Кризис семьи в современном обществе
Современная семья, ее проблемы, кризис семьи
Необходимым компонентом социальной структуры цивилизованного общества является семья. Каково состояние семьи, таково и состояние государства. Экономика государства определяет экономическое состояние семьи. В зависимости от духовного, социального, культурного уровня семьи будут формироваться личность ребенка, его отношение к окружающему миру. От политики государства зависят условия жизни в семье: жилье, гигиена, отдых и т. п.
В качестве факторов, влияющих на современное состояние семьи, Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют накопление знаний, технологий и обмена информацией, реорганизацию системы, кризис политической и экономической системы. У этих же авторов находим такое определение: «Семья – это объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью».
В своем развитии семья проходит несколько стадий .
Первая– первоначальное образование семьи, как правило, молодые отделяются от первоначальных семей.
Вторая– рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.
Третья– семья из трех поколений, когда дети заводят свою семью. Родители вступают во взаимоотношения с родственниками по браку своих детей, любовниками или друзьями, которые выступают в качестве жен и мужей. На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.
Четвертая– дети обособились в отдельную семью, родители идут на пенсию. Крепнет семейная солидарность, дети поддерживают родителей.
Пятая– период заботы о членах семьи, как о престарелых родителях, так и о внуках. Забота приходится на среднее поколение, так как по состоянию здоровья они, как правило, могут это делать. Здесь больше всего напряженности в отношениях. Смерть старшего поколения ведет к изменению ведущих ролей.
Шестая– заключительный период. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается новая ячейка.
В настоящее время повсеместно наблюдается кризис семьи . Государство не оказывает действенной помощи семье. Современная российская семья вынуждена урезать себя во всем, часть населения на грани нищеты. Социальные и экономические причины привели к увеличению разводов. Наблюдаются падение нравов, алкоголизм и наркомания, в том числе и среди женщин. Особенно тяжело сказывается кризис семьи на детях, растет преступность среди несовершеннолетних. Безусловно, эти факторы не скажутся благоприятно на дальнейшем построении нормальной и крепкой семьи, поэтому сейчас стоит задача, направленная на улучшение условий жизни в семье.
Семья как объект и субъект деятельности семейного социального педагога
Являясь социальным институтом, семья выполняет определенные функции. Т. В. Лодкина выделяет следующие функции :
1) репродуктивную– воспроизводство жизни, продолжение рода;
2) хозяйственно-экономическую– участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, потребительская деятельность, формирование семейного бюджета, накопление частносемейного имущества, обеспечение его наследования;
3) воспитательную– передача взрослыми детям накопленного социального опыта; систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого члена в течение всей жизни; постоянное влияние взрослых на детей, что требует занятия самовоспитанием;
4) коммуникативную– организация внутрисемейного общения, оказывающего влияние на все стороны семейной жизни;
5) организацию досуга семьи– восстановление физических и духовных сил человека: встречи с родственниками, друзьями; просмотр телепередач; чтение книг, журналов; проведение совместного отпуска; туристические походы и т. д.
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют также еще и такие функции, как социальный контроль(ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности); общение(духовное общение каждого члена семьи); социально-статусная(предоставление членам семьи определенного положения в обществе).
Оставаясь социальным институтом, семья является объектом социально-педагогического исследования . Однако социальному педагогу следует учитывать современные особенности организации и функционирования семьи как объекта воспитания :
1) поведение семьи в основном подчинено исторически сложившимся социальным нормам, следовательно, основными целями выступают укрепление семьи, ее адаптация к новым социальным нормам;
2) общие интересы, взаимоуважение и взаимоответственность являются цементирующими факторами, поэтому необходимо развивать чувство взаимной ответственности, повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
3) в семье действуют различные внутрисемейные отношения, поэтому воздействие социального педагога может быть косвенным;
4) воздействие социальной среды на семью очень многообразно, поэтому необходим комплексный подход к средствам помощи и поддержки семьи [Т. В. Лодкина, 2003].
Рассматривая семью как субъект социально-педагогической деятельности , важно помнить о повышении ее социальной позиции, возможности к саморазвитию и саморегуляции. Практика социальной деятельности при таком рассмотрении выражается в оказании психотерапевтической помощи, семейном консультировании и семейной терапии.
Отношения в семье
Говоря об отношениях в семье, необходимо рассмотреть ролевые отношения . Семейная роль очень важна в жизни человека. Можно выделить следующие семейные роли: муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (дочь, сын, сестра, брат), роли поколения (бабушка, дедушка). Выполнение или невыполнение ролевых отношений приводит к конфликтам, особенно если в семье несколько поколений.
Конфликты неизбежны, если к одной роли предъявляют противоречивые требования. Например, женщина – мать, жена, хозяйка, материально содержит членов семьи наравне с мужем. Конфликт будет, как правило, усугубляться, если жена имеет более высокий социальный или профессиональный статус; если женщина не умеет вести домашнее хозяйство.
Рассмотрим понятия «отцовство»и «материнство» . С. И. Ожегов определяет отцовство как «кровное родство между отцом и ребенком».
Ребенок биологически сходен как с отцом, так и с матерью. Генетически закладываются задатки, особенности телосложения, внешний вид, склонность к заболеваниям. По наследству могут передаваться тяга к алкоголю, наркотикам. Поэтому родители должны заботиться о здоровом образе жизни, желая иметь физически и психически здоровых детей.
Девочка готовится стать матерью с раннего возраста, а отцом становятся только после рождения ребенка, т. е. отца необходимо воспитывать. У мальчика, юноши, мужчины важно формировать чувство долга, гражданственности, ответственности, надежности, мужественности. Эти качества отца развиваются и совершенствуются на протяжении всей жизни.
