Консультирование по вопросам семьи и брака
Особенности психологического консультирования семьи
В статье рассмотрена содержательная и процессуальная специфика семейного психологического консультирования, приведены основополагающие модели (формы) психологического консультирования семьи.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Текст научной работы
Семейное психологическое консультирование является важнейшим специфическим видом психологического консультирования, требующим отдельного (специального) пристального профессионального изучения.
По мнению Холмса Т.Х. и Раэ Р., неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сензитивность (восприимчивость) человека к различного рода «вредностям» и, соответственно, увеличивающих восприимчивость человека к разнообразным заболеваниям. Например, было доказано, что максимально неблагоприятное психосоматическое воздействие на человека оказывает смерть супруга, смерть близкого члена семьи, затем развод, разъединение семьи и т.п. [13].
В современной психологии семьи и семейной психотерапии, Виржиния Сатир выделяет две возможные теоретические позиции в отношении научного анализа семьи. Согласно первой позиции, семья представляет собой группу индивидов, имеющих как общие, так и различные интересы, а семейный социально-психологический контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определённой мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции, семья рассматривается как целостная система, и интегральной «единицей» анализа этой системы является сама семья, — как уникальная общность. Эта позиция характерна для современной системной семейной терапии и для многих психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, — характер, не сводящейся к суммарной совокупности членов семьи [13].
Семейное психологическое консультирование, — это главнейший по глубине индивидуальной личностной значимости для клиентов и первый по частоте встречаемости в профессиональной консультационной деятельности вид психологического консультирования. Таким образом, семейное психологическое консультирование является самым востребованным на сегодняшний день видом психологического консультирования, направленным на разрешение как внутрисемейных (микросоциальный уровень), так и «внешнесемейных» (мезосоциальный и/или макросоциальный уровень) проблем. Как правило, в подавляющем большинстве случаев, проблемы семьи являются «внешне-внутренними», а точнее — «внутренне-внешними». Любые семейные проблемы связаны с «внутриличностным» психологическим состоянием каждого из членов семьи, связаны с межличностным социально-психологическим состоянием (внутрисемейные отношения и взаимодействия) всех членов семьи, связаны с социальным взаимодействием членов семьи с окружающими их людьми (мезосоциум и макросоциум) [1,3,5,6,7,8,9,11,12].
Семейное психологическое консультирование — это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в (о) собственной семье, например: выбор будущего супруга; оптимальное построение взаимоотношений в семье; отношения супругов с родственниками; решение внутрисемейных проблем (распределение обязанностей); психологическая совместимость в семье; предупреждение и разрешение внутрисемейных конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; детско-родительские отношения и пр. К сожалению, «семейная проблематика», психологические затруднения в семье, социальные сложности семьи, как правило, связаны с несколькими «проблемными параметрами», в основном — «согласно» вышеперечисленным трём психосоциальным «измерениям» семейных проблем [1,3,5,6,7,8,9,11,12].
Существуют различные модели(формы)оказания психологическойпомощи семье, которые может использовать психолог-консультант в процессе осуществления семейного психологического консультирования. Следование психолога(ом) положениям той или иной основополагающей консультативной модели зависит, прежде всего, от того, каков характер трудностей, имеющихся в данной конкретной семье (в какой области заключается, «концентрируется» основная сложность жизненных условий и ситуаций). Рассмотрим, вкратце, базовые модели (парадигмы) психологического консультирования семьи [1,3,5,6,7,8,9,11,12,13].
Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.
Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, — его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности. Психолог-консультант может привлекать к «воспитательному» процессу «сторонних» лиц, — от бабушек и дедушек и других ближайших родственников, до всех тех лиц, кто подробно указан в нижеследующей социальной модели (другие взрослые). Педагогическая модель семейного психологического консультирования довольно часто применяется вместе, наряду с социальной моделью.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (негативной социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (отрицательные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Этими «силами» могут являться: воспитатель детского сада, методист детского сада, медицинская сестра детского сада, заведующая детским садом, учительница начальных классов, школьный учитель (предметник), классный руководитель, школьный психолог, школьный социальный педагог, социальный работник. Это могут быть также одногруппники, одноклассники, сокурсники, друзья ребенка, подростка, юноши. Возможно привлечение друзей родителей ребёнка, подростка, коллег юноши по работе и т.д. Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.
Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. В ходе следования данной модели, психологом-консультантом так же, нередко, привлекаются, в качестве «сопутствующих лиц», лица, имеющие объективный социальный профессиональный статус, например, — социальные работники, социальные педагоги школ, школьные психологи, классные руководители и т.п. После получения психодиагностических данных, анализа учебных и других документов и анализа результатов включённого систематического стандартизированного наблюдения, возможно, так же, проведение психологической коррекции. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.
Медицинская модельсемейного психологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования — медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, — клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).
Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.
В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном уровне, — что потом пролонгировано реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в поведении и деятельности всех членов семьи.
Психологическое консультирование семьи, это, прежде всего, взаимодействие, установление эмоционального психологического контакта с семьёй. Определённая динамика такого рода контактов психолога-консультанта с семьёй, создаёт условия для самораскрытия каждого из членов семьи. В ходе психологической работы, психологом-консультантом осуществляется формирование новых форм общения членов семьи друг с другом. Это «личностно-семейное раскрытие», в дальнейшем, выражается в положительной трансформации поведенческо-деятельностных стереотипов каждого из членов семьи. Все позитивные социально-психологические «подвижки» происходят с помощью (через) изменения психологом-консультантом эмоционально-интеллектуальных условий взаимодействия в семье. Положительная динамика взаимоотношений в семье зависит от социальных факторов, от продолжительности совместной психологической работы членов семьи (клиентов) с психологом (психотерапевтом) и от внутренних ресурсов каждой личности [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13].
При работе с семьёй, психологу-консультанту необходимо хорошо знать общие социально-психологические законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и на основе всего этого профессионально строить свою работу.
Консультирование по вопросам семьи и брака
В последнее время происходит увеличение числа разводов. Изменяется статус женщины в обществе: женщина становится самостоятельной, может зарабатывать больше, чем мужчина, может сама содержать семью, поэтому их уровень притязаний очень высок, и часто они не могут найти подходящего партнера. Современные социально-экономические особенности для семьи достаточно благоприятны, но, несмотря на это, происходит снижение рождаемости. Часто в семье рождается один ребенок на 8 взрослых. Продуктивное здоровье населения снижается вследствие экологической ситуации, беременность протекает тяжело, часто дети рождаются больными, в этом случае мужчина может оставить свою жену с таким ребенком. В настоящее время имеет место высокая занятость супругов, что сказывается на супружеской жизни, т.к. постоянная хроническая усталость может стать фактором семейного неблагополучия. В тяжелой ситуации находятся успешные люди – менеджеры и руководители крупных предприятий, которые отдают все свои силы работе, семейная жизнь проходит мимо них, и у них создается ощущение, что жизнь проходит мимо них.
Семья требует от супругов больших обязанностей. Семья очень дорого стоит, два человека, живущих вместе, тратят больше денег, чем те, кто живут отдельно. Семья требует выполнения большого количества обязанностей, ограничения свободы. В современном мире увеличиваются ценности индивидуализма, поэтому происходит разрушение традиционной семьи.
Семья имеет огромное количество плюсов: это та среда, в которой человека защищают, оберегают; семья – самое близкое социальное окружение, обеспечивающее интимные контакты. Люди, которые сознательно вступают в брак, к семье относятся как к ценности, это престиж и нечто святое, туда никого не пускают, оберегают детей и супругов. Раньше психотерапевтические функции выполняла семья, сейчас семьи становятся нуклеарными (дети и родители), поэтому люди не чувствуют надежного тыла.
Как правило, благополучие людей зависит от благополучия семьи. Человек, у которого в семье все удачно, может выдержать любой стресс, адаптироваться к любой трудной ситуации. Семейный стресс воспринимается как дистресс, поэтому семейное консультирование становится привлекательным и выгодным.
Семейное консультирование находится в промежуточном положении между индивидуальным (один супруг) и групповым (все члены семьи) консультированием. Чтобы проводить консультации по вопросам семьи нужно иметь специальные знания, желательно иметь опыт семейной жизни.
Семья проходит в своем развитии несколько этапов (Беквар и Беквар):
1.Не вступившие в брак взрослые. Ситуация, провоцирующая проблемы, — принятие отделения от родителей. Критические задачи: отделение от родителей, развитие отношений со сверстниками и начало карьеры.
