Классификация проблем безработных граждан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Проблемы в семейных отношениях безработного
Перестройка поведения, степени обеспеченности, взаимоотношений влияет на семью безработного. Так, человек, который ежедневно уходил на работу, и это вошло в сложившийся стереотип поведения всех домочадцев, теперь остается дома. Вместо того чтобы приносить домой достаточное содержание для семьи, он в лучшем случае приносит пособие. Пользовавшийся самоуважением и уважением окружающих, индивид замечает, что к нему менее прислушиваются, его авторитет поставлен под сомнение, его суждения не ценятся. [51, c.60]
Дети болезненно переживает крушение нормальной системы, к которой родители олицетворяли устойчивость, надежность, естественную защиту. Если родители (родитель) не в состоянии обеспечить даже витальные потребности детей, это отрицательно сказывается на взаимоотношениях между родителями и детьми, на психике детей. Иногда дети отрываются от дома, становятся добытчиками средств к существованию семьи, или же становятся на путь асоциального или криминального существования.
Крепкая, сплоченная, гибкая, или же, наоборот, патриархальная, семья может стать фактором, облегчающим переживание безработицы и помогающим справиться с ней. Но безработица — тяжелое испытание для семьи, причем не все семейные союзы могут пережить такое жестокое и разрушительное воздействие.
Также очень опасна для семей безработных такая проблема, как наследственная безработица (я уже упоминала о ней выше).
Страны, долгое время имеющие многомиллионную безработицу, столкнулись с тем, что состояние безработицы передается из поколения в поколение, и дети безработного имеют гораздо больше шансов стать безработными, где дети работающего человека. [6, c.104-105]
Алкоголизм родителей, их система ценностей и установок, в которой личный успех, необходимость преуспевания, стремление иметь работу отходят на задний план, возможно, некоторые особенности в виде психологической неустойчивости, снижения психической энергии, могут наследоваться детьми. Поэтому складывается целая субкультура наследственной безработицы, как правило, свойственная застойно депрессивным территориям, в которой воспроизводится образ жизни безработных. Работа с такой категорией населения представляет особую сложность, и, безусловно, психологически гораздо перспективнее не допустить образования застойной безработицы, чем бороться с ее последствиями. [51, c.61-62]
В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д. В последнее время эта формы работа с детьми переходят на платную систему, и безработным родителям оплатить их услуги достаточно сложно. Это же касается посещения детьми и взрослыми театров, кинотеатров, музеев и других зрелищных мероприятий.
В случае длительного срока безработицы перед такими семьями встают проблемы отдыха, а также проведения каникул детьми. Особенно эта проблема обостряется для родителей, родившихся и живущих в городе и не имеющих каких-либо связей с деревней.
Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую самооценку, депрессию, самоубийства, необходимость психического лечения в стационаре. [15, c.22]
По результатам исследования проведенного в США, увеличение уровня безработицы на 1% (если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет) дает возрастание числа самоубийств на 4,1%, первичных обращений в клиники для душевнобольных — на 3,3%, тюремных заключений — на 4,0%, убийств — на 5,7 %, смертности от алкоголизма — на 1,9%, общего показателя смертности — на 1,9. [69, c.7]
Медицинские проблемы включают нарушение здоровья, вызванное стрессами (особенно болезни сердца и почек, алкоголизма и цирроз печени). У работников, имевших до объявления об увольнении нормальное артериальное давление, после получения такого известия оно повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они не находили работу вновь. [51, c.63]
Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети — подростки чаще убегают из дома, семья отторгает тех членов семьи, который считает бременем, например, безработного супруга.
Потеря родителями или хотя бы одним из них работы отрицательно сказывается и на взаимоотношениях между родителями и детьми. В семьях безработных возрастают конфликтные ситуации между родителями и детьми, причем, нередко, до такой степени, что возникает необходимость передачи детей на воспитание в детские дома, другим семьям. Как показывают некоторые исследования, потерявшие работу родители часто теряют свой авторитет в глазах детей. Дети склонны отдаляться от таких родителей, начинают не стыдиться, особенно перед сверстниками. Однако следует отметить, что это происходит не во всех семьях; там, где члены семьи имели хорошие взаимоотношения до потери работы — они в трудной ситуации сближаются, а те, у кого уже существовали трудности в отношениях, наоборот, отдаляются друг от друга.
В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Нередко ребенок в таких случаях сам начинает работать. [52, c.67-68]
Трудовая деятельность детей, бесспорно, имеет много положительных аспектов. Некоторые обследования, проведенные на Западе, показывают, что дети, которые работают умеренно, учатся в школах лучше, чем те, которые вообще не работают. Работа может научить терпимости, поскольку на работе общаются дети из различных социальных слоев. Учителя, социологи считают, что работа может научить дисциплине, самоуважению, трудолюбию. Она снижает инфантильность, развивает активность, самодеятельность, предприимчивость, не позволяет детям стать социальными иждивенцами, способствует более гармоничному развитию.
