МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1 ноября, 2022 0 Автор ewermind

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
учебно-методическое пособие на тему

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_izucheniya_semi.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:

– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

– нравственно-психологических установках и позициях;

– устремлениях, образцах и идеалах;

– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

– опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания . Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

1.Важнейшие сведения о «семье:

— образование родителей и других членов семьи;

— профессии родителей и членов семьи;

— увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

— позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

— здоровье, здоровый образ жизни;

— раннее образование детей;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

— степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

— отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

— вовлечение детей в общие семейные дела;

— разобщенность родителей и детей в семейных делах;

— отстранение детей от семейных дел;

— дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):

— степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

— все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

— наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

— ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

— негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.

2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.

2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.

8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг —метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Читать статью  Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения «Мой ребенок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье?» и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку

дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика

несет мамину сумку

Мальчик держит цветок

подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки

выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель

поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

— отношение взрослых к ребенку;

— согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама. » Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама. «, «Если я плохо мою руки, то папа. «, «Если у мамы болит голова, то мы с папой. «, «Мама хвалит меня, если я. «, «Бабушка огорчается, когда я. » и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изучить конкретные пути формирования личности ребенка.

ПАМЯТКА К ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

* Сведения о семьях, опыт которых обобщается (фамилия, имя, отчество, возраст, образование родителей, место их работы, должность, состав семьи).

* Что в опыте данной семьи педагог считает положительным, что будет изучаться и обобщаться: опыт трудового, физического, эстетического и др. воспитания; ценные семейные традиции, удачные педагогические приемы и др.

* Какие формы изучения опыта будут использоваться: посещение детей на дому, наблюдение за ними в детском саду и семье, анализ детских рассказов, рисунков и т.п.

* Как будет распространяться обобщенный опыт: обсуждаться на общих, групповых собраниях родителей, заседаниях родительского комитета, педагогических советах, на конференциях родителей; отражаться в различных формах педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, стенды) или через местное радио, газету.

* В какой форме будет представлен опыт в методическом кабинете детского сада: доклады, фото, слайды и т.п.

* Как будет изучаться влияние положительного опыта на воспитание детей в других семьях.

1. Богославец Л.Г. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города» //Ж-л «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.

2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: «Стили и методы семейного воспитания».

В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс, даётся характеристика наиболее распростра.

методы семейного воспитания

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.Целью семейного воспитания является формирование таких качеств л.

Родительское собрание «О методах и стилях семейного воспитания»

материал с презентацией для работы с родителями.

Презентация на родительское собрание по теме «Психолого-педагогическое просвещение родителей как метод коррекции семейного воспитания «

В данной презентации рассмотрены типы и функции семьи, педагогические технологии работы с семьей.

методы диагностики и коррекция семейного воспитания

выступление на методическом объединение воспиттателей.

Методическая разработка «Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей»

В данной методической разработке показывается, как организовать интересный и развивающий досуг, организовать предметную деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы учит.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Изучение семьи и семейных отношений учитель проводит разнообразными способами. Наиболее важный источник информации для учителя — это непосредственное наблюдение за тем, как родители общаются с ребенком в различных ситуациях, вдумчивый анализ того, что и как говорят: родители о своих детях, что и как рассказывает ребенок о своей семье: о маме, папе, других близких людях, о совместных делах и времяпрепровождении. Очень важные сведения о семье ребенка и семейных отношениях могут быть получены также из разговора с воспитателем детского сада, в котором воспитывался ребенок до школы. Существенную информацию также дает изучение личного дела ребенка, его медицинской карты, посещение ребенка на дому, беседы с родителями. Следует специально подчеркнуть, что посещение дома и беседы с родителями требуют особо тактичного поведения учителя. Необходимо постоянно иметь в виду, что получение объективной информации о семье и семейных отношениях со стороны родителей возможно лишь в том случае, если между педагогом и родителями уже установились отношения доверия, если родители поняли, что учитель — их самый надежный союзник в воспитании ребенка, что то, о чем они говорят с учителем, станет педагогической тайной и послужит только на пользу ребенку.

