Педагогика семейных отношенийстатья на тему
Родительское собрание «Педагогика семейных отношений», 9 класс
Цель: способствовать формированию ценностного отношения к институту семьи, ее традициям.
Задачи: выявить представление родителей о психологических особенностях подросткового возраста; охарактеризовать стили семейных взаимоотношений; определить пути, средства и приемы формирования семейных отношений с детьми старшего школьного возраста.
Форма проведения: дискуссия
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительный этап
I. Тестирование учащихся.
Достаточно ли ты уделяешь внимания и даришь тепла своей семье? Чтобы проверить себя, ответь на вопросы теста.
1. Можешь ли ты сразу же назвать день рождения мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры, других членов твоей семьи? За каждый правильный ответ поставь себе 1 балл.
а) есть определенные хозяйственные обязанности, которые ты регулярно выполняешь;
б) обязанности-то есть, но не всегда удается вспомнить о них без напоминания взрослых;
в) определенных обязанностей нет, но если родители попросят о чем-то — сделаешь;
г) нет обязанностей, домашнее хозяйство — это не для тебя.
3. Если ты где-то задерживаешься, то:
а) родителей всегда предупредишь заранее;
б) не всегда вовремя вспоминаешь о том, что нужно предупредить родителей;
в) обычно родители сами начинают тебя разыскивать;
г) домой не звонишь, не маленький все-таки! Вот придешь домой, тогда все родителям и объяснишь.
4. Можешь ли ты назвать любимые цветы мамы? Если ты уверен в своем ответе, поставь себе 1 балл.
5. Ты считаешь, что подарок на день рождения родителям:
а) нужно выбирать, руководствуясь принципом: дорог не подарок — дорого внимание, поэтому любой подарок сойдет;
б) дарить не нужно, ведь ты сам — лучший подарок;
в) должен быть сделан своими руками (самостоятельно заработан) и приносить радость и пользу;
г) лучше купить в магазине, поэтому для подарка маме нужно попросить деньги у папы, и наоборот.
6. Мама просит сходить в магазин, но в этот момент звонит твой друг и приглашает в кино на сеанс, который вот-вот должен начаться. Ты:
а) говоришь маме, что рад бы помочь, но. и стараешься побыстрее улизнуть из дома;
б) выступаешь с краткой обвинительной речью об угнетении младших по возрасту, в негодовании хлопаешь дверью и уходишь;
в) договариваешься с мамой о том, что в магазин зайдешь по дороге в кино (или из кино);
г) говоришь, что выполнить это поручение не можешь, но вызываешься по возвращении из кино пропылесосить все ковры в доме (и т. п.).
7. Ты собираешься в театр. Мама уверяет тебя, что твоя одежда совершенно не подходит к такому случаю. Ты:
а) отмахиваешься от маминых советов — ну что она может понимать в современной моде;
б) внимательно приглядываешься к своему отражению в зеркале и пытаешься представить, как ты будешь смотреться среди бархатных кресел и портретов театральных деятелей;
в) понимаешь, что, возможно, мама права, однако, чтобы у нее не возникло сомнений в твоей независимости, одежду не меняешь;
г) для независимой экспертизы приглашаешь папу или еще кого-то из членов семьи.
Подсчитай баллы.
Вариант ответа
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
Количество баллов
25-20 баллов. Ты можешь с уверенностью считать себя подарком для родителей. Ты внимателен и заботлив, и это, безусловно, заслуга. Но не только твоя, ведь таким тебя воспитали родители.
19-15 баллов. Не всегда тебе удается быть образцовым ребенком, хотя ты и стараешься проявлять заботу о родителях. Попробуй внимательнее прислушиваться к их советам и просьбам.
14 баллов и меньше. Да, своих родителей ты не балуешь особенным вниманием и заботой. Это несправедливо — вспомни, кто первый приходит к тебе на помощь, когда тебе плохо, ты болен и т. д. Но если ты надеешься на поддержку родителей, то почему они не могут рассчитывать на тебя?
II. Анкета.
Прочти внимательно список, приведенный в таблице. Какие требования со стороны взрослых ты считаешь справедливыми, а с какими не согласишься? Почему?
Родительские требования
Вправе ли родители предъявлять ко мне такие требования и почему?
