически в каждой второй, ранее считавшейся благополучной семье наблюдается потеря социально-ролевой адекватности из-за возросшего числа конфликтов между приписанной ролью (муж — отец, мужчина, лидер, добытчик; сын — наследник трудовой династии; жена, мать, хозяйка дома, хранительница домашнего очага и т.д.) и личностью, а вслед за этим теряется способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизующих поступков ее членов.

В развитии подобных тенденций следует выделить несколько важных обстоятельств. Во-первых, процесс социально-экономических реформ сопровождается значительным повышением уровня уязвимости прежде всего среднестатистических семей от ситуативных факторов. В результате воздействия этих и ряда других факторов резко снижена мотивация каждой второй семьи на обеспечение профессионального долголетия ее членов и принуждение их нередко к оставлению уникальных профессий, дорогостоящих для государства с точки зрения подготовки таких специалистов и освоению быстродоходного промысла.

Во-вторых, осуществляемый в стране переход на рыночные отношения в условиях падения жизненного уровня и усиления дискомфорта личности в обществе, непосредственно затронул сложившиеся стереотипы российской семьи и перспектив ее развития в сравнении с положением семей в западных странах. Все это вызывает неадекватные психические состояния, настроения в семьях.

В-третьих, возросшее в два раза за годы экономических реформ количество проблемных, конфликтных и кризисных семей под воздействием таких факторов как: жилищная неустроенность, дефицит общения с родителями, длительное проживание супругов врозь из-за вынужденного покидания мест прежнего проживания семей, нереали- зованность системы социального и медицинского страхования и другие, формируют неадекватные требованиям современных социально- экономических реформ уровень психологического здоровья семьи (как правило, заниженный, и не только не компенсируемый в социальной среде, но и обостряемый ею). Нередко этот фактор остается вне поля зрения специалистов.

Традиционно сложившаяся система работы с семьями, в большей мере возлагаемая на органы социального обеспечения и направленная преимущественно на экономические проблемы и общественные организации, как становится все очевиднее, решает лишь ограниченное число вопросов, причем с качеством, зависящим от многих факторов: профессионализма и психолого-педагогических способностей социального работника, его личностных качеств и возможностей «отвлекаться» на решение проблем семьи психолого-педагогического свойства.

Социальная работа, находящаяся на стадии своего становления, еще не в силах обеспечить различным категориям семей в полной мере социальную заботу, научить вполне адекватно и профессионально реагировать на воздействие многочисленных социально-психологических и других факторов переустройства проблемы.

Социальные проблемы современной семьи. Структура и функции семьи. Социальная работа с семьей: этапы, содержание, методы

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья осуществляет следующие функции:

2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

3. эмоциональная: культурное и духовное общение;

4. первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;

5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.

Социальные проблемы семьи

Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Читать статью  Консультирование по вопросам семьи и брака

Основные социальные проблемы семьи:

1. трудное материальное положение семьи;

2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);

2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

Среднестатистическая семь — семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья — где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Типы семейных взаимоотношений

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:

1. доминирующий муж и пассивная жена;

2. доминирующая жена и пассивный муж;

3. открытая борьба или соперничество;

4. изоляция или эмоциональное отчуждение;

5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.

Социальная работа с семьей

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей(например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

— наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

— дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

— разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

— вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

— отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

— Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

— Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить.

Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

— Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать.

Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Источник https://studbooks.net/621505/sotsiologiya/opyt_problemy_deyatelnosti_uchrezhdeniy_sotsialnogo_obsluzhivaniya_okazanii_pomoschi_seme

Источник https://studme.org/319488/sotsiologiya/psihologo_pedagogicheskie_problemy_sotsialnoy_raboty_semey

Источник https://studopedia.ru/10_211549_sotsialnie-problemi-sovremennoy-semi-struktura-i-funktsii-semi-sotsialnaya-rabota-s-semey-etapi-soderzhanie-metodi.html