Право на воспитание в семье

27 сентября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой. Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?

Что такое Семейный кодекс?

Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.

Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?

  • Ответственность родителей за своего ребенка.
  • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
  • Воспитание ребенка родителями.
  • Защита родительских прав.
  • Лишение родительских прав.
  • Права ребенка.
  • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
  • Защита семейного права.

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Ст. 60. Имущественные права ребенка:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права и обязанности родителей

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Право на воспитание в семье

«Всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

В настоящее время создана и действует достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на реализацию и защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся а помощи государства.

Дадим краткую характеристику основных документов.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка – основной правовой акт, регламентирующий права детей. Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций 5 декабря 1989г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990г. Для России, как правоприемника СССР, она вступила в силу 15.09.1990г.

Конвенция провозглашает право детей на заботу и защиту, на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право на проживание со своими родителями и на общение с ними; право ребенка свободно выражать свои взгляды и мнения; свободно распространять и собирать информацию; право на свободу мысли, совести и религии, право на достойное обеспечение.

Конвенция признает за ребенком право на защиту от вмешательства в личную жизнь; неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; на защиту чести и репутации.

Конвенция закрепляет за ребенком право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие.

Эти и другие права ребенка, закрепленные в Конвенции, находят свое отражение в национальном законодательстве России:
— Конституции РФ;
— Семейном, Гражданском, Жилищном кодексах;
— Законе «Об образовании»;
— Законе «О защите прав инвалидов»;
— Законе «О пособиях семьям, имеющим детей»
— Законе «Об опеке и попечительстве»;
— других федеральных законах.

Рассмотрим механизм реализации прав ребенка в действительности.

Право ребенка на проживание в семье

Данная норма права достаточно широка и включает несколько аспектов.

Право ребенка на проживание с биологическими родителями и на общение с ними провозглашено статьями 54, 55 Семейного кодекса: «ребенок имеет право жить и воспитываться в семье … за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

Механизмы изоляции ребенка из социально неблагополучной семьи строго регламентируются законом и относятся к компетенции органов опеки и попечительства. Это значит, что ребенок может быть изъят из семьи против его воли и против воли родителей в том случае, если родители ограничены в родительских правах, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными.

При непосредственной угрозе жизни и здоровью детей органы опеки и попечительства имеют право немедленно отобрать ребенка у родителей на основании соответствующего акта органа местного самоуправления (на сегодня таким актом является распоряжение главы администрации района). Обязательным при этом является возбуждение судебного иска об ограничении в родительских правах или лишении родительских прав в течение семи дней со дня отобрания ребенка.

Следующим аспектом права ребенка на проживание в семье является право ребенка на общение с обоими родителями в случаях раздельного их проживания.

Законодательно закреплены равные права родителей на общение с ребенком и участие в его воспитании, и, соответственно, право ребенка на общение с каждым родителем в равной степени и в равном объеме. На практике достаточно часто между раздельно проживающими родителями возникают споры о воспитании ребенка, месте его проживания. Реализация данного аспекта права ребенка для органов опеки и попечительства является одним из сложных механизмов. Учитывая нравственные, моральные, психологические обстоятельства и многие другие, государство на сегодня не имеет реальных эффективных механизмов удовлетворения запросов всех сторон: матери, отца, бабушки, ребенка и отдает приоритет интересам ребенка.

В лучшей ситуации оказываются дети, родители которых мудры и ответственны в своей родительской любви, понимают, что в любом случае у ребенка должно быть свое постоянное место жительства, один дом, где у него есть не только права, но и обязанности.. Эти родители сами определяют, где ребенку лучше жить постоянно, а к кому из них ходить в гости. Действуя согласованно, они менее всего травмируют психику ребенка, так или иначе пострадавшую от состоявшегося развода родителей.

Нередко органам опеки и попечительства приходится становиться на позиции защитника ребенка от обоих родителей. Так случается, если оба родителя помнят только о себе, о своих оскорбленных чувствах, делят имущество, пытаясь увеличить его объем за счет ребенка. Ребенок нередко становится орудием мести друг другу, испытывает постоянный агрессивный настрой сторон, начинает в результате приспосабливаться к обстоятельствам. В таких условиях законом предусмотрено определение степени участия раздельно проживающего родителя в воспитании ребенка в судебном порядке.

Третьим, не менее важным аспектом права ребенка жить в семье, является его устройство, если он остался без попечения родителей, на воспитание в семью.

Председатель Российского детского фонда писатель Альберт Лиханов когда-то сказал: «Каждая – до единой! – детская судьба, причаленная к пристани государственного материнства и отдаленная от материнства естественного, помечена драмой, а то и трагедией – неважно, осознаны они детским сознанием или пока еще нет».

