Неполная семья: виды, достоинства и недостатки
Мониторинг положения семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никулина Наталья Николаевна, Давитян Манушак Галустовна
Целью исследования является изучение семей с одним родителем это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Принимаемые в последнее десятилетие меры в области семейной политики не привели к формированию конкретной социальной и семейной политики в отношении данной категории семей. В статье анализируется социально-экономическое самочувствие семей на территории Белгородской области на основании проведенного исследования и изучения нормативной базы
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никулина Наталья Николаевна, Давитян Манушак Галустовна
Образ жизни и семейные традиции как факторы здоровья населения (по результатам социологического исследования)
MONITORING THE SITUATION OF SINGLE-PARENT FAMILIES WHO FIND THEMSELVES IN DIFFICULT SITUATIONS: A REGIONAL PERSPECTIVE
The aim of the study is the single-parent families this is one of the main socio-demographic types of a modern family. The taken steps in the last decade in the field of family policy did not lead to the formation of a specific social and family policy in relation to this category of families. The article examines the socio-economic wellbeing of families in the Belgorod region on the basis of the research and study of the regulatory framework
Текст научной работы на тему «Мониторинг положения семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: региональный аспект»
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
УДК 316:314.622.4:364.652 (470.325)
МОНИТОРИНГ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕЙ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Никулина Наталья Николаевна доцент кафедры профессионального обучения и социально — педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «БелГСХА им. В.Я. Горина»
Давитян Манушак Г алустовна старший преподаватель кафедры профессионального обучения и социально -педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «БелГСХА им. В.Я. Горина»
Целью исследования является изучение семей с одним родителем — это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Принимаемые в последнее десятилетие меры в области семейной политики не привели к формированию конкретной социальной и семейной политики в отношении данной категории семей. В статье анализируется социально-экономическое самочувствие семей на территории Белгородской области на основании проведенного исследования и изучения нормативной базы
Ключевые слова: СЕМЬЯ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ; МОНОРОДИТЕЛЬСКИЕ СЕМЬИ; МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ; ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
UDC 316:314.622.4:364.652 (470.325)
MONITORING THE SITUATION OF SINGLEPARENT FAMILIES WHO FIND THEMSELVES IN DIFFICULT SITUATIONS: A REGIONAL PERSPECTIVE
Nikulina Natalia Nikolaevna
associate professor of the Department of professional
learning and socio-pedagogical disciplines
Belgorod state agricultural academy named after V. Gorin
Davityan Manusak Galustovna senior lecturer of the Department of professional learning and socio-pedagogical disciplines Belgorod state agricultural academy named after V. Gorin
The aim of the study is the single-parent families — this is one of the main socio-demographic types of a modern family. The taken steps in the last decade in the field of family policy did not lead to the formation of a specific social and family policy in relation to this category of families. The article examines the socioeconomic wellbeing of families in the Belgorod region on the basis of the research and study of the regulatory framework
Keywords: SINGLE-PARENT FAMILY; MONOLOGICALLY FAMILIES; SOCIAL SUPPORT; DIFFICULT LIFE SITUATION
Традиционный институт семьи в свете интенсивно
развивающихся социально-экономических геополитических процессов претерпел значительные трансформации. Одной из форм семей, получивших все большее распространение во всем мире, в том числе и России, является семья с одним родителем.
Ситуация, при которой один из родителей самостоятельно воспитывает ребенка (детей) в соответствии с российским
законодательством классифицируется как «трудная жизненная», так как монородительство создает значительные трудности в реализации основных функций семьи.
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
Несмотря на то, что проблемы семьи и детства на государственном уровне отнесены к числу приоритетных, проблемы семей с одним родителем рассматриваются наравне с проблемами других категорий семей, а сами такие семьи не выделяются как особый объект политики ни на общенациональном, ни на региональном уровнях. Не нашла отражение данная проблема и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Только начиная с 2013 года, в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 26 апреля 2013 года № ОГ-П 12-2868 региональным органам власти поручено принять решения, направленные на усиление социальной поддержки неполных семей, имеющих несовершеннолетних детей в соответствии с планом разработанным Минтрудом России[1].
