Отношение родителей к ребенку как основа семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

21 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Значение семейных отношений в воспитании ребенка
статья на тему

Вечна педагогическая истина: сколь значимы семейные отношения в воспитании. Чтобы семья стала педагогически эффективным фактором воспитания, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Отсутствие нормальных взаимоотношений между родителями дети чутко и безошибочно подмечают. В этом случае им приходится постоянно становиться то на одну, то на другую сторону. А это не может не травмировать их психику, их характер. Ссоры родителей, их равнодушие к детям неизбежно вызывают в них чувство одиночества.

Одинокий в своих чувствах и думах ребенок, одинокий среди самых близких ему людей, среди своих родителей – что может быть трагичнее для маленького ребенка! Ребенок вне общения с одним из родителей, а иногда с обоими, — это противоестественное состояние его бытия.

Нельзя ожидать положительных результатов в воспитании детей при семейных неурядицах. Это знают все родители. Но знать истину – это еще не значит следовать истине. Чтобы следовать по пути истины, нужны глубокие и устойчивые педагогические убеждения, твердое стремление к их практической реализации. А это требует от родителей чувства долга и ответственности перед детьми и обществом за судьбы детей, определенной педагогической культуры. Но и этого недостаточно. Ведь воспитание детей – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии.

Первые впечатления ребенок получает в семье. Они постоянны, обыденны, семья действует незаметно, «укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим». В семье происходит социальное развитие ребенка, семейные впечатления служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, впечатления остаются на всю жизнь. Именно в семье под воздействием родителей, их поведения, их отношений ребенок учится любить одно и ненавидеть другое, быть безразличным к третьему, привыкает к труду или праздности, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле, наконец, формируются навыки и привычки того или иного поведения. Именно в семье закладываются основы последующего формирования интересов, симпатий, отношений; усиленно развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера личности, ее способности и характер.

Уяснение важности семейного, особенно первоначального воспитания в формировании личности еще не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей. Важнейшее ее требование – не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая об их человеческом достоинстве.

Педагогическая культура включает в себя культуру общения, вне которого невозможно нравственное становление личности. Необходимо разумно организовать быт семьи, жизнь и деятельность детей, привлечь их как равноправных членов семьи к активному участию в повседневной жизни. Это наиболее верный способ установления нравственных связей. Пусть дети знают, что все, что их окружает, что они имеют, — все создается трудом родителей, взрослых, что и они, дети, по мере сил своих и возможностей участники создания материальных ценностей. Только при этом условии малыш будет бережно относиться к игрушкам, книгам, личным вещам, к хлебу, к окружающей нас природе.

Положительный пример родителей и старших – важнейшее средство нравственного воспитания детей. Прописная педагогическая истина. «Воспитывать, — писал психолог Острогорский, — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнять свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом как жить, тот должен начать воспитание с самого себя».

По лицу ребенка можно определить, когда родители сердятся или конфликтуют. Маленький ребенок не понимает, почему родители ругаются. Но обстановка напряжения, недовольства и ссоры передается маленьким детям, вызывая у них беспокойство.

Если цвет глаз, волос, форма носа передается по наследству, то «выражение лица – это то, что воспитывается в семье», считает Масару Ибука. Какое оно: радостное, угрюмое, напряженное, нервное, спокойное – результат взаимоотношений между родителями и детьми. Доктор Шиничи Сузуки порекомендовал родителям и воспитателям, приходя домой, всматриваться в лица своих детей. Вы увидите и прочтете в них всю историю своих супружеских взаимоотношений. И с этой точки зрения самое лучшее развитие получает ребенок, в доме которого благоприятная психологическая атмосфера.

Все, что есть в ребенке, — и хорошее, и плохое – это от родителей, от взаимоотношений с ними.

Хотя значительная часть родителей с этим не согласится, потому что многие считают, что хорошее – это от них, а плохое пришло откуда-то с улицы, из детского сада, школы, от другого родителя, бабушки, дедушки и т.д.

Если в семье присутствует постоянная нервозность из-за того, что мать эксцентричная, очень впечатлительна и раздражительна, можно сказать, что эта нервозность заражает детей. А если у матери мрачный и неразговорчивый характер, то, скорее всего, ребенок тоже будет мрачным.

Любая раздражительность имеет свое происхождение, и задача родителей не подавлять ее, а устранять причину. Если родители будут ругать ребенка только за то, что он раздражается и гневается, игнорируя причину этих переживаний, то ясно, что ребенок будет нервничать еще больше. Необходимо понять, что происходит, а для этого обязательно нужно объясниться с ним, и уже затем что-то показывать и рассказывать.

Родители никогда не должны забывать о том, что у их детей есть свои права. Основное их законное право – быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать детей самого дорогого для них – детства. В этой простой формуле заключена вся трудность ее практической реализации. Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, наше семейное счастье.

Отношение родителей к ребенку как основа семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Рассматриваются различные подходы к изучению основных проблем семейного воспитания ; представлены результаты проведенного исследования влияния родительского отношения на формирование отношения к ребенку. Содержатся анализ результатов тестирования семей , имеющих детей в возрасте от 5 до 16 лет и обобщенные выводы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савинков С.Н.

Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений

К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты

Специфика отношений матерей-педагогов к своим детям младшего дошкольного возраста, воспитывающимся в полных и неполных семьях

Parents’ attitude to a child as a basis of family education

This article presents the results of the study that found the influence of parental attitudes on formation of family education and attitude to a child . The article also contains both an analysis of testing results taken from families with children aged from 5 to 16 and generalized conclusions. Keywords: par

Читать статью  Как проявляется стокгольмский синдром в семейной жизни?

Текст научной работы на тему «Отношение родителей к ребенку как основа семейного воспитания»

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ КАК ОСНОВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Рассматриваются различные подходы к изучению основных проблем семейного воспитания; представлены результаты проведенного исследования влияния родительского отношения на формирование отношения к ребенку. Содержатся анализ результатов тестирования семей, имеющих детей в возрасте от 5 до 16 лет и обобщенные выводы.

Ключевые слова: родительское отношение, родитель, ребенок, семья, образ семьи, семей-

This article presents the results of the study thatfound the influence ofparental attitudes on formation of family education and attitude to a child. The article also contains both an analysis of testing results taken from families with children agedfrom 5 to 16 and generalized conclusions.

Keywords: parental attitude, parent, child, family, family image, family education.

На современном этапе развития общества семья позиционируется как уникальный и специфический социальный институт. Именно в семье закладывается основа воспитания ребенка, которую со временем корректируют и дополняют учебные учреждения и социум.

Значимость семьи в жизни каждого человека невозможно переоценить, поскольку именно здесь закладывается вся та ценностная, морально-этическая и поведенческая основа, с которой он идет по жизни. Институт семьи, бесспорно, является важнейшим в процессе социализации личности [10].

Как отмечается в работах А.Я. Варга и В.В. Столина, родительское отношение — это педагогическая социальная установка родителей по отношению к детям.

Считается, что воспитание в широком смысле — это передача опыта от старших к младшим. В узком смысле воспитание — это целенаправленное воздействие на личность с целью фор-

© Савинков С.Н., 2019

мирования определенных ценностей и взглядов.

Воспитание определяют как «процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания» [5]. Другими словами, воспитание — это процесс направленный, имеющий свои цели и пути их достижения, а также, что немаловажно, опирающийся на различные методы воздействия.

Одними из первых документов, сохранившихся до наших дней, где уделяется внимание вопросам семейного воспитания детей, были законы царя Вавилона Хаммурапи (примерно 1800-1750 г. до н.э.), а также книга притч иудейского царя Соломона (960-930 г. до н.э.). Они представляли собой свод правил и законов о семейном воспитании и обучении детей, передаваемых им же по наследству.

Нельзя не отметить, что в современных реалиях российского общества,

живущего по новым социально-экономическим принципам и культурно-нравственным ориентирам, перед родителями встают новые задачи по обучению и воспитанию детей.

Л.В. Мардахаев [6] пишет, что в семье родители строят свою воспитательную систему, которая формируется на основе их личного опыта, приобретенного ими в своих семьях, обогащенного данными литературы и советами других людей, к которым они прислушивались в процессе воспитательной деятельности. По своему существу любая система семейного воспитания есть не что иное, как проявление субъективности родителя в ее понимании и реализации.

Отметим, что семейное воспитание — это процесс формирования личностной позиции ребенка через знакомство с семейными традициями, общей культурой и личным опытом родителей. Таким образом, семья выполняет воспитательную функцию в обществе, а взрослые (родители или лица, их замещающие) транслируют младшему поколению в первую очередь отношение к разным аспектам жизни, на основе которого в дальнейшем будут формироваться знания, умения и навыки. Проще говоря, воспитание — это и есть передача своего отношения. Основа семейного воспитания закладывается посредством родительского отношения к ребенку, играющего основную роль. Термин «родительское отношение» заключает в себе обобщенную характеристику взаимосвязи и взаимозависимости родителей и детей в семье.

Родительское отношение является совокупностью таких компонентов, как эмоциональное отношение к ребенку, стиль общения с ним, а также особенности понимания ребенка взрослыми.

Родительское отношение формируется посредством субъективно оценочных и сознательно избирательных представлений родителей о ребенке. На основе данных представлений родитель определяет способ общения с ребенком и приемы воздействия на него. Отметим, что по своей структуре родительское отношение состоит из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов [9].

Оптимальным, благоприятным для полноценного развития ребенка является такое родительское отношение, которое соответствует определенным требованиям:

• Адекватность. В данном случае родительское отношение должно базироваться на реалистичных оценках особенностей ребенка. Это означает, что родители видят и принимают его индивидуальные особенности.

• Гибкость. Гибкое родительское отношение способствует трансформации стиля общения и способов воздействия на ребенка в процессе его развития. Отсутствие гибкости в родительском отношении может способствовать появлению кризисов во взаимоотношениях, а также педагогической запущенности ребенка.

• Прогностичность. Данное требование ориентирует родительское отношение не только на актуальную ситуацию, а также на будущее развитие ребенка и подразумевает проявление взрослым инициативы в построении взаимоотношений, учитывая изменяющиеся потребности ребенка.

Типы родительского отношения можно классифицировать следующим образом: «принятие — отвержение».

Ярко выраженное принятие означает, что родители воспринимают ребенка таким, какой он есть, уважают его индивидуальность. Отвержение характеризуется неприятием ребенка.

Кооперация выражается в особенностях построения взаимоотношений родителей и ребенка. Стремление к кооперации проявляется через интерес родителя к делам и планам ребенка, поощрение его инициатив и самостоятельной деятельности, доверие.

Симбиоз. В данном случае родитель позиционирует себя как единое целое с ребенком. На это указывает стремление к удовлетворению всех его потребностей и ограждение от жизненных трудностей. Родитель постоянно тревожится за ребенка и воспринимает его как маленького и беззащитного.

Авторитарная гиперсоциализация выражается через категорическое неприятие родителем точки зрения ребенка, требование абсолютного послушания, соблюдения дисциплины, пристальное отслеживание социаль-

ных достижений ребенка, его мыслей и чувств.

«Маленький неудачник». В данном случае родители воспринимают ребенка как неудачника, личностно и социально несостоятельного, неуспешного, открытого для дурного влияния. В связи с этим родитель испытывает острую необходимость в контроле его действий.

Типы родительского отношения к ребенку представлены на рис. 1.

Среди основных ошибок, допускаемых родителями в процессе воспитания, отмечаются следующие, наиболее распространенные:

• «близорукость» воспитательных представлений;

• «фальцстарт», или нехватка терпения в воспитании;

• воспитание детей по своему «образу и подобию»;

• потворствующая гиперпротекция с «синдромом маленького ребенка»;

• чрезмерная опека, гиперконтроль и др.

Рис. 1. Типы родительского отношения к ребенку

Исследование, проведенное Н.А. Коваль [3], позволило выявить психологические факторы, влияющие на формирование деструктивных отношений матери к ребенку, т.е. реакции, затрудняющие и нарушающие взаимоотношения в семье. Среди них были выделены: взаимное отчуждение, детские проблемы, нереализованные возможности, ревность к супругу, взаимное непонимание. При этом предлагаются психолого-педагогические условия формирования адаптивного отношения между родителем и ребенком, которые представлены в таблице.

Читать статью  Мифы о семейной жизни

Психолого-педагогические исследования указывают на то, что в семьях с дружественным микроклиматом, где в приоритете уважительное отношение к ребенку, дети имеют более высокий уровень сформированности таких качеств, как коллективизм, доброжелательность, инициативность, умение решать конфликтные ситуации. Авторитаризм, напротив, подавляет формирование данных качеств, искажает их.

Н.Ю. Синягина и Л.Ф. Обухова считают, что наиболее благоприятной для ребенка родительской позицией является та, в которой сочетаются

адекватность, оптимистичность, динамичность, прогностичность. Также эти авторы отмечают, что особенность построения взаимоотношений ребенка с родителями напрямую зависит от личностных характеристик последних: экстраверсия/интроверсия, уверенность в себе/неуверенность в себе, эмоциональная уравновешенность/неуравновешенность и т.д.

К значимым параметрам относятся также и личностные качества ребенка: тип темперамента, общительность, тревожность, активность, агрессивность, открытость/закрытость и т.д.

Психолого-педагогическая практика показывает, что дети зачастую «наследуют» модель поведения родителей по отношению к себе и переносят ее на детский коллектив. К примеру, ребенок, который в семье окружен гиперопекой, зачастую не может выполнить простейшие требования школьного учителя, такие как аккуратное складывание школьных принадлежностей в портфель, дежурство по классу и так далее, и требует помощи у сверстников.

Дети из авторитарных семей требуют безоговорочного подчинения от сверстников, часто впадают в агрессию.

Факторы деструктивных реакций и психолого-педагогические условия формирования адаптивного отношения

Факторы отношения родителя к ребенку Факторы отношения ребенка к родителю Психолого-педагогические условия преодоления негативных факторов

Взаимное отчуждение Деструктивные отношения Осознание деструктивных отношений

Детские проблемы Отвергание матери Формирование толерантности

Нереализованные возможности Установка на конфликт

Ревность к супругу Обвинение матери Коррекция отношений с третьими лицами

Взаимное непонимание Материнская отчужденность Накапливание позитивного интерактивного опыта

«Маленькие неудачники» инфантильны, не уверены в себе, не проявляют заинтересованности к жизни школы и класса.

Немаловажным является влияние родительского отношения на формирование образа семьи у ребенка в связи с тем, что у многих современных детей формируется специфический, искаженный образ семьи, который не соответствует нравственным идеалам.

В связи со служебной занятостью родители недостаточно контактируют с детьми, что в совокупности с индивидуальными и возрастными особенностями понимания детьми семейной ситуации порождает искаженные представления детей о семье.

Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко [2] проводили экспериментальное исследование влияния на формирование образа семьи у детей таких факторов, как состав семьи, стиль воспитания, наличие братьев и сестер, наличие идентификации с родителями, детско-ро-дительские отношения, включенность ребенка в совместную семейную деятельность, наличие у него домашних обязанностей и т.д.

Изучая данную проблему, мы провели исследование родительского отношения к ребенку. В исследовании приняли участие 20 семей, в которых воспитанием занимаются оба родителя, имеющих детей разного возраста (от 5 до 16 лет). Исследование проводилось с помощью теста-опросника родительского отношения, разработанного А.Я. Варгой и В.В. Столиным. Данный опросник является психодиагностическим инструментом, который ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей

и общения с ними. В опроснике выделяются пять типов родительского отношения: принятие — отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник».

Анализируя результаты исследования, мы выявили, что около 95% родителей получили высокие баллы по шкале «принятия — отторжения», что свидетельствует об уважительном отношении к своим детям, проведении с ними достаточно много времени, восприятии их как личности.

Около 87% родителей получили высокие баллы по шкале «кооперация», что свидетельствует о том, что данные родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» у 74% родителей свидетельствуют о том, что они не устанавливают психологическую дистанцию с ребенком и стараются быть ближе к нему. Однако заметим, что 58% родителей также получили высокие баллы по шкале «контроль», что свидетельствует об авторитарном отношении к ребенку и содержании его в строгих дисциплинарных рамках.

По шкале «отношение к неудачам ребенка» 92% родителей получили низкие баллы, что указывает на то, что они верят в своих детей и считают их неудачи случайными. Результаты данного исследования можно увидеть на рис. 2.

Результаты данного исследования позволили сделать вывод, что наиболее важным среди всех факторов является родительское отношение. Если ребенок в полной мере ощущает заботу и любовь родителей, у него форми-

Рис. 2. Процентное соотношение результатов исследования родительского отношения по тесту-опроснику (А.Я. Варга, В.В. Столин)

руются положительные и осознанные представления о семье. В противном случае образ семьи является расплывчатым, мало осознанным, противоречивым, а также выявляется исключительно в проективных тестах в связи с тем, что ребенок часто отказывается беседовать о семейных проблемах.

Семья является основным институтом социализации ребенка, наиболее важная функция которого — воспитание подрастающего поколения. Таким образом, семейное воспитание можно рассматривать как общедоступный метод социализации, суть которого заключается в передаче родителями ребенку своего эмоционального отношения к различным сферам жизни.

Родительское отношение — это особый опыт общения, в котором ребенок получает возможность приобщиться к атмосфере своей семьи, получить представление о самом себе, об устройстве и функционировании мира, сформировать личностные качества и навыки взаимодействия с окружающими.

задачей семьи следует считать подготовку ребенка к полноценной жизни в обществе. Родительское отношение считается ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи, так как семья является конкретной системой связи и взаимодействия между ее членами. Родительское отношение к ребенку в наибольшей степени влияет на построение им образа семьи. Семейное воспитание также служит основой будущего обучения ребенка, так как при передаче положительного отношения дети легче усваивают «знакомый» материал, о котором уже имеют определенное представление. Передача жизненного опыта происходит в процессе семейного воспитания при помощи особенного стиля, которого придерживаются оба родителя. Так происходит процесс воспитания в семье.

Важно отметить, что родители не могут и не обязаны профессионально обучать своего ребенка, так как не являются квалифицированными педагогами

— эта задача профессионального учителя. Его функции, права и обязанности прописаны в Законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и других юридических документах. При этом и

родительские функции также закреплены законодательством Российской Федерации («Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 29.12.2017, с изм. от 20.06.2018)).

1. Айзина Ю.В. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка // Психолог в детском саду. 2014. № 1-2. С. 160-168.

2. Болтина Е.А., Плисенко Н.В. Влияние детско-родительских отношений на образ семьи у детей. М.: Академия, 2013. 236 с.

3. Коваль Н.А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях//Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Психология. 2007. Вып. 3 (47). С. 133-142.

4. Козырева В.В., Савинков С.Н. Профилактика семейного насилия:рекомендации психолога. Казань: Бук, 2018. 150 с.

5. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: КДУ, 2008. 190 с.

6. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.

Читать статью  Бабушка: помощь или соперничество?

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 2016.374 с.

8. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005.368 с.

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2014. 192 с.

10. Савинков С.Н. Кризис современной семьи: история, тенденции, перспективы // Высшее образование сегодня. 2017. № 8. С. 53-55.

Семейное воспитание

В статье рассмотрен вопрос о воспитании детей в семье. Статья включает в себя: методы семейного воспитания, цели и задачи. Также затронут вопрос о различных семьях детей.

Ключевые слова

Текст научной работы

Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1, с. 85]. В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» [6, с. 97].

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [2, с. 25]. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [5, с. 9].

Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.

Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека. Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

Основные и важные методы семейного воспитания:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет);
  2. личный пример (родителя, старшего поколения);
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  4. наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей [3, с. 70].

Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности.

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/12/21/znachenie-semeynyh-otnosheniy-v-vospitanii-rebenka

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-k-rebenku-kak-osnova-semeynogo-vospitaniya

Источник https://novainfo.ru/article/13026