Вам не кажется, что глаза малышей, оставленных матерями в родильных домах и детских больницах, помещенных в дома ребенка, очень мудрые, недетские.

И вот слова журналиста Линьковой Н.: «Убежище для ничьих детей может быть никаким, плохим или хорошим. Но все равно это — не семья. Любовь и спасение нужны ребенку не несколько раз в сутки, а постоянно».

Согласно статистике в 55 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Челябинской области, воспитывается более 3 000 детей.

Заболеваемость детей, воспитывающихся в детских домах и интернатных учреждениях, в 2 раза выше, чем заболеваемость детей, воспитывающихся в семьях. Причем на первое место вышли нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

Как следствие выращивания ребенка вне семьи рассматривается появление новой человеческой популяции, отличительной чертой которой становится отсутствие семейно-родовых связей. Практически каждое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в своей практике факты эстафеты, когда бывший выпускник повторяет путь своих родителей и бросает своего ребенка. Рост количества таких людей может привести к национальной катастрофе. Рост количества неблагополучных семей нарушает закономерности общественного развития, к которому относится демографическое воспроизводство, первичная социализация в кровной семье, формирование опыта семейной жизни.

Только семья является естественной средой обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека.

Читать статью  Чем отличается полная семья от неполной

На сегодняшний момент используются следующие формы устройства детей на воспитание в семью:
— установление опеки (попечительства);
— передача на усыновление;
— устройство в приемную семью.

Наиболее распространенной формой устройства является установление опеки (попечительства). На сегодняшний день в органах опеки и попечительства города Челябинска состоит на учете 2 242 несовершеннолетних, в отношении которых установлена опека. Условия содержания, воспитания и образования детей данной категории контролируются органами опеки и попечительства два раза в год. В соответствии с принятым Законом Челябинской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», опекуны получают на содержание подопечных получают ежемесячные средства на содержание ребенка. Указанные средства выплачиваются только тем детям, которые имеют статус биологического или социального сироты (дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, находятся в местах лишения свободы, являются инвалидами 2 группы). Обязанности опекун исполняет безвозмездно.

Для детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
— право на бесплатный проезд в городском транспорте;
— право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения;
— внеочередное обеспечение жилыми помещениями в случаях, если на момент установления опеки ребенок не имел закрепленного за ним жилого помещения.

При установлении опеки (попечительства) между несовершеннолетним и опекуном не возникают правоотношения, существующие между кровными родителями и детьми. Опекаемый приобретает право на заботу со стороны опекуна, совместное с ним проживание, на обеспечение опекуном условий для содержания и воспитания, на уважение человеческого достоинства. Кроме того, опекаемые имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна. По отношению к опекуну права ребенка, соответственно, переходят в ранг обязанностей.

Назначение опеки и попечительства основывается на принципе добровольности: опекуном гражданин может быть назначен только при наличии его собственного волеизъявления. И только на основании личного заявления гражданин может быть освобожден от обязанностей опекуна.

По результатам надзора за деятельностью опекунов органы опеки и попечительства вправе принимать решение об отстранении опекуна от его обязанностей и привлекать опекуна к административной и судебной ответственности за нарушение прав опекаемого и злоупотребления по отношению к опекаемому; а также вправе в судебном порядке требовать от опекуна возмещения нанесенного подопечному материального ущерба.

Кроме обязанностей, действующим законодательством предусмотрены права опекунов:
— выбирать формы обучения и образовательные учреждения до получения ребенком среднего общего образования;
— требовать в судебном порядке возврата ребенка от лиц, удерживающих его без законных оснований, в том числе от близких родственников;
— оперативно управлять имуществом подопечного с предварительного согласия органов опеки.

Приоритетной формой устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, является передача их на усыновление.

Усыновление – достаточно сложный правовой институт. Ошибки при усыновлении могут нарушить права как ребенка, так и усыновителей. С целью наилучшего обеспечения интересов обеих сторон с 1997 года в России установлен судебный порядок усыновления, что соответствует нормам международного права. При усыновлении наиболее полно обеспечиваются права ребенка: в имущественных и других правах усыновленный ребенок приравнивается к кровному ребенку как по отношению к самим усыновителям, так и по отношению к их родственникам. То есть усыновленный ребенок приобретает все права и все обязанности, предусмотренные действующим законодательством для кровных детей (алиментные обязательства, право наследования и др.). В тоже время усыновленные дети утрачивают все права и обязанности по отношению к кровным родителям.
Ребенку, имевшему право на пенсию по случаю смерти родителей к моменту усыновления, данное право сохраняется и после усыновления.

