Основные типы отношений родителей к речевому дефекту я по логопедии
Семья, которая воспитывает ребенка с речевыми нарушениями
Речь, если учесть все ее виды, является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности.
В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Однако не каждый ребенок благополучно усваивает все нормы родного языка. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременное правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.
На отношение ребенка к своему речевому недостатку огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей.
Установка может быть попустительской: «Не обращай внимание, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят хуже, чем ты, а учатся хорошо». Ребенок внушаем, и очень скоро он придет к мнению, что его речь нормальна, а дефект – это проявление индивидуальности.
Возможна и другая установка: »Ты уже большой, а говоришь, словно тебе 2 года. Тебя не возьмут в школу. Неужели трудно произнести нормально, как все?».При этом комплекс неполноценности усилится еще больше.
Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки детей.
При правильном подходе семьи к воспитанию такого ребенка, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.
Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой недостаток.
Как известно, существуют и более тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений.
Это такие дефекты: алалия, анартрия, дизартрия и другие.
Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.
Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе!
В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей является формирование у ребенка потребности в общении.
Для формирования речи важное значение имеет:
- моторное развитие (развитие двигательной сферы)
- дифференциация (различение) слухового восприятия
- развитие ориентировки в окружающем
- формирование потребности в общении
В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.
На отношение родителей к речевому дефекту детей влияют факторы: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения, и т.д.
Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. Большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо найти причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действуюшие на ребенка.
При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеятся над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть.Надо пытаться вводить пугающий его объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач.
Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии.
Убедительно доказано, что родители при соответствующем руководстве могут эфективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые ситуации.
Недостатки речевого развития, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. Иногда они могут сохраняться очень длительное время, осложняя жизнь ребенка и его родным.
Воспитание правильной речи у детей — сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий.
Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку.
Естественно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит логопеду. Но при тяжелых нарушениях (дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи) одних занятий с логопедом бывает недостаточно, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями, воспитателями, родными, которые закрепят достигнутые на логопедических занятиях результаты, помогут сократить подготовительный период работы, сделать его более интересным для ребенка, более результативным.
Совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты.
Народная мудрость гласит: «Ученье в детстве также прочно, как гравировка на камне»
Желаю Вам крепкого здоровья, счастья, и, конечно, успехов в воспитании вашего малыша!
Основные типы отношений родителей к речевому дефекту ребенка.
статья по логопедии
В статье описаны различные типы отношений родителей к речевым трудностям ребенка и реакция ребенка на это отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_nsportal_osnovnye_tipy_otnosheniy_roditeley_k_rechevomu_defektu_rebenka_-_kopiya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные типы отношений родителей к речевому дефекту ребенка.
1. Принятие ребенка и его дефекта:
Такие родители адекватно оценивают возможности своего ребенка, понимают и принимают его проблемы. С такими родителями работа строится легко, они активно включаются в процесс коррекции, умеют продуктивно общаться с детьми, знают, как и чем их заинтересовать. Родители внимательно выслушивают рекомендации специалистов и стараются по возможности их выполнять, не травмируя детскую психику и не разрушая свою. Коррекционный процесс в данном случае осуществляется с наибольшей эффективностью, результаты являются максимально быстрыми и зависят во многом лишь от степени выраженности речевого дефекта.
«А что, разве у нас есть какие-то проблемы?»
В данном случае родители принимают ребенка, но не замечают отклонений в его речевом развитии. Они привыкают к ненормативному произношению и не слышат его, пропускают аграмматизмы, не ощущают бедности словарного запаса ребенка, считая, что «все дети так говорят». Родители искренне удивляются, когда окружающие обращают их внимание на несовершенство речевой продукции ребенка. Как правило, при разъяснении специалистом сути проблемы, эти родители готовы начать занятия с ребенком и принимать в коррекционном процессе посильное участие либо занимают пассивную позицию.
«Надо бы, конечно, с ним позаниматься, НО…»
Родители слышат неправильную речь ребенка, но не испытывают беспокойства по этому поводу, принимают дефект как данность. Долго не идут за помощью к специалистам, пытаясь найти оправдание в отсутствии времени, болезни и т. д.. В принципе, родители были бы не против проведения коррекционных занятий с ребенком при условии, что логопед вдруг сам «материализуется». Если все-таки и обращаются к специалисту, то выполняют домашние задания нерегулярно, относятся к рекомендациям поверхностно, часто пропускают занятия. Считают, что логопед в состоянии справиться с дефектом самостоятельно, без участия родителей в коррекционном процессе.
2. Принятие ребенка, но отрицание (недооценка) дефекта:
«Он ведь еще маленький! Со временем всему научится…»
Эта группа родителей снисходительно относится к речевым трудностям своего ребенка, считая их обычными для детей данного возраста. Они отличаются от родителей второй группы («А что, разве у нас есть какие-то проблемы?») тем, что замечают особенности речевой продукции ребенка, но не считают нужным предпринимать какие-либо шаги в их преодолении. Уверяют себя, что все «пройдет само собой», таким образом оправдывая собственное бездействие. Связано это как с педагогической неграмотностью родителей, так и, зачастую, с попустительским отношением к речевой проблеме, с нежеланием тратить свои силы и время на занятия . Как правило, подобное отношение распространяется на развитие познавательной сферы ребенка в целом. Родители занимают пассивную позицию, отдавая ребенка «в руки специалистов», считая, что это единственная их заслуга. Коррекционному процессу не препятствуют, но и помощи от них ждать не приходится.
«Он так мило шепелявит…»
У таких родителей искаженная детская речь вызывает умиление. Они активно сопротивляются тому, чтобы их ребенок повзрослел, инфантилизируют его, поощряют любые проявления «детскости», эмоционально высказывая собственное одобрение. Эти родители несомненно любят и принимают собственного ребенка, не травмируют его упреками. Негативным моментом является то, что они, как правило, отстраняются от участия в коррекционных мероприятиях, а иногда даже являются помехой в логопедической работе («Маме нравится, когда я говорю так…»).
«У нас нет никаких проблем!»
Родители отвергают наличие дефекта либо озвучивают лишь небольшую часть проблемы (например, отмечают только нарушения звукопроизношения и не видят общего недоразвития речи). Воспринимают указание на дефект ребенка как личное оскорбление, иногда бывают агрессивными, доказывая неправоту специалистов («Я был такой же, и что?»). Открыто отказываются от предложенных занятий либо, согласившись на посещение коррекционных мероприятий, большую часть из них пропускают. Как правило, подобная позиция связана с подсознательным нежеланием замечать и принимать особенности развития ребенка, с проецированием его проблем на себя, с уязвленным чувством собственного достоинства, со скрытым разочарованием от несостоятельности возложенных на ребенка надежд .
3. Фиксация на дефекте:
«Мы занимались с тремя логопедами – толку никакого!»
Родители знают о наличии дефекта и не могут с ним смириться. Не готовы решать проблему самостоятельно, перекладывают собственную вину на окружающих. Свое недовольство результатами работы специалистов часто озвучивают при ребенке. Сами не прилагают никаких усилий и не занимаются с ним, часто лишь создают видимость собственной работы. Пытаются оправдать собственное бездействие постоянными попытками сменить специалиста, чем крайне затрудняют коррекционный процесс. В результате у ребенка вызывается недоверие к педагогу, снижается учебная мотивация, формируется формальное отношение к занятиям. Создание ситуации, когда у ученика всегда есть возможность объяснить свои неудачи плохой работой учителя, провоцирует возникновение у него манипулятивного поведения: ребенок выстраивает отношения с родителями и педагогом в соответствии со своей выгодой. Относительным плюсом подобного варианта отношений можно считать лишь то, что агрессия и недовольство родителей направлены не на ребенка, а во вне.
