Что такое счастливая семья? (по роману ого «Война и мир»)
Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
С высказыванием Л.Н. Толстого о счастливых и несчастных семьях можно согласиться частично. По моему мнению, абсолютно каждая семья индивидуальна и не похожа на другие семьи. В этом заключаются особенности как счастливых, так и несчастных семей. Счастливые семьи имеют разные жизненные ценности, благодаря которым они ощущают свое счастье, и эти ценности не одинаковы у всех семей. Внешняя оболочка всех счастливых семей одинакова, но каждая семья имеет свои отличительные от других черты, которые позволяют семье гордиться собой. То же самое можно сказать и о несчастных семьях. Внешне они все похожи, но причины несчастий имеют разные. Так, можно согласиться только со второй частью высказывания Л.Н. Толстого.
О том, что делает семьи счастливыми или несчастными, рассуждали многие писатели и драматурги.
О том, что семьи несчастны по-разному, писал М. Горький в пьесе «На дне». Семья Костылевых не знает, что такое любовь и взаимопонимание. Василиса изменяет своему мужу с Васькой Пеплом и пытается уговорить его на убийство Михаила Ивановича. Костылев в свою очередь подозревает свою жену в многочисленных изменах и пытается доказать это. Несчастной семьей является и семья Клеща и Анны. Героиня говорит о том, что из-за постоянных побоев своего мужа она стала заболевать, все остальные жители ночлежки подтверждают тот факт, что именно Клещ загнал Анну в могилу. Герой относится к своей умирающей жене жестоко, он не обращает на нее внимания, наоборот, думая о том, чтобы она поскорее умерла. Сложны и взаимоотношения Насти и Барона. Они являются сожителями, но Барон постоянно насмехается над историями Насти, которая рассказывает всем вокруг о своей безумной и истинной любви с французом. Так, М. Горький показывает несколько несчастных семей, которые в свою очередь имеют совершенно разные поводы и причины для несчастья.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» демонстрируются разные семьи. Семья Ростовых имеет только положительные начала. Дети росли в атмосфере любви и поддержки, это дружелюбная и доброжелательная семья. И члены этой семьи действительно счастливы, находясь рядом друг с другом. Но не только Ростовы являются счастливой семьей в произведении. Подтверждая мысль о том, что счастливые семьи не похожи друг на друга, обратим внимание на семью Болконских, где главой был князь Николай Андреевич. Внешне Болконский-старший притеснял и обижал княжну Марью, отношения между ними были натянутыми. Однако Марья Болконского от всего сердца любила своего отца, а когда он умер, она не могла найти себе места от печали и разочарования. Николай Андреевич тоже любил свою дочь, что раскрывается в сцене предсмертного прощания. Автор показывает, что Николай Андреевич и Марья по-настоящему счастливы друг с другом, хоть и их счастье совершенно отличается от обыкновенного понимания семейного счастья.
Таким образом, и счастливые семьи, и несчастные семьи не похожи друг на друга, потому что каждая семья индивидуальна и имеет отличительные черты.
Что такое счастливая семья? (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
1. Что такое счастливая семья? (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
2. Цель исследования:
1. Определить значение семьи в жизни человека (по
Л.Н.Толстому).
2. Сопоставить типы семей, представленных в
романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Отметить те семьи, в которых герои обретают
счастье.
4. Определить, что человеку нужно для счастья (по
Л.Н.Толстому).
3. Наши исходные мысли:
Семья – источник, наполняющий человека
духовной силой.
Семья – дом, где тебя любят и ждут.
Семья – крепость, в которой можно укрыться
от жизненных бурь.
4. Можно ли назвать счастливой семью
Курагиных
Болконских
Ростовых
?
Бергов
Друбецких
Николая Ростова
Пьера Безухова
Андрея Болконского
И Лизы
5. Интересно, что у Л.Н.Толстого
роман «Анна Каренина» начинается со слов:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая
несчастливая семья несчастлива по-своему».