Особым правовым последствием усыновления является сохранение тайны усыновления. Эта обязанность лежит на всех лицах, осведомленных об усыновлении в силу своих должностных обязанностей. К этой категории относятся и работники детских отделений больниц, родильных домов, домов ребенка. Тайна усыновления является одновременно и личной, и семейной тайной, право на которую закреплено ст. 9 Декларации прав и свобод человека и гражданина; Конституцией Российской Федерации, перечнем сведений конфидициального характера, утвержденным Указом Президента РФ №188 от 6.03.1997г. За несоблюдение тайны усыновления ст. 137 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность различной степени: от штрафа в размере 200-500 минимальных размеров оплаты труда до исправительных работ на 1 год или ареста на срок до 4-х месяцев. На сохранение тайны усыновления направлены не только нормы семейного законодательства, позволяющие сменить усыновленному ребенку имя, отчество, фамилию, дату и место рождения, но и нормы трудового законодательства, позволяющие женщине, усыновившей новорожденного ребенка, воспользоваться оплачиваемым послеродовым отпуском.

Усыновление может состояться только при согласии лиц, круг которых определен законом: самих усыновителей, биологических родителей или лиц, их заменяющих; супруга усыновителя, если усыновляет один из них; самого усыновляемого, если он достиг возраста 10 лет и ему известно об усыновлении.

Согласие на усыновление ребенка кровными родителями может быть дано только после его рождения. Не являются законными согласия, если они даны в отношении еще не рожденного ребенка, либо ребенка, которому еще не присвоены фамилия, имя, отчество; а также незаконны согласия, данные под каким-либо условием («если я не приду за ребенком в течение трех месяцев…»).

Родители или усыновители имеют право отозвать свое согласие на усыновление только до вынесения решения суда об усыновлении. (В США кровные родители могут заявить свои права на ребенка до достижения им совершеннолетия).

Законом предусмотрены условия передачи детей на усыновление без согласия кровных родителей:
— родители неизвестны;
— родители лишены родительских прав;
— родители признаны недееспособными;
— родители более шести месяцев не интересуются воспитанием и содержанием детей без уважительной причины.

В соответствии с действующим законодательством знакомиться с ребенком и общаться с ним до усыновления кандидаты в усыновители могут только тогда, когда предъявят руководителю учреждения направление на знакомство с ребенком, выданное органами опеки и попечительства. Предоставление информации кандидатам в усыновители в отсутствие такого документа расценивается как разглашение конфидициальной информации о детях, является основанием для возбуждения уголовного дела.

В городе Челябинске ежегодно передается на усыновление около 100 несовершеннолетних. При этом соблюдается приоритет российских граждан.

Приемная семья – форма устройства с целью воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у приемного родителя — воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Такая семья заменяет ребёнку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Приемная семья создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки и попечительства. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю производится оплата труда, срок исполнения обязанностей по договору засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребёнку приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.

Права ребенка на семейное воспитание Текст научной статьи по специальности «Право»

Введение. Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший структурную и терминологическую трансформацию. В современных условиях повышаются требования к уровню воспитания детей и на родителей налагается больше обязанностей по отношению к ним. Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека. Государство должно поддерживать и укреплять семью , создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье , пропагандировать семейные ценности. Теоретический анализ. Рассматривая семейное воспитание с различных позиций, делается глубокий анализ его юридической трактовки. Анализируются конституционные нормы и нормы семейного права, а также новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы семейного воспитания . Право ребенка на семейное воспитание представляется как сложное субъективное право, включающее правомочие: знать своих родителей и проживать с ними, право на заботу со стороны родителей , право на воспитание его родителями , право на здоровье и физическое развитие, право на содержание и нравственное благополучие. Результаты. Результатом является предложение совершенствовать законодательство Российской Федерации в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях: общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье ; принятие закона о запрете физических мер воздействия к детям ; дети сироты и дети , оставшиеся без попечения родителей , должны иметь право жить и воспитываться в семье ; издание нового федерального закона о правах ребенка и приведение в соответствие с ним действующего в России федерального и регионального законодательства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никулина О. М.

