Ребенок в молодой семье

7 августа, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Проблемы воспитания в современной молодой семье

Капичникова Ольга Борисовна,
Канд. пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, alexsgau@yandex.ru
Белянчикова Ирина Александровна,
магистрант ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, zarecka24@rambler.ru

Аннотация: В статье представлена проблема воспитания в современной молодой семье. Показана взаимосвязь их воспитания в условиях современного общества. Показана важность данной проблемы в условиях современного общества. Приемы семейного воспитания, которые стимулируют развитие личности ребенка, его полноценное духовно-нравственное развитие, являются необходимым компонентом воспитательной системы. Выбор различных методов воспитания детей в семье формируется под воздействием: целей, задач воспитания, которые ставят перед собой родители; отношений в семье и образа жизни; числа детей в семье. Воспитательный процесс, имеющий общие законы, все же является сложной многокомпонентной деятельностью. Воспитательный процесс, имеющий общие законы, все же является сложной многокомпонентной деятельностью. Как следствие, в научной педагогической литературе выделяют виды поведенческих линий родителей при воспитании детей, стилей воспитания.
Ключевые слова: Воспитание, семья, современное образование, инновации

Problems of upbringing in a modern young family

Kapichnikova Olga Borisovna
Cand. Ped. Sciences, Professor FGBOU «SGU named N. G. Chernyshevsky», Saratov, Russia.
Belyanchikova Irina Aleksandrovna,
graduate student of FGBOU VO «SGU named N. G. Chernyshevsky», Saratov, Russia.

Abstract: The article presents the problem of upbringing in a modern young family. The interrelation of their education in the conditions of modern society is shown. The importance of this problem in the conditions of modern society is shown. Methods of family education, which stimulate the development of the child’s personality, his / her full spiritual and moral development, are a necessary component of the educational system. The choice of different methods of upbringing of children in the family is formed under the influence of: goals, objectives of education, which are set by parents; family relations and lifestyle; the number of children in the family. The educational process, which has common laws, is still a complex multi-component activity. The educational process, which has common laws, is still a complex multi-component activity. As a result, in the scientific pedagogical literature there are types of behavioral lines of parents in the upbringing of children, parenting styles.
Keywords: Upbringing, family, modern education, innovations

Проблемы воспитания в современной молодой семье принадлежат к числу актуальных и востребованных в условиях инновационных изменений современного образования (1,2,3,4)

Дадим определение семейному воспитанию ребенка. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, создающиеся в условиях конкретной семьи самими родителями и родственниками. Приемы семейного воспитания, которые стимулируют развитие личности ребенка, его полноценное духовно-нравственное развитие, являются необходимым компонентом воспитательной системы. Приемы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых выполняется направленное педагогическое влияние родителей на психику и поступки детей. Стратегия и тактика семейного воспитания устанавливается ценностными ориентациями родителей, их педагогическими умениями. Естественно, подбор способов воспитания в семье устанавливается личностными особенностями родителей, их темпераментом, особенностями характера (5).

Различные авторы сходятся в основных направлениях исследования рисков воспитания ребенка в семье, факторных действий на воспитательный процесс. Н.А. Коваль и Е.А. Калинина замечают, что на выбор методов воспитания детей в семье воздействуют разные факторы. К более значимым среди них они относят общую культуру родителей, их жизненных опыт, методы организации жизнедеятельности семьи. Выбор различных методов воспитания детей в семье, с их точки зрения, формируется под воздействием: целей, задач воспитания, которые ставят перед собой родители; отношений в семье и образа жизни; числа детей в семье и т.д. (6).

Воспитательный процесс, имеющий общие законы, все же является сложной многокомпонентной деятельностью. Как следствие, в научной педагогической литературе выделяют виды поведенческих линий родителей при воспитании детей, стилей воспитания:

— строгий, авторитарный — бескомпромиссное подчинение ребенка родительской воле, давление, используемое, как средство достижения цели высоких показателей успеваемости в обучении и личной успешности ребенка;

— компромиссный — разделение обязанностей с ребенком, поощрение нежеланной ребенку деятельности интересующими его вещами, фактический обмен;

— содействующий — совместное преодоление трудностей в деятельности ребенка, оказание поддержки;

— сочувствующий — эмоционально сопереживание ребенку в трудной ситуации без фактического вмешательства;

— объяснительный — содействие ребенку в его жизнедеятельности с помощью бесед, объяснений;

— потакающий — превознесение интересов и потребностей ребенка над родительскими, семейными;

— зависимый — выбор способов воспитания, рекомендуемых воспитателями, педагогами, старшим поколением родственников, научной литературой;

— автономный — поощрение самостоятельности и готовности к принятию решений ребенка;

— ситуативный — используется вариативный стиль воспитания, зависящий от сложившейся педагогической ситуации, проблемы (7).

