Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Одним из направлений работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, является преодоление трудностей семейного воспитания, поскольку сам факт рождения больного ребенка является дезадаптирующим семью в целом. Необходимо отметить, что при рождении диагностируется незначительное количество заболеваний, приводящих к отклонениям в развитии. К таковым относят некоторые синдромальные нарушения (например, синдром Дауна) и врожденные аномалии челюстно-лицевой области (например, врожденные расщелины губы и нёба).
Большинство родителей испытывают состояние шока после сообщения диагноза ребенка. В последние годы родители более толерантно относятся к заболеванием детей, однако шоковое состояние испытывает большое количество семей.
Шоковое состояние родителей можно квалифицировать как кризисное, поскольку оно порождается вставшей перед ними проблемой, от которой они не могут уйти и которую не могут разрешить в быстрое время и привычным способом [4].
Выделяют три фазы преодоления кризисного состояния. Первое время после рождения родители ребенка наиболее остро переживают факт рождения ребенка с ОВЗ (первая фаза – фаза острого кризиса). Мать задает себе вопрос: «Почему именно у меня родился такой ребенок?». Состояние острого кризиса усугубляется не всегда корректным поведением медицинского персонала родильных домов. Так, 23 % матерей предложили отказаться от ребенка. Некорректным является и объяснение причин, вызывающих данную патологию. В первую очередь, врачи называют в качестве причин алкоголизм и наркоманию. Можно представить эмоциональную реакцию социально благополучных матерей (82 % случаев). Матери отмечали, что в этот период они испытывали чувство подавленности и страха перед будущим: «Что я скажу родным и знакомым?», «Как я буду жить?», «Что ждет моего ребенка?».
Во время второй фазы острое состояние притупляется, родители начинают искать причину рождения такого ребенка, что часто связано со взаимообвинениями, конфликтами между отцом и матерью и другими близкими родственниками. 5 % семей распались именно в это время. В этот период формируются механизмы психологической защиты. Наиболее часто (46% случаев) психологическая защита проявляется в ограничении социальных контактов.
Другой вид психологической защиты проявляется в том, что женщина начинает рьяно выполнять роль матери, а отец уходит «с головой» в работу. И в том и в другом случае каждый из родителей чувствует себя одиноким и забытым. Подобная рассогласованность взаимоотношений родителей обостряет кризис семьи, так как каждый из родителей начинает ощущать себя «брошенными». М. П. Краузе отмечает, что этот вид психологической защиты подчинен общей для родителей цели – не замечать проблему и уходить от ее обсуждения. Однако в определенный момент такое положение дел приводит к столкновению. У некоторых родителей (12 % случаев) наблюдается повышенная конфликтность с окружающими. По мнению М. П. Краузе подобные психологические защиты только усугубляют проблемы семей и усиливают психологическое напряжение.
Во время третьей фазы у родителей появляется страх за жизнь ребенка, т. к. дети с ОВЗ требуют особого ухода, в большей степени подвержены различным заболеваниям (сердечно-сосудистым, заболеваниям ЛОР-органов, неврологическим заболеваниям, многим детям требуется поэтапное хирургическое лечение. В виду специфики физического и психического развития родители такого ребенка обеспокоены его состоянием здоровья, уделяя ему больше внимания, чем другим детям. Такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность. Как правило, эта фаза примиряет родителей с фактом рождения ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба. Родители часто начинают испытывать чувство вины перед ребенком, что также усугубляет психоэмоциональное напряжение в семье.
Все семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, проходят все три фазы выхода из кризисного состояния, отличием психодинамики семей является скорость его преодоления. Так, первая и вторая фазы обычно длятся от нескольких дней до нескольких месяцев, третья фаза – от нескольких месяцев до нескольких лет.
Однако опыт работы с детьми с ОВЗ и их семьями, а также литературные данные по проблеме воспитания детей с ОВЗ, показывают, что эмоциональные переживания родителей, связанные с рождением такого ребенка не исчезают совсем, а сопутствуют дальнейшей семейной жизни, являясь эмоциональным фоном. В трудные периоды жизни они всплывают и дезадаптируют семью.