Технология сопровождения биологической семьи в условиях деинституционализации государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей

Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Как может быть реализовано право ребенка на семейное воспитание в случае расторжения брака родителями в контексте статьи 23 международного пакта о гражданских и политических правах

Child’s Rights on Family Care

Introduction. The family institution is a complex social phenomenon, which experienced the terminological and structural transformation. In modern society the requirements increase to the quality of childcare and parents are imposed more obligations towards them. The right of the child on family care is an essential right of the child because the family care plays an important role in the physical and emotional development of children . The state should support and strengthen the family , create conditions for a child’s upbringing in the family , and promote family values.Theoretical analysis. In the article the family care is viewed from different perspectives; also a deep analysis of its legal interpretation is made. In addition to that, the constitutional provisions and rules of family law, as well as a new law «On Education in the Russian Federation», which is based on the principles of family care are interpreted. The right of the child on family care is represented as a complex subjective right, including authority to know their parents and live with them, the right to be cared by biological parents , the right on health and physical development, the right on financial support and well-being. Results. The result of the article is a proposal to improve the legislation of the Russian Federation on the issue of childcare in the following areas: the public control over the rights of children to live and grow up in a family ; the adoption of the law on prevention from child abuse and neglect; the priority of family care for orphans and children left without parental care; the adoption of a new federal law on the rights of the child and bringing them into line with the current federal and regional Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Права ребенка на семейное воспитание»

ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: 7-ya@rambler.ru

Введение. Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший структурную и терминологическую трансформацию. В современных условиях повышаются требования к уровню воспитания детей и на родителей налагается больше обязанностей по отношению к ним. Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека. Государство должно поддерживать и укреплять семью, создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности. Теоретический анализ. Рассматривая семейное воспитание с различных позиций, делается глубокий анализ его юридической трактовки. Анализируются конституционные нормы и нормы семейного права, а также новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы семейного воспитания. Право ребенка на семейное воспитание представ-лется как сложное субъективное право, включающее правомочие: знать своих родителей и проживать с ними, право на заботу со стороны родителей, право на воспитание его родителями, право на здоровье и физическое развитие, право на содержание и нравственное благополучие. Результаты. Результатом является предложение совершенствовать законодательство Российской Федерации в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях: общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье; принятие закона о запрете физических мер воздействия к детям; дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны иметь право жить и воспитываться в семье; издание нового федерального закона о правах ребенка и приведение в соответствие с ним действующего в России федерального и регионального законодательства. Ключевые слова: семья, родители, дети, семейное воспитание, право ребенка жить и воспитываться в семье.

В современных условиях усиливается тенденция повышения требовательности к уровню воспитания детей и на родителей налагается все больше обязанностей и ответственности по отношению к ним. В этом контексте закономерно провозглашение в Российской Федерации среди основных приоритетов демографического развития повышения именно воспитательного потенциала семьи [1].

Читать статью  Психологические проблемы семьи

Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший серьезную трансформацию. Современное понятие семьи относится не только к отношениям, существующим в сфере семьи, основанной на законном браке, но и к отношениям, существующим между людьми, находящимися в гражданском браке или фактическом союзе. Иной стала структура семьи: из

многопоколенной превратилась в нуклеарную и сведены к минимуму выполняемые ею социальные функции. Семья в полной мере выполняет функции самообслуживания, накопления собственности и социализации своих членов.

Термин «семья» используется в разных отраслях знаний, поэтому в отечественной науке можно встретить самые различные его значения — по происхождению и по признаку прокреации. В первом случае имеет место семья, в которой граждане растут и достигают зрелости, перенимая образцы поведения в жизни и обществе. Во втором случае, по признаку прокреации, семья является результатом заключения законного брака и появления потомства [2].

С точки зрения социологии семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, один из важнейших элементов социальной структуры. Семья выполняет многие социальные функции, играет свою особую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека [3]. Рождение детей и подготовка их к взрослой жизни делают семью важной структурой общества.

Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека.

Государство должно поддерживать и укреплять семью, создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности.

К. Н. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть права на воспитание и образование, сообразно с его индивидуальностью [4, с. 17].

Семейное воспитание, как отмечает Ю. А. Королев, выступает как своеобразный канал взаимосвязи между обществом и индивидом, подготовка человека к выходу в общественную сферу, социализация его, как воздействие образа жизни на процесс становления и развития личности [5, с. 18].

Семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования и развития личности в науке рассматривается с разных позиций: философских, педагогических, психологических, со-

циологических и т.д. Интересным было увидеть юридическую трактовку данного понятия: под воспитанием детей понимается «длительный процесс воздействия на детей, который выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, и влияние, которое оказывает на ребенка поведение и пример родителей» [6, с. 72-73].

В определении ясно видны важные составляющие данного процесса, на которые указывают юристы:

1. Воспитание детей процесс длительный.

2. Под воздействием понимается, прежде всего, совершение родителями не просто действий, а целенаправленных, а также бессознательное воздействие на детей.

3. В данном процессе обязательно должен быть результат.

4. Кроме воздействия, есть еще процесс влияния посредством родительского поведения и примера.

Среди форм семейного воспитания можно отметить:

— естественное семейное воспитание (семья, созданная в результате брака или вне брака);

— искусственное семейное воспитание (усыновление, приемная семья, опека).