Родители могут решать, с кем мне можно, а с кем нельзя общаться
Родители имеют право запрещать мне употреблять алкоголь
Родители могут выбирать мне будущую профессию
Я должен отчитываться перед родителями о расходовании карманных денег
Я должен всегда предупреждать, куда и с кем я иду гулять
Родители могут запрещать мне курить
Родители имеют право решать, во сколько я должен возвращаться домой
Родители могут требовать, чтобы я всегда выполнял какую-то определенную работу по дому
Родители имеют право запрещать мне носить такую одежду, делать такую стрижку и т. д., которые кажутся им вызывающими
Оформление помещения
«Уважение — это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, последнего — от угрызений совести» (Оноре дв Бальзак).
«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка» (А.И. Герцен).
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах.
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
Семья — понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья — это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам. Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.
Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты. Зачастую они связаны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т. д. Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел».
На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:
• до 5 лет — полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
• 6-11 лет — частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
• 12-16 лет — нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
• 17-25 лет — зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но. »;
• 26-35 лет — восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
• 36-45 лет — полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
• старше 45 лет — полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы».
Ребенок — удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей (пусть на рубеже 45 лет), и бесконечно благодарное.
II. Работа родителей в группах. Моделирование ситуаций
Давайте сейчас мы поработаем в группах.
Прочитайте внимательно описания ситуаций. Представьте себя на месте родителей подростка и попробуйте дописать диалог. Ваша задача — найти убедительные аргументы для своего «неразумного чада», постараться предостеречь его от необдуманных или опасных поступков, предложить вариант решения проблемы, который устроил бы всех членов семьи.
Ситуация 1. Родителей Андрея очень беспокоит его новая компания. Их сын в последнее время стал заметно хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, начал курить, объясняя, что среди его друзей курят все и ничего опасного в этом нет. Родители решили поговорить с сыном.
Андрей. Я не понимаю, из-за чего вы беспокоитесь. Я совсем взрослый, мне скоро 16, в этом возрасте не курить просто неприлично.
Андрей. Мне нравятся мои друзья, и я имею право общаться с теми, с кем я хочу.
Андрей. Да вы не волнуйтесь из-за школы. Я передумал поступать в медицинский. Мы с ребятами решили свою группу музыкальную организовать.
Андрей. Почему я должен выполнять ваши требования? У меня своя жизнь, и я хочу самостоятельно принимать решения.
Андрей. Ну, этот вариант мне подходит. Я согласен на такие условия.
Ситуация 2. Лена познакомилась с Александром на дискотеке. Молодой человек сразу понравился девушке, он заметно отличался от ее сверстников, был остроумен, галантен, умел красиво ухаживать, к тому же Александр учился на первом курсе юридического института, куда Лена тоже собиралась поступать после школы. Через неделю после знакомства Александр пригласил Лену вместе с его друзьями поехать на выходные на дачу. Однако родители девушки боятся ее отпускать.
Лена. Мамочка, ну чего ты боишься? Александр очень хороший, он заботится обо мне, и ничего плохого со мной не случится!
Лена. Какие у вас основания сомневаться в этом человеке — я ведь его лучше вас знаю. Вы что, мне не доверяете?
Лена. Я не хочу отказываться от этой поездки. Вы меня в смешном свете перед Александром выставляете, он решит, что я маленькая и за меня все решают родители.
Лена. Пожалуй, папа, ты меня убедил.
Ситуация 3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «пять». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
— Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила!
Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
— Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.
— Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай.
Света бросается к матери:
— Мам! А у меня сегодня «пятерка»!
— Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Ситуация 4. Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора.
Мать. Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.
Отец. Сейчас придет.
Мать. Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал?! Надо позвонить Жене. Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну, господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?
Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.
Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку.
Памятка «Как относиться к своему ребенку»
1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
Заповеди педагогики сотрудничества
• Не унижайте достоинства подростка.
• Не угрожайте ему.
• Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.
• Не допускайте непоследовательности в требованиях.
• Не требуйте от подростка немедленного повиновения.
• Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий.
• Не потакайте подростку.
• Не опекайте его излишне.
• Не вымогайте у него обещаний.
• Не лишайте его права оставаться подростком.
III. Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»
Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело — радостным и интересным?
Инструкция. Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно — «да», «нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. А «детские праздники» — предпочитают ли они, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Результаты. За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда» — 1 балл, за «нет» — 0.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
IV. Подведение итогов
Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что — общим? Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже — авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже — непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И подумав, добавил: — И мира тоже.
Спасибо всем вам за удовольствие общаться с вами и за этот вечер.
Дополнительный материал
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Инструкция. Отметьте те утверждения, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.
1. Собеседник не дает мне возможности высказаться, хотя мне есть что сказать.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговор с таким (см. предыдущее утверждение) партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни говорил, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник постоянно пытается опровергнуть меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. д., и твердо уверен, что он при этом внимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Кода я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезных вещах, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
23. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.
24. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»
Результаты. Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа. Если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40-70% (10-17) — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, но пока вам не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10-40% (4-9) — вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0-10% (до 3-х) — вы отличный собеседник, вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?
Инструкция. Выберите подходящее для вас утверждение.
1. Ребенок капризничает, не ест, хотя всегда ел, вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками, вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того чтобы делать уроки, вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от вас полученную двойку, вы:
а) из-за гнева и за двойки, и за их скрытие запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш ребенок намного позже назначенного времени вернулся домой, вы:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
Результаты. Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего — а, б, в. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А — это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б — тип родителя, понимающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и за свои поступки.
В — тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания являются порицание и наказание.
Взаимоотношения детей и родителей
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители? Справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы «да», «нет», «иногда».
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0.
Результаты.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Хорошие ли вы родители?
1. Нередко в отношениях с ребенком у вас происходят «взрывы», о которых потом вы жалеете.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Результаты. За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждое «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю — доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе: может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка
Изучение родительского отношения с подростками
Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы — родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым Целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает отдаляться от родителей волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписав ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
Инструкция. Для выявления вашего родительского отношения ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Результаты
Шкала 1.3,4,8,10,12,14,15,16,18,20, 24,26,27,29,37,38, 39,40,42,43, 44,45,46,47,49, 52, 53, 55, 60.
Шкала 2. 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Шкала 3.1,5,7, 28,32,41,58.
Шкала 4. 2,19, 30,48, 50, 57, 59.
Шкала 5. 9,11,13,17,22,28, 54,61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
Педагогика семейных отношений
статья на тему
Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребёнка, занять определённую позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.
Взаимоотношения взрослых и детей в каждой семье носят специфический характер. Можно выделить несколько видов семейных отношений.
Диктат – это тип семейных отношений, где одни её члены подавляют самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства других. Конечно, родители могут и должны предъявлять требования к ребёнку, исходя из целей воспитания, норм нашей морали, конкретных ситуаций. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к младшим. В противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры своими контрмерами, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже, если сопротивление сломлено, вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя, в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Может вырасти приспособленец, трус, циник, хам, деспот.
Мирное сосуществование с позицией невмешательства – в такой семье всё выглядит вполне благополучно. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера деятельности, свои проблемы, свои трудности и успехи и, казалось бы, такой тип отношений надо только приветствовать. Бывает, что родители даже испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет, называя такие отношения сотрудничеством .
Но, не вникая в дела детей на том уровне, когда, кроме материального обеспечения, всё остальное – «их личное дело», можно не сомневаться, родители не найдут сочувствия у своих детей в трудных жизненных ситуациях.
Если родители хотят, чтобы их дети стали ближе, роднее, то первое правило – не ограждать их от своих радостей и горестей.
Н.А. Касаткина «Формы взаимодействия учителями с родителями в средней школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Семейные отношения» — 6 класс
Тема урока: Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset Perfect -тренировка навыков перевода.
Родительское собрание: «Педагогика семейных отношений»
характеристика стилий семейного отношения.Определить пути,средства и приёмы формирование семейных отношений с детьми старшего школьного возраста.
Статья по теме «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»
Данная статья представляет собой опыт инициатической педегогики, основанной на снятии гносеологической дистанции между художественно-философским произведением и жизненным миром.
Родительское собрание «Педагогика семейных отношений»
Данная родительское собрание поможет вместе с родителями вспомнить трудности переходного возраста у детей; сообща выработать стратегию поведения родителей в этот период; подчеркнуть необходимость вним.
Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей.
Педагогика семейных отношений
Повестка дня:1. «Вопросы ГИА в 9 классе». Выступление заместителя директора по учебной работе Кондратьевой Г.Н.2. “Педагогика семейных отношений» Выступ.
Семейная педагогика
В этой статье мы поговорим о понятии семьи в педагогике, а также рассмотрим роль семьи в процессе воспитания ребенка и формировании его личности.
