Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Отношения детей дошкольного возраста с родителями или как не испортить жизнь ребенку
Быть родителями непростое дело. Когда ребенок появляется в семье все усилия направлены на обеспечение условий жизни и сохранение его здоровья. Режим, кормление, гигиенические процедуры и прочие важные моменты в жизни новорожденного выступают на первый план. Но малыш растет и для гармоничного развития необходимо позаботится о правильных отношениях детей дошкольного возраста с родителями.
Дитя начинает чувствовать себя отдельным существом, знакомиться с новыми ощущениями и приобретает свой собственный опыт. В этот период очень важно построить систему взаимоотношения между ребенком и родителями таким образом, чтобы не заглушить в нем жажду познания и не сломать формирующуюся личность.
Тесная связь между матерью и ребенком дошкольного возраста сохраняется и взрослым нужно найти правильную тактику поведения. Родители и взрослые члены семьи выступают ведущими в этом непростом процессе воспитания личности и формируют его эмоциональную сторону. Но важно понимать, что неизменным должен оставаться один параметр – это любовь и дружелюбная среда в семье.
- Почему отношения с ребенком могут быть плохими?
- Отношениях детей дошкольного возраста с родителями
- Типы воспитания в семье
- Как наладить отношения с детьми
Почему отношения с ребенком могут быть плохими?
Рождение нового человечка меняет образ жизни родителей и требует от мужчины и женщины пересмотреть свои взгляды. Часто взрослые просто не готовы эмоционально к такой перемене.Женщине в этом плане повезло больше, так как во время беременности она ощущает присутствие малыша, слышит его шевеления и свыкнуться с мыслью о родительском долге ей проще.
Мужчины лишь наблюдают со стороны и не совсем понимают, что такое ребенок и как себя с ним вести. Ситуацию усугубляет навязанные шаблоны поведения, когда женщина находится постоянно с маленьким человечком, участвует во всех жизненных процессах, а отец находится в некотором эмоциональном отстранении. Роль мужчины в семье сводится к роли добытчика материальных средств для жизни.
Проблемой неправильных отношениях детей дошкольного возраста с родителями служит несоответствие представлений родителей о будущем наследнике и то, каким он есть на самом деле. От этого идет некое эмоциональное неприятие и холодность родителей. Взрослые пытаются подогнать поведение малыша под какие-то шаблоны и встречают сопротивление.
Неправильный выбор тактики воспитания в раннем возрасте приводит к напряжённым отношениям с детьми. Слишком строгие родители, которые контролируют все что происходит с ребенком, не давая ему права выбора и свободы. Или же напротив попустительское отношение к вопросам воспитания.
Завышенные ожидания от ребенка уже с ранних лет и сравнение. Все дети разные и темп развития у них идет по-разному. Одни начинают разговаривать в годик, другие с двух лет. У одних детей быстрее получается самостоятельно кушать ложкой, у других нет и родители с досадой относятся к этим явлениям. Гнаться за достижениями других детей неразумно, если только речь не идет о существенном отставании в развитии.
Низкая педагогическая культура родителей. Замечено, что в семьях, где родители педагоги, врачи и представители культуры дети вырастают более развитыми и спокойными. Видимо все дело в наличии навыков обучения родителей и культуре общения в семье. Но это вовсе не означает, что в других семьях дети будут отсталыми и не воспитанными.
Желание родителей узнать, как можно больше о воспитании или о педагогических методиках может быть удовлетворено обилием информации в интернете и книгах. Популярными становятся курсы и тренинги по психологии отношений родителей и детей в семье.
Отношениях детей дошкольного возраста с родителями
Психологами доказан тот факт, что формирование характера и личных эмоционально-волевых качеств ребенка полностью зависят от детско-родительских отношений.
Дошкольное детство –это период интенсивных изменений в психике. Эти изменения происходят под влиянием непосредственного участия в жизни ребенка родителей. Мама и папа дают знания об окружающем мире, организуют его режим дня и помогаю накапливать жизненный опыт своим детям. Своим влиянием воспитатели, взрослые члены семьи и родители формируют характер, стиль поведения и определяют социальную роль чада в семье и в обществе.
Родительская любовь и уверенность ребенка в том, что его не перестанут любить в случае неправильных поступков или непослушания гарантируют гармоничное развитие и стабильность психических процессов взросления.
