Динамика семейных отношений
Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
Автор Румянцева Т.В.
После осуществившегося выбора и «рождения» пары, отношения между партнерами постоянно претерпевают изменения. Их динамику можно представить в виде следующих стадий:
симбиоз,
дифференциация,
практикование,
возобновление дружеских отношений,
взаимозависимость.
В рамках семейного консультирования или индивидуального консультирования по вопросам отношений в паре, очень часто информирую клиентов о стадиях отношений в паре. Это знание позволяет понять конфликты, возникающие между партнерами, прогнозировать дальнейшее развитие отношений, снизить тревогу и напряжение в отношениях. Ведь если обнаруживается, что происходящее в паре является закономерностью, а не исключительно ее проблемой, сразу становится легче обоим партнерам.
Рассмотрим каждую из этих стадий более подробно.
Симбиоз — это самая первая и сильная по накалу романтических чувств стадия отношений.
Словесные индикаторы стадии: «Я влюбилась (влюбился) в него (нее) по уши». «Он самый лучший». «Она самая прекрасная». «Мы — одно целое».
Основные проявления и содержание отношений на стадии:
Партнеры переживают состояние сильного слияния, которое доходит до ощущения взаимопоглощения личностей, жизней. Влюбленным тяжело расстаться даже на короткий промежуток времени, они с нетерпением ожидают встречи, постоянно думают друг о друге, строят планы о дальнейшей совместной жизни, много мечтают. Страсти накалены. Не могут представить свою жизнь друг без друга.
Данную стадию можно охарактеризовать как стадию «розовых очков» (ее еще в народе называют конфетно-букетным периодом). Партнер видится только с лучшей стороны, достоинства преувеличиваются, недостатки преуменьшаются. Сходство между партнерами превозносится, различия не замечаются.
Очень высока степень заботы друг о друге, взаимные «даю» и «беру» процветают. Обычно каждый прилагает усилия, чтобы приспособиться к партнеру и доставить ему как можно большее удовольствие. Требования к партнеру минимальные, каждый старается проявить себя с лучшей стороны, не рискует выставить какое-то требование, быть эгоистичным, не рискует не быть дающим, не быть чувствительным к нуждам другого.
Основное психологическое назначение, цель этой стадии — образование сильнейшей привязанности к партнеру.
Если каждый партнер испытывает достаточно большую заботу о себе, то отношения получают солидную основу, формируется внутренняя удовлетворенность отношениями, стремление во что бы то ни стало их продолжать. Проявляется ощущение гордости за правильно сделанный выбор и уверенность в том, что имеющиеся взаимоотношения с партнером останутся неизменными («Мы будем счастливы и умрем в один день»).
Если эта основа создана, можно двигаться к следующей стадии — дифференциации, если нет, то пара может длительное время пребывать в состояния симбиоза, но союз грозит стать дисфункциональным. Либо будет преобладать стремление к слиянию, желание избегать конфликтов, преуменьшать различия — это отношения типа «стоячая волна»; либо будет противоположный по поведению вариант — откровенная враждебность, гнев, конфликты, то есть отношения типа «два узника в одной камере».
Индивидуальные особенности и закономерности прохождения стадии:
Чем меньше партнеры доверительно общаются друг с другом, и чем меньше времени они проводят вместе, занимаясь решением бытовых вопросов совместной жизни, тем более длительной может стать стадия симбиоза.
Сильная неуверенность в себе может вызывать неверие в возможность дальнейших продолжительных отношений с партнером и выражаться в чувстве ревности, формировании сильнейшей психологической зависимости от партнера, определять большую потребность в симбиотических отношениях с другими людьми в целом.
Сохранение в дальнейшем симбиотических представлений о любви обуславливает наличие внутренней неудовлетворенности имеющимися отношениями с партнером.
Дифференциация – вторая стадия развития отношений, одна из самых критических для существования пары. Время «снятия божества с пьедестала».
Словесные индикаторы стадии:«Неужели он (она) такой (такая)…», «Куда я смотрел раньше?»
Основные проявления и содержание отношений на стадии. Эта стадия редко бывает легкой. Само слово «дифференциация» означает разделение, расчленение, различение, способность отличать. В этой стадии отношений партнеры начинают замечать, что они и чувствуют, и мыслят несколько по-разному. Пара начинает замечать различия, партнеры чувствуют, что они не хотят так много времени проводить вместе. У каждого появляется желание отстоять свою индивидуальность, возникает желание иметь больше пространства для себя. По мере прохождения времени хочется расширить свои внутренние границы. Иллюзия симбиоза поколеблена, появляются драматические неожиданности. Для одних дифференциация — это медленный и постепенный процесс, для других — это период бурного крушения надежд, развенчания иллюзий. Появляется сильное разочарование в партнере, что может вызвать чувство вины: «Что случилось? Почему я больше не чувствую себя так, как обычно я себя чувствовал (а) с этим человеком?».