Читать статью  Личностный и семейный кризис после рождения ребенка

Если отношения доверия еще не возникли, учитель не может рассчитывать на искренность собеседников. Но одновременно он и не должен каким- либо образом упрекать их в обратном, показывать свое неудовлетворение. Здесь удобнее всего выждать и своей неподдельной заинтересованностью в судьбе их сына или дочери, своей конкретной и активной помощью показать, что на учителя можно положиться и довериться ему.

Достаточно интересный и глубокий материал о жизни ребенка в семье может быть получен также и с помощью разнообразных экспериментальных методик. Этот материал может существенно обогатить, уточнить выводы, предположения учителя о положении ребенка в семье и характере семейных отношений, послужить тем самым уточнению его воспитательной тактики в работе с детьми, а во многих случаях — и с их родителями. И снова подчеркнем, что объективный материал предлагаемые экспериментальные методики дадут только в том случае, если и дети относятся к учителю с доверием.

1. Анкетирование.

Примерный текст анкеты

  • 1. С кем ты чаще всего обсуждаешь свои радости, беды?
  • 1 — с мамой; 2 — папой; 3 — с бабушкой и другими родственниками; 4 — с това рищами._
  • 2. Как в семье относятся к твоим успехам, хорошим отметкам?
  • 1 — дарят подарки; 2 — говорят ласковые слова; 3 — обсуждают всей семьей; 4 — не обращают внимания.
  • 3. Как относятся к твоим неудачам, проступкам, плохим отметкам?
  • 1 — наказывают, ругают; 2 — бьют; 3 — объясняют, сочувствуют; 4 — не обращают внимания.
  • 4. Проявляют ли интерес к твоим учебным заданиям?
  • 1 — постоянно; 2 — изредка; 3 — только когда попрошу.
  • 5. Как родители относятся к неудачно выполненной письменной работе?
  • 1 — ругают, заставляют переписывать; 2 — объясняют, сочувствуют, но заставляют переписывать; 3 — объясняют и просят выполнить работу лучше.
  • 6. Выполняете ли вы вместе с родителями одно домашнее дело (мытье посуды, приготовление обеда, стирка белья, починка мебели и т. д.)?
  • 1 — да; 2 — очень редко; 3 — практически никогда.
  • 7. Читаете ли вы с родителями одну книгу?
  • 1 — да; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 8. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в кино, музеях и т.д.?
  • 1 — часто; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 9. Принимают ли родители участие в твоих занятиях спортом?
  • 1 — да; 2 — иногда; 3 — практически нет.
  • 10. Любишь ли ты с родителями говорить про школьные дела?
  • 1 — да; 2 — не очень; 3 — нет._

Содержание вопросов в анкете может варьироваться с учетом возможных дополнительных целей анкетирования.

2. Большую информацию о семье и семейных отношениях дает методика «Рисунок семьи» [1] .

Для работы необходимы: лист белой бумаги, шесть цветных карандашей или красок (черная, красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая).

Инструкция: «Нарисуй свою семью». Никаких других пояснений не требуется. Если возникают вопросы, инструкция повторяется.

После выполнения задания детям индивидуально задаются вопросы для того, чтобы получить уточняющую информацию. Например:

  • — Кто тут нарисован?
  • — Где все находятся?
  • — Что они делают?
  • — Кто самый счастливый? Почему?
  • — Кто самый несчастный? Почему?

Анализ рисунка по содержанию.

  • 1. Изображены все члены семьи. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок растет в нормальной гармонической семье.
  • 2. Состав семьи уменьшен по сравнению с реальностью. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые для них эмоционально менее привлекательны или с которыми сложились конфликтные отношения. Часто отсутствуют братья и сестры, что свидетельствует о внутренней конкуренции. Ребенок таким способом «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. Иногда в рисунок включается изображение птиц, зверушек. Учитель уточняет: «Кто это?» или «Кого напоминает?» Часто называются имена братьев и сестер. В этом символическом изображении проявляется отрицательное отношение, ревность к другому члену семьи. Большой интерес вызывают те рисунки, в которых ребенок не изображает себя или вместо семьи рисует только себя.

Если вместо семьи ребенок рисует только себя одного с большим количеством деталей одежды, большой величины можно говорить об определенной эгоцентрической установке автора рисунка.

Отсутствие в рисунке ребенка обычно свидетельствует о переживании им чувства отверженности, неприятия. Те же причины заставляют детей рисовать себя схематично, маленьких размеров.