Вместе с тем, нельзя не видеть и негативные стороны этого явления. Прежде всего, существует обратная связь между количеством рабочих часов подростков и успеваемостью. Обследование, проведенные службой проверки успеваемости США, выяснили, что дети, которые работают значительное время, неохотно изучают естественные науки, биологию и химию, имеют более низкие отметки по математике, истории, литературе и родному языку. По данным другого обследования, охватившего более 68 тысяч учащихся, среди подростков, которые работают более 20 часов в неделю, значительно больше курящих и употребляющих спиртные напитки, они чаще прогуливают занятия.
Влияние работы после школьных занятий проявляется не только в ухудшении знаний и систематической усталости. Например, в интервью с 64 учащимися средних школ СШA: вырисовывается крайне тревожная картина: дети, которые пошли на работу по своему желанию, а не по обходимости, достигают положения, «преждевременной зажиточности», когда ребенок получает возможность удовлетворять свои «потребительские желания» даже при том, что его родители вынуждены экономить. Заработанные деньги, как свидетельствуют исследования, идут в основном на удовлетворение сиюминутных интересов. И, наконец, работа школьников влияет на изменение отношений между подростками и их родителями. Родители, осаждаемые со всех сторон, представляют своим работающим детям фактически безграничную самостоятельность. Наличие работы дает детям практически полную свободу. Очень часто это приводит к тому, что такие дети ведут себя со своими родителями как посторонние люди, квартиранты. [15, c.23]
В России масштабы занятости детей ниже, однако, становление рыночной экономики постоянно увеличивает этот критерий. Определенная часть детей, используя свои знания, занимается интеллектуальной деятельностью. Они разрабатывают и продают различные технические приспособления, в том числе для облегчения домашних работ. Во многих городах организуются детские биржи труда, которые успешно функционируют, особенно в период школьных каникул.
Широкое распространение среди детей получила деятельность по торговле книгами, газетами, журналами, жвачкой и другими, иногда ворованными вещами, многие имеют машины. Причем все это в ущерб школьному времени.
В этих условиях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков. Здесь не должно быть никаких крайностей. Нельзя искусственно сдерживать или запрещать работу подростков, да это и невозможно.
Однако этих детей нельзя оставить без присмотра. За ними должны наблюдать попечительские советы, которые необходимы не только в каждом городе, районе, но и в каждом квартале. При этом они должны располагать определенными денежными средствами, источниками которых будут местный бюджет и добровольные пожертвования. В противном случае эти дети будут предоставлены сами себе, и ими могут заинтересоваться преступные банды, сделав их своими членами. Уже сейчас, дети используются, например, для продажи спиртных напитков, провоза наркотиков и др.
Определенные группы детей могут зарабатывать деньги, создавая свои преступные группировки. [15, с.24-25]
Так, по данным опроса Федерации молодежных правоохранительных объединений Москвы более 90% «трудных» подростков не отказывались бы принять участие в групповых погромах магазинов, рынков и т.д.
И, наконец, говоря о безработице, следует сказать, что существует зависимость между ней и преступностью. Американские исследователи считают, что связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключениям несомненна. Так, например, изучение соответствующих дел показало, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Отсутствием работы может объясняться и рецидивизм. [7, c.12-13]
Таким образом, безработица оказывает отрицательное, разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и на членов его семьи. В некоторых случаях часть людей она может закалить, мобилизовать все их силы, позволить по-новому взглянуть на себя. Однако для большинства людей это огромная беда. Помочь человеку выйти из нее должны государство, общество, его близкие, но в первую очередь — он сам.
Классификация проблем безработных граждан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ходыкин Александр Владимирович
В статье представлена авторская классификация проблем, с которыми сталкиваются граждане, попадая в ситуацию безработицы .
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ходыкин Александр Владимирович
Текст научной работы на тему «Классификация проблем безработных граждан»
Классификация проблем безработных граждан Ходыкин А. В.
Ходыкин Александр Владимирович /Khodykin Alexander Vladimirovich — студент, социологический факультет, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва, г. Самара
Аннотация: в статье представлена авторская классификация проблем, с которыми сталкиваются граждане, попадая в ситуацию безработицы.
Ключевые слова: безработные граждане, безработица, классификация, проблемы безработицы.
В соответствии с российским законодательством безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [1].