На этапе дошкольного детского возраста активно формируется самосознание ребенка его самооценка, понимание иерархии в семье и в обществе. Дети начинают понимать свою роль в кругу семьи, различают границы дозволенного и меры наказания за несоблюдение правил поведения.
Поэтому в процессе воспитания важную роль играют такие параметры:
- Любовь и дружелюбное отношение к ребенку.
- Постоянство и стабильность родителей (одинаковые требования и меры наказания за проступки).
- Уважение к личности детей.
- Динамичность поведения взрослых.
Ребенок познает самого себя и учится относится к окружающим через отношения к матери. Поэтому материнская любовь – это незыблемый и само собой разумеющийся фактор в воспитании и в формировании отношений детей дошкольного возраста с родителями.
Материнской любви невозможно лишиться или заслужить ее. Она либо есть и женщина любит свое дитя просто за то, что он есть, либо нет. Отцовская же любовь относительна. Мужчина любит за то, что дети оправдывают ожидания.
Семья, как структурная единица общества оказывает максимальное влияние на ребенка. Именно по той причине, что он большую часть своей жизни проводит в семье. Мать, отец бабушки и дедушки, а также братья и сестры лучше всех остальных знают ребенка все его положительные и отрицательные качества. От оценки поступков и самого малыша, как личности, зависит самоощущение и самооценка.
Типы воспитания в семье
Если в семье принят авторитарный (бескомпромиссный) стиль общения, где не приветствуется самовыражение, инициатива и проявление самостоятельности, а есть подавление, наказания за незначительные проступки и требования полного беспрекословного подчинения, дети вырастут пугливыми и тревожными. При таком способе воспитания у детей присутствует лишь внешний контроль, а самостоятельность вовсе не развивается.
Страх перед наказаниями мешает ребенку строить отношения со сверстниками. У детей высокая тревожность и частые депрессии. Связь с родителями слабая, дети в таких семьях ищут опоры вне дома. В младшем возрасте они тяготеют к доброжелательным воспитателям или другим взрослым.
При равнодушном отношении к детям и нестабильной системе наказания, где родители не обращают внимания на поведение и поступки ребенка, но наказывают от случая к случаю, дети вырастут нервными с частыми вспышками неконтролируемой агрессии.
Родительский контроль проявляется не последовательно и может сопровождаться всплесками гнева с применением физических наказаний.
Самым эффективным стилем воспитания в семье считается демократический или авторитетный. Родители ставят на первое место такое понятие, как счастье ребенка. Счастье от каждодневных приятных моментов, и счастье в будущем. Это и есть формирование четких положительных установок.
При демократическом стиле воспитания основой взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями становиться любовь и дружба. Есть система строгих ограничений, основана на обеспечении безопасности ребенка, и есть часть запретов, которые можно изменить. Большая роль в семье отдается совместному время провождению, семейным традициям и дружбе.
Родители и дети по взаимному согласию без принуждения с какой-либо стороны проводят время вместе за семейным ужином, играми, походами в кино или цирк. Дети четко осознают, что от них требуется и какие последствия будут за непослушания. Физическое и психологическое наказание и унижение полностью отсутствуют.
Цель родителей в воспитании ребенка в семье — это вырастить счастливого спокойного, самостоятельного человека. Дать установки на будущее в виде морально-нравственных принципов.
Семья оказывает сильное влияние на личность детей, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Ни одно воспитательное учреждение: детский садик, школа или университет не способно принести такой психологический вред ребенку, как семья.
Для малыша отношение к нему всех членов семьи — это зеркало, в котором отражается он сам. Ведь если мама и папа не любят и с холодностью и отчуждением относится к нему, то в понятии маленького человека будет установка, что любить его не за что. Ребенок сам себя воспринимает враждебно, замыкается и страдает от нелюбви родителей.
Как наладить отношения с детьми
Именно любовь и теплота, как фундамент для здания будет основой для всех изменений в личности ребенка.
Во взрослой жизни дружбе отнесена особая роль. Взрослые дружат по взаимному согласию без принуждения. В дружеских отношениях есть место и откровенным разговорам, и личной интимной территории, вторгаться в которую нельзя. Так же и с детьми, родители должны уважать личное пространство ребенка, не «ломать» его, а с тактичностью относиться к собственному мнению.
