Социология семьи и брака
Социология семьи и брака
Социология семьи является отраслью социологической науки, которая изучает семью и семейные отношения. Сфера исследований в данной области достаточно обширная:
- Изучение функционирования семьи как социального института;
- Изучение функционирования семьи как малой группы;
- Исследования структуры и функции семьи в современном обществе;
- Анализ брачно-семейных отношений;
- Выявление образцов семейного поведения, которые характерны для того или иного типа культуры, а также той или иной социальной группы.
Как специальная социологическая теория, социология семьи берет свое начало в исследованияъ Рилза и Ле Пле еще в середине 19 века. С тех пор брачно-семейные отношения находятся в центре внимания социологов, так как семья – это уникальное образование, «ячейка общества».
Функции семьи
Под функциями семьи исследователи понимают способ проявления жизнедеятельности и активности как всей семьи, так и каждого ее члена в частности. Мы проанализируем следующие функции:
- Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения, а также удовлетворение потребности в продолжении рода и наличии детей;
- Социализация – как известно, семья является институтом первичной социализации индивида, где ребенка формируют как личность с первых дней его жизни;
- Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми. Чаще всего эту функцию берет на себя женщина, поскольку с самых давних времен именно женщина считалась «хранительницей очага». В современных условиях жизни это мнение изменилось, и теперь хозяйственно-бытовую функцию выполняют и мужчины;
- Экономическая – материальная поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
- Социально-статусная – предполагает предоставление определенного статуса членам семьи. Статус чаще зависит от материального положения, от национальности и религиозных предпочтений;
- Эмоциональная – оказание психологической поддержки;
- Защитная – защита членов семь как в физическом, так и в психологическом отношении.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, каждая функция рассматривает свою отдельную, специфическую сторону семьи. Семейные отношения достаточно многогранны, и зависят они от большого количества факторов. Например, численность семьи, количество партнеров (стоит помнить, что на Востоке мужчина может иметь сразу несколько жен, и этот брак называется моногамным), количество детей, наличие в семье не только отца, матери и ребенка, но и других членов (например, родители одного из супругов, братья и сестры).
Понятие брака
Семейные отношения бывают разными. Есть те, кому не нужно фиксировать свои отношения, но если дело касается фиксации, то это называется браком.
Брак – это историческая, постоянно динамически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, которая предполагает упорядочивание и санкционирование их интимной жизни, установление супружеских, родительских или иных родственных отношений и взаимных обязанностей.
Иными словами, браком называют юридически оформленный союз, который направлен на создание семьи и порождение взаимных прав и обязанностей. Брак основан на чувствах любви, дружбы и уважении. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют не только браки между мужчиной и женщиной (традиционные), но и гомосексуальные, то есть между представителями одного пола.
Брак может быть моногамным (брак между одним мужчиной и одной женщиной), полигамным (брак между одним и несколькими индивидами – вышеупомянутый брак, который распространен в восточных государствах), или групповым (брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами).
Существуют также альтернативные браки. Они обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом юридические отношения отсутствуют. Еще стоит упомянуть брак по договору, брак между лицами одного пола, а также фиктивный и гражданские браки.
Церковный брак относят к отдельной категории брачно-семейных отношений, так как он не влечет юридических последствий с точки зрения законодательства, а регулируется лишь нормами канонического (внутрицерковного) права. Нельзя назвать этот брак незаконным, поскольку, в особенности в нашей стране, он считается таким же ответственным шагом, как и брак, оформленный юридически. Нередко, как отмечают исследователи, церковный брак в плане связи между супругами, является более крепким, и разводов после него значительно меньше.
Объект социологии семьи и брака
Анализируя ряд работ, мы можем сказать о том, что социология семьи и брака исследует типы социальных отношений, которые характерны в браке и семье в самых разных регионах земного шара. Так как в мире, особенно учитывать специфику современного развития, существует огромное количество типов брачных отношений, то и объектов также выделено сразу несколько.
Также объектами социологии семьи и брака можно назвать следующие:
- исторические типы и формы брачно-семейных отношений;
- численность и структура семейной общности, роль в ней как мужчины, так и женщины. Также здесь оценивается значимость детей;
- функции семьи и брака, о которых мы упомянули чуть ранее;
- место и роль семейных и брачных отношений в жизни отдельного индивида;
- место и роль брачно-семейных отношений в отдельной группе;
- особенности семьи как социального института.
Социологи также исследуют мотивацию человека к вступлению в брачно-семейные отношения, причины разводов и конфликтов, а также связь семьи с другими социальными образованиями и сферами общественной жизни.
Таким образом, социология семьи и брака – это специальная многоуровневая, полипарадигмальная и мультитеоретическая наука. Она изучает возникновение, развитие и дальнейшее функционирование брака и специфику брачно-семейных отношений.
Объект социологии семьи и брака – это брак и семья, которые изучаются в историческом контексте и ретроспективе, а также в современном состоянии.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.11.2021
Эксперт по предмету «Социология» , преподавательский стаж — 5 лет
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Социология семьи и брака
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии — социологией семьи и брака
Соотношение между понятиями «брак» и «семья»:
- — • возникли в разные исторические периоды;
- • брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности;
- • семья — более сложная система отношений, чем брак, поскольку она как правило объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
- 0 Семья:
- • есть «ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно — это место самых горячих связей; духовно — это место совершенного идеализма. », т. е. благодати, бескорыстия (русский философ В. В. Розанов);
- • является важнейшим институтом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей;
- • развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом.
- • ставит в центр не отдельного субъекта, а группу людей, т. е. семью;
- • рассматривает индивида как члена семьи, ее часть;
- • рассматривает личность в ее конкретных ролях: мужа, жены, отца, брата;
- • видит проявление индивидуальности в выполнении внутрисемейных ролей, линиях взаимосвязей, взаимоотношений.
- 0 Семья — неотъемлемая ячейка общества:
- • ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи;
- • обозримое будущее общества также не мыслится без семьи;
- • для каждого человека семья — начало начал;
- • понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме, семье и браке.
«ТТЛ Классическое определение: семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
/х Возникновение социологии семьи и ее основоположники.
- • Ведущие отечественные исследователи: А. И. Антонов, Э. К. Васильев, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, И. С. Кон, М. С. Мац-ковский, Б. С. Павлов, Ю. Б. Рюриков, А. Г. Харчев и многие другие.
- • Ведущие зарубежные исследователи: социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция).
- 0 Социология семьи возникла в середине XIX в. Основные подходы к исследованию семьи:
- • исследование семьи как социального института и малой социальной группы;
- • эволюционистсткий подход к изучению семьи (И. Я. Бахофен, Жд. Ф. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Л. Г. Морган и Ф. Энгельс);
- • функциональный подход к исследованию семьи (Э. Дюрк-гейм, Э. Вестермарк, Б. Малиновский, Э. Берджесс);
- • прикладное направление в исследовании семьи (О. Конт, Ф. Ле Пле, Э. Дюркгейм);
- • социально-психологическое направление фамилистических исследований (У. Джеймс, Ч. Кули, У. Томас, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Берджесс);
- • структурный функционализм как фамилистическая парадигма (Т. Парсонс, К. Дэвис, Р. Мертон);
- • подходы Р. Хилла к изучению семьи (институционально-исторический — эволюционизм; структурно-функциональный; интер-акционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм; ситуационно-психологический; дивелопменталистский подход (жизненный цикл семьи));
- • теория социальных структур и теория социальных изменений как основные направления исследования семьи.
К основным категориям социологии семьи можно отнести, например, следующие: брак, семья, групповой брак, брак между ин дивидами (индивидуальный), моногамия, полигамия, полиандрия, нуклеарная (элементарная) семья, расширенная (большая, патриархальная) семья, демоцентристская семья; типы семьи — супружество, брак.
БРАКИ И РАЗВОДЫ ГЛАЗАМИ СОЦИОЛОГА
Татьяна Гурко , доктор социологических наук, заведующая сектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН, руководитель комитета «Социология семьи» Российского общества социологов. Представитель России в международных социологических ассоциациях, участница международных исследовательских проектов по семейным проблемам. Автор монографий и статей по проблемам трансформации семьи, брака, родительства и отношении женщин и мужчин. Читает курс лекций по социологии семьи в Государственном академическом университете гуманитарных наук.
— Каковы общие тенденции в статистике браков и разводов в России за последние несколько десятилетий?
— Возьмем для сравнения 1980-е годы в СССР. Уровень разводов тогда был очень высоким, и первенство мы делили с США. Много браков и много разводов — это был объединяющий фактор для этих стран, в которых живут люди разных культур и национальностей. Статистика разводов считается в единицах на тысячу человек населения. В 1980 году было 10,6 браков и 4,2 разводов на 1 000 населения. В 1990-х, в период сложной трансформации российского общества, появилось множество новых причин для разводов, их показатель оставался высоким (например, 4,6 в 1994 году), а вот уровень брачности снизился — 7,4 в том же году. В начале 2000-х годов брачность стала расти — 8,9 в 2007, что отчасти связано со вступлением в бракоспособный возраст многочисленного поколения середины 1980-х (высокий уровень рождаемости). Уровень разводов сегодня колеблется, но стабильно высок — 4,8 в 2007 году.
— Как изменился институт брака в России? Сейчас многие предпочитают официальной регистрации отношений так называемый гражданский брак.
— То, что сегодня именуют гражданским браком, юридически называется «сожительство». Гражданский брак, то есть регистрация отношений в загсе, появился у нас после революции 1917 года и заменил брак религиозный, венчанный. На место дореволюционной религиозной морали пришла советская идеология, причем власть пыталась всячески укрепить и стимулировать институт брака. В СССР от «брачного профиля» человека зависело все: продвижение по партийной линии, предоставление очереди на жилье, возможность выезда за границу. «Добропорядочный семьянин», состоящий в первом браке и имеющий детей, имел больше шансов на успех в любой сфере деятельности. В начале 90-х годов все эти созданные государством механизмы распались. Для основной массы населения нормы православной морали не стали родными. Единобрачие, целомудрие до брака, многодетность и прочие традиционные семейные ценности имеют значение главным образом для воцерковленных людей, процент которых невелик.
