Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения
ОТЦОВСТВО И МАТЕРИНСТВО КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
В статье раскрываются понятия родительства , отцовства , материнства ; подходы к их определению; основные направления исследования.
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осина О.В.
Текст научной работы на тему «ОТЦОВСТВО И МАТЕРИНСТВО КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА»
4. Копитин А.И. Тренинг по фототерапии. СПБ.: Речь, 2003, с. 12 — 13;
5. Литвин А.В. Из опыта экспериментальной работы по психодиагностике личности (метод психологического анализа фотографий) // Развитие региона и социальное творчество молодежи. Краснодар: ИЭиУ МИСС, 2010;
6. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М. -: ИОИ, 2000;
7. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. М. -: Эксмо, 2006;
8. Рощин С.К. невербальные способы общения// Социальная психология / отв. Ред. А.Л. Журавлев. — М.: ПЕР СЭ, 2002;
9. Bull P. Nonverbal communication. The Psychologist, 2001, № 12, p. 644-647;
10. Ickes, W., Layden, M. A., & Barnes, R. D. Objective self-awareness and individuation: An empirical link. Journal of Personality. 1978, № 46, p. 146-161.
ГРИГОРЬЕВА Елена Петровна — старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.
ОДИНАЕВА Елизавета Сергеевна — студент, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.
Вестник магистратуры. 2015. № 3(42).
ОТЦОВСТВО И МАТЕРИНСТВО КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА
В статье раскрываются понятия родительства, отцовства, материнства; подходы к их определению; основные направления исследования.
Ключевые слова: родительство, отцовство, материнство.
Понятие «родительство» носит междисциплинарный характер и является предметом исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни, как каждого отдельного человека, так и всего человечества.
Несмотря на многовековой интерес к проблеме родительства, само понятие «родительство» до сих пор не имеет однозначного осмысления в психологической литературе. В работах Ф. Ариеса [1], М. Мид [4] родительство представлено как исторически обусловленный социокультурный феномен; И. Кон [3] рассматривает родительство как социальный институт, который психологически следует характеризовать в одной парадигме с понятием детство. По Е.Г. Смирновой, родительство — интегральное психологическое образование личности отца и матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания. В современных исследованиях можно встретить толкование родительства как социально-психологического феномена, представляющего собой эмоционально окрашенную совокупность знаний о себе как родителе [6].
Не смотря на многообразие подходов к определению понятия «родительство» исследователи (М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих), сходятся во мнении, что оно представляет собой сложное образование, включающее отцовство и материнство, но не сводится к их простой совокупности. Родительство находится на более высоком надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, в первую очередь, являются качественными характеристиками отдельной человеческой личности. Как отмечает Р.В. Овчарова, «родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек — отца и мать» [6].
Таким образом, отцовство и материнство могут изучаться отдельно друг от друга как понятия, относящиеся к личной сфере конкретного человека, или как целостные социально-психологические явления, или же, как базовые составляющие феномена родительства.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. В связи с этим на сегодняшний день единого определения понятия материнства нет. Например, в словаре русского языка С.И. Ожегова материнство трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». А в сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [9].
Исследователи, придерживающиеся мнения, согласно которому материнство — это одна из социальных женских ролей, рассматривают это понятие в его взаимосвязи с общественными нормами, ценностями, пишут о материнском отношении и его норме. Авторы утверждают, что даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. При этом подчеркивается, что понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка.
Наряду с изучением влияния общественных норм и ценностей на проявления материнского отношения особый интерес представляют исследования и субъективной интерпретации будущей или настоящей матери своей актуальной жизненной ситуации. Актуальная жизненная ситуация раскрывается через представления человека о собственном прошлом, о будущем, через отношение и качественные характеристики настоящего; особенности психологических защит и техник совладания; представления о себе, образ «Я» в актуальной жизненной ситуации [5]. Необходимость изучения субъективной интерпретации актуальной жизненной ситуации обоснована Т.А. Болдыревой, которая помимо прочего подчеркивает его сугубо прикладной характер, обеспечивающий возможность выделять мишени психологического воздействия и в случае необходимости оказывать на них влияние [2].
Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают его, прежде всего как долг, работу.
Таким образом, нет единого, однозначного понятия материнства. Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
На фоне относительной изученности категории материнства в литературе отцу и отцовству отводится второстепенная роль, идущая после матери. Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка — это, прежде всего, очень любить свою жену. Так, К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя, как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его «невключенность» у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.
В современных научных исследованиях проблема отцовства рассматривается в нескольких контекстах, различение которых достаточно условно. Отцовство — как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека; отцовство связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности — ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой.
Отцовство в связи с проблемой личностного развития мужчины, через актуализацию проблемы принятия своих чувств и их самоконтроля.
Отцовство в связи с проблемой социализации мужчины: осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить «правильно», то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку.
Таким образом, отцовство — интегральная совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, которая включает в себя все уровни жизнедеятельности человека, важной характеристикой которой являются ее комплексность и социальная детерминированность.
В литературе Борисенко Ю.В. описал структуру отцовства, включающая следующие компоненты:
1) Потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания; операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общение с ним.
2) Ценностно-смысловой компонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные переживания.
3) Интегральный сквозной компонент — оценочный, включающий в себя: 1) самооценку как часть Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, а также рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальную оценку окружающих, которая базируется на принятых в конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, а также требованиях, соблюдение которых необходимо для соответствия статусу. Социальная оценка становится базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте, то он — интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
Таким образом, Борисенко Ю.В. отмечает, что принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до появления ребенка.
В чем разница между материнским и отцовским поведением?
С точки зрения Э. Фромма, [8] отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а
Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения
Но поскольку выкармливание и уход за маленькими детьми повсеместно составляет обязанность женщины, составляя самую сущность материнства, не только биологи, но и многие социологи и психологи склонны подчеркивать его биологические детерминанты.
Прежде всего, женщина теснее мужчины вовлечена в репродуктивный процесс. В мужском жизненном цикле нет аналога такому событию, как роды, хотя некоторые культуры создают его искусственно (кувада).
Женщина-мать значительно теснее отца связана со своим ребенком. Их контакт, имеющий первоначально характер симбиоза, начинается уже в утробной фазе развития и закрепляется в дальнейшем. В одном психологическом эксперименте 27 матерей должны были отличить по магнитофонной записи голос своего 3-7-дневного ребенка от голосов четырех других младенцев; 22 матери сделали это безошибочно. В свою очередь, новорожденные (однодневные) младенцы обнаруживают способность отличать и предпочитать голос собственной матери другим женским голосам52.
В привычной нам культурной среде материнство — одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации.
О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодушно свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Это зафиксировано у народов Африки, в древнем Китае, средневековой Японии, древнем Египте, Индии, в иудаизме, средневековом исламе и в феодальной Европе. Даже если мать заменяется нянькой или кормилицей, что бывало довольно часто, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Роль отца всюду выглядит более проблематичной
Характерно, что многие народы различают физическое и условное, социальное родство не только применительно к отцу, но и применительно к матери. Так, у африканцев моси существует несколько разных терминов для обозначения материнства: «мать, которая родила», «мать, которая выкормила» и «мать, которая воспитала».
Демаркация и фактическое содержание отцовских и материнских ролей тесно связаны как с общим половым символизмом (например, космогоническими представлениями), так и с половой стратификацией, включая дифференциацию супружеских ролей, — статусы матери и отца невозможно понять отдельно от статусов жены и мужа.
Написать всеобщую историю материнской любви так же трудно, вернее, невозможно, как и историю половой любви, — эти понятия не просто эволюционируют, а наполняются в разных обществах качественно различным содержанием.
До конца XVIII в. материнская любовь во Франции была, по мнению Бадинтер, делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социально случайным явлением. Во второй половине XVIII в. она постепенно становится обязательной нормативной установкой культуры. Общество не только увеличивает объем социальной заботы о детях, но и ставит их в центр семейной жизни, причем главная и даже исключительная ответственность за них возлагается на мать. Отсюда — идеальный образ нежной, любящей матери, находящей свое высшее счастье в детях.
«Новая мать» и вправду начинает больше, а главное, иначе заботиться о детях. В конце XVIII в. начинается кампания за то, чтобы матери сами выкармливали младенцев, не доверяя их ненадежным кормилицам. Требуют (и добиваются) освобождения ребенка «от тирании свивальника». Растут гигиенические заботы о детях (Людовика XIII регулярно пороли с двух лет, а впервые выкупали почти в семилетнем возрасте). Возникает специальный раздел медицины — педиатрия. По мере индивидуализации внутрисемейных отношений каждый ребенок, даже новорожденный, к которому еще не успели привыкнуть, становится принципиально единственным, незаменимым, его смерть переживается и должна восприниматься как невосполнимая горькая утрата. Интенсифицируется материнское общение с детьми, матери больше не хотят отдавать детей в интернаты и т.д.
Тем не менее, длительная кампания в защиту прав матери и ребенка принесла вполне ощутимые социальные и моральные плоды.
Тем не менее, речь идет о серьезных вещах. Во второй половине XX в. явственно обнаружились тенденции, враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое их вовлечение в общественно-производственную деятельность делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для некоторых из них. Современная женщина уже не может и не хочет быть только «верной супругой и добродетельной матерью». Ее самоуважение имеет кроме материнства много других оснований — профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение.
Если материнство, как правило, предполагает не только зачатие и рождение, но и выкармливание, выращивание потомства, то отцовский вклад у многих видов сводится практически к акту оплодотворения.
У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре.
К числу элементов, от которых зависит содержание отцовской роли , по мнению М. Уэст и М. Коннера66, относятся:
- 1) количество жен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец;
- 2) степень его власти над ними;
- 3) количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте и качество этих контактов;
- 4) то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;
- 5) то, в какой мере он ответствен за непосредственное и опосредованное обучение детей навыкам и ценностям;
- 6) степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;
- 7) сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины;
- 8) сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины.
Вспомним еще раз традиционный этикет кавказских горцев. Обычай требовал, чтобы при посторонних, и особенно при старших, отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил с ним и вообще не проявлял к нему каких-либо чувств.
Культ мужчины был всегда культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофируются.
Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самыми распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным, «перекидываясь» с Запада на Восток и игнорируя различия социальных систем.
- 1) рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;
- 2) незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;
- 3) педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;
- 4) незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.
Остальные утверждения гораздо более проблематичны. Верно, что отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, обследование 231 канадской семьи показало, что при выравненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери.
Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается? Помимо других причин сказывается ломка традиционной системы половой стратификации. Если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семье отец выступает как а) кормилец, б) персонификация власти и высший дисциплинатор и в) пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.
В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.
По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается.
В традиционных описаниях и обыденном сознании отец обычно изображается «строгим» и «грозным», а мать нежной и «любящей».
Но, как и в Европе, японские эмпирические данные выглядят не столь однозначно. С одной стороны, налицо заметное ослабление поляризации мужских и женских, отцовских и материнских ролей и образов.
Оценивая в середине 60-х гг. стиль отношений супружеских пар в городе Кобе, японские социальные психологи разделили их на 4 типа:
- 1. Сотрудничество мужа и жены — 16%
- 2. Независимость мужа и жены — 70%
- 3. Господство мужа — 4%
- 4. Господство жены — 10%
Восприятие японскими детьми социальных ролей и поведения их отцов и матерей сегодня мало отличается от представлений австралийских, английских, североамериканских и шведских подростков74.
Это подводит нас к самому сложному и спорному вопросу теории родительства — насколько вообще заменяемы и обратимы отцовские и материнские роли и каково соотношение их биологических и социокультурных детерминант?
Поскольку отцовство и материнство коренятся в репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым диморфизмом.
Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным в естественной среде показывают, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается, прежде всего, успокоить, унять его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка.
Небезразличны для понимания специфики материнского и отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как повышенная эмоциональная чувствительность женщин, их предрасположенность быстрее реагировать на звуки и лица, тогда как мужчины отличаются лучшим пространственным восприятием, хорошим двигательным контролем, остротой зрения и более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности.
«Когда эти половые различия рассматриваются в контексте ухода за не говорящим, хрупким младенцем, женщины определенно имеют преимущество в том, что они легче читают выражения лица младенца, более плавно двигаются, легче и нежнее прикасаются к нему и успокаивают его высоким, мягким, ритмическим голосом. Напротив, мужчине созвучнее взаимодействие со старшим ребенком, с которым легче и уместнее силовая возня, физическая координация и обучение манипулированию вещами.
Родительские реакции человека еще более пластичны. Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за новорожденными; активный контакт отца с ребенком обычно начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года, а то и позже. С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т.п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлечённее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом отцы даже присутствуют при родах.
Что же касается более старших детей, то привычные стереотипы явно преувеличивают степень мужского «отчуждения» от них.
Что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца — известно давно. Но возможно и обратное.
В Англии, по подсчетам Т. Хипгрейва, отцы составляют 12% всех одиноких родителей. Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплинированием детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерями. Но хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности (разного порядка), отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Психология материнства и отцовства
Психология материнства и отцовства |
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений |
План: Материнство как психологический феноменМатеринство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что имеющийся «путь к модели» материнства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающий в себя способы формирования у матери материнских функций, не успевает измениться соответствующим образом. Психология отцовстваСуществует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила. Родительская любовь как основа воспитания. Типы родительской любвиНа протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных ипостасях. Этапы развития материнской любвиДанные медицины, психологии и социологии позволяют предположить, что развитие материнской любви проходит следующие этапы (Р.В. Овчарова). Этапы развития отцовской любвиМужчины менее чувствительны в эмоциональном плане, в общении с детьми более сдержанны, больше ориентированы на выполнение социально-производственных функций. Отцовская любовь возникает не сразу, а по мере взросления ребенка. План семинарского занятия по теме Психология материнства и отцовстваВопросы для обсуждения: Литература: Источник https://cyberleninka.ru/article/n/ottsovstvo-i-materinstvo-kak-bazovye-sostavlyayuschie-fenomena-roditelstva Источник https://studwood.net/603386/pravo/materinstvo_ottsovstvo_roli_chuvstva_otnosheniya Источник http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/2938-psixologiya-materinstva-i-otczovstva |