2.Новобрачные. Ситуация, провоцирующая проблемы, – выполнение брачных обязательств. Критические задачи: формирование брачной системы (не мое или твое, а наше), создание психологического пространства для супруга в семье и среди друзей, решение вопросов, связанных с карьерой
3.Рождение детей. Меняется система семьи. Ситуация, порождающая проблемы, — принятие нового члена семьи. Критические задачи: создание психологического пространства для ребенка в семье, принятие роли родителей, формирование пространства для бабушек и дедушек.
4.Дошкольный возраст детей (с 3-ех лет). Ситуация, порождающая проблемы, — кризис 3 лет у ребенка. Критические задачи: адаптация семьи к потребностям ребенка, совладание с недостатком энергии и неопределенности, окончание периода существования пары.
5.Дети школьного возраста. Ситуация, порождающая проблемы, – становление детьми отношений вне семьи. Критические задачи: расширение взаимодействия между семьей и обществом, поощрение успехов детей в образовании (мотивация ребенка, создание ситуации успеха), нехватка времени.
6.Дети-тинейджеры. Ситуация, порождающая проблемы, – увеличение гибкости семьи и ее границ. Критические задачи: перемещение баланса в отношениях между родителями и детьми, переключение на карьерные проблемы, соответствующие среднему возрасту, увеличение количества проблем, связанных со старшим поколением.
7.Семья как стартовая площадка. Ситуация, порождающая проблемы, — принятие ухода детей из семьи. Критические задачи: уход взрослых детей в работу, учебу, брак, поддержание благоприятной семейной основы, принятие вернувшихся по каким-то причинам детей.
8.Взрослые средних лет. Ситуация – смирение с уходом детей из семьи и жизнь вдвоем. Задачи: принятие в семью новых родственников, супругов детей, восстановление семейных отношениях, забота о пожилых родителях.
9.Выход на пенсию. Ситуация – принятие старости и выхода на пенсию. Задачи: поддержание индивидуального и супружеского функционирования, поддержка среднего поколения, переживание смерти родителя и смерти супруга, возвращение к нуклеарной семье.
Консультанту, который работает с проблемами семьи, необходимо знать особенности этих стадий для того, чтобы дифференцировано консультировать по проблемам семьи. Вычислив, на какой стадии находится семья, можно предвидеть ее проблемы. Эти знания могут быть полезны и при индивидуальном консультировании, т.к. личные проблемы часто связаны с трудностями семьи.
Семейная сплоченность имеет 4 уровня:
1. Члены семьи существуют обособленно.
2. Члены семьи относительно самостоятельны.
3. Члены семьи связаны между собой.
4. Члены семьи тесно связаны друг с другом – симбиоз. В социуме этот уровень одобряется, но такая позиция неправильна. Маркером симбиоза является слово «мы». Симбиоз опасен, т.к. один взрослый не дает ребенку жить самому, в результате ребенок просто не может действовать самостоятельно, что вызывает агрессию и недовольство.
Семейная адаптивность также имеет 4 уровня:
1. Ригидные семьи – очень упорядоченные семьи с четкими правилами, обычаями, ритуалами.
2. Упорядоченные семьи.
3. Семьи с гибкой структурой, которые приспосабливаются к условиям.
4. Хаотичные семьи.
Неблагополучны семьи, в которых параметры семейной сплоченности и адаптивности крайне выражены (1 или 4 уровень), эти показатели должны быть сбалансированы.
Эмоциональная переплетенность – чрезмерная зависимость членов семьи друг от друга. Имеет место размытость психологических границ.
Триангуляция – это ситуация треугольника, когда одного члена семьи двое других тянут в разные стороны. Чаще всего в такой ситуации оказывается ребенок, когда родители в результате ссоры делят его, спрашивая: «Кого ты больше любишь: маму или папу?».
Чтобы понять проблемы семьи, задаются следующие вопросы:
Каковы внешние признаки семьи? Кто входит в состав семьи?
Какие из повторяющихся непродуктивных проявлений являются значимыми? Например, запои, приступы депрессии, размолвка между родителями, прогулы ребенка и т.д.
Какое основное чувство преобладает в семье? От кого оно исходит? Например, страх, опасность, приветливость, спокойствие, понимание.
Чем члены семьи отличаются друг от друга? Какие подгруппы можно выделить в семье? Какие границы у этих подгрупп? В семье бывают горизонтальные (между родителями, между братом и сестрой) и вертикальные (между одним из родителей и ребенком) отношения. Семья будет хорошей и крепкой, если горизонтальные отношения будут сильнее, чем вертикальные.