Тяжесть кризисного состояния и скорость его преодоления определяют дальнейший стиль взаимоотношений в семье, а также решение возникающих в процессе воспитания проблем.
Как следствие, семьи, где растет ребенок с ОВЗ, ограничивают круг своего общения, родители избегают новых знакомств, прогулок на детских площадках. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на процессе социализации ребенка.
Таким образом, можно выделить основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
5. Неприятие личности ребенка.
6. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним.
7. Страх ответственности.
8. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание.
9. Гиперболизация проблем ребенка.
11. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.
Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.
План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.
Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.
Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.
Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Корнеева, Е. Н. Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Корнеева, Н. К. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88388/ (дата обращения: 27.10.2022).
В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выступили личностно-развивающий потенциал семьи, особенности отношения родителей к ребенку с нарушениями в развитии и к родительству в целом.
Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимоотношение в семье, сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество детей с нарушениями в развитии значительно растет. Это объясняется рядом факторов: гуманность общества и современные медицинские технологии положительно влияют на сохранение жизни таких детей, у которых раньше шанс выжить был очень низок. Влияние на рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оказывают и низкий социально-экономический уровень жизни некоторых семей, и неблагоприятная экологическая ситуация в современном мире.
Основную роль в воспитании и успешной социализации ребенка с нарушением в психологическом или физическом развитии играют родители и вся семья, в которой ребенок проводит свое основное время. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это семья с особым психологическим статусом, испытывающая многочисленные повседневные заботы и трудности, редко встречающиеся в жизни других семей [4; 5].
Родители, воспитывающие ребенка с особыми образовательными потребностями, имеют целый ряд психологических проблем, для преодоления которых им необходима помощь специалиста. Тем самым перед нами возникает проблема сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Причиной этому стала неготовность членов семьи адекватно принять случившуюся ситуацию.
Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, является одной из сложных проблем современной психологии, т. к. в образовательных учреждениях большее внимание уделяется именно психолого-педагогическому сопровождению детей с различными нарушениями в развития и особыми образовательными потребностями. В то время как психологическое сопровождение родителей и других членов семьи «особенного» ребенка уходит на второй план [5]. Следует учесть, что физиологические и психологические нарушения такого ребенка мешают его нормальной социализации, что является проблемой для него самого и его семьи.
При воспитании ребенка с ОВЗ могут возникнуть трудности, приводящие к качественным изменениям жизни семьи. У родителей особенного ребенка повышается риск возникновения соматических и психологических расстройств на фоне переживаемого стресса. Нарушения в развитии ребенка могут повлиять на жизнь семьи в разной степени: в одном случае подобные трудности сплачивают членов семьи и являются предпосылкой к формированию новых жизненных ценностей, в другом случае может произойти распад семьи [4]. Рассматривая причины второго исхода жизни семьи, можно выделить следующие факторы: родители испытывают чувство вины, гнева и безысходности, изменяется привычный уклад семейной жизни. Также у семьи могут возникнуть сложности и проблемы в налаживании отношений ребенка со сверстниками, братьями и сестрами, если ребенок с ОВЗ не является единственным в семье.
В нашем исследовании, направленном на изучение личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей ребенка о ОВЗ, были использованы следующие диагностические методики:
– Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Шефер Е. С. и Белл Р. К., адаптированный Нещерет Т. В. «Семейная жизнь глазами матери», направленный на оценку представлений матери о своем ребенке, его особенностях, возможностях, ограничениях и рисках деструктивного развития.
– Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), направленный на изучение особенности родительского отношения к ребенку с нарушениями в развитии.
– Опросник «Сознательное родительство», (М. С. Ермихиной), направленный на оценку себя как родителя, своих родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве.
В исследовании приняли участие 16 семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии в возрасте от 3 до 7 лет; всего 28 респондентов, из них — 15 матерей и 13 отцов.
Из 16 семей шесть (37 %) имеют статус неполной семьи либо родители ребенка находятся в разводе. В 5 семьях помимо ребенка с нарушениями в развитии есть еще дети, одна семья имеет статус многодетной. Сами дети с ОВЗ имеют официальный диагноз: шестеро — ЗПР (задержка психического развития), и восемь — ТНР (тяжелые нарушения речи).
