Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

21 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблемы развития института при мной семьи

1. Лесина Е.А. Приемная семья для ребенка и ребенок для приемной семьи //Социальная педагогика. 2012. №3. С.78-84.

3. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью // ОБЩЕСТВО. СРЕД. РАЗВИТИЕ. 2011. №1. С.132-137.

Приоритетным направлением государственной политики в области социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расформирование детских домов, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время развиваются два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое – это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе – краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей) [2].

Важное место в развитии семейных форм устройства являются мотивы. Направленность мотивации принятия ребенка в приемную семью во многом определяет успешность функционирования приемной семьи в будущем. У кандидатов в приемные родители выделяется несколько преобладающих мотивационных комплексов: гармоничный, альтруистический, акизитивный, нормативный и личностный [3].

Не справившись с возложенной ответственностью и новыми обязанностями, значительное количество приемных родителей возвращают детей в интернатные учреждения. Согласно результатам исследований Е.А. Лесиной среди причин попадания ребенка в детский дом 23% составляет возврат ребенка из приемной семьи, а среди 70% возвращенных в интернатные учреждения это дети в возрасте 12-16 лет [1].

Также можно выделить и ряд факторов, припасающих развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– недостаточная социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители;

– закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях с явными признаками дегенерации, врожденных аномалий и патологий;

– социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций;

– отсутствие комплексной программы сопровождения приемных семей.

Негативным фактором являются также и стереотипы в отношении детей-сирот и приемных родителей, распространенные в современном российском обществе: по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей; стереотипы, связанные с приемными детьми и замещающими семьями; связанные с организацией работы по семейному устройству детей.

В этой связи особую актуальность приобретает работа по подготовке потенциальных родителей к усыновлению ребенка, оставшегося без попечения родителей. Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если:

– ребенок подготовлен к такому помещению;

– семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;

– после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей

Таким образом, необходима профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.

Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамутовская Юлия Петровна, Ильясов Идрис Исраилович, Улезько Аэлита Юрьевна

В работе рассматриваются проблемы правового регулирования института приемной семьи в России и за рубежом. На сегодняшний день устройство детей оставшихся без попечения родителей представляется актуальной как в России, так и в зарубежных странах. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хамутовская Юлия Петровна, Ильясов Идрис Исраилович, Улезько Аэлита Юрьевна

Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия

LEGAL ISSUES OF THE INSTITUTE FOSTER FAMILY IN RUSSIA AND ABROAD

The paper deals with problems of legal regulation of the institution of the foster family in Russia and abroad. For today, placement of children deprived of parental care seems to be relevant both in Russia and in foreign countries. In cases where for any reason the child lost parental care, you need create the conditions under which he could be in for its full development of family atmosphere, close to the family of the biological parents. Hence the urgency to ensure the interests of the child in the adoptive family, for the first time under the current family code of the Russian Federation. That more that the rate of orphanhood is currently extremely high.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом»

9.7. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Хамутовская Юлия Петровна, магистрант

Место учебы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Ильясов Идрис Исраилович, магистрант

Место работы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Улезько Аэлита Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Читать статью  Как разнообразить привычное блюдо на обед! 10 крем-супов с нежным сливочным вкусом

Аннотация: в работе рассматриваются проблемы правового регулирования института приемной семьи в России и за рубежом. На сегодняшний день устройство детей оставшихся без попечения родителей представляется актуальной как в России, так и в зарубежных странах. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Ключевые слова: приемная семья в России, устройство детей оставшихся без попечения родителей, опека, попечительство, защита прав ребенка, институт приемной семьи, права детей, семейные формы устройства детей

LEGAL ISSUES OF THE INSTITUTE FOSTER FAMILY IN RUSSIA AND ABROAD

Homutovskaya Yulia P., undergraduate

Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

Ilyasov Idris I., undergraduate

Place of employment: Rostov State University of Economics (RSUE)

Ulesko Aelita Yu., PhD in law, associate Professor, civil law Department Place of employment: Rostov State University of Economics (RSUE)

Abstract: the paper deals with problems of legal regulation of the institution of the foster family in Russia and abroad. For today, placement of children deprived of parental care seems to be relevant both in Russia and in foreign countries. In cases where for any reason the child lost parental care, you need create the conditions under which he could be in for its full development of family atmosphere, close to the family of the biological parents. Hence the urgency to ensure the interests of the child in the adoptive family, for the first time under the current family code of the Russian Federation. That more that the rate of orphanhood is currently extremely high.