Так ли это?
6. Семья Курагиных (князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен)
Эгоизм и тщеславная самоуверенность, глупость и
ординарность, тщательно маскирующиеся под
правилами светского приличия.
Отсутствие всяких моральных принципов и
нравственных традиций.
Брак основан на расчёте и порочности.
Отсутствие семейного благополучия.
Дети не являются целью супружества, Элен
цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать
иметь детей».
Бездетность Элен как наказание.
7. Семья Болконских (князь Николай Андреевич, князь Андрей, княжна Марья)
Замкнутый характер жизни.
Неприятие праздности и пустословия «высшего
общества».
В центре внимания – духовное развитие личности.
Рассудочный образ жизни – «ум ума».
В воспитании детей – требовательность и строгость.
Определяющее понятие – честь и гордость.
Сдержанность во внешних проявлениях чувств и
эмоций, однако за маской равнодушия и холодности–
романтическая одухотворённость и любовь.
Способность к самопожертвованию, любовь к ближнему,
патриотизм.
8. Семья Ростовых
Насыщенная, общительная жизнь.
Открытость и хлебосольство.
Эмоциональный, полный искренних чувств образ жизни – «ум
сердца».
В семье много детей . Из них «рассудочно» была воспитана лишь
Вера. Воспитание других детей «естественно», незаметно: детей
нельзя «держать строго».
Умение сострадать, способность к самопожертвованию.
Патриотизм, тесная связь с народом, с русскими традициями.
Идеал семейного бытия, единение любимых героев Л.Н.Толстого.
Прототипом семьи Ростовых послужила семья самого писателя.
9. Семья Андрея Болконского
Светский лоск и пустота наполняют душевный мир Лизы,
не готовой стать матерью. Боится физических страданий и
не думает о ребёнке.
Князь Андрей полон эгоистических устремлений, далёк от
интересов жены, не любит её. Будучи отцом, плотью
ребёнка, не стал его душой.
«Николенька никогда не воображал Андрея в
человеческом образе». Душевно не защищённый ни
матерью, ни отцом, он «одиночка» и этим пугает Толстого.
«Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мной».
10. Семья Бергов (Вера Ростова и полковник Адольф Берг)
По их мнению, это удачный брак: в их доме всё так же, как во
всех богатых домах. Всё, как и должно быть: комильфо.
Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа
молчит.
11. Семья Друбецких (Борис Друбецкой и Жюли Карагина)
Карьера и материальное благополучие– самое
главное в жизни.
Борис не уважает свою мать, готовую унижаться
ради денег.
Борис женится на Жюли Карагиной ради её денег,
превозмогая отвращение к ней.
12. Семья Николая Ростова и Марьи Болконской
Образец счастливой семейной пары. Они дополняют
друг друга, ощущая себя единым целым. Он
поглощён хозяйством, она – источник духовного
начала, доброты и нежности, отличный воспитатель
детей.
«…это неустанное, вечное душевное
напряжение, имеющее целью только
нравственное добро детей,— восхищало
его»
13. Семья Пьера Безухова и Наташи Ростовой
В отличие от других героев романа, Пьер воспитывался вне семьи.
Поэтому его жизнь напоминает движение на ощупь: трудно
следовать высоким принципам, если рядом нет родных, духовно
близких людей.
В семейном союзе Пьера с Наташей Ростовой заключается, по
Л.Н.Толстому, идеал человеческого счастья. Цель их супружества
не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное
единение.
Пьер «после семи лет супружества… чувствовал радостное,
твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и
чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым
в своей жене».
14. Итак:
Счастливые семьи: Ростовы, Болконские, Пьера
Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и
Марьи Болконской. Каждая по-своему уникальна. В
романе «Война и мир» в центре– разнообразие
счастливых семей.
Несчастливые семьи: Курагины, Друбецкие, Берги,
Андрея Болконского и Лизы. Похожи стремлением к
карьеризму, богатству, тщеславию и эгоизму.
15. Выводы
Семьи Болконских и Ростовых являют нам жизнь, руководимую
нравственными законами, где главенствуют долг, достоинство, умение
сострадать, общность духовных интересов.
На другом полюсе романа – изображение «неподлинных», «случайных»
семей, в которых связь между людьми – формальная, ради приличия– ведёт
к разладу и отчуждению.
Каждая семья уникальна, но без общей, самой необходимой основы
семейного бытия– любовного единения между людьми – истинная,
счастливая семья, по мнению Толстого, невозможна.
Дети для «несемейных»— крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они
– счастье, смысл жизни, сама жизнь.
Счастливая семья не только источник счастья и благополучия человека, но и
свободно-личностное единение людей, это как бы идеальное общественное
устройство в миниатюре. Семья– основа национального единства и
единения людей перед лицом внешней опасности, в условиях войны.
Все семьи втянуты в исторические события, следовательно, проходят
испытание на подлинность и прочность.
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям».
(Л.Н.Толстой)
Счастливые или несчастливые семьи. Ирония Толстого
Едва ли не самое знаменитое изречение Толстого — зачин «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Оно широко цитируется и принимается за бесспорную мысль самого Толстого. Мне это всегда казалось спорным, и я даже с трудом мог запомнить, счастливые или несчастливые семьи похожи друг на друга, — настолько обратимы две части этого высказывания.
Да и подтверждается ли оно в самом романе? Разве не вернее обратное? Ведь главное в семейном счастье — это любовь, чувство само по себе редкое, а при условии взаимности — редкое вдвойне, что ясно понимают Толстой и его герои: «Левин по этому случаю сообщил Егору свою мысль о том, что в бpаке главное дело любовь и что с любовью всегда будешь счастлив, потому что счастье бывает только в тебе самом». В любви люди менее похожи друг на друга, чем в нелюбви (равнодушии, отчуждении), потому что именно любовь выявляет в каждом его самое «свое», единственное. То же и со счастьем. Как могут быть счастливые семьи похожи друг на друга, если сами любящие благодаря любви столь несхожи («счастье бывает только в тебе самом»)? Поэтому, кстати, и изобразить счастье гораздо труднее, чем беды и распри: это штучный продукт, оно всегда в розницу.
Главное опровержение зачина романа — сам роман. В «Анне Карениной» есть только одна счастливая семья — Левин и Кити, и она-то в самом деле ни на кого не похожа. Напротив, между семьями, переживающими разлад (Каренины и Облонские), есть сходство, общая схема: измена, ревность, охлаждение, отчаяние, ссоры, замыкание, одиночество, попытка забыть и простить… У Карениных и Облонских разыгрывается параллельный сюжет: в трагической и в банально-комической тональностях. А вот сюжет Левина с Кити остается неповторимым, не отражается ни в чьих зеркалах. Неужели сам Толстой не понимал этого, так начиная роман (про похожесть счастливых семей) и так заканчивая его (непохожестью единственной счастливой семьи)?
Прекрасно понимал, хотя бы в этом пассаже про Левина: «Он думал, что его сватовство не будет иметь ничего похожего на другие, что обычные условия сватовства испортят его особенное счастье; но кончилось тем, что он делал то же, что другие, и счастье его от этого только увеличивалось и делалось более и более особенным, не имевшим и не имеющим ничего подобного» (ч. 4, гл. 16).
Вот именно: человек делает то же, что и другие, а счастье его особенное, «не имеющее ничего подобного». Значит, Толстой зачином романа противоречит себе?
«Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал». (ч.5, гл. 14).
И дальше Толстой подчеркивает огромную разницу между стереотипным образом счастья как озерной идиллии — и необходимостью делать трудный выбор и прилагать все новые усилия, чтобы не пойти ко дну. «На каждом шагу он испытывал то, что испытывал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, — надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно».