Основные результаты исследования. Первоначально изучались представления родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, относительно разных сторон семейной жизни с помощью методики PARI. Полученные результаты оказались очень неоднородны. Для большинства матерей детей с ОВЗ характерен высокий уровень вербализации проблемы, чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка. Матери проявляют чрезмерную заботу в воспитании, тем самым негативно влияя на самостоятельность и активность ребенка. Небольшая часть матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, напротив, показала очень низкий балл по показателям гиперопеки.
Далее для исследования родительского отношения к ребенку с нарушением развития членам семьи был предложен тест-опросник (А. Я. Варга, В. В. Столин), включающий в себя пять шкал: принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; отношение к неудачам ребенка. Результаты опросника показали, что уровень показателя принятия ребенка выше у матерей (21–23,5 б.), чем у отцов (18–20,6 б.). Можно отметить, что не все отцы готовы принять ребенка с особенностями в развитии здоровья и личности в целом, а, значит, принимая ответственность на себя, будут испытывать чувство вины, в случае же отрицания этой ответственности, будут склонны дистанцироваться от своего ребенка, стремиться игнорировать его проблемы. Полученный показатель по шкале кооперации говорит о том, что родители не готовы сотрудничать с ребенком ОВЗ, при этом видят его несамостоятельным и зависимым от взрослых. Так же нами получены низкие баллы по шкале «симбиоз». Это означает, что родители, особенно отцы, устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком. Следует отметить стремление матерей устанавливать излишний контроль над ребенком с ОВЗ и его действиями. Отцы же, напротив, готовы переложить все заботы по воспитанию особенного ребенка на плечи матерей. По шкале «отношение к неудачам ребенка» результаты находятся в пределах нормы. Члены семьи адекватно относятся к неудачам особого ребенка, не возлагая на него больших надежд и не предъявляя завышенных требований.
Анализ результатов по опроснику «Осознанное родительство» (М. С. Ермихиной, Р. В. Овчаровой) позволил констатировать нам высокий уровень осознанности по шкалам «чувства», «отношения», «ответственность», в целом результаты по шкале «степень осознанности родительства» относятся к достаточно высоким показателям (от 18,5 до 22,2 баллов). Это означает, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, члены семей сосредоточены на собственных переживаниях и отношениях, а также отношениях ребенка с ОВЗ с другими детьми, включая братьев и сестер. Они склонны принимать на себя повышенную ответственность за урегулирование вопросов социализации, и поддержания здоровья своего ребенка. Более низкий уровень осознанности выявлен по шкалам «семейные ценности», «родительские позиции», «установки и ожидания» (от 6,25 до 14,2 баллов). То есть респонденты мало задумываются о том, что является значимо ценным для их семьи и ее членов, чего они ждут от своего ребенка в будущем, какую позицию занимают по отношению к нему.
Проведенное исследование позволило выявить риски и психологические истоки проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. К числу рисков можно отнести риск снижения темпа психического развития ребенка с ОВЗ, связанного с пониженными требованиями к нему и негативными социальными ожиданиями со стороны членов семей. Следующий риск обусловлен рассогласованностью воспитательных позиций родителей в таких семьях, это может привести к дальнейшему росту напряженности в отношениях взрослых членов семьи, риску распада семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Факт неготовности принять своего ребенка таким как он есть сопряжен не только с проблемами в выстраивании и поддержании отношений с ним, но и с риском нарушения психологического благополучия и психического здоровья родителей, особенно матерей. Полученные результаты позволяют наметить направления в которых должна вестись особенно интенсивная работа по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ. К их числу следует отнести: информирование и обучение родителей; консультирование; индивидуальная работа с семьей и ребенком; работа над внутрисемейными отношениями; активизация личностно-развивающих особенностей семей для создания благоприятных условий жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Галасюк И. Н. Проблемное поле семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: анализ зарубеж. исслед. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — № 2. — С. 224–227.