Расположение членов семьи также несет определенную информацию. По рисунку, где все члены семьи соединены руками или выполняют общую работу, можно думать о сплоченности, благополучии семейных отношений. Учителю необходимо обратить вниманиена те рисунки, где часть семьи расположена одной группой, а одни или несколько лиц — отдельно. Если обособлен сам ребенок, можно думать об его отчужденности, невключенности в семью. Информативным в рисунке также является расстояние между членами семьи. Ребенок помещает себя рядом с более ему близким человеком. Более неприятный ребенку член семьи рисуется, как правило, на расстоянии.

  • 3. Учителю следует обратить внимание на особенности нарисованных фигур:
    • — количество деталей тела. Хорошо прорисованная фигура свидетельствует о теплых, эмоционально благоприятных отношениях. Если член семьи нарисован схематично, с пропуском существенных частей фигуры (рук, ног, головы в т.д.), можно предполагать негативное отношение к этому члену семьи, агрессивные тенденции;
    • — величину фигур, которая может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки может отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребенок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о переживании чувства своей незначительности, ненужности или потребности в дополнительной опеке, признании, что уже отмечалось выше. Большие фигуры на все пространство листа рисуют в большинстве случаев эмоционально уверенные в себе, склонные к верховодству дети. Очень маленькие фигурки, расположенные группкой, могут объясняться тревожностью, чувствами беспокойства, опасности;
    • — рисование отдельных частей тела. Если член семьи нарисован с удлиненными руками, это символизирует агрессию, иногда рукоприкладство. Иногда ребенок рисует себя без рук. Это может быть связано с чувством бессилия, протестом против сверхопеки.

    Обращают на себя внимание те рисунки, где дети не прорисовывают лица (отсутствуют глаза, нос, рот). Такие безликие рисунки свидетельствуют о нарушении в сфере общения, отгороженности от членов семьи. Иногда лица штрихуются, такой рисунок может отражать конфликтные отношения, враждебность к данному лицу. Прорисовка открытого рта, зубов — показатель оральной агрессии.

    Учителю необходимо вести наблюдение за процессом рисования. Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисунок с изображения людей. Но некоторые из них большее время уделяют рисованию фона — квартиры, природы и т.д. Иногда этим и ограничивается рисунок. Можно считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает от себя неприятное действие, растягивая его во времени. Чаще всего такой способ рисования отмечается у детей с неблагополучной семейной ситуацией.

    3. Приведем еще одну методику, позволяющую раскрыть отношение ребенка к членам семьи.

    В игровой ситуации учитель задает ему следующие вопросы:

    • 1. Представь себе, что у тебя два билета в цирк (кино, театр). С кем бы ты хотел пойти туда?
    • 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
    • 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
    • 4. У тебя есть билеты в кино, но их на один меньше, чем членов семьи. Кто останется дома?
    • 5. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть в нее, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

    В заключение необходимо сделать одно принципиальное замечание. Семья — это очень сложное и одновременно динамичное социальное образование. Характер внутрисемейных отношений, положение ребенка в семье, естественно, меняется со временем в зависимости от множества обстоятельств. Поэтому изучение воспитательных отношений в семье не может ограничиваться каким-то определенным отрезком времени. В работе учителя такое изучение должно быть постоянным.

    ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Изучение семьи и семейных отношений учитель может прово­дить разнообразными способами.

    Наиболее важный источник информации для учителя — это непосредственное наблюдение за тем, как родители общаются с ребенком в различных ситуациях, вдумчивый анализ того, что и как говорят родители о своих детях, что и как рассказывает ребе­нок о своей семье — о маме, папе, других близких людях, о со­вместных делах и времяпрепровождении. Очень важные сведения о семье ученика и семейных отношениях могут быть получены также из разговора с воспитателем детского сада, в котором вос­питывался ребенок до школы.

    Существенную информацию дают изучение личного дела ре­бенка, его медицинской карты, посещение ребенка дома, беседы с родителями. Следует специально подчеркнуть, что посещение дома и беседы с родителями требуют особо тактичного поведения учителя. Необходимо постоянно иметь в виду, что получение объек­тивной информации о семье и семейных отношениях возможно лишь в том случае, если между педагогом и родителями уже ус­тановились отношения доверия, если родители поняли, что учи­тель — их надежный союзник в воспитании ребенка, что то, о чем они говорят с учителем, станет педагогической тайной и по­служит только на пользу их сыну или дочери.

