Проблемы жизненного цикла семьи

1 сентября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Стадии жизненного цикла семьи

Стадии жизненного цикла семьи
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений

1. Стадии жизненного цикла развития семьи: цели и задачи

Функционирование семьи подчиняется законам гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и развития. Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации. Каждой стадии соответствуют специфические задачи развития.
Термин «цикл развития семьи» введен Э. Дювалем и Р. Хиллом в 1948 г.’ Развитие семьи в их теории основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно- психологические изменения каждого члена семьи преобразуют ее жизнь. Изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
Все существующие периодизации жизненного цикла семьи основаны на критерии изменения места детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной функции.
Рассмотрим периодизацию Б. Картера и М. Макголдрика. Ее критериями являются:
1) жизненные цели;
2) задачи, реализуемые для достижения этих целей;
3) состав семьи;
4) переходы из одной стадии в другую в соответствии с новыми жизненными установками
На каждой из стадий возможны два сценария развития семьи: сценарий благополучия, предполагающий успешное разрешение стоящих перед семьей задач, и сценарий деструктивного развития, вызванного неспособностью разрешить эти задачи Между этими крайними вариантами находится широкий спектр траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и эффективности. Решение задач каждой последующей стадии определяется успешностью решения задач предыдущей стадии при наличии преемственности и взаимосвязи.
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий:
1) добрачный период;
2) заключение брака и образование новой семейной пары;
3) семья с маленькими детьми;
4) семья с детьми подросткового возраста;
5) период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»);
6) период жизни после отделения детей.
Рассмотрим их подробнее.

Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады»

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности, принятие человеком ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи:
• эмоциональная дифференциация «Я» от родительской семьи, автономизация личности, приобретение независимости;
• развитие психологической интимности, способности любить и быть любимым, поиск брачного партнера;
• становление «Я» личности через профессиональное определение и достижение экономической независимости.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады»

Цель: формирование новой семейной системы.
Задачи:
• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
• решение вопросов главенства и лидерства;
• распределение ролей и обязанностей и принятие ответственности за их выполнение;
• организация семейного бюджета;
• решение проблемы проживания семьи;
• организация семейного досуга;
• брачно-семейная адаптация супругов;
• формирование семейного самосознания «Мы»;
• выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
• установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками супругов).
Завершение медового месяца знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви, а также обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно тогда молодая семья особенно восприимчива к воздействию стрессоров.
Особенностью российской семьи является то, что начало семейной жизни молодых супругов зачастую происходит на территории одной из родительских семей и сопровождается приходом в нее нового члена’ .
Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы и уважения друг к другу. Она включает адаптацию:
• к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности;
• потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга;
• индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера;
• профессиональной деятельности партнера;
• сексуальную адаптацию партнеров.