Опять Толстой противоречит себе? Счастье Левина непохоже не только на счастье других, но и на его собственные представления о счастье. Не слишком ли много противоречий? Или начальную сентенцию нужно понять как насмешку, хотя многие читатели принимают ее за чистую монету? Толстой подбрасывает мысль, на которую легко купиться, и потом шаг за шагом, эпизод за эпизодом остраняет, демонтирует ее.
. Потому и не замечают иронического смысла сентенции, что он медленно проступает в повествовании о двух несчастных семьях и одной счастливой.
А ведь по сути уже достаточно дойти до следующей фразы: «Все смешалось в доме Облонских» — чтобы почувствовать толстовскую насмешку. Сам Стива прекрасно осознает: «Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой». И потом, после сцены с Долли: «И как тривиально она кричала, — говорил он сам себе, вспоминая ее крик и слова: подлец и любовница. — И, может быть, девушки слыхали! Ужасно тривиально, ужасно».
«Тривиально, пошло». Неужели такая тривиальность должна свидетельствовать, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а не самым рутинным образом? Можно ли такую «мудрость» принимать за выражение авторской мысли? Не пора ли заметить, что зачин противоречит смыслу романа, что счастье, каким оно выступает в «Анне Карениной», гораздо более единственно, удивительно, невероятно, ни на что не похоже, чем все вполне тривиальные семейные несчастья с предсказуемым исходом.
То, что зачин ироничен по отношению к роману, не означает, что Толстой намеренно разыгрывает читателя. Начальная сентенция нейтральна по интонации: мысль заведомо не утверждается и не отрицается, а предлагается для дальнейшего испытания, а возможно, и опровержения.
Однако испытания сюжетом эта мысль не выдерживает. Постепенно становится ясно, что это не монологическое утверждение Толстого, это спор романа с его собственным зачином.
Эта «вненаходимость» сентенции по отношению к роману подтверждается историей его написания. Фразу о счастливых и несчастливых семьях Толстой внес в рукопись, уже подготовляя ее к печати, причем в качестве отдельного эпиграфа (к первой части), под которым поставил свои инициалы Л.Т.. Затем вычеркнул их и заменил буквами NN, тем самым придав этим словам характер цитаты из неизвестного автора, т.е. обозначив их чуждость своему голосу. Наконец зачеркнул и эти буквы и ввел фразу в роман как его зачин. Таким образом, эта сентенция вступила в сложное диалогическое соотношение с романом, формально не выделяясь из него, но придавая ему тональность спора с неким не обозначенным NN, автором «мудрой мысли».
Мир Льва Толстого далеко не так «монолитно монологичен», как часто пытаются его представить вслед за Михаилом Бахтиным — по контрасту с полифонией у Ф. Достоевского. Можно даже говорить об обманном монологизме Л. Толстого, который начинает роман формально авторской и подчеркнуто авторитетной, афористической фразой, как будто задающей смысл дальнейшему повествованию. С тем, чтобы исподволь, но внятно, почти саркастически этот смысл опровергнуть.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.02.2021. Понимай меня без слов
- 26.02.2021. Женское сердце не камень
- 20.02.2021. женщины, для которых любить означает страдать
- 18.02.2021. Счастливые или несчастливые семьи. Ирония Толстого
- 17.02.2021. О ревности
- 14.02.2021. Почему не работают рецепты счастья
- 12.02.2021. Почему не любят День Святого Валентина?
- 11.02.2021. Простые правила гармоничных отношений
- 09.02.2021. Женщин упрекают в меркантильности
- 08.02.2021. Сериалы по пятницам в двадцать один ноль ноль
- 07.02.2021. Эгоизм и любовь к себе. 10 отличий
- 06.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 7
- 05.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 6
- 04.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 5
- 03.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 4
- 02.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 3
- 01.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 2
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/vse-schastlivye-semi-pohoji-drug-na-gruga.html
Источник https://ppt-online.org/336408
Источник https://stihi.ru/diary/snezhkor/2021-02-18