— фактические воспитатели — лица, воспитывающие и содержащие ребенка без назначения их опекунами (попечителями), а также не являющиеся его приемными родителями. Не имеют права на получение алиментов как фактические воспитатели: опекуны; попечители; приемные родители. Фактическими воспитателями могут быть: посторонние ребенку лица; отдаленные родственники (не обязанные по закону предоставлять ему содержание); члены семьи (обязанные содержать ребенка); дедушка; бабушка; братья и сестры [6].

Однако именно естественное семейное воспитание формирует полноценную личность, способствует всестороннему развитию ребенка, обеспечивает надлежащий уровень образования.

«Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей», — гласит ст. 38 Конституции РФ.

В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [7].

Право на семейное воспитание является одним из наиболее значимых с позиций создания условий для всестороннего развития личности ребенка. Под правом ребенка на семью понимается его право жить и воспитываться в его родной, биологической семье.

Право ребенка на семейное воспитание является естественным, неотчуждаемым, принад-

лежит от рождения; не зависит от пола ребенка, его возраста, социального и имущественного положения, а также от его состояния здоровья.

Согласно Конвенции о правах ребенка родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка (п. 1 ст. 18), за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (п. 2 ст. 27).

Во многих статьях Конвенции содержатся не только права детей, но и гарантии осуществления права воспитываться в семье:

1) В ст. 9 содержатся общие правовые гарантии того, «чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию», определяются условия, при которых разлучение считается допустимым.

2) При разлучении ребенка с родителями или только с одним из них ребенок имеет право «поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка» (п. 3 ст. 9).

3) Семейные связи ребенка согласно ст. 8 являются составляющим элементом права ребенка на сохранение своей индивидуальности, и государство, уважая это право, не должно допускать противозаконного вмешательства в них.

Вместе с тем из положений Конвенции следует, что осуществление права ребенка, разлученного с родителями, на общение с ними, а также гарантии восстановления семьи, например, при лишении родительских прав или отобрании детей, в российском праве должны быть усилены [8, с. 178].

Семейный кодекс РФ также устанавливает право ребенка на семейное воспитание (п. 2 ст. 54) и в регулировании отношений с участием детей исходит из принципа интересов ребенка в семей-но-правовых отношениях (например, п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 65, ст. 68, п. 4 ст. 72, п. 4 ст. 143 и др.), необходимости учета интересов ребенка (например, п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 24, п. 2 ст. 79, п. 1-3 ст. 124, п. 2 ст. 125, п. 4 ст. 137, п. 2 ст. 141, п. 5 ст. 145).

Право ребенка жить и воспитываться в семье можно представить как сложное субъективное право, включающее, исходя из Семейного кодекса РФ, правомочия:

— во-первых, знать своих родителей и право ребенка на проживание со своими родителями. Европейский суд по правам человека признал, что совместное пребывание родителей и детей является основным элементом семейной жизни [8];

— во-вторых, право ребенка на заботу со стороны родителей. Оно тесно связано с правом ребенка на совместное проживание с родителями и предполагает не только удовлетворение материально-бытовых потребностей, но и внимание со стороны родителей к своему ребенку;

— в-третьих, право ребенка на воспитание его родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Данное право конкретизирует понятие — жить и воспитываться в семье, получение ребенком важных жизненных навыков, опыта и осознание им, что он личность, которую понимают и уважают. Данное право тесно связано с правами и обязанностями родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии;

— в-четвертых, право ребенка на здоровье и физическое развитие. Ребенок обладает совокупностью гражданских личных неимущественных прав, принадлежащих любому гражданину, среди которых — группа прав, обеспечивающих физическое и психическое благополучие личности (право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду). Родители обязаны не нарушать эти права, воздерживаться от действий, мешающих их осуществлению. В п. 1 ст. 63 СК РФ говорится, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей», «они обязаны заботиться о здоровье, физическом. развитии своих детей». Родители ребенка могут выбирать средства и методы физического воспитания. Они организуют ребенку рациональный режим дня, отдыха, питания. Дети могут быть определены в спортивные кружки, детские спортивные школы;

— в-пятых, право ребенка на содержание. Уровень жизни ребенка в равной степени зависит как от финансовых возможностей семьи, в которой он воспитывается, так и от адекватного правового регулирования имущественных прав самого ребенка — от объема этих прав, возможности их реализации и, главное, от степени эффективности правовых механизмов охраны названных прав. Уровень жизни ребенка обеспечивается за счет двух источников: содержания, предоставляемого родителями, и имущества, принадлежащего самому ребенку. При этом, согласно Конвенции, родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (п. 2 ст. 27 Конвенции);

— в-шестых, право ребенка на нравственное благополучие и нравственное воспитание. Среди прав, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., предусмотрено право ребенка на уровень жизни, необходимый для его нравственного развития (п. 1 ст. 27 Конвенции). Основная обязанность заботиться о нравственном развитии детей возлагается на родителей (п. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» (с посл. изм. и доп.)) [9].