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.
Задачи:
• изменение функциональной структуры семьи (формирование супружеской и родительско-детской подсистем);
• формирование родительской позиции;
• выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
• установление новых отношений с расширенной семьей.
Рождение ребенка влечет за собой серьезный кризис в
семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров. Имеющиеся трудности часто отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, родами и уходом за ним. Рождение ребенка влечет сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи.
Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье. Изменяются возможности реализации рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи.
Рождение детей приводит к необходимости значительно перестроить прежнюю семейную систему. Отношения между супругами теперь реализуются в плане собственно супружеских отношений (между мужем и женой) и в плане родительских отношений (между отцом и матерью, воспитывающими ребенка).
Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений. Особую значимость приобретают вопросы о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности, как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка.
Одна из центральных проблем данной стадии — успешное совмещение супругами семейной и профессиональной сфер жизнедеятельности.
Формирование детско-родительской подсистемы отношений кардинально перестраивает и усложняет жизнедеятельность семьи. Хотя существующие планы отношений переплетены и взаимообусловлены, нередко можно наблюдать их противоречивость в вопросе о степени удовлетворенности супругов их качеством. Например, высока» степень субъективной удовлетворенности супругов характером собственно супружеских отношений может сочетаться с конфликтностью, отсутствием взаимопонимания и расхождением во взглядах на воспитание и меру участия в нем каждого из них И наоборот, супружеские отношения на грани разрыва иногда совмещаются с единством взглядов на ценности, цели и методы воспитания детей.
Принципиальную особенность данной стадии составляет переход супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции — кризисный процесс для обоих родителей, определяющий развитие детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самих родителей.
Родительская и воспитательная роль принципиально отличается от супружеской тем, что при формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель — «пожизненно» выполняемая роль, и отменить ее невозможно. Даже в случаях, когда родители отказываются от права и обязанности воспитывать ребенка, они сохраняют ответственность за свой нравственный выбор, оставаясь родителями, пусть только биологическими.
Характерные тенденции, возникающие после рождения ребенка:
• осуществляется традиционализация семьи, предполагающая усиление фактора полового диморфизма и сосредоточение женщины на семейных ролях;
• повышается чувство ответственности и тревоги за благополучие семьи и ребенка;
• происходит кардинальное изменение образа жизни, в частности сокращение времени для досуга, общения с друзьями, интенсификация домашнего и производственного труда, рост напряженности;
• наблюдается относительное возрастание ригидности ролевой структуры семьи;
• сокращается время общения супругов, возникают проблемы сексуального характера и нередко переживание утраты чувства любви1.
После рождения детей происходит перестройка отношений между прародителями и супругами-родителями на основе признания их нового возрастного и ролевого статуса. Возрастает вероятность повышения сплоченности расширенной семьи, значимости отношений и развития сотрудничества между старшим и средним поколениями.
Итак, рождение ребенка влечет следующие изменения в жизни семьи и личностном развитии супругов: развитие идентичности на основе принятия ролей матери и отца; изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей, а также ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной деятельности, дружеских отношений и увлечений; изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).
Задачи:
• пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;
• забота о старшем поколении семьи (прародителях);
• принятие супругами ответственности за благополучие расширенной семьи, признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;
• решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.
Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной профессиональной и социальной деятельности и перестройки образа жизни в связи с постепенной утратой физических сил и возможностей. Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Младшее поколение (дети-подростки) заявляет права на признание их нового статуса — статуса взрослого. Пересечение трех возрастных кризисов переживается всей системой на данной стадии жизненного цикла.
Именно на этой стадии констатируются максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.
Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, обесценивание партнера, снижение чувства субъективной удовлетворенности браком.
Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, устанавливаются близкие отношения, свободные от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний.
Как правило, поиск другого партнера отражает не столько разочарование в старом, сколько негативное переосмысление жизненных итогов и попытку начать жизнь с чистого листа. Неадекватность подобного разрешения кризиса середины жизни обусловлена личностной незрелостью и неспособностью к конструктивному разрешению возрастных задач развития на основе мобилизации ресурсов прежней семейной системы.
Этот кризис, диктующий необходимость определения личностью новых жизненных целей, приоритетов и ценностей, лишь обнажает и обостряет давно назревшие противоречия семейной системы, обнаруживая ее дисгармоничный и деструктогенный характер, приводит к естественному завершению функционирования семьи, ее ликвидации в плане прекращения супружеских отношений. Однако даже в этом случае сохраняются детско-родительские отношения, и распавшаяся семья по-прежнему реализует функцию воспитания детей.


Стадия 5. Семья со взрослыми детьми

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.
Задачи:
• реконструкция семейной системы как диады;
• формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый — взрослый»;
• включение в семейную систему новых членов (невестки, зятя, внуков);
• освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
• принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
Отличительная особенность данной стадии — прекращение выполнения супругами функции воспитания детей и сохранение ими профессиональной и социальной активности.
Данная стадия характеризуется завершением выполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей, необходимостью новой перестройки семейной системы, где на первый план выступают собственно супружеские отношения.
Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады.
Доминирование родительского стиля отношений на протяжении предшествующих стадий при отделении взрослых детей нередко приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, обесцениванию семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая цель — воспитание детей).
Деструктивным выходом из этого кризиса становятся попытки вторжения родителей в семью детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство или по меньшей мере стремление стать незаменимым членом образовавшейся новой семьи, узурпировав, например, роль воспитателя детей
Конструктивным сценарием развития семьи является построение супружеских отношений через узнавание партнера с новых сторон на основе жизненного опыта, обретенной мудрости и терпимости.
Рождение внуков в семье детей открывает супругам иные ролевые возможности для реализации воспитательной функции, но теперь уже в качестве бабушки и дедушки.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости)