Keywords: foster family in Russia, placement of children deprived of parental care, custody, guardianship, protection of the rights of the child, the family Institute, children’s rights, family forms of child placement.

Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, стоит весьма остро в России. Число таких детей на начало 2017 г. составило более 58 тысяч человек [1]. Приемная семья, как индивидуальная форма воспитания таких детей, является оптимальным вариантом для защиты права несовершеннолетних воспитываться в семье.

Защите прав детей уделяется значительное внимание как в международных, так и в национальных актах [2]. Так, в преамбуле Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [3] говорится о том, что для полного развития несовершеннолетнего необходимо расти в семье, ст. 21 Конвенции устанавливает, что страны осуществляют все меры для обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичные положения содержатся в Конституции России: ст. 38 Конституции РФ гарантирует, что материнство, отцов-

ство и детство находятся под защитой государства. Право ребенка жить и воспитываться в семье является неотъемлемым правом несовершеннолетнего.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации [2] гарантирует каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и проживание вместе с ними, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.

Проблема защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших социальных проблем многих государств, в том числе и России. Необходимо отметить, что анализ практики ряд зарубежных стран по устройству детей оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о том, что зарубежный законодатель более жестко подходит к данному вопросу.

Хамутовская Ю. П., Ильясов И. И., Улезько А. Ю.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Поскольку приемная семья является одной из форм опеки и попечительства, на нее распространяются общие положения ФЗ «Об опеке и попечительстве». Договор о приемной семье предполагается возмездным, приемный родитель получает заработную плату, а период воспитания ребенка зачитывается в трудовой стаж [2]. Договор является срочным.

Согласно Правилам создания приемной семьи и осуществления контроля, за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье [6], граждане, выразившие желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, получают информацию о ребенке, который должен быть передан на воспитание в приемную семью, а также направление на посещение несовершеннолетнего по месту его нахождения (п.7).

Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором которой находится ребенок (дети), обязана ознакомить приемную семью с личным делом ребенка (детей), а также с медицинским заключением о состоянии его здоровья (п.8). Передача ребенка в приемную семью осуществляется исключительно с учетом его интересов, при достижении им десятилетнего возраста — только при его согласии.

Желание лиц (лица) взять ребенка на воспитание в приемную семью оформляется посредством подачи заявления таких лиц (лица) о передаче конкретного ребенка или детей на воспитание в органы опеки и попечительства, по рассмотрению которого выносится акт данного органа о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями. Наличие данных документов является основанием для заключения договора о приемной семье.

После заключения такого договора ребенок (дети) передается на воспитание в приемную семью, контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) возлагается на органы опеки и попечительства. На время действия такого договора приемные родители являются законными представителями приемного ребенка.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для воспитания ребенка в приемной семье. При этом для ребенка важно сохранять контакт с приемной семьей, т. к. такие дети становятся особенно уязвимыми, если взаимоотношения с приемными родителями прекращаются. Поскольку отношения между родителями и ребенком регулируются договором о приемной семье, при наступлении различных событий, как-то достижение ребенком совершеннолетия, неблагоприятная обстановка в семье и т. д., действие договора прекращается.

Как показывает практика, фактические отношения между приемными родителями и детьми не прекращаются с момента прекращения договора.

На начало 2017 г. на попечении в приемных семьях находится почти 150 тысяч человек [7], что больше, по сравнению с 2016 г., на 15 тысяч. Исходя из этого, можно сделать вывод, что появляются новые лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью. Безусловно, подавляющее большинство таких людей — граждане России.

Читать статью  Психология отношений в семье взрослые дети

Несомненно, положительным моментом является то, что приемная семья является индивидуальной формой воспитания ребенка, т. к. приемная семья обладает всеми составляющими для формирования понятия «семья» с наличием взаимных прав и обязанностей у родителей и детей. С другой стороны, имеются и определенные особенности, связанные с тем, что от-

ношения между приемными родителями и органами опеки и попечительства, оформляющих свои отношения посредством заключения договора о приемной семье, строятся на возмездной основе.