— Кто же формирует у людей представления о браке и семье?
— Их формирует массовая культура, сверстники. Наши опросы молодежи показывают, что юноши и девушки ориентированы на несколько браков, то, что в социологии называется «последовательной полигамией» или «серийной моногамией».
По статистике, за 2007 год в целом по России из всех зарегистрированных пар 26% мужчин и 25% женщин вступили в брак повторно. Это говорит о том, что люди не отказываются от брака даже после первого неудачного опыта. Причем наличие детей, как показывает практика, вовсе не является препятствием для второго замужества.
— Много ли в России детей, рожденных вне брака?
— Начиная с 90-х годов внебрачная рождаемость (рождение ребенка без регистрации брака) постоянно растет. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более 50%.) Кстати, в сельской местности детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе: 31% в против 27%. Если раньше ребенок, «принесенный в подоле», был клеймом на всю жизнь, то сейчас деревенская мораль, которая всегда считалась более консервативной, изменилась. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. И вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.
— Партнерские отношения без регистрации стали привычным явлением. Почему же люди все-таки вступают в брак?
— По анализу данных переписи 2002 года (новой пока не проводилось), около 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность — выясняется это сопоставлением дат заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, брак ведь в том числе есть категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В этом плане современная молодежь относится к вступлению в брак более серьезно. Другое дело, что осознанность достигается путем долгого сожительства — когда люди привыкают друг к другу, решают, хорошо ли им жить вместе.
— На каком году брака пары чаще расходятся?
— В 80-е годы разводы на третьем году совместной жизни объяснялись тем, что в этот период снижается сексуальная активность пары, угасают чувства и совместный быт становится в тягость. Для современности «кризис третьего года» уже не актуален. Раньше люди готовились к браку в несколько этапов: ухаживание, согласие родителей, помолвка и только потом свадьба. Новобрачные привыкали друг к другу, планировали детей. Сегодня, повторюсь, половина женщин выходят замуж уже беременными. То есть изменился нормативный жизненный цикл семьи. Только немногие социальные группы — верующие или этнические группы, чтущие национальные обычаи, — придерживаются традиционного цикла.
— Как показывает практика, сегодня многие люди, зарегистрировавшие свои отношения, еще и венчаются. По мнению социологов, о чем это говорит?
— В 90-е годы для многих венчание было всего лишь красивым обрядом, данью моде. Сейчас ситуация изменилась, отношение к венчанию стало более серьезным. Интересно, что в последнее время многие стали венчаться после десяти, двадцати лет совместной жизни. «Мы так долго прожили вместе и так любим друга, что хотим повенчаться», — я нередко сталкиваюсь с таким аргументом. То есть венчание для таких людей становится не зачином брака, а констатацией факта, что брак состоялся.
Поддержка семьи в кризисной ситуации
Данный проект ставит своей целью собрать воедино и обобщить информацию о православных психологах в России, о факультетах, где изучают православную психологию, а также составить каталог православных сайтов по психологии.
На сайте можно узнать, как сохранить любовь, как пережить расставание и развод. На сайте представлены советы кризисного психолога, которые помогут достойно выйти из болезненной и травмирующей ситуации, обрести силы жить и духовно повзрослеть.
Деятельность психологической службы «Семейное благо» направлена на формирование духовно здоровой семьи, на профилактику алкоголизма, наркомании, на преодоление распада семьи, безнадзорности детей, их социального сиротства и втягивания в среду правонарушений.
Адрес: г. Москва, ул. Веселая, д. 11. Здание Царицынского комплексного центра социального обслуживания, 3-й этаж, кабинет 311
Тел.: 8 (495) 542-08-50
Центр «Православная семья» осуществляет социально-психологическую поддержку населения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под духовным руководством протоиерея Аркадия Шатова, настоятеля храма святого благоверного царевича Димитрия при Городской клинической больнице № 1 и председателя комиссии по церковной и социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. Центр оказывает квалифицированную психологическую помощь, занимается профилактикой разводов, просветительской деятельностью.
Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 18/1, на территории Издательского Совета РПЦ
Тел.: 8 (499) 246-87-34, 8 (499) 246-74-92
Тел. доверия: 8 (499) 246-25-35
Время работы: понедельник–пятница с 10 до 19 часов
В Православном Кризисном Центре при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова на Семеновской оказывается бесплатная психологическая помощь членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам. Здесь принимают взрослых и детей, переживающих тяжелое горе в связи с потерей близких; больных тяжелыми соматическими заболеваниями и их родственников, испытывающих психологические трудности в связи с болезнью близкого человека.
Храм Воскресения Христова и Патриаршее подворье:
Адрес: г. Москва, Измайловское ш., д. 2; проезд: станция м. «Семеновская», далее 5 минут пешком
Источник https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/sociologiya_semi_i_braka/
Источник https://studme.org/383926/sotsiologiya/sotsiologiya_semi_braka
Источник https://foma.ru/braki-i-razvodyi-glazami-socziologa.html