«Все так ужасно! Нужно было начать заниматься еще раньше…» или «Это я во всем виновата…»
Члены семьи чрезмерно переживают из-за речевых трудностей ребенка, порой преувеличивая их. В одном случае, взрослые постоянно говорят о проблеме, не верят в исправление дефекта, винят себя в том, что не предприняли мер еще раньше. Высказывают (иногда непреднамеренно) свои опасения ребенку, подчеркивая его несостоятельность, чем вызывают у него чувство неуверенности в себе, боязнь возможной неудачи, способствуют снижению самооценки. Подобное внушение блокирует деятельность учащегося. При малейшем промахе он отказывается от продолжения занятий, не верит в собственный успех. Родители, как правило, согласны принимать активное участие в коррекционной работе, но оно зачастую носит травмирующий характер для ребенка, т.к. родители постоянно акцентируют его внимание на дефекте, недостаточно поощряя успехи. Коррекционный процесс продвигается очень медленно.
В другом случае, родители пытаются подавить отрицательные эмоции, стараются максимально помочь ребенку, их отношение к занятиям очень ответственное (как при 1 типе). У ребенка все же возникает подсознательное чувство тревоги, он понимает, что что-то в нем не так, и, как следствие, испытывает состояние неуверенности в себе.
4. Отвержение ребенка и его дефекта:
«Мне стыдно, когда он начинает говорить / что он не такой, как другие дети…»
Родители стесняются собственного ребенка, не принимают его дефекта. Это может проявляться скрыто, когда родители держат негативное чувство в себе, либо открыто, переходя в раздражение. Даже при скрытой форме в момент общения малыша с посторонними людьми или в их присутствии напряжение родителей становится заметно, что не может не чувствовать и сам ребенок. Он замыкается, старается разговаривать реже и тише, сводит свою речевую продукцию до минимума. Подобный уход от использования вербальных средств общения еще больше задерживает развитие речи. Возможные последствия: повышение тревожности, снижение самооценки, аутизация личности. При открытой форме эти проявления становятся еще ярче. Ребенок даже не пытается чему-либо научиться, еще до начала выполнения предложенных заданий отказывается от работы, ссылаясь на то, что у него «все равно ничего не получится…». Убедить его в обратном зачастую оказывается нелегкой задачей.
«Он все прекрасно умеет, но специально так говорит / молчит…»
Родители не пытаются понять причину трудностей ребенка, обвиняют его в невнимательности, лени, упрямстве, баловстве, капризности. Отказываются от помощи специалистов, не видя в ней необходимости, считая нецелесообразной. В этой группе можно выделить 2 подгруппы :
Родители не обращают внимания на ребенка, не интересуются его успехами и неудачами, не занимаются воспитанием.
Родители настроены против своего ребенка: на него постоянно сыпятся упреки, обвинения, на нем вымещаются вспышки гнева и раздражения по любой причине. Они считают, что ребенок все делает либо им назло, либо просто ленится. У таких родителей дети живут в состоянии постоянного стресса, в невротизирующей обстановке.
Из уст родителей каждой этой подгруппы можно услышать следующую фразу о собственном ребенке: «Да уж… От него никакого толку…», но произнесена она будет по-разному: в первом случае – с пренебрежением и безразличием; во втором – с интонацией досады, недовольства и раздражения.
Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической деятельности ребенка. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Попустительское отношение родителей к дефекту ребенка, может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни, либо надеются, что со временем проблема сама себя исчерпает. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, где в большем случае страдает ребенок. Так или иначе, на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. Как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту. Также неполноценность речи и связанная с этим не успешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. Поэтому немаловажным моментом является здесь работа участников образовательного процесса (психолога, логопеда, воспитателя) с семьей.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.