Нельзя не отметить, что развитие института приемной семьи в России сопровождается рядом трудностей. Одной из таких трудностей, на наш взгляд, является общественное мнение, сопровождающее институт приемной семьи. Но, несмотря на все трудности и проблемы, согласно Конвенции о правах ребенка «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Сегодня в России проводится государственная политика, направленная на защиту интересов сирот, главной целью которой является их деинституали-зация. Таким образом, с целью реализации данного принципа, а также с целью профилактики отказов от приемных детей Правительство РФ приняло закон, согласно которому все граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью, обязаны предоставить в органы опеки и попечительства документ, подтверждающий прохождение ими специальной подготовки.

Таким образом, проблема становления и развития института приемной семьи в России очень многогранна и включает в себя разные аспекты. Приемная семья как форма заботы о детях в своем становлении прошла длинный исторический путь, тем не менее, на сегодняшний день тема приемного родительства остается недостаточно проработанной в научной литературе: существует некоторая путаница в понятиях, отсутствует рассмотрение приемной семьи с социологической точки зрения как важного социального института. Современное состояние приемной семьи характеризуется рядом проблем, которые приводят к трудностям в достижении главной цели приемной семьи -успешной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество. Тем не менее, позитивная динамика устройства детей в семьи последних лет свидетельствует о первых успешных шагах на пути к формированию сильного и эффективного института приемного родительства в России.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,77%.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 ГА ООН от 20 ноября 1989 г. // Официальный отчет Генеральной Ассамблеи. Сорок четвертая сессия. Дополнение №49 (А/44/49). С. 230-239

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, №1; ст. 16

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об основных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» №423 // «Собрание законодательства РФ», 25.05.2009. №21, ст. 2572

4. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. — №4 (23). — С. 1-12

5. Протопопова О. В. Становление и развитие законодательства о браке и семье в Китае // Пробелы в Российском законодательстве. 2016. №6. С. 70-73

6. Пухарт А. А, Правовое регулирование в России отношений по усыновлению. дисс. . к.ю.н. — М., 2013. — 204 с.

7. Пухарт А. А. Правовая природа отношений, возникающих между усыновителем и усыновленным // Пробелы в Российском законодательстве. — 2016. — №6. — С. 74-79

Развитие института приемной семьи в России

Бернаккиа, К. Г. Развитие института приемной семьи в России / К. Г. Бернаккиа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55444/ (дата обращения: 27.10.2022).

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Ключевые слова: дети, приемная семья, орган опеки и попечительства, государство.

С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы.

«В настоящее время в теоретических исследованиях многих авторов обширно употребляются два понятия: «сирота» и «социальный сирота». Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. Социальное сиротство — явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д…» [1, с. 25]

Мы полностью согласны с данным определением, так как терминология со временем устаревает и необходимо находить новые актуальные понятия для развития цивилистической науки.

Обнаружилось и качественно новое явление — «скрытое» социальное сиротство, которое «распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи». [2, с. 157]

Данное нами определение отражает правовое положение детей и является вкладом в понятийный аппарат российской цивилистической науки. «Социальное сиротство — понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по месту пребывания: интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети-беглецы); семья (безнадзорные дети). Проблема социального сиротства детей в России усугубляется, становясь объектом повышенного внимания со стороны не только общества, но и Президента РФ.

Известно, что роль семьи для человека очень велика. Именно в семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Дети, лишённые полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Условия жизни детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении, формируют иждивенческую позицию, приводят к отсутствию бережливости и ответственности.

Большая часть детей-сирот повторяет жизненный путь своих родителей. Родители этих детей страдали алкогольной или наркотической зависимостью, не работали. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в государственных учреждениях, устанавливает их слабую трудовую мотивацию и искажённое представление о моделях семейно-брачных отношений, что, в свою очередь, репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях.