Дру́жба- это личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.
Пусть в отношениях детей дошкольного возраста и родителей будет территория, где ребенок может хранить свои личные переживания. Например, не выпытывать кого он любит больше маму или папу, как относится к младшим братья и сестрам. Не высмеивать дружбу с противоположным полом в садике и на игровой площадке. Если ребенок почувствует потребность высказаться по этим поводам, пусть у него будет абсолютное доверие, что его тайны не выдадут.
По заслугам оценивать достижения. Не лицемерить, а высказывать справедливое мнение. К примеру, если рисунок выполнен не аккуратно, сказать об этом правду, но похвалить желание нарисовать лучше в следующий раз. Не обесценивать заслуги или приписывать успехи случайной удаче, стараниям взрослых.
Не сравнивать с другими. Постоянные сравнения, особенно не в пользу ребенка приводят к понижению самооценки и не желанию вообще что-либо делать.
Сравнение никогда не будет играть положительную роль ни в детстве, ни во взрослом возрасте. Сравнивать можно только с достижениями в прошлом. Например, сказать, что рисунок у Пети лучше твоего нельзя. Правильней сказать, что в прошлом году ты не мог нарисовать красиво дерево, а в этом у тебя получилось намного лучше.
Наказание должно быть основано на справедливости и уважении. Не допустимо наказывать физически или унижать личные качества.
Правильно строить отношения детей дошкольного возраста и родителей необходимо с самого раннего возраста. Если время было упущено, будет крайне тяжело заслужить понимание и уважение ребенка к себе. Родители, как маяк в море, указывают роль в жизни. Ребенок всю последующую жизнь будет опираться на знания и опыт взаимоотношений, полученный в раннем детстве и это определить всю его дальнейшую судьбу.
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Аннотация. В рамках теоретического педагогического исследования анализируются социально – психологические особенности взаимоотношений родителей и детей дошкольного возраста. Проведен исторический обзор научных представлений зарубежных и отечественных ученых по данному вопросу. Сделан вывод, что в большинстве семей преобладает благоприятный и выражающий одобрение характер поведения с ребенком.
Ключевые слова: педагогика, личность, гуманное воспитание, дошкольный возраст.
В последнее время значительно возросло внимание к такому сложному вопросу, требующему определенных теоретических и практических решений, как детско-родительские отношения. Вынужденная потребность родителей в добывании материальных средств и как следствие их чрезмерная занятость и загруженность на работе, уменьшение времени, располагающего досугом, становятся причиной ухудшения физического и психического состояния родителей, их чувства острого недовольства, досады и гнева по отношению к своим детям. Родители, выражающие чувство усталости и чрезмерного напряжения, обнаруживают крайне суровые и резкие дисгармоничные детско-родительские отношения, наносящие вред физическому и психологическому здоровью ребенка, его спокойной, довольной и обеспеченной жизни. Большинство родителей понимают несовершенство своего воспитания и его недочеты. Но нередко они просто не владеют начальными, простейшими знаниями по педагогике, психологии, медицине для того чтобы решить возникающие проблемы.
К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные. Специалисты рассматривают характер поведения и связей между родителями и детьми, а также предмет процесс обучения, просвещения и терапии родителей. Необходимо обратить внимание на многообразие описательных понятий, отражающих наиболее общие свойства и связи системы «родитель-ребенок». Так, в научной литературе ученые употребляют следующие обозначения: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т. д.
Большинство западных авторов отмечают следующие величины, характеризующие основные свойства взаимной связи родителя с ребенком:
-право ребенка самостоятельно решать – наблюдение родителя с целью проверки (Е. Е. Маккоби, В. Шутц);
-нежелание родителей принимать своего ребенка, сближаться с ним – проявление доброжелательного отношения к ребенку (А. И Захаров, Д. Н. Исаев, А. Я. Варга);
-суровые, настойчивые и властные родители, обладающие большими запросами в отношении ребенка (Е. Е. Маккоби, Р. Коннер);
-чувство близости, преданности (Д. Боулби, Г. Т. Хоментаускас);
-непоследовательность – последовательность (Д. Боулби, А. И. Захаров).
