СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

23 августа, 2022 0 Автор ewermind

 

Социальные проблемы современной семьи

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15–20%. Ста­бильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет.

Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ.

Происходящие в экономике изменения при­вели к социально-демографическим последствиям, ко­торые, по мнению Н.М. Римашевской, обусловле­ны следующими факторами:

– эффект депопуляции, выразившийся в естествен­ной убыли населения; высокие темпы роста смерт­ности, «сверхсмертность» мужчин, особенно от не­естественных причин, имеющих непосредственно со­циальный характер (алкогольные отравления, суицид, убийство);

– снижение ожидаемой продолжительности пред­стоящей жизни населения до уровня, имевшего место в первой половине 60-х годов: 66 лет для населения в среднем и 59 лет для мужчин;

– наличие около 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в России на легальной и нелегальной основе;

– рост безработицы: наличие 1,5 млн зарегистри­рованных безработных и 5–7 млн оказавшихся на по­ложении скрытых безработных;

– двукратное падение реальной заработной пла­ты, реальных доходов и социальных выплат в результа­те инфляции;

– экспроприация имевшихся у населения денеж­ных сбережений, предназначенных для удовлетворе­ния неотложных нужд;

– снижение общего стандарта текущего потреб­ления до уровня начала 70-х годов, т. е. возврат на 20 лет назад;

– чудовищное социально-экономическое рассло­ение общества, когда на одном полюсе находятся 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом – 10% выигравших от проводимых экономических преобра­зований, включая слой в 3–5% очень богатых людей; размывание основы среднего класса;

– безысходность решения жилищной проблемы для одной пятой части населения в условиях роста имущественного (в том числе жилищного) неравенства и вздувания цен на рынке жилья;

– резкое снижение физического и психического здоровья населения, особенно детей, интенсивный рост инфекционных заболеваний и инвалидизации обще­ства; развал системы здравоохранения;

– падение качества трудового потенциала, его деквалификация и депрофессионализация при сниже­нии потенциала образовательной системы;

– криминализация и люмпенизация значительной части общества, особенно молодежи;

– постоянный дефицит государственного бюдже­та и невозможность социальной защиты семей, нахо­дящихся в экстремальном положении.

Именно на семье прежде всего отражаются ин­фляция, сокращение темпов производства, рост непла­тежей, невыплата заработной платы, женская безрабо­тица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ. Политическая нестабильность также ограни­чивает функции семьи как социального института.

Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд. на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже на передвижение (из-за непомер­ных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов).

Сегодня нет российской семьи как таковой. Есть семьи бедные, богатые, среднего достатка и нищие семьи, стоящие на грани выживания. Рыночная идео­логия, которая поддерживается средствами массовой информации, содержит в себе проповедь культа наси­лия и жестокости, аморальности, эгоизма и эгоцентриз­ма. Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад.

В качестве наиболее актуальных проблем современ­ной семьи можно назвать следующие:

1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести коопера­тивную квартиру (конечно, с помощью родителей), по­лучить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной – в крупных городах за первые пять лет брака отдельно от родителей начинали жить 2/3 семей,– то с переходом к формированию рынка жилья приобрес­ти его самостоятельно, с помощью родителей или пред­приятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Строительство дешевого муниципально­го жилья, за счет чего во многих странах мира разре­шается эта действительно сложная проблема, ведется вяло. Долговременные жилищные кредиты в условиях галопирующей инфляции нереальны. Эта проблема относится к числу инерционных, учитывая как общее отставание нашей страны по средним показателям жилплощади, так и неуклонное обветшание жилого фонда при плохой эксплуатации.

Можно с большой долей вероятности предсказать обострение жилищного вопроса в связи с потенциаль­ной потерей малоимущими гражданами своих прива­тизированных квартир, особенно в престижных, цент­ральных районах. Развитие предпринимательского кредитования под залог жилья, без сомнения, ускорит этот процесс. Не улучшат ситуации и потоки вынуж­денных экономическим и политическим давлением миграций. Поэтому снижение количества вступающих в брак вполне естественно.

Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семей­ных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения кон­фликта (хотя, впрочем, обратной корреляции не суще­ствует: улучшение жилищных и материальных условий вовсе не ведет к укреплению семьи). Бездомность, не­обходимость обращаться в приюты, судя по опыту дру­гих стран, способны вызвать массовый кризис в семей­ных отношениях.

2. Финансово-экономическая проблема. Финансо­во-экономические трудности, переживаемые всем на­селением, особенно сказываются на малоимущих, мно­годетных семьях, на семьях с детьми. Изнашивание одежды и обуви, выход из строя сложной бытовой тех­ники, которая так привычно вошла в нашу жизнь, нео­братимо снижает стандарты потребления почти всех семей. Если 2/3 семейного бюджета тратится на пита­ние, то приобретение предметов длительного пользо­вания становится невозможным.

Месяцы и годы, которые молодая мама проводит, ухаживая за ребенком, автоматически переводят боль­шинство молодых семей в разряд малообеспеченных. Еще труднее, болезненнее решаются проблемы, если .ребенок рождается у одинокой матери или семья рас­падается вскоре после его рождения.

Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рацио­нально. Так, выдача денег матерям, дети которых не посещают детские учреждения, ложится бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача посо­бий. Кроме того, централизованных бюджетных средств недостаточно, поэтому очень важна деятельность мест­ных органов власти, которые изыскивают за счет внут­ренних ресурсов возможность оказать помощь семь­ям, проживающим на их территории.

3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность жен­щин, т. е. их участие в общественном труде и преимуще­ственное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи – это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Почти пол­ное вовлечение женщин в общественный труд было вызвано потребностями экстенсивного развития эконо­мики, но в то же время оно отвечало характерной для XX века потребности женщин в самоутверждении, са­мореализации во внесемейной сфере. Всемирный харак­тер этого процесса подтверждается все более широким распространением типа «бикарьерной» семьи, в кото­рой оба партнера ориентированы на успех.

Если проанализировать стремление женщин рабо­тать, то в нем можно найти следующие составляющие. Во-первых, экономическая вынужденность, когда зара­ботка мужа не хватает, а тем более, если женщина – единственный кормилец семьи. Это, кстати, делало почти безнадежной проводившуюся при государствен­ном регулировании экономики борьбу за освобождение женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, в ночную смену, под землей, на плавбазах и т. д. Вынуж­денные содержать семью, женщины предпочитали эти вредные условия, которые сопровождались доплатой за вредность.

Второй фактор, заставляющий женщин держаться за работу – социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне своем или своего общества. Безработица, потрясения, аварии и воору­женные конфликты делают жизнь каждого человека как никогда подверженной многочисленным случайно­стям. Опасения остаться вдовой с детьми на руках дви­жет женщиной, а усугубляет это опасение общая не­стабильность семьи, когда на три брака в крупных городах – два развода.

Читать статью  Что делать женщине, если она столкнулась с домашним насилием

Не отрицая важности этих страховочных факторов, нельзя забывать и того, что работа для женщины – это место, где можно проявить свои способности, это и сфера общения, в которой к женщине относятся неред­ко с большим почтением, чем дома. Исследования зару­бежных специалистов по менеджменту показывают, что среди факторов, по которым люди ценят свою жизнь, важное место занимает принадлежность определенно­му трудовому коллективу, признание этого коллектива, возможность взаимодействовать и неформально об­щаться с его членами. Для наших женщин в структуре их жизненных ценностей работа занимает одно из ве­дущих мест.

Но наряду с добровольной или вынужденной на­грузкой в общественном труде, существует обусловлен­ная, с одной стороны, патриархальными традициями, с другой стороны, недоразвитостью промышленного об­служивания нашего быта, несправедливая структура распределения служебных обязанностей, в которой время, затрачиваемое женщиной на бытовые нужды, сравнимо с недельным бюджетом рабочего времени.

Однако рынок дал женщине возможность целиком сосредоточиться на семье. В точном соответствии с прогнозами женщина стала жертвой своих семейно-материнских обязанностей и, как невыгодная из-за своих связанных с деторождением льгот, отпусков и т.д., первой становится клиентом биржи труда, где свыше 80% составляют женщины. Впрочем трудно пред­положить, что женская безработица – это путь разре­шения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицыназдоровье и социально-психическое самочувствие лю­дей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для со­четания семейных и деловых обязанностей.

4. Проблема планирования семьи. В течение тыся­челетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и ус­тановками, определяла количество детей в семье. В ус­ловиях войн, эпидемий, ужасающей детской смертно­сти это было социально-экономически оправдано, т.к. выживали немногие. Экстенсивный рост населения поглощался новыми землями или даже новыми мате­риками – шел процесс всемирной межконтиненталь­ной миграции. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим «призрение», прокормле­ние родителей под старость.

Сегодня социально-экономические условия карди­нально изменились, и установка на многодетность ухо­дит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности, они связаны с какими-то нацио­нальными или религиозными особенностями. В городах многодетные семьи чаще характерны для родителей с невысоким уровнем образования и неквалифицирован­ными специальностями. Бывают, конечно, исключения, но тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Обострившиеся трудности последних лет нашей жизни превратили эту общемиро­вую тенденцию, характерную для развитых стран, в стремительное снижение рождаемости.

Демографическая депрессия характеризуется чрез­вычайно большими показателями: до 30% в год, что приводит к депопуляции, т.е. превышению смертнос­ти над рождаемостью, и будет сказываться демографи­ческой волной в малочисленности работоспособного поколения, малочисленности брачных пар, малочислен­ности тех детей, которых они родят, и внуков, которые появятся у тех детей.

Но, помимо всего прочего, и нормальный процесс сокращения рождаемости, и демографическая депрес­сия напоминают о том, что регулирование количества родившихся детей проводится самым недостойным цивилизованного общества способом: по количеству абортов Россия занимает первое место в мире. Эта медицинская манипуляция может обернуться ослож­нением или гибелью женщины даже в медицинских условиях, в то время, как по оценкам экспертов, не менее трети абортов – внебольничные. К тому же, это перспектива последующего бесплодия, лишающего женщину возможности в дальнейшем иметь детей, тя­желое морально-психологическое потрясение для жен­щины, связанное с внутренним кризисом и внешним осуждением ее действий; возможность появления на свет нежеланных, нелюбимых детей, которые могут быть подброшены матерью, оставлены «под расписку» в роддоме. Но даже если такой ребенок остается в се­мье, если мать смирится с его появлением и начнет любить свое дитя, те месяцы внутриутробного разви­тия, когда развивающийся человечек ощущал эмоцио­нальную волну враждебности со стороны матери, не пройдут для него без последствий.

Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый комплекс мер, которые позволяют супругам (прежде всего женщине) самим решать, когда и сколько детей они хотят иметь. Осво­бождение женщины от принуждения к деторождению, обеспечение рождения на свет только желанных де­тей – одно из наиболее гуманистических достижений нашего далеко не гуманного века. В том, что наши се­мьи остались в стороне от этого достижения, имеется комплекс причин культурных, с одной стороны, эконо­мических и материальных, с другой. Общество очень долго не осознавало свою ответственность в этом воп­росе, внимание правящих структур, науки, здравоохранения к этому привлечено не было.

В общественном мнении утвердилось грубопренебрежительное отноше­ние к проблеме, женщина чуть ли не объявлялась вино­ватой в том, что обладает способностью деторождения. Не только широкие слои населения, но и медики оказа­лись некомпетентными в вопросах контрацептивной культуры. С другой стороны, подобная идеологическая и психологическая установка привела к тому, что меди­цинская промышленность отстала в производстве со­временных контрацептивов; средства на приобретение их за границей недостаточны, а умение пользоваться ими отсутствует. Естественно, что исправить ситуацию можно, если начать с изменения идеологической уста­новки, с осознания, что обеспечение возможностей для планирования семьи – одна из первейших предпосы­лок для формирования цивилизованного общества.

Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других. Среди них: проблема нежелан­ных детей, которая является не только нравственно-психологической, но и социальной проблемой. Такие дети – первые кандидаты на роль «социальных сирот», обитателей детских домов, да и, оставшись в семье, они несут на себе груз эмоциональной отверженности, ста­новятся жертвой семейной жестокости или равнодушия.

Особый разговор о рождении детей у несовершен­нолетних матерей. Процесс акселерации ускорил гор­мональное и физическое созревание подростков, в то время как длительная и заботливая опека семьи приводит к далеко не раннему духовному созреванию. «Омо­ложение» половых отношений – факт, по поводу ко­торого можно сокрушаться, но спорить с ним не приходится. С социальной точки зрения, девочка-мать испытывает огромные сложности: ее статус настолько необычен, что порождает множество проблем. Родите­ли, окружение, школа нередко реагируют совершенно неадекватно – вплоть до изгнания юной грешницы из дома и т. д. Между тем социальная и моральная ситуа­ция будет делать все более частыми как проституцию несовершеннолетних, так и случайные половые контак­ты. Поэтому делом первостепенной важности для со­циального педагога следует считать возможно более широкое распространение медико-социальных знаний и всемерную пропаганду современных безопасных средств контрацепции, а также оказание социально-психологической помощи подросткам и их родителям.

5. Еще одна малоисследованная проблема – внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в на­шей стране (не считая жертв военных и межнацио­нальных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обраще­ния родителей. Растет число социальных сирот – т. е. детей, попавших на попечение государства при жи­вых родителях или хотя бы одном из них.

В современных условиях теоретически можно про­гнозировать рост внутрисемейной агрессии. Немило­сердное общество бьет семью. Немилосердная семья бьет слабых своих членов. По зарубежным данным, такое насилие увеличивается в периоды социальных обострений. Жертвами его, как правило, становятся женщины (95% случаев) и дети (около 70% случаев).

Осознанные миром проблемы инициируют серь­езные исследовательские и технологические програм­мы, направленные на предупреждение семейной аг­рессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга – здесь и неодобритель­ная реакция общественного мнения, и финансовая за­висимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей. В нашем обществе существуют все эти факторы, усугубляющиеся еще несколькими обстоятельствами. Общественность, правоохранительные органы крайне неохотно занимаются внутрисемейным насилием. Спе­циальные приюты, социальные гостиницы для таких жертв только начинают функционировать, причем их деятельность невероятно осложняется финансовыми факторами, трудностями с выделением помещения и т.д.

Читать статью  Особенности взаимоотношений детей и родителей в льтация

Перечень проблем современной семьи можно было бы продолжить. В практике социально-педагогической работы с семьей важно выделить как общие социальные проблемы, характерные для большинства семей данно­го общества, так и частные проблемы конкретной се­мьи. Следует, однако, помнить, что не социальный пе­дагог разрешает семейные проблемы клиентов, а семья, с помощью социального педагога, осознает свои про­блемы и находит в себе силы разрешать их.

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

Семья — это древнейший социальный институт, ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически и психологически.

Сегодня институт семьи и брака переживает не лучшие времена. За последние десятилетия ценность семьи значительно снизилась. Подобно тому, как современное российское общество преодолевает кризис не только экономический, но и кризис духовный, современная семья также оказывается в зависимости от этих общественных процессов. Под угрозой сегодня находится главная функция семьи — репродуктивная или функция продолжения рода. Многие молодые семьи либо не хотят заводить детей, либо ограничиваются одним ребенком. Одна из причин такого явления — отсутствие материальных возможностей для рождения и воспитания детей.

Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Все это влечет за собой падение рождаемости детей.

Одной из проблем современной семей— это общественное мнение, которое является главным диктатором того, как следует жить, и попробуй только мыслить или поступать иначе, ни так, как окружающие люди и друзья – сразу же станешь белой вороной, чуть ли не изгоем. Люди боятся быть не такими как все, они хотят чувствовать себя частью одного целого, одной компании, боятся, что над ними будут насмехаться — над их увлечениями или мировоззрением, это будет означать противодействие по отношению к окружающим, выход из зоны комфорта, так стоит ли напрягаться, думают многие люди.

К проблемам современной семьи можно отнести тот факт, что с каждым годом все больше и больше разрушаются семейные устои, для многих людей является нормой развестись, изменить своему близкому человеку или даже сделать аборт — и все потому, что так поступает очень много людей, к сожалению большинство. На кого ориентируется подрастающее поколение, с кого оно берет пример, как надо жить — со старших, со своих родителей. Но сейчас очень много разводов – свыше 50% по официальным данным, вследствие чего дети во многих современных семьях воспитываются одним родителем, и как правило женщинами.

Проблемы современных семей кроются в отсутствии знания. Можно познавать путем проб и ошибок – и так обычно народ и поступает,но сколько ошибок надо совершить, чтобы потом понять, как правильно жить, как должны строиться отношения, как должна создаваться семья,сколько разрушенных судеб людей и вашей собственной жизни, чтобы потом удивленным голосом сказать – вот оно как на самом деле.

Современные семьи очень хрупкие, которые разрушаются одна за другой. Отношения в семье постепенно разваливаются, если над ними не работать. Смотрите на себя и работайте со своим характером и вытекающим из него поведением, благодаря чему будут улучшаться как ваши отношения, так и в целом сокращаться и решаться проблемы современной семьи и общества.

Основные проблемы современной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

В настоящее время остро встает проблема обеспечения стабильности общества в условиях социально-политических и экономических трансформаций. В России изменяется характер семейных отношений, создание семьи откладывается на более поздний возраст. Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Кризис семьи кроется в решении проблем, связанных с переходом общества на качественно новый уровень, который привел бы к изменению отношения к семье.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова А. А.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы современной семьи»

границами и ценностно-смысловой структурой самоидентификации россиян. И не смотря на то, что в наше время «кризис идентичности» имеет место, перспективу мы видим в полном осознании и понимании того, что национальная идея — это общегражданская российская идея, а национальная идентификация — идентификация себя с гражданином Российской Федерации, а не с политическими, этническими и конфессиональными группами.

1. Tolz V Forging the Nation: National Identity and Nation — Building in Post-Communist Russia // Europe-Asia Studies. — 1998. — Vol. 50, № 6.

2. Ельцин Б.Н. Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ: «О действенности государственной власти в России», 1995 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.intelros.ru/2007/02/ 05/poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_o_dej[jst vennosti_gosudarstvennojj_vlasti_v_rossii_1995_god.html.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 08.07.2000 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25.04.2005 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26.04.2007 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

В настоящее время остро встает проблема обеспечения стабильности общества в условиях социально-политических и экономических трансформаций. В России изменяется характер семейных отношений, создание семьи откладывается на более поздний возраст. Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Кризис семьи кроется в решении проблем, связанных с переходом общества на качественно новый уровень, который привел бы к изменению отношения к семье.

* Аспирант кафедры Теории и истории социологии. Научный руководитель: Коноплин Ю.С., преподаватель кафедры Теории и истории социологии, доктор политических наук, профессор.

Актуальность темы исследования обусловлена неблагоприятными тенденциями в состоянии брачно-семейных отношений. В условиях новой социально-политической реальности проведение традиционных мер по решению основных проблем семьи положительных результатов не дали. Дезадаптация семьи приобретает хронический характер. «За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин «кризис семьи» буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем» [1, с. 137]. Несомненно, значение семьи велико в жизни каждого человека, общества, государства. Благополучная, крепкая семья — залог стабильности любого общества. В ней закладываются основы нравственности, духовности и терпимости, происходит зарождение гражданина, первоначальное становление личности. Семья — это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества.

Так что же такое — семья? Наиболее содержательным считается определение А.Г. Харчева, который определил семью как «исторически конкретную систему взаимоотношении между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [2, с. 71].

Исследуя основные проблемы современной семьи, необходимо отметить её кризисное состояние, которое выражается в невыполнении семьёй основных функций. По мнению ведущих специалистов, обозначился целый ряд таких острых социальных проблем, как рост числа детей, рожденных вне брака, социальная дезорганизация семей, нездоровые отношения между близкими людьми, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности и утратой важности семейного образа жизни. Ценностная транзитивность становится мощным фактором, который дестабилизирует личную и общественную жизнь. Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на социализации молодежи. Создав семью, молодожены оказываются неподготовленными к резкому изменению образа жизни. Большинство из них ждут от брака только приятных впечатлений. Они не готовы к выполнению всего комплекса функций, характерных для семьи. Эти факторы можно описать такой установкой молодежи на брак, как на нечто легкое. Об этом писал еще В.В. Маяковский: «Семейная лодка разбилась о быт». Конечно, на родительской семье лежит огромная ответственность по воспитанию детей, именно родители закладывают детям основные ценности семейного образа жизни, и родительская семья должна стать образцом для подражания.

Читать статью  Особенности расторжения брака многодетных семей

По статистике, количество разводов в России за минувший год достигло 800 иа 1000 заключенных браков, что на 200 больше, чем 10 лет назад [3]. Молодые люди не всегда готовы уступать друг другу, и самый простой выход видят в разводе. Очень важно донести до молодых людей традиционное понимание брака, брак — это не временное состояние, супруг — это твой спутник на всю жизнь. Все более распространенными становятся так называемые гражданские браки. По данным статистики, «если в 1990 г. доля гражданских браков составляла 12,8 %, то через 10 лет достигла 26,6 %» [4, с. 103]. Социальная значимость распространения таких браков связана и с изменениями в репродуктивном поведении, в результате которых наблюдается увеличение количества детей, рожденных вне зарегистрированного брака, на фоне общего снижения рождаемости. Новым явлением стало широкое распространение неполных семей. В настоящее время 76 % респондентов считают, что совместное проживание в семье нескольких поколений взрослых людей более конфликтно, нежели раздельное, поскольку стесненные жилищно-бытовые условия не способствуют комфортному проживанию [5, с. 103]. Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика межпоколенных конфликтов, особенно в социально недозволенных формах проявления, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. Для института семьи стало характерным обилие проблем, связанных с выполнением основных функций, что негативно отразилось на взаимоотношениях всех членов семьи. Кризисное общество не может в полном объеме выполнять свою биологическую функцию — продолжение рода, поэтому семья, не имеющая социально-экономических возможностей, тоже не в состоянии выполнять свои специфические функции. Важной проблемой семей является сохраняющийся низкий уровень здоровья современных детей и подростков. Он во многом обусловлен социальными условиями жизни и распространенностью поведенческих факторов риска, что свидетельствует об актуальности профилактических программ и формирования приоритетов здорового образа жизни детей и подростков. Аборты, гинекологические заболевания, перенесенные в подростковом возрасте, часто становятся причинами бесплодия в браке. «Показатель бесплодия на 100 тыс. женщин репродуктивного возраста в 2002 г. составил 407,3 (2000 г. — 381,4)» [6, с. 14]. В настоящее время в стране около 5 млн. супружеских пар страдают бесплодием, желают иметь детей, но не получают необходимой помощи вследствие ее недоступности [7, с. 39]. Именно в благополучных функциональных семьях вырастают наиболее жизнеспособные люди. По числу абортов Россия является мировым лидером: «из 10 беременностей 7 завершаются абортами. За 9 месяцев 2008 г. в России сделано более 1,5 млн. абортов. По неофициальным же данным, ежегодно аборты убивают в России до 6 млн. детей (в статистику не входят подпольные аборты). От 3,5 млн. беременностей в России

рождается только 1,5 млн. детей» [8]. В условиях перестройки и расширения демократии в нашей стране резко обозначились такие проблемы межличностных отношений, как противоречия ме^ду равноправием женщины и возможностями его реализации, между требованиями общественного прогресса и отсталыми взглядами на место женщины в семье, ме^ду функциями полноправной гражданки и реальным положением в своей семье, между общественно-профессиональными и семейными функциями женщины. Иерархия отношений, которая заповедана Евангелием, гласит, что Господь глава мужу, муж глава жене, а уже жена распространяет свое влияние к ребенку. Под главенством в данном случае имеется в виду не тирания, а служение, что очень важно заметить. Но в наше время эта иерархия искажена.

Результаты проведенных исследований по проблемам семьи позволяют сделать вывод, что характер, направленность и интенсивность господствующих среди населения современной России ценностных ориентаций, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, обусловлены, прежде всего, следующим:

— общемировой процесс модернизации обществ;

— крайне слабое функциональное воздействие института религии в настоящее время, которое является следствием его уничтожения после Октябрьской революции;

— последствия дисфункционального воздействия советского государства, особенно в начале «советского» периода развития российского общества;

— полное отсутствие функционального воздействия со стороны государства в настоящее время.

Автор статьи считает, что именно государство должно больше уделять внимания семьям, оказывать помощь, поощрять пособиями, экономически поддерживать молодых и многодетных семей, ориентировать молодежь на истинные ценности семейного образа жизни, а особенно такую ценность, как дети. Государство и члены общества должны осознать свою ответственность за семью и ее состояние. Государственные институты, в том числе, система образования, должны нести ответственность за будущее. В общеобразовательных учреждениях подросткам должны преподавать курс «Этика или психология семейного образа жизни», «Семьеведение».

В качестве первоочередных мер, которые позволят решить основные проблемы современной семьи, являются следующие: исследовать вопросы положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; добиться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей.

1.Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. -2003. — № 11.

2. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки: пере-печ. с изд. 1979 г. — М.: ЦСП, 2003.

4. Богданова Л.П., Щукина A.C. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. — 2003. — № 7.

5. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // СОЦИС. — 2005. — № 1.

6. Здоровье детей России. — М., 1999.

7. Каткова И.П. Репродуктивное здоровье россиянок // «Народонаселение». — 2002. — № 4.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВТЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, г. Сургут

В статье рассматривается социальное проектирование как методиче -ский инструмент для развития социально ответственного бизнеса и связи с общественностью.

Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации управления обществом. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе социальную политику.

Философию социального проектирования выражают несколько кардинальных идей и положений:

1. надо экспериментировать. Человек открыт социальным изменениям, он по своей природе социальный экспериментатор. Открытость к нововведениям — предварительное условие их разработки и осуществления. Но открытость нововведениям вовсе не означа-

* Студент кафедры Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности. Научный руководитель: Стрих Н.И., профессор кафедры Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности, доктор технических наук.

Источник https://studopedia.ru/8_73182_sotsialnie-problemi-sovremennoy-semi.html

Источник https://kcsonsg.mszn27.ru/node/17452

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-sovremennoy-semi