Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

28 августа, 2022 0 Автор ewermind

 

Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Алиева Наида Дагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад «Елочка»
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Раздел: дошкольное образование

Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные функции данных институтов значительно различаются между собой, но не обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом случае можно добиться всестороннего развития ребенка. В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных тенденций, основными из котороых можно назвать следующие: — родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье; 1
— крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается молодых родителей в возрасте 18-23 лет). У таких родителей отсутствуют необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности детей; — крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило, обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к недостатку времени на общение с ребенком; — качество времени, проводимого родителями с ребенком, падает катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных развивающих занятиях и т.д., родители зачастую отделываются от ребенка покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста. Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста. Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом, чтобы: — попытаться предотвратить авторитарное поведение родителей во взаимоотношениях с ребенком; — донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций; — определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в процессе воспитания; — оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку. 2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с семьей. В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие: — проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных); — проведение педагогических бесед с родителями детей; — проведение круглых столов с родителями детей группы; — организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что просиходит в детском саду; — работа с родительским комитетом.

п р и в л е ч е н и е р о д и т е л е й в о ф о р м л е н и и г р у п п ы . -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, утренние приветствия , участие в различных конкурсах. В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с воспитателем, можно использовать следующее: 1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о: родительских собраниях, запланированных в детском саду мероприятиях, расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было в беседах с родителями. 2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с информацией о деятельности ДОУ. 3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных 3
городах, где семьи могут жить достаточно далеко от детского сада). Такие бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью: — информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.); — описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду; — более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду, а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях; — изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему, которая в данный момент идет в группе (например: «Моя Семья», «Правила дорожного движения» и т.д.); — вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского сада; — просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных костюмов детям на Новый год и т.д.). 4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на внутреннюю сторону шкафчиков и складывать в них записки воспитателя о достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д. 5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его здоровье, личностном росте и т.д. 6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе, дать какие-либо советы воспитателю, изложить свои соображения на процесс воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух. Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних 4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ потом можно устроить выставку в группе. Подобная совместная творческая деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще одним средством выстраивания партнерских отношений воспитателей детского сада с родителями. Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к потребностям ребенка не сможет быть эффективной, если семья оказывается выключенной из процесса взаимодействия с ребенком. Ребенок не может существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия, которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности. Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на развитии детей. 5

Читать статью  Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова З.М., Эркенова А.В.

В статье авторы рассматривают вопросы взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Авторы делают вывод о том, что чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова З.М., Эркенова А.В.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в дошкольной образовательной организации как метод взаимодействия с семьёй

Сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей как условие формирования инновационно-проектной компетентности старших дошкольников

Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье в социальном воспитании старшего дошкольника

Использование педагогом традиционных и инновационных технологий в ходе взаимодействия с родителями для оптимизации общения детей

THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with issues of interaction of preschool educational institution with the family . For many years, since the establishment of the system of public pre-school education was created, pedagogical science and practice looked for various forms and methods of work of the kindergarten and parents. Parents recognize the priority of preschool institutions in addressing educational issues, but do not consider the necessity of participation in the pedagogical process. Teachers underestimate the role of the family and not strive to unite with parents’ efforts for the development and education of children. The authors conclude that the sooner parents and teachers realize that rapprochement between the two social spheres is, first and foremost, spiritual integration and cross-fertilization of cultures and mentalities, of the respective societies, their cultural, educational, moral values, the faster the level of spiritual understanding, convergence happens.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема»

Urusova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Professional Education, Karachai-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: urusovazur@mail.ru Erkenova A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Karachai-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: urusovazur@mail.ru

THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM.

The article deals with issues of interaction of preschool educational institution with the family. For many years, since the establishment of the system of public pre-school education was created, pedagogical science and practice looked for various forms and methods of work of the kindergarten and parents. Parents recognize the priority of preschool institutions in addressing educational issues, but do not consider the necessity of participation in the pedagogical process. Teachers underestimate the role of the family and not strive to unite with parents’ efforts for the development and education of children. The authors conclude that the sooner parents and teachers realize that rapprochement between the two social spheres is, first and foremost, spiritual integration and cross-fertilization of cultures and mentalities, of the respective societies, their cultural, educational, moral values, the faster the level of spiritual understanding, convergence happens.

Key words: cooperation, family, preschool educational institution.

З.М. Урусова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: urusovazur@mail.ru А.В. Эркенова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: urusovazur@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье авторы рассматривают вопросы взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Авторы делают вывод о том, что чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения.

Ключевые слова: взаимодействие, семья, дошкольное образовательное учреждение.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.П. Усова, Д.Б. Эль-конин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач и подготовку ребёнка к школе. Очевидно, что родители и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка-дошкольника. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. В работах Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Я.И Ковальчук, О.Н. Урбанской и др. было разработано содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с родителями. К ним относятся: посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда, деловые игры, семинары-практикумы. Как показало специальное изучение (Ч.М. Ерминова, В.А. Караковский, И.А. Хоменко), эти формы работы с семьей не в полной мере оправдывают себя. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Поэтому не налаживается надлежащая обратная связь, не используются в полной мере влияние семьи [1].

Большой интерес для нас представляет педагогическая теория Я.А. Коменского. Высказанные им идеи о семейном воспитании не потеряли своей актуальности и в наши дни. «Дома дети должны предаваться трем упражнениям: 1) Вера в благочестие; 2) Добрые нравы; 3) Знание языков и наук. Никто не должен думать, что без усиленного труда может быть воспитано благочестие, добродетели, наука. Родителям необходимо показывать

Читать статью  Святые покровители семьи, любви и брака

хороший пример, ко всему этому присоединить своевременные и разумные наставления» [2, с. 229]. Важнейшим условием воспитания он считал поддержание радостного настроя души ребёнка. По теории Я.А. Коменского, на детей нельзя «давить», нельзя их торопить; следует создавать условия для разностороннего развития и предлагать игровые стимулы к обучению [2, с. 229 — 237].

Значительно позже вопросы взаимодействия педагогов и родителей были широко представлены в трудах отечественных и зарубежных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. А.С. Макаренко говорит о семье как о естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребёнка. Советует родителям разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри её бурь. [3, с. 261].

Воспитание в семье В.А. Сухомлинский сравнивал с благородной и сложной работой, единой для всех и в то же время своеобразной и неповторимой в каждой семье, — это по его словам творение человека, называя это счастьем. Настоятельно рекомендовал обучать будущих отцов и матерей в специальных родительских школах — родительской педагогике. Публикации и монографии изучению семьи как школы душевного здоровья посвятили свои исследования отечественные и зарубежные философы И.А. Ильин, М. Монтень, Гегель, Э. Кант, Э. Фромм и др. Дискуссии концентрировались вокруг семьи, как источника духовности.

Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов семьи и дошкольного образовательного учреждения объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребёнка. Педагогическую систему, функционирующую в дошкольных образовательных учреждениях, можно охарактеризовать как недостаточно духовно насыщенную. Совершенно очевидно, что при этом родители не получают необходимой духовно-нравственной информации.

Изменение позиций родителей на вопросы ценностных ориентации современного образования, по нашему убеждению, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. Особое внимание при этом уделялось вопросам самовоспитания (саморазвития) под которым они понимали рост самосознания, стремление к совершенствованию своей личности. При этом широкое понимание термина «воспитание родителей» включало все сферы семейной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребёнка и его развития в целом, а также отношения семьи к обществу и культуре. Важнейшим результатом содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения педагогов и родителей, должна стать активная позиция родителей в воспитании ребёнка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых ребёнку». В исследованиях В.А. Петровского, И.А. Карпенко, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, М.Б. Зацепиной прослеживается определенное отношение к общению в психолого-педагогическом плане, характеризуются этапы общения. Наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие этапы:

Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребёнка. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов». Благодаря этому с самого начала между педагогами и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап — трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребёнка со сверстниками, его успехи в учебной деятельности и т. п.).

Третий этап — ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская «общение на равных».

Четвертый этап — совместное исследование и формирование личности ребёнка. Девизом данного этапа общения может быть «давайте узнавать вместе».

Таким образом, активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника.

Одним из перспективных направлений семейного и общественного воспитания является использование выразительных средств искусства, в повышении уровня духовности подрастающего поколения, а в последующем этноса. Особое место при этом отводится развитию гармонической социально-адаптированной, духовно-развитой личности средствами народного и классического изобразительного искусства.

Также мы считаем, что взаимодействие детей и родителей, в игровой деятельности, поможет ребёнку освоить общечеловеческий, творческий потенциал и произойдет невидимый процесс «врастания» ребёнка в культуру, в её глубинные пласты. Это и есть процесс подлинного культуроосвоения, включающий в себя элемент культуротворчества. Важнейшей частью семьи является тип её духовной культуры, каждая семья создаёт как бы свой фонд духовной культуры, который передается от предков супругов к родителям и затем в свернутом виде предается детям. Первоосновой этого фонда, по мнению В.В. Зеньковского, является

семейная мифология (рассказ о дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках, дядях и других родственниках). Семейный эпос — легендарная история семьи, рассказы о деятелях семьи.

Семейный эпос формирует у детей и у самих рассказчиков чувство причастности к своему роду и народу, к местам обитания, дает примеры решения жизненных ситуаций в прошлом, то есть то, что называют «малой родиной» [4, с. 195].

Основа любого взаимодействия — реализация потребностей его участников. Основные интересы семьи и дошкольного учреждения по развитию личности ребёнка объективно совпадают. Другое дело, что сложности и противоречия реальной жизни, а также сложившиеся традиции, как правило, разводят эти важнейшие для становления личности ребёнка социальные институты по разные от него стороны. Именно поэтому актуальным для нашего исследования является поиск новых форм, методов взаимодействия, способствующих сближению семьи и дошкольного учреждения в интересах развития личности ребёнка.

Одной из основных социально-образовательных проблем является проблема отчуждения родителей от дошкольного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка. Анализ исследований современной психолого-педагогической науки наглядно свидетельствует, что усвоение социальной традиции наряду с развитием телесных и духовных сил, составляющее основное содержание детской жизни происходит в игре, игра, поэтому является очень существенным фактором в социальном созревании ребёнка. Играя, ребёнок легко и просто усваивает различные социальные «позы», различные отношения. Одушевляя всю природу, даже мертвые вещи (мебель, игрушки и т. д.) ребёнок бесконечно расширить свои социальные горизонты.

Таким образом, одним из важнейших условий постижения традиций — социальной наследственности, является игра. Изучению игры как важнейшего средства развития личности ребёнка посвятили свои исследования выдающиеся психологи Д.Б. Эльконин и Н.Н. Поддъяков. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения необходимо строить с учётом взаимного понимания, что само детство дано для того, чтобы дети играли. Социальная Среда является необходимым фактором игры, психического просмотра, психической свободы, индивидуального самосознания. Личность образуется при невидимом сплетении индивидуального и социального в ней. Ребёнок должен не только приспосабливаться, повиноваться, исполнять чужие желания; он по выражению В.В. Зеньковского нуждается и в том, чтобы жить «для себя», давать простор своим желаниям, осуществлять свой замысел через игру [4].

Таким образом, изменение позиции родителей на вопросы ценностных ориентации современного образования, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. При этом широкое понимание термина «воспитание взрослых» включает все сферы семейной и общественной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребёнка и его развития в целом. Чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения. Решить эту задачу во всей ее полноте крайне трудно, но последовательно приближаться к искомому результату необходимо.

Читать статью  Проблема в сексуальных отношениях в семье

1. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва, 1989.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1955.

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Москва, 1985; Т. 5.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. Москва, 1995.

1. Vinogradova N.F. Vospitatelyu o rabote s sem’ej. Moskva, 1989.

2. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1955.

Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе

Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56633/ (дата обращения: 27.10.2022).

Неповторимым периодом в жизни каждого человека является детство, на этом этапе происходит формирование личности человека. Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых ₋ родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут образоваться трудности с тяжелыми результатами в будущем. Основная цель работы дошкольного учреждения направлена на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие. Главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка.

Далеко не секрет, что даже самая наилучшая система воспитания не может быть в полной мере эффективной, если в ней отсутствует взаимодействие с семьей. Взаимодействие воспитателей с родителями подразумевает уважение и доверие друг к другу, также предполагается обоюдное желание поддерживать связь в воспитании детей. Если нет контакта между семьей и дошкольным учреждением — это может негативно повлиять на формирование личности ребенка.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания.

«Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка». [1]

Совместная работа воспитателей детского сада с родителями является довольно непростым процессом, в котором семья обязана быть равноправной стороной. Педагоги играют главную роль в работе с родителями. От них родители получают информацию о своем ребенке, о деятельности дошкольного учреждения.

Особые специальные функции имеют, как и семья, так и дошкольное учреждение, следовательно, они не могут заменить друг друга. Правильная организация партнерских отношений ₋ это необходимое, важное условие успешного взаимодействия в современной системе образования. Значимым методом осуществления партнерства воспитателей и родителей считается организация их совместной работы, в которой родители принимают активное участие в педагогическом процессе, включены в деятельность дошкольного учреждения.

Для взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением применяться как классические формы, к ним относятся: родительские собрания, лекции, так и современные. К современным формам работы с родителями можно отнести следующее: анкетирование и опросы, родительские клубы, информационные стенды, экскурсии, организация праздников, акции, участие в конкурсах, выставках.

Родительское собрание остаётся одним из самых традиционных, и довольно эффективных форм работы с семьей. Проведение такого мероприятия в качестве монолога наставлений воспитателя родителями воспринимаются не охотно. Родители должны делиться своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами. Повысить посещаемость можно изменив формы и методы предоставления информации, построить общение на диалоге, а не на монологе. Конечно, новый подход потребует воспитателям более тщательной подготовки к такому мероприятию. Встречи можно проводить в форме посиделок, круглых столов, демонстрировать видеозаписи творческой деятельности детей, фрагменты проводимых занятий, что обязательно привлечет родителей к посещению собраний.

Рассмотрим досуговую форму взаимодействия воспитателей и родителей. Данная форма намного лучше раскрывает возможности взаимодействия. Реализация досуговой формы может проходить в качестве похода на природу, участия в спортивных мероприятиях. Проведение таких событий сплачивают семьи, усиливают совместную работу родителей и дошкольного учреждения. Результатам подобных мероприятий может выступить газета с фотографиями.

Подводя итог, хотелось бы выделить, семья и детский сад — это два важнейших социальных института воспитания ребенка. При отсутствии роли родителей воспитательный процесс можно считать неполноценным. С помощью использования современных форм взаимодействия родители становятся активными участниками, а не пассивными наблюдателями в воспитании своего ребенка.

В современной системе дошкольного воспитания и образования важно правильно осуществить взаимодействие семьи и детского сада. Только тесное сотрудничество может привести к разноплановому, полноценному формированию творческих способностей и полному развитию интеллектуального потенциала личности с учетом его возможностей и способностей.

Основа комплексного подхода к процессу образования заключается в том, что воспитание и обучении должны стать единым процессом. В этом случаи ребенок приобретает наибольшую социально-психологическую поддержку со стороны семьи и детского сада.

Правильная организация партнерства семьи и дошкольного учреждения создают у ребенка чувства уверенности в своем успехи, формируют активную жизненную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих. Основная ценность данного подхода заключается в воспитании и обучении ребенка, раскрытию его талантов и развитию природных задатков. В результате творческого использования разных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и обучения превращается в такую концепцию, в которой учитываются интересы абсолютно всех сторон. Применение разных форм взаимодействия педагогов и родителей благоприятно влияет на учебно-воспитательный процесс ребенка.

Совместная работа педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в различных моментах, это позволит помочь в понимании его индивидуальных особенностей, творческих возможностей, анализировать его негативные действий в поведении, развить ценные жизненные ориентиры.

Содействие семьи в воспитательно-образовательном процессе дает возможность повысить качество образования детей, родители лучше знают о способностях своих детей, именно они заинтересованы в последующем их развитии. Деятельность родителей с воспитателями обретает особое значение, необходимо постоянно осуществлять взаимодействие. Являясь посредником в системе взаимодействия ребенка, семьи и общества, воспитатель обязан воздействовать на развитии гуманистических, религиозно-нравственных взглядов у детей и взрослых.

  1. Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82–84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/971/ (дата обращения: 28.10.2018).
  2. Харисова Л. А., Ватсон М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 405–408. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76555.htm.
  3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, семья, воспитание, семейное воспитание, совместная работа воспитателей, совместная работа родителей.

Источник https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3224

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semiey-kak-pedagogicheskaya-problema

Источник https://moluch.ru/archive/246/56633/