В пределах отечественной науки более других известны психологи А. Я. Варга и В. В. Столин, осуществлявшие в этой области планомерное, регулярное экспериментальное исследование. Под родительскими установками они подразумевали «систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним». Понятие «родительский стиль» авторы описывают как «установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще». А. Я. Варга и В. В. Столин отмечают, что эмоциональные, когнитивные и деятельностные аспекты отношения родителей к своим детям являются особенно важными и значительными признаками [2].
Значительное количество зарубежных исследователей отмечают, что любовь и контроль являются наиболее важными причинами, определяющими характер и схему родительского поведения. По мнению Э. С. Шефера, именно такие противоположные факторы, как «любовь — ненависть», определяющий эмоциональную составляющую, и «автономия — контроль», характеризующий поведение, являются обобщенными отличительными чертами этой схемы. Разнообразное сочетание указанных признаков может послужить причиной возникновения различных вариантов поведения родителей в отношении своих детей [2].
Е. Е. Маккоби проанализировала способы родительского контроля и подчеркнула, что благодаря непрерывному и последовательному проверочному наблюдению родителей у детей проявляются следующие психические качества:
а) умение контролировать свои враждебные, агрессивные внутренние побуждения;
6) высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;
в) энергичная деятельность, активность, проявляющаяся в способности ребенка заниматься уже начатыми и новыми делами с инициативой и настойчивостью, сохраняя общее хорошее настроение [3].
Э. Фромм указывал, что любовь матери к своему ребенку по сущности – это, несомненно, прирожденное и безоговорочное свойство, составляющее ее внутреннюю сущность и хранимое в глубине души. Отцовская же любовь, по его мнению, причинна, вызывается и ограничивается определенными условиями. Таким образом, согласно его мнению, мать выполняет функции природы, а отец — государства. С точки зрения Э. Фромма, отец любит своего ребенка за то, что ребенок удовлетворяет его отцовским ожиданиям, потому что подобающим образом выполняет возложенные на него дела и поручения, и по причине сходства ребенка с ним [5].
Отечественный психолог B.В. Столин рассматривал любовь как определенное свойство, сочетающее в себе симпатию, близость и уважение. Однако следует понимать, что само принятие не всегда непременно повлечет за собой любовь, и совсем не каждая любовь свидетельствует о проявлении положительного и дружелюбного отношения к другому человеку [1].
Г. Т. Хоментаускас в своей работе «Семья глазами ребенка» писал о двустороннем отношении любви родителей, которое не следует оценивать только с одного ракурса. Родительская любовь основана на отношениях двух участников – родителя и ребенка, которых связывают взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная симпатия [6].
Многие отечественные исследователи, а именно: А. Я. Варга, А. С Спиваковская, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев понимали понятие «отвержение» как нарушение детско-родительских отношений и выделяли его в неблагоприятный тип воспитания.
На базе МБДОУ «Детский сад № 1 «Первоцвет» г. Чебоксары Чувашской Республики мы провели исследование, в котором приняли участие 20 диад – «мать-ребенок» (11 мальчиков, 9 девочек). Возраст ребенка – дошкольников 4 года. В 9 семьях есть вторые младшие дети возрастом до 1 года. В 11 семьях – по 1 старшему ребенку – школьнику. Средний возраст матерей – 31 год, образование – высшее. Были использованы следующие методики:
тест-опросник А. Я. Варга, В. В. Столина «Анализ родительских отношений».
опросник «Взаимодействие родитель–ребенок» И. М. Марковской (вариант–для родителей дошкольников и младших школьников).