Существуют разные причины обращения семей за психологической помощью:
· проблемы супружеской неверности;
· проблемы психологической совместимости.
Супружеское консультирование – это консультирование по поводу отношений супругов. В семейном консультировании семья рассматривается как более широкая общность.
Вопрос 3. Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений
Добрачное консультирование в качестве «консультирования» рассматривается неоднозначно. Из функций консультирования в нем остаются лишь обсуждение проблем и образовательное вмешательство с целью снабжения клиентов мужского и женского пола типичными для их случаев сведениями.
За рубежом пионером в реализации образовательного метода подготовки к браку стал Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни».
В США большое влияние на развитие добрачного консультирования оказал переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные отношения и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья и пасторских консультантов обратить внимание на отношения в период предбрачного ухаживания и их изменение в браке. Начиная с 1950-х гг., «Журнал пасторской психологии» (Journal of pastoral psychology) стал освещать более широкий круг психологических трудностей молодоженов. В учебных заведениях США появились различные курсы пасторского консультирования по проблемам межличностных отношений в браке. Примерно в это же время стала складываться практика добрачного обследования. К ее проведению изначально были привлечены профессиональные медики. Содержание большинства консультаций, проводимых врачами, включало проблемы пола и сексуальности.
Со временем накопились данные, позволяющие утверждать, что некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, благодаря консультированию, строят более конструктивные отношения во втором браке, — консультирование помогает новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака.
Современная зарубежная литература по вопросам добрачного консультирования нацеливает семейных консультантов на помощь намеревающимся вступить в брак реалистично оценить свои романтические иллюзии и мотивы, связанные с браком; исследовать социальнопсихологические аспекты динамики брака, процесс формирования супружеской привязанности и верности; причины образования семьи, а также болезненный процесс развода и расставания.
В России в XX веке преимущественно обсуждались вопросы о том, нужно ли целенаправленно готовить молодежь к семейной жизни. Если нужно, то, каким должно быть содержание государственной помощи молодому поколению? Кто должен донести его до подростков и старшеклассников? Проводимые в то время исследования показывали, что большинство представителей молодого поколения хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако, за редким исключением, родители не были готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не знали, какую именно информацию следует предоставлять своим подрастающим сыновьям и дочерям. Обнаружилась необходимость подготовки родителей для оказания помощи подросткам в решении вопросов, касающихся их здоровья и полового созревания. Оказалось, что отношения между родителями и детьми являются определяющим фактором в формировании сексуального поведения детей, и от этих отношений зависит возраст сексуального дебюта и число половых партнёров. В то же время откровенные обсуждения матерями и дочерьми вопросов, связанных с половым развитием и созреванием, были (и по-прежнему остаются) редким явлением.
Не способствовали передаче опыта полового поведения старших младшим и выявленные различия в приоритетах: подростки и специалисты системы охраны здоровья строили свою стратегию так, чтобы избежать беременности и других рисков, связанных с половой жизнью, а родители, дедушки и бабушки видели проблему в самом факте вступления подростков в половую жизнь. Матери выражали согласие с тем, что подросткам необходимо предоставлять информацию по вопросам психологии общения и использования противозачаточных средств, однако сами давать такую информацию детям отказывались. К настоящему времени этот аспект поведения родителей мало в чем изменился: российские женщины старшего поколения, как правило, не владеют современной информацией о гигиене подросткового периода, методах контрацепции, не имеют доверительных отношений с детьми и не озадачивают себя вопросами подготовки детей к семейной жизни и ответственному родительству.
Девочки, начавшие половую жизнь в 14-15 лет, в большинстве своем в беседах с психологами плохо отзываются о своих матерях. Многие из них росли без присмотра, видели половую распущенность своих родителей. У некоторых матери были работящие и безупречно нравственные, но чрезвычайно требовательные, строгие и черствые.
Чтобы разрешить эту острую социальную проблему, в 70-80-е гг. XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с их психолого-педагогической неграмотностью.
Параллельно с просвещением родителей началась подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни». Главным препятствием в реализации психологических аспектов предложенной программы явилось отсутствие в учреждениях образования психологов и неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания, поэтому началась подготовка психологических кадров для осуществления этой работы.