- Корнеева Е. Н. Координация социальных ожиданий и представлений участников образовательного взаимодействия // Материалы международной научно — практической конференции «Наука и образование в современном мире». — Караганды: РИО «Болашак-Баспа» 2018. — 338 с. — 4 том. С. 89–91.
- Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Интерактивная наука. — 2019. — № 8 (42). — С. 14–16.
- Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 346–349.
- Хазова С. А., Ряжева М. В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3. — С. 203–209.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, PARI, член семьи, нарушение, родительское отношение, семейная жизнь, особенный ребенок, Столин.
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье , отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей , имеющих детей с особыми образовательными потребностями.
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арутюнян А.М.
Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья
Текст научной работы на тему «Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Вся эта работа классного руководителя развивает личность ребенка, он учится проявлять себя и тем самым он учится взаимодействовать с окружающими, т.е. от классного руководителя зависит и социализация школьников.
1. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя [Текст] /Л И. Маленкова. — М.: Ноосфера, 2009. — 248 с.
2. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] /А.Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 2000. —
3. Куприянов, Б.В. Классификация форм воспитательной работы [Текст] /Б.В. Куприянов // Воспитание школьников -2012,-№4.-С. 19-26.
4. Актуальные вопросы интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004. — 204 с.
5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей [Текст] /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед. о-во России, 2002. — 114 с.
6. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие [Текст] / Под ред. E.H. Степанова. — М.: Пед. поиск, 2000. — 122 с.
7. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г. Морозова. — Кострома, КГУ, 2010.-98 с.
8. Муравьева, И.Т. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни» [Текст] /И.Т. Муравьева, Д.Б. Соколова // Воспитание школьников — 2011. — № 1.-С. 24-38.
9. Березовин, К.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] /К.А. Березовин, А.П. Сманцер. — Минск, МГУ, 2000. — 98 с.
10. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты [Текст] /Р.И. Ильюшнкова // Классный руководитель — 2014. — № 4. — С. 26-30.
11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — Саратов, СГУ, 2010. — 104 с.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
Арутюнян A.M., 2016 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирский государственный педагогический
университет», студент, г. Армавир
Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описаны модели взаимоотношений в семье, отношение к ребенку с ОВЗ, психологический и социальный уровень данной проблемы. Также представлены виды отношения родителей к своему ребенку. Дифференцированы группы семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: семья, дети с ОВЗ, взаимоотношение в семье, социальный уровень, психологический уровень.
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий граждан.
Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Лишенными внимания оказываются другие дети в семье. Часто родители отдаляются от знакомых, друзей и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Отношение к ребенку. Любая семья мечтает, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются смешанные чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Первый вопрос, который задают себе семьи, в которых родился ребенок в ОВЗ: «Почему?», «За что?», «Почему это случилось именно со мной?». Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.
Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с нарушениями в развитии, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения. Этот момент сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое, депрессивное состояние, чувство беспомощности и растерянности, очень часто служит причиной распада семьи. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.
Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает сильное негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период.
Социальный уровень. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.
Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад.
Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различного рода соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.
Семьи, имеющие детей с нарушениями в развитии, можно дифференцировать на четыре группы.
Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный стиль воспитания для них — это гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.
Вторая группа характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны родителей
собственных нежелательных качеств. Они фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.
Третья группа характеризуется стилем сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и его сильные стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
Четвёртая группа — репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований часто прибегают к физическим наказаниям.
Рассматривая семьи, имеющие детей с ОВЗ, американский педиатр Бенджамин Спок, выделял следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.
Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. В таких случаях необходима конкретная адекватная помощь со стороны специалистов.
¡.Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. -Екатеринбург, 2001.
2.Дементева Н.Ф. Социальная работа с семей ребенка с ограниченными возможностями. — М.: Институт социальной работы, 1996.
3.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: ВЛАДОС, 2004.
4.0лиференко Л.Я., Шульга Т.П., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
5.Шипицина Л.М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии, Минск, 2006 г.
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/problemy-semei-vospityvayuschih-detei-s-ovz.html
Источник https://moluch.ru/archive/399/88388/
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya