Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье

4 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Семья как фактор воспитания личности ребенка

Семья как фактор воспитания личности ребенка. Семейная педагогика является составной частью теории воспитания – целеустремленного, планомерного и систематического формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Это наука о закономерностях воспитания детей в условиях семьи.

Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.

Влияние родителей на становление личности ребенка очень велико прежде всего потому что, они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребенок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражиительность детей направляется в первую очередь на самих близких. В воспитательном прцессе отец, мать, с одной стороны, и ребенок- с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сынов и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставлени, охотно выполнять предъявляемые требования,приучают к самостоятельности. Выявляют в каждом ребенке творческий потенциал.

Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащаемым. Родители не могут положительно влиять на детей, если самм не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей- это одновременно и самосвитание отца и матерей.

Ребенок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации- освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками.

Личностные качества и способности ребенка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и уастия в разнообразных видах деяиельности – игре, труде, учебе, спорте.

Ребенок- невпортиримая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индувадиальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Утренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личности

Утренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личности Утренняя зарядка необходима человеку в любом возрасте, но особенно она важна детям. Утренняя гимнастика в детском саду регламентирована.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка» В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье

Попов, В. А. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье / В. А. Попов, К. В. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 670-673. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15595/ (дата обращения: 27.10.2022).

Одним из определяющих факторов психологического микроклимата в семье — являются отношения между супругами, именуемые супружескими взаимоотношениями.

По мнению Юрия Петровича Азарова, супружеские взаимоотношения — это форма и условие семьи, позволяющие реализовать ее основные функции: воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение различных потребностей ее членов [1].

Реализация вышеназванных функций в семье коренным образом зависит от взаимоотношений между ее членами, которые в свою очередь определяются такими характеристиками как понимание, поддержка, сопереживание, помощь и другие. Возникновение противоречий в отношениях членов семьи может побудить их к поиску новых отношений, которые будут являться более удовлетворяющими. Таким образом, можно говорить о том, что отношения — это двигатель процесса семьи.

В семейной практике, периодически встречаются случаи, когда нерешенные конфликты оказывали негативное влияние как на детей, так и на родителей. Большую роль в данной ситуации играет тот аспект, что при появлении проблемы, ее либо игнорировали, либо не придавали значения, оправдывая такое поведение ожиданием того, что проблема получит решение сама собой. Но как показывает практика, данная стратегия поведения, только усугубляет ситуацию. Решение семейных конфликтов требует незамедлительного решения так как дети и родители не живут разделенной жизнью. Поведение отца и матери по отношению друг к другу, такая же реальность, как и отношения родителей к ребенку, такую точку зрения изложил Сергей Исаевич Голод в книге «Семья и брак».

Наблюдая за взаимоотношениями родителей со стороны, ребенок невольно воспринимает не только то, что родители хотят донести до него, но и то, от чего они стараются ребенка оградить. Взаимоотношения между супругами являются одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой и безопасной атмосферы или что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, что их требования непостоянны, необоснованные, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений [6].

Частые конфликты в семье делают ребенка ранимым, непослушным и агрессивным. Если в семье воспитание ребенка сопровождается множеством негативных факторов, таких как алкоголизм, физическое и психологическое насилие и др., ребенок растет и развивается в среде, не способствующей формированию зрелой личности и велика вероятность формирования асоциальной личности. Если несколько глубже взглянуть на причину проблем детей в семьях где конфликты супругов случаются достаточно часто, то станет очевидно, что возникающие непонимания между родителями, пагубно влияют на ребенка.

По мнению Владимира Николаевича Дружинина, несмотря на то, что на первый взгляд, отношения семейной пары производят положительный социальный эффект и факт сожительства, не дает гарантии того, что муж и жена удовлетворены браком. Супруги, находящиеся на грани разрыва отношений, могут продолжать проживать вместе руководствуясь множеством факторов. Одним из таких факторов является внешняя социальная желательность для карьеры, так же к числу таких факторов можно отнести страх партнеров перед неизвестностью. После определенного срока отношений, разрыв станет сильнейшим стрессом для обоих партнеров, не смотря на их подсознательное желание жить отдельно друг от друга. Одним из преобладающих факторов являются дети и желание сохранить полноценную семью, для полноценного развития личности ребенка. В последнем случае родители из благих намерений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод [9].