Читать статью  Смс поздравления на свадьбу

Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот, обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни. Это:

1) отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно-отстранённое отношение к ним, неумение общаться, что затрудняет установление контактов;

2) неразвитость культуры чувств и социального интеллекта;

3) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;

4) эгоизм, потребительское отношение к близким людям;

5) низкая самооценка, неуверенность в себе.

В начале XXI в. проблема социальной адаптации выпускников институциональных учреждений для детей-сирот не только не была решена, но и усугубилась: «…Так, в 2010 г. доля выпускников, покинувших детский дом или интернат, которым удалось встать на ноги и наладить нормальную жизнь, составляла 20 %, а сегодня — только 10 %. Становятся алкоголиками и наркоманами 40 % выпускников сиротских учреждений, ещё 40 % совершают преступления. Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 % кончают жизнь самоубийством…». [3]

По утверждению министра образования РФ Д. Ливанова, «… стране необходимы более эффективные инструменты для решения имеющихся в сфере охраны детства проблем, которые станут локомотивом к достижению цели «Россия без сирот»…».

Главные пути преодоления социального сиротства в обществе:

1) стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;

2) возрождение духовной культуры нации;

3) экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;

4) совершенствование системы устройства детей-сирот.

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. К сожалению, такая работа проводится далеко не повсеместно. Таким образом, проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путём реализации законодательных инициатив.

На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления. Проводимые мероприятия социальной направленности призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества жизни, создание им благоприятных условий для развития.

Таким образом, приемная семья является видом семьи как малой социальной группы, основанной на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанных общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями. [4, с. 22] При этом в зависимости от последствий принятия детей на воспитание можно выделять опекунские семьи, семьи усыновителей и непосредственно приемные семьи. В учебной и научной литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака.

М. В. Антокольская определяет приемную семью как «новый институт семейного законодательства» и как «гибридную форму, содержащую в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления». [5, с. 311]

В этом определении делается акцент на новизну данной формы устройства и ее сложный характер, сочетающий в себе различные элементы существующих форм устройства, но не раскрываются сущность и специфические особенности приемной семьи.

Ряд ученых отмечают, что приемная семья отличается от других форм устройства тем, что передача детей на воспитание происходит на основе особого соглашения (договора) между органами опеки и попечительства и лицами, желающими воспитывать ребенка. [6, с. 5]

Соответственно, для определения приемной семьи они используют один, но, по нашему мнению, основной отличительный признак приемной семьи — договорный порядок передачи в нее детей на воспитание.

Л. Ю. Михеева определяет приемную семью как форму устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей. [7, с. 83]

Таким образом, для определения приемной семьи Л. Ю. Михеева использует также только один ее специфический признак — это возмездность данной формы устройства.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Поэтому приемные и многодетные родители вынесли предложение, что для гармоничного развития семьи и детей в семье необходимо повысить общий образовательный уровень родителей. То есть дать возможность родителям получить доступное высшее образование. Бесплатное образование для многодетных и приемных родителей также повлияет на повышения имиджа многодетных и приемных семей, что сегодня актуально.

  1. Чепурных Е. Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Народное образование. 2011. № 7. С. 25.
  2. Калинина Н. Н. Юридическая наука: история, современность, перспективы // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, посвящённой Дню российской науки и 25-летию Международного юридического института / сост. е. В. Усова. Астрахань: Астраханский филиал Международного юридического института, 2017. С. 157.
  3. Брынцева Г. Неотчий дом // Российская газета. Столичный выпуск. 2011. № 5660 (284).
  4. Мананкова Р. П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск, 2011. С. 22.
  5. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2017. С. 311.
  6. Косова О. Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. М., 2011. С. 218; Муратова С. А. Семейное право: Учебник. М., 2004. С. 268; Половцев И. Н. Краткий комментарий к закону Санкт- Петербурга «О размере оплаты труда приемных родителей». СПб., 2015. С. 5.
  7. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие /Под. ред. проф. Р. П. Мананковой. М., 2012. С. 83.

Основные термины (генерируются автоматически): приемная семья, социальное сиротство, ребенок, семья, попечение родителей, родитель, Россия, форма устройства, орган опеки, форма устройства детей.

Источник https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13658

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-instituta-priemnoy-semi-v-rossii-i-za-rubezhom

Источник https://moluch.ru/archive/240/55444/