Проявления данной стадии являются закономерными, так как связаны с более полным узнаванием особенностей партнера, как реального человека, обнаружением его недостатков — тех качеств, которые не вписываются в образ имеющегося идеала.
Многие люди наступление стадии дифференциации воспринимают как окончание любви, что выступает сигналом для разрыва отношений с партнером. Другие продолжают жить с партнером, испытывая относительно него разочарование и отчуждение.
Индивидуальные особенности и закономерности прохождения стадии:
Наличие большого опыта продолжительного общения с разными людьми своего и противоположного пола делает прохождение стадии дифференциации более мягкой.
Какие закономерности можно отметить между особенностями протекания первых двух стадий?
Для многих людей эмоциональные проявления, характерные для стадии симбиоза соответствуют внутренним представлениям о том, как должна проявляться «настоящая любовь» и какие должны быть идеальные взаимоотношения с партнером в браке. Поэтому, когда заканчивается стадия симбиоза и наступает следующая стадия дифференциации, внутренне это переживается как крах любви, глубокое разочарование, иногда даже как бессмысленность продолжения дальнейших отношений с партнером.
Чем более безупречным и идеальным воспринимался партнер на стадии симбиоза, тем сильнее и глубже проявляется разочарование на стадии дифференциации, тем дольше времени потребуется для восстановления «привлекательности» партнера и выше риск того, что произойдет разрыв отношений и партнеры расстанутся.
Практикование — это следующая третья стадия отношений, когда энергия человека направляется на деятельность, не связанную с партнером. Это может быть и работа в доме, и вне дома. При этом могут завязываться новые знакомства.
Словесные индикаторы стадии: на первый план у каждого выступают проблемы самооценки, доказательства своего достоинства, успешности: «На что я лично гожусь, что мне по силам, чего я стою?».
Основные проявления и содержание отношений на стадии:
Партнеры уже более не настроены улавливать желания друг друга. Они сконцентрировались на себе. Внимание каждого направлено во внешний мир. Главное теперь независимость, автономия, индивидуализация. Развитие своего «Я» становится важнее, чем развитие близких отношений.
На первый план у каждого выступают проблемы самооценки, своего достоинства: «На что я лично гожусь, что мне по силам, чего я стою сам по себе, без своего партнера?». Между партнерами могут возникать конфликты, но примирение снова приводит к кратковременным эмоциональным сближениям. Некоторые люди называют этот период жизни «одинокий скиталец», другие «путешествие за 1 тыс. километров».
Возобновление дружеских отношений. Четвертая стадия. После того, как каждый из партнеров четко определил свою индивидуальность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потребность в интимности, эмоциональной подпитке, психологической поддержке. Теперь можно стремиться к возобновлению дружеских отношений со своим (ей) супругом (ой).
Словесные индикаторы стадии: «Надо же, как все-таки хорошо мы можем понимать друг друга», «Хочется с тобой поделиться».
Основные проявления и содержание отношений на стадии:
Снова обостряются ранимость, уязвимость. Партнеры ищут совместный комфорт, поддерживают друг друга. Периоды особо счастливой интимности сменяются периодами восстановления независимости. Несмотря на тревогу, возникающую временами, и трения в отношениях, конфликты улаживаются быстрее, становится возможным обсуждение трудностей, не то что в период дифференциации. Теперь уже каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого, как это было в период симбиоза. Устанавливается разумный баланс между «Я» и «Мы». Каждый партнер узнает себя глубже как дарителя радости другому. Возникает глубокая приверженность супружеству, постоянство.
Взаимозависимость — пятая стадия, фаза дальнейшего укрепления постоянства. О наступлении этой стадии можно говорить, когда каждый из партнеров убедился, что его любят, несмотря на имеющиеся недостатки.
Основные проявления и содержание отношений на стадии
Образ совершенного избранника — идеализированный и невозможный — мирно вытесняется реальным образом супруга (и). Две личности, разрешившие сомнения относительно самоценности, имевшие возможность проявить себя во внешнем мире, находят удовлетворение в совместной жизни. Появляются глубокая привязанность и взаимное удовлетворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования «Мы», чем «Я».