По результатам теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, можно судить о родительском отношении как о системе отличающихся по определенным признакам чувств, характера поведения и общения с ребенком, поведенческих стереотипов, используемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
30% испытуемых получили высокие баллы по шкале «принятие-отвержение ребенка», что говорит о выраженном положительном отношении к своему чаду. Мать, проводя с ребенком много времени, относится к нему дружелюбно, положительно, с похвалой относится к его интересам, помогает в осуществлении намеченных планов. 25% испытуемых получили высокие баллы по шкалам: «кооперация» и «симбиоз», что говорит об искреннем интересе к занимательным направленностям своего ребенка, в значительной степени взрослым оцениваются его способности, поощряется самостоятельность и инициатива ребенка. Мать старается всегда быть ближе к своему ребенку, старается исполнить и осуществить его наиболее важные и главные потребности и желания, ограждать от неприятностей. 10% испытуемых получили высокие баллы по шкалам: «контроль» и «отношение к неудачам ребенка», что говорит о том, что характер поведения основан на беспрекословном подчинении ребенка власти и авторитету родителя, определяя для ребенка суровые границы, связанные с нарушением дисциплины. Он заставляет и принуждает ребенка против его желания принять родительскую волю. Повышенный интерес к определенным занятиям, всецело поглощающих ребенка, его намерения и замыслы, внутреннее психическое состояние и душевные переживания представляется родителю легкомысленным и незначительным, и он их не принимает во внимание, пренебрегая ими.
Получены и низкие баллы по следующим шкалам: 10% испытуемых получили низкие баллы по шкале «контроль», что говорит о том, что родитель по существу не контролирует поступки и поведение ребенка, вследствие чего процесс обучения и воспитания детей не вполне отвечает своему назначению и не способствует достижению положительных и полезных результатов. 75% испытуемых, которые получили низкие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка», свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
По результатам опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской, можно судить об особенностях родительско-детских взаимодействий на уровне внутрисемейных отношений
Самый высокий процент получила шкала «отвержение – принятие» –25%, что родитель принимает личностные качества, ценности, образ действий и характер поступков ребенка, тем самым обеспечивая благоприятное и хорошее развитие ребенка, повышение и стабильность его самооценки.
Шкала «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» и шкала «удовлетворенность отношениями с ребенком»–15% — свидетельствуют о сотрудничестве между матерью и ребенком. Родитель признает права и достоинства своего ребенка. Можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми.
По 10% получили шкалы: шкала «эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю» и шкала «тревожность за ребенка». Данные по этим шкалам свидетельствуют о представлении родителя о тесной дружеской связи, близости к нему ребенка, о взаимопонимании, о внутреннем стремлении ребенка сообщать самое тайное, заветное и имеющее особенно большое значение родителю; о невысоком уровне тревожности за своего ребенка.
Низкие баллы — по 5% каждая — получены по следующим шкалам: «нетребовательность – требовательность»; «мягкость – строгость»; «автономность – контроль»; «непоследовательность–последовательность»; «воспитательная конфронтация в семье».
Данные по этим шкалам показывают, что родитель не проявляет высокой требовательности во взаимодействии с ребенком, не требует от него высокого уровня ответственности. Матери не применяют суровых, строгих мер, к ребенку, не устанавливают жестких правил во взаимоотношениях, не принуждают детей к чему-либо. Ребенок автономен, ему многое позволяется.
Таким образом, в большинстве семей преобладает благоприятное отношение к ребенку, выражающее согласие с ним и одобрение его действий, поступков и интересов. Родитель уважает и признает индивидуальность ребенка, его достоинства, положительные качества и ценность, принимает его таким, какой он есть, проявляет внимание к детским желаниям и стремлениям, одобрением побуждает ребенка к развитию самостоятельности, предприимчивости и способности рассуждать и действовать независимо.
1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб. : Речь, 2006.
2. Варга А. Я., Введение в системную семейную психотерапию. – М. : Когито-Центр, 2011.
3. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями /авт. -сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Смирнова Е. О. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб. : Питер, 2009.
5. Фромм Э. Искусство любить. – М. : АСТ, Neoclassic, 2015.
6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка– Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима — удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.
Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени» Цель выставки: Обогощение детско-родительских отношений,вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада,развитие.
Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» — от лат. «actives» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греч. «hyper» — над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.
Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия» Наступила осень — чудная пора, богатая своими яркими красками и урожаям фруктов, овощей, ягод и грибов. В детском саду состоялась ежегодная.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.
Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.
Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.
Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» (фотоотчет) ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану.
Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.
Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста — Восприятие семьи и семейных отношений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Предмет рассмотрения восприятия семьи и семейных отношений как фактора благополучия ребенка-дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности влияют как на протяжении всего детства, так и последующей жизни, являются своеобразным мерилом для построения его отношений с другими людьми.