В силу своего социально-экономического положения безработные граждане сталкиваются с комплексом взаимосвязанных проблем. Проблемы безработных граждан -это различного вида трудные жизненные ситуации, являющиеся следствием безработицы, в которые попадает гражданин, становясь безработным. Обобщив данные научных исследований проблем безработных граждан, мы можем охарактеризовать их на индивидуальном, групповом и общегосударственном уровнях. В данном контексте индивидуальный уровень предполагает изучение проблем безработного гражданина, групповой — проблем социального окружения безработного гражданина (семьи), общегосударственный — проблем государства, являющихся следствием совокупности проблем безработных граждан и проблем безработицы как негативного социально -экономического явления. По содержанию проблемы безработных можно разделить на экономические, социальные и личностно-психологические. Представим классификацию проблем безработных граждан по уровням и по содержанию на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация проблем безработных граждан
Экономическими проблемами безработных граждан можно назвать финансовые трудности, являющиеся следствием безработицы. На индивидуальном уровне к ним относятся: снижение доходов, снижение уровня и ухудшение качества жизни, невозможность выполнять долговые обязательства, невозможность качественно организовать досуг. На групповом уровне влияние этих проблем оказывается на социальное окружение (семью) безработного, но в данном случае они дополняются невозможностью выполнения экономических функций семьи. На государственном уровне это приводит к повышению уровня бедности, формированию субкультуры бедных, неиспользованию трудового потенциала и трудовых ресурсов безработных на рынке труда, сокращению потенциального внутреннего продукта и национального дохода, снижению экономической привлекательности населённых пунктов с высоким уровнем безработицы, снижению заработной платы в профессиях, среди представителей которых высок уровень безработицы (стоимость труда снижается вследствие того, что предложение превышает спрос) [2].
Социальные проблемы безработного — это проблемы в отношениях между людьми, между человеком и группой и между человеком и обществом, вызванные ситуацией безработицы. На индивидуальном уровне к ним можно отнести: снижение социального статуса, утрату социальных и профессиональных ролей и связей, невозможность создания семьи, снижение социальной активности, склонность к отрицательному девиантному поведению, социальную эксклюзию в целом. Групповой уровень представляют социальные проблемы семьи безработного: ухудшение положения в обществе, ухудшение социального положения каждого члена семьи, социально -психологическое напряжение внутри семьи, дисгармония семейных отношений, рост числа семейных конфликтов, проблемы с выполнением воспитательной и репродуктивной функций семьи, попадание семьи в группу социального риска, социокультурная деградация семейных отношений. Социальные последствия безработицы на государственном уровне: ухудшение демографической ситуации, увеличение количества людей в трудной жизненной ситуации, в особенности среди
социально уязвимых слоёв населения, маргинализация отдельно взятых лиц и социальных групп, рост числа отрицательных социальных девиаций, увеличение социальной напряжённости, углубление социальной дифференциации, обострение социальных конфликтов [3].
Личностно-психологические проблемы безработного — это проблемы, вызванные влиянием состояния безработицы на структуру, ценности, убеждения и развитие личности человека, а также на его психику и состояние здоровья. Среди них можно выделить: ухудшение состояния здоровья, депрессии, снижение самооценки, трудовой мотивации, появление чувства собственной неполноценности, бесполезности для общества, неудовлетворённости жизнью, невозможность самореализации и самоутверждения в трудовой деятельности, утрату работы как ценности, разрушение веры в возможность найти подходящую работу, понижение профессиональной квалификации [4, 5, 6]. Безработные часто сталкиваются с кризисом адаптации к жизни, то есть с нарушением относительно устойчивого динамического равновесия внешних и внутренних условий бытия человека при резких изменениях внешних условий жизни, которое создает угрозу существования человека и удовлетворения его основных жизненных потребностей, приводит к «разрывам логики жизни» [7].
К личностно-психологическим проблемам членов семьи безработного можно отнести преобладание отрицательных эмоций, чувство неудовлетворённости социальным положением, депрессии, стрессы, социокультурная деградация и нехватка возможностей самоактуализации членов семьи.
На государственном уровне личностно-психологические проблемы безработных и членов их семей отражаются в таких показателях, как увеличение количества психологических и психосоматических заболеваний, самоубийств, повышение уровня застойной безработицы, понижение уровня профессионализма среди безработных, понижение уровня доверия к службам занятости и государству в целом, увеличение количества людей, не сумевших раскрыть свой профессиональный, социальный и личностный потенциал.
Необходимо отметить, что большинство из представленных в классификации проблем имеет комплексную природу.
1. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032 — 1, ст. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения: 18.06.2016).
2. Файзуллин И. Ф. Безработица и основные пути её сокращения: автореф. дис. . канд. соц. наук. Уфа: УфГТУ, 2010. 26 с.