Читать статью  Международное семейное право и его основные проблемы

Если посмотреть на данную ситуацию несколько подробнее, можно убедиться в том, что постоянные конфликты в семье оказывают большее негативное влияние на ребенка, чем его воспитание в неполной семье. На это особое внимание обратили психологи, которые утверждают, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а именно конфликты между супругами, возникающие до расторжения брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие родительских ссор. Конечно, часто истинная причина ссор родителей ребенку неизвестна. Более того, встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину — простую, обыденную и понятную и впоследствии даже пытаются её устранить.

В тех ситуациях, когда ребенок не может понять реальную причину конфликта родителей, а таких ситуаций большинство, он начинает проецировать всё на себя. Ребенок, воспринимающий себя раздражителем и причиной конфликта, испытывает сильное чувство вины, эмоционального дискомфорта, что усугубляет и без того тяжелое состояние и в последующем может стать причиной серьезных психических травм.

Как утверждает Голод С. И. в работе «Будущая семья: какова она?», родители, старающиеся воздержаться от «открытых боев», могут создать ребенку ситуацию психологического дискомфорта. Причиной этому является то, что даже внешне незаметное напряжение, возникшее между супругами, оказывает большое влияние на детей опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей в целом превращаются в негативные воздействия, в отношения, напрямую касающиеся ребенка [7].

Таким образом, негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, часто продолжает существовать в каждой «частичке» семьи. В таких случаях усугубляется соответствующее влияние на детей. Если раньше неудовлетворенность, раздражительность частично «разряжались» в супружеских отношениях, то теперь они могут быть целиком направлены на ребенка, пишет Лидия Ильинична Божович [3].

Давайте рассмотрим стратегии поведения ребёнка, которые он может применить при попытках примирить родителей самостоятельно:

1. Объединение родителей посредством болезни ребенка.

Не редко встречаются случаи, когда при заболевании ребенка, помимо вполне естественного физического дискомфорта и плохого состояния в целом, ребенок получает множество положительных эмоций. Это связано в первую очередь с тем, что ребенок в трудный для организма период окружается вниманием и заботой, при таких обстоятельствах внимание родителей переключается с объекта конфликта, на более сильный «эмоциональный раздражитель», на ребёнка. Все их усилия направлены на удовлетворение потребностей ребенка, нуждающегося во внимании и заботе. Конфликт родителей теряет значимость на фоне проблемы ребенка.

На подсознательном уровне ребенок ощущает положительные изменения в микроклимате семьи. Он попадает в благоприятные условия, которые способствуют стабилизации психологического состояния, а также разрушению психического дискомфорта. В следующей подобной ситуации, ребенок может снова прибегнуть к данной стратегии, для создания вокруг себя благоприятных условий, в которых ему комфортно, данное предположение впервые высказал Дональд Вудс Винникотт в работе «Разговоры с родителями» [5].

2. Следующей стратегией, которую мы рассмотрим, является объединение родителей посредством выполнения их нереализованных желаний.

Дональд Вудс Винникотт придерживается такой точки зрения, что супруги, не удовлетворенные браком, почти всегда ощущают бессмысленность, серость, скучность человеческой жизни. В данной ситуации в семье так же складывается негативный психологический фон, но в этом случае супруги стараются найти выход из него посредством воспоминаний, возвращаясь неосознанно в благоприятное для себя время.

Неосознанно человек погружается в самоанализ, целью которого является определение и поиск в своем прошлом причин и ответов на то, почему в действительности у него не складываются отношения с супругом / супругой. В более серьёзной форме, данное явление получило название эскапизм, характеризующееся уходом от реальности и вызванное сильными стрессовыми ситуациями. В связи с данным эмоциональным состоянием энергия, которая бы очень пригодилась для реализации себя в настоящем, расходуется на самоугрызения, упреки супругу, ностальгическое, но бесперспективное желание, чтобы бывшие мечты стали реальностью. Нередко в подобной напряженной семейной атмосфере, наполненной признаками нереализованных родительских желаний, ребенок находит способ примирить их с собственной жизнью, друг с другом [5].