На территории Белгородской области проживает около 185 тысяч семей, из них 58,5 тысяч (31,6 % с одним родителем). С конца 2013 года Белгородской общественной организацией «Совет женщин» при участии Национального Благотворительного Фонда в рамках указа Президента РФ Путина В.В. о поддержке некоммерческих общественных организаций реализуется социально значимый проект «Повышение социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»[2]. Целью данного проекта является оказание конкретных
видов поддержки монородительским семьям, а также разработка «Региональной модели повышения социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
В практическом решении проблем профилактики образования монородительских семей, социальной защиты семей с одним родителем, повышении эффективности деятельности по их социальной адаптации и выхода из трудной жизненной ситуации значительную роль играет выявление причин образования неполных семей, а так же выявление наиболее актуальных проблем характерных для монородительских семей в
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
На первом этапе реализации социально значимого проекта организовано проведение исследования «Мониторинг положения семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Цель исследования — дать развернутый социологический портрет семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, изучить социальноэкономическое положение и социальное самочувствие.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть факторы, повлиявшие на попадание семей с одним родителем в трудную жизненную ситуацию.
2. Проанализировать следующие аспекты положения семей с одним родителем:
— использование различных формам социальной поддержки семьи и ее оценка;
-материальное положение семей с одним родителем и ее оценка;
-занятость родителей, досуг и совместное времяпрепровождение детей и родителей;
-участие второго родителя, родственников в воспитании детей;
-доступность спортивно-оздоровительной, досуговой и другой инфраструктуры.
3. Определить степень важности различных проблем для семей с одним родителем.
4. Изучить потенциал внутрисемейного воспитания для работающих родителей.
5. Оценить степень удовлетворенности существующими формами социальной поддержки, и качеством медицинских услуг, оказываемых детям.
6. Измерить социальное самочувствие семей с одним родителем и
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
факторы на него влияющие.
Выборочная совокупность опроса составила 560 человека. Отбор респондентов осуществлялся по методике квотной выборки, в качестве параметров которой выделялись пол, возраст, наличие детей, количество ответственных родителей в семье. Метод проведения социологического исследования опрос в форме анкетирования. Данные полученные в ходе опроса респондентов обрабатывались с использованием программного комплекса «ДА-система».
В качестве основных индикаторов социального положения семей с одни родителем были обозначены три группы:
1. Общие индикаторы:
— причины, по которым семья попала в трудную жизненную ситуацию, обусловленную необходимостью одному из родителей самостоятельно воспитывать ребенка (детей);
— структура семей с одним родителем (наличие совместно
проживающих родственников, количество детей, из них
несовершеннолетних, наличие инвалидов);
— социальные характеристики родителя (пол и возраст ответственного родителя, образование, трудовая занятость, длительность проживания в регионе).
2. Индикаторы социально-экономического самочувствия семьи с одним родителем:
— уровень семейного дохода и материальное положение;
— наиболее актуальные проблемы;
— степень активности использования различных видов социальной поддержки;
— занятость родителей и совмещение занятости с семейными обязанностями;
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
— здоровье и здоровый образ жизни;
— досуг детей, совместные формы досуга;
— социальное самочувствие семей с одним родителем;
— семейные ценности и приоритеты.
3.Индикаторы удовлетворенности уровнем материального обеспечения, жилищными условиями и формами социальной поддержки и качеством оказываемых услуг:
— удовлетворенность социальной поддержкой в семьях с одним родителем;
— удовлетворенность качеством медицинского обслуживания детей из семей данной категории;
-удовлетворенность жилищными условиями;
— удовлетворенность уровнем жизни.
Предложенная система индикаторов позволяет дать развернутый портрет семьи с одним родителем, проживающих на территории Белгородской области, выявить основные причины формирования неполной семьи и тем самым попадания в трудную жизненную ситуацию, выявить наиболее актуальные проблемы, семей с одним родителем, степень удовлетворенности получаемыми услугами в сфере государственной поддержки семьи и социальное самочувствие.
