Ребенок в молодой семье

21 октября, 2022 0 Автор ewermind

 

Ребенок в молодой семье

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.

Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику.

Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, искажаются, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна и жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.

Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, святая обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.

Рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. В большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества, когда супруги еще только учатся вести хозяйство, распоряжаться финансами и разумно делить обязанности по дому, чувство Мы только зарождается. Не все молодые супруги готовы к этим изменениям. Именно тогда молодая семья особенно сенсетивна к воздействию стрессов. С этим периодом связывают второй после заключения брака кризис семьи. Нередко браки распадаются, что свидетельствует о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи и недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению.

Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения реакреционных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой и в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должен развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляют особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии. Особую значимость приобретает вопрос о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности и как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка. Успешное совмещение супругами двух важнейших сфер жизнедеятельности — семейной и профессиональной — одна из центральных проблем данной стадии развития семьи.

С рождением ребенка дом наполняется новыми психологическими отношениями членов семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло былое взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.

Проблема заключается в том, что мужу — молодому отцу не хватает многого, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только к нему, а теперь она целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй «ребенок» — муж — очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это не только позволит мужчине психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.

Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину, берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт. Резкое повышение требований к мужу, необходимость перехода от безответственности к серьезности и самостоятельности вызывает у него сопротивление, тревогу утраты любви. Если этот переход удается мужу, то нередко его растущая самостоятельность некоторых женщин беспокоит. Они испытывают, с одной стороны, чувство большей надежности и защищенности, с другой — неосознанное опасение, что уже не так нужны мужу.

Наиболее распространен вариант двойной нагрузки, когда женщина берет на себя груз ответственности за семью поначалу охотно, поскольку это дает ей ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает ее в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.

Читать статью  Что такое счастье и где его искать?

Печальны последствия появления ребенка в семье, изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно «не существует». Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Если бы будущие родители лучше осознавали характер своих супружеских отношений и мотивы, по которым они решили завести детей, возможно, некоторые, даже весьма отдаленные негативные последствия можно было бы предотвратить.

Рассмотренные проблемы, ведущие к дестабилизации супружеских отношений при рождении ребенка, возникают не в каждой молодой семье, но они являются наиболее распространенными и типичными. Поэтому знание о том, что они могут возникнуть, поможет молодым супругам если не избежать, то конструктивно разрешить их, по возможности меньше травмировать друг друга и неокрепшую психику своего ребенка. Не следует забывать о том, что в семейные взаимоотношения ребенок вовлекается с самого раннего детства, его психика, душевный склад, восприятие и отношения к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются с раннего детства в родительской семье под влиянием атмосферы, которая царит в родном доме. Он впитывает в себя все происходящее вокруг него: и хорошее, и плохое, и полезное для себя, и вредное. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка часто приводят к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости, уходу в себя. Для полноценного нравственного и психологического развития каждый ребенок нуждается в принятии, проявлении эмоциональной поддержки со стороны отца и матери.

Осознанное родительство в молодой семье

Мазур, Д. Н. Осознанное родительство в молодой семье / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14954/ (дата обращения: 27.10.2022).

Историю развития отношений между детьми и родителями принято делить на два периода: до восемнадцатого века, когда индивидуальное родительство не представляло собой социальный институт, а детей не замечали и часто бросали; и после восемнадцатого века, когда с изменением роли детей в социуме модель семьи постепенно трансформировалась в детоцентричную [2]. Неотъемлемой частью детоцентрической семьи является — осознанное родительство. В данной статье раскрывается сущность понятия осознанного родительства, а также основные способы формирования осознанного родительства в молодых семьях.

Ключевые слова: родитель, родительское поведение, осознанное родительство, материнская школа.

Проведя анализ психологической литературы по данному вопросу, можно отметить, что общего для всех авторов толкования понятия «родительство» не определено.

Как отмечает Т. В. Короткова, существуют следующие подходы к вопросу феномена родительства:

1) дуальный подход, в рамках данного подхода родительство представляет собой целостный феномен в контексте отношений между матерью и детьми, с другой стороны, родительство является самостоятельным явлением, ядро которого заключается в личностях матери либо отца (такой подход отмечен у таких авторов как Ю. Е. Скромная, Т. А. Гуреева, Г. Г. Филиппова);

2) культурно-исторический подход заключается в том, что модель семьи и семейного воспитания, семейные ценности, которые отмечаются в определенной культуре, оказывают значительное влияние на действия отцов и матерей и на их переживания (такой подход отмечен у Л. С. Выготского и т. д.);

3) биологический подход включает в себя комбинированные исследования, в которых существенная роль отведена эволюционным особенностям формирования и развития мотивационных, физиологических и поведенческих механизмов осуществления материнства;

4) в рамках этологического подхода считается, поведение родителей это более сложно устроенный с психической точки зрения и видоизмененный под действием культурных норм вариант животного поведения, которое направленно на формирование необходимых условий для полноценного развития потомства (такой подход отмечен в работах Д. Хьюбелта Дж. Митчелла, Д. Визела, Н. Тинбергена, Г. Харлоу, др.);

5) культурно-антропологический подход считает родительство как феноменом, который детерминирован культурой, изменен под воздействием факторов динамики истории и который находится под воздействием социально-экономических факторов. Отцовство считается одной из перспектив для реализации человека как личности в общественном пространстве (такой подход отмечен в работах О. Бединтера, Дж. Алена, С. Фарейстона, С. Д. Бовуара);

6) психоаналитический подход рассматривает феномен родительства в плоскости взаимодействия детей со своими родителями. Сторонники данного подхода отдают ведущую роль фигуре матери. Фигура же отца исследуется в контексте вопросов, которые связаны с эдиповой стадией развития детей, на данную стадию приходится возраст детей до поступления в школу, согласно периодизации развития детей в психоаналитике;

7) с точки зрения феноменологического подхода для исследователей интерес представляют родительские функции, специфика родительского поведения, их установки и переживания, предполагаемые ожидания. Исследователи выделяют типы и стили, характерные для поведения родителей, особенности их отношения к детям, родительские позиции;

8) с точки зрения онтогенетического подхода следует, что не только социальный статус человека и его культура определяет особенности родительского поведения, но и зависит от собственной истории развития психических процессов человека до и после рождения [3].

По мнению И. В. Братусь, «осознанное отцовство может быть определено как совокупность родительских качеств, чувств, знаний и навыков, касающихся воспитания, развития ребенка с целью обеспечения процесса формирования здоровой и зрелой личности».

Осознанное родительство включает в себя такие составляющие части, как: ценностные ориентации родителей ребенка (ценности семьи); ожидания и установки родителей; отношение родителей к своим детям; их чувства и позиции; стиль воспитания в семье и позиции родителей по отношению к детям.

По Р. В. Овчаровой, каждый из представленных составляющих осознанного родительства включает в себя три компонента, а именно: когнитивную составляющую, выражающуюся в знаниях родителей, эмоции родителей (их чувства, точки зрения, суждения) и компонент поведенческий (умения родителей, их действия и навыки).

Осознанное родительство включает в себя такие компоненты как:

− осознание родителем существующих в обществе ценностей семьи, родительских ожиданий и установок, чувств и отношения родителей к детям, родительского стиля воспитания;

− понимание родителем себя, своих родительских реакций, мотивов своего поведения, осознание человеком, имеющим детей, своей родительской составляющей;

− понимание одним из супругов своего партнера, и особенностей его родительских реакций, осознание единства родительства, а не только ролей матери или отца по отдельности;

− сформированность, постоянность и комплиментарность составляющих в психологической интегральной структуре феномена родительства [1].

Для развития у семей осознанного родительства огромным значением обладает его когнитивный компонент. Ценности семейного воспитания выделяются исследователями как определенная устойчивость ценностей личности родителя.

К числу традиционных ценностей семьи относят: заключение брака, процессы рождения и воспитания в семьях детей, многодетность семей, понимание родительства как своей самореализации, высокая престижность статусов матери и отца.

Моделью для успешного развития позитивной позиции к своему статусу родителя может быть материнская школа. В рамках материнской школы осуществляется поддержка педагогами семьи и их детей от самого рождения, в рамках данной модели формируются необходимые условия для того, чтобы можно было реализовать на практике систему «педагоги − родители − дети». В рамках такой модели проводится целенаправленная, профессиональная и систематическая деятельность по оказанию помощи разными специалистами в развитии у молодых родителей навыков и умений воспитательной деятельности. Родители в рамках такой модели могут быть в группе материнской школы вместе со своими детьми, производить наблюдение за переходом своих детей в общество взрослых и сверстников, развивать свои навыки родителя в формировании и становлении личности своих детей.

Читать статью  Был ли счастлив Лев Толстой в супружеской жизни?

Главным условием для реализации на практике модели материнской школы является грамотная организация в ней предметно-развивающей среды. Так совместное нахождение детей и родителей в такой школе должно осуществляться в специально для этого оборудованных помещениях (необходимо наличие там удобной и уютной мебели для детей и родителей, библиотеки с воспитательной литературой для молодых родителей, с разного рода дидактическими материалами, и игрушками для организации совместных игр с детьми). Необходимы игровые материалы, которые подбираются с учетом возможностей и имеющихся интересов у детей, а также иные комнаты: это могут быть зал музыки, спортивный зал, игровая площадка, бассейн и т. д.

Так, акцент в рамках модели материнской школы необходимо делать на развитие педагогической компетентности родителей через осознание ими всей важности в формировании личности ребенка их любви как родителя и установления в отношениях со своими детьми доверия, формирование положительного эмоционального фона, который поможет поддерживать дружественную и спокойную обстановку в семье.

К работе с детьми и молодыми родителями необходимо привлекать профессиональных педагогов-психологов, воспитателей, руководителей физического воспитания, музыкальных руководителей, медицинских и иных работников.

Еще один способ формирования ответственного родительства в молодых семьях это педагогический патронаж, он представляет собой систему обслуживания педагогом детей от самого их рождения, а также их родителей в домашних условиях, может проводиться по запросу самих родителей, в рамках патронажа педагогом оказывается профессиональная практическая помощь родителям в воспитании ребенка. Его главная цель заключается в повышении общего уровня родительской педагогической культуры, формировании у родителей чувства ответственности и общей их заинтересованности в воспитании своих детей, формировании благоприятных условий для развития личности детей. Основная специфика такой патронажной деятельности заключается в интеграции усилий всех его участников в формировании детской личности [1].

Еще один способ формирования осознанного родительства это организация для молодых семей консультативного пункта. Главной целью такой профессиональной консультативной помощи считается дача педагогической профессиональной консультации по тому либо иному интересующему вопросу молодым родителям по развитию их детей.

Формированию осознанного родительства также способствуют организованные специалистами совместные занятия родителей и детей (ребенок — родитель — педагог), их проводят с целью налаживания взаимодействия между членами семьи и поддержки детей в их развитии.

Такие занятия как правило включают в себя:

− организованную совместную работу триады «педагог — родитель — ребенок» (специалист организует и непосредственно проводит мероприятие, родители вместе со своими детьми решают поставленные перед ними задачи, родители поощряют действия своих детей, организуются выставки совместных работ);

− самостоятельную деятельность детей (специалисты и родители дают детям возможность по своему усмотрению выбрать себе игру, могут включаться в нее, если возникает такая необходимость);

− совместную деятельность диады «родитель — ребенок» (в этом случае родители активно взаимодействуют со своими детьми, оказывают им помощь, стараются вызвать у детей эмоциональные переживания и сформировать у них желание подражать взрослым).

Таким образом, необходимо оказывать профессиональное содействие в формировании осознанного родительства в молодых семьях, приобщать родителей к психологической и педагогической культуре, повышать педагогическую компетентность родителей.

1. Альшанская Е., Арчакова Т. Профилактика отказа от новорожденных: как уберечь малышей? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deti.ria.ru.

2. Боровик В. Г. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2017. — № 8. — С. 67–74.

3. Короткова Т. Сироты под защитой // Социальная защита. — 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, материнская школа, подход, родительское поведение, семья, формирование, восемнадцатый век, педагогическая компетентность родителей, семейное воспитание.

Молодые родители: основные ошибки в воспитании детей

Молодые родители: основные ошибки в воспитании детей

Жизнь молодой семьи кардинально меняется, когда у пары появляется первенец. Как правило, еще до рождения малыша , будущие мама и папа начинают готовиться к пополнению семейства: спрашивают советы у родных и друзей, консультируются со специалистами, читают литературу об уходе за ребенком и его воспитании, изучают информацию на тематических сайтах и форумах в Интернете. С появлением малыша на свет молодые родители стараются еще больше углубиться в изучение вопросов воспитания, но, как правило, перед ними встает большая проблема: на одни и те же вопросы источники отвечают по-разному. В таком случае молодые мама и папа оказываются в полной растерянности, не понимая, как действительно стоит поступать в той или иной ситуации.

Ниже Я-родитель рассмотрит основные ошибки, которые допускают молодые супруги, а также даст полезные советы и рекомендации тем, кто воспитывает своего первенца.

Ошибка №1: Беспричинная паника

Молодые родители очень часто паникуют, когда не знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, особенно если это касается вопроса здоровья малыша. Такую нервозность обычно порождает отсутствие опыта ухода за ребенком. В итоге даже обычная простуда или срыгивание новорожденного приводит к тому, что мама или папа начинают бояться, что с их малышом случилось что-то страшное.

Что делать? В первую очередь – возьмите себя в руки. После этого позвоните педиатру, которому вы доверяете. , Всегда помните, что маленькие дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние своих родителей, и когда последние испытывают страх и тревогу, эти чувства передаются ребенку. Если вы не хотите, чтобы нервная система малыша пострадала, старайтесь не впадать в панику, ведь любая проблема решается намного эффективнее, когда человек находится в спокойном и сосредоточенном состоянии.

Ошибка №2: Чрезмерный контроль

Страх за жизнь и здоровье своего малыша – это естественные эмоции, которые испытывают родители, однако стремление контролировать каждый шаг своего ребенка приводит к неприятным ситуациям. Кроха в первые годы своей жизни хочет самостоятельно познавать окружающий его мир, а чрезмерное родительское внимание его только раздражает, и он начинает капризничать, устраивать истерики и всячески высказывать свое недовольство.

Что делать молодым родителям? Дайте малышу немного самостоятельности! просто Просто уберите из поля зрения малыша предметы, которые могут представлять для него потенциальную опасность, и наблюдайте за действиями ребенка со стороны – так будет спокойнее и ему, и вам.

Ошибка №3: Излишняя эмоциональность

Воспитание ребенка, особенно первого – трудная задача, и не всем молодым родителям под силу решить ее самостоятельно. Очень часто мама или папа после трудного рабочего дня, под влиянием каких-то неприятных событий, усталости или плохого настроения, свое раздражение вымещают на ребенке: в ход идут повышенные интонации и замечания. Ни к чему хорошему это не приводит, поскольку дети учатся взаимодействовать с другими людьми, наблюдая за своими родителями и копируя их поведение. И если мама или папа не умеют держать себя в руках, то и ребенок впоследствии будет вести себя точно так же: обижать сверстников, драться, устраивать родителям истерики, когда у него что-то не получается.

Читать статью  Детско родительские отношения в семье в доу

Излишняя эмоциональность

Что же делать? Держите себя в руках! Всегда помните о том, чточто, глядя на вас, ваш, ребенок учится правильно себя вести. Не забывайте, что мама и папа для малыша –беспрекословный авторитет, а все плохие черты характера, которые проявляются у вашего ребенка – это отражение вашего неидеального поведения.

Ошибка №4: Выяснение отношений при ребенке

Многие молодые родители думают, что малыш до года, который учится ходить и не говорит, еще ничего не понимает, и поэтому позволяют себе ругаться и устраивать скандалы в его присутствии. В такие моменты они даже не задумываются о психологическом состоянии ребенка. Дети подсознательно чувствуют настроение своих родителей и очень чутко реагируют на его изменение, а громкие голоса и крики способны не только вызвать у ребенка чувство беспокойства, но и привести к сильнейшему испугу.

Что делать? Не существует таких пар, которые никогда не выясняют отношения, ведь абсолютно все люди испытывают необходимость выплескивать наружу накопленные эмоции и высказывать обиды. Научитесь контролировать себя! Если возможности обсудить личные взаимоотношения в отсутствии ребенка нет, научитесь разговаривать спокойным тоном, и тогда ваш малыш не будет испытывать психологический дискомфорт.

Ошибка №5: Противоречивые требования

Одна из часто встречающихся ошибок, которую допускают молодые родители при воспитании ребенка – это отсутствие единых требований к малышу со стороны супругов. К примеру, мама не разрешает ребенку кушать сладкое ребенку, а папа против этого ничего не имеет. Что получается в итоге? Ребенок быстро понимает, как из противоречий между матерью и отцом можно извлечь личную выгоду, и начинает умело манипулировать своими родителями.

В четвертом выпуске «Как воспитать счастливого ребенка» психолог Сабина Кулиева рассказывает о том, как важно быть постоянным и последовательным в воспитании ребенка.

Что делать? Прежде всего – договоритесь между собой! Характер ребенка формируется в той среде, в которой он растет и развивается, поэтому идеальный вариант – это единая система ценностей, которую поддерживают все члены семьи без исключения. Обсудите друг с другом все спорные вопросы, найдите разумные компромиссы и всегда оставайтесь едиными в своих требованиях, предъявляемых к ребенку!

Ошибка №6: Пренебрежение собой

Многие молодые родители, особенно в первые годы жизни малыша, настолько сильно устают от непривычного ритма жизни, который устанавливается с появлением нового члена семьи, что полностью забывают о себе: куда-то исчезают личные интересы и увлечения, желание выглядеть опрятно и красиво, а в кратковременные моменты отдыха единственным занятием для родителей становится сон. Неудивительно, что ребенок, взрослея, словно начинает стесняться своих маму и папу. Так происходит из-за того, что малыш любит и уважает своих родителей, хочет в любой ситуации гордиться ими, и для него важны не только достижения мамы и папы, но и то, как они выглядят.

Что делать? Не забывайте о себе! Даже если времени на приведение себя в порядок у вас совсем немного, старайтесь всегда выглядеть хорошо: пусть ваша одежда всегда будет чистой и опрятной, прическа аккуратной, а тело – ухоженным. Не забывайте и о своих личных интересах: читайте книги, смотрите интересные фильмы, общайтесь между собой. Малышу будет приятно видеть своих молодых родителей счастливыми, интеллигентными, красивыми внешне, и он будет всегда гордиться вами.

Ошибка №7: Следование чужим советам

Многие молодые супруги ищут ответы на свои вопросы совсем не там, где это действительно нужно делать. Они обращаются к друзьям, имеющим детей, к Интернет-форумам и литературе, написанной отнюдь не специалистами в области ухода за ребенком и его воспитания. В итоге, следуя их рекомендациям, мама и папа не только не решают проблему, но порой еще больше ее усугубляют.

Что же делать? Прислушайтесь к своему внутреннему голосу и словам педиатра или детского психолога, которым вы доверяете. Только особое родительское чутье и рекомендации хорошего специалиста помогут вашему малышу вырасти здоровым и счастливым.

Виктория Грицук

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Не паниковать, держать себя в руках и контролировать свое поведение — это совет на все времена, который поможет в любой ситуации. Вот только, если бы человек умел не поддаваться панике, раздражению, автоматическому поведению, он бы и так это делал. Поэтому советую всем молодым родителям сосредоточится на совете – обращаться за помощью и информацией к людям, которым доверяешь. А лучше подготовится заранее. Молодые семьи в ожидании ребенка все больше спрашивают, что купить, а важнее – подготовить себя. Найти поддерживающее окружение из более опытных родителей, посетить практические занятия. Ведь паника – часто следствие растерянности от незнания, что делать.

Чувство защищенности и безопасности обеспечивает ребенку ведущая роль взрослого, который управляет его жизнью, и это действительно отличается от тотального контроля. Правила полезны детям, они делают жизнь предсказуемой и стабильной. И действительно очень важно приспособить пространство под ребенка, особенно в первые три года жизни, когда малыш активно изучает окружающий мир и стремится всюду залезть и все потрогать. Для собственного спокойствия, и чтобы не дергать ребенка запретами, стоит преобразить быт вашего дома.

Лично я не вижу ничего плохого в эмоциональности родителей, это дает информацию ребенку, что папа и мама обычные, а не сверхлюди, спокойные в любой ситуации. Мама может быть раздражена или пребывать в плохом настроении, главное – предупредить ребенка. Детям полезно учится подстраиваться к эмоциональным состояниям других людей и считаться с ними.

Очень важный пункт – слаженность родителей. Переоценить важность умения родителей гнуть одну воспитательную линию невозможно. Всегда действуйте заодно.

И конечно, не стоит пренебрегать собой. Но не только, и даже не столько для того, чтобы ребенку не было за вас неудобно перед друзьями. Лично меня это волнует в последнюю очередь. Просто важно не терять себя. У каждого есть личное пространство, свои интересы и увлечения, привычки. И родители не исключение. Ребенку важно с детства понимать границы личного пространства родителей и уважать их. Сохранить себя важно и потому, что дети, вырастая, уходят из семьи и начинают свою жизнь. Любовь и забота о ребенке не должны превращать вас в бесправного раба на службе у ребенка–господина».

Источник https://studref.com/354093/sotsiologiya/rebenok_molodoy_seme

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14954/

Источник https://www.ya-roditel.ru/molodye-roditeli/