В первую очередь, это повышенная ответственность, возложенная на ребенка. Когда ребенок занимается каким-либо делом: учебой в школе, творчеством и т. д., он испытывает интерес, соответствующий его потребностям, ценностям и ситуации, в зависимости от обстоятельств, либо достигает успеха или же переживает неудачу. В случае неудачи он пытается организовать свою деятельность так, чтобы она была более успешной.

Если же ребенок чувствует, что его неудача принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло. Такой ребенок старается за двоих, и крайне боится потерпеть поражение.

Во-вторых, существует повышенная вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувство к неудаче у такого ребенка повышено. Встреча с препятствиями усиливает желание для его преодоления и человек в конце концов с ним справляется. Когда желание достигнуть успеха очень велико, то оно вызывает психическое напряжение, которое уже само по себе является препятствием. Таким образом, чрезмерное желание, повышенная ответственность с высокой вероятностью ведут к неудаче, особенно при выполнении сложных задач.

Более того, когда такая ситуация складывается в семейной обстановке, родители сильно озабоченные успехами своего ребенка, прилагают максимум усилий для того, чтобы ребенок «не расслаблялся», чтобы «собрался c силами», чтобы «больше старался». И иногда прямым текстом говорят, что он — «последняя надежда». Соответственно возлагаемая на ребенка ответственность, в свою очередь, увеличивает психическое напряжение, что пагубно влияет на него, считает Юлия Викторовна Василькова [4].

Дети в семье — это обогащение жизни двух людей, связавшими себя узами брака. Они приносят множество положительных эмоций в дом, которые расширяют любовь друг к другу, делают чувства между супругами более глубокими, осмысленными, человеческими.

Во многих семьях, с учетом современной социально-экономической ситуации в стране, конфликты между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти проблемы таким образом, чтобы помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Андрей Николаевич Бардиан считает, что нарушение эмоционального благополучия ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом неблагоприятных супружеских взаимоотношений [2].

Семья — это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения — один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют также сложную структуру. Cупружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения между супругами перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где конфликтные ситуации являются достаточно частым явлением, дети вырастают более тревожными, ранимыми, мнительными. Часто cсоры между родителями дети проецируют на себя, считают себя виноватыми. По этой причине, они страдают не только эмоционально, но и физически. Дети из таких семей чаще склонны к болезням. Также такие дети эмоционально холодны и не умеют проявлять и выражать ласку [10]. Следовательно, стоит не забывать, что супружеские взаимоотношения влияют непосредственно на воспитание ребенка в семье.

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика/ Ю. С. Азаров — М., 1989., — 315с.

2. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. / А. Н. Бардиан — М., 1972. — 236с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. — М., 1968. — 296 с.

4. Василькова Ю. В. Социальная педагогика./ Ю. В. Василькова Ю. В., Т. А. Василькова. — М.-1999. — 246 с.

5. Виннескотт Д. В. Разговоры с родителями./ Д. В. Виннескотт — М., 1995. — 186 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.

Читать статью  Основные плюсы и минусы патриархальной семьи

7. Голод С. И. «Будущая семья: какова она?»/ С. И. Голод.- М.: Знание,1990.-64с.

8. Голод С. И. «Семья и брак»/ С. И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998.-272с.

9. Дружинин В. Н. «Психология семьи»/ В. Н. Дружинин: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006.- 176 с.: ил.

10. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни/ Н. В. Жутикова — М., 1991.- 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, ситуация, супруг, взаимоотношение, друг, отношение, психическое напряжение, психологический микроклимат.

Похожие статьи

Психологический климат семьи как фактор благополучия.

Специалисты говорят, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, член семьи, семейная ситуация.

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношение детей в семье, в зависимости

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

Психологический климат в семье как фактор формирования.

ребенок, родитель, семья, поведение ребенка, отношение, отец, друг друга, взаимоотношение, дошкольный возраст, будущая женщина.

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять

— нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из

Но даже в очень благополучных семьях есть зоны напряжения и конфликтов, и возникают они в.

Семейные отношения и их влияние на формирование личности.

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным.

Благоприятный психологический климат, доброжелательная атмосфера

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером

Нарушаются и отношения внутри семьи: между родителями и детьми и особенно между супругами.

Влияние детско-родительских отношений на становление.

Эта забота «выходит за рамки» семьи. Родители прививают ребенку, что нужно заботиться не только о своих родных, но и близких друзьях [1].

