Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе

28 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Современные проблемы взаимодействия ДОУ И семьи
методическая разработка на тему

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», — это мнение можно услышать и сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».

3. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей педагогически некомпетентными, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж «современных» знаний, умений и навыков, а детский сад посещают от случая к случаю, так как программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школе.

4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе , реализуемой в детским садом, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ».Социальный заказ предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этого заказа направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. В основе всего- социально-личностное развитие ребенка.

Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».

6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

7 . В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками — играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

9. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или негосударственный детский сад, в элитную школу — вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами воспитательных услуг.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  2. Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  3. Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  4. Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Мы считаем, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

Цель всей работы – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к школе. В процессе реализации данного вопроса я столкнулась с рядом проблем:

§ педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;

Читать статью  7 лет спустя: как сейчас живут вдовец, сын и сестра Жанны Фриске

§ несформированность у родителей «педагогической рефлексии» — неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;

§ преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, я разработала систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

§ установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

§ активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Начиная работать воспитателем, сначала не совсем понимаешь всей серьезности проблемы общения и взаимодействия педагога и родителей. Проработав какое-то время, начинаешь понимать, что проблемы все-таки существуют, и их нужно решать педагогически правильно, системно. Начиная погружаться в эту проблему, я для себя решила, что для начала нужно найти контакт с каждой семьей, узнать как она «живет», чем «дышит».

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, я и начала осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников.

Чтобы работа имела системный характер, я для себя запланировала план работы с родителями по вопросам взаимодействия детского сада и семьи. Так как я второй год работаю на подготовительных группах, а родители у нас разные, и проблемы разные, то этот план не раз корректировался. Я отбирала для себя наиболее действенные и продуктивные формы им методы работы, исключая лишнее и непдодотворное.

Для определения перспектив развития отношений , содержания работы и форм организации я провела анкетирование родителей, опросы.

Родителям была предложена анкета, которая на начальном этапе помогла определить, что родители знают о дошкольном воспитании, что бы они хотели узнать.

1. Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры родителей

Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.
Благодарим за сотрудничество! Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Проанализировав ответы родителей, я увидела следующие результаты:

*Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:

60% родителей пользуются своей интуицией

46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии

40% берут информацию у воспитателей.

*Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей.

* От детского сада родители хотели бы получить:

86% максимально полную информацию от ребёнка

48% советы по общению с ребёнком

22% советы психолога.

*Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.

Далее попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

31% — ребёнок плохо ест

20% — не слушается родителей

13% — родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% — не обращаются, потому что:

33% считают, что справятся сами

17% не придают особого значения этим трудностям

13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Даже из этой «входной» анкеты видно, что проблемы во взаимодействии детского сада и семьи есть, над ними нужно работать. Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Чтобы начать разбираться в сложившейся ситуации, я предложила родителям еще одну анкету, в которой каждый родитель смог определить перечень тех тем и вопросов, которые он хотел бы получать от воспитателя, от специалистов детского сада по вопросам воспитания и обучения своего ребенка.

Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:

Результаты и этой анкеты были разрозненны: одни родители желают, чтобы их ребенок развивался разносторонне, другие, напротив, хотят продвигать своего ребенка по «узкой», «конкретной» стязе (рисование, театральное мастерство).

Я считаю, для того чтоб семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала, необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Всю работу с родителями я разделила на три блока: повышение педагогической грамотности родителей, повышение правовой грамотности родителей, включение родителей в деятельность ДОУ (совместная деятельность «родителей-воспитателей-детей». Мною был составлен план работы, включающий все мероприятия.

Повышение педагогической грамотности родителей: .

Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, консультативный пункт.

Включение родителей в деятельность ДОУ:

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью Д0У. Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные праздники, субботники, организация выставок.

Повышение правовой грамотности родителей:

Помещени информации на Информационный стенд, использование папок-передвижек, выддержки-цитаты газетного характера, использование периодики

Вот плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям.

— Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах).

-Знакомство с современными системами семейного воспитания.

-Пропаганда здорового образа жизни

-Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям

консультирование по интересующим вопросам.

Все эти вопросы очень хорошо решать во время индивидуальных бесед, помещения информации на информационный стенд в колонку «Это интересно», «Это должен знать каждый».

Очень много познавательной, методической информации я помещаю в папки-передвижки, которые у нас располагаются на шкафчиках у деток. Сначала родители не предавали им особого значения, но после наглядной демонстрации одной из папок, родители стали охотно читать информацию, дискуссировать в свободное время, пока их ребеночек ужинает или одевается.

Большую пользу мне оказала моя включенность в Консультативный пункт при детском саде: каждый родитель в определенный день недели имеет право прийти на «прием» к воспитателю, психологу, логопеду и получить интересующую его информацию по вопросам воспитания и обучения в детском саду. Наш Консультативный пункт очень популярен среди родителей. Родителей интересуют различные вопросы, на которые мы можем дать ответ. Вот некоторые из них:

Вопросы правовой грамотности родителей очень актуальны. В своей работе я знакомлю родителей с целым рядом документов, в которых отражены права ребенка.

