Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы)
Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально — политической, семейно — бытовой, социально — культурной и т.д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально — культурные, семейно — бытовые и т.п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.
Традиции — это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Традиция – понятие емкое. Как действенное средство воспитания она исполнена глубокого смысла сохраненных элементов безоговорочного опыта, признанного и доступного всем.
Основа традиций – ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие семьи, воплощаются по-разному. Кто-то делает акцент на угощении, а для других – общение с гостями.
Когда речь идет о семейно — бытовойсфере, чаще употребляются слова «обычай» или «обряд», которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных ситуациях. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября. Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Например, за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями, мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях.. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция свободных высказываний и обмена мнениями.
В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирогов. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
Есть традиции по временам года. Зимой делают кормушки и в эти кормушки регулярно кладут угощение. Таких традиций множество — нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
На вопрос анкеты: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» одни родители ответили, что это посещение спортзала, стадиона, бассейна, спортплощадок, т.е. занятия спортом. Другие – семьями ходят в театр, кино, выставки, концерты, музеи, ходят в библиотеку и читают книги, старшие дети читают младшим. Некоторым нравится гулять всей семьей в парке или в сквере, отдыхать на даче, совместно проводить летний отдых; заниматься экибаной, разведением цветов и уходом за ними. Есть семья, в которой учатся вязать из поколения в поколение. Во многих семьях традиция празднования дня рождения реализуется в празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. Эта традиция – основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества. Или, день рождения бабушки или дедушки. В некоторых семьях ограничиваются звонком по телефону и традиционными поздравлениями. В этом случае педагогический эффект будет минимальным. В других семьях заранее вовлекают ребенка к подготовке подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку или деда, что созвучно их интересам. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации. В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, великодушие, уступчивость — все без чего не может существовать семья, развиваться и расти потомство. Прекрасно, если отец вместе с детьми создает культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) — культ отца. Когда дети видят, как отец и мать уважают друг друга, не на словах, а на деле, в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в каждой семье по — своему.
Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
В проявлении некоторых семейно — бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для подражания детей.
Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы)
Лукашова, Т. А. Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75813/ (дата обращения: 27.10.2022).
Обычаи, традиции и наставления отражают общечеловеческие и вечные проблемы бытия. Именно эти вечные истины способствуют утверждению в обществе согласия и миролюбия, чего так не хватает нам сегодня. А не хватает очень многого: воспитания потребности заботиться о близких, родных, слабых, без чего никакая справедливость не станет характерной чертой нашего общества, и простой человеческой порядочности, дефицит которой приводит к угрожающему росту преступности, наркомании, проституции, не желанию работать, беззастенчивой спекуляции и другим проявлениям нравственной коррозии.
С учётом роли и значения нравственно ценных традиций особую остроту и актуальность приобретают ныне многие проблемы семейной жизни: благополучие и здоровье семьи, взаимоотношения между мужем и женой, роль мужа в создании здорового уклада семейной жизни, в возрождении высоконравственных отношений друг к другу, труду, родителей к детям и детей к родителям; нормы человеческого поведения, профилактика разводов, духовное обогащение семьи на основе синтеза ума, сердца, физического здоровья и, воли старших и младших и другие.
Я считаю, что семья вырастает из любви, живёт ею, и любовь эта должна передаваться и ребёнку. Благодаря теплоте отчего дома, семье, у него будут рождаться светлые патриотические чувства. Уважительное отношение к людям, а отсюда и ко всему народу. По традиции обязанность родителей — воспитывать потомков и заботиться о старших. К сожалению, вторая обязанность нередко забывается, что грозит этической утратой лучших черт русского национального характера. Народная мудрость гласит: «Без любви к старикам нет любви к детям. Без дедов нет мудрости, без внуков радости». И это правильно. В нашей русской традиции — жалость, сострадание, уважение к старикам, такие отношение детей к пожилым людям, как правило, воспроизводит отношение к ним родителей. В некоторых семьях исчезает культ предков, теряются семейные альбомы, внуки и правнуки не знают о жизненном пути, заслугах, успехах и трудностях, пережитых старшими. Но независимо от причин отсутствия эмоционального контакта, родители, демонстрирующие детям неуважение к старости, в дальнейшем ощутят постарев, такое же неуважение детей к ним самим. Доброта воспитывается добротой, культура — культурой, а озлобление — озлоблением. Правы те родители, которые внушают детям, что бабушка и дедушка помогают их расти. Забота, внимание, любовь к старикам — эти качества должны утверждаться в раннем детстве. От нравственного климата в семье зависит, каким будет подрастающий человек. Семья — это обитель любви и покоя, где залечиваются душевные раны, проходят обиды, где родители любят и жалеют своих детей, а дети родителей. В семье может быть порядок и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления её постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет и отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим. Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. Для воспитания необходима совокупная, согласная деятельность отца и матери, необходимая мирная жизнь, необходим живой благотворительный пример родителей. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается, намерено или ненамеренно. Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начало зрелости.