Результаты проведенного социологического исследования позволили сделать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами.
В 97 % семьи с одним родителем, принявшие участие в исследовании — это монородительские материнские семьи, 3% пришлось на монородительские отцовские семьи.
Монородительские семьи являются преимущественно (64%) однодетными. Средний возраст родителей от 18 до 39 лет, возрастные
группы 18-29 и 29-39 представлены примерно одинаково, имеет место не
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
значительная тенденция преобладания «возрастных» родителей.
Уровень образования родителей в монородительских семьях проживающих на территории Белгородской области достаточно высокий, каждый второй родитель имеет начальное либо среднее профессиональное образование, каждый третий — высшее образование, примерно каждый десятый родитель не имеет профессионального образования (только аттестат о среднем либо неполном среднем образовании).
Большая часть (около 90 %) родителей являются коренными жителями либо проживают на территории Белгородской области более 10 лет. Следовательно, процессы миграции значительного влияния на формирование монородительских семей влияния не оказывают.
Исследование зафиксировало, что преимущественной
причиной формирования неполных семей на территории Белгородской области является рождение ребенка вне брака. В 53% причиной попадания семьи в трудную жизненную ситуацию является рождение ребенка вне брака. Около четверти неполных семей образовалось в следствие развода супругов. Основная часть отцовских монородительских семей образовалась в следствие вдовства.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей).
Анализ ответов респондентов показал, что низкие доходы являются крайне острой для 45 % семей с одним родителем, и значительно превосходят по актуальности проблемы нехватки времени для занятий с детьми, для отдыха, что связано со стремлением родителей финансово обеспечить семью.
Полную неудовлетворенность своим материальным положением высказало около трети семей с одним родителем. Высокий уровень удовлетворенности материальным положением семьи высказало
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
лишь 5 % родителей.
Исходя из данных, полученных в результате ответов респондентов можно сделать вывод, что процент бедности в монородительских семьях в три раза выше, чем процент бедности среди Россиян по официальным данным Росстата (37,2 % и 12-13%).
1/5 часть от всех семей с одним родителем, проживающих на территории области крайне уязвима с точки зрения рода занятий ответственных родителей (наиболее ответственные родители являются неквалифицированными рабочими, либо временно неработающими, пенсионерами, студентами, домохозяйками, иждивенцами и т.д.).
Преимущественный доход семей с одним родителем составляет трудовой заработок. 85 % родителей работают. Результаты исследования показали, что сфера деятельности родителей (преимущественно женщин) серьезного потенциала увеличения материального дохода семьи не содержит.
Результаты исследования показали, что у работодателей в отношении к родителям из неполных семей прослеживаются тенденции дискриминации. Более 40 % родителей данной категории испытывали трудности при трудоустройстве в связи с наличием в семье детей.
Уязвимость более 20 % категории семей с одним родителем с точки зрения рода занятий ответственных родителей коррелируется с возможностью либо невозможностью обеспечить своим детям
полноценное питание, удовлетворить потребности детей в одежде и обеспечении полноценного досуга.
Анализ ответов респондентов по данным трем позициям свидетельствуют, что приоритетными в удовлетворении потребностей детей для родителей является полноценное питание — могут обеспечить его детям 73% респондентов. На втором месте потребности в одежде — могут удовлетворить запросы детей в полном объеме около 60 % родителей. И
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
только 47 % родителей считают, что могут в основном удовлетворить потребности своих детей в досуге.
Низкие доходы, малообеспеченность — это не только возникающие проблемы в удовлетворении основных потребностей семьи, но и постоянное ощущение неполноценности, неудовлетворенности, заниженная личностная самооценка членов семьи, в том числе и детей. Со временем люди привыкают думать преимущественно об удовлетворении простейших потребностей, ограничивая, минимилизируя направление средства на развитие детей, качественный отдых, медицинское лечение и т. п.
Существенное влияние на социальное самочувствие семьи оказывают условия проживания. Каждая четвертая монородительская семья, принявшая участие в исследовании, собственного жилья не имеет -живут у родственников либо снимают жилье. Полную удовлетворенность обеспеченностью жильем высказал только каждый пятый родитель.