В XXI веке проблема приобрела несколько иную формулировку в связи с происходящими в стране изменениями. Социальные психологи заговорили о трех главных процессах в общественном сознании: 1) трансформация системы социальных ценностей (как следствие, падение нравов); 2) ломка устоявшихся социальных стереотипов (как следствие, кризис семьи); 3) кризис гендерной идентичности (как следствие, кризис личности).
В то же время российское общество по-прежнему живет по двойному стандарту: осуждает женщин за их свободное половое поведение и воздерживается от критики в адрес мужчин.
Увеличение количества разводов, социальное сиротство, необходимость воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополучия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития российского общества (новая модель личности) потребовали поиска «первоосновы», способной обусловить перспективу позитивного изменения указанных тенденций общественного развития. Ее усмотрели в женщине. В проблеме подготовки российской молодежи к семейной жизни более отчетливо выделилась подготовка девушек к семейной жизни и материнству. Ее выделение основано на двух аргументах: 1) воспитанием детей, даже в полных благополучных семьях, больше занимаются женщины. От уровня их жизненной компетентности и личностной зрелости зависит не только здоровье детей, но и здоровье нации; 2) подростковый и юношеский возраст (возраст от 13 до 18 лет) является «ситуацией риска», когда при большом жизненном потенциале девочка имеет малый опыт распознавания проблем, их самостоятельного разрешения или предотвращения.
Очевидно, что новый «путь к модели» ( [1]
Однако особую ценность приобретает индивидуально-групповое психологическое консультирование девочек, воспитывающихся в школах-интернатах, являющихся сиротами и социальными сиротами, — само их становление как свободных, самореализующихся, независимых, личностно зрелых женщин остается под вопросом [2] .
Психологам детских социальных учреждений известно, что несовершеннолетние юноши и девушки, воспитывающиеся вне семьи, чувствуют себя комфортнее при обсуждении вопросов пола, любви, гигиены, секса, беременности со своими ровесниками и в процессе группового консультирования выражают желание получать информацию именно у них. Поэтому важно, чтобы в молодежной среде были молодые люди, обладающие соответствующими знаниями, — с их помощью могут реализовываться программы «от подростка — к подростку».
Добрачное консультирование [3] юношей и девушек позволяет им осознать, что до создания семьи желательно достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Психологи исходят из того, что при решении любой из перечисленных выше задач возможны трудности. Часть из них «запрограммирована» возрастом либо детерминирована моделями поведения родителей, либо определяется индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразно применять два вида психологического консультирования — индивидуальное и групповое консультирование.
Консультирование как информирование
Главная задача информирования (психологического просвещения) — устранение дефицита знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем — брачным партнером. Психологи в процессе индивидуального и группового консультирования [4] : а) знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска»; б) анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.; в) популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме брака, но и супружеских отношений, а также факторов, влияющих на них; формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.
Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, молодежных центрах.
Во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год брака и пр. Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.
Большим спросом у молодежи пользуется тема любви. В свое время в Санкт-Петербургском университете открытые лекции на эту тему читал Вл. Соловьев. В целях группового консультирования молодежи можно использовать его работу «Смысл любви».
Современные исследования форм проявления этого чувства позволяют говорить об индивидуальной системе любви и обучать клиентов быть более любящими.
Формы проявления любви Индивидуальная система любви
- 1. Контакт глаз
- 2. Пристальное внимание
- 3. Физический контакт
- 4. Слова: «Я тебя люблю» и другие ласковые слова
- 5. Самодисциплина
- 6. Время
- 7. Помощь и забота
- 8. Подарки
Первые 5 форм — это те, которые, проявляясь последовательно, ведут к углублению чувства любви, а 6-8 формы служат его поддержанию.
Динамика любви
- 1. Стадия привлечения внимания (важно эмоционально соответствовать друг другу, видятся только положительные свойства);
- 2. Увлеченность (есть желание соответствовать ожиданиям партнера);
- 3. Привыкание (эмоциональность гаснет, но сохраняется увлеченность);
- 4. Ожидание: стадия «Любовь уходит» (есть противоречие между долгом и удовольствием, обращается внимание на те проявления партнера, которые демонстрируют Нелюбовь);
- 5. Разочарование (появляются «серые очки», видятся только негативные стороны: «Я не любим(а), но в прошлом вспоминаются позитивные моменты);
- 6. Достижение порога (нет желания быть и жить вместе, нет веры в будущее, прошлое вспоминается негативно);
- 7. Разрыв отношений.