Веками к выполнению семейных обязанностей готовили с раннего детства. Девочкам давали обязательный минимум по домоводству. Мальчик должен был приобрести целый ряд трудовых умений и навыков, так как он в будущем — опора и кормилец. Он получал в подарок топорик или какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. В наши дни в свадебном обряде, хотя и символично, присутствует испытание невесты и жениха на подготовленность к выполнению семейных обязанностей. Родители, не приучающие ребят трудиться, нарушают святые заповеди этнопедагогики, а это чревато негативными последствиями. Формированию здорового национального достоинства помогают трудовые традиции — уборка квартиры, работа на приусадебных участках, дачах всей семьёй, осознание того, что даже самый нудный труд может быть выполнен с радостью. Трудолюбие — мерило ценности личности, а «семья есть трудовой очаг, трудовое, наследственное единение людей».
Благодатным материалом для воспитания достоинства могут служить русские пословицы и поговорки, которые нередко называют жемчужинами народной мудрости. Они ценны тем, что отражают традиции народа, оценку жизни, наблюдение народного ума. Пословицы своей образностью, выразительностью заинтересуют ребёнка, прочно войдут в память, т. к. легко запоминаются.
Многие молодые родители не знают, как заполнить свободное время всем членам семьи. К сожалению, ни в школе, ни в институтах, ни на каких лекциях этому не учат. И каждый родитель решает данную задачу, как умеет, точнее, как не умеет, в меру собственного жизненного опыта, с помощью бабушек и дедушек, а так же круга знакомых и друзей. А ведь семейные праздники, традиции, посиделки — эта наша культура, духовность, потребность в общении друг с другом в семье: матери с дочерью, отца и матери с сыном, отца, матери, детей с бабушками и дедушками, семьи с родственниками матери и отца, родителей, детей с друзьями семьи. Хорошее, правильное общение придаёт много жизненных сил, праздничное общение вселяет в душу человека веру в завтрашний день, укрепляет его моральные и духовные корни.
Ошибаются те родители, которые считают, что семейное воспитание сводится лишь к беседам, мерам контроля, поощрениям, наказаниям. Всё это важно. Но решает всё-таки атмосфера в семье, нравственно-психологический климат в ней, тон, содержание отношений, слова и поступки родителей, в которых проявляется система их жизненных целей, нравственных ценностей, потребностей, интересов и привычек.
До недавних пор считалось, что главным воспитателем должны быть школа, коллектив, а семья лишь постольку, поскольку у родителей хватает, а точнее не хватает, времени на общение с детьми. Однако сегодня мы видим, что коллективное воспитание не приносит желаемых результатов. Объясняется это просто: наиважнейшие свойства личности, и основа социального «Я» закладываются отнюдь не в коллективе (там они только развиваются), а в самом раннем возрасте, когда ребёнок впитывает жизненные впечатления и получает жизненный опыт вместе с любовью матери, с её поддержкой, под её присмотром, когда контакт с родителями ему необходим буквально как воздух.
Семейная атмосфера проявляется в стремлении её членов семьи к общению между собой, совместному проведению досуга и обмену мнениями о фильмах, книгах, событиях в стране и за рубежом, о новостях на работе, в школе детском саду. В некоторых семьях составляют план на полгода-год совместных посещений музеев и выставок, театра, не ограничивая этим самостоятельного проведения свободного времени детьми, но подбрасывая им информацию о новостях культуры.
В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимых для тебя людей. В семье дети воспитываются каждым родительским шагом, как только они начинают познавать мир. В образе отца и матери ребёнок открывает для себя первое понятие о единстве «хочу» и «надо». Хорошие или плохие дети — это зеркало или эхо родительской морали, гражданского долга, родительского поведения и их внутренней культуры.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, раннее детство, ребенок, любовь, народная мудрость, свободное время, семейная жизнь, член семьи.
Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
материал для подготовки к егэ (гиа)
Каждая семья стремится к счастью и благополучию, для этого она находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции объединяют семью, отражают нравственную позицию членов семьи.
Семейные традиции — это, в первую очередь, праздники, дни рождения, которые все члены семьи отмечают вместе; торжественные обеды по выходным, вечерние чаепития за одним общим столом; это семейные походы, рыбалка, прогулки и пикники на природу; это традиция вместе с ребенком посещать выставки, музеи, театры; это совместные игры и многое другое.
Очень хорошая традиция приобщать детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни. За вечерним чаем, когда все члены семьи собираются вместе, обсуждаются прошедшие события, или же обмениваются впечатлениями о просмотренном накануне фильме. Вместе обсуждаются планы отдаленного или ближайшего будущего. Так же полезная традиция совместных чтений, обсуждений прочитанного, высказывания и обменам мнениями. Таким образом, ребенок чувствует себя частью семьи, чувствует свою значимость в семье, ощущает себя равным членом семьи.
Семейные праздники. Праздники для детей — это нечто особое, всегда необычное событие. Дети всегда с нетерпением ждут праздник, считают дни до праздника. Дети готовятся к празднику, учат стихи, песни, танцы, разыгрывают различные сценки для праздника, и все это они делают с большим желанием, интересом, без принуждения. Так же благодаря семейным праздникам можно приобщать детей к труду, делать совместно различные поделки, подарки. Праздники открывают перед детьми особенности традиции, культурные ценности своего и других народов.