Чтобы каждому родителю не зачитывать эти документы, я помещала оригиналы и копии этих документов на информационный стенд,помещала информацию в папки-передвижки.

Но, индивидуальные беседы, обмен информации в Консультативном пункте, стендовая агитация не может сама по себе еще сильнее сплотить между собой 3 звена -«воспитатель-родитель-ребенок». Наибольшую пользу, результативность приносят коллективные мероприятия.

Все эти совместные мероприятия очень сильно объединяют и сплочают между собой всех:родителей, детей, воспитателей. В такие моменты все участники становятся единым целым, занятым одной проблемой, которую нужно решать сообща. Участие каждого здесь максимально нужно, полезно!

Когда я только начинала работать в данных направлениях, возникало очень много вопросов, непониманий со стороны родителей, недоумений: «А зачем нам это все нужно!».Родители по-началу не хотели тратить свое время на такого рода работу «над собой», но, постепенно, они начали проявлять все больший интерес к жизни сада, к жизни своих детей. Начинали превращаться из оппонентов, в единомышленники. Чтобы удостовериться в в том, что я работаю не зря, что все мои мероприятия приносяьт пользу, я попросила родителей еще раз заполнить анкету, в которой они укажут «нынешнее» отношение к воспитателю, к детскому саду, к своему ребенку.

По результатам диагностики я увидела, что вся проделанная мною работа стала приносить свои положительные результаты: родители стали больше знать информации о детском саде, о «жизни» в нем; всю интересующую информацию они получают не из интернета или соседей, а из уст воспитателя, узких специалистов. Большая часть родителей желает активно участвовать в жизни сада, оказывая различного рода пользу: материальную, продуктивную. Результаты диагностики, отношение родителей говорит о том, что вся работа проделывается не зря, ведь

Читать статью  Отношение матери к ребенку в неполной семье

своей работе я отбираю наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматриваю основы взаимоотношений с родителями, стремлюсь сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Я придерживаюсь ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.

Организуя вышеперечисленные мероприятия, я стремлюсь обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.

Таким образом, проводимая работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды

План на будущее:

С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.

Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2012-2013 учебный год

Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.

Оформить паспорт семьи.

Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей

Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе

Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56633/ (дата обращения: 27.10.2022).

Неповторимым периодом в жизни каждого человека является детство, на этом этапе происходит формирование личности человека. Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых ₋ родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут образоваться трудности с тяжелыми результатами в будущем. Основная цель работы дошкольного учреждения направлена на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие. Главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка.

Далеко не секрет, что даже самая наилучшая система воспитания не может быть в полной мере эффективной, если в ней отсутствует взаимодействие с семьей. Взаимодействие воспитателей с родителями подразумевает уважение и доверие друг к другу, также предполагается обоюдное желание поддерживать связь в воспитании детей. Если нет контакта между семьей и дошкольным учреждением — это может негативно повлиять на формирование личности ребенка.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания.

«Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка». [1]

Совместная работа воспитателей детского сада с родителями является довольно непростым процессом, в котором семья обязана быть равноправной стороной. Педагоги играют главную роль в работе с родителями. От них родители получают информацию о своем ребенке, о деятельности дошкольного учреждения.

Особые специальные функции имеют, как и семья, так и дошкольное учреждение, следовательно, они не могут заменить друг друга. Правильная организация партнерских отношений ₋ это необходимое, важное условие успешного взаимодействия в современной системе образования. Значимым методом осуществления партнерства воспитателей и родителей считается организация их совместной работы, в которой родители принимают активное участие в педагогическом процессе, включены в деятельность дошкольного учреждения.

Для взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением применяться как классические формы, к ним относятся: родительские собрания, лекции, так и современные. К современным формам работы с родителями можно отнести следующее: анкетирование и опросы, родительские клубы, информационные стенды, экскурсии, организация праздников, акции, участие в конкурсах, выставках.

Родительское собрание остаётся одним из самых традиционных, и довольно эффективных форм работы с семьей. Проведение такого мероприятия в качестве монолога наставлений воспитателя родителями воспринимаются не охотно. Родители должны делиться своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами. Повысить посещаемость можно изменив формы и методы предоставления информации, построить общение на диалоге, а не на монологе. Конечно, новый подход потребует воспитателям более тщательной подготовки к такому мероприятию. Встречи можно проводить в форме посиделок, круглых столов, демонстрировать видеозаписи творческой деятельности детей, фрагменты проводимых занятий, что обязательно привлечет родителей к посещению собраний.

Рассмотрим досуговую форму взаимодействия воспитателей и родителей. Данная форма намного лучше раскрывает возможности взаимодействия. Реализация досуговой формы может проходить в качестве похода на природу, участия в спортивных мероприятиях. Проведение таких событий сплачивают семьи, усиливают совместную работу родителей и дошкольного учреждения. Результатам подобных мероприятий может выступить газета с фотографиями.