Любовь не только индивидуальна, но и динамична. Партнерам, достигшим порога в отношениях, уже вряд ли можно помочь. Обращение за консультацией на более ранних стадиях (4-5) может увенчаться успехом, т.е. возвращением любви.
Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности в общении с другим полом
Практически не существует таких подростков, которые не имеют опыта непонимания, распавшейся дружбы, безответной влюбленности. И почти все они самостоятельно преодолевают эти психологические трудности, многие из них находят психологическую поддержку в своем окружении.
Известно, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70%) и эпилептоидной (около 15%) акцентуации, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. Они плохо интегрируются в группы сверстников и живут в ситуации отчуждения в семье. Поэтому ищут эмоциональную стабильность в отношениях с человеком другого пола и ждут от него заботы, в то время как сами практически не способны на зрелые чувства и ответственные взаимоотношения. Их требования к другу (подруге) неконкретны, они их не осознают и не могут выразить. Возникающие по этой причине конфликты не лучшим образом сказывается на поведении таких подростков — они бросают школу, много или слишком мало едят и т.д.; живут с чувством пустоты, бессмысленности, тоски.
Психологической помощью несовершеннолетним в таких ситуациях становятся индивидуальные консультации, целью которых является осознание потребностей и эмоций, а также усвоение способов, дающих возможность их удовлетворять и контролировать. Важно, чтобы подросток мог выговориться, сравнить ранее пережитые чувства и чувства, переживаемые в момент консультации, разносторонне их рассмотреть и в итоге преодолеть кризис. Обычно после завершения цикла консультаций несовершеннолетние уже способны сами решать проблемы общения с другом (подругой).
Как отмечают психологи, каждая пятая консультация, начавшаяся как консультация по вопросам общения с другим полом, перенацеливается на коррекцию отношений подростков с родителями.
Консультирование подростковых пар в случае беременности Практика показывает, что консультирование пар несовершеннолетних в случае беременности — редкое явление. Игнорирование беременности, неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью — это типичное поведение несовершеннолетних в данной ситуации. Поскольку несовершеннолетние редко когда способны на самом деле нести такую ответственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители. Даже в тех случаях, когда реагирование родителей изначально строгое и негативное, посредничество психолога заметно улучшает положение несовершеннолетних.
Часть пар могла бы сохранить свои отношения после рождения ребенка, совместно заботиться о нем. Однако в большинстве случаев несовершеннолетние девушки обращаются в консультацию тогда, когда их отношения с будущими отцами уже распались; около половины из них не могут сообщить сведений, позволяющих установить будущего отца и пригласить его на консультацию, т.е. не знают его фамилии, адреса и т.д. Статистика показывает, что только треть будущих отцов хотят продолжить отношения с будущей несовершеннолетней матерью после рождения ребенка. Но в итоге почти все эти ситуации заканчиваются заключением брака. Цель консультирования в таких случаях — всестороннее информирование о юридических условиях, позволяющих несовершеннолетним заключить брак.
Стоит учитывать тот факт, что в ситуацию добрачной беременности чаще попадают несовершеннолетние из неполных малообеспеченных семей, старшие члены которых имеют невысокий образовательный уровень. При этом эмоциональные отношения несовершеннолетних и их родителей почти во всех случаях являются проблемными. Очевидно, что интимные связи подростков — попытка компенсировать недостаток эмоциональных отношений в семье. Соответственно и в случаях добрачной беременности, и в других сложных ситуациях общения целью консультирования является воссоздание и создание общности между родителями и детьми.
Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом
Все несовершеннолетние, ищущие контакта с психологом, условно делятся на три группы: 1) несовершеннолетние, которым психологические консультации нужны и объективно и субъективно (в данном случае наиболее действенно индивидуальное консультирование); 2) те, кто решает субъективно трудные вопросы (здесь целесообразно совмещать индивидуальное и групповое консультирование); 3) несовершеннолетние, которые не сталкивались со значительными трудностями в общении и лишь готовятся к решению возможных проблем (в данном случае наиболее эффективно групповое консультирование).