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.
Задачи:
• сохранение прежних интересов и форм взаимодействия в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;
• изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);
• приобретение мудрости;
• переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;
• пересмотр итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.
Специфику шестой стадии жизненного цикла семьи определяет вхождение супругов либо одного из них в завершающий период онтогенетического развития — период старения и старости.
Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности. Существуют три основные группы потребностей и соответствующие им ценностные ориентации пожилых людей:
1) социальные потребности (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях);
2) социально-психологические потребности (в межличностном общении, уважении, независимости, внимательном и заботливом отношении окружающих);
3) потребность в сохранении здоровья.
Приоритетными интересами для пожилых людей являются благополучие и успехи их детей и внуков, близких людей.
Особенность жизни пожилых пар состоит в том числе в изменении сексуальных отношений с учетом климактерических нарушений у женщины и мужчины.
В отличие от предшествующих стадий, необходимость изменения ролевой структуры семьи определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей.
Большое значение имеет фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.
Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус хозяйки дома, ответственной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью кормильца. В случае прекращения трудовой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается.
Д. Альперович предложил следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.
Эти типы различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию, распределению прав и обязанностей, общности деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные отношения.
К типу сосуществавателей относятся пары, которые живут вместе по привычке, за долгую жизнь у них накопилось много обид друг на друга. Супруги уже не выясняют отношений, потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу.
Второй тип — партнеры-конкуренты. Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно, специальность, вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. На старости лет совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки и т. д.
Третий тип — влюбленные друзья. Отношения, построенные на любви и дружбе, эти люди сумели пронести через всю жизнь.

Основные жизненные позиции пожилых людей:
1. Конструктивная — такие люди всю жизнь были спокойными и довольными, они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми.
2. Зависимая — присуща тем, кто всю жизнь не вполне доверял себе, был слабовольным, пассивным. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания. Не получая этого, они чувствуют себя несчастными.
3. Защитная позиция формируется у людей с развитыми механизмами противодействия. Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодованием и ненавистью.
4. Позиция враждебности к миру. Ее занимают гневные люди, склонные обвинять окружающих в неудачах, которые они претерпели в жизни. Они подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются держаться за работу.
5. Позиция враждебности к себе и своей жизни. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одинокими. Свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно — как к избавлению от существования1.
Перестройка ролевой структуры семьи связана и с резким ухудшением здоровья и концентрацией усилий семьи на сохранении жизни, здоровья, создании удовлетворительного качества жизни больного супруга. Важную роль на этой стадии начинает играть среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями.
Еще одна специфическая для данной стадии проблема — вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга. Выделяют несколько моделей, выбор и реализация которых регулируются возрастом одинокого супруга, мерой его включенности в различные виды социальной активности, кругом интересов и общения, характером переживания утраты и эмоциональным статусом, состоянием здоровья, личностными особенностями и т. п.
Типичные модели нового образа жизни одинокого супруга:
• жизнь в прошлом — уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;
• жизнь как ожидание смерти — подготовка к «воссоединению» с супругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;
• доминирующий эгоцентризм — полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и интересов; забота о себе и самообслуживание;
• интеграция — упрочение связей с семьей детей, поиск новых семейных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки), забота о членах расширенной семьи;
• самореализация в профессиональной/общественной деятельности;
• повторный брак, создание новой семейной системы.

2. Нормативные и ненормативные кризисы жизненного цикла семьи

Переходы со стадии на стадию представляют собой нормативные кризисы в развитии семейной системы. Их суть состоит в необходимости разрешения противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи.
Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве, лидерстве, распределении ролей. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.
С. Кратохвил выделяет стандартное время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3-7 и 17-25 лет после начала семейной жизни .
Кризис 3-7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах.
Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье в среднем на третьем-четвертом году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал «3-7 лет брака» соотносится со стадией «семья с маленькими детьми», т. е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы — началом родительства, вынужденным отчуждением молодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением уровня материального благосостояния семьи.
Кризис 17-25 лет выражен не так ярко, но он более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.
Интервал наступления данного кризиса охватывает периоды «семья с детьми-подростками» и «отделение взрослых детей».
Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, вызванных такими событиями, как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т. д.
Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические.
К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка, супружескую измену, резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения), тяжелое заболевание кого-то из членов семьи.
Длительные (хронические) стрессоры действуют по принципу «капля камень точит» и включают: неблагоприятные жилищные и материальные условия; высокую эмоциональную напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности, бытовые нагрузки; нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющуюся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.
Значительной стрессогенностью характеризуются факторы резкого изменения стереотипа жизни семьи и суммирования трудностей (эффект «последней капли»).
Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов для противодействия стрессу.
Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Процесс индивидуации семьи выступает как условие ее нормального развития, устремленного в будущее и препятствующего «застреванию» и регрессии к ранее существовавшим идеальным состояниям.
Рассмотрев стадии жизненного цикла семьи, мы приходим к выводу, что развитие и функционирование семьи в значительной мере определяется успешностью решения задач, присущих каждой из стадий. Если актуальные для каждой стадии задачи не решены, откладываются или переносятся на последующие этапы развития семьи, это влечет за собой нарастание кризисных явлений, могущих прекратить существование такой семьи даже на начальных этапах ее существования. Поэтому психопрофилактическая работа с семьей должна быть направлена на помощь ее членам в осознании и конструктивном разрешении задач развития семьи.

Контрольные вопросы и задания:
1. Каковы основные закономерности развития семьи?
2. Перечислите основные задачи развития семьи на различных стадиях.
3. Каковы факторы риска деструкции и распада семьи на каждой из стадий се жизненного цикла?
4. Что понимается под нормативными и ненормативными семейными кризисами?
5. Перечислите основные нормативные кризисы в развитии семьи.

Источник: Буравцова, Н. В. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: теория и практика: учеб, пособие / Н. В. Буравцова ; Новосиб. гос. ун т экономики и управления — Новосибирск : НГУЭУ, 2018, — 354 с.

Проблемы жизненного цикла семьи

Проблемы супругов, недавно вступивших в брак, в целом отличаются от проблем пар, женатых 20 лет. Родители маленьких детей не сталкиваются с теми трудностями, что родители подростков. Признание этих различий ведет к понятию жизненного цикла семьи или развивающиеся стадии семьи. Для каждой стадии жизненного цикла перечислены типичные проблемы развития, часто встречающиеся в практике психологической помощи семьям.

Жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

1. Период ухаживания.

2. Фаза проживания супругов без детей. (От начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка).

3. Экспансия. (От рождения первого ребенка до рождения последнего. Семья с маленькими детьми).

4. Стабилизация. Фаза зрелого брака. (Период воспитания детей, продолжающийся до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. Пустое гнездо. (Супруги снова остаются одни после отъезда всех детей.)

7. Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого.

Однако очень многие семьи не подходят ни под одну из схем. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, семьи с одним из родителей, или семьи, проживающие совместно с родителями одного из супругов, и т.д. Тем не менее, такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений. Кроме того, каковы бы ни были структуры семей, каждая семья имеет специфические задачи, выполнение которых соответствует определенной стадии жизненного цикла.

Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами. Неуспешный переход может повлечь нестабильность в следующей фазе семейной жизни. Некоторые переходы для семьи сделать легче, в то время как другие вызывают проблемы. Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей и сможет хорошо управлять их интегрированием в семью, но позднее будет испытывать трудности в разрешении уйти.

Обычно именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее.

Перечислим коротко типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла семьи.

1) Период ухаживания. Семейное и индивидуальное развитие, конечно, не являются разделенными процессами, и в тот момент, когда молодой человек вступает в этап поиска партнера по браку, его родительская семья переживает этап ослабления эмоциональных связей с ним.Чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны разрешить следующие проблемы: формирование идентичности; достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; занятие адекватного возрасту статуса; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера.

2) Фаза жизни молодых супругов без детей. Довольно большой процент обращений к психологу на этой стадии связан с ощущением супругов, что, заключив брак, они оказались в ловушке. Если целью брака является уход из родительской семьи, то, вступив в брак, молодые люди нередко обнаруживают, что раз они уже поженились, то цель брака достигнута, и основания для него исчезли.

Супруги, только что заключившие брак, оказываются перед множеством проблем. Им необходимо установить оптимальный для себя баланс близости/отдаленности, решить проблему семейной иерархии и сфер ответственности. Вообще, в этот период им необходимо очень многое обсудить и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть и сексуальные проблемы — как следствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т.д.

3) Рождение детей и взаимодействие с ними. Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка значительно усиливает проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Некоторые молодые матери рассматривают рождение ребенка как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности такая мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить, и крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много “отдавать” самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на окончательную утрату своего собственного детства.

4) Фаза стабилизации.Трудности на зрелой стадии брака.

Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. В этот период люди, как правило, лучше осознают уровень своих возможностей, достижений и больше, чем раньше, задумываются о конечности жизни. Типичным стрессом, характерным для данной стадии жизненного цикла, является необходимость ухода за престарелыми родителями супругов и переживание их смерти.

Другим распространенным напряжением этого периода является приспособление к возрастным изменениям в самих супругах. Когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин.

5) Фаза, в которой выросшие дети покидают дом. Наиболее интенсивные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Во многих случаях родители, успешно отпуская большинство своих детьми, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок.В таких случаях оказывается, что именно этот ребенок играл в семье особенно важную роль. Возможно, именно с помощью этого ребенка родители общались друг с другом, либо забота о нем и любовь к нему сплачивали их.

6,7) Последние стадии жизненного цикла.Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток самореализации может привести к возникновению симптомов. Часто симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если раньше он жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он положен на полку, как ненужный предмет. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция. Он должен теперь помочь ей выздороветь, водя по врачам. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадает, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.

Заключение

В большинстве своем романтически настроенным юношам и девушкам социальный смысл семейного благополучия может показаться излишне утилитарным и не вполне соответствующим их собственным возвышенно-практическим представлениям о любви, семье и браке.

В связи с этим нелишним будет рассказать о том, что российские социологи, вплотную занявшись проблемой семейного благополучия, определили одиннадцать его условий: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье, интересная работа, соответствующее образование, хорошее положение на работе, хорошие друзья, самостоятельность супругов — и попытались на основании анализа общественного мнения выделить из них те главные, которые, по мнению самих же людей, необходимы для счастья семьи. Результаты исследований показали, что главными условиями семейного благополучия в нашем сознании выступают: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная работа у каждого из супругов. Правда, порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следуют взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины же решительно отдали пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом уж отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе.

Многие молодые люди входят в семейную жизнь инфантильными, с детскими эмоциями и умонастроениями. Супружество на долгие годы превращается в игру, которую изо дня в день продолжают два вполне взрослых человека. Нередко следствием такой игры становится развод, решение о котором принимается с той же детской безответственностью, что и о самом вступлении в брак.

Зарубежные психологи утверждают, что в каждом человеке существует три «я» — детское, родительское и взрослое. Детское «я» — ребячливо, капризно, излишне эмоционально, ждет указаний, не принимает решений, стремится манипулировать окружающими, добиваясь от них удовлетворения своих потребностей и желаний.

Напряженность и конфликты в семейной жизни, неприятие супругами друг друга могут быть обусловлены тем, что муж или жена злоупотребляют своим детским или родительским «я». Например, женщина ведет себя беспомощно, пасует перед любыми трудностями, паникует — это признаки детского «я». Капризы, хныканье и прочие детские выходки, проявляемые по отношению к мужу, могут раздражать его и побуждать утрированно обращаться с женой в стиле родительского «я».

На наш взгляд «здоровые» семейные отношения должны складываться в первую очередь на доверии, понимании и уважении друг к другу.

Список использованной литературы

1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2015. — 208 с.

2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 244 с. 3. Берг-Кросс, Л.

3. Терапия супружеских пар / Пер. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. – М.: Издательство Института психотерапии, 2014. – 528 с.

4. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

5. Венгер, А. Психологическое консультирование и диагностика. – М.: Академия, 2011. – 340 с.

6. Галустова, О. В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2014. – 240 с.

7. Дымнова, Т. И. Психология семейного образа жизни. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 144 с.

8. Жедунова, Л. Г., Можаровская И. А., Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Посысоева Н. Н. – М.: Академический проект, 2011. – 328 с.

9. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений. – М.: Современная школа, 2009. – 352 с.

10. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2012. – 352 с.

11. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2014. — 320 с.

12. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. – Рн/Д.: Феникс, 2013. – 350 с.

13. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2015.– 381 с.

14. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект, 2014. – 463 с.

15. Крюкова, Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2010. – 86 с.

16. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 256 с.

17. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 394 с.

18. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. – 496 с. 19. Олифирович, Н. И., Зинкевич – Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2015. – 260 с.

20. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 224 с.

21. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. – М.: Академический проект, 2009. – 420 с.

22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

23. Психология семьи: Учебное пособие. – М.: Бахрах-М, 2012. – 752 с.

24. Сатир, В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2013. – 124 с.

25. Серебрякова, К. А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. – М.: Академия, 2010. – 260 с.

26. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Академия, 2015. — 192 с.

27.Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.

28. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2014. – 736 с.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

Семья — не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.