1. Концепция развития образования РФ до 2020 года http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf
2. Капичникова О.Б., Капичников А.И. Проблема инновационной педагогической деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом сборник материалов международной научной конференции. Главный редактор: Семенова Александра Дмитриевна, Доктор педагогических наук, профессор — наставник кафедры начального обучения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. С. 88-91.
3. Гижов В.А., Капичников А.И. Традиции и инновации в среде российского студенчества. В сборнике: Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ; Под ред. О.М. Поповой. 2016. С. 31-37.
4. Капичников А.И. Учебной пособие к курсу «Педагогика и психология». Саратов, 2009.
5. О.М. Вербианова, А.В. Улюкова. Ценности воспитания и истоки родительского опыта воспитания ребенка. дошкольного возраста в современной молодой семье // семья и ребенок в современном мире: проблемы и перспективы. материалы круглого стола в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Научные руководители: Л.В. Доманецкая, Е.Ю. Дубовик. 2015. С. 29.
6. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р. Державина, 2012. 351 с.
7. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. М. : Педагогика, 1988.

Читать статью  О нас

← Предыдущая статьяЛичность в системе социальных отношений: социальные предпосылки становления и развития социально-незащищенных слоёв населения

Следующая статья →Профессионально-коммуникативный аспект в преподавании иностранного языка дипломатам и влияние родного языка

Ребенок в молодой семье

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.

Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику.

Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, искажаются, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна и жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.

Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, святая обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.

Рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. В большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества, когда супруги еще только учатся вести хозяйство, распоряжаться финансами и разумно делить обязанности по дому, чувство Мы только зарождается. Не все молодые супруги готовы к этим изменениям. Именно тогда молодая семья особенно сенсетивна к воздействию стрессов. С этим периодом связывают второй после заключения брака кризис семьи. Нередко браки распадаются, что свидетельствует о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи и недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению.

Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения реакреционных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой и в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должен развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляют особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии. Особую значимость приобретает вопрос о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности и как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка. Успешное совмещение супругами двух важнейших сфер жизнедеятельности — семейной и профессиональной — одна из центральных проблем данной стадии развития семьи.

С рождением ребенка дом наполняется новыми психологическими отношениями членов семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло былое взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.

Проблема заключается в том, что мужу — молодому отцу не хватает многого, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только к нему, а теперь она целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй «ребенок» — муж — очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это не только позволит мужчине психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.

Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину, берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт. Резкое повышение требований к мужу, необходимость перехода от безответственности к серьезности и самостоятельности вызывает у него сопротивление, тревогу утраты любви. Если этот переход удается мужу, то нередко его растущая самостоятельность некоторых женщин беспокоит. Они испытывают, с одной стороны, чувство большей надежности и защищенности, с другой — неосознанное опасение, что уже не так нужны мужу.

Читать статью  Семейный быт Древней Руси

Наиболее распространен вариант двойной нагрузки, когда женщина берет на себя груз ответственности за семью поначалу охотно, поскольку это дает ей ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает ее в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.

Печальны последствия появления ребенка в семье, изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно «не существует». Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Если бы будущие родители лучше осознавали характер своих супружеских отношений и мотивы, по которым они решили завести детей, возможно, некоторые, даже весьма отдаленные негативные последствия можно было бы предотвратить.

Рассмотренные проблемы, ведущие к дестабилизации супружеских отношений при рождении ребенка, возникают не в каждой молодой семье, но они являются наиболее распространенными и типичными. Поэтому знание о том, что они могут возникнуть, поможет молодым супругам если не избежать, то конструктивно разрешить их, по возможности меньше травмировать друг друга и неокрепшую психику своего ребенка. Не следует забывать о том, что в семейные взаимоотношения ребенок вовлекается с самого раннего детства, его психика, душевный склад, восприятие и отношения к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются с раннего детства в родительской семье под влиянием атмосферы, которая царит в родном доме. Он впитывает в себя все происходящее вокруг него: и хорошее, и плохое, и полезное для себя, и вредное. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка часто приводят к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости, уходу в себя. Для полноценного нравственного и психологического развития каждый ребенок нуждается в принятии, проявлении эмоциональной поддержки со стороны отца и матери.

Молодые родители: основные ошибки в воспитании детей

Молодые родители: основные ошибки в воспитании детей

Жизнь молодой семьи кардинально меняется, когда у пары появляется первенец. Как правило, еще до рождения малыша , будущие мама и папа начинают готовиться к пополнению семейства: спрашивают советы у родных и друзей, консультируются со специалистами, читают литературу об уходе за ребенком и его воспитании, изучают информацию на тематических сайтах и форумах в Интернете. С появлением малыша на свет молодые родители стараются еще больше углубиться в изучение вопросов воспитания, но, как правило, перед ними встает большая проблема: на одни и те же вопросы источники отвечают по-разному. В таком случае молодые мама и папа оказываются в полной растерянности, не понимая, как действительно стоит поступать в той или иной ситуации.