Большая часть старших школьников не обладает достаточными знаниями о семье, не имеет необходимых навыков общения с другим полом, не подготовлена к выбору брачного партнера, но, несмотря на это, им приходится решать вопросы добрачного общения, а иногда и создания семьи. На решение этих проблем и нацелена работа групп. Основными формами работы являются групповые дискуссии, ролевые игры, тренинговые упражнения. Используются также проективные методы, например, рисунки, а также методики арт-терапии. В целом группы больше ориентированы на поиск рациональных решений.
Пример. Третья групповая встреча (первая была посвящена знакомству и обсуждению правил работы группы, вторая- выяснению вопросов, актуальных для участников). В начале встречи ведущий напоминает, что на прошлом занятии многим показался интересным и лично важным вопрос о добрачном интимном общении.
Сначала члены группы высказывают аргументы «за» (удовлетворение сексуальной потребности, приобретение опыта, проверки сексуальной совместимости до брака). Ведущий блокирует попытки критиковать и поддерживает активно высказывающихся. После короткого перерыва высказываются аргументы «против» (незапланированная беременность, венерические заболевания, возникновение обязанностей). Далее обсуждается, какие аргументы друг друга опровергают. Тема дискуссии сужается, и группа обсуждает только вопрос о влиянии добрачных половых отношений на будущую семью. Ведущий предлагает не обсуждать чувств и моральных норм, а говорить только о качестве опыта и о его влиянии на отношения с другим человеком. Далее группа самостоятельно приходит к выводу, что лучше всего опыт приобрести с тем (с той), с которым (с которой) планируется совместная жизнь. Заканчивая встречу, ведущий обращает внимание на то, что вывод группы соответствует этическим нормам. Это вызывает живой отклик группы, предложения обсудить обоснованность и других норм.
Представленная выше групповая встреча иллюстрирует некоторые особенности группового консультирования несовершеннолетних. Можно отметить желание подростков «по-своему» оценить позицию «взрослых» и вместе с тем слабо развитое умение последовательно обосновать свою точку зрения. Если ведущий сохраняет нейтральность по отношению к противоположным высказываниям, не осуждает и не одобряет противоречивые точки зрения, но предлагает подробно обсудить последствия их воплощения, чаще всего в группах несовершеннолетних делаются выводы, мало отличающиеся от тех, которые предложила бы им семья. Но субъективно эти выводы намного ценнее.
Групповое консультирование подростков имеет свою специфику. Здесь важным вопросом является создание мотивации их участия в группе, т.к. она у них обычно слабая. Кроме того, они приписывают ведущему роль «взрослого», а некоторые члены группы пробуют повторять стереотипы своего общения с матерью, отцом или учителем. Часть встреч стоит использовать для их осмысления и коррекции.
Активное разрушение стереотипов общения со взрослыми особенно ценно в начале группового консультирования. По наблюдениям психологов, примерно в половине групп можно наблюдать одинаковый стереотип поведения: подросток, отличающийся сильной негативной установкой на взрослых (родителей, педагогов), стремится быстро высказать критику в адрес группы и ведущего, получить поддержку со стороны сверстников и сразу же покинуть группу.
В таком случае психологу нужно опередить агрессивное высказывание подростка и рассказать, что он или она собираются говорить и делать, а затем подтвердить его(ее) право на любое поведение в группе.
Наблюдаются три фазы развития групп несовершеннолетних, решающих вопросы общения с другим полом.
В начальной фазе развития группы много пауз, наблюдается молчание, комментирование окружающей обстановки, сопротивление и попытки отдельных участников стать ее «негативными» лидерами.
В средней фазе проявляется личностное раскрытие, обсуждаются вопросы взаимоотношений со взрослыми и вопросы о сексе; появляется ответное реагирование на личностное раскрытие, обсуждение экзистенциальных проблем и планов на будущее, сотрудничество и опека.
Часть несовершеннолетних, но далеко не все, участвует в групповом психологическом консультировании с целью решения личных проблем. Групповому консультанту лучше отложить обсуждение лич- ностно значимых вопросов до достижения фазы целенаправленно функционирующей группы.
Источник https://novainfo.ru/article/236
Источник https://studopedia.ru/2_2780_konsultirovanie-po-voprosam-semi-i-braka.html
Источник https://bstudy.net/787087/psihologiya/psihologicheskoe_konsultirovanie_voprosam_braka_semi_postroeniya_lichnyh_vzaimootnosheniy