    Если отношения доверия еще не возникли, учитель не может рассчитывать на искренность собеседников. Но одновременно он и не должен каким-либо образом упрекать их за неискренность, показывать свое неудовольствие. Лучше всего выждать и своей не­поддельной заинтересованностью в судьбе ребенка, своей конк­ретной и активной помощью показать, что на вас можно поло­житься и вам можно довериться.

    Интересный материал о жизни ребенка в семье может быть получен также и с помощью разнообразных экспериментальных методик. Этот материал может существенно обогатить вывод. предположения учителя о положении ребенка в семье и характере семейных отношений, послужить тем самым уточнению его 1 питательной тактики, а во многих случаях и отношений с родите­лями. И снова подчеркнем, что объективный материал предлагае­мые экспериментальные методики дадут только в том случае, если дети относятся к учителю с доверием.

    Представим одну из методик — анкетирование.

    Текст возможной анкеты.

    1. С кем ты чаще всего обсуждаешь свои радости, беды?

    1 — с мамой, 2 — с папой, 3-е бабушкой и другими родственника­ми, 4 — с товарищами.

    2. Как в семье относятся к твоим успехам, хорошим отметкам?

    1 — дарят подарки, 2 — говорят ласковые слова, 3 — обсуждают всей семьей, 4 — не обращают внимания.

    3. Как относятся к твоим неудачам, проступкам, плохим отметкам?

    1 — наказывают, ругают, 2 — бьют, 3 — объясняют, сочувствуют, 4 — не обращают внимания.

    4. Проявляют ли интерес к твоим учебным заданиям?

    1 — постоянно, 2 — почти всегда, 3 — изредка, 4 — только когда попрошу.

    5. Как родители относятся к неудачно выполненной письменной работе?

    1 — ругают, заставляют переписывать; 2 — объясняют, сочувствуют, но заставляют переписывать; 3 — объясняют и просят выполнить работу лучше.

    6. Часто ли вы сообща с родителями выполняете какое-либо домашнее дело (мытье посуды, приготовление обеда, стирку белья, починку мебе­ли и т.д.)?

    1 — да, 2 — очень редко, 3 — практически никогда.

    7. Часто ли вы вместе читаете?

    1 — да, 2 — иногда, 3 — практически нет.

    8. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в кино, музеях?

    1 — часто, 2 — иногда, 3 — практически нет.

    9. Принимают ли родители участие в твоих занятиях спортом?

    1 — да, 2 — иногда, 3 — практически нет.

    10. Любишь ли ты говорить с родителями про школьные дела?

    1 — да, 2 — не очень, 3 — нет.

    (Содержание вопросов в анкете может быть и другим, с учетом возможных дополнительных целей анкетирования.)

    Большую информацию о семье и семейных отношениях может дать методика «Рисунок семьи».

    Для работы необходимы лист белой бумаги, шесть цветных ка­рандашей или красок (черная, красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая).

    Дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Никаких других пояснений не требуется. Если возникают вопросы, инструкция повторяется. После выполнения задания детям индивидуально зада­ются вопросы, для того чтобы получить уточняющую информацию.

    1. Кто тут нарисован?

    2. Где все находятся?

    3. Что они делают?

    4. Кто самый счастливый? Почему?

    5. Кто самый несчастный? Почему? Анализ рисунка по содержанию.

    1. Изображены все члены семьи. Такие рисунки свидетельству­ют о том, что ребенок растет в нормальной гармоничной семье.

    2. Состав семьи уменьшен по сравнению с реальностью. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, ко­торые для них эмоционально менее привлекательны или с кото­рыми сложились конфликтные отношения. Часто отсутствуют бра­тья и сестры, что свидетельствует о внутренней конкуренции. Ре­бенок таким способом «монополизирует» недостающие любовь и внимание родителей. Иногда в рисунок включают изображения птиц, зверушек. Учитель уточняет: кто это? Или кого напоминает? Часто дети называют имена братьев и сестер. В этом символичес­ком изображении могут проявляться отрицательное отношение, ревность к другому члену семьи.

    Большой интерес вызывают те рисунки, в которых ребенок не изображает себя или вместо семьи рисует только себя.