Ниже Я-родитель рассмотрит основные ошибки, которые допускают молодые супруги, а также даст полезные советы и рекомендации тем, кто воспитывает своего первенца.

Ошибка №1: Беспричинная паника

Молодые родители очень часто паникуют, когда не знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, особенно если это касается вопроса здоровья малыша. Такую нервозность обычно порождает отсутствие опыта ухода за ребенком. В итоге даже обычная простуда или срыгивание новорожденного приводит к тому, что мама или папа начинают бояться, что с их малышом случилось что-то страшное.

Что делать? В первую очередь – возьмите себя в руки. После этого позвоните педиатру, которому вы доверяете. , Всегда помните, что маленькие дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние своих родителей, и когда последние испытывают страх и тревогу, эти чувства передаются ребенку. Если вы не хотите, чтобы нервная система малыша пострадала, старайтесь не впадать в панику, ведь любая проблема решается намного эффективнее, когда человек находится в спокойном и сосредоточенном состоянии.

Ошибка №2: Чрезмерный контроль

Страх за жизнь и здоровье своего малыша – это естественные эмоции, которые испытывают родители, однако стремление контролировать каждый шаг своего ребенка приводит к неприятным ситуациям. Кроха в первые годы своей жизни хочет самостоятельно познавать окружающий его мир, а чрезмерное родительское внимание его только раздражает, и он начинает капризничать, устраивать истерики и всячески высказывать свое недовольство.

Что делать молодым родителям? Дайте малышу немного самостоятельности! просто Просто уберите из поля зрения малыша предметы, которые могут представлять для него потенциальную опасность, и наблюдайте за действиями ребенка со стороны – так будет спокойнее и ему, и вам.

Ошибка №3: Излишняя эмоциональность

Воспитание ребенка, особенно первого – трудная задача, и не всем молодым родителям под силу решить ее самостоятельно. Очень часто мама или папа после трудного рабочего дня, под влиянием каких-то неприятных событий, усталости или плохого настроения, свое раздражение вымещают на ребенке: в ход идут повышенные интонации и замечания. Ни к чему хорошему это не приводит, поскольку дети учатся взаимодействовать с другими людьми, наблюдая за своими родителями и копируя их поведение. И если мама или папа не умеют держать себя в руках, то и ребенок впоследствии будет вести себя точно так же: обижать сверстников, драться, устраивать родителям истерики, когда у него что-то не получается.

Излишняя эмоциональность

Что же делать? Держите себя в руках! Всегда помните о том, чточто, глядя на вас, ваш, ребенок учится правильно себя вести. Не забывайте, что мама и папа для малыша –беспрекословный авторитет, а все плохие черты характера, которые проявляются у вашего ребенка – это отражение вашего неидеального поведения.

Читать статью  Интимная несовместимость и благодарность супругов или хлеб семейного счастья (18 )Психолог Анна Мустафина

Ошибка №4: Выяснение отношений при ребенке

Многие молодые родители думают, что малыш до года, который учится ходить и не говорит, еще ничего не понимает, и поэтому позволяют себе ругаться и устраивать скандалы в его присутствии. В такие моменты они даже не задумываются о психологическом состоянии ребенка. Дети подсознательно чувствуют настроение своих родителей и очень чутко реагируют на его изменение, а громкие голоса и крики способны не только вызвать у ребенка чувство беспокойства, но и привести к сильнейшему испугу.

Что делать? Не существует таких пар, которые никогда не выясняют отношения, ведь абсолютно все люди испытывают необходимость выплескивать наружу накопленные эмоции и высказывать обиды. Научитесь контролировать себя! Если возможности обсудить личные взаимоотношения в отсутствии ребенка нет, научитесь разговаривать спокойным тоном, и тогда ваш малыш не будет испытывать психологический дискомфорт.

Ошибка №5: Противоречивые требования

Одна из часто встречающихся ошибок, которую допускают молодые родители при воспитании ребенка – это отсутствие единых требований к малышу со стороны супругов. К примеру, мама не разрешает ребенку кушать сладкое ребенку, а папа против этого ничего не имеет. Что получается в итоге? Ребенок быстро понимает, как из противоречий между матерью и отцом можно извлечь личную выгоду, и начинает умело манипулировать своими родителями.

В четвертом выпуске «Как воспитать счастливого ребенка» психолог Сабина Кулиева рассказывает о том, как важно быть постоянным и последовательным в воспитании ребенка.

Что делать? Прежде всего – договоритесь между собой! Характер ребенка формируется в той среде, в которой он растет и развивается, поэтому идеальный вариант – это единая система ценностей, которую поддерживают все члены семьи без исключения. Обсудите друг с другом все спорные вопросы, найдите разумные компромиссы и всегда оставайтесь едиными в своих требованиях, предъявляемых к ребенку!

Ошибка №6: Пренебрежение собой

Многие молодые родители, особенно в первые годы жизни малыша, настолько сильно устают от непривычного ритма жизни, который устанавливается с появлением нового члена семьи, что полностью забывают о себе: куда-то исчезают личные интересы и увлечения, желание выглядеть опрятно и красиво, а в кратковременные моменты отдыха единственным занятием для родителей становится сон. Неудивительно, что ребенок, взрослея, словно начинает стесняться своих маму и папу. Так происходит из-за того, что малыш любит и уважает своих родителей, хочет в любой ситуации гордиться ими, и для него важны не только достижения мамы и папы, но и то, как они выглядят.

Что делать? Не забывайте о себе! Даже если времени на приведение себя в порядок у вас совсем немного, старайтесь всегда выглядеть хорошо: пусть ваша одежда всегда будет чистой и опрятной, прическа аккуратной, а тело – ухоженным. Не забывайте и о своих личных интересах: читайте книги, смотрите интересные фильмы, общайтесь между собой. Малышу будет приятно видеть своих молодых родителей счастливыми, интеллигентными, красивыми внешне, и он будет всегда гордиться вами.

Ошибка №7: Следование чужим советам

Многие молодые супруги ищут ответы на свои вопросы совсем не там, где это действительно нужно делать. Они обращаются к друзьям, имеющим детей, к Интернет-форумам и литературе, написанной отнюдь не специалистами в области ухода за ребенком и его воспитания. В итоге, следуя их рекомендациям, мама и папа не только не решают проблему, но порой еще больше ее усугубляют.

Что же делать? Прислушайтесь к своему внутреннему голосу и словам педиатра или детского психолога, которым вы доверяете. Только особое родительское чутье и рекомендации хорошего специалиста помогут вашему малышу вырасти здоровым и счастливым.

Виктория Грицук

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Не паниковать, держать себя в руках и контролировать свое поведение — это совет на все времена, который поможет в любой ситуации. Вот только, если бы человек умел не поддаваться панике, раздражению, автоматическому поведению, он бы и так это делал. Поэтому советую всем молодым родителям сосредоточится на совете – обращаться за помощью и информацией к людям, которым доверяешь. А лучше подготовится заранее. Молодые семьи в ожидании ребенка все больше спрашивают, что купить, а важнее – подготовить себя. Найти поддерживающее окружение из более опытных родителей, посетить практические занятия. Ведь паника – часто следствие растерянности от незнания, что делать.

Чувство защищенности и безопасности обеспечивает ребенку ведущая роль взрослого, который управляет его жизнью, и это действительно отличается от тотального контроля. Правила полезны детям, они делают жизнь предсказуемой и стабильной. И действительно очень важно приспособить пространство под ребенка, особенно в первые три года жизни, когда малыш активно изучает окружающий мир и стремится всюду залезть и все потрогать. Для собственного спокойствия, и чтобы не дергать ребенка запретами, стоит преобразить быт вашего дома.

Лично я не вижу ничего плохого в эмоциональности родителей, это дает информацию ребенку, что папа и мама обычные, а не сверхлюди, спокойные в любой ситуации. Мама может быть раздражена или пребывать в плохом настроении, главное – предупредить ребенка. Детям полезно учится подстраиваться к эмоциональным состояниям других людей и считаться с ними.

Очень важный пункт – слаженность родителей. Переоценить важность умения родителей гнуть одну воспитательную линию невозможно. Всегда действуйте заодно.

И конечно, не стоит пренебрегать собой. Но не только, и даже не столько для того, чтобы ребенку не было за вас неудобно перед друзьями. Лично меня это волнует в последнюю очередь. Просто важно не терять себя. У каждого есть личное пространство, свои интересы и увлечения, привычки. И родители не исключение. Ребенку важно с детства понимать границы личного пространства родителей и уважать их. Сохранить себя важно и потому, что дети, вырастая, уходят из семьи и начинают свою жизнь. Любовь и забота о ребенке не должны превращать вас в бесправного раба на службе у ребенка–господина».

Источник https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-vospitaniya-v-sovremennoj-molodoj-seme.html

Источник https://studref.com/354093/sotsiologiya/rebenok_molodoy_seme

Источник https://www.ya-roditel.ru/molodye-roditeli/