Хорошая традиция празднование дня рождения. День рождение для детей — это веселый праздник. В день рождение детям дарят подарки, дети очень любят и ждут подарки. Чтобы ребенок запомнил свой день рождение, взрослым заранее необходимо составить программу, куда будут входить: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы и тому подобное. Так же для детей будет хорошим сюрпризом, если родители пригласят на праздник клоуна, сказочного персонажа, или кто-то из членов семьи сам облачится в костюм сказочного героя. В последнее время стало модным праздновать тематические вечеринки, это когда все члены семьи и гости одеты на одну тематику, или же у всех наряды одного цвета. Так что от фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Так же у большинства семей существуют ритуалы каждый год в день рождение, отмечать рост ребенка на специальной линейке или на дверном косяке, обводить ручку и ножку ребенка. Некоторые семьи после празднования дня рождения, праздника оформляют семейный альбом с фотографиями торжества. Словом, делают нечто, что поможет ребенку, потом повзрослев вспомнить свое детство. Для детей все праздники — необычны и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. И от нас от родителей зависит, какой мы пример положительный или отрицательный покажем своим детям. Ведь повзрослев, наши дети, так же, как и мы, будут отдыхать, и показывать пример уже своим детям.
Сбор и хранение семейных реликвий одна из важных традиций, ведь каждая семья должна иметь памятный архив своей родословной. Это почетные грамоты, медали отцов и дедов, это история их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь наши дети, а в дальнейшем и внуки захотят знать, как мы жили, как жили наши родители, кем мы были, кем были их бабушки и дедушки. Вместе с ребёнком можно начать составлять генеалогическое дерево, на котором будут присутствовать все родственники и предки семьи. Семейный альбом так же поможет сохранить историю семьи. Совместное просматривание фотографий, оформление страниц фотоальбома и есть то общение, которое сближает детей и родителей. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Семейный отдых на природе. Хорошая традиция вместе всей семьей поехать на природу. Погулять с ребенком по лесным тропинкам, пособирать грибы, ягоды. Любуясь красотой окружающей природы послушать с детьми голоса птиц, понаблюдать за насекомыми, провести с ребенком игры природного содержания («Кто, где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист»). Так же хорошо собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги. Дома потом можно будет из собранного материала изготовить поделки. Будет здорова, если вы захватите в лес перекусить, пикник на лесной полянке хорошее воспоминание для ребенка. Не забудьте привить ребенку бережное отношение к природе, к окружающему миру (уходя из леса не забыть забрать свой мусор).
Хорошая традиция проводить всей семьей каждое лето в путешествии. Путешествие для детей — это увлекательное приключение. В путешествиях дети учатся общению, приобретают новых друзей. Путешествия помогают ребенку узнать и увидеть много нового, в путешествиях дети познают мир.
Родители обязаны приобщать детей к миру красоты, природы, искусству. Экскурсия на выставки, в музеи может дать толчок в таком виде деятельности как коллекционирование. Коллекционирование — собирание, сбор, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов, это могут быть однородные или объединённые общностью темы. Благодаря коллекционированию ребенок учится ценить красивое, прекрасное и уважать труд людей. Маленьких детей можно начать приобщать к собирательству с самых различных природных материалов. Это шишки, камешки, ракушки, коряги и различные стекляшки. Дети постарше могут уже коллекционировать: марки, значки, фантики, старинные монеты и т. п.
Большой простор для создания семейных традиций таит в себе кухня и кулинарные таланты членов семьи. Замечательно если в семье есть традиция подавать любимое блюдо в особенные или праздничные дни. Готовить по выходным вместе с ребенком это хорошая традиция, особенно это хорошо, когда мать приучает дочь готовить, это ей как будущей маме и жене очень пригодится. Так же ребенку будет интересно, если дать ему возможность освоить свое «коронное блюдо», которое и займет почетное место на столе. Можно организовать и праздники «национальной» кухни. Так ребенок узнает много нового об окружающем мире, и освоит экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.
Игры с ребенком. Игра готовит ребенка к сложной социальной жизни, наполняет социальными эмоциями, переживаниями, представлениями. Игра создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Играть надо с ребенком в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, семейно-бытовые. Настольные игры — это домино, лото, шахматы и т.п. Игры с природным и бросовым материалом, например: «Угадай, с какого растения семена», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кошки – мышки», и т.д. Игровые традиции в большей степени выполняют воспитательную функцию, а так же позволяют разнообразить такие функции семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная.
В последнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано не только с возрастание национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения. В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха и др.).
В человеческом обществе традиции, передаваясь из поколения в поколения менялись, видоизменялись, но их назначение оставалось неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социально-нравственное развитие ребёнка идёт более успешно. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.
Статью подготовила: Степанова Елена Николаевна, воспитатель «Урайского специализированного Дома ребенка» г. Урай Тюменская область Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра Россия.
Источник https://urok.1sept.ru/articles/609059
Источник https://moluch.ru/archive/338/75813/
Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/03/04/semeynye-traditsii-kak-sredstvo-semeynogo-vospitaniya