Психологические потребности ребенка лучше всего удовлетворяются в хорошей семейной обстановке. Семья не только предоставляет оптимальные возможности для формирования личности ребенка, но и естественным образом вводит его во все новые социальные отношения, создает условия для его социализации. Ребенок развивает эмоциональное поведение по отношению к себе и другим членам семьи и учится реагировать на постоянно меняющиеся социальные ситуации, что является предпосылкой его благополучия.
Изучением детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоменаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны быть благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, основной чертой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой стороны, родительское отношение характеризуется чувством правомочности и контроля. В этом конфликте кроется одно из самых сильных противоречий в семейных отношениях. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы ставятся на первый план старшими представителями, зависит, какими вырастут дети. Тесный контакт с родителями создает у детей стабильное состояние жизни, чувство доверия и надежности. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями в обучении в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Дошкольный возраст — это возраст, когда начинает формироваться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, и ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства у ребенка формируется поведение и отношение к семье. По этой причине диагностика поведения и установок в семье является основным средством формирования отношения ребенка к действительности и средством нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания. Главная задача дошкольного образования — формирование полноценной личности, актуальной в современном мире.
Функции матери в обеспечении комфорта ребенку рассматриваются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый позитивно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого (Л.И. Божович), эмоциональное взаимодействие со взрослым (М.И. Лисина), достижение чувства равновесия и защищенности в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является необходимым условием для нормального психического развития ребенка. Более того, данное исследование позволяет предположить, что чувство комфорта служит индикатором оптимального состояния ребенка в системе «Я — мир» и является необходимым условием для его развития.
Восприятие семьи и семейных отношений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Межличностные отношения — это психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающиеся чувством симпатии — антипатии. В межличностных отношениях задействованы механизмы восприятия и взаимопонимания.
Семья — необходимая часть социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющийся феномен, функционирующий как институт воспроизводства и воспитания человека. Воспитание — это деятельность по передаче общественно-исторического опыта новым поколениям, систематическое и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования у него определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечение необходимых условий для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Современный этап в жизни нашего общества, связанный с перестройкой всей системы социально-экономических отношений, предъявляет особые требования к формированию человека-подростка как главной производительной силы и высшей социальной ценности. Это приводит к необходимости раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что является важной предпосылкой для разработки новых средств, форм и методов повышения качества системы образования.
Семья — это социокультурное образование, в котором индивид получает первый опыт организации жизни в ее основных проявлениях — в производственной деятельности и повседневной жизни. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки для будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, знакомится с нормами и стандартами культуры. Это и есть цель семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности является предметом изучения многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета, каждый из них выделяет особые аспекты его функционирования и развития.
По мнению А.А. Крылова, дошкольный возраст — это начальный этап становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот этап жизни чрезвычайно важен с точки зрения генезиса и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тем, связанных с образом человека, в творчестве ребенка дошкольного возраста свидетельствует о преимущественной ориентации на социальное окружение. В конце дошкольного возраста происходит переход от эмоциональных непосредственных отношений с внешним миром к отношениям, построенным на основе усвоения моральных оценок, правил и норм поведения. Так, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно конкретизируя их и наполняя конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и в то же время создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок научился применять их в жизни по отношению к себе и другим.
Семья как социальный институт выполняет определенные функции, то есть осуществляет определенную деятельность в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи в отечественной и зарубежной науке проблематичен и не имеет четкого прояснения. Наличие нескольких точек зрения указывает на различные подходы к исследованию (философский, социологический, психологический, педагогический). Классификации функций семьи разнообразны, но неизменно выделяют следующие функции: репродуктивную, экономическую, коммуникативную, рекреативную и воспитательную, которые отражают социальное назначение семьи, охватывают основные направления ее жизнедеятельности и дают интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.
Исследование восприятия семьи и семейных отношений дошкольников в произведениях отечественных и зарубежных авторов
В каждой семье объективно складывается определенная, не всегда осознаваемая системой семейного воспитания. Имеется в виду понимание задач воспитания и формулирование его целей, а также более или менее целенаправленное использование методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить для ребенка.
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания уделяется изучению семьи. Изучаются разнообразные его характеристики и происходящие в нем процессы — удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, отношения между детьми и родителями и т.д. Но в конкретных работах часто упоминается и достаточно редко принимается во внимание, что семья — это динамическое образование, в процессе существования которого существуют качественно различные периоды.
Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории общественного развития внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право». и шотландский правовед Дж. Ф. Макленнан, автор исследования «Первобытный брак».
В России семейные отношения стали объектом изучения только в середине 19 века.
Проблема формирования семьи все больше привлекает внимание ученых и практиков в нашей стране. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами и психотерапевтами. Затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: Особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей, характерные особенности личности ребенка в результате семейных влияний, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Родительское отношение или установки — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Так, А.С. Спиваковская понимает родительское отношение как систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, родительского восприятия ребенка и поведения с ребенком. Еще в 1930-х годах были разработаны четыре родительские установки и соответствующие им модели поведения: «принятие и любовь», «полное отвержение», «чрезмерная требовательность», «чрезмерная защита», также была установлена определенная корреляция между поведением родителей и поведением детей. Например, «принятие и любовь» у ребенка создают чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, а «открытое отвержение» приводит к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что тип семьи, положение, которое занимают взрослые, стили взаимоотношений и роль, которую они отводят ребенку в семье, влияют на детско-родительские отношения. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
При этом отношения в семье могут носить различный характер, и использование неэффективного типа родительского отношения приводит к возникновению тревожности у ребенка.
Следует отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «фундаментальной» причины тревожности у детей выделяют факторы семейного воспитания и, в частности, систему отношений «мать-дитя» (Н.М. Гордецова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.С. Манова-Томова, M. Rutter и др.) [18,с.89].
Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) социального положения взрослых, отсутствие уверенности в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что ты обеспечиваешь семью хуже других. Все это порождает у некоторых взрослых желание отыграться на детях, что проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми и провоцирует возникновение ситуаций, вызывающих страх у детей.
Организация и программа исследования восприятия дошкольниками семьи и семейных отношений
Анализ литературы показал, что семейные отношения, отношения между родителями и детьми, являются определяющими в формировании семейного восприятия. Именно от оптимальности системы «родитель-ребенок» зависит успешность развития ребенка.
В дошкольном детстве фактически формируется личность ребенка, его уверенность в себе и мировоззрение. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, в которой мышление и память ребенка начинают играть важную роль. Теперь он не только ориентируется и действует в зависимости от определенных сиюминутных стимулов, но и способен устанавливать связи между общими идеями и представлениями. Мышление ребенка переходит от визуально-фактического к визуально-воображаемому. Происходит переход к новым видам деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной [18,с.68].
Целью данного этапа экспериментального исследования является теоретическое и эмпирическое изучение восприятия семьи и семейных отношений с особенностями личностного благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы выявить особенности восприятия семьи и семейных отношений детьми младшего школьного возраста.
- Методика PARI была разработана для изучения типов отношений между родителями и детьми. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, под редакцией Т.В. Нещерет);
- техника кинетического рисования семьи позволяет выявить отношение ребенка к семье: Благополучие, нестабильность и дисфункция (глазами ребенка) (В. Халс, Л. Корман, А.И. Захаров);
- техника «неполных предложений» позволяет получить дополнительную информацию об отношении родителей к детям и об отношении детей к родителям.
Порядок проведения тестов был таким же, как описано выше.
Методика PARI (Parental Attitudes Questionnaire). Эта методика была разработана для изучения отношения родителей к различным аспектам семейной жизни. Авторы — американские психологи Э.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта техника широко использовалась в Польше (Рембовский) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране его использует кандидат психологических наук Т.В. Нешерет адаптирован. Методика выделяет признаки, связанные с различными аспектами отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни.
Пятнадцать из них касаются отношений между родителями и детьми. Эти 15 атрибутов разделены на следующие 3 группы:
1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — чрезмерная эмоциональная дистанция от ребенка, 3 — чрезмерная сосредоточенность на ребенке. Эти шкалы выглядят следующим образом:
1.Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 атрибутов, их номера по анкете 1,9,10,14);
- Побуждение к словесным выражениям, вербализация (1);
- Партнерские отношения (9);
- Развитие активности ребенка (10);
- Уравновешивание отношений между родителями и ребенком (14).
