Диагностика детско-родительских отношений

10 октября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Диагностика семьи и семейного воспитания

Диагностики семьи и семейного воспитания.

Один из важных принципов технологии реализации современных

образовательных программ является совместное с родителями воспитание и

развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и

педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс

В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в

социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом

выступает диагностика.

Первичная диагностика проводится в начале учебного года и

направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного

воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании

психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного

воспитания.

В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом,

старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого — педагогической

диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников,

особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях

(промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика,

выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада,

знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания

предваряет создание образовательных педагогических программ для

родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического

процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.

Задачи и методы такой диагностики разнообразны и диктуются

направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях

конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы. Примером

такой диагностики может служить диагностика семейного воспитания

старших дошкольников в системе психолого — педагогической поддержки

семьи при подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, представленная во

второй части статьи.

В конце учебного года проводится итоговая педагогическая

диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы,

удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы,

определение задач на будущее.

Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей

дошкольника направлена на:

1. Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в

сотрудничестве с педагогами ДОУ.

2. Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных

родителей в воспитании детей.

3. Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных

проблем в воспитании дошкольников.

Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс

методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в

утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок»,

беседа с родителями «Наша семья и ребенок», Беседа для родителей «Наша

семья и ребенок за общением родителей и детей в утренний отрезок

времени и вечером.

В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и

вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на

• Эмоциональный настрой взрослого и ребенка на общение (ребенок

встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с

• Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенкомвзрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с

• Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общениисотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый

занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему

• Особенности воспитательной тактики родителя — при затруднениях

взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает,

принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

• Типичная позиция, которую занимает каждый в общении — Лидер

(указывает, направляет, заставляет, оценивает, Партнер (советуется,

сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает,

Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает

формальные вопросы) или др.

• Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из

Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую

картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику

воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему

осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем

семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование

Беседа для родителей «Мой ребенок»

(Модифицированный вариант О. И. Бочкаревой)

Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые

особенности семейного воспитания.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям

предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т. д.)

2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?

3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

4. Насколько общителен с окружающими?

5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?

7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его

8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения

кажутся Вам глупыми?

9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким

представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны

для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников

повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

(автор Хоменко И. А. – модификация Ворониной О. И.)

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в

семейном воспитании.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

да нет не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом

а) непослушание детей;

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем?

(Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и

развитии Вашего ребенка?

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

е) устную консультацию.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю,

понять какие информационные источники и формы необходимо

использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного

учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и

обучении старших дошкольников.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель — выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его

близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям

предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Как вы отмечаете семейные праздники?

2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

5. Какие дела Вы можете ему доверить?

6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с

7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли

8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что

играю дети, организуют ли старшие дети игры?

9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим

членам семьи?

10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?

11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к

близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в

оказании помощи, заботы?

13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли

проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение?

( Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось

изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное?

Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию

об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует

и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в

процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников

полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от

выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями

(педагогического образования родителей, конкретных проблем, выявленных

в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика)

воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются

поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками,

низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и

многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать

психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять

особенности детско-родительских отношений проблемных семей : и беседы с

ребенком «Семейное интервью» (Захаров А. И., «Родительское сочинение»

(автор Столин В. В., адаптация Тащиевой А. И., анализ детских рисунков на

тему «Моя семья».

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли

ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо,

к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте

ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней

изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола,

обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если

ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в

отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь

(маму, папу; папу, маму).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об

Читать статью  Как живут семьи с детьми с инвалидностью и ОВЗ

эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы

рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос

повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на

отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой, у тебя были бы девочка

(мальчик, то ты бы так же относился, воспитывал ее (его, как к тебе

относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить

хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза

которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама, работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого

авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности

детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников,

авторитетность родителей, их значимость для детей.

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цель – изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в

семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал. Для исследования необходимы: лист белой

бумаги (21*29 см, 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный,

жёлтый, коричневый, стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей

семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может

быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребё нку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребё нком:

чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал когонибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка

(птицы, зверушки и т. д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если

ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Анализ структуры рисунка.

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье,

рисует полную семью. Искажение реального состава семьи — это

эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические

переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости;

чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи,

которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились

конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную

атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или

сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек,

птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё

влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в

волшебной стране, игрушки) — возможно ребёнок ощущает эмоционально

отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя

(ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии

чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок

посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста —

выражение потребности в равноправных, кооперативных связях,

дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей — поиск человека,

способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных

контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть

родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые

особенности взаимоотношений в семье : сплочённость семьи (благополучие,

восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость

членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя

отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого

члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы,

исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый –

ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый –

негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов

семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или

мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров

нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может

быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для

ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он

выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а)

ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п. ; б) требующие

опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист

фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к

нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии,

аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об

отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений

старших дошкольников с близкими в семье может быть использована

проективная беседа с ребенком.

Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г. Т.

«Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с

Методика проведения: ребёнку предлагают обсудить по очереди 6

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и

должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для

куклы и т. д., и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на

интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас

одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье

испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Мастер-класс «Ангел Хранитель семейного очага» Конструирование подарка ко Дню Семьи из бумаги

Мастер-класс «Ангел Хранитель семейного очага» Конструирование подарка ко Дню Семьи из бумаги Мастер – класс: Конструирование из бумаги «Ангел хранитель семейного очага» Автор: Федосеева Юлия Владимировна Возраст: Средний и старший.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группы

Основы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции

Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции. Все действия происходят по скайпу и часть снята на видео. Дома.

Диагностика детско-родительских отношений

— актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

— их история, особенно в критических точках онтогенеза.

— межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.

— объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок.

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом,поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому,а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

Читать статью  Как повысить энергетику?

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка кзначимым близким(родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) —проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста —стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики, предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительски отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник«Подростки о родителях», показывае установки и стили родительского воспитания так, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.

5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов,выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений.Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Из опыта работы педагога — психолога ДОУ. Применение современных методик в работе по диагностике и коррекции детско-родительских отношений

Каждый ребенок является личностью с момента появления на свет. Но его эмоциональное и психическое состояние неразрывно связано с атмосферой в семье. И одним из важнейших направлений работы практического психолога ДОУ является работа с семьей (родителями, семьей и детьми).
Ключевой момент в этой работе — диагностика. В отечественной психологии мало диагностического материала именно для детей дошкольного возраста. Не каждый ребенок откроет «занавес» своей семьи, да возможно и не сможет об этом рассказать из-за недостатка знаний, да и опыта в описании поведения, в силу несформированности восприятия, отсутствия навыков рисования в силу возрастных особенностей.
Поэтому главным диагностическим инструментом в дошкольном возрасте является наблюдение. Даже простые рисуночные тесты можно применить только в старшем дошкольном возрасте и то если ребенок владеет достаночным навыком рисования, восприятия и т.д.
Сегодня я остановлюсь на некоторых простых рисуночных, графических тестах, ознакомлю с проектной игрой и проектным тестом, проектным сказочным тестом кроме того мы рассмотрим приемы широко распространенного социометрического метода. Для того чтобы продиагностировать какую-то проблему необходимо использовать как минимум несколько методик, поэтому я предпочитаю использовать простые и доступные методы не требующие большого количества времени для подготовки и обработки результатов
Слайд 3
«Рисунок семьи»
Наиболее популярен у психологов рисуночный тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.
4 слайд
Тест для родителей «Две фигуры» изучения из взаимоотношений с ребенком.
Тест графический, поэтому не вызывает у родителей недоверия, заставляет из задуматься о системе воспитания в семье.
Цель: экспресс диагностика взаимоотношений родителя с ребенком, установление контакта с родителями.
Материалы: бланк или просто А5 или А6 лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуйте 2 геометрические фигуры: себя в виде квадрата, ребенка в виде круга. Подумайте, как лучше расположить 2 фигуры на листе.
Интерпретация:
— Если квадрат выше круга – мама доминирует
— Если фигуры расположены далеко друг от друга – то у вас сложности в понимании ребенка, нет контакта с ним
— Если фигуры соединяются – то вы противоборствуете с ребенком
— Если фигуры расположены рядом, то вы с ребенком живете в согласии, мире
— Если фигура внутри, то захват, сильный контроль за ребенком.
— Если фигуры у вас одного цвета, то вы похожи с ребенком, у вас много общего.
— Если фигуры крупные, то вы уверены в себе и в ребенке

Слайд 5
Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине)
Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик
Цель: направлена на выявление уверенности — неуверенности родительской любви. (немного изменив инструкцию, можно также посмотреть особенности взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми. Также возможно использование в качестве игры в песочнице).
Проводится в форме игры. Можно использовать со старшего дошкольного возраста.
Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам — членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить своё эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится индивидуально. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма».
Почтальон должен вручить письма адресатам. При этом перед мальчиками ставится игрушка — машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи».
В качестве фигурок можно использовать картинки. Я использовала фигурки из коллекции миниатюр для песочницы (маленькие игрушки).
Отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, у каждой — свой «почтовый ящик».
«В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. — В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем «по очереди» в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай кому в ящик положить следующее письмо».
В методике используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи; другие 10 писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений).
Обработка данных: учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально невыраженном отношении к данному лицу (индифферентное).
На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью»; «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека ко взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т.д.

Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. Кто-то из детей может адресовать послания «. я люблю», «. меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Слайд 6
Еще одна из таких методик — проективный тест «Птенец», с помощью которого можно выявить степень самостоятельности ребенка и силу его зависимости от любимых родителей.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Этот тест подходит для детей старше 5 лет.
2. Предложите ребенку послушать сказку и придумать, чем она кончилась.

Читать статью  Как создать счастливую семью читать онлайн

Песня о птичке
Сказка «Птенец» звучит так: «Сидели в гнездышке на ветке птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, сломалась, и оно упало вниз. Все оказались на земле. Папа взлетел и сел на одну ветку, мама взлетела и села на другую ветку. Что сделал птенец?»
Варианты развития событий норма:
• птенец тоже взлетит и сядет на какую-нибудь ветку;
• полетит к маме, потому что испугался;
• полетит к папе, потому что он сильный;
• останетсяна земле, потому что не умеет летать;
• позовет на помощь, и папа с мамой его спасут.
Ответы, которые вызывают беспокойство:
• птенец не умеет летать, поэтому останется на земле;
• попытается взлететь, но у него ничего не получится;
• погибнет во время падения;
• умрет от голода (дождя, холода и так далее);
• о нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит.
Суть басни такова
Дети обычно склонны придумывать хеппи-энды своим и чужим историям. Оптимистичная концовка свидетельствует о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и решительностью. А по выбору помощника: мамы, папы, их обоих — становится понятен расклад сил в семье. Уверенность в себе и близких формируется благодаря искренней, ненавязчивой поддержке и любви взрослых. Дети ассоциируют себя с героями сказок, и именно поэтому трагический финал выдуманной истории тревожен и заслуживает дальнейшего обсуждения, а может быть, даже консультации с психологом. Ведь получается, что малыш не верит, что кто-то из близких выручит его в трудной ситуации, и чувствует себя абсолютно беспомощным.
Проективные сказочные тесты психологи считают, что проективные методики полезно использовать как часть комплексного обследования ребенка. Правда, и сами по себе они неплохо выявляют скрытые от взрослых глаз переживания малыша.
Слайд7
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА» (по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: Два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Слайд 8
Методика «Цветик-восьмицветик» (Велиева С.В.)
Цель: выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.
Возрастной диапазон: проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы.
Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры – беседы.
Инструкция:
1. Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе;
2. Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму;
3. папу;
4. брата;
5. дедушку;
6. бабушку.
Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.
Желтый: «близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.
Красный: «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.
Голубой, синий: «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.
Зеленый: «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Фиолетовый: Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.
Коричневый: Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка.
Серый: Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку.
Черный: Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.
Анализ
Ф.И. ребенка ___________________
1. ________________ ___
2. ________________ _____________
3. ________________
4. ________________ _________
Методика «Паровозик»(Выявление тревожности у дошкольников)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Слайд 9
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева»

Методика «Три дерева» была разработана швейцарским психологом Корбозом, но немецкий психотерапевт Эдда Клессманн изменила процедуру проведения теста.
Цель методики «Три дерева» — ответить на важные для психолога вопросы о возможной самостоятельности ребенка, его идентичности и роли в семье, об эмоциях, которые доминируют в его жизни. Этот тест широко применяется для диагностики детей в приемных семьях и детских домах с учетом травмированной психики
Методика позволяет достаточно просто получить информативные результаты, определить возможные конфликты и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений в семье. Характеристика методики Психологи отмечают простоту рисункового теста. Его можно проводить с детьми с 4 лет при условии, что ребенок может рисовать и знает понятие «дерево». Методика «Три дерева» предполагает анализ рисунка, предварительную беседу с ребенком, обсуждение нарисованного и работу с самим рисунком. Проведение теста у маленьких детей затруднено не только вследствие того, что они не умеют изображать деревья, но и порой не знают их названий или не могут ответить на вопросы психолога. Важно понимать также, что проведение диагностики с помощью этой или других методик возможно, лишь если психолог сумеет расположить к себе ребенка и создать комфортные условия. –
Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок.
Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое. Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами. Затем ребенку предлагается представить себя садовником и решить, что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему стало лучше. Если необходимо, даются варианты ответов – добавить удобрения, пересадить, дать больше тепла, поставить забор. Обязательно предложить вариант, что дерево не нуждается ни в чем. Все ответы также фиксируются на рисунке. Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное. На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения. Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными
Слайд 11
Проективный тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным тестам. Тест позволяет выявить положение члена семьи в системе межличностных отношений, а также характер общения в семье — прямой или опосредованный. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом. Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно другу друга;
4) дистанция между ними.
Необходимо обратить внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков, в центре или в верхней части тестового поля. Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Использование теста «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь-и-теперь» визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
Слайд12-14
Социограмма «Моя семья» применяется в работе с проблемными детьми, с детьми с особенностями в развитии.
Вывод:
Таким образом, диагностика семьи, детско-родительских отношений необходима в целях выработки оптимальных условий для функционирования семьи как социальной общности.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-semi-i-semeinogo-vospitanija.html

Источник https://studopedia.ru/1_52042_diagnostika-detsko-roditelskih-otnosheniy.html

Источник https://ped-kopilka.ru/blogs/kadrija-fjaritovna-antoshkina/primenenie-sovremenyh-metodik-v-rabote-po-diagnostike-i-korekci-detsko-roditelskih-otnoshenii.html