Учитывая физическую и умственную незрелость ребенка, в законодательстве необходимо закрепить специальные меры по охране и защите нравственных начал ребенка.

Право ребенка на семейное воспитание закрепляется в нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года [10]:

1. Мы видим, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются участниками образовательных отношений и активным образом будут участвовать как в образовании, обучении детей, так и в воспитании.

2. В законе нет определения, что такое «семейное воспитание», но дается широкая трактовка понятию «воспитание», под которым понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» и присмотр и уход за детьми как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

3. В законе появилась новая норма «права родителей». Так, в п. 1 ст. 44 прямо говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Семья стала первым и главным субъектом в области образования и воспитания детей. Соответственно, семейное воспитание будет помощником в деле воспитания и образования детей.

4. Далее в п. 2 ст. 44 мы все-таки видим роль семьи в воспитании детей через следующую конструкцию: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». То есть под воспитанием в семейных условиях понимается охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушений развития ребенка.

5. Усилилась ответственность родителей в процессе воспитания и обучения детей, так они теперь обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, в данной норме мы видим определенные цели семейного воспитания — физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка.

Главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

6. В Законе закрепляется норма «обучение в форме семейного образования» (ст. 17). У детей появилось право выбирать формы образования, включая и семейное образование.

Таким образом, новый Закон об образовании опирается на принцип открытости системы образования и расширяет роль родителей в воспитательном процессе. Например, они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией. Родитель теперь полноправный участник образовательного процесса, что гарантирует ему открытость и прозрачность всей образовательной системы. Однако нельзя сказать, что с принятием нового Закона об образовании все проблемы в этой сфере будут решены. Как верно отметил В. В. Путин на съезде родителей России, «семья — это очень чувствительная сфера. И в законах, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми, должны быть только определенные, четкие формулировки, исключающие произвол чиновников и какое-то двойное толкование. Так называемая юридическая техника должна быть отточена до идеала. » [11].

Обращаясь к зарубежному опыту в данном вопросе, хочется отметить ряд государств, в которых на конституционном уровне заложена данная норма и позиция.

Конституция Ирландии, п. 1.1, 2 и 3.1 ст. 41: «Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. Государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок» [12, с. 811-812].

Читать статью  Стили семейного воспитания. Типичные варианты взаимоотношений в льтация по теме

Пункты 1-3 ст. 101 Публичного закона США №104-193 «Акт о согласовании личной ответственности и дееспособности 1996 г.»: «Конгресс устанавливает: (1) Брак — основа успешного общества. (2) Брак — значимый институт успешного общества, которое защищает и реализует интересы детей. (3) Содействие ответственному отцовству и материнству — основа успешного воспитания и благосостояния детей.» [12, с. 811-812].

В Преамбуле Конституции Французской Республики от 1946 г. говорится: «Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности

ребенку, матери. охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг» [13, с. 19-21].

Статья 42 Конституции Ирландии: «Госу -дарство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание» [12, с. 812-813].

Что касается прав детей, рожденных вне брака, то российское законодательство, как и Европейский суд исходит из полного равенства прав детей, рожденных в браке, и внебрачных детей. Таким образом, право на семейное воспитание должны иметь как дети, рожденные в браке, так и внебрачные дети.

Так, Европейский суд расширяет понятие «семейная жизнь» с учетом современных изменений социальных и культурных моделей семейной жизни и признал наличие семейной жизни между лицами, не состоящими в браке. Понятие семьи, из которого исходит ст. 8 Европейской конвенции по правам человека, предполагает, что ребенок, родившийся от такого союза, входит в эти отношения полноправным членом, поскольку с момента его рождения и только благодаря самому факту его рождения между ним и родителями существует связь, закладывающая основы семейной жизни, даже если родители в этот момент не живут вместе (постановление БеггеЬаЬ, 21) [14].

По нашему мнению, необходимо совершенствовать законодательство РФ в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях.

Неблагополучие в положении детей в нашем обществе относится к числу проблем, требующих особого внимания и, соответственно, правовых способов из разрешения. На наш взгляд, в данном случае нужно вводить общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье. Граждане должны принимать активное участие в защите нарушенных прав и интересов детей, сообщая об этом в органы исполнительной власти. Недопустимым должны быть ситуации, когда дети страдают от жестокого обращения родителей, а соседи, родственники и просто обычные люди остаются равнодушными к данной беде.