(2) Чрезмерное эмоциональное отдаление от ребенка (состоит из 3 признаков, их номера в опроснике — 5,6,11):
- Раздражительность, вспыльчивость (5);
- Суровость, чрезмерная строгость (6).
- Избегание контакта с ребенком (11).
Чрезмерное внимание к ребенку (описывается 8 признаками, их номера в анкете: 2,3,4,7,8,12,13,15):
- Чрезмерная забота, построение зависимых отношений (2);
- Преодоление сопротивления, подавление воли (3);
- Создание безопасности, страх нападения (4);
- Предотвращение внесемейных влияний (7);
- Подавление агрессивности (8);
- Подавление сексуальности (12);
- Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (13);
- Пытаться ускорить развитие ребенка (15) (вопросы см. в Приложении 2).
Самый важный вывод, который можно сделать сразу, — это оценка контакта родитель-ребенок с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние показатели первых трех групп шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Результаты исследования восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста
Объектом исследования является система семейных отношений в семьях с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования — особенности восприятия дошкольниками семьи и семейных отношений.
Цель работы — исследование восприятия семьи и семейных отношений с особенностями личностного благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.
- анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
- проведение анализа семейных отношений в семьях детей старшего дошкольного возраста;
- выявление особенностей восприятия дошкольниками семьи и семейных отношений;
Гипотеза исследования: как характеристики благополучия и воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста связаны с типами семейных отношений и его восприятием семьи.
- Метод PARI был разработан для изучения типов отношений между родителями и детьми. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, под редакцией Т.В. Нещерет);
- техника кинетического рисования семьи позволяет выявить отношение ребенка к семье: Благополучие, нестабильность и дисфункция (глазами ребенка) (В. Халс, Л. Корман, А.И. Захаров);
Порядок проведения тестов был таким же, как описано выше.
Опрос проводился в МДОУ «Детский сад № 59» г. Нальчика.
Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (13 мальчиков и 7 девочек) и их родители (матери-18 и отцы-2).
Методика PARI (Parental Attitudes Questionnaire). Диагностика типов эмоционального отношения к ребенку дошкольного возраста в семье. По результатам исследования типов отношения родителей к своему ребенку, установлено, что большинство родителей (70,6%) имеют оптимальный эмоциональный контакт со своим ребенком.
Это отношение выражается в том, что ребенку предоставляется возможность самовыражения, что в семье существует равенство между родителями и ребенком, что поощряется активность ребенка и что между родителями и детьми существуют товарищеские отношения.
В 15,7% отмечается чрезмерное внимание к ребенку, что определяется чрезмерной заботой, подавлением воли ребенка, подавлением агрессивности, вмешательством в мир ребенка, усилиями по ускорению развития ребенка.
В других семьях — 13,7% — наблюдается чрезмерная эмоциональная дистанция между родителями и ребенком, она проявляется в строгости и раздражительности родителей, избегании общения с ребенком (избегание конфликта).
- высокий уровень детско-родительских отношений (7 детей — 35%);
- средний уровень детско-родительских отношений (11 детей — 55%);
- низкий уровень детско-родительских отношений (2 ребенка — 10%).
«Кинетический рисунок семьи». Цель: — изучить межличностные отношения в семье (глазами ребенка); — выявить те отношения в семье, которые вызывают тревогу у ребенка. Используя рисунок, ответы ребенка на вопросы, оценить особенности восприятия и переживания ребенком семейных отношений.
Техника выполнения: ребенку предлагается лист бумаги и ручки. При этом ставится одно условие — необходимо нарисовать семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты. Форма для обработки теста «Рисунок семьи».
На основе этих показателей мы определили уровень влияния семейных отношений на ребенка.
К высокому уровню детско-родительских отношений мы относим рисунки, на которых ребенок чувствует себя комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, сам ребенок находится в центре рисунка, ребенок представляет себя и родителей одетыми, тщательно прорисовывает каждую линию, ребенок и взрослые улыбаются, в позах и движениях присутствует спокойствие.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник https://datadar.ru/moya-semya/otnosheniya-malenkih-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-roditelej.html
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-detsko-roditelskih-otnoshenii-v-doshkolnom-vozraste.html
Источник https://lfirmal.com/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-seme-s-rebyonkom-doshkolnogo-vozrasta/