Семейная педагогика – это наука о воспитании ребенка в семье, которая занимается изучением специфических особенностей такого воспитания и выработкой научных рекомендаций для родителей по построению правильных взаимоотношений с ребенком.
Семейная педагогика как самостоятельная научная отрасль сформировалась не так давно. Объектом ее изучения являются тенденции развития семьи как воспитательного института и ее современное состояние, предметом – сама сущность семейного воспитания, механизмы данного процесса и их влияние на развитие личности человека. Данная наука не пытается создать единые правила, которые были бы обязательны для любой семьи и регламентировали бы, как именно надо воспитывать детей. Она лишь изучает те обстоятельства, которые благоприятно сказываются на детях, и те, что создают для них трудности. Как и любые научные знания, ее выводы никогда не смогут полностью заменить мудрость и жизненный опыт.
Особенности воспитания в семье
Главной целью семейного воспитания ребенка является всестороннее развитие его личности.
Специфика воспитательного процесса в семье состоит в том, что он осуществляется с помощью авторитета взрослых, на основе семейных традиций и примеров поведения. Оно редко имеет четкие формы организации и реализуется в повседневной жизни путем личностного воздействия на ребенка.
О том, что семейное воспитание должно быть целенаправленным и научно обоснованным, много писали ведущие отечественные специалисты по педагогике.
Цель педагогики – это помощь в правильном развитии внутреннего потенциала ребенка, способствование его нормальному физическому и психическому росту.
Воспитать успешную, яркую личность можно только тогда, когда у родителей есть конкретные педагогические задачи и они четко знают, чего хотят достичь.
Семья в педагогике – это также и фактор общественного воспитания. Семейное воспитание сочетает в себе осознанные действия родителей и влияние объективных факторов на жизнедеятельность семьи. В нем преобладают стихийные, спонтанные воздействия, обусловленные манерами поведениям, привычками взрослых, устоявшимся жизненным распорядком и многими другими вещами, которые влияют на ребенка непрерывно, постоянно. Именно с их помощью происходят значимые изменения в личности ребенка, развитие его социализации.
Наблюдая за родителями, ребенок получает первый специфический пример внутрисемейных отношений. Семейное воспитание также отличается тем, что ребенок включается в эти отношения с самых ранних лет, на первых стадиях своего развития. Если он растет в семье, где принят тесный контакт между детьми и взрослыми, уважительное отношение ко всем членам, то у него легче формируются чувства коллективизма, доброжелательного отношения к другим, самостоятельность.
Особое значение имеет воспитание детей дошкольного возраста, поскольку для них семья – это первая и часто практически единственная среда, формирующая личность. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к воспитательным воздействиям и внешним влияниям, в это время закладываются основы дальнейшего воспитания и обучения. Исследования детей в детских домах показывают, что их условия жизни не могут создать обстановки, необходимой для полноценного семейного воспитания. Ребенок, живущий в учреждении, а не в окружении родных, не имеет возможности полноценно усвоить первичные представления о семейных ролях и обязанностях, поведении в семье.
Сравнение психического и личностного развития детей, растущих в семье и вне ее, показало, что воспитание в стенах учреждения формирует в них ряд общих черт: низкая степень привязанности к другим, слабая инициативность, низкая познавательная активность, ситуативная обусловленность поведения и мышления. Такие дети с трудом преобразуют объективные понятия в субъективные, не трансформируют общественно значимое в личностно значимое, слабо переживают эмоциональные моменты.
Дети, воспитанные в семье, в определенное время становятся частью детского коллектива, и этот момент ярко показывает уровень их социального развития. В их поведении закрепляются специфические особенности связи с родителями, которые потом становятся моделью их контактов с другими окружающими.
Пример и авторитет родителей являются одной из важнейших форм передачи социального опыта, особенно его нравственной составляющей, а также механизмом социального наследования. Семейное воспитание в педагогике – это процесс, имеющий постоянный, непрерывный характер.
Эффективность семейного воспитания
Специалисты выделяют несколько причин, которые влияют на эффективность воспитания в семье:
Источник https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/scenari-roditelskih-sobranii/roditelskoe-sobranie-pedagogika-semeinyh-otnoshenii-9-klas.html
Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2015/04/06/pedagogika-semeynyh-otnosheniy
Источник https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/semejnaja-pedagogika/