Учитывая крайнюю «неоднородность» семей с одним родителем (по таким векторам как материальная обеспеченность — малообеспеченная — не малообеспеченная, наличие — отсутствие статуса мать-одиночка, наличие -отсутствие в семье инвалидов, многодетность, наличие детей-сирот, военнослужащие и т.д.) на семьи с одним родителем распространяются как общие меры государственной поддержки семьи, так и меры государственной поддержки «семей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Формы специальной государственной поддержки семьи зависят от содержания и специфики «трудной жизненной ситуации»:
малообеспеченность, потеря кормильца, сиротство, инвалидность и т.д.
По результатам исследования доля семей, где пользуются общими и специальными видами социальной поддержки, составила 89 % от общего количества респондентов.
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
Участники исследования высказали высокий уровень неудовлетворенности получаемыми мерами социальной поддержки. В первую очередь это обусловлено незначительным объемом данных мер.
Преимущественными мерами социальной поддержки, которыми пользуются семьи с одним родителям относятся к так называемым «общим» мерам поддержки семьи, такими как «единовременная компенсация при рождении ребенка», «ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет», материнский капитал, компенсация за оплату детского.
Наиболее распространенной «специальной» мерой является ежемесячное пособие на ребенка. Право на получение данного пособия имеет семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по Белгородской области.
Воспользовались данным правом около 34 % семей, участвующих в опросе. Правом получения единовременного пособия в связи с трудной жизненной ситуацией воспользовалась десятая часть респондентов.
Невысокий уровень данных пособий от 240 рублей до 480 рублей (на детей одиноких матерей) повлиять в значительной мере на материальное положение семьи не может. Отказ от права воспользоваться данным видом пособия и единовременным пособием объясняется респондентами, в том числе и сложностями в сборе документов.
В связи с тем, что наиболее высокий уровень ежемесячного пособия выплачивается семьям с детьми-инвалидами и семьям, где единственный родитель является инвалидом, данный вид пособия оформлен практически у всех респондентов, имеющих на него право.
Качество и доступность медицинских услуг является еще одним из индикаторов, оказывающих существенное влияние на самочувствие монородительских семей, проживающих на территории Белгородской области.
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
По итогам исследования можно сделать вывод, что данная категория семей с детьми активно пользуются услугами медицинских учреждений области. В течение года более 93 % респондентов обращалось за медицинской помощью в медицинские учреждения. В ходе исследования отмечается оптимистическая оценка здоровья детей родителями. Так, состояние здоровья детей как хорошее оценило более половины родителей.
По мнению 58,5 % родителей их дети однозначно или скорее могут при необходимости получить качественные медицинские. Треть родителей высказались скептически по поводу возможности получения их детьми качественных медицинских услуг.
Анализ ответов респондентов о качестве медицинских услуг показал средний уровень удовлетворенности государственным, страховым медицинским обслуживанием.
Анализ данных исследования позволяет констатировать, что удовлетворенность медицинским обслуживанием детей в семьях с одним родителем на территории области значительно выше удовлетворенности мерами социальной поддержки семей: 31,5 % («4»и «5») против 15,4%.
Среди проблем неполных семей актуальной является проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Приоритеты, направленные на финансовое обеспечение семьи
ограничивают время, отводимое на общение родителя с ребенком, на совместные занятия. Занятость и нервные перегрузки, фрустрация потребностей более высокого (нежели базового) уровня могут привести к снижению качества семейного воспитания.
На общие проблемы нехватки времени для занятий с детьми указали около 53 % семей, из них 16,7 % родителей считают эту проблему крайне важной для своей семьи.
Наличие в семье родственников, в том числе совместно проживающих (неполные расширенные семьи) снижают проблемы
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
нехватки времени для отдыха и занятия с детьми.
Не характерными для семей с одним родителем оказались проблемы плохих взаимоотношений, конфликтов, злоупотребление алкоголем, насилие в семье и т.д.
Как показало исследование второй родитель (в основном отец) непосредственного участия в воспитании детей в неполных семьях не принимают причем не зависимо от того был зарегистрирован брак, либо ребенок рожден вне брака.
Преимущественно свободное время дети проводят с воспитывающим родителем либо с кем-либо из взрослых родственников.
Регулярное занятия в культурно-досуговых учреждениях (кружках) или учреждениях дополнительного эстетического образования детей (музыкальные, художественные школы и т.п.) входят в структуру досуга 36,5% семей. Значительная доля (75%) детей из неполных семей посещают учреждения культуры области (театры, кино, музеи и т.д.) вне рамок мероприятий, организуемых дошкольными и общеобразовательными учреждениями.
Сравнительный анализ респондентов показал, что посещение учреждения культуры в качестве совместного досуга является более популярной мерой досуга, чем занятия в учреждениях дополнительного образования.
Материальная не состоятельность семьи является преимущественной причиной не посещения учреждения культуры детьми, и в тоже время данная проблема не является доминирующей в семьях, где дети занимаются в культурно-досуговых учреждениях (кружках, секциях) или учреждениях дополнительного эстетического образования.
В структуре семейного досуга существенное место занимают семейные праздники, наиболее популярными являются Новый год, дни рождения, национальные и религиозные праздники.
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
Одним из факторов, влияющих на качество и интенсивность семейного досуга, является уровень организации и обеспеченность социальной досуговой инфраструктуры: детские площадки, центры
семейного досуга, спортивные площадки, стадионы и т.п.
Оценивая качество окружающей досуговой инфраструктуры более трети родителей указали на отсутствие или плохое оборудование детских площадок, более половины родителей в качестве проблемы отмечают отсутствие бесплатных игровых центров досуга, в том числе семейного, где можно провести время с ребенком. На отсутствие проблем в области досуговой инфраструктуры указало менее 2 % родителей.
Таким образом, среди семей с одним родителем существует не удовлетворенность возможностью и качеством организации малозатратных форм семейного отдыха.
В ходе анализа данных социологического исследования установлена непосредственная зависимость уровня удовлетворенности жизнью от уровня удовлетворенности доходами. Прослеживается частичная зависимость от уровня удовлетворенности жилищными условиями семьи.
Оценивая перспективы семьи на ближайший года четверть респондентов высказались оптимистически. По их прогнозам, в течение ближайшего года жизнь семьи улучшится. Основная часть участников исследования улучшений не прогнозирует.
Исследование ценностно-мотивационной сферы семей с одним родителем показали, что, не смотря на испытываемые трудности, среди ценностей являющихся приоритетными для монородительских семей доминируют здоровье и семья, на втором месте — родители, на третьем -работа.
Результаты проведенного исследования будут учтены при разработке «Региональной модели повышения социальной адаптации семей с одним родителем». В частности это выводы, касающиеся:
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
— необходимости организации работы по формированию позиции ответственного родительства среди подростков и молодежи ( на ранних этапах — школьники, студенты), с целью профилактики внебрачных рождений;
— ведение на постоянной основе независимого регионального мониторинга положения семей различных категорий, в том числе семей с одним родителем;
— улучшение качества и спектра социальных услуг, оказываемых семьям, внедрение современных технологий сопровождения (органами образования, здравоохранения, социальной защиты население, органами по делам молодежи и т.п.) семей с одними родителем;
— необходимости проработки вопросов, касающихся увеличения размеров пособий для семей с одним родителем, активизация работы по установлению семьям с одним родителем государственной поддержки на основе социального контракта;
— развитие на уровне региона системы оказания психологической поддержки родителям, самостоятельно воспитывающим детей по повышению уровня стрессоустойчивости, позитивной мотивации и улучшению детско-родительских отношений;
— оказание содействия родителям в поиске подходящей работы в приоритетном порядке с учетом специфики конкретной семьи (возраст ребенка, наличие — отсутствие детского сада и т.д.);
— введение льготной оплаты для детей из семей с одним родителем дополнительных образовательных услуг, не зависимо от формы учреждения (бюджетная, автономная);
— развитие малозатратных форм семейного отдыха и досуга в регионе
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
2. Правительственная телеграмма Минтруда РФ №НР 12-1/10/1-2078 от 14 мая 2013 года «Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов РФ».