Отметим, что достижение стадии взаимозависимости требует от партнеров определенной внутренней работы над собой и своими идеальными представлениями, поэтому данной стадии взаимоотношений достигают только немногие пары.
Общие замечания относительно прохождения стадий. Оба партнера могут проходить все эти стадии одновременно, почти синхронно или разновременно, что обостряет конфликты. Так, трудности возрастают, если один еще живет в стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации; когда один партнер еще хочет проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а другой стремится к возобновлению близких отношений.
Отмечу, что на семейное консультирование пары приходят, как правило, находясь на стадии дифференциации или на стадии практикования.
Данная статья сделана по материалам моей книги:
Румянцева Т.В. — Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
При копировании статьи — указание ссылки на сайт обязательно!
Динамика семейных отношений
Перемены — это то, что присуще каждой семье. Семья — это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событии и таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени.
Если же члены семьи не готовы к изменениям и старательно избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь*.
* См.: Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
По определению В. В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».
Это равновесие достигается специфическим распределением прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, непрерывно, и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс в функционировании семьи заключается и сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению СтолинаВ. В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.
□ Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.
□ Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.
□ Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.
Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспекте.
Это важно знать:
Вопрос 2. Машина для нарезки гастрономии. Устройство, принцип действия, правила эксплуатации МРГ-300. Слайсер МРГ-300 – Машина для Резки Гастрономии, 300 мм- диаметр дискового ножа, производительность 45 резов в минуту.
Распорядительные документы Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов.
Философия Просвещения Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в.
Основные функции культуры Культура представляет собой многофункциональную систему. Функциональный анализ культуры предполагает наличие в любом социуме.
Показатели использования основных фондов От эффективности использования средств труда (основных фондов) во многом зависят конечные производственные.
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. © Конфуций ==> читать все изречения.
Динамика отношений в семье
Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений.
1 В течение пятой и шестой фаз может иметь место кризис, связанный с созданием детьми своих собственных семей, и необходимостью родителей выстраивать отношения с новыми членами семьи. О существовании данного кризиса упоминает В. Сатир, называя его «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья».
Возможность перехода семьи на следующий этап развития обусловлена гибкостью семейной системы, определяющей ее готовность к изменениям. Она также связана со способностью супругов приносить в психологическую «жертву» достигнутые на предыдущей стадии равновесие и устоявшиеся способы взаимодействия друг с другом, с детьми и третьим поколением (бабушками и дедушками). В то же время многое зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях обусловливают возможность супругов корректировать свое поведение.
Ниже представлено подробное описание нормативных кризисов семьи. При их рассмотрении особое внимание будет обращено на два плана взаимоотношений и взаимодействия членов семьи:
1. План эмоциональных отношений.
2. План ролевых отношений.
Они определенным образом связаны между собой, вместе с тем на разных этапах развития семьи один из них всегда оказывается доминирующим. Для членов семьи оказывается более важным то одно, то другое пространство их взаимоотношений.
КРИЗИС 1. ПРИНЯТИЕ НА СЕБЯ СУПРУЖЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Феноменология кризиса
С момента заключения брака начинается этап, в течение которого перед молодыми супругами встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей. Функционирование семьи в этот период определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие: □ личностные особенности супругов (индивидуально-типологические свойства нервной системы, когнитивные и характерологические особенности, система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации и т. д.);
□ микросистемные факторы (особенности внутрисемейных процессов в нуклеарной семье);
□ макросистемные факторы (семейная история, специфика взаимоотношений в расширенной семье);
□ внешнее социальное окружение (особенности государственного строя, семейной политики и функционирования социальных институтов, национальные и религиозные особенности, регулирующие семейное функционирование в данной среде и т. д.);
□ экономические факторы (уровень материального благосостояния, наличие отдельного жилья и т. д.).
Первые годы супружеской жизни — важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.
Прохождение первого нормативного кризиса семьи могут осложнить следующие факторы:
1. Неадекватная мотивация создания брака:
□ Брак как возможность восполнить дефицит. Наблюдается в случаях, когда один или оба супруга вступают в брак из-за желания перестать ощущать недостаток любви, общения, заботы, тепла, внимания, хотят избежать чувства одиночества и ненужности.