3. Кузнецова О. И. Регулирование занятости и безработицы как социальных явлений на региональном рынке труда: на материалах Подмосковья: автореф. дис. . канд. соц. наук. М: Московский государственный университет сервиса, 2008. 25 с.
4. Акулич М. М., Батырёва М. В., Чернышёв А. А. О качестве государственных услуг, оказываемых безработным // Вестник Тюменского государственного университета, 2013. № 8. С. 137-146.
5. Наумова Ю. М.Социальный механизм регулирования безработицы в крупном российском провинциальном городе: на примере г. Пенза: автореф. дис. . канд. соц. наук. Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2007. 25 с.
6. Давыдова Е. Ю., Безяева О. И. Проблема безработицы в современной России // Территория науки, 2014. № 1. С. 75-79.
7. Юрьева Т. В. Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2011. № 1. С. 277-281.
Социальные проблемы безработных и их семей
Как уже выше говорилось, высокий уровень безработицы среди трудоспособного населения ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков, снижаются моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе. Несомненно, что безработица оказывает негативное влияние не только на общество в целом, но и на самого безработного. Становясь безработным, человек не может в полной мере реализовать себя как гражданин, как член семьи, как личность в целом.
Одна из наиболее острых социальных проблем безработного — это малообеспеченность безработного. Потеря работы и отсутствие постоянного стабильного дохода влечет за собой снижение его жизненных стандартов, уровня потребления, возможностей для обеспечения своих потребностей и потребностей своей семьи. Утрата источника регулярного заработка очень быстро может превратить даже вполне обеспеченную семью в нуждающуюся. А в семье со скромными доходами, если хотя бы один из супругов теряет работу, такая семья начинает испытывать большие материальные трудности и может начать бедствовать. В многодетных семьях или семьях с одним родителем, например, семья матери-одиночки, безработица резко и надолго сказывается на социально-экономическом положении семьи. Таким образом, семья, где имеется хотя бы один безработный, находится в достаточно стесненных условиях. Положение еще больше ухудшается, если в семье безработного есть ребенок или несколько детей.
Еще одной из наиболее серьезных социальных проблем безработного является социальная деградация. Кратковременная утрата работы и связанные с ней временные трудности, если через недолгое время безработный гражданин находит равноценную по положению и доходу работу, как правило, не влечет за собой социальных проблем для самого безработного и его семьи. Если же период безработицы затягивается, и безработный не может найти равноценную, подходящую по его квалификации и специальности работу, это может привести к появлению жизненной депрессии, утрате социальных качеств. Что еще важнее, при продолжительном пребывании без работы, безработный теряет уверенность в себе, наступает состояние надломленности и безразличия.
Еще одной серьезной социальной проблемой безработного является проблема в семейных отношениях безработного. Так, отец, потерявший роботу и обреченный на вынужденное безделье, нередко становится крайне раздражительным и нетерпимым, что влияет на общую атмосферу в семье. А если члены семьи трудоустроены, то в этом случае главенствующее положение отца в семье ставится под сомнение, безработный муж вынужден брать на себя обязанности домохозяйки, что конечно воспринимается многими мужчинами как дополнительное унижение. Если родители в результате утраты рабочего места не в состоянии обеспечить потребности детей, это может отрицательно сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Ухудшение взаимоотношений с родителями может привести к тому, что дети отдаляются от родителей, убегают из дому и могут встать на путь асоциального или криминального существования. В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков и секций. Учитывая, что в последнее время кружки и секции работают на платной основе, безработным родителям становится достаточно сложно оплатить их услуги. Такие же проблемы возникают и при посещении театров, кинотеатров, музеев. В случае длительной безработицы хотя бы одного из супругов перед такими семьями встают проблемы отдыха и проведения отпуска.
Наряду со всеми этими проблемами безработица является источником стресса, который может привести к ухудшению здоровья (болезни сердца, повышенное артериальное давление), психическим расстройствам, а так же к алкоголизму.
И нельзя не отметить такой факт, что между безработицей и преступностью существует зависимость. Так по итогам 2013 года удельный вес лиц без постоянного источника дохода совершивших преступления, составил 65,7% Официальный сайт МВД Российской Федерации. Состояние преступности — январь-декабрь 2013 года (публикация 09.01.2014 г.) http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/.
Таким образом, безработица оказывает отрицательное, разрушающее действие не только на самого безработного, но и на членов его семьи. Для большинства людей это огромная проблема. Помочь с этой проблемой и призвано государство, оказывая значительную помощь и социальную поддержку безработным.
Источник https://kazedu.com/referat/152113/4
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-problem-bezrabotnyh-grazhdan
Источник https://studbooks.net/1088845/pravo/sotsialnye_problemy_bezrabotnogo