Современное общество многие исследователи называют «безотцовским обществом», исходя из его реалий. Часто именно женщина является матерью, хозяйкой, добытчицей. При этом она должна быть оптимистом, чтобы не выплескивать свои отрицательные эмоции на детей. Серьезной проблемой современного общества является воспитание мальчика без отца.
Количество разводов в современном обществе очень велико. С. Г. Шуман и В. П. Шуман называют следующие причины для конфликтов :
1) стремление одного из супругов удовлетворять только свои потребности;
2) завышенные материальные потребности;
3) завышенная самооценка одного из супругов;
4) неумение общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями;
5) нежелание одного из супругов вести хозяйство;
6) разница в темпераментах, нежелание супругов считаться с этим.
Женщины чаще выступают инициаторами разводов, хотя количество проблем, которые ей приходится решать, чаще всего увеличивается. Социальный педагог, проанализировав причины конфликтов, может помочь в урегулировании конфликтных ситуаций и тем самым, возможно, предотвратить развод.
Типы семей
В современном мире наиболее распространенным типом семьи является нуклеарная семья . В ее составе – муж, жена, дети (3–4 члена). Проблемы социализации в такой семье решают дошкольные воспитательные учреждения и школа. Изменяется роль женщины, она становится более занятой на производстве.
В последние годы увеличивается количество молодых семей . Это супружеская пара, вступившая в первый брак, продолжительность совместной жизни до 5 лет; дети как имеются, так и могут отсутствовать. Возраст супругов не старше 30 лет, средний возраст 21–24 года. Как правило, такие семьи имеют жилищные и материальные трудности, живут с родителями, поэтому велика вероятность конфликтов на бытовой почве. Часто это семьи, создаваемые в студенческие годы. Социальный педагог может помочь молодым людям справиться с возникающими проблемами.
К сожалению, распространенным явлением в последнее время стали неполные семьи , т. е. семья с одним родителем, как правило, матерью. По данным американских исследователей, отец один воспитывает ребенка лишь в 2,8 % семей.
Неполная семья образуется в результате смерти одного из супругов, развода или рождения ребенка вне брака. Главой семьи становится мать в 75 % случаев.
Внебрачная семьявозникает при рождении ребенка вне брака. Как правило, общество отрицательно относится к такой семье. В этой ситуации сильная любовь матери к ребенку может отрицательно повлиять на процесс воспитания.
Существует также вероятность ситуации, когда мать видит в ребенке препятствие для вступления в брак. Роль отца чаще всего в воспитании невелика. Он либо отклоняется от этой роли, либо мать сама отказывает в воспитании ребенка.
После Отечественной войны стали распространены семьи в повторном браке , где присутствуют два родителя, могут быть как общие дети, так и дети от предыдущих браков. Основные проблемы этих семей – наследование имущества неродного отца, взаимоотношения с неродными родителями, между сводными братьями, сестрами.
Социальный педагог может помочь в решении вопросов свидания бывшего супруга, бабушки, дедушки с детьми.
Социальная работа с такими семьями требует четко разработанных длительных программ, так как процесс адаптации к новой жизненной ситуации продолжается на протяжении, как правило, трех лет. Социальный педагог помогает в решении проблем распределения времени и денег, отношений с приемными детьми.
Осиротевшая семьявозникает в результате гибели одного из родителей. Часто горе сплачивает членов семьи, они проявляют большую заботу по отношению друг к другу. В этой ситуации для ребенка важно, чтобы оставшийся родитель стал образцом. Также важна память об ушедшем родителе.
Кризис семьи в современном обществе
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.
Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:
Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;
Ø свобода заключения и расторжения браков;
Ø равноправие женщин и мужчин в браке;
Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
Ø в основном семьи одно — двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.
Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой — сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.
Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого — реалии сегодняшнего дня:
Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;
Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;
Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;
Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.
Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные — 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.
Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.
Кризис современной семьи
Для полного раскрытия вышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, так как изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризисными ситуациями развивающихся в современной семье. Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Ребёнок часто живёт в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищённости.
Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирования личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано, прежде всего, на эмоциональных отношениях между родителями и детьми становиться одним из основных факторов семейного неблагополучия.
Отчуждение родителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемления общечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейного благополучия привело в конце 80-х — начале 90-х к тому разгулу безнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрывает социальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя из вышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всего строя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам. Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать её эффективной, нам надо раньше.
Бездетность и малодетность стали достаточно распространенным явлением на большей части территории России, да и не только. Резкое снижение материального уровня вынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка и откладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чаще попадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детям полноценного питания, содержания и образования.
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций — репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.
Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и рост семейной девиации — злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия, включая инцестуозное.
Крах семьи с несколькими детьми и пожизненного брака — общемировой процесс, ярче всего проявляющийся в развитых странах. Малодетность — глобальная проблема нашего времени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи, разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемных работников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще. Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей и хозяйственного объединения, то есть как института не выполняющего своих кардинальных функций — прямой итог прекращения инерционного действия норм семейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалось достаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства, чтобы иссякла потребность в детях как таковая.
Новое общество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтому такая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики (наемный труд). Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через одно демографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном — единственном ребенке.
Задача политики укрепления семьи — в том, чтобы создать в рыночной системе совершенно новую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство и отцовство, по логике, должны стать профессиональным занятием, таким же, как любое другое дело. Общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.
Источник https://zdamsam.ru/a24613.html
Источник https://nsportal.ru/blog/shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2013/07/22/krizis-semi-v-sovremennom-obshchestve
Источник https://studopedia.ru/10_193340_krizis-sovremennoy-semi.html