□ Брак как способ отделиться от родительской семьи. Стремление молодых супругов дистанцироваться от родителей является одним из наиболее частых неадекватных мотивов вступления в брак. В этом случае создание новой семьи становится специфическим коммуникативным посланием родителям о том, что их ребенок стал взрослым и имеет право на независимые решения и самостоятельную жизнь.
□ Брак как способ преодолеть какой-либо кризис: создание семьи из мести бывшему возлюбленному, как попытка справиться с утратой значимого человека, как способ пережить профессиональную несостоятельность и др.
□ Заключение брака с целью соответствовать нормам социального окружения, касающимся возраста вступления в брак и других аспектов брачного поведения. Данный брак является способом избежать давления социальной среды.
Пример_________________
За психологической помощью обратилась женщина, находящаяся в состоянии глубокой депрессии, связанной с отношениями с дочерью. Она узнала о том, что брак ее дочери — фикция, скрывающая правду о ее истинной
сексуальной ориентации. Дочь клиентки — лесбиянка, состоящая в браке с гомосексуалистом. Они вступили в брак, чтобы не травмировать своих родственников и избежать порицания с их стороны. Клиентка случайно узнала правду от бывшей возлюбленной ее дочери, которая обо всем рассказала матери из желания отомстить.
Брак как компенсация чувства неполноценности. Вступление в брак может быть способом восполнить дефекты в «Я», обусловленные, как правило, патологичной Я-концепцией, являющейся следствием неразрешенных интер- и интрапсихических задач развития. В этом случае присоединение к идеализированному партнеру позволяет повысить чувство собственной значимости и самоуважение.
Пример
Светлана С, женщина 32 лет, обратилась с жалобами на чувство хронической усталости, апатию, отсутствие интереса к жизни. Медицинское обследование не выявило органических причин нарушений. Светлана родилась и выросла в деревне в малообеспеченной семье с отцом-алкоголиком. Она очень переживала по этому поводу и стыдилась своего отца. Окончив школу с золотой медалью, переехала в Минск и поступила в университет на факультет журналистики. Светлана всегда пользовалась популярностью у мужчин. На втором курсе она познакомилась с мужчиной старше ее на 17 лет, известным журналистом из интеллигентной семьи, и через месяц вышла за него замуж. Ее впечатлили его уверенность в себе, стабильность, образованность, хорошие манеры — все то, чего, как казалось Светлане, ей не хватало. Однако практически на протяжении всей совместной жизни Светлана чувствовала себя неловко и скованно в присутствии мужа, а также среди его друзей и родственников, считала себя недостаточно умной и стыдилась своего происхождения, что стало для нее источником хронического напряжения и дискомфорта.
□ Брак как достижение. Наблюдается в случае получения одним из партнеров материальной или социальной выгоды вследствие заключения брака.
□ Вынужденный брак. В данном случае вступление в брак является способом решить возникшие жизненные затруднения. К их числу можно отнести незапланированную беременность, жилищные или материальные проблемы одного из супругов и др.
При неадекватной мотивации вступления в брак личность партнера не представляет собой ценности, важно только его наличие либо его функциональные характеристики, имеющие значение для удовлетворения потребностей.
Неадекватная мотивация вступления в брак может быть осознаваемой и неосознаваемой. В последнем случае практически неизбежно усугубление рано или поздно наступающего в любых отношениях разочарования в партнере и браке.
1. Значительные различия в семейных традициях, происхождении супругов и моделях их семейных отношений (например, в религиозных убеждениях, образовании, социальной и национальной принадлежности, структурных особенностях расширенных семей, возрасте и т. п.).
2. Материальная, физическая или эмоциональная зависимость пары от членов расширенной семьи.
3. Заключение брака после периода ухаживания продолжительностью менее шести месяцев или свыше трех лет.
4. Личностные особенности одного или обоих супругов, связанные с установлением отношений привязанности, прежде всего — наличие у супругов способности устанавливать близкие отношения, присоединяться и отделяться друг от друга, не испытывая при этом сильного дискомфорта.
5. Наличие дисфункциональных семейных паттернов в расширенных семьях супругов.
Создавая семью, супруги оказываются перед необходимостью решить ряд важных задач, лежащих, прежде всего, в сфере эмоциональных отношений. Одна из них — усиление эмоциональной связи в супружеской подсистеме и отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней или реактивного бегства в другие заменяющие отношения. Супруги, с одной стороны, должны научиться принадлежать друг другу, не теряя близости с расширенной семьей, с другой стороны — быть частью собственной семьи, не теряя своей индивидуальности. Только в этом случае брак становится процессом, в котором оба партнера и семьи в целом проходят путь индивидуации — сепарации, получая возможность переживать близость, сохраняя при этом ощущение своей отдельности и автономности.
На уровне семейной системы отделение супругов от родителей связано с установлением внешних границ молодой семьи — невидимого барьера, который регулирует объем контактов партнеров с внешним миром, в том числе и с членами расширенной семьи (см. табл. 2). Этот барьер защищает автономию молодой семьи посредством регулирования отношений близости и иерархии. В парах, не прошедших сепарацию от родительских семей, существенно осложняется формирование близких взаимоотношений между супругами. Последние боятся признать отличия друг в друге, поскольку их непохожесть может оказаться столь значительной, что будет представлять угрозу для их отношений.
Задача установления внешних границ включает в себя также решение вопросов, кто из знакомых и друзей мужа и жены будет допущен в семью и как часто, насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнеров, как проводить отпуск и т. п. Наличие внешних границ и их гибкость обеспечивает молодым супругам определенную частную жизнь и возможность концентрировать усилия на построении взаимоотношений друг с другом. Решение данной задачи предполагает установление в расширенной семье оптимального баланса сплоченности — индивидуации ее членов. В слитных семьях, члены которых чрезмерно привязаны друг к другу, действует много центростремитель-
ных сил, наблюдаются крайности в эмоциональной близости и лояльности, существует страх различий как опасность для существования такой семьи, в связи с чем велика взаимная эмоциональная вовлеченность. Отдельные члены такой семьи не могут действовать независимо друг от друга и имеют мало личного пространства. При этом отношения супругов с их родителями характеризует короткая психологическая дистанция, сверхблизость и высокая взаимозависимость, что затрудняет адаптацию супругов друг к другу и семейной жизни.
На индивидуальном уровне эмоциональная зависимость от родителей проявляется в тревожной привязанности супруга (супругов) к ним, которая либо открыто выражается, либо реактивно отвергается посредством резкого дистанцирования и формирования псевдонезависимых отношений. Однако последние не только не исключают сверхблизости, но и предполагают ее, являясь ее оборотной стороной. Чем значительнее степень зависимости супругов, тем экстремальнее усилия в ее преодолении через установление дистанции и отрицание важности семьи.
Так, дистанцирование (эмоциональный разрыв) является одним из способов, к которому прибегают молодые супруги, чтобы выйти из слитной родительской семьи и справиться с возрастающей тревогой и напряженностью в сверхблизких отношениях. Однако неудовлетворенная потребность в близости приводит к интенсификации супружеских отношений, индуцируя в них рост напряжения, обусловливающего характерную динамику эмоциональной близости между супругами. В результате структура отношений в молодой семье приобретает вид набора альянсов и разрывов или чередующихся периодов сверхблизости и взаимного отчуждения.
Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. М. Боуэн утверждает, что тех, кому не удалось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная холодность или склонность к слиянию с партнером (Боуэн М., 2005). Высокий уровень слияния супругов достаточно часто встречается в молодых семьях, что в определенной мере помогает паре достичь ценностно-ориента-ционного единства — своеобразного «мы» пары. Это процесс, в котором, по словам К. Витакера, двое отказываются от своего лица и становятся никем ради того, чтобы стать частицами симбиотического союза под названием брак (Ви-такер К., 1988). Данные отношения формируются, как правило, за счет сильного подавления индивидуальных потребностей одного или обоих супругов, что вызывает страх утраты своего «Я» и приводит к аккумуляции напряженности в паре. Однако когда «нарциссический» период идеализации партнера проходит, попытки выйти из слияния и отстоять свое «Я» могут стать источником высокого напряжения и конфликтов в паре.
Деидеализация является нормативным этапом развития эмоциональных отношений в паре, которому, как правило, предшествуют бурные романтические переживания, приписывание партнеру идеальных черт, ощущение большой любви и эмоциональной близости с ним. Крушение иллюзий, происходящее в дальнейшем, неизбежно, так как идеализация является лишь фазой в эмоциональном цикле, следующий этап которого — разочарование, утрата
позитивных эмоций, возникновение безразличия и скуки в отношениях партнеров, что может привести к их распаду.
Наиболее оптимальным вариантом является формирование способности свободно передвигаться между полюсами «индивидуация» — «сопринадлежность». Когда супруги свободны для перехода от слияния к индивидуации, они получают новые личностные силы и возможности. Тогда они могут принадлежать паре, не теряя себя, своего «Я», сознательно присоединяться или отделяться, не испытывая при этом чувства вины и тревоги. Способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности, приводящей к поляризованным (комплементарным) отношениям: преследователь — дистанцирующийся, агрессивный — покорный, независимый — требовательный и т. д., предполагающим необходимость взаимного приспособления партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве. Преувеличенная комплементарность создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей, что обусловливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением стадий жизненного цикла семьи и сопровождающих их нормативных кризисов) и снижает ее адаптивный потенциал.
Обретение независимости в сочетании со способностью к близким отношениям — одна из самых сложных задач, решение которой занимает порой всю жизнь. «. Для того, чтобы быть полностью связанным с другим человеком, вам придется сначала найти связь с самим собой. Если мы не можем смириться со своим одиночеством, мы начинаем использовать другого как укрытие от изоляции. Только когда человек сможет жить подобно орлу, не имея возможности высказаться кому бы то ни было. только тогда он будет способен заботиться о росте другого. Итак, если человек не способен разрушить свой брак, этот брак заключен на небесах» (Ялом И., 2002, с. 384).
Помимо решения эмоциональных проблем, связанных с установлением оптимальной психологической дистанции, молодым супругам также необходимо распределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейной иерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности, согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу. Именно на этом этапе партнеры ищут ответы на вопросы: «Каковы приемлемые пути разрешения конфликта?», «Выражение каких эмоций в семье считается допустимым?», «Кто за что несет ответственность и при каких условиях?». Таким образом, в течение данного кризисного периода супруги адаптируются друг к другу, ищут такой тип семейных отношений, который удовлетворил бы обоих. Умение супругов разрешать проблемы, возникающие на начальном этапе семейной жизни, способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие нормативные и ненормативные семейные кризисы.
Диагностика
Переживание как первого, так и последующих семейных кризисов носит индивидуальный характер для каждой семьи. Не все вышеперечисленные признаки кризиса будут обязательно присутствовать во всех молодых семьях. В некоторых супружеских парах он может пройти незаметно и не вызвать болезненных переживаний и чувства разочарования, связанного с деидеализацией партнера. Особая важность данного этапа жизненного цикла семьи связана с тем, что именно в этот момент закладываются основы будущей семейной жизни. Не решенные на данном этапе задачи будут осложнять протекание последующих кризисов. Поэтому оказание психологической помощи молодым семьям представляет особую важность.
Семейный кризис можно диагностировать на основании анализа беседы с супружеской парой. Маркерами первого нормативного кризиса выступают:
О непринятие новых ролей (мужа и жены) и связанных с ними обязательств;
О низкая дифференциация от родительской семьи хотя бы одного из супругов, что вызывает чувство ревности у другого;
□ практически полное отсутствие контактов с родительскими семьями, также свидетельствующее в большинстве случаев о сложностях процесса сепарации от родителей (более подробно этот феномен описан в теории М. Боуэна);
□ попытки одного из супругов нарушить слияние, что вызывает чувство обиды, злость, ощущение обманутости у другого;
П рост напряжения в паре, обусловленный короткой психологической дистанцией между супругами, проявляющийся в необъяснимом на первый взгляд периодическом росте конфликтов между супругами взаимных претензиях, чувстве усталости друг от друга;
□ разочарование в браке и брачном партнере, основанное на неоправдавшихся или нереалистичных ожиданиях;
□ сексуальная дезадаптация супругов.
Проверка терапевтических гипотез может заключать в себе решение ряда задач и осуществляться с помощью следующих методик:
□ изучение семейной истории, выявление паттернов взаимоотношений, характерных для родительских и прародительских семей молодых супругов, влияющих на проживание данного кризиса — методика «Гено-грамма» (М. Боуэн);
□ выявление уровня сплоченности семьи (величины психологической дистанции), границ семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Ол-сон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
П анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова);
□ выявление степени адекватности восприятия брачного партнера — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);
□ определение эмоционального фона семьи и некоторых параметров супружеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Сто-лин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова).
Психологическая помощь
Основные направления психологической помощи молодой семье определяются полем психологических проблем конкретной супружеской пары, пришедшей на прием к психологу.
Наиболее частыми причинами обращения молодых супругов в психологическую консультацию являются трудности в установлении границ семьи, выработке семейных норм и правил, распределении семейных ролей и обязанностей, сексуальные дисгармонии.