В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни Э. Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия, где был использован термин «цикл развития семьи». Понятие «жизненный цикл семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 1940-х гг.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений: отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» (ЖЦС) используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется стадией жизненного цикла.

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

Исследователи выделяют различное количество фаз жизненного цикла семьи, но главными среди них являются следующие:

  • 1) вступление в брак — образование семьи;
  • 2) начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  • 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Согласно другой классификации выделяют следующие восемь стадий, которым предшествует стадия вовлечения, т.е. встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

  • 1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.
  • 2. Появление в семье детей (возраст ребенка — до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.
  • 3. Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка — от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
  • 4. Семьи с детьми — младшими школьниками (возраст старшего ребенка — от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе.
  • 5. Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
  • 6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.
  • 7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.
  • 8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы:

  • • брачная пара в момент образования;
  • • семья с маленькими зависимыми детьми;
  • • семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;
  • • стадия отделения всех детей.

Отечественный социолог А.И. Антонов [1] выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь следующие четыре стадии семейного цикла:

  • • предродительства;
  • • репродуктивного родительства;
  • • социализированного родительства;
  • • прародительства.

Стадия предродительства — период вступления в брак и зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».

Стадия репродуктивного родительства — стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

Стадия социализированного родительства — стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья. Вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств, либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.

Стадия прародительства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии социализированного родительства, если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

Следует отметить, что за последние 50—100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди не только стали жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же периода репродуктивного родительства (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий: I стадия — примерно 1,1 года; 11 — 2,5 года; 111 (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) — 14,9 лет плюс 8 лет периода продолженной социализации; IV — 19,9 лет.

В психологической литературе критериями для деления ЖЦС на стадии являются изменения отдельных функций и структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего выделяются следующие стадии:

  • 1) период добрачного ухаживания;
  • 2) молодая брачная пара без детей;
  • 3) семья с маленькими детьми;
  • 4) семья с детьми-школьниками или подростками;
  • 5) отделение детей от родителей;
  • 6) супружество в позднем возрасте.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелого и пожилого возраста.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов — от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети — школьники или студенты — становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с семьями детей и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы. Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадии, когда появляется первый ребенок и когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать, а «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

Существуют следующие типы ситуативных изменений в семье:

  • 1) выбывание — утрата членов семьи по различным причинам;
  • 2) прирост — пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы;
  • 3) изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.);
  • 4) биологические изменения — половая зрелость, климактерический период и т.д.;
  • 5) изменение стиля жизни — уединение, переезд, безработица и т.д.;
  • 6) насилие — кража, изнасилование, избиение и т.д.

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как нормативные. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм регрессии) либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм фиксации). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС.

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам:

  • 0— 1. Принятие на себя супружеских обязательств;
  • 1— 2. Освоение супругами родительских ролей;
  • 2— 3. Принятие факта появления в семье новой личности;
  • 3— 4. Включение детей во внешние социальные структуры
  • (детские учреждения);
  • 4— 5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый
  • 5— 6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка;
  • 7— 8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов

вновь остаться вдвоем;

8— 9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы, как:

  • • исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
  • • рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
  • • более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами. Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
  • • с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
  • • возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сек суально проявить себя на стороне, «пока еще не поздно».

При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой»: он приводит либо к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков, либо к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

Задачи развития семьи. На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития, т.е. те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться, для того чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой.

Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

  • 1. Молодая семья:
    • • дифференциация от родительской семьи, установление границ общения с друзьями и родственниками;
    • • разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
    • • реорганизация семьи для выполнения новых задач;
    • • поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
    • • согласование личных и семейных целей.
    • • перераспределение обязанностей;
    • • проявление участия при наличии проблем с учебой;
    • • распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
    • • перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
    • • изменение типа родительского поведения и ролей;
    • • подготовка к уходу подростка из дома.
    • • сепарация ребенка от семьи;
    • • корректный уход из дома;
    • • поступление в колледж, на военную или иную службу.
    • • пересмотр супружеских взаимоотношений;
    • • пересмотр распределения обязанностей и времени;
    • • адаптация к уходу на пенсию.

    На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый ее член мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

    Источник http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/3368-stadii-zhiznennogo-czikla-semi

    Источник https://megalektsii.ru/s723t10.html

    Источник https://studref.com/354075/sotsiologiya/zhiznennyy_tsikl_semi

    Читать статью  IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012