Следует принять закон о запрете физических мер воздействия к детям. Проблема жестокого обращения с детьми — одна из тех, которая требует своего решения. Государственные органы, неправительственные организации и гражданское общество должны объединить свои усилия в данном направлении. Мы также согласны и поддерживаем инициативы Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о введении

закона о недопущении физических мер воздействия к детям, тем более, как отметила заместитель Генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, данная норма уже принята во многих странах.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также должны иметь права жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении. В докладе ЮНИСЕФ говорится: «Более двух миллионов детей во всем мире живут в интернатных учреждениях. По меньшей мере у 80% из них жив один или оба родителя. Многие дети могут быть разлучены со своими семьями без достаточных на то оснований, в то же время еще большему числу детей действительно необходимо альтернативное устройство. » [15].

Относительно права ребенка воспитываться в семье уже делаются первые шаги. Так, в Проекте стратегии (программы) «Россия без сирот» на 2013-2020 гг. целью подпрограммы «Дети-сироты» является создание условий для реализации права жить и воспитываться в семье, приоритетны семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Очень точно и емко по этому поводу сказал уполномоченный по права ребенка в РФ Павел Астахов: «Мы прекрасно понимаем, что нам не избавиться от такого социального недуга, как сиротство, особенно социальное сиротство, если мы не будем работать с семьей — как с родной, так и с приемной. Потому что есть святое право ребенка — право на семью» [16].

Следует издать новый федеральный закон о правах ребенка и привести в соответствие с ним действующее в России федеральное и региональное законодательство.

Таким образом, Конституция РФ закрепила приоритет семейного воспитания детей как наилучшую форму воспитания ребенка, так как одно из главных функций семьи—это создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей.

1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 года

№ 1270-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 40, ст. 3873.

2. Rebowski J. Rodzinajako system powiazan // Ziemska N. (red). Rodzina I dziecko. Warszawa, 1986. 127 s.

3. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003. 863 с.

4. Вентцель К. Н. Освобождение ребенка. Декларация прав ребенка. Смоленск, 1918. 50 с.

5. Королев Ю. А. Конституция СССР — правовая основа построения брачно-семейных отношений. М., 1981. 192 с.

6. Юридический словарь / под общ. ред. А. Н. Азрилияна. М., 2009. 1152 с.

7. Ведомости СНД СССР и ВС СССР 1990. № 45, ст. 955.

8. Семейное право на рубеже XX-XXI веков : к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. / отв. ред. О. Н. Низамиева. М., 2011. 446 с.

9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17 декабря 2009 г.) : принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 3 июля 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802.

10. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174 (дата обращения: 27.02.2013).

11. Владимир Путин выступил на проходящем в Москве Съезде родителей России. Москва, Кремль. 9 февраля 2013 года. URL: http://kremlin.ru/news/17469 (дата обращения: 03.03.2013).

12. Конституции государств Европы : в 3 т. / под общ. ред. Л. А. Окунькова. Т. 1. М., 2001. 824 с.

13. Конституция и законодательные акты Французской Республики. По состоянию на январь 1958 г. / сост. и вступ. ст. М. А. Крутоголова. М., 1958. 527 с.

14. Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004. 267 с.

15. ЮНИСЕФ : [офиц. сайт]. URL: http://unicef.ru/events/ news/1183/ (дата обращения 17.03.2013).

16. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : [офиц. сайт]. URL: http:// www.rfdeti.ru/display.php?id=6481 (дата обращения: 17.03.2013).

Child’s Rights on Family Care O. M. Nikulina

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor of Social Pedagogy, Balashov Institute (branch) of Saratov State University, 29, Karl Marx str., Balashov, Saratov region, 412300 Russia E-mail: 7-ya@rambler.ru

Introduction. The family institution is a complex social phenomenon, which experienced the terminological and structural transformation. In modern society the requirements increase to the quality of childcare and parents are imposed more obligations towards them. The right of the child on family care is an essential right of the child because the family care plays an important role in the physical and emotional development of children. The state should support and strengthen the family, create conditions for a child’s upbringing in the family, and promote family values.

Theoretical analysis. In the article the family care is viewed from different perspectives; also a deep analysis of its legal interpretation is made. In addition to that, the constitutional provisions and rules of family law, as well as a new law «On Education in the Russian Federation», which is based on the principles of family care are interpreted. The right of the child on family care is represented as a complex subjective right, including authority to know their parents and live with them, the right to be cared by biological parents, the right on health and physical development, the right on financial support and well-being. Results. The result of the article is a proposal to improve the legislation of the Russian Federation on the issue of childcare in the following areas: the public control over the rights of children to live and grow up in a family; the adoption of the law on prevention from child abuse and neglect; the priority of family care for orphans and children left without parental care; the adoption of a new federal law on the rights of the child and bringing them into line with the current federal and regional Russian legislation. Key words: family, parents, children, family care, children’s rights to live and grow up in a family.

1. Koncepcija demograficheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda. Odobrena Raspor-jazheniem Pravitel’stva RF ot 24 sentjabrja 2001 goda № 1270-r [The concept of the demographic development of the Russian Federation for the period up to 2015. Approved by the RF Government of September 24, 2001 № 1270-r]. Sobr. zakonodatelstva Ros. Federacii [Collected of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 40, article 3873.

2. Rebowski J. Rodzina jako system powiazan. Ziemska N. (red). Rodzina Idziecko. Warszawa,1986. 127 s.

3. Sociologicheskaja jenciklopedija: v 2 t. T. 2. Nacional’nyj obshhestvenno-nauchnyj fond. Rukovoditel’ nauchnogo proekta G. Ju. Semigin; Glavnyj redaktor V. N. Ivanov [Sociological Encyclopedia: in 2 vol. Vol. 2. National Science Foundation pub. Head of Research Project G. U. Semigin; Editor V. N. Ivanov]. Moscow, 2003 . 863 p.

4. Ventcel K. N. Osvobozhdenie rebenka. Deklaracija prav rebenka [Release of the child. Declaration of Rights of the Child]. Smolensk, 1918. 50 p.

5. Korolev Ju. A. Konstitucija SSSR — pravovaja osnova postroenija brachno-semejnyh otnoshenij [The Constitution of the USSR — the legal basis for the construction of marriage and family relations]. Moscow, 1981. 192 p.

6. Juridicheskij slovar’. Pod obshh. red. A. N. Azrilijana [Legal Dictionary]. Moscow, 2009. 1152 p.

7. Vedomosti S#ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of the Congress of People’s Deputies and the Supreme Soviet of the USSR]. 1990, no. 45, article 955.

8. Semejnoe pravo na rubezhe XX-XXI vekov: k 20-letiju Konvencii OON o pravah rebenka: Materialy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Family Law at the turn of XX-XXI centuries: the 20th anniversary of the UN Convention on the Rights of the Child: International scientific and practical conference], Kazan, Kazan (Volga) Federal University, December 18, 2010; ed. by O. N. Nizamieva. Moscow, 2011. 446 p.

9. Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Federacii. Feder. zakon ot 24 ijulja 1998 g. № 124-FZ (red. ot 17 dekabrja 2009 g.): prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 3 ijulja 1998 g. [On basic guarantees of children’s rights in the Russian Federation. The Federal Law of July 24, 1998 № 124-FZ (as amended on December 17, 2009) adopted by the State Duma Feder. Coll. Ros. Federation July 3, 1998]. Sobr. zakonodatelstva Ros. Federacii [Collected of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 31, article 3802.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal’nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ (vstupil v silu 1 sentjabrja 2013 g.) (On Education in the Russian Federation. The Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ (entered into force on September 1, 2013)). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req = doc; base = LAW; n = 140174 (accessed 27 February 2013).

11. Vladimir Putin vystupil na prohodjashhem v Moskve Sezde roditelejRossii. Moskva, Kreml’. 9 fevralja 2013 goda. (Vladimir Putin speaks at the congress held in Moscow, Russian parents. The Kremlin, Moscow. February 9, 2013). Available at: http://kremlin.ru/news/17469 (accessed 03 March 2013).

12. KonstituciigosudarstvEvropy: v 3 t. T. 1. Pod obshh. red. L. A. Okun’kova [Constitution of Europe: in 3 vol. Vol 1. Ed. by L. A Okounkov]. Moscow, 2001. 824 p.

13. Konstitucija izakonodatel’nye aktyFrancuzskojRespub-liki. Po sostojaniju na janvar’ 1958 g. Sost. I avtor vstup. st. M. A. Krutogolov [The Constitution and the laws of the French Republic. As of January 1958]. Moscow, 1958. 527 p.

14. De Sal’via M. Evropejskaja konvencijapo pravam che-loveka [European Convention on Human Rights]. St. Petersburg, 2004. 267 p.

15. JuNISEF [oficial’nyj sajt] (UNICEF). Available at: http:// unicef.ru/events/news/1183/ (accessed 17 March 2013) (in Russian).

Источник https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v-semeynom-kodekse/

Источник https://socchel.ru/pravo-na-vospitanie-v-seme

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/prava-rebenka-na-semeynoe-vospitanie