Сырвачева Л. А. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников / Л. А. Сырвачева.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальным на сегодняшний день является тема влияния супружеских отношений на воспитание ребенка в семье. Семья- это первая общественная ступень в жизни человека. Семья-это коллектив, который играет очень важную и долговременную роль, в воспитании подрастающего поколения. Семья — это отношение между составляющими его лицами [6] Семейное воспитание- это исторический процесс, вхождение подрастающего поколения в жизнь общества. «Семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, дело величайшей важности». Особенно он выделял роль матери, которой по мнению автора и принадлежит «величайшее дело начального воспитания».[3]В зависимости от атмосферы в семье и зависит психическое, физическое и духовное развитие детей. На сегодняшний день у семей не очень хорошие экономические условия для развития детей. В следствии этого возникают проблемы семьи, присутствует социальное сиротство, в Дагестане и не только здесь, с каждым годом увеличивается количество беспризорных детей, также бездомных и бродяг у которых нет места, где могли бы хоть раз в день нормально поест. Бытовые травмы, полученные детьми из-за невнимания и беспечности родителей, на недавний период превышает 70% от общего числа зарегистрированных травм, также увеличилось число отравлений детей, возраст которых 13-15 лет. Вместе с этим растет количество суицидов совершаемых детьми связи с невниманием родителей. В частности ребенок становится жертвой войны, которая идет между его родителями. В этой ситуации очевидно, что дети очень сложно переживают конфликты своей семьи. Объявив войну друг — другу, супруги быть может не осознают, что сами и создали реальную угрозу для жизни собственного ребенка. Ведь в семейных конфликтах дети подобны мирному населению из зоны боевых действий — погибают безвинно и не по своей воле.

Маленького ребенка к мысли о смерти подталкивают взрослые, своими

поступками, навязывая ему решение о самоубийстве. Детские суицидные попытки, как показывает опыт совершенствуется в непереносимо трудных для ребенка ситуациях то-есть ссоры родителей.[2] .В наше время многие ученые пытаются уделить большое внимание семьям, которые страдают неблагополучием брака. Брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. [6] .Негатив, присутствующий в семье плохо влияют на детей, также и на самих супругов. При этом, возможности все это выявить ограничены, в связи с тем, что семья сама по себе очень замкнутая ячейка общества, которая не считает нужным посвящать посторонних и малознакомых людей в свою личную жизнь, в свои взаимоотношения и тайны семьи. Также нужно заметить, что каждая семья индивидуальна и своеобразна, у каждой семьи свои индивидуальные особенности, и к каждой семье нужен свой особенный подход.

Когда речь идет о браке, я невольно вспоминаю высказывание Веккера:

«Брак абсурден. Он ведет росту в той степени, в какой противостоит культуре. Он угрожает нашему существованию и потрясает человека до его корней. Подобно гипнозу, брак-измененное состояние сознания. Чем глубже него погружаешься, тем больше изменится. Одно предупреждение; если ты не переносишь одиночество- не вступай в брак».[9].Я полностью соглашусь с его мнением, хотя многие могут не согласиться со мной.

Меня всегда удивляло, почему супруги прожив друг с другом несколько лет, кто болыпе-кто меньше, через определенный промежуток времени перестают понимать друг-друга, как бы встретились, с кем-то неизвестным раннее человеком.

Супружеские отношения, это и есть главный фактор, влияющий на воспитание ребенка и психологический климат в семье. Из этого следует что у каждой семьи формируется свой стиль воспитания, и характер входящий в системы отношений «родители — ребенок». Есть также факт о том, что если оказывать социально педагогическую помощь родителям в формировании

взаимоотношений, то это во многом может оказать влияние на воспитание детей, отношение ребенка к родителям, поменять в лучшую сторону атмосферу семьи, в какой то степени уменьшить тревожности и страхи семьи, а самое главное то, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в этой семье.