Психологическая помощь супружеским парам в распределении семейных ролей и обязанностей
В рамках данного направления психологу приходится работать с разногласиями супругов, взаимным недовольством, связанным с распределением супружеских ролей и обязанностей, а также конфликтами, обусловленными расхождениями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения (Алешина Ю. Е., 1994).
В основе таких ролевых конфликтов лежат, прежде всего, различия в представлениях супругов о семейных ролях как о системе функций и обязанностей, обеспечивающих повседневную жизнь супругов и тесно связанных между собой. Как правило, ролевые разногласия базируются на различиях во взглядах и представлениях супругов о ценностях семейной жизни.
Этапы консультативной работы с молодой семьей по проблеме распределения семейных ролей и обязанностей:
1. Сбор конкретных жалоб супругов. Чем больше проблемных ситуаций они упомянут, тем более точные сведения об особенностях функционирования данной семьи получит психолог в процессе консультирования.
2. Выявление представлений о желаемом распределении ролей и обязанностей в семье. Для того чтобы оно было более эффективным, каждый из супругов должен быть осведомлен о ролевых ожиданиях и притязаниях другого партнера. На данном этапе для выявления моделей ролевых отношений и изучения семейных историй брачных партнеров можно использовать методику «Генограм-ма». В ситуации, когда проблемы распределения обязанностей в семье возникают на фоне достаточно хороших межличностных отношений супругов или же когда время работы с супружеской парой ограничено, большую помощь в консультировании могут оказать специальные техники, такие, например, как техники ведения переговоров.
3. Обнаружение различий между членами семьи, выяснение представлений партнеров о причинах несоответствия поведения одного партнера ожиданиям другого, степени объективности и адекватности претензий. На данном этапе консультанту часто приходится выступать в роли эксперта. Он практически не говорит о своих чувствах, но иногда советует, что следовало бы сделать, предлагает воспользоваться в определенные моменты каким-либо приемом. Эксперт не навязывает определенных решений, но не отказывается содействовать в их поиске. Он координирует обсуждение, давая возможность высказаться каждому из супругов. В роли эксперта психолог может предоставлять информацию об особенностях протекания данного кризиса, о влиянии модели родительской семьи на развитие отношений в супружеской паре.
Ролевой конфликт часто маскирует другие супружеские проблемы. Требуя от партнера выполнения определенной функции, супруг(а) таким образом может стремиться удовлетворить некоторые неосознаваемые индивидуальные потребности. Задачей психолога в этом случае будет оказание помощи супругам в осознавании своих потребностей, стоящих за предъявлением требований к партнеру, и поиске альтернативных способов их удовлетворения.
Пример
За психологической помощью обратилась супружеская пара. Стаж брака — 1,5 года. Инициатором обращения была супруга. Она жаловалась на состояние общей усталости, на то, что она не получает помощи от мужа в ведении домашнего хозяйства. Вместе с тем при попытках мужа поучаствовать в домашних делах она отказывается от его помощи, объясняя это тем, что он слишком медлительный, нерасторопный, неаккуратный и что ей проще это сделать самой. В беседе с супружеской парой удалось выявить, что предъявление претензий к мужу и скандалы с ним являются для жены тем способом, который позволяет приблизиться к супругу и получить его внимание. Раскрытие данного факта позволило молодой женщине осознать свои потребности и научиться удовлетворять их более прямым способом.
4. Заключение нового договора о распределении семейных обязанностей.
В работе с супружеской парой важно, чтобы психолог не вступал в коалицию с одним из супругов, оказывая ему большую поддержку. Необходимо, соблюдая нейтралитет, не позволять супружеской паре втягивать терапевта в более тесное взаимодействие посредством образования треугольника.
Психологическая помощь супружеским парам по проблеме установления границ семьи и оптимального баланса близости/отдаленности между супругами
Наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются молодые супруги, — это трудности установления границ семьи (внешних и внутренних). При нарушении внешних границ семьи задачей консультанта является: О оказание помощи супругам в осознании данного факта; □ выявление отношения каждого из супругов к факту нарушения внешних границ семьи;
□ определение желаемой модели отношений семьи с окружением; О поддержка выбора супругов.
При нарушении внутренних границ задачей консультанта является: П выявление типа нарушения внутренних границ путем определения психологической дистанции между супругами; П обсуждение с супругами особенностей их эмоциональной близости;
□ выявление потребностей супругов в изменении их отношений;
□ определение желаемой модели отношений между супругами;
□ поиск способов изменения отношений между супругами;
D оказание необходимой поддержки супругам в этом процессе.
