Счастливые или несчастливые семьи. Ирония Толстого

5 июля, 2022 0 Автор ewermind

 

Тема семьи в романе Война и мир Толстого сочинение

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — это одно из великих произведений в русской литературе. Благодаря ему читатель учится таким прекрасным качествам, как доброта, справедливость, честность, и другие. Тема семьи — одна из самых выдающихся тем в романе. В нём ясно видны настоящие семейные ценности. Каждый человек вырос в своих обстоятельствах, поэтому и представление о семье у каждого свое. Для кого-то это тёплый, уютный дом, где всегда пахнет чем-то вкусным, где всегда ждут домой. А для других семья — это место, где не принято выражать свои чувства, нет поддержки, уважения, и даже любви. А бывает, что вообще родители ничему хорошему своих детей не учат. И когда они вырастают, им трудно меняться, трудно любить. Потому что в детстве они не видели родительской любви, им не прививали хорошие качества. Всё эти три примера семьи описываются в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Курагины. В этой семье ярко видны лицемерие, обман, фальш. Глава семьи — Василий Курагин — постоянно стремится к обогащению. Он очень эгоистичный и жадный человек. Своих детей он обучает этим же качествам. Свою дочь Элен он выдаёт замуж за богатого человека Пьера. Своего сына Анатоля он сватает с Марьей Болконской. И не случайно. Ведь она — обеспеченная скромная княгиня. В сердце Василия нет искренней любви к своим детям. По поведению Элен и Анатоля видно, что их воспитанию уделялось мало времени.

Болконские. Эта семья отличается от Курагиных. В отличии от Василия, Николай Болконский хорошо воспитывал своих детей, Марью и Андрея. Но в какой-то степени им все равно не хватало отцовской любви. В семье не было принято проявлять свои чувства. Василий как-то равнодушно принял будущего супруга своей дочери. Сыну Андрею он не помогает по службе, потому что хотел, чтобы тот всего в жизни добивался сам.

Ростовы. Эта семья самая образцовая. В ней царит любовь и уважение, а также взаимопонимание. Наталья, Николай и Пётр вырастают порядочными людьми. Илья Ростов, глава семьи, много времени проводит со своими детьми, всегда их поддерживает и помогает им. Это пример настоящей, крепкой семьи.

Сравнивая эти семьи, хочется всегда в пример ставить семью Ростовых, и учится на ошибках Курагиных. Потому что именно такой должна быть настоящая семья, в которой от жизни получаешь только радость и удовлетворение. По мнению писателя, семья должна быть крепкой основой общества, и её никогда не сломают никакие испытания.

2 вариант

Семья для Льва Толстого – это не только почва для формирования человеческой души, но и критерий для фундамента общества. Он показывает в романе такие семьи: Ростовы, Болконские и Курагины. Ростовы все очень добрые, а Наташа – плод любви. Они обожают друг друга, но в итоге, так, как отец все им позволял, их семья на грани разорения. Здесь все готовы прийти на помощь. В этой семье царит гармония, понимание и поддержка. Именно эта семья для Льва Толстого была примером для подражания и он показал собственные представление о настоящей русской семье. Только Вера, эгоистична, меркантильна, выйдя замуж, с мужем думают только как разбогатеть. Как она сама говорила, что она рада, что не имеет всех этих нежностей. Но все же эта семья одна из образцовых семей русской нации.

В отличие от Ростовых, Болконские немного отличаются. В этом доме царит мужское воспитание, так как они живут без матери. Они воспитаны строго и там нет таких приятностей. Все сильны духом. Андрей на протяжении всего романа прошел духовною эволюцию, где Марья просто ждёт семейного счастья, как по сценарию. Но все же они унаследовали лучшие качества своего отца. Дети умеют любить по-настоящему людей, видя только лучшие качества. Когда сын Николая шел на войну, он хотел, чтобы дед воспитал внука, так как зал, что это будет все по чести и справедливости и сын будет даже лучше чем он сам.

Насчёт третьей семьи Курагиных. Они совсем непохожи на предыдущие. Василий, отец, глава семьи – прогнившая и черствая натура, которая только прячется за хорошим поведением. Но он знает, с кем дружит, за кого сватает детей. Ему важна только материальная выгода. Их идеал – вульгарность, разврат, деньги. Толстой презирает Курагиных, они просто “светская чернь”. Это как мерзкую жабу одеть в лучшие наряды. Их можно сравнить так. Все с этой семье не умеют любить без выгоды, сопереживать, заботится не только о себе, но и об других.

Читать статью  Особенность проведения «Круглого стола» как форма работы с семей»

В конце хочу сказать, что же все-таки тема семьи значит в романе “Война и мир”. Одна из главных тем, которая пронизывает весь роман. Семья является главным критерием, чтобы быть счастливым. Весь смысл раскрывается в истории Андрея Болконского. Он понял, для того, чтобы быть счастливым нужно иметь любящую семью, людей которые окружают и любят тебя. Воспитание влияет на всю будущею жизнь, но все-таки кем быть решает сам человек. Сам писатель донес эту информацию к нам, что семья это главное, что в нас есть и мы должны беречь, уважать ее.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема семьи в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин.

Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.

Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество»

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано

Роман Джорджа Оруэлла «1984» — антиутопическое произведение. В нем читатель видит выдуманный мир, где тоталитаризм достиг своей высшей точки. Ужасный в своей абсурдности, он пугает правдоподобностью

Счастливые или несчастливые семьи. Ирония Толстого

Едва ли не самое знаменитое изречение Толстого — зачин «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Оно широко цитируется и принимается за бесспорную мысль самого Толстого. Мне это всегда казалось спорным, и я даже с трудом мог запомнить, счастливые или несчастливые семьи похожи друг на друга, — настолько обратимы две части этого высказывания.
Да и подтверждается ли оно в самом романе? Разве не вернее обратное? Ведь главное в семейном счастье — это любовь, чувство само по себе редкое, а при условии взаимности — редкое вдвойне, что ясно понимают Толстой и его герои: «Левин по этому случаю сообщил Егору свою мысль о том, что в бpаке главное дело любовь и что с любовью всегда будешь счастлив, потому что счастье бывает только в тебе самом». В любви люди менее похожи друг на друга, чем в нелюбви (равнодушии, отчуждении), потому что именно любовь выявляет в каждом его самое «свое», единственное. То же и со счастьем. Как могут быть счастливые семьи похожи друг на друга, если сами любящие благодаря любви столь несхожи («счастье бывает только в тебе самом»)? Поэтому, кстати, и изобразить счастье гораздо труднее, чем беды и распри: это штучный продукт, оно всегда в розницу.

Главное опровержение зачина романа — сам роман. В «Анне Карениной» есть только одна счастливая семья — Левин и Кити, и она-то в самом деле ни на кого не похожа. Напротив, между семьями, переживающими разлад (Каренины и Облонские), есть сходство, общая схема: измена, ревность, охлаждение, отчаяние, ссоры, замыкание, одиночество, попытка забыть и простить… У Карениных и Облонских разыгрывается параллельный сюжет: в трагической и в банально-комической тональностях. А вот сюжет Левина с Кити остается неповторимым, не отражается ни в чьих зеркалах. Неужели сам Толстой не понимал этого, так начиная роман (про похожесть счастливых семей) и так заканчивая его (непохожестью единственной счастливой семьи)?
Прекрасно понимал, хотя бы в этом пассаже про Левина: «Он думал, что его сватовство не будет иметь ничего похожего на другие, что обычные условия сватовства испортят его особенное счастье; но кончилось тем, что он делал то же, что другие, и счастье его от этого только увеличивалось и делалось более и более особенным, не имевшим и не имеющим ничего подобного» (ч. 4, гл. 16).

Читать статью  6 советов, как наладить отношения в семье

Вот именно: человек делает то же, что и другие, а счастье его особенное, «не имеющее ничего подобного». Значит, Толстой зачином романа противоречит себе?

«Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал». (ч.5, гл. 14).
И дальше Толстой подчеркивает огромную разницу между стереотипным образом счастья как озерной идиллии — и необходимостью делать трудный выбор и прилагать все новые усилия, чтобы не пойти ко дну. «На каждом шагу он испытывал то, что испытывал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, — надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно».
Опять Толстой противоречит себе? Счастье Левина непохоже не только на счастье других, но и на его собственные представления о счастье. Не слишком ли много противоречий? Или начальную сентенцию нужно понять как насмешку, хотя многие читатели принимают ее за чистую монету? Толстой подбрасывает мысль, на которую легко купиться, и потом шаг за шагом, эпизод за эпизодом остраняет, демонтирует ее.

. Потому и не замечают иронического смысла сентенции, что он медленно проступает в повествовании о двух несчастных семьях и одной счастливой.

А ведь по сути уже достаточно дойти до следующей фразы: «Все смешалось в доме Облонских» — чтобы почувствовать толстовскую насмешку. Сам Стива прекрасно осознает: «Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой». И потом, после сцены с Долли: «И как тривиально она кричала, — говорил он сам себе, вспоминая ее крик и слова: подлец и любовница. — И, может быть, девушки слыхали! Ужасно тривиально, ужасно».
«Тривиально, пошло». Неужели такая тривиальность должна свидетельствовать, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а не самым рутинным образом? Можно ли такую «мудрость» принимать за выражение авторской мысли? Не пора ли заметить, что зачин противоречит смыслу романа, что счастье, каким оно выступает в «Анне Карениной», гораздо более единственно, удивительно, невероятно, ни на что не похоже, чем все вполне тривиальные семейные несчастья с предсказуемым исходом.

То, что зачин ироничен по отношению к роману, не означает, что Толстой намеренно разыгрывает читателя. Начальная сентенция нейтральна по интонации: мысль заведомо не утверждается и не отрицается, а предлагается для дальнейшего испытания, а возможно, и опровержения.
Однако испытания сюжетом эта мысль не выдерживает. Постепенно становится ясно, что это не монологическое утверждение Толстого, это спор романа с его собственным зачином.

Эта «вненаходимость» сентенции по отношению к роману подтверждается историей его написания. Фразу о счастливых и несчастливых семьях Толстой внес в рукопись, уже подготовляя ее к печати, причем в качестве отдельного эпиграфа (к первой части), под которым поставил свои инициалы Л.Т.. Затем вычеркнул их и заменил буквами NN, тем самым придав этим словам характер цитаты из неизвестного автора, т.е. обозначив их чуждость своему голосу. Наконец зачеркнул и эти буквы и ввел фразу в роман как его зачин. Таким образом, эта сентенция вступила в сложное диалогическое соотношение с романом, формально не выделяясь из него, но придавая ему тональность спора с неким не обозначенным NN, автором «мудрой мысли».

Мир Льва Толстого далеко не так «монолитно монологичен», как часто пытаются его представить вслед за Михаилом Бахтиным — по контрасту с полифонией у Ф. Достоевского. Можно даже говорить об обманном монологизме Л. Толстого, который начинает роман формально авторской и подчеркнуто авторитетной, афористической фразой, как будто задающей смысл дальнейшему повествованию. С тем, чтобы исподволь, но внятно, почти саркастически этот смысл опровергнуть.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.02.2021. Понимай меня без слов
  • 26.02.2021. Женское сердце не камень
  • 20.02.2021. женщины, для которых любить означает страдать
  • 18.02.2021. Счастливые или несчастливые семьи. Ирония Толстого
  • 17.02.2021. О ревности
  • 14.02.2021. Почему не работают рецепты счастья
  • 12.02.2021. Почему не любят День Святого Валентина?
  • 11.02.2021. Простые правила гармоничных отношений
  • 09.02.2021. Женщин упрекают в меркантильности
  • 08.02.2021. Сериалы по пятницам в двадцать один ноль ноль
  • 07.02.2021. Эгоизм и любовь к себе. 10 отличий
  • 06.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 7
  • 05.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 6
  • 04.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 5
  • 03.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 4
  • 02.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 3
  • 01.02.2021. Как повысить самооценку. Установка N 2
Читать статью  Социальные проблемы современного семейного воспитания

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

С высказыванием Л.Н. Толстого о счастливых и несчастных семьях можно согласиться частично. По моему мнению, абсолютно каждая семья индивидуальна и не похожа на другие семьи. В этом заключаются особенности как счастливых, так и несчастных семей. Счастливые семьи имеют разные жизненные ценности, благодаря которым они ощущают свое счастье, и эти ценности не одинаковы у всех семей. Внешняя оболочка всех счастливых семей одинакова, но каждая семья имеет свои отличительные от других черты, которые позволяют семье гордиться собой. То же самое можно сказать и о несчастных семьях. Внешне они все похожи, но причины несчастий имеют разные. Так, можно согласиться только со второй частью высказывания Л.Н. Толстого.

О том, что делает семьи счастливыми или несчастными, рассуждали многие писатели и драматурги.

О том, что семьи несчастны по-разному, писал М. Горький в пьесе «На дне». Семья Костылевых не знает, что такое любовь и взаимопонимание. Василиса изменяет своему мужу с Васькой Пеплом и пытается уговорить его на убийство Михаила Ивановича. Костылев в свою очередь подозревает свою жену в многочисленных изменах и пытается доказать это. Несчастной семьей является и семья Клеща и Анны. Героиня говорит о том, что из-за постоянных побоев своего мужа она стала заболевать, все остальные жители ночлежки подтверждают тот факт, что именно Клещ загнал Анну в могилу. Герой относится к своей умирающей жене жестоко, он не обращает на нее внимания, наоборот, думая о том, чтобы она поскорее умерла. Сложны и взаимоотношения Насти и Барона. Они являются сожителями, но Барон постоянно насмехается над историями Насти, которая рассказывает всем вокруг о своей безумной и истинной любви с французом. Так, М. Горький показывает несколько несчастных семей, которые в свою очередь имеют совершенно разные поводы и причины для несчастья.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» демонстрируются разные семьи. Семья Ростовых имеет только положительные начала. Дети росли в атмосфере любви и поддержки, это дружелюбная и доброжелательная семья. И члены этой семьи действительно счастливы, находясь рядом друг с другом. Но не только Ростовы являются счастливой семьей в произведении. Подтверждая мысль о том, что счастливые семьи не похожи друг на друга, обратим внимание на семью Болконских, где главой был князь Николай Андреевич. Внешне Болконский-старший притеснял и обижал княжну Марью, отношения между ними были натянутыми. Однако Марья Болконского от всего сердца любила своего отца, а когда он умер, она не могла найти себе места от печали и разочарования. Николай Андреевич тоже любил свою дочь, что раскрывается в сцене предсмертного прощания. Автор показывает, что Николай Андреевич и Марья по-настоящему счастливы друг с другом, хоть и их счастье совершенно отличается от обыкновенного понимания семейного счастья.

Таким образом, и счастливые семьи, и несчастные семьи не похожи друг на друга, потому что каждая семья индивидуальна и имеет отличительные черты.

Источник https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/tema-semi-v-romane-vojna-i-mir

Источник https://stihi.ru/diary/snezhkor/2021-02-18

Источник https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/vse-schastlivye-semi-pohoji-drug-na-gruga.html