Подводя итог, хотелось бы выделить, семья и детский сад — это два важнейших социальных института воспитания ребенка. При отсутствии роли родителей воспитательный процесс можно считать неполноценным. С помощью использования современных форм взаимодействия родители становятся активными участниками, а не пассивными наблюдателями в воспитании своего ребенка.

В современной системе дошкольного воспитания и образования важно правильно осуществить взаимодействие семьи и детского сада. Только тесное сотрудничество может привести к разноплановому, полноценному формированию творческих способностей и полному развитию интеллектуального потенциала личности с учетом его возможностей и способностей.

Основа комплексного подхода к процессу образования заключается в том, что воспитание и обучении должны стать единым процессом. В этом случаи ребенок приобретает наибольшую социально-психологическую поддержку со стороны семьи и детского сада.

Правильная организация партнерства семьи и дошкольного учреждения создают у ребенка чувства уверенности в своем успехи, формируют активную жизненную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих. Основная ценность данного подхода заключается в воспитании и обучении ребенка, раскрытию его талантов и развитию природных задатков. В результате творческого использования разных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и обучения превращается в такую концепцию, в которой учитываются интересы абсолютно всех сторон. Применение разных форм взаимодействия педагогов и родителей благоприятно влияет на учебно-воспитательный процесс ребенка.

Совместная работа педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в различных моментах, это позволит помочь в понимании его индивидуальных особенностей, творческих возможностей, анализировать его негативные действий в поведении, развить ценные жизненные ориентиры.

Содействие семьи в воспитательно-образовательном процессе дает возможность повысить качество образования детей, родители лучше знают о способностях своих детей, именно они заинтересованы в последующем их развитии. Деятельность родителей с воспитателями обретает особое значение, необходимо постоянно осуществлять взаимодействие. Являясь посредником в системе взаимодействия ребенка, семьи и общества, воспитатель обязан воздействовать на развитии гуманистических, религиозно-нравственных взглядов у детей и взрослых.

  1. Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82–84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/971/ (дата обращения: 28.10.2018).
  2. Харисова Л. А., Ватсон М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 405–408. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76555.htm.
  3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, семья, воспитание, семейное воспитание, совместная работа воспитателей, совместная работа родителей.

Читать статью  Почему возникает, сколько длится кризис первого года семейной жизни, как его преодолеть и сохранить семью?

Доклад на тему : «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующей, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к другу, к ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. Мы попытаемся раскрыть типичные проблемы во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей. Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам).

«Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему».Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых родителей. Которые перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.

«Избегающий проблем родитель» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, мед работником, педагогом ДОУ. В крайнем случае, родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у меня нормальный ребенок». Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому работнику ДОУ необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно вовремя помочь.

«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного ДОУ. Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.

«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна. За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.

К сожалению в таких случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка. Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребенок единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды. Родителям в этом случае бывает трудно признать, что с их чадом что-то не так. Таким образом, несогласованность в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя. Воспитатель и родители могут совершенно по-разному, а иногда ошибочно смотреть на одну и ту же проблему ребенка – детский онанизм, робость, упрямство, агрессивность. От воспитателя требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.

Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов, остается довольно много негативных моментов в работе воспитателей. Это игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка, превознесение собственных педагогических успехов и заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони»., «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного».) и т. д. Среди воспитателей можно наблюдать следующие типы поведения:

«Воспитатель родителей» — для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно молодые работники.

«Закрытые воспитатели» — не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, заведующей, родителей. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.

«Интеллектуалы» — воспитатели, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей. Им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.

«Дисциплинщики» — требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребенка не приветствуются, так как любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы ребенка – для такого воспитателя превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном дисциплины и послушания ребенка.

Другой проблемой, которая затрудняет создание эмоционально комфортных условий для развития и пребывания ребенка в детском саду, является непонимание взрослыми (воспитателем, родителем, педагогом) особенностей эмоционально-потребной сферы ребенка. К сожалению, непонимание потребностей ребенка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации.

Кроме проблем со взрослыми, у ребенка возникает масса трудностей в общении со сверстниками, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может остро переживать, если его не принимают в игру, если он изгой в группе. Переживания ребенка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и поведения ребенка, а также своей роли в них.

Итак, чтобы обеспечить действительно комфортные, развивающие условия для ребенка в детском саду, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, а не только представления взрослых о том, чего хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Это на самом деле гораздо труднее для педагога, так как требует от него самого большей раскованности, творчества, смелости, доверия к ребенку, его родителям, коллегам по работе. В своей работе мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, детском учреждении, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития. Вместо этого делается большой упор на образовательные, учебные моменты во взаимодействии с ребенком в ДОУ, да и во многих семьях тоже. Таким образом взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

Создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в этом процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально комфортного общения как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Такие задачи под силу сплоченному творческому коллективу, где люди понимают друг друга

Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/30/sovremennye-problemy-vzaimodeystviya-dou-i-semi

Источник https://moluch.ru/archive/246/56633/

Источник https://multiurok.ru/index.php/blog/doklad-na-temu-sovremennye-problemy-vzaimodeistviia-detskogo-sada-i-semi.html