Психологическим аспектом в работе родителей с ребенком имеющим речевые нарушения, является не только правильное и адекватное понимание проблемы ребенка и оказание помощи в преодолении проблемы с которой столкнулся их ребенок, но и доброжелательное отношение к ребёнку, и эмоционально-положительный систематический речевой контакт с ним, что таит в себе большие возможности для воспитания у него полноценной речи. Создание благоприятных для развития речи ребёнка условий. В первую очередь здесь необходимо исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды. Об этом приходится говорить по той причине, что далеко не всегда даже самые близкие люди, желающие ребёнку только добра, относятся к нему правильно. Ведь всякого рода «вторичные психические наслоения», связанные с речевой неполноценностью детей, своим происхождением обязаны в первую очередь ближайшему социальному окружению ребёнка. Кто-то не понял его вопроса, кто-то над ним подшутил или даже позволил себе передразнить, кто-то просто пренебрежительно махнул на него рукой или вообще не заметил его присутствия — и постепенно ребёнок начинает понимать, что с ним «что-то не так» и сам начинает сторониться окружающих, замыкается в себе. Основное правило в подходе к ребёнку с любыми (и тем более серьёзными) нарушениями речи состоит в следующем : к нему нужно относиться как к здоровому, ничем не выделяя его из среды других детей. Точно такое же отношение нужно сохранять и в присутствии друзей и знакомых — тогда оно невольно передастся и им, а также самому ребёнку. И ни в коем случае не следует допускать в его присутствии никаких разговоров об имеющемся у него речевом расстройстве! При соблюдении этих условий вообще не придётся говорить о каком-либо специальном воспитании «правильного отношения ребёнка к своему речевому дефекту». Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и естественно, то есть, чтобы у него с самого начала не формировалось тех негативных форм поведения, которые в дальнейшем бывает так трудно преодолевать.
Обеспечение возможности общения ребёнка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Это очень важный фактор, дающий мощный стимул, необходимый толчок к развитию речи. Дело в том, что ребёнку, резко отстающему в речевом развитии, бывает очень трудно подражать речи взрослых или уже достаточно хорошо сформировавшейся речи сверстников. Общение же с малышом, умеющим произносить лишь самые простые слова и фразы, как бы возвращает и нашего ребёнка на более ранний этап развития и стимулирует его к подражанию этой элементарной и гораздо более доступной для него речи. Кроме того, в этом случае устраняется и чисто психологический барьер — ребёнок не стесняется малыша, не боится оказаться перед ним несостоятельным, что сразу снимает многие преграды на пути к овладению речью.
Родителям очень важно понять, что речь усваивается ребёнком по подражанию, поэтому (в лучшем случае) он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребёнок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя. Вряд ли нужно объяснять, что это существенно затрудняет для него овладение полноценной речью на «основном» языке. Особенно неразумным представляется нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка «по доброй воле» родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребёнок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении её качества.
Часто в семейном воспитании имеют место случаи переутомления детей как следствие введения большого количества “дополнительного” образования детей: компьютер, “школа развития” и так далее. Дети этой категории быстро утомляются и отличаются малой работоспособностью, поэтому занятия имеют строгую дозировку, либо исключаются, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. По мере нормализации мозговых функций и совершенствования речи объём занятий и соответственно речевой нагрузки будет постепенно увеличиваться.
Очень важно, чтобы в работе с детьми над речью, родители не навязывали ее ребёнку откуда-то извне, в процессе специальной «работы» над нею, а самым естественным образом включали во всю его повседневную жизнь, в привычные для него и любимые им занятия, что является психологически комфортным для ребенка. Необходимо также отметить, что мало внимания уделяется обеспечению необходимой двигательной активности ребенка. Развитие общей и ручной моторики важно для усовершенствования двигательных функций ребёнка, что необходимо, в том числе и для нормализации его речевой функции.
Подводя итог, можно сказать, что при правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать многих проблем, ведь родители проводники детей и от них зависит их будущее. Родители являются теми движущими силами, которые могут сформировать у детей стремление преодолеть свой дефект, осознанное отношение к работе над речью и веру в успех, что в свою очередь обязательно приведет к хорошему результату.
1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех.
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.
Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми, имеющими нарушения ОДА Консультация для родителейТема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.
Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.
Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена.
Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Семья и дошкольное образовательное учреждение.
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; — двигательной активности и — ориентировке в пространстве;.
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; — двигательной активности и — ориентировке в пространстве;.
Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».
Источник https://205.detsadik27.ru/feed/stranichka-logopeda/sem-ya-kotoraya-vospityvaet-rebenka-s-rechevymi-narusheniyami
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/05/30/osnovnye-tipy-otnosheniy-roditeley-k-rechevomu-defektu-rebenka
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskii-aspekt-raboty-roditelei-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-imeyuschimi-narushenija-rechi.html