С целью оказания психологической помощи семье в переструктурировании нарушенных внешних и внутренних границ могут быть использованы различные технические приемы, в том числе и парадоксальные техники. Например, молодой супружеской паре, страдающей от постоянного вмешательства своих родителей и других родственников, которые отвергают все призывы оставить их в покое, может быть дана инструкция поблагодарить родственников и родителей за помощь и попросить их проявлять еще больше внимания.
Психологическая помощь супружеским парам по проблеме сексуальной дезадаптации и сексуальных дисфункций
Сексуальные дисфункции — это состояния, при которых нарушаются обычные физиологические реакции сексуальной функции (Мастере У., Джонсон В., Колодны Р., 1991). Сексуальные затруднения у мужчин и у женщин, как правило, выражаются в:
□ отсутствии сексуального желания;
П неспособности адекватно реагировать на внешние стимулы и получать сексуальное удовлетворение.
В работе с сексуальными проблемами важным является определение того, что считать «нормальной» сексуальностью (от клиентов часто можно услышать: «Я не нормальный. »). Существует несколько подходов к определению сексуальной «нормы»:
1. Биологическая норма. На основе функциональных и анатомических критериев в качестве «нормы» признается гетеросексуальность.
2. Статистическая норма. В качестве нормального принимается сексуальное поведение, характерное для большинства людей (с учетом контекста: эпохи, культуры и пр.).
3. Нравственная норма. Нормальным считается сексуальное поведение, одобряемое социальными и религиозными институтами.
4. Юридическая норма. Нормальным считается сексуальное поведение, разрешаемое законом.
5. Психологическая норма. Критерии данной нормы будут различны в зависимости от психологического направления, но в целом их можно свести
к некоторой общей концепции, для обозначения которой мы воспользуемся определением американского психолога Гордона: нормальное сексуальное поведение — это поведение добровольное, не принудительное, приятное и лишенное чувства вины.
Сексуальные дисфункции могут быть первичными (существующие всегда), вторичными (появившиеся в определенный период) или обстоятельственными (проявляющиеся в отношениях с данным партнером или в определенных условиях). Представления о природе сексуальных дисфункций ориентируют дальнейшую работу с парой: так, первичная дисфункция имеет часто физиологическую причину, и в этом случае уместно параллельно с психологической работой предложить клиенту (супружеской паре) получить консультацию у специалиста-сексолога.
Причины сексуальных дисфункций:
1. Анатомические и физиологические факторы. Эта группа факторов должна находиться в зоне особого внимания консультанта, работающего с супружеской парой, особенно в случае проблем с эрекцией или болей в области таза у одного из супругов. Кроме того, следует помнить о медикаментозных эффектах: было бы серьезной ошибкой работать с клиентом по поводу отсутствия у него сексуального желания, пренебрегая тем, что он принимает антидепрессанты, ингибирующие сексуальное желание.
2. Психологические факторы (индивидуальный уровень семейного функционирования). Главными психологическими факторами, продуцирующими сексуальные дисфункции, являются тревога (спровоцированная желанием быть успешным в сексе, нравиться, впечатлять партнера), а также травматизм и влияние первого сексуального опыта.
3. Пара и особенности ее коммуникации (микросистемный уровень функционирования семьи). На возникновение сексуальных дисфункций оказывает влияние качество отношений в супружеской паре, а также трудности управления агрессией.
4. Социокультурные факторы (мегасистемный уровень функционирования семьи). Причиной сексуальных проблем нередко выступает чувство стыда, представления партнеров о непристойности и «правильном» сексуальном поведении, а также социальные стереотипы, определяющие сексуальное поведение (мужчины должны быть активными, женщины — нет).
В ситуации обращения супружеской пары по поводу сексуальных проблем консультанту необходимо выяснить особенности сексуальных отношений в супружеской паре (опыт добрачных сексуальных отношений, совместимость сексуальных сценариев, интенсивность половой жизни, степень удовлетворенности каждого из супругов сексуальным аспектом отношений в браке). Важно понять характер сексуальных проблем, уточнить, когда они возникли, как проявляются, существуют постоянно или возникают периодически, попросить сформулировать, в чем супруги видят причину этих проблем.
Источник http://rumyantsevatv.ru/articles/chto-nuzhno-znat-suprugam-o-dinamike-otnoshenij-stadii-razvitiya-vzaimootnoshenij-v-pare/
Источник https://studopedia.ru/11_114256_dinamika-semeynih-otnosheniy.html
Источник https://megalektsii.ru/s27562t6.html