3. Никулина Н.Н. Ежегодный доклад о положении детей и защите их прав в Белгородской области/ Н.Н. Никулина, Ю.В.Коврижных. — Белгород, 2012 . — 116 с. Белгород, 2012.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 goda «O nacional’noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody»
2. Pravitel’stvennaja telegramma Mintruda RF №NR 12-1/10/1-2078 ot 14 maja 2013 goda «Rukovoditeljam vysshih organov ispolnitel’noj vlasti sub#ektov RF».
3. Nikulina N.N. Ezhegodnyj doklad o polozhenii detej i zashhite ih prav v Belgorodskoj oblasti/ N.N. Nikulina, Ju.V.Kovrizhnyh. — Belgorod, 2012 . — 116 s. Belgorod,
Неполная семья: виды, достоинства и недостатки
Видео: Каркасный дом плюсы и минусы. А стоит ли строить?
Содержание
В семья с одним или одним родителемЭто семья, состоящая как минимум из одного несовершеннолетнего ребенка, в которой есть только один родитель (отец или мать). Существуют разные типы семей с одним родителем, на самом деле, их количество во всем мире увеличилось в последние годы из-за увеличения числа разводов или пар, которые не хотят вступать в брак.
Чаще всего семьи с одним родителем создаются матерью и ее детьми, биологическими или приемными, хотя число семей, образованных только одним отцом, значительно увеличивается.
Дети, живущие в семьях с одним родителем, вынуждены мириться с тем фактом, что в социальном плане они все еще незаметны и подвержены стереотипам, согласно которым эти дети считаются более несчастными или имеют больше проблем.
В подавляющем большинстве стран семьи с одним родителем подвергаются большему риску бедности и большим социальным трудностям, чем семьи с двумя родителями (семьи, состоящие из отца и матери). Простой факт необходимости заниматься уходом за детьми — дополнительная трудность, так как наличие только одного источника дохода.
Как и в большинстве неполных семей, родителем является женщина, они с большей вероятностью будут иметь работу с более низкой заработной платой и даже работать неполный рабочий день из-за несовместимости рабочего времени.
Типы неполных семей
В неполных семьях другой родитель мало или вообще не участвует в жизни ребенка или, наоборот, может быть очень вовлечен.
Это во многом зависит от обстоятельств, которые заставили каждую семью стать семьей с одним родителем. Есть несколько типов неполных семей:
Разведенные матери или отцы
Чаще это матери, которые после развода остаются одни в уходе за своими детьми, хотя все чаще, благодаря совместной опеке, ответственность ложится и на отца, и на мать.
Это порождает процесс реорганизации семейного образа жизни, мира работы и ролей детей.
Овдовевшие матери или отцы
До 20 века это был единственный тип семьи с одним родителем, приемлемый как юридически, так и социально. Это семья, в которой умирает один из двух родителей.
Этот тип семьи также должен предполагать ряд эмоциональных проблем как у родителей, так и у детей.
Одинокие матери или отцы
На данный момент есть также те родители, которые, хотя и живут вместе дома, не состояли в законном браке и указаны как родители-одиночки.
Культурные изменения в отношении брака заставили нас находить все больше и больше людей, которые решают не вступать в брак и не иметь детей без постоянного партнера.
С приемными детьми или детьми с искусственным оплодотворением
Этот тип семьи с одним родителем характерен как для отцов, так и для матерей, которые не хотят перестать быть таковыми из-за простого факта отсутствия партнера. Они либо отправляются на усыновление, либо все чаще и чаще прибегают к вспомогательной репродукции.
Обычно это делают больше женщин, хотя все больше и больше одиноких или гомосексуальных мужчин приходят к этому варианту, чтобы осуществить мечту стать родителями.
Преимущества и недостатки неполной семьи
В зависимости от типа ситуации, которая привела к образованию семьи с одним родителем, родителям приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, хотя такая ситуация также имеет некоторые преимущества.