У любой семьи должны быть определенные функции, которые они должны выполнять, и одно из них -это воспитание. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учить его жить в социуме. Также нужно помнить, о том, что именно семья прививает ребенку основы определенных взглядов на жизнь, мировоззренческих установок, в семье ребенок познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и поведение, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты и особенности. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть воздействие на ребенка с целью привития ему определенных качеств с учетом требования социума. Из этого следует, что воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками и сверстниками. [6] .Родители должны понимать что сюда входит и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и в какой то мере и применение методов и приемов воспитания, то- есть понимание того, что можно и чего нельзя допустить по отношению к ребенку. Разумеется, что родители могут и даже должны предъявлять определенные требования к собственному ребенку, исходя из воспитания, определенных норм морали, смотря какая произошла ситуация, в которых конечно же потребуется принять, как педагогическое, так же и нравственно -оправданное решение. Однако не следует забывать о тех методах, которые предпочитают такое воздействие как приказ или насилие, наказание приводит к сопротивлению детей, который отвечает на отрицательное воздействие, например как принуждение или ту же угрозу — лицемерством, враньем, какими то грубостями, даже бывает и откровенная ненависть к собственным родителям.

Читать статью  Лучшие фильмы о семейных ценностях

Родители должны понимать, что они воздействуют на поведение ребенка, в определенных ситуациях, то поощряя, то наказывая какие -то типы поведения детей. С самого детства ребенок учиться тому, что следует делать, и тому, что нет, поэтому родители должны знать, как правильно воспитывать ребенка, и воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Если не правильно воздействовать на ребенка то такие ценные качества личности, как самостоятельность и чувство собственного достоинства, вера в себя и в свои возможности могут быть сломлены в ребенке. Также безоглядная авторитарность родителей, игнорирование каких-то, хоть и мелких интересов и мнений ребенка, частое в некоторых семьях и систематическое лишение права своего мнения, и голоса при решении семейных задач, которое имеет непосредственное отношение к нему , все это в итоге приведет к серьезным началам формирование неудач его личности, которые в итоге будут мешать ему в жизни. Ребенок станет более замкнутым, необщительным, агрессивным, в какой-то степени даже неуравновешенным. Многие родители пытаются справиться с нарушениями в поведении ребенка, не задумываясь о том, почему он такой трудный. Конечно, имеет значение и темперамент и характер, и навыки общения и здесь возникает проблемы по преимуществу воспитательные и педагогические, однако важно и физическое здоровье. [2].

Говоря о супружеских взаимоотношениях нужно сказать, что — это форма и определенные условие семьи, которые позволяют реализовать ее самые важные и нужные функции — воспроизводство потомства также и воспитание этого потомства, экономическое обеспечение и удовлетворение разных потребностей всех ее членов семьи. Выполнение всех функций семьи целиком и полностью зависит от взаимоотношений членов этой семьи, они же и определяют степень взаимного уважения, понимания, поддержки, помощи, сопереживания всех членов семьи. Советский педагог А.С. Макаренко писал: «Родители должны рожать детей не только для собственных радостей. Родители должны понимать, что под их руководством растет не только ребенок, но и будущий гражданин страны, будущий деятель, и будущий борец. Если вы напутаете, и воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и всей стране».[3].

Любая семья в процессе жизнедеятельности сталкивается с проблемами, решение которых осуществляется в условиях противоречия и интересов членов семьи. Важно не столько уметь предотвратить, а сколько их решать. [5] В итоге в семье начинаются систематические ссоры, скандалы, и это все имеет непосредственное отношение к детям, и я так думаю, это не очень хорошо сказывается на психике детей. Также очень много случаев, когда нерешенные проблемы становятся все труднее решаемы, так как на них закрывают глаза, их игнорируют, скрывают и от себя и от других. Некоторые семья, считают, что если делать вид, что все прекрасно, проблемы существующие в их семье сами собой исчезнут. Но это ни к чему хорошему не приведет, так как это ситуация в семейных отношениях со временем больше их «изнашивает» и наносит еще больший вред и самим супругам, также и их детям — проблемы требуют скорейшего решения, тем более когда речь идет о детях. При возникновении каких бы не было конфликтов в семье, всегда страдают дети.[10] В конфликтных семьях влияние 4 на ребенка проявляется не прямо, а косвенно, и это влияние сказывается на личности ребенка. Ребенок становится «козырем» родителей, для разрешения собственных конфликтов. Ссоры в семье делают ребенка плаксивым, непослушным, агрессивным. Родители должны осознавать, что они являются основой, базой психического развития своего малыша. На психологическое состояние ребенка также влияет желанный ли он в семье. Если ребенок не желанный значит не нужный и нежданный, посетивший семью вопреки желанию самых ему близких людей. И жизнь этого ребенка из сплошных грез, что он наверняка кому- то нужен. Нелюбовь родителей к ребенку- не ярлык, а клеймо на всю жизнь. Психика этого ребенка сломлено уже в самом начале пути.[1] Родители должны понимать, что их ссоры, невнимание, нелюбовь скажутся на психике малыша, который полностью зависит от атмосферы в семье, и отношений родителей к нему. Если родители постоянно ругаются, иногда даже доходит до драк да еще плюс к этому выпивают, конечно для ребенка это неблагополучная среда, и следует ожидать худшего исхода. У ребенка должно быть чувство, какой -то защищенности со стороны родителей, рождает в ребенке уверенность в себе, и доверия к окружающему его миру, и этому должны способствовать сами родители. А это условие защищенности возникает только в том случае, если присутствует стабильность в отношениях взрослых. Частое и бурное выяснение отношений приводит ребенка к чувству отсутствия защищенности и не надежности со стороны родителей. У ребенка появляются страхи, ребенок начинает жаловаться на ночные кошмары, становится замкнутым, у него занижается самооценка, и становится очень депрессивным. Дети не могут понять всю сложность взаимоотношений взрослых, они не понимают всей сложности проблемы. Ребенок любит обоих родителей, и их ссоры принимает как конец света, он не может объяснить причину их конфликтов, и начинают считать себя виноватыми, они мучаются от неумения выразить свои переживания. Следствием этого становится, душевная травма ребенка, которая в итоге приведет к отрицательным невротическим последствиям, таким как ночной энурез, заиканиям, и разного вида страхам.

Сам факт, того что супруги живут вместе и их отношения оцениваются хорошими, вовсе не значит, что супруги удовлетворены в браке. Вот Ковалев, считал, что для счастья семьи необходим ограниченный комплекс психологических условий: бесконфликтное общение, доверительность и эмпатии, понимания друг-друга, нормальная интимная жизнь, наличия жилья. [8].

Я думаю, что конфликты случаются и в самых счастливых семьях, это естественное явление, которое возникает в каждой семье на определенном этапе. Конфликт в семье может привести к разводу, но также может быть и наоборот, может сплотить супругов. На исход конфликта влияет умение супругов не только слушать, но и слышать друг- друга. Причин конфликтов

на сегодняшний день очень много, но если в семье есть ребенок, родители в первую очередь должны думать о нем. Пара которая разошлась, продолжает жить вместе из самых различных побуждений, они считают , что для них главное — сохранить внешнюю «порядочность» для окружающих, другие боятся неизвестного будущего, а третьи вовсе считают, что они должны терпеть все это из-за детей. Конечно, мы рассмотрим третий случай, когда родители из самых благих соображений делают вывод, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод, и неполная семья. Но они не понимают, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, которые предсказывают расторжение брака. Некоторые родители пытаются внешне скрывать конфликты, но даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает очень большое воздействие на детей. А ребенок все это чувствует ,и принимает собственные меры, пытаясь сблизить семью. Если же на ребенка не обращают внимания, то ребенок начинает «бунтовать». Бунт ребенка заключается в том, что он начинает показательно прогуливать школу, грубить всем подряд и тому подобные выходки, для того чтобы на него обратили внимание.

Таким образом мы приходим к выводу, что по большому счету сами родители и виноваты в том, что у собственных детей начинает меняться характер в худшую сторону, и появляются различные отклонения. Из этого следует, что родители должны уделять внимание собственным детям, и это должно выражаться не в том, что они откупаются от детей, они должны общаться с ними и развивать, а не заниматься своими проблемами и срываться на ребенке.

Баркан А. 28 законов воспитания. Издательство «ACT». M., 2009.С.121-122.

Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. Издательство «Дрофа».М.,2002.с.183-186.

Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие издательство«Педагогика» М.Д984.-С.380.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. «Сфера», М., 2002, с.520.

Поляков A.M. Журнал практического психолога. Издательский дом«Литературная газета», М.,2011.№2-с.50-53.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/statja-semja-kak-faktor-vospitanija-lichnosti-rebenka.html

Источник https://moluch.ru/archive/84/15595/

Источник https://scienceforum.ru/2016/article/2016021073