    Если вместо семьи ребенок рисует только одного себя, боль­шой величины, с большим количеством деталей одежды, можно говорить об определенной эгоцентрической установке автора ри­сунка. Отсутствие в рисунке самого ребенка обычно свидетель­ствует о переживании им чувства отверженности, неприятия. Те же причины заставляют детей рисовать себя схематично, малень­ких размеров.

    Расположение членов семьи также несет определенную инфор­мацию. По рисунку, где все члены семьи соединены руками или выполняют общую работу, можно сделать вывод о сплоченности, благополучии семейных отношений. Учителю необходимо обра­тить внимание на те рисунки, где часть семьи расположена одной группой, а одно или несколько лиц — отдельно. Если обособлен сам ребенок, можно думать о его отчужденности, невключенно­сти в семью. Информативным в рисунке также служит расстояние между членами семьи. Ребенок помещает себя рядом с более близ­ким ему человеком. Более неприятный ребенку член семьи изоб­ражается, как правило, на расстоянии.

    Следует также обратить внимание на особенности нарисован­ных фигур:

    1) количество деталей тела. Хорошо прорисованная фигура сви­детельствует о теплых, эмоционально благоприятных отношени­ях. Если член семьи нарисован схематично, с пропуском суще­ственных частей фигуры (рук, ног, головы в т.д.), можно пред­полагать негативное отношение к этому члену семьи, агрессив­ные тенденции;

    2) величина фигур. Она может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки мо­жет отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребе­нок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о пе­реживании чувства своей незначительности, ненужности или по­требности в дополнительной опеке, признании. Большие фигуры на все пространство листа рисуют в большинстве случаев эмоцио­нально уверенные в себе, склонные к верховодству дети. Очень маленькие фигурки, расположенные группкой, могут объяснять­ся тревожностью, чувствами беспокойства, опасности;

    3) рисование отдельных частей тела. Если член семьи нарисо­ван с удлиненными руками, это символизирует агрессию, иногда рукоприкладство. Иногда ребенок рисует себя без рук. Это может быть связано с чувством бессилия, протестом против сверхопеки.

    Обращают на себя внимание те рисунки, где дети не прорисо­вывают лица (отсутствуют глаза, нос, рот). Такие безликие рисун­ки свидетельствуют о нарушении в сфере общения, об отгоро­женности от членов семьи. Иногда лица штрихуются; такой рису­нок может отражать конфликтные отношения, враждебность к дан­ному лицу. Прорисовка открытого рта, зубов — показатель ораль­ной агрессии.

    Учителю необходимо наблюдать процесс рисования. Как пра­вило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рису­нок с изображения людей. Но некоторые дети большее время уде­ляют рисованию фона — квартиры, природы. Иногда этим и огра­ничивается рисунок. Можно считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помо­щи которой ребенок отодвигает от себя неприятное действие. Чаще всего такой способ рисования отмечается у детей с неблагополуч­ной семейной ситуацией.

    Приведем еще одну методику, позволяющую раскрыть отноше­ние ребенка к членам семьи. В игровой ситуации учитель задает сле­дующие вопросы.

    1. Представь, что у тебя два билета в цирк (кино, театр). С кем бы ты хотел пойти туда?

    2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

    3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное пла­тье для куклы и т. д.), и у тебя не получается. Кого ты но позовешь на помощь?

    4. У тебя есть билеты в кино, но их на один меньше, чем чле­нов семьи. Кто останется дома?

    5. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села иг­рать в нее, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

    В заключение необходимо сделать одно принципиальное заме­чание. Семья — это очень сложное и динамичное социальное об­разование. Характер внутрисемейных отношений, положение ре­бенка в семье, естественно, меняются со временем в зависимости от множества обстоятельств. Поэтому изучение воспитательных от­ношений в семье не может ограничиваться каким-то определен­ным отрезком времени. В работе учителя коррекционного класса такое изучение должно быть постоянным.

    Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/02/04/metody-izucheniya-semi-i-opyta-semeynogo

    Источник https://studme.org/244806/pedagogika/metody_izucheniya_semi_semeynyh_otnosheniy

    Источник https://studopedia.ru/14_104614_glava—metodi-izucheniya-semi-i-semeynih-otnosheniy.html