Сущность, типы и функции семьи
Понятие «семьи» и виды семьи
Семья — это относительно небольшая группа людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:
§ вступление в первый брак — образование семьи;
§ начало деторождения — рождение первого ребенка;
§ окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
§ «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
§ прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.
Согласно трактовке С.И. Ожегова, семья это — группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно выделить в следующим:
§ репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
§ воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
§ хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
§ экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
§ функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
§ духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
§ социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
§ досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
§ эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
§ моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
§ полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
§ групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях.
§ полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
§ нуклеарная (простая), состоящая из родителей и несовершеннолетних детей;
§ расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой необычной жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемную семью, к сожалению видно сразу. Такая семья холодна в общение и отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.
В настоящее время выделяют следующие типы семей:
1. Благополучная семья
2. Неблагополучная семья (проблемная, конфликтная, кризисная )
3. Семьи группы риска (деструктивная, неполная, ригидная, псевдосолидарная, распавшаяся семьи ).
Рассмотрим каждую из семей.
Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:
— общение, предполагающее открытое самовыражение,
— преданность и сотрудничество в семье;
В благоприятных семьях еще появляются проблемы. Их трудности, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:
— с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («чрезмерная опека»);
— с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Неблагополучные семьи (проблематичные, конфликтные, кризисные). Психологические трудности появляются из-из-за неудовлетворения необходимостей одного либо нескольких членов семьи перед действием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных причин. Основной проблемой, как правило, считается положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей часто появляются разные психогенные отличия: проекция на ребенка личных ненужных свойств, жестокость и эмоциональное отклонение, отсталость родительских эмоций и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).
Неблагополучные семьи. В отношениях супругов и детей имеется сферы, в которых интересы, потребности, планы и желания членов семьи прибывают в столкновение, порождая сильные и длительные негативные эмоциональные состояния. Брак имеет возможность продолжительно сберегаться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а еще иным скрепляющим его факторам.
Неблагополучные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Семьи группы риска.
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.
Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:
Деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
Неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);
Ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);
Распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).
Характерными особенностями таких семей являются:
— чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;
— нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань. » или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть. »;
— использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);
— непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
— невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);
-директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;
— спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.
Приведенные особенности семейной ситуации приводят к увеличению риска наркотизации, прежде всего поэтому, что у ребенка никак не формируется эмоция ответственности из-за себя, свою жизнь и свои действия.
Мы узнали, что семья – это небольшая социальная категория сообщества, важная форма организации собственного быта, основанная на супружеском союзе и родственных взаимосвязях, то имеется на многосторонних отношениях между супругом и супругой, родителями и детьми, братьями и сестрами и иными родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:
семья – малая социальная группа общества;
семья – важнейшая форма организации личного быта;
семья – супружеский союз;
семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Сущность, типы и функции семьи
Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Также — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.
Типы:1)В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время, полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. 2) Виды семей в зависимости от структуры родственных связей: а)простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей; б)расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей. 3) Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
а)эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);б)экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
4) Виды семей в зависимости от местожительства супругов: а)патрилокальные — молодые живут в семье мужа; б)матрилокальные — в семье родителей жены; в)неолокальные — поселяются отдельно от родителей. 5)Типы семей в зависимости от критерия семейной власти: а)матриархат — власть в семье принадлежит женщине; б)патриархат — во главе стоит мужчина;в) демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
Функции. Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:1. репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи; 2.воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; 3. хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 4.экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
5. функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи: 6. духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи; 7.социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 8. досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 9. эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.
Нормальная семья –можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты, создаются условия для социализации детей.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. Конфликтные: Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Кризисные :Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Проблемные: появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов.
Семья: виды семей, функции, определение
Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.
Что такое семья
Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.
Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.
Функции семьи как социального института
К основным функциям семьи относится:
- воспроизводственная, то есть продолжение рода;
- воспитание и обучение, социализация;
- содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
- духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
- организация совместного отдыха и деятельности семьи.
В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:
- снижение рождаемости;
- увеличение числа разводов;
- девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
- рост числа малообеспеченных и неполных семей;
- ухудшение здоровья детей и супругов;
- изменение семейных ролей;
- рост семейного насилия.
Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.
На функционирование семьи в свою очередь влияет:
- нормы и ценности культуры;
- экономическая сфера общества;
- демографические изменения;
- государственные институты;
- физиологические процессы;
- психологическая динамика внутрисемейных отношений.
Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.
Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.
Типы семей
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.
- Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
- Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
- Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.
Благополучные и неблагополучные семьи
Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.
По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.
Группа семей | Подгруппа | Характеристика родительского отношения |
Благополучные семьи | Понимающие | Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности. |
Покровительствующие | Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними. | |
Безразличные | Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими. | |
Неблагополучные семьи | Подавляющие | Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут. |
Тревожные | Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы. | |
Отстраненные | Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку. | |
Отвергающие | На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение. |
По воспитательному потенциалу
По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.
Воспитательно-сильная семья
Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.
Воспитательно-устойчивая
В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.
Воспитательно-неустойчивая
Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.
Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними
Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.
В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:
- воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
- маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
- правонарушительская;
- преступная;
- психологически отягощенная семья.
Родительский авторитет
Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.
Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:
- достойную жизнь родителей;
- достойную работу родителей;
- их поведение;
- их знание жизни ребенка;
- помощь ребенку;
- чувство ответственности за воспитание ребенка;
- гражданское лицо родителей.
Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.
- Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
- Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
- Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
- Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
- Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
- Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
- «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
- «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
- «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.
Педагогическая культура родителей
Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.
- Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
- Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.
Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.
Высокий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.
Владение методами воспитания
Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.
Средний уровень
Осознание целей и задач воспитания
Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.
Владение методами воспитания
Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.
Низкий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.
Владение методами воспитания
Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.
Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.
К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.
Основы семейного воспитания
В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.
Родительский контроль
При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.
Родительские требования
Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.
Способы общения с ребенком
Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.
Эмоциональная поддержка
Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.
Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).
Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.
Послесловие
Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».
Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:
- индивидуально-психологические особенности ребенка;
- личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
- условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).
«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.
Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.
Источник https://mydocx.ru/12-17930.html
Источник https://studopedia.ru/14_67648_sushchnost-tipi-i-funktsii-semi.html
Источник https://psychologist.tips/1089-semya-vidy-semej-funktsii-opredelenie.html