Семья группы риска как социально-педагогическая проблема современного обществастатья на тему

25 июля, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Семьи «группы риска» — как социальная проблема

Анализ научной литературы по вопросам социальной работы с семьями «группы риска»

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для ее успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта[34,c.108].

Под социальной работой с семьями «группы риска» в настоящей работе понимается деятельность по оказанию помощи семьям «группы риска» в реализации социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию в обществе[15].

Согласно исследованиям российских социологов, для начала XXI века одной изхарактерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия[7].

Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложноематериальное состояние большого количества семей, нравственные проблемы обществаусложняют систему ценностных отношений в семье, достаточно низкий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.

Сложившаяся социальная ситуация ставит задачу изучения современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группыриска и оказания им социально-педагогической помощи. Специалист должен уметьвыделять из социума семьи данной категории, четко квалифицировать характер семейныхпроблем, степень их проявления и прогнозировать возможные «социальные риски». В связи со сказанным возникает необходимость четкого определения сущности испецифических особенностей семей группы риска.

Анализ отечественной, зарубежной литературы и научно-исследовательской практики свидетельствует, что отсутствует единая и четкая классификация семей, отличающихся той или иной формой, степенью неблагополучия. В науке однозначно не выделены необходимые и достаточные признаки, на основании которых специалист может диагностировать семью как семью группы риска, а также характер возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировать соответствующую «помогающую» деятельность[28,c.44].

Возникает правомерный вопрос: «Какую семью можно квалифицировать как семью «группы риска?». В последнее время в практике наметилась проблема не совсем верного, на наш взгляд, представления о семьях «группы социального риска». К этой категории часто относят неблагополучные семьи с аморальной и асоциальной направленностью, однако проблема семейного риска, как мы полагаем, просматривается значительно шире. Далее попытаемся определить научные подходы к определению специфики понятия семья «группы риска».

Несмотря на широкое употребление в научной и специальной литературе понятия семья «группы риска», во всем многообразии работ, посвященных данной проблеме, трудно встретить четкую его формулировку. Наряду с понятием «семья группы риска» используются такие, как «неблагополучная семья», «проблемная семья», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой,материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни[47,c.88].

Как свидетельствуют научные исследования, семьи «группы риска» не однородны как по характеру проявления неблагополучия, так и по структуре, общей культуре родителей. Анализ литературы подтверждает отсутствие единой, общепринятой типологии семей группы риска. Выделение типов и видов неблагополучия производится авторами на основе изучения отдельных характеристик семьи:нарушения одной или нескольких функций семьи; структуры семьи и т.п., что не обеспечивает интегрированное знание об изучаемом феномене в рамках единой теории[14,c.82].

Существующие классификации семей группы риска дополняют, а иногда и повторяют друг друга, при этом охватывая широкий спектр критериев, порой выходящих за рамки направленного воспитательного воздействия[6].

Анализ классификаций неблагополучных семей позволил разработать следующую комплексную типологию семей группы риска на основании определения ведущих факторов риска, которые создают вероятную опасность для социализации ребенка. Семья группы риска, согласно данной классификации, может быть квалифицирована как таковая по проявлению одного или нескольких факторов риска:

1)медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в физическом и психическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и пр.);

2)социально-экономические факторы (малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни, неприспособленные к жизни в обществе);

3)социально-культурные факторы (семьи, родители которых характеризуются различным уровнем общей культуры, имеют различный уровень образования: среднее, высшее);

4)демографические факторы как показатели структуры и состава семьи (полная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная), а также места и условий проживания(сельская местность, город, мегаполис);

5)психологические факторы (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми);

6)педагогические факторы (низкий уровень педагогической и духовной культуры родителей, низкий уровень общения, отсутствие примеров положительного поведения родителей, отсутствие единой тактики воспитания детей).

Семья «группы риска» как социально-педагогическая проблема современного общества
статья на тему

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся «звезда» не стала падающей или гаснущей. Взаимоотношения семьи и школы неразрывно связаны между собой. На протяжении длительного времени, а точнее всего времени существования такого института, как школа, шло взаимодействие..

Скачать:

Вложение Размер
sem_semya_kak_socc_ped_problema.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья «группы риска»,

как социально-педагогическая проблема

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся «звезда» не стала падающей или гаснущей. Взаимоотношения семьи и школы неразрывно связаны между собой. На протяжении длительного времени, а точнее всего времени существования такого института, как школа, шло взаимодействие.. Ещё в XIX веке В.В. Розанов предупреждал нас о том, что образование «в правильных своих формах есть высший для человека дар истории, но дар, могущий стать в своей неправильности истинным его несчастьем (7, 185)».

Из нашего сознания, индивидуального и общественного, постепенно уходит понимание, что семья — не только «ячейка» общества, но также и «первичное лоно человеческой культуры», и «живая лаборатория человеческих судеб», и «духовный очаг», и школа «духовно-религиозной, национальной и отеческой традиции(7, 186)», и институт первоначального воспитания единения и общежития, авторитета и дисциплины. Школа, призванная заложить в человека основы духовного и нравственного опыта, воспитать в нём качества личности, необходимые для жизни в современных условиях, в своей повседневной практике отходит от выполнения этой высокой миссии, отдавая приоритеты обучению в ущерб воспитательной работе с учащимися.

В этой тревожной ситуации необходимо рассмотреть проблему воспитания учащихся в контексте истории. «Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает», — заметил В.В. Розанов (7, 185). Это утверждение актуально и сегодня.

В опубликованной в XIX веке переписи московского студенчества содержались следующие данные. Большинство опрошенных студентов принадлежали к интеллигентным семьям — у 60% отцы получили образование не ниже среднего. На вопрос, имела ли семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов, чувства товарищества, 56% опрошенных отвергли влияние семьи и только 44% признали ее наличность. На вопрос, имела ли семья влияние на выработку определённого мировоззрения, 58% дали ответ отрицательный, 42% — положительный. Три четверти студентов указали, что семья совершенно не руководила их чтением, а из четверти признавших наличность такого руководства 73% отметили, что это было лишь в детском возрасте. И только у 172 студентов из 2094 опрошенных семья руководила чтением и в юношеском возрасте (7, 185).

Читать статью  Особенности воспитания подростка в семье

Результат не заставил себя ждать. Сбылись пророческие слова Н.А. Некрасова: «. И порвалася цепь великая, хлестнув одним концом по барину, другим по мужику(7, 186)». Семейные устои изначально играли существенную роль в усилении асоциальных настроений школьников. Русская школа конца XIX — начала XX в. систематически выслушивала многочисленные обвинения со стороны общества. Педагоги довольно часто говорили об отсутствии единства между школой и семьёй, о безразличном отношении родителей к задачам воспитания, отмечали враждебное отношение семьи учебно-воспитательному строю образовательных учреждений. Вследствие этого у большинства учеников бессознательно вырабатывался узкопрактический, даже меркантильный взгляд на школу, где не было места для радостного ощущения высоких духовных плодов образования и для их самодеятельного поиска. Обучение в глазах ученика получало характер отбывания тяжёлой повинности ради получения аттестата.

В обширной области образовательного пространства, охватывающей физическое развитие, гигиенические навыки, дисциплину, семейные влияния нередко носили прямо отрицательный характер. Особенно сложное положение складывалось в отдалённых уездных городах. Во многих случаях семья не только не поддерживала благотворное влияние школы, но скорее действовала разрушительно. Многие из родителей «были далеки от знания элементарных правил гигиены, не могли понять этих требований школы». Отмечалось, что среди ученических недостатков было немало, имеющих свой источник и постоянное подпитывание в семейной обстановке. «Изнеженность, леность, нервозность, наклонность к чувственным удовольствиям, распущенность вообще, наклонность к жестокости и прочее — это ли не яркое отображение ненормальности нашей семьи? Борьба с ними в школе затруднительна не только потому, что они уже глубоко пустили корни в душе ребёнка, но и потому, что непрерывно поддерживаются той же семьёй. И только при содействии самой семьи возможна действительная борьба с ними».

Руководители гимназий констатировали такое ненормальное, даже враждебное отношение семьи к работникам школы. В.Г. Комарницкий, А.И. Шестов и другие отмечали, что «семья смотрит на воспитателя, прежде всего, как на представителя школьной администрации, да ещё, пожалуй, такой, которая, по мнению некоторых, совсем не имеет в виду интересов детей, а жаждет лишь предлога к их наказанию. Во многих конфликтах (по мнению родителей) виновата многострадальная школа с её «сухими, чёрствыми педагогами», нисколько не считающимися с «прекрасными» качествами их ребёнка(7, 186)…».

Проблемой для школы стало и то, что «значительные родители» требовали снисхождений для своих детей и прибегали к воздействию «сильных мира», в борьбе с которыми и учитель, и директор были совершенно бессильны. Русские педагоги отмечают, что как «в магазины являлись мамаши, папаши, дядюшки и тётушки для приобретения в подарок своим детям и племянникам подстрочников, решений задач, сборников тем, готовых сочинений и т.д.». Существование такой литературы поддерживалось родителями под видом «учебных пособий», ничего общего с ней не имевших (7, 187).

Одной из причин этого была та, что семья не имела законных путей и возможностей влиять на организацию школы. Правильного, систематически действующего органа для своего представительства в школе у семьи не было. Правда, в то время действовали родительские комитеты. Однако их официальная и строго определённая деятельность не удовлетворяла ни семью, ни школу. «В самом деле, какое значение может иметь родительский комитет, если только счастливая и крайне редкая случайность, собравшая на заседание в самом начале учебного года три четверти родителей, не знающих друг друга, поможет организовать комитет из случайных, ни школе, ни обществу неведомых людей, или если вся деятельность в течение года сведётся к одному заседанию с массой речей и полным отсутствием действительной помощи школе (7, 186)». К тому же пределы возможностей родительских комитетов ограничивались только материальной помощью школе.

Вторая причина отсутствия плодотворных отношений между школой и семьёй заключалась в невысоком общем культурном уровне русского общества и, в частности, в слабости развития педагогического просвещения. «Согласованности в действиях школы и семьи нет и ещё долго не может быть, ибо семья ещё очень некультурна в смысле понимания педагогических воздействий».

Вследствие указанных обстоятельств школа и семья по-разному смотрели на цель образования. Первая истолковывала её преимущественно в идеалистическом направлении, очень отвлечённо, а вторая понимала эту цель главным образом утилитарно, с точки зрения материальных прав и преимуществ.

Не отличаясь высотой педагогического понимания и не имея в своём распоряжении достаточного количества материальных, образовательных и педагогических средств, русская семья, в массе своей, постоянно стремилась переложить ответственность воспитания детей на школу и совершенно забывала, что эта задача непосильна только для школы, недостижима и для единоличных усилий семьи. Русские педагоги настаивали на необходимости поднятия культурного уровня семьи и на совершенствовании педагогических идеалов в семье.

Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование — историко-культурный феномен, который развивается во времени и в пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Помнить, что семья — это основа родового строительства нации. Понимать, что без взаимодействия этих социальных институтов — семьи и школы — не может быть осуществлено воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем.

Разумеется, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряжённой, серьёзной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствие с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примиряющего взгляды семьи и школы. У современной школы была и будет существовать проблема взаимодействия в системе «ученик – учитель — родитель» ибо само общество дает подпитку для этого, да и государство своими реформами «простимулировало» рост появления так называемых семей «группы риска».

Понятие семьи «группы риска». Семья для маленького человечка это оплот его спокойствия и благополучия, где он получает первые уроки жизни, где на протяжении основного отрезка его жизни происходит социализация. Однако все это перечеркивается, когда на первый план выходит неблагополучие, выраженное в том или ином признаке. Сделаем попытку рассмотреть несколько определений семьи и вывести понятие семьи «группы риска», обозначив ее проблемы, заботы и чаяния.

Социальная педагогика под семьей понимает основанную на браке и кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой (58, 345).

Семья это также сложная, многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функции. В частности под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности ее членов. Функции семьи, по мнению педагогов и социологов, заключаются в экономических, хозяйственно-бытовых, реактивных, репродуктивных, воспитательных воздействиях и взаимодействиях. По Т. Ф. Ефремовой семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Таким образом, можно приводить множество синонимичных определений семьи, обозначающих, прежде всего взаимодействие и сотрудничество ее членов. Несколько иначе ситуация в семьях «группы риска», или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях(64, 163).

Под семьей «группы риска» понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.

Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы, «золушки».

Читать статью  Как оформить статус малоимущей семьи?

Почему так происходит? Ответ на этот вопрос одинаково прост и сложен. Прост, потому, что все беды можно переложить на государство, на общество; сложен, так как, перекладывая вину за случившееся на других, проблемы не решить, поэтому, прежде всего причины неблагополучия необходимо искать в каждой семье индивидуально. Список причин, ведущих к неблагополучию, этим далеко не ограничивается, ведь каждая семья по своему индивидуальна, обладает своим психологическим климатом, и своей же, присущей только ей способностью противостоять трудностям современной жизни. На основе вышеизложенного попытаемся обобщить классификацию семей, исходя из существующих причин неблагополучия.

Классификация семей «группы риска». Семья в классификаторе социального педагога имеет несколько значении: это и ячейка общества, и малая группа, и объединение людей, основанное на кровном родстве или брачных узах. Стоит, однако, отметить, что особое значение в социально-педагогической деятельности занимают семьи «группы риска». Над классификацией данной группы семей работают много известных педагогов, ученых, и каждый предлагает что-то свое, основываясь на личном профессиональном опыте, на особенностях своего региона. Например, А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность, безнадзорность и беспризорность. Соответственно она выделяет: семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей; семьи с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми; семьи, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей (23, 18).

Более расширенную классификацию предлагает М.А Галагузова. Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие (35, 116). Также представляют ценность и исследования В.М. Целуйко, комплексно обозначив понятие «неблагополучная семья», как семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. И, следовательно, на основе этого выделяет две категории семей: семьи с явной формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, аморально-криминальные, асоциальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов); внешне респектабельные семьи, ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями (10, 9-10).

М. В. Шакурова также выделяет семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованные, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Она же предлагает классификацию семей на основе функциональности и нефункциональности, относя к нефункциональным семьи «группы риска». Остановимся более подробно на классификации семей именно группы риска по М. В. Шакуровой:

Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи. Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.

Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение (но не всегда, иногда таким родителям просто нужна социально-педагогичеческая поддержка).

Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей. Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают» затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Таким образом, семья «группы риска» напрямую зависит от социальной политики государства, сбалансированности действий всех его институтов. Список критериев неблагополучия можно продолжить, сделав упор на стили воспитания. На мой взгляд, данная классификация наиболее приемлемая, так как отражает весь спектр причин неблагополучия, одновременно систематизируя их. Основываясь на классификации Шакуровой, можно осуществлять планирование социально-педагогической деятельности с различными категориями семей группы риска. К тому же любая типология семей, их классификация формируется под влиянием причин этого неблагополучия.

Семья «группы риска» как объект социальной работы

Семья как социальный институт. Семья опасного положения как степень неблагополучия. Медико-социальные, экономические, демографические и криминальные факторы риска. Особенности раннего реагирования на проблемы семьи для предотвращения неблагополучия.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 04.04.2016
Размер файла 15,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Статья по теме: Семья «группы риска» как объект социальной работы

Ахлюстина Елена Викторовна

Согласно исследованиям российских социологов (В.М. Медкова, Л.В. Карцева) для начала 21 века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Существенные изменения экономических, социально-политических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. В настоящее время семья как социальный институт испытывает тяжелый кризис. В этих кризисных условиях семья не готова взять на себя абсолютную ответственность за воспитание своих детей, так как меняющиеся экономические условия вынуждают родителей большую часть своего времени искать средства к существованию в ущерб воспитания детей. Как отмечает Т.К. Ростовская, пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и увеличением числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [5, с. 64].

Читать статью  Каково ваше отношение к СССР!

Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. К данной категории часто относят неблагополучные семьи с безнравственной и асоциальной направленностью. Тем не менее, проблема семейного риска, рассматриваемая в научной и специальной литературе значительно шире.

Вместе с понятием семья «группы риска» употребляются такие категории как: «неблагополучная семья», «проблемная семья», «негармоничная семья», «семья опасного положения» и др. Трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи, затрагивают, прежде всего, социальной, материальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической аспектов её жизни.

Для более подробного понимания проблемы раскроем содержание некоторых понятий: неблагополучные — это семьи, в которых изменена структура, обесцениваются и пренебрегаются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение основных потребностей членов семьи. Семья, опасного положения — семья, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, а также негативно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [3, с. 17]. Таким образом, семья опасного положения — это крайняя степень семейного неблагополучия. Можно говорить, что неблагополучные семьи и семьи опасного положения являются крайними вариантами проявления семейных дисфункций.

Ситуацию семейного неблагополучия можно рассматривать как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение, поскольку особенностью семей, испытывающих те или иные трудности является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Основной же причиной отнесения семьи к категории «группы риска», являются сложные жизненные обстоятельства. Такие жизненные обстоятельства разнообразны и достаточно подробно описаны в литературе профессора Ю.П. Платонова. Рассматривая их с позиции благополучия ребенка, мы выделяем основные из них [4]:

— алкоголизм родителей, их безнравственное поведение;

— отсутствие родителей или одного из них;

— агрессивное поведение родителей;

— низкий материальный доход семьи, отсутствие работы у одного или обоих родителей.

В целом же учёные обобщают неблагоприятные жизненные обстоятельства в виде факторов (С.А. Беличева, В.Е. Летунова и др.).

Наиболее удачным является подход С.А. Беличевой., которая выделяет следующие факторы риска:

1) медико-социальные: (плохая наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

2) социально-экономические (низкий материальный уровень семьи, неблагоприятные жилищные условия);

3) социально-демографические (многодетные; неполные; повторный брак);

4) социально-психологические (негативный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, халатность родителей в воспитании детей, жестокость);

5) криминальные факторы (безнравственный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимости у членов семьи) [1, с. 110].

Характеризуя семьи группы риска, исследователи (Т.В. Андреева, В.Е. Летунова, Е.И. Казакова и др.) отмечают: слабую способность членов этих семей к анализу того, что происходит в их семье, неспособностью по этой причине самостоятельно ставить цели по улучшению жизни своей семьи и добиваться эффективных результатов; слабую способностью обсуждать проблемы семьи со специалистами, отказываются понять причины семейного неблагополучия; присутствием в семье эмоций, связанных с агрессией в противовес таким эмоциям, как любовь, забота, понимание, взаимопомощь; наличие высокой степени риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

На основании вышеизложенного представим наше понимание семьи «группы риска». Итак, семья «группы риска» — это семья, которая находится в трудной жизненной ситуации и эта ситуация объективно нарушает жизнедеятельность семьи. В результате затруднено, либо невозможно выполнение семьёй в полном объёме её основных функций. Данную ситуацию семья не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальному работнику необходимо оказать своевременную помощь и грамотно организовать межведомственное взаимодействие.

Организуя практическую работу с данной категорией семей, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Магнитогорска ставит неблагополучные семьи на учёт и вносит в «Банк данных семей группы риска». При этом учитываются следующие критерии [3, с. 7]:

Проживание несовершеннолетнего в обстановке, не соответствующей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей постоянного заработка, жилья.

Отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, нарушение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего.

Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, безнравственный образ жизни родителей.

Вовлечение несовершеннолетних детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество и т.д.).

Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (причинение вреда физическому, психическому здоровью детей).

Неисполнение родителями обязанностей по обучению детей, отсутствие связи школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка, отсутствие контроля за проведением свободного времени.

Совершение преступления или правонарушения несовершеннолетними.

Нерегулярный доход, низкий материальный уровень.

Инвалидность, хронические заболевания членов семьи.

Семья с эмоционально-конфликтными отношениями.

Родителями ведут асоциальный образ жизни.

При работе с семьями, у которых проявляются вышеперечисленные факторы риска, в практике социальной работы целесообразен превентивный подход. Суть этого подхода заключается в раннем реагировании на проблемы семьи для предотвращения семейного неблагополучия. Он основан на мерах ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие и выявлены факторы, препятствующие успешному функционированию семьи, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семьи «группы риска». В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно только с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация грамотного и результативного межведомственного взаимодействия.

Список литературы

семья неблагополучие риск фактор

1. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. — М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. — 284 с.

2. Грицай А.Г., статья «Семья группы риска в структуре типологии неблагополучных семей» журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск № 3/2009. Библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii. (дата обращения 26.01.2016)

3. Информационный бюллетень учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Ленинскому району. Магнитогорск, 2011.- 58с.

4. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.

5. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. — Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. — 107 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика семей группы риска. Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска». Воздействие семейного неблагополучия на детей. Основное содержание социальной работы с проблемными семьями. Методы социальной работы с неблагополучными семьями.

дипломная работа [73,9 K], добавлен 05.01.2011

Семья группы риска как социальный феномен. Причины и показатели семейного неблагополучия. Теоретические модели общественной работы с семьей группы риска в России и за рубежом. Направления деятельности и перспективы развития центров психологической помощи.

дипломная работа [75,4 K], добавлен 25.04.2012

Брак и семья как важнейшие социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Экономические и социальные причины кризисного положения современных семей.

курсовая работа [28,6 K], добавлен 31.10.2011

Семья как фундаментальный социальный институт. Общая характеристика и социальные проблемы молодой семьи. Основные функции семьи. Традиционная, нетрадиционная, эгалитарная семья. Мотивы вступления в брак у молодоженов. Принципы социальной работы с семьей.

дипломная работа [83,0 K], добавлен 12.08.2010

Понятие «неполная семья» в научной литературе. Социальные проблемы и причины появления неполных семей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем. Обобщение практического опыта социальной работы с неполными семьями в Управлении социальной защиты.

курсовая работа [107,3 K], добавлен 08.01.2016

Неблагополучные семьи как объект социальной работы. Определение феномена семейного неблагополучия. Классификация неблагополучных семей. Социальные проблемы семьи. Социальная защита и социальное обслуживание семьи, помощь ей в виде социальных пособий.

курсовая работа [64,9 K], добавлен 11.01.2011

Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

Источник https://studbooks.net/654337/sotsiologiya/semi_gruppy_riska_sotsialnaya_problema

Источник https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/06/05/semya-gruppy-riska-kak-sotsialno-pedagogicheskaya

Источник https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00665004_0.html