Что такое экология семейных отношений

Что такое экология семейных отношений

31 октября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Что такое экология семейных отношений

Так уж устроен мир, что наши симпатии и антипатии определяются биологической совместимостью. Объяснить это достаточно просто: каждый организм построен на пятиэлементной схеме взаимодействия органов и систем и сам по себе не сбалансирован — завсегда есть какая-то перегрузка. Так вот, если два организма, каждый из которых по расчету имеет патогенную нагруженность (проблемы со здоровьем), взаимно друг другу симпатизируют, совместно получается норма, причем полная норма по всем органам и системам. То есть, если два влюбленных индивида сами по себе больны, то вместе они оказываются совершенно здоровыми. Это можно рассматривать как одно из чудес совместной жизни.

Так вот, мужчина и женщина образуют пару по схеме Инь-Ян — черное и белое, а вот дети пар уже не образуют, потому что они «цветные» — там баланс по схеме Красный-Синий-Зеленый. Буквальный вывод прост: если в семье один ребенок, он не компенсирован — не хватает двух других, поэтому биологически его будут компенсировать папа с мамой. Отсюда и нагрузка, и сложность в воспитании. Ребенок волнуется, требует к себе повышенного внимания, а на самом деле все очень просто — он биологически декомпенсирован.

Второй ребенок ситуацию улучшает — ему есть с кем позаниматься и все внимание будет направлено в основном на брата (сестру). Это приводит к тому, что в семьях, где два ребенка, между ними трудно складываются отношения: маленький старшего «чипляет», старший младшего «гоняет». Подобного рода отношения складываются на подсознательном уровне, но будут выливаться в постоянное выяснение отношений. В этом случае дети будут тоже требовать внимания от родителей, но по поводу выяснения их отношений. Третий ребенок приводит к полному балансу в семье, и дети занимаются «сами с собой» — у них появляется устойчивый коллектив, в котором внимание родителей не так обязательно. В том смысле что им, безусловно, требуются внимание и любовь, но они уже не нуждаются в «биологической подпитке». Дальнейшее количество детей ситуацию принципиально не меняет, она становится еще более сбалансированной, но уже нет того эффекта — перехода к стабильности, поскольку он уже достигнут.

При биологическом формировании семьи есть еще один сюжет — система биологической взаимосвязи. Мы с вами рассмотрели ситуацию, при которой мама с папой компенсируют — суммарно дают биологическую норму, но это бывает не всегда. Если же мама с папой декомпенсированы, а это всегда склонность к определенным заболеваниям, первый ребенок пытается эту ситуацию нормализовать. Как правило, эту проблему решает уже первый ребенок, в этом случае биологическая компенсация возникает «на троих» — мама, папа, ребенок. А психологически это будет выражаться в том, что ребенок очень активно включается в отношения между папой и мамой, и при появлении у папы с мамой напряженности в отношениях он будет пытаться как-то урегулировать эти отношения, являясь своеобразным переговорщиком, причем, чем дальше, тем больше. Во-первых, это очень нагрузочная функция, поскольку ребенку нужна собственная детская личная жизнь, а вовсе не забота о папе с мамой. Кстати, такая ситуация может возникать очень рано, просто выражаться будет это по-разному: в три года ребенок может канючить, закатывать истерику, выражая свой протест ненормальным личным отношениям папы с мамой. И бывают случаи, когда уже в пять лет ребенок вполне сознательно начинает поддерживать одного из родителей.

Эта биологическая привязка переходит в привязку психологическую, обычным следствием которой является то, что в дальнейшем, когда ребенок вырастет, ему будет очень трудно начать личную жизнь, поскольку эмоционально он будет очень активно связан с папой или мамой. Такая ситуация достаточно часто возникает у супругов, когда вместо того чтобы заниматься личной жизнью, строить личные планы, они активно привязаны к проблемам своих собственных родителей, что постепенно легко приводит к развалу семьи, поскольку у них возникает не новое семейное образование, а «творческий коллектив» по решению проблем родителей. Поскольку данная ситуация встречается довольно часто, именно трое детей могут помочь в ее стабилизации, образуя стабильный психологический коллектив — ядро семейной жизни.

По словам автора книги «Вышли мы все из природы» Р.В. Дольника инстинкт собственности один из самых мучительных для детей человека:

собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе. Нам такое кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку и еще более увеличиваем его горе. Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Бенджамин Спок призвал американских матерей изменить свое поведение понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности. Эти дети теперь давно взрослые. Они не стали ни жадными, ни грабителями. Дети, из которых `жадность” выколачивали, становились ими.

Р.В. Дольник полагает, что у наших первобытных предков, не имевших ни сейфов, ни сундуков, ни замков, личная собственность являлась неприкосновенностью. Поэтому после смерти человека никто не смел взять его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним. Возможно, тогда еще, у людей не было идей о загробной жизни, где эти предметы могут понадобиться покойнику.

Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека, делает его агрессивным, завистливым и вороватым. Это прекрасно понимали античные законодатели, наделяя гражданским правом участвовать в выборах и защищать отечество лишь тех членов общества, у которых была собственность. Это не притеснение правящим классом “угнетенных”, а вынужденная мера, делавшая демократию стабильной, а войско храбрым.

В ХХ веке эксперимент по массовому лишению людей частной собственности ясно показал, что противодействие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть владей они собственностью.

Мы с вами уже поняли, что в древности мы были собирателями. А в детстве? В детстве все собиратели. Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в рот. Отучить его от этого занятия просто невозможно. Став постарше, он значительную часть своего времени удовлетворяет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых разных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов, набитых самыми неожиданными предметами — орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками?! У кого в детстве родители не обнаруживали однажды и не разоряли припрятанный где-нибудь в укромном уголке клад столь дорогой сердцу собирателя всякой всячины?! А многим пришлось пройти и через зашивание карманов как наказательно-воспитательного средства. Р.В. Дольник призывает перестать воевать с этим, в сущности, безобидным проявлением инстинкта, и позволить детям удовлетворять его позывы. Ведь взрослые сами что-нибудь собирают: дедушка — книги, бабушка — кулинарные рецепты, папа — марки, мама — тряпочки. В основе этих пристрастий лежит все та же потребность собирать, только объекты ее стали свойственными взрослому человеку.

По мнению Р.В. Дольника замещающее поведение широчайше распространено среди животных. Два петуха конфликтуют. Драки не миновать. Один напирает, а другой боится драться, но отступить не хочет. И в самый драматический момент он вдруг начинает клевать мнимые зерна. Забияка растерян: пищевое поведение второго петуха совсем не агрессивно, драться не с кем. Попробуйте давать ребенку задачи возрастающей трудности или затейте неприятный для него разговор, принудите его делать что-нибудь скучное. И вдруг, он неожиданно переключит ваше внимание на другое. Что-нибудь спросит, увидит что-то за окном, уронит что-то на пол, а то и скажет, что звонят в дверь. Иногда он, кажется не по возрасту хитрым, находчивым, лживым. Но пока всё это не он придумал — сработала, спасая его из сложной ситуации, программа замещающего поведения. В таких ситуациях некоторые насекомые ведут себя не менее хитро. Часть учёных считает, что ложь, такое, если вдуматься, странное поведение столь точной машины, как мозг, имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения. У собак замещающее поведение похоже на детское. Даже этолог, прекрасно знающий, как проявляются инстинкты программы, часто затрудняется, к чему отнести те или действия собственной собаки. Когда ваш четвероногий друг, перед тем как лечь, скребет лапой паркет (это сработала начальная часть врождённой программы образование центральной ямки в траве и земле), а затем изогнувшись дугой крутится на месте (это следующая часть программы примятие травы в форме лунки) то все ясно: ваша собака полностью перешла на инстинктивное поведение. Ведь она прекрасно видит, что никакой травы вокруг нет, а в том, что паркет бесполезно рыть лапой, убеждалась сотни раз. Но вот когда та же собака, чтобы прекратить ваше скучное для нее занятие, вдруг бросается с лаем к калитке во дворе или к входной двери в доме, изображая, что пришел кто-то посторонний, и не успокаивается, пока вы не прекратите свое скучное занятие и не займетесь ею, очень трудно понять, хитрый ли это замысел или замещающее поведение.

Когда дипломаты двух стран, получив инструкцию затягивать переговоры, годами на полном серьезе обсуждают вопрос о протоколе и повестке дня, возможности программы замещающего поведения проявляются в полном блеске.

К огорчению родителей, их совсем маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не что-то им нужное, но для других несущественное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать, никак не следовало. Скандал. Детские психологи давно поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Сторонники теории “табула раса”, считающей ребенка “чистой доской”, на которой еще ничего не написано, говорят, что он крадет по незнанию, не ведая, что этого делать нельзя. Психологи же знают, что это не так. Ему хочется украсть именно потому, что он прекрасно знает, что это запретно.

Для этолога тут нет ничего особенного: программа воровства есть у многих видов животных. В трудных условиях она помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. У сытого же животного она проявляется в форме игры. Живущие в достатке вороны городских пригородов могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока не украдут из-под носа припрятанную той кость. А если у вас была ручная ворона, то вы убедились, что она крадет и прячет буквально все и у всех. Этот инстинкт этологи называют клептоманией. Все могли видеть, что чайки — клептоманы, но, когда дел много, они воруют и отнимают редко. Однажды жарким летом в заливе, на берегу которого жил Р.В. Дольник, случился замор рыбы, и вся вода у берега была буквально покрыта слоем мелкой рыбешки. С раннего утра на рыбу слетелись озерные чайки и съели ее столько, сколько смогли. А дальше началась вакханалия клептомании. Сытые чайки сидели среди рыбы на воде и на берегу и ждали, пока одна из них схватит рыбку. Тут же на нее бросались несколько птиц — отнимать. Она наутек, за ней — погоня. Со страшным гвалтом десятки чаек гонялись друг за другом, по очереди отнимая рыбешку, бросая ее и ловя на лету. Наконец добыча падала в воду, И все на время успокаивались, пока кто-нибудь не затевал тем же способом новую кутерьму.

Среди птиц есть и подлинные клептопаразиты (некоторые Поморники, например), у которых на основе воровской программы развился особый образ жизни. Поморник терпеливо ждет, когда какая-нибудь птица поймает рыбу, а затем преследует ее, пока не отнимет. А у детей клептомания врожденная и пока что носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этого порока. Но, конечно, кое-кто из них может стать вором. Изредка встречаются люди, у которых клептомания — болезнь.

С нашей инстинктивной любовью к детям (родительской заботой) мы не одиноки в мире животных. У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка, прекрасная мать, клюет и может даже убить чужого птенца, забредшего на ее окологнездовую территорию. А забрести недолго в колонии все гнезда рядом. Есть люди (и их довольно много, обычно они просто скрывают это), которые тоже любят лишь своих детей. Но у большинства людей есть еще и другая любовь — любовь к детям вообще, К чужим детям. А это, с точки зрения инстинктивных программ, совсем не одно и то же. Когда она возникла и чему служила? Это очень интересная история, и приводит она нас к возникновению человека. Наши ближайшие сородичи — крупные человекообразные обезьянь — по образу жизни своей собиратели, как и наши прямые пращуры. Они живут не стадами, а очень малыми родственными группами. И это понятно: крупному собирателю ни к чему большое, сложно организованное стадо. Каждый собирает для себя, и много пищи не соберешь, если вокруг собирают другие. У человека много инстинктивных программ, соответствующих такому образу жизни: территориализм с его стремлением не пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности, индивидуальная дистанция — минимальное расстояние до другой особи, нарушение которого вызывает дискомфорт, агрессивность, сложные ритуалы сближения (подходи ко мне не неожиданно, спереди, в упор не смотри, руки не прячь, а предъяви для осмотра, покажи зубы — улыбнись и т. д.). У очень социальных животных обычно эти неудобные при постоянном общении инстинкты ослаблены.

Любовь к родителям имеет программу утверждает Р.В. Дольник. Как и некоторые животные — волки, дикие гуси, — мы помним и любим своих детей до конца жизни. А они нас? Тоже, но их реакция имеет возрастную программу. Ребенок, родившись, импринтингует (запечатлевает) мать — ее образ, голос, запах, даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями (она, как и запечатленная родина, лучше всех) и обсуждению со стороны рассудка не подлежат, пока дитя находится в зависимом возрасте.

У человеческого ребенка явно есть и потребность иметь отца. Это очень важное наблюдение. Оно говорит о том, что когда-то, у кого-то из наших предков отцы были подключены к заботе о потомстве.

По программам, общим со многими животными, родитель противоположного пола — одновременно и модель будущего брачного партнера. Поэтому дети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его к другому. Эта нужная примесь, из-за того что происхождения ее люди не понимают, зачастую оказывается очень горькой. Значительная часть фрейдистских комплексов — плод этой инстинктивной программы.

Читать статью  Серьезные отношения: что дает брак в наше время?

С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства животных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива в осуществлении распада семьи‚ многих видов животных возложена на молодых. Они начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нестерпимо для взрослых. Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослые самцы, раздражая его и даже угрожая. На старого самца такие нападки действуют вызывающе, и он дает им отпор, демонстрируя всю мощь своей агрессивности, перед которой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому поведению. Однако стычки повторяются, и в конце концов выводок распадается, так как родители перестают узнавать в молодых своих детенышей, а молодые — своих прежних родителей.

Когда эта программа начинает действовать у человека, она порождает проблемы “отцов и детей”. Современные дети так называемого трудного, переходного возраста еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально и духовно. Они не могут покинуть семью. Это усиливает конфликт, так как программа не достигает успеха. Видя, как иногда при этом искажается поведение подростка, сколько мук претерпевает он сам, не зная, что с ним происходит, как страдают родители, тоже ничего не понимая, ясно осознаешь вдруг, как властны над человеком инстинктивные программы поведения предков. Можно сказать, что подлинно человеческие отношения между родителями и детьми складываются лишь после того, как переходный возраст пройдет.

Долгое детство нужно человеческому ребенку затем, чтобы растянуть период самого эффективного обучения — период импринтингов, которые возможны, лишь пока в мозгу продолжается формирование новых структур.

Многих всегда поражал парадокс: речь, самое сложное и совершенное из всего, на что способен человек, ребенок осваивает в столь раннем возрасте, в котором во всем другом мало на что способен, несмышленыш.

Сравнительно недавно этологи нашли разгадку этого парадокса: Ребенок не изучает речь, он ее запечатлевает, импринтингует. Тут самое место объяснить, чем запечатление отличается от свободного, Произвольного обучения чему угодно и когда угодно. Последнее требует повторения, запоминания, интеллектуальных усилий и может происходить в любом возрасте; без употребления полученные знания быстро утрачиваются. Так мы с вами во взрослом возрасте учим компьютерный язык или вдалбливаем в себя иностранный язык. То и другое для нас — маленький подвиг.

Говоря об общечеловеческих ценностях, невозможно обойти это слово и это понятие. Мама — одно из немногих слов, понятных, пожалуй, всем людям Земли и дорогих для всех народов. Итак, Мама. Близкое и дорогое для каждого из нас слово, и напишем его с большой буквы, потому что Мама больше, чем просто женщина, родившая ребенка. Мама, Мать, Матерь — это и самопожертвование, и любовь, и мудрость, и терпение, и подвиг. Мама — та, которая дала жизнь, которая хранила и оберегала на протяжении всей жизни.

Когда человеку бывает плохо или с ним что-то случается, он невольно вскрикивает: «Мама, мамочка!». Ребенок всегда в таком случае зовет маму и только ее — самое дорогое, близкое существо, в помощь и защиту которого он незыблемоверит.

Мама для любого ребенка на Земле — его Божество, и передать детям самые высокие представления о Маме, укоренившиеся в культуре не только русского, но и всех народов, о ее значимости для любого живого существа на Земле,наверно,обязанностьвоспитателей.

Давайте посмотрим, какие замечательные слова были сказаны в разные временаоМатери.

* Одна хорошая мать стоит сотни школьных учителей. В доме она служит и магнитом для всех сердец, и полярной звездой для глаз (Ц.Герберт).

* Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей (У. Теккерей).

* Великое чувство! Его до конца мы живо в душе сохраняем — мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем! (Н. Несрасов).

* Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею (В. Белинский).

* Мать — все в жизни, она утешает в печали, вселяет надежду в отчаянии, придает силы в минуту слабости; она — источник нежности, сострадания, жалости и прощения; кто теряет мать, теряет человека, на чью грудь он мог бы склонить голову, чьи глаза охраняли бы его, а рука — давала благословение (Д. Джебран).

* Между матерью и ребенком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе больно отдается в ее сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни

Создавая и разворачивая перед ребенком образ Мамы, мы можем рассказать не только о том, что у каждого человека, у каждого ребенка на Земле есть Мама, была Мама, но и о том, что и у каждого животного, у каждой птицы, рыбы, каждого растения была или есть своя Мама.

* Все в природе символизирует материнство. Солнце — Мать Земли, которую оно согревает своей теплотой, ласкает светом и покидает, убаюкав пением морских волн, трелями ручейков и щебетанием птиц; Земля — Мать деревьев и цветов, которые она производит на свет, вскармливает, а затем отнимает от груди; цветы и деревья. Матери сладких плодов и животворных семян; Матерь же всего существо — это совершенный, вечный, неистребимый дух, исполненный красоты и любви (Д. Джебран).

Можно показать детям фотографии различных животных со своими питомцами, птиц с птенцами в гнездах, рассказать, что ранее на Руси землю, на которой жили люди, которая их кормила и которую они любили, знали и почитали, называли «Мать сыра земля». Это название мы встречаем в русских народных сказках и былинах. В наше время многие говорят — Матушка Природа, имея в виду, что все в Природе вне её не существует. Вселенная является Матерью целых миров, планет, галактик, созвездий.

Современным детям эти понятия хорошо известны и даже

близки. Матерью можно назвать нашу планету Земля, нашу Родину

— Россию. Так что слово Мама в нашем словаре и в нашей азбуке

может иметь широкий спектр понятий и образов. И все же слово

«Мама» в человеческом понимании остается для детей дошкольного возрастасамымблизкимипонятным.

Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери. Аналогичные дни есть и в других странах. Пусть дети узнают об этом. Так постепенно мы сможем посеять в детском сознании и детском сердце зерна почитания, уважения и любви не только к у своей собственной Маме, но и к Маме вообще как общечеловеческой ценности, близкой и дорогой всем народам Земли, всем людям. «Любовь — только тогда любовь, когда она есть жертва собой» (Л. Толстой).

Греческое “ойкос” — дом, — знание. Знание о Доме. Домом Могут быть стены и крыша над головой, а может быть город, страна, планета. Домом можно считать и саму Вселенную, вмещающую все, в том числе и нашу маленькую планету вместе с нами. Так что познание окружающего мира, процессов в нем и законов, им управляющих, будет основой науки экологии.

Любовь к отечеству — одно из самых глубоких чувств, закрепленное в человеческой душе веками и тысячелетиями. «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться»,— говорил еще Гомер; «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все» — это слова Лукиана; «Отчизны голос — голос лучшей музы»— П. Беранже; «И дым отечества нам сладок и приятен» — А. С. Грибоедов; «Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины нищий человек», — Я. Колас.Любовь к родине — один из наиболее отчетливых образцов любви как таковой. «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники,— говорит Цицерон,— но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, если он может принести этим ей пользу?»Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотическою воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком — главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Первая ступень традиционной отечественной культуры — это культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные (этнические) культуры. Россия — полиэтничная страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми, теперь уже для нас навсегда безымянными. Тут следует оговориться, что безымянность, анонимность бесчисленных творцов народной культуры — это не отрицательный признак, а свидетельство точности найденных когда-то творческих решений, словесных поэтических формул, приемов рукотворного мастерства, способов организации жизнедеятельности как отдельного человека, семьи, так и целого народа. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, упорядочен в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.

Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семейной обрядности. Такая система — тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Обряды и обычаи строительства дома, предназначенного для жизни в нем большой многопоколенной семьи, естественно перекликаются по своему глубокому смыслу с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождения человека; его всестороннего воспитания (физического, психического, интеллектуального, трудового, эстетического, нравственного в том числе и патриотического) во младенчестве, детстве, отрочестве, юности — с обязательным учетом половозрастных особенностей; выбора жениха или невесты, свадьбы; затем — выполнения обязанностей мужа или жены, отца или матери, вплоть до преклонного возраста и кончины. Все перечисленные обряды и обычаи жизненного цикла — это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, милосердия. Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека — детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную философию, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.

Итак, очевидно: в дошедшем до наших дней наследии, сохраненном по преимуществу в среде так называемого «простого люда» — крестьян, ремесленников и т. п., — есть все, что необходимо для патриотическою воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками, которые уже издавна профессионально занимались и занимаются определенными видами творческого труда. Это воины и монахи, ученые, архитекторы, художники, писатели, композиторы, путешественники, космонавты. — не перечесть сынов и дочерей родной земли, имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжал творческие традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.

Таким образом, традиционная отечественная культура это совокупность результат труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Любовь к родине означает любовь к родной земле и живущему на ней народу. Эти две составляющие единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и усиливая друг друга.

Противопоставление родины и ее народа никогда не приносило и не способно принести добра. Ни в том случае, когда интересы родины ставятся выше интересов народа, ни в том, когда любви к народу отдается предпочтение перед любовью к родной земле. В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи, в воспитании детей начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цель и задачи государства и семьи — формирование личности человека нового общества. Уже в дошкольном возрасте важно создавать у детей правильные представления о явлениях нашей общественной жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине и интернациональные чувства; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках, поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит и от личности самого воспитателя детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей.

Воспитатели детского сада по сравнению с родителями имеют много преимуществ. Они работают в детском саду, где общественное дошкольное воспитание осуществляется на основе научно разработанной и проверенной в практике дошкольной программы. Детский сад — учреждение, где создана обстановка, учитывающая психофизиологические особенности и потребности детей дошкольного возраста.

Первейшей задачей работников дошкольных учреждений является формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей; убеждения, что только единство семейного и общественного воспитания приведет к должному воспитательному эффекту.

Важнейшую роль семьи в воспитании детей педагоги раскрывают на примере опыта лучших семей, данных педагогической, психологической и социологической литературы, а также с помощью художественных средств (литературы, живописи, кино и телевидения). Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семьей главной задачи — воспитания детей.

Читать статью  Кризис семьи в современном обществе

Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников. Формы работы с родителями разнообразны. Это доклад по обсуждаемой теме на общем родительском собрании или конференции в детском саду, в клубе, лекция по местному радиовещанию, статья в местной печати. Соответствующий материал полезно поместить на общем для детского сада тематическом стенде.

При обсуждении конкретных вопросов воспитания детей дошкольного возраста на групповых собраниях, во время педагогических бесед, консультаций необходимо связывать их с реальными возможностями семейного воспитания. Например, раскрывая вопрос о воспитании культуры поведения детей среднего дошкольного возраста, педагоги рассказывают о том, какие задачи ставит в этой области «Программа воспитания и обучения в детском саду», как они воспитывают культуру поведения у детей. Одновременно педагог подчеркивает: необходимо, чтобы родные были образцом подражания для ребенка во время еды, культурно-гигиенических процедур, в общении друг с другом и детьми, причем не от случая к случаю, а постоянно, согласно установленным семейным требованиям, традициям. Советы даются с учетом особенностей воспитания детей в семье.Посещая семьи своих воспитанников для изучения условий их жизни, педагоги стремятся раскрыть специфические возможности семьи, в первую очередь родителей, в воспитании ребенка.

Например, говоря с родителями о трудовом воспитании, педагог обращает внимание на то, что в данной семье имеются возможности разнообразного и систематического совместного труда взрослых и детей. В совместном труде ребенок подражает добросовестной работе, учится у старших необходимым трудовым умениям, приобретает ценные навыки и привычки, у него формируется желание делать не только для себя, но и для других.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную экологическую нишу, т.е. выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Первейшей задачей работников дошкольных учреждений является формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей; убеждения, что только единство семейного и общественного воспитания приведет к должному воспитательному эффекту.

Экология семьи, как частная форма социологии и глобальная задача профилактического направления в здравоохранении

Анализ наблюдения за членами нескольких поколений в 325 семьях, начиная с 1967 г., в сопоставлении с данными литературы выявил четкую закономерность характера заболеваемости, особенностей течения болезни и продолжительности жизни от национальных особенностей уклада и традиций семьи, характера внутренних взаимоотношений, реакции на меняющиеся условия. Именно этот комплекс определяет реализацию генетически детерминированных индивидуальных особенностей.

Многолетние наблюдения позволили сделать вывод, что семья – это интегрированная индивидуальность: функционирование каждой составляющей отражает особенности всей системы. Оценка причины, вызвавшей развитие заболевания, требует включения анализа деятельности всей системы в программу коррекции патологического процесса. Дезорганизация экологии системы нередко развивается при достижении спада в развитии жизненного цикла одного из ее членов. Положение его в системе, отношение к нему других членов семьи – играет важную роль в состоянии его здоровья и продолжительности жизни. В наших наблюдениях были случаи развития бурного опухолевого роста при резком нарушении равновесия системы, приведшей к развитию тяжелой психоастении и, в дальнейшем – к фульминантной опухолевой прогрессии, формирования выраженного обструктивного синдрома, описанного в литературе под названием «бронхиальная астма, как синдром дезадаптации в семье». Хорошо известно молниеносное распространение атеросклеротического процесса при вынужденном бездействии у лиц длительно занимавшихся активным трудом и принужденных выйти в отставку, в том числе и под «активную опеку» других членов семьи. Среди 126 пациентов в возрасте старше 70 лет дифференцированно обследованы пациенты способные к самостоятельному жизнеобеспечению и независимые от других членов семьи, нуждающиеся в незначительной, не требующей изменения функции системы, помощи и лица с полной потерей способности к самообслуживанию. Положение таких пациентов в семье определяло длительность их активной жизни и общей ее продолжительности.
Более чем тридцатилетний опыт работы в семьях, анализ динамического наблюдения не менее трех поколений в одной семье позволяет делать определенные предложения по возможности организации ранней диагностики предрасположенности
к формированию артериальной гипертензии и, соответственно, конструированию схем ее первичной профилактики. Девяностые годы ХХ столетия ознаменовались пересмотром многих традиционных взглядов на диагностику, патогенез и механизмы прогрессирования гипертонической болезни, основанные на новых эпидемиологических данных, новых результатах клинических исследований, базирующихся на результатах технологии доказательной медицины. Убедительные исследования генетиков , наглядно демонстрирующих роль генов, так называемой, системы, могут быть использованы для определения генетической предрасположенности к АГ. Эти достижения высоких технологий последнего времени, позволяющие пересматривать устоявшиеся позиции, в определенной степени расшифровывают эмпирические предположения выдвинутые клиницистами ранее в результате многолетних клинических наблюдений. Используя их, мы в 13 семьях получили возможность выделить детей группы риска по склонности к стойким вазоспастическим реакциям, сопровождающимся подъемами АД в течение суток и более после ситуаций, рассматриваемых детьми подсознательно как экстремальные (ожидание наказания за неисполнение предписания родителей, задание на устный счет в классе на начальном периоде обучения в школе), обливаний холодной водой и др. Это были дети, как правило, рыже – или русоволосые, бледнокожие, со стойким белым дермографизмом и стойкой тахикардией на фоне ее вариабельности, обусловленной дыхательной аритмией, более выраженной, чем в общей массе сверстников. У этих детей отмечены симптомы сердечной симпатикотонии (повышение сердечного выброса) и сосудистой (повышением периферического тонуса) систем, а так же почек (задержка в организме
натрия, снижением коэффициента выделения креатинина, появлением в моче микроальбуминурии). У детей малоподвижных, склонных к избыточному весу повышение АД выявлялась чаще в периодах полового созревания. При отсутствии диспансерного учета такого контингента только семейный врач может реально предотвратить возможность реализации генетически детерминированного заболевания

Таким образом, использование анализа жизнедеятельности семьи как экологической системы в работе семейного врача позволяет ему своевременно организовать программу эффективного ее функционирования для сохранения здоровья и увеличения активного жизненного цикла каждому из ее членов.

Экология семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья для всех её членов является определённым жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто малая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи.

Для этой «экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из её членов за счёт другого (до определённого времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определённую «экологическую» нишу, т.е. выполняет определённую функцию для поддержания системы.

Часто, ребёнок выполняет функцию связующего звена. Он – или «козёл отпущения», или «непослушный» мальчик, причиняющий массу неприятностей родителям. Он их соединяет – «включает» в работу по его перевоспитанию, или стремиться быть болезненным, слабым, чтобы объединить родителей в заботе о нём.

Таким образом, развитие личности ребёнка в конкретной семье зависит от межличностных отношений в ней, — с одной стороны; а с другой стороны – он сам делает собственный неосознанный выбор, какие и как ему выполнять функции, необходимые для данной семьи.

Очень рано дети начинают воспринимать мир людей вокруг себя и строить свой образ, своё мышление об окружающих их людях и о собственном месте рядом с ними. Однако не всегда поведение детей разумно, с нашей – взрослой точки зрения.

Иногда, из-за неполного понимания окружающего мира, дети выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на окружающих, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.

Единственный ребёнок. Быть одному, маленькому в стране «великанов» не так легко и просто. Нет брата или сестры, они видят перед собой лишь недосягаемых всё умеющих и могущих взрослых, ребёнок остро ощущает свою слабость и несовершенство. Ребёнок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребёнок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему трудно и сразу спешат на помощь. Если в другой семье только на 10-ый «крик» о помощи он её получает, то в такой семье – он и делает первую попытку уже в полсилы. Он себя чувствует «постоянно» нуждающимся в помощи.

Другая их характерная особенность – не имеют const общения с другими детьми, что часто приводит к неверной самооценке. Они склонны считать себя уникальными, ценными, ставят себя выше других. Часто им труднее из-за этого общаться со сверстниками, так как не имеют опыта, как приспосабливаться к характеру других детей, не учитывают их интересов.

Почему в одной семье дети разные по характеру? Каждый ребёнок развивается в несколько различающихся условиях. Со временем мы меняемся; встречается и общается не только со взрослыми, но и с братьями и сёстрами.

Младший ребёнок – ориентируется на родителей, но и на старших брата или сестру.

Средний ребёнок – в более сложном мире – «сверху» ограничены старшими, «снизу» — младшим ребёнком.

Старший ребёнок – общался только со взрослыми, но затем был «свергнут» следующим ребёнком.

Поэтому, все эти обстоятельства способствуют развитию такой личности, которая отличается от других; вынуждают детей искать своё место под солнцем; вынуждают искать свой способ приспособления. Главное, чтобы ребёнок сам выбрал такой свой путь, который был бы полезен с точки зрения развития личности; полезен для приспособления к более широкой социальной среде; который бы повышал веру в свои силы.

Как могут им помочь родители?

Во-первых: понимая сложности, которые возникают перед детьми, тактично направлять их на более правильный путь.

Во-вторых: более терпимо относиться к индивидуальным проявлениям их личности; к их проблемам и ошибкам.

В-третьих: поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.

Ребёнок осмысляет отношение родителей к себе

Удивительно часто мы, взрослые, уходим от ответственности и понимания психического состояния детей. Часто, находя аргументы, типа: «плачет в саду? – но ведь, сколько игрушек, общения …»; «что он хочет? – и так отгородили от всех забот, от неприятных сторон жизни»; «…… — мы его и так любим». Эти аргументы нам удобны. При их помощи мы избавляемся от нужды глубже разобраться в переживаниях ребёнка, в его горечах и заботах. «…У меня проблема о-го-го. А у него? Какие заботы могут быть у него?» Удобная позиция, не правда ли? Не верьте иллюстрациям со смеющимися детьми. «Никогда в жизни человек не проливает столько слёз, как в детстве, и они не менее характерны для жизни детей, чем широкая улыбка или смех!

  1. Дети интенсивно переживают всю гамму человеческих эмоций.
  2. Понять своих детей можно, только с уважением и объективно относясь к их переживаниям.

Ребёнок приходит к 4-м условным позициям на основе своего жизненного опыта и его общения — по отношению к родителям и к самому себе.

  1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.
  2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.
  3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.
  4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое!

1-я позиция – способствует положительному опыту общения с людьми, особенно с отцом и матерью. Она формируется в семье, в которой ребёнок чувствует собственную близость к родителям; родители и дети включены в общую деятельность. Внешние отношения родителей и детей выглядят так: положительный эмоциональный фон взаимодействия; признаётся автономность, своеобразность личности ребёнка, его право на выбор; признавая права ребёнка, родители не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать свои собственные планы.

Дети с этой позицией имеют смелость пробовать, рисковать, склонны целеустремлённо чему-то учиться.

Они выражают первичные, основные установки на жизнь; результат сложной эмоционально-познавательной деятельности ребёнка.

Это огромные точки, дающие ребёнку смелость и ориентирующие его в сложном мире человеческих отношений.

2-я позиция — в семьях с преобладающим культом ребёнка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. Ребёнок рано понимает, как он значим для родителей, но уже в дошкольном возрасте не считается с окружающими, действует наперекор их требованиям. Ребёнка ругают, а он даже не понимает, что существуют интересы других людей; что они не менее ценны, чем он. Но родители бояться истерики ребёнка, и их отступление идёт часто с привкусом самоунижения, невольно сами возвышают отрицательные черты поведения своего ребёнка. «Какой он всё-таки сильный, незаурядный мальчик. Он всегда добьётся своего!» но для этого его должны окружать такие же «служители», какими были его родители. А так как это маловероятно, в реальности такой ребёнок сталкивается с большими проблемами в отношениях со сверстниками, с другими взрослыми людьми.

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь человека и, в конечном счёте, привести к трагическому концу одинокого, озлобленного на всех человека.

Необходима коррекция такой — возвышающей только себя – позиции ребёнка. Но корректировать необходимо не высокую самооценку ребёнка (как можно ошибочно подумать), а не соответствующее реальности понимание других людей как менее ценных, как существующих ради него. В какой-то момент необходимо его оставить 1 на 1 с противоречиями, которые возникли из-за неправильного понимания Мира межличностных отношений. Чем это раньше произойдёт, тем лучше! Больше шансов на успех.

Читать статью  Динамика семейных отношений

Как и в каких семьях это происходит?

  1. Из-за возникшего чувства неполноценности своей (ничего им, простым людям, жизнь не сулит), родители себя считают неудачниками. Это приводит к замыканию в себе или в кругу семьи. Ребёнок становится средством общения с миром; средством, с помощью которого они смогут реализовать свои надежды, мечты. Ребёнок рассматривается ими как более сильный, чем они. Но с 1-ой стороны – они восхищаются его силой, нахальством, хитростью. А с другой – их начинает не удовлетворять его пренебрежительное отношение к ним. Они решают это изменить, но делают это нерешительно, непоследовательно, что существо отношений не меняет.
  2. В других семьях – где долго не могли родить ребёнка, при всём их желании. Такого ребёнка воспитывают в «тепличных условиях». Родители сами позволяют «захватить власть» в семье ребёнку.
  3. В неполных семьях, где мать намерена посвятить себя воспитанию единственного ребёнка.

Во всех этих случаях родители так и не понимают, или слишком поздно понимают нюансы, позволившие ребёнку занять данную позицию. (На рисунке дети себя рисуют ярко, а фон серый – всё остальное).

3- я позиция – Почему она возникает?

Ребёнок не запланирован, мать обманута или ребёнок рушит её далеко направленные планы. Пока она раздумывает (оставить беременность или нет) уже есть первый конфликт (мать/дитя). Родившись (по воле мужа, его родни, или по вероубеждениям) ребёнок «не видит» радости на лице матери от своего рождения. Он остаётся препятствием для выполнения её планов.

  • Оно (отчуждение) исчезает, если пробуждается или побеждает материнский инстинкт (ведь в недрах каждой женщины чувство материнства запрограммировано).
  • Чувство материнства подавлено чувством ностальгии по несбывшимся девическим грёзам или жизненным устремлениям.

Эти отрицательные эмоции периодически всплывают в разных формах: чрезмерной требовательности, или чрезмерным желанием const вмешиваться в мир личных переживаний ребёнка, или в виде отчуждения, отгорожения от ребёнка.

Недовольство ребёнком таким, каков он есть

Родители любят фактически не конкретного ребёнка, а ими вымышленный образ. Родители const чувствуют раздражение – из-за подвижности, активности ребёнка; медлительности (флегматичности) ребёнка «быстрей-быстрей!»; или хотят и относятся к ребёнку, как к куску глины. У ребёнка возникает мысль: «Я недостоин любви родителей. Я никуда не гожусь!»

Хорошо, если родители знают, какого и каким человеком они хотят вырастить своего ребёнка. Однако, недовольство им – каков он есть – вызывает ощущение: «не долюбим, не ценён…». Придти к такому выводу – что ты нелюбим — значит испытывать на себе тяжёлый груз горьких разочарований. Они разнообразны, накапливаются в душе ребёнка незаметно как бы, понемножку. Но какой-то факт вызывает вдруг сильную, не соответствующую данной ситуации эмоциональную реакцию ребёнка (рождение второго ребёнка, оставление на выходных у бабушки, рядовые – несправедливое наказание). Тяжесть переживания ребёнка выдаёт глубокое уныние, неутешный, ни к кому не обращённый плач. Это первое осмысление себя как ненужного, нелюбимого.

Как переубедить ребёнка? Объяснить по-взрослому необходимость принятия этого решения (в детский сад, интернат – надо маме выходить на работу; далеко расположена школа и плохо ходит транспорт). В душе ребёнка «бурлит океан чувств». Тот период происходит интенсивная внутренняя работа по обдумыванию собственного отношения к родителям и их – к себе.

Ребёнок должен преодолеть мысль, он – лишний, он оставлен всеми – он один на всём свете. Может возникнуть недоверие – «Все они такие. Они могут обмануть тебя в любой момент». Если родные когда-то пугали ребёнка: «отдадим в интернат, в больницу…» вдруг попав туда по какой-то причине, ребёнок а) «соглашается» как бы с родителями да, я плохой; я делаю-совершаю плохие поступки; поэтому я здесь…

Но – это тяжёлое чувство, ведущее к потере самоуважения, к признанию своей грешности. Он за «избавление» семьи от него.

Но есть и второй путь объяснения ребёнком поступка родителей. Забывается положительные моменты в семье. Он признаёт «плохость» семьи, родителей. Ребёнок злиться на себя! На свою привязанность к родителям! Что он мечтает восстановить былые отношения с родителями. Если бы «увидеть» его внутреннее состояние – это смесь злости, обиды, любви к родителям. Он делает всё назло: «Вы со мной так, и я с вами так». Ребёнок психологически защищается – от закипающих эмоциональных переживаний посредством уменьшения значимости семьи: «Если родители плохие, для семьи я не нужен, то зачем я переживаю».

Оба случая тяжёлые. В первом ребёнок идёт на самобичевание, а в другом – на разрыв с семьёй. Вот почему своевременное и честное объяснение причин необходимы!

Что мы достигаем этим?

  1. Ребёнок видит и ему помогают увидеть истинные причины предстоящей разлуки.
  2. Ребёнок имеет время на уточнение своих подозрений не у чужих людей, а у родителей.
  3. Он осмысливает предстоящее событие не в уже чужой обстановке, а в спокойной атмосфере своей семьи.
  4. Ребёнок понимает: «Я любим, я люблю вас, но так сложились обстоятельства, что мы на время вынуждены расстаться».

Но как разлука с семьёй – воспринимается и недостаток внимания, любви, заботы!

Но иногда дети считают, что они только тогда значимы, если родители всё внимание отдают только ему. На что ухитряются дети? Это – «постоянные хныканья», назойливость и приставания, вплоть до «дёрганья» родителей – фантазия детей не имеет границ. Использование физической силы – «шлепка» — показание слабости родителей, их беспомощности. Этот шлепок – их последний и единственный «аргумент». Отношения родители-дети переходят в стадию «борьбы за власть» или «силовой борьбы». Эта война вредна и тем, и другим: ребёнок укореняет своё ошибочное отношение к семье, неправильно самоутверждается. Родители вообще изматываются в борьбе с «невыносимым» сыном или дочерью.

Чем дальше, тем сильнее слабеют положительные эмоциональные связи. Установлено, что дети ведут эту войну с наименьшими душевными затратами, чем их родители.

«Силовая» борьба указывает на уже серьёзные нарушения внутрисемейных отношений. Большую ошибку сделают родители, если усилят наказания или ограничения к ребёнку. Отношения внешне могут наладиться. Но «проиграв» вам битву ребёнок сделает вывод: «Вы мне доказали, что я слабый и плохой. Вы сделали мне плохо, и я отомщу вам за это».

Часто дети затем мстят, но их поступки вызваны импульсами, источник которых – неосознанное желание досадить родителям. Поступая так, ребёнок ещё больше отвергается родителями. Но на самом деле, выбранный ребёнком путь лишь «кричит» о том, как ему плохо, как одиноко он себя чувствует, как ему не хватает понимания и эмоционального тепла! Иногда кажется, что он сам ведёт себя в «пропасть» (он всё более теряет доверие и родительскую теплоту. На него начинают смотреть как на «зверёныша». Поведение его приобретает смысл: «Я нехорош, но и вы тоже плохие. Вы поступаете со мной жестоко, и я с вами буду себя так вести. Все ведут себя так, чтобы причинить боль другому!»

Эта позиция ошибочна, но она спасает самоуважение ребёнка. Позиция «вы хорошие, я – плохой» значительно мучительнее, чем позиция «вы – плохие, я – тоже плохой».

4-я позиция. Когда ребёнок «мстит» взрослым, родители ещё что-то значат для него. Он в глубине души старается и надеется, что вот вдруг они его услышат, увидят бурлящий «котёл» его чувств и начнут любить его, заботиться о нём. Детская мысль имеет подтекст: «посмотрите, как мне плохо…». Это крик о помощи.

Полное безразличие к родителям, отгороженность от них указывает на ещё большее психологическое расстояние между родителями и ребёнком.

Дети теряют веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам что-то стоит. Он стремится отгородиться от всех; не прилагает никаких усилий, чтобы изменить отношение к себе. Его поведение, его взгляд, мимика лица говорит: «Оставьте меня в покое…». Ребёнок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки – всё ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя.

Почему он так себя ведёт? Ведь ему не хватает понимающего, заботящегося о нём взрослого человека? Но помните, надежду на это ребёнок уже давно потерял. Что он ожида6ет от взрослого? Наказаний, поучений, унижения чувства собственного достоинства. Этот опыт побуждает его быстрее и навсегда избавиться от внимания взрослого.

Особенности взаимоотношений растущего человека и взрослого имеют огромное – громадное значение в социализации ребёнка. Отрицательное отношение ребёнка, его отгороженность от взрослого ведёт его вниз по ступеням социального развития. Часто можно встретить во вспомогательных школах детей с нормальным интеллектом. Почему? Дети на раннем этапе своего развития оказались обескураженными, а их стремление отгородиться посредством показной глупости, было принято окружающими за умственную отсталость. Что сделать? Возвратите ребёнку веру в себя и в безопасность в окружении взрослых – и они будут учиться в обычной школе не хуже других.

Встречаются даже случаи, когда за интеллектуально неполноценных принимаются одарённые дети, но их отношения со взрослыми сложились крайне неблагоприятно. Интеллект становится малополезным, когда ребёнок не знает, для чего его использовать или не видит в этом смысла.

Все эти изменения происходят не автоматически, а через осмысление происходящего ребёнком. Они имеют свою логику, и помочь ребёнку можно лишь разобравшись, поняв, что происходит в чуткой детской душе, а не просто пресекая то поведение, которое нам не нравится.

Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает

Забота о ребёнке: «но забота заботе рознь».

  1. Забота как «толкач». Ребёнок должен сам увлечься музыкой или спортом, видеть смысл – что они дадут впоследствии.
  2. Забота как охрана или опека. «Маменькин сыночек» — пример чрезмерной заботы (не сын, а бабушка звонит и узнаёт домашнее задание, проверяют сами его портфель)

Ребёнок должен сам найти свой путь и сам преодолеть – научиться — любые трудности. Ведь это его проблемы, а не родителей. Помощь родителей необходима, но не путём их устранения, а подсказать возможные варианты их решения. Взваливая все трудности ребёнка на свои плечи, родители делают ему «медвежью» услугу. Должен существовать демократический принцип: признание, что помимо наших взглядов, мнений, вкусов, мыслей имеют право на существование мнения, взгляды другого человека. Позиция родителей:

    • хотя мне нравиться это, я рад, что ты выбрал то, что нравится тебе,что ты поступаешь так, как сам считаешь правильным;
    • я знаю, что ты встретишься с трудностями, но ты сам должен их предвидеть, справиться с ними. Если ты захочешь, я помогу тебе.

    Каждый человек, а особенно ребёнок имеет колоссальные возможности развития. Он склонен совершенствовать себя, своё отношение к миру. Самый лёгкий способ помешать ему в этом – не верить в его силу и мудрость.

    1. Сколько времени уделять ребёнку? Ребёнку важно не количество проведённого с ним времени, а качество (как провели, чем занимались).

    До 3-х лет – присутствие родителей создаёт ему чувство безопасности.

    До 7-и лет – ребёнок, будучи в гостях, делает «вылеты с авианосца-матери», постоянно возвращаясь. И лишь спустя время осваивается.

    Более старшего возраста – необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителями как личности с личностью. Он тоже стремится к тому, чтобы с ним считались, его уважали.

    Пример: 10 минут по дороге в детский сад. Отец/мать и ребёнок многое успевают друг другу сказать; обдумать план на день или вечер. Или: 10 минут дороги – но они её проходят молча! Они не общаются, они просто рядом.

    Совет: Есть моменты и у взрослых, и у детей, когда никого не хотят видеть. Что проку от такого общения? Общайтесь только тогда, когда действительно вы на общение настроены.

    Игра – детский способ познания окружающего мира. Совместная игра – лучший способ узнать, что волнует ребёнка, как он воспринимает вас и других окружающих людей.

    Пример: «Семья» — поменяйтесь ролями. «Столовая» — оставьте место для его инициативы, творчества, возможности ошибаться. «Любая игра, предложенная ребёнком» — не давите своим авторитетом; вы – равноправный участник игры. Ведь игра – важный фактор психического развития ребёнка.

    Три варианта общения и их положительные стороны

    1. Включая ребёнка в свою деятельность (уборка, приготовление ужина) – он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость; учится определённым нормам поведения.
    2. Когда сообща что-то решаете – ребёнок учиться выбирать то, что нравиться не ему одному, а всем. Он учиться общаться на равных.
    3. Когда вы включаетесь в игровую деятельность – вы сами учитесь понимать ребёнка. А у ребёнка возникает чувство партнёрства с родителями.

    А самое главное – во всех случаях общения, если ребёнок получает удовольствие от общения, он чувствует, что вы его любите и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.

    Любящий родитель должен выражать нежные чувства, так как чувство «безоговорочной любви» создаёт у человека чувство, что он принимается другим человеком таким, какой он есть, со всеми чудачествами, недостатками, достоинствами. Это чувство – ценнейшее достояние, основа для самого человека – уважение самого себя и, кроме того, фундамент для роста человека.

    Оценка самого поступка, а не личности, должна быть и может быть критичной. Нужно признавать право ребёнка на ошибку. Часто взрослые делают ошибку: оценивая поступок – дают оценку личности.

    Если ребёнок спрашивает: «Любишь ли ты меня?», это означает: 1) сомнения, смятения ребёнка насчёт самого себя; 2) страх – не будет ли он отвергнут родителями, совершив плохой поступок. В подобной ситуации не надо стесняться выразить свои добрые чувства, ребёнок должен знать о них.

    Пример: Покупка игрушечной машинки. Сыну понравилась красная, а отец купил дорогую, красивую. На лице ребёнка смущение, тайком – уходя из магазина – он смотрел на ту, красную.

    Ошибка – отец забыл, кому делает удовольствие.

    Пример: Подарки от Деда Мороза. Одним – лучше, а кто плохо вёл – хуже. Но помните – Дед Мороз делает подарки не из-за положительного или отрицательного поведения, а потому что дети просто есть!

    Пример: Подмена подарком самого себя! Если вам ребёнок по телефону сказал, что «ему ничего не надо, он вас очень ждёт на свой день рождения» — то лучше приехать самим, а не прислать самый дорогой подарок.

    Поверьте! Внутренний мир ребёнка интересен и привлекателен! Он отличается от вашего, но ничуть не хуже и не скудней!

    Источник https://studbooks.net/1799432/pedagogika/ekologiya_semi

    Источник http://www.medicus.ru/fphysician/specialist/ekologiya-semi-kak-chastnaya-forma-sociologii-i-globalnaya-zadacha-profilakticheskogo-napravleniya-v-zdravoohranenii-26070.phtml

    Источник https://multiurok.ru/blog/ekologiia-semi.html