Преимущество
— В неполных семьях уделяется больше внимания детям, поскольку родители полностью осознают, что им нужно все внимание. Кроме того, их внимание больше сосредоточено на своих детях, поскольку у них нет «партнера, о котором нужно заботиться».
— Дети, как правило, более независимы, детей учат быть самодостаточными в повседневной жизни.
— Между родителями и детьми создается особая связь, и они, как правило, много делят свободное время.
— Дети более ответственные.
— В случае разделенных или разведенных семей, проживая с обоими родителями отдельно, они узнают больше и узнают больше в разных ситуациях.
Недостатки
— Родители неполных семей имеют меньше времени на уход за своим ребенком и должны делить заботу о нем с другими людьми, такими как няни или бабушки и дедушки.
— Детям, пережившим ситуацию разлуки или развода со своими родителями, приходится пережить эмоциональную травму и адаптироваться к новой ситуации. Эту эмоциональную травму также переживают оба родителя.
— Часто факт наличия только одного источника дохода означает, что экономический уровень не так хорош, как в семьях с двумя родителями.
— Дисциплина может быть более сложной, так как у вас нет поддержки партнера, и протесты детей становятся более безжалостными.Могут накапливаться огромное количество стресса, когда вы единственный человек, отвечающий за заботу о детях.
Другие типы семьи
Семья считается одной из основ общества. Именно в семейном ядре дети приобретают ценности, и от них во многом зависит их эмоциональное развитие.
Королевская испанская академия определяет его как «группу людей, связанных друг с другом и живущих вместе».
Ядерная семья
Это семья, состоящая из отца, матери и детей, биологических или приемных, которые живут в одном доме. Обычно это считается идеальной семьей.
Семья с одним родителем в настоящее время считается новой формой этого типа семьи. Этот тип семьи по-прежнему является любимым для многих для воспитания детей.
Традиционная семья
Это типичная пожизненная семья, состоящая из гетеросексуальной пары со своими детьми, где отец выступает в качестве главы семьи и является кормильцем семьи, а женщина отвечает за дом и за детьми. Сегодня такой тип семьи — меньшинство из-за эволюции общества.
Современная семья
Сюда входят все типы семей, не обладающие характеристиками традиционной семьи.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети — будущие граждане — воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.
Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможность реализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, которая бы обеспечивала релизацию вышеизложенных положений.
Целью данной работы является изучение технологии работы с детьми в неполных семьях.
К задачам работы можно отнести:
— дать характеристику семье с одним родителем, охарактеризовать причины этого социального явления;
— выявить и описать возможные негативные факторы воспитания детей в неполных семьях;
— обозначить условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях;
— изучить порядок и правила организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.
Тема работы достаточно широко изучена и освещена в работах по социальной психологии, педагогике, а также в ряде научных статей соответствующей тематики.
ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Семьи с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Неполная семья — малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать — отец, отец — дети, дети — бабушки и дедушки. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2
Такие семьи называют еще «материнскими», а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца — «одинокая мать».
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.
Неполные семьи — сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.
Основными причинами увеличения неполных семей являются:
1) Увеличение количества разводов.
Развод — частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.
Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.
В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях:
а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление;
б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе.
Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы.
Если в конце 50-х годов число разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно неуклонно возрастало.
Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне — около 4,5 разводов на 1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.
2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.
При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Значительная часть людей не видит в семейном образе жизни исключительной ценности и живут в незарегистрированном браке. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96 В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».
Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:
— матери, родившие ребенка без мужа сознательно;
— матери, родившие ребенка без мужа вынужденно;
— матери, усыновившие ребенка, без мужа.
Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. — началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
3) Увеличение смертности мужчин.
Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.
По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором — вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.
Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-polozheniya-semey-s-odnim-roditelem-okazavshihsya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-regionalnyy-aspekt
Источник https://ru1.warbletoncouncil.org/familia-uniparental-10882
Источник https://studbooks.net/902591/psihologiya/problema_nepolnyh_semey