Особенности воспитания в неблагополучных семьях

30 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Содержание

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 804-806. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9152/ (дата обращения: 27.10.2022).

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.

Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [3, с.91].

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети [1,с.10].

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

— На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

— Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.

— На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся [4,с.82]:

1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.

2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.

3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].

Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.

Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:

1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.

2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).

3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.

Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.

Классификации типов неблагополучных семей

Ф. И. О. автора

Типы неблагополучной семьи

Характеристика

1. С недостатком воспитательных ресурсов.

2. Конфликтные семьи.

3.Нравственно неблагополучные семьи.

4.Педагогически некомпетентные семьи.

Семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи.

Семьи с напряженной обстановкой между родителями.

У членов таких семей наблюдаются различия в мировоззрении, в принципах организации семьи, в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому.

Семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка.

1.Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой.

2.Семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка.

3.Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю.

Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности.

3.Педагогически некомпетентные семьи.

Семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии. В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах.

Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам.

Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями.

Семьи с низким социальным статусом.

Читать статью  Семейные ценности / Family Values

Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно.

1.Семьи с явной формой неблагополучия.

Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением.

Образ жизни таких семей не беспокоит общество.

Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость к окружающим.

Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию.

В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы.

1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой.— Москва: Владос, 2006.— 416 c.: ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр.: с. 411–416.— Библиогр. в конце разд. — ISBN 5–691–00372–0.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— 7-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности).— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978–5-7695–5866–5.

3. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c.: табл.— (Коррекционная педагогика).— Библиогр.: с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.

4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.: ил. — (Психология для всех).— Библиогр.: с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2.

5. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [пособие по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга.— Москва: Дрофа, 2005.— 254 c.: ил.,табл. — (Высшее образование).— Библиогр.: с. 239–251.— ISBN 5–7107–8539–3.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, воспитание детей, девиантное поведение, Классификация типов, неблагополучие семьи, неблагополучная семья, развитие ребенка.

Похожие статьи

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.

Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера.

Причины семейного неблагополучия | Статья в журнале.

Причины семейного неблагополучия. Автор: Гостева Анна Юрьевна.

Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности, уровень проявления, школьник

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам

Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния отделенных показателей неблагополучия семьи на

Традиционное семейное воспитание детей в Монголии.

Особенности взаимодействия социального педагога.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей.

Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы

Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития.

Приём детей из социально неблагополучных семей детским.

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети», которые

Социально-психологические аспекты развития.

Наиболее общим признаком неблагополучной семьи с психолого-педагогической точки зрения является то, что она не способна осуществлять функции развития и воспитания ребенка. Влияние семейного неблагополучия на развитие.

«Трудный» возраст: в каких семьях вырастают дети-хулиганы

«Трудный подросток» — термин, пугающий родителей. Многие задаются вопросом, что способствует этому и как уберечь собственного ребёнка от скользкой дорожки. Ведь подростковый возраст сложен как для детей, так и для окружающих, в это время чаще всего и происходят срывы. Как помочь подросткам пережить переходный возраст и не «упустить» детей, какую роль играет микроклимат в семье — на эти и другие вопросы ответит MedAboutMe.

Особенности подростков

Общепринято, что подростковый возраст начинается с периода полового созревания и заканчивается совершеннолетием. В это время авторитет родителей для подростков несколько угасает, на их место приходят новые кумиры: одноклассники, артисты и др. Каждый ребёнок индивидуален.

В это время противоречия, о которых подростки ранее молчали, выходят наружу. В этом возрасте проявляются и особенности семейного воспитания. Если подросток рос в атмосфере скандалов, то с большим процентом вероятности начнут проявляться конфликты как в семье, так и в школе.

Подростки подобны куколке, из которой начинает появляться прекрасная, но ранимая бабочка, вынужденная принимать новый мир и саму перемену. Это время, когда подростки особенно нуждаются в родительской поддержке и совете.

Подростковый возраст: реально ли прожить без кризиса?

Подростковый возраст: реально ли прожить без кризиса?

«Трудный возраст» — определение, которое подразумевает становление личности подростка и его взросление. Как правило, с этим периодом связывают ссоры, скандалы и все проявления кризиса. Но можно ли его избежать?

Вопреки распространенному мнению, семьи, где родители не сталкиваются со всеми красочными проявлениями трудного возраста, существуют. По мнению психологов, спровоцировать столь сложное проявление подросткового кризиса может неблагополучная обстановка в семье. Семья, где между детьми и родителями сложились доверительные и уважительные отношения, может легко обойтись без него.

Существует мнение, что если до 5-7 лет дети не имели потрясений в отношениях «родители-ребёнок», то у них формируется ощущение семьи как надежной крепости, безопасной гавани, где уберегут от всех невзгод.

Микроклимат в семье и поведение подростков

В асоциальной семье чаще всего вырастают дети-хулиганы. И это действительно так. Если рассматривать данные социологов, то девиантное поведение чаще всего замечается у детей из неблагополучных семей, но это далеко не правило.

Одним из факторов срыва, причем, наиболее частым, является трудное финансовое положение семьи. Провоцирующими факторами также можно считать разрыв родителей и алкоголизм в семье.

Как предрасполагающий фактор можно рассматривать также отсутствие эмоциональной связи и контакта с матерью, например, по причине болезни, смерти или ее асоциального поведения. Уничижительное отношение со стороны родителей, отсутствие участия в жизни ребёнка также играют важную роль.

Но в современном мире социальное положение, статус и доход родителей уже не так важны. Иногда чем выше социальное положение, тем свободнее чувствует себя подросток, и может появляться ощущение безнаказанности. Все чаще и чаще можно встретить детей-хулиганов в семьях со средним и даже высоким уровнем достатка. Даже при внешнем благополучии семьи в ней могут быть нарушения в отношениях «родители-ребёнок».

Негативные проявления подросткового возраста

Кризис подросткового возраста зачастую сопровождается импульсивными поступками и протестным типом поведения. Это может проявляться в виде агрессивного отношения к окружающим, приобретением опасных увлечений и занятий для самого ребёнка — такими экстремальными видами спорта, как паркур, руфинг, а также знакомство с наркотическими веществами, побегами из дома и воровством.

Читать статью  Семейная Клиника Счастливая Семья

Подобные проявления можно объяснить реакцией на изменения в жизни. Опасные увлечения могут указывать на отсутствие доверительных отношений в семье и желание привлечь внимание окружающих. Если изначально такое поведение может нести эпизодический характер, быть лишь шалостью, то постепенно оно способно перерасти в нечто большее, когда подростки уже не смогут справиться и контролировать свое поведение и поступки без посторонней помощи.

Жестокость подростка — виноваты родители?

Дети жестоки. Особенно это относится к подросткам. В последнее время подростковой жестокости уделяется большое внимание. Возможно, это обусловлено ее распространением и усилением.

Родители обеспокоены этой темой. С одной стороны они не хотят допустить того, чтобы их дети оказались в группе «жестоких», с другой стороны не желают видеть их в группе «жертв». Причин садизма и проявления агрессии могут быть множество, и одна из них — семья. Агрессию у подростков можно рассматривать как ответную реакцию на действия со стороны родителей: унижения, пренебрежения, жестокое обращение, насилие, но нельзя забывать и про другие причины — наследственность, психические заболевания, влияние других детей и взрослых и многое другое.

Если в семье, той тихой гавани, которая должна оберегать и защищать, таких отношений нет, то какое поведение можно ожидать от ребёнка? Не найдя помощи в семье и от окружающих, подростки озлобляются, видя окружающий мир искаженно.

Проблема вредных привычек

Проблема вредных привычек

Проблема вредных привычек, например, курения, в подростковом возрасте стоит особенно остро. Курение у подростков — подражание взрослым, ощущение того, что сигарета некий символ взросления, авторитета и бунтарства.

Если же разобраться в более глубоких причинах подросткового курения, то они часто связаны с конфликтами, сильными потрясениями, страхами и тревогами. С тем, с чем подросток не в силах справиться самостоятельно. В таком случае курение и другие вредные привычки становятся неким «успокоительным», отвлекающим от проблем средством.

Депрессия или лень?

Подростковый возраст может быть началом плохой успеваемости в школе. Родители порой недоумевают, откуда появились лень и безразличие, ведь впереди экзамены, от которых зависит будущее и возможность дальнейшего обучения. Именно под такими симптомами лени может скрываться самая настоящая депрессия, которую важно вовремя заметить и принять меры.

Для хорошей успеваемости подросток должен быть здоров, а, как известно, депрессия — это болезнь. Родители должны научиться внимательно относиться не только к жалобам ребёнка, но и к его поведению.

От любви до ненависти одни шаг

Поведение подростков в этот сложный для них период может быть настолько специфическим, что у родителей создается впечатление о всепоглощающей ненависти. Иногда эмоции могут бурлить настолько сильно, что подростки могут озвучивать свои негативные чувства. Но! Любовь к родителям является базовым чувством. И в этот сложный период подростки переживают переломный момент — возникает необходимость отдаляться, начинать собственную жизнь. В этом отдалении сопротивление может возникать с обеих сторон, вызывая противоречивые слова и поступки.

Родители должны понимать, что детей в этот период нужно отпустить. Такое поведение не говорит о том, что в один момент мама с папой стали не нужны, нет. Необходимость в них возрастает, но есть и другая задача — начало свободного плавания.

В этот сложный «трудный возраст» может показаться, что взаимопонимание между родителями и подростком невозможно. Но все преодолимо и решаемо. Главная задача родителей — быть на стороне ребёнка, поддерживать, а не постоянно читать морали, постепенно отдаляясь друг от друга.

Как вести себя во время ссоры с ребёнком

Конфликты между родителями и детьми

В какие межличностные отношения мы бы ни вступали, рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что наши желания и ценности не совпадают с желаниями других людей — так случается в общении с коллегами, друзьями, романтическими партнёрами. Привычные стратегии поведения во время ссоры и навык выхода из конфликта дети усваивают в самых первых своих отношениях — в семье. Всё, что ребёнок видит и переживает дома, влияет на его представления о том, что такое любовь, эмоции и границы допустимого поведения.

Иногда бывает и по-другому — ребёнок строит собственную жизнь по принципу от противного, избегая всех привычек своих родителей. Так часто бывает, если дома ребёнок пережил травматичный опыт (например, в ситуации домашнего насилия). У человека из семьи, где ссоры проходили с физической или вербальной агрессией, оскорблениями, криком или манипуляциями, появляются проблемы в карьере и самореализации.

Такому человеку будет сложно принимать самостоятельные решения — если родители всегда заставляли его что-то делать, то он привыкает, что за него всё решит другой человек (вслед за родителями эту роль начинают играть начальство, партнёр).

Если на ребёнка часто ругались, он может вырасти со страхом осуждения, который не позволяет сформироваться адекватной самооценке. Иногда в подростковом возрасте такие дети, из неприятия родительского контроля или чтобы справиться со стрессом, начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, которые для кого-то из них затем превращаются в зависимость или приводят к рискованному и самодеструктивному поведению. Глубинная причина такого поведения кроется в том, что ребёнок не чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

При ребёнке нежелательно ругаться на повышенных тонах, но и не стоит скрывать от детей разногласия между родителями или стараться игнорировать любые назревающие конфликты в семье.

Один из ключевых моментов, которым родитель должен научить ребёнка, — не катастрофизировать любую ссору, потому что совсем бесконфликтных отношений не бывает.

Ребёнок, взрослеющий в иллюзии, что в семье никогда не бывает ссор, не сможет приобрести навыки разрешения конфликтов и в будущем будет избегать конфликтных ситуаций и саботировать отношения, при первой же ссоре готовясь к разрыву. Идеальный (хоть и трудно достижимый!) пример ссоры между родителями должен демонстрировать спокойный, честный и конструктивный разговор, обсуждение проблемы, внимание к эмоциям обоих собеседников, поиск консенсуса и примирение. Ребёнку, который будет хотя бы иногда наблюдать такой сценарий дома, будет проще дружить, работать и любить в будущем.

Причины конфликтов родителей и детей

Поводов для ссоры между ребёнком и родителем существует, наверное, столько же, сколько существует на свете семей. Часто родители ругаются на ребёнка за непослушание, когда он не соответствует их ожиданиям, когда им не удаётся привить ему какие-то важные жизненные навыки и ценности. Иногда проблемным моментом становится детская ложь — как правило, если в прошлом родители наказывали ребёнка или ругались на него за какие-то проступки, то не умея или не желая изменить своё поведение, ребёнок учится скрывать подобные вещи. Например, если родитель систематически отчитывает ребёнка за плохие оценки, которые ребёнку не удаётся исправить, велика вероятность, что в итоге ребёнок просто начнёт лгать или умалчивать о своей успеваемости в школе.

В более старшем возрасте причиной конфликтов становится уже не только родительское недовольство ребёнком, но и критика родителей со стороны детей, а также борьба за свободу принимать самостоятельные решения. Стремление оградить ребёнка от опасности часто вступает в противоречие с желаниями и устремлениями подростка. Кроме того, если дома в какой-то момент вошла в привычку ругань, разговоры на повышенных тонах и бесконечные запреты, у ребёнка накапливается обида, которая может вырваться в виде резких фраз или игнорирования родительских просьб.

Читать статью  Игры в Контакте

В основном частые конфликты в семье происходят потому, что родитель в процессе воспитания апеллирует к собственному авторитету и стремится заставить ребёнка что-то делать вместо того, чтобы искать способ замотивировать его или договориться с ним. Родителям порой не хватает времени и возможностей, чтобы разобраться в первопричинах проблемного поведения ребёнка и вместе прийти к компромиссу.

Как решать семейные конфликты родитель-ребёнок

Как вести себя во время ссоры с ребёнком

Часто родители акцентируют внимание на личности ребёнка («ты ленивый», «ты безответственный»). Такая риторика приводит к тому, что у ребёнка страдает самооценка, ребёнок не чувствует себя любимым и вместо того, чтобы исправить своё поведение, лишь ожесточается. Лучше оценивать только поступок ребёнка («сегодня ты повёл себя безответственно», «ты сейчас ленишься»), признавая за ним право совершать ошибки и исправлять их.

Важен также тон, которым ведутся разговоры в семье. Крик допустим только при наличии реальной физической опасности — например, когда ребёнок норовит перебежать дорогу на красный свет (тогда вырабатывается рефлекс — повышенный тон родителя сигнализирует об экстремальной ситуации, когда нужно срочно сконцентрироваться). Все остальные разговоры должны вестись спокойным голосом, иначе они будут неэффективны.

Во время любой ссоры нужно понимать, чего вы хотите от своего ребёнка, чему вы пытаетесь его научить, что вас беспокоит. Эти вещи и нужно стараться объяснить ребёнку, чтобы он знал, из-за чего вы ругаетесь и что он может сделать, чтобы исправить ситуацию.

Если вы хотите научить ребёнка извиняться, вам тоже нужно извиняться в тех случаях, когда вы не правы. Необходимо избегать перекладывания вины на ребёнка — нельзя выставлять его виноватым в тех ситуациях, за которые вы сами несёте ответственность (например, обвинять ребёнка в том, что вы опаздываете на какое-то мероприятие из-за него, если к опозданию на самом деле привёл ваш неудачный тайм-менеджмент). Помимо этого, ни в коем случае не стоит требовать от детей извинений. Пользы от вынужденных, неискренних извинений ни для вас, ни для ребёнка не будет. В раннем возрасте задача родителя — научить ребёнка просить прощения, в том числе на собственном примере. Не приветствуется демонстрация родительского превосходства. Если вы хотите избежать постоянных ссор, более фундаментальной целью должно быть выстраивание равных, доверительных отношений с детьми.

Вредным паттерном в семейных конфликтах между родителями и детьми является игнорирование и замалчивание конфликта.

Если после ссоры родитель какое-то время молчит, а затем возвращается к общению с ребёнком как ни в чём не бывало, истинная причина ссоры не прорабатывается. Проблема, из-за которой случился конфликт, остаётся на месте, а негативные эмоции накапливаются, ослабляя отношения. Такая родительская привычка особенно плохо сказывается на чувствительных детях, которые почувствуют себя отвергнутыми, если родитель после ссоры будет молчать, обижаться или отталкивать от себя ребёнка, который пытается помириться.

Конечно, ни в каких ситуациях не допустимы агрессия в адрес ребёнка, физические наказания, оскорбления и обзывательства.

Как разговаривать с ребёнком, если вы чувствуете злость и обиду

Нормально, если во время семейного конфликта родитель переживает и показывает ребёнку свои эмоции — это может быть и досада, и грусть, и злость. Лучше всего честно поговорить с ребёнком о том, что вы чувствуете, не перекладывать на него вину за то, что вы переживаете и не переходить на оценку его личности. Можно описать своё состояние, стараясь говорить именно о себе — «Мне грустно», «Я сержусь» вместо «Ты меня всё время расстраиваешь».

Если вы понимаете, что не можете провести конструктивный диалог о возникшей проблеме прямо сейчас, — объясните это ребёнку, пусть даже коротко. Каждому человеку иногда требуется побыть одному, чтобы успокоиться, — роль родителя не лишает вас этого права. Но чтобы ребёнок не чувствовал себя отвергнутым, напоминайте ему, что вы любите его, что бы ни происходило, — даже если злитесь или ругаетесь, ведь люди не перестают дорожить друг другом, когда ссорятся.

Как помириться с ребёнком после ссоры

В младшем возрасте для ребёнка важен тактильный контакт. Родителю стоит подходить после ссоры первым, показывать, что сделать первый шаг — не стыдно, что обниматься — приятно. В случае конфликта с подростком нужно помнить, что запрещая что-то, желательно восполнить это лишение для ребёнка, чтобы у него не оставалось обиды. Доверительные здоровые отношения между родителями и детьми предполагают, что родитель признаёт значимость того опыта, к которому стремится его ребёнок, принимает эмоции и желания. Это не значит, что ребёнку всё должно быть разрешено, но полезно будет поговорить и принять важность тех вещей, которые вы пока не готовы позволить своему ребёнку (например, поход на вечеринку в ночное время или поездку с друзьями в другой город).

Лучшим способом будет поиск компромисса и альтернативы — например, если вам тревожно отпускать ребёнка на ночёвку к незнакомым вам друзьям, можно предложить позвать ребят к себе в гости. Также полезным будет объяснить подростку, чем конкретно вызваны ваши опасения, — разговор должен проходить в максимально спокойной обстановке, без претензий и назидательного тона.

‍♀️ Как быть, если после ссоры ребёнок замыкается в себе и не хочет ни о чём разговаривать

В подобном случае родителю стоит показать свою доброжелательность и готовность к примирению. Не стоит бегать за ребёнком и уговаривать его помириться. Также постарайтесь не ругаться и не раздражаться на молчание своего ребёнка. Лучше оставаться спокойным и ждать, когда ребёнок отойдёт от обиды. Но если такое поведение повторяется систематически или конфликты в семье происходят часто, и вам не удаётся выйти из порочного круга ссор и обид, — это повод для обращения к психологу. Опасно игнорировать длительное и частое молчание ребёнка, так как оно может сигнализировать о самых разных проблемах в школе, с друзьями, с кем-то из членов семьи.

Если родитель понимает, что допускал какие-то ошибки во время ссор или недоволен поведением своего ребёнка, хорошим выходом будет разговор с целью договориться о том, как вести себя дальше, чтобы не обижать друг друга. Главным принципом в любом договоре с ребёнком должна быть взаимность: если вы ждёте от ребёнка, что он будет держать своё слово, вы также должны держать своё. В целом для успешного решения конфликтов между родителями и детьми чаще всего важно доверие в отношениях. Вне зависимости от возраста ребёнка вашими лучшими союзниками станут спокойный тон, терпение, интерес к его желаниям и честная, открытая коммуникация.

Источник https://moluch.ru/archive/61/9152/

Источник https://medaboutme.ru/articles/trudnyy_vozrast_v_kakikh_semyakh_vyrastayut_deti_khuligany/

Источник https://media.foxford.ru/articles/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi