Семейное консультирование

17 августа, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Вопрос 3. Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений

Добрачное консультирование в качестве «консультирования» рассматривается неоднозначно. Из функций консультирования в нем остаются лишь обсуждение проблем и образовательное вмешательство с целью снабжения клиентов мужского и женского пола типичными для их случаев сведениями.

За рубежом пионером в реализации образовательного метода подготовки к браку стал Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни».

В США большое влияние на развитие добрачного консультирования оказал переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные отношения и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья и пасторских консультантов обратить внимание на отношения в период предбрачного ухаживания и их изменение в браке. Начиная с 1950-х гг., «Журнал пасторской психологии» (Journal of pastoral psychology) стал освещать более широкий круг психологических трудностей молодоженов. В учебных заведениях США появились различные курсы пасторского консультирования по проблемам межличностных отношений в браке. Примерно в это же время стала складываться практика добрачного обследования. К ее проведению изначально были привлечены профессиональные медики. Содержание большинства консультаций, проводимых врачами, включало проблемы пола и сексуальности.

Со временем накопились данные, позволяющие утверждать, что некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, благодаря консультированию, строят более конструктивные отношения во втором браке, — консультирование помогает новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака.

Современная зарубежная литература по вопросам добрачного консультирования нацеливает семейных консультантов на помощь намеревающимся вступить в брак реалистично оценить свои романтические иллюзии и мотивы, связанные с браком; исследовать социальнопсихологические аспекты динамики брака, процесс формирования супружеской привязанности и верности; причины образования семьи, а также болезненный процесс развода и расставания.

В России в XX веке преимущественно обсуждались вопросы о том, нужно ли целенаправленно готовить молодежь к семейной жизни. Если нужно, то, каким должно быть содержание государственной помощи молодому поколению? Кто должен донести его до подростков и старшеклассников? Проводимые в то время исследования показывали, что большинство представителей молодого поколения хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако, за редким исключением, родители не были готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не знали, какую именно информацию следует предоставлять своим подрастающим сыновьям и дочерям. Обнаружилась необходимость подготовки родителей для оказания помощи подросткам в решении вопросов, касающихся их здоровья и полового созревания. Оказалось, что отношения между родителями и детьми являются определяющим фактором в формировании сексуального поведения детей, и от этих отношений зависит возраст сексуального дебюта и число половых партнёров. В то же время откровенные обсуждения матерями и дочерьми вопросов, связанных с половым развитием и созреванием, были (и по-прежнему остаются) редким явлением.

Не способствовали передаче опыта полового поведения старших младшим и выявленные различия в приоритетах: подростки и специалисты системы охраны здоровья строили свою стратегию так, чтобы избежать беременности и других рисков, связанных с половой жизнью, а родители, дедушки и бабушки видели проблему в самом факте вступления подростков в половую жизнь. Матери выражали согласие с тем, что подросткам необходимо предоставлять информацию по вопросам психологии общения и использования противозачаточных средств, однако сами давать такую информацию детям отказывались. К настоящему времени этот аспект поведения родителей мало в чем изменился: российские женщины старшего поколения, как правило, не владеют современной информацией о гигиене подросткового периода, методах контрацепции, не имеют доверительных отношений с детьми и не озадачивают себя вопросами подготовки детей к семейной жизни и ответственному родительству.

Девочки, начавшие половую жизнь в 14-15 лет, в большинстве своем в беседах с психологами плохо отзываются о своих матерях. Многие из них росли без присмотра, видели половую распущенность своих родителей. У некоторых матери были работящие и безупречно нравственные, но чрезвычайно требовательные, строгие и черствые.

Чтобы разрешить эту острую социальную проблему, в 70-80-е гг. XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с их психолого-педагогической неграмотностью.

Параллельно с просвещением родителей началась подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни». Главным препятствием в реализации психологических аспектов предложенной программы явилось отсутствие в учреждениях образования психологов и неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания, поэтому началась подготовка психологических кадров для осуществления этой работы.

В XXI веке проблема приобрела несколько иную формулировку в связи с происходящими в стране изменениями. Социальные психологи заговорили о трех главных процессах в общественном сознании: 1) трансформация системы социальных ценностей (как следствие, падение нравов); 2) ломка устоявшихся социальных стереотипов (как следствие, кризис семьи); 3) кризис гендерной идентичности (как следствие, кризис личности).

В то же время российское общество по-прежнему живет по двойному стандарту: осуждает женщин за их свободное половое поведение и воздерживается от критики в адрес мужчин.

Увеличение количества разводов, социальное сиротство, необходимость воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополучия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития российского общества (новая модель личности) потребовали поиска «первоосновы», способной обусловить перспективу позитивного изменения указанных тенденций общественного развития. Ее усмотрели в женщине. В проблеме подготовки российской молодежи к семейной жизни более отчетливо выделилась подготовка девушек к семейной жизни и материнству. Ее выделение основано на двух аргументах: 1) воспитанием детей, даже в полных благополучных семьях, больше занимаются женщины. От уровня их жизненной компетентности и личностной зрелости зависит не только здоровье детей, но и здоровье нации; 2) подростковый и юношеский возраст (возраст от 13 до 18 лет) является «ситуацией риска», когда при большом жизненном потенциале девочка имеет малый опыт распознавания проблем, их самостоятельного разрешения или предотвращения.

Очевидно, что новый «путь к модели» ( [1]

Однако особую ценность приобретает индивидуально-групповое психологическое консультирование девочек, воспитывающихся в школах-интернатах, являющихся сиротами и социальными сиротами, — само их становление как свободных, самореализующихся, независимых, личностно зрелых женщин остается под вопросом [2] .

Психологам детских социальных учреждений известно, что несовершеннолетние юноши и девушки, воспитывающиеся вне семьи, чувствуют себя комфортнее при обсуждении вопросов пола, любви, гигиены, секса, беременности со своими ровесниками и в процессе группового консультирования выражают желание получать информацию именно у них. Поэтому важно, чтобы в молодежной среде были молодые люди, обладающие соответствующими знаниями, — с их помощью могут реализовываться программы «от подростка — к подростку».

Добрачное консультирование [3] юношей и девушек позволяет им осознать, что до создания семьи желательно достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Психологи исходят из того, что при решении любой из перечисленных выше задач возможны трудности. Часть из них «запрограммирована» возрастом либо детерминирована моделями поведения родителей, либо определяется индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразно применять два вида психологического консультирования — индивидуальное и групповое консультирование.

Консультирование как информирование

Главная задача информирования (психологического просвещения) — устранение дефицита знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем — брачным партнером. Психологи в процессе индивидуального и группового консультирования [4] : а) знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска»; б) анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.; в) популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме брака, но и супружеских отношений, а также факторов, влияющих на них; формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.

Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, молодежных центрах.

Во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год брака и пр. Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

Большим спросом у молодежи пользуется тема любви. В свое время в Санкт-Петербургском университете открытые лекции на эту тему читал Вл. Соловьев. В целях группового консультирования молодежи можно использовать его работу «Смысл любви».

Современные исследования форм проявления этого чувства позволяют говорить об индивидуальной системе любви и обучать клиентов быть более любящими.

Формы проявления любви Индивидуальная система любви

  • 1. Контакт глаз
  • 2. Пристальное внимание
  • 3. Физический контакт
  • 4. Слова: «Я тебя люблю» и другие ласковые слова
  • 5. Самодисциплина
  • 6. Время
  • 7. Помощь и забота
  • 8. Подарки

Первые 5 форм — это те, которые, проявляясь последовательно, ведут к углублению чувства любви, а 6-8 формы служат его поддержанию.

Читать статью  Социальные проблемы современного семейного воспитания

Динамика любви

  • 1. Стадия привлечения внимания (важно эмоционально соответствовать друг другу, видятся только положительные свойства);
  • 2. Увлеченность (есть желание соответствовать ожиданиям партнера);
  • 3. Привыкание (эмоциональность гаснет, но сохраняется увлеченность);
  • 4. Ожидание: стадия «Любовь уходит» (есть противоречие между долгом и удовольствием, обращается внимание на те проявления партнера, которые демонстрируют Нелюбовь);
  • 5. Разочарование (появляются «серые очки», видятся только негативные стороны: «Я не любим(а), но в прошлом вспоминаются позитивные моменты);
  • 6. Достижение порога (нет желания быть и жить вместе, нет веры в будущее, прошлое вспоминается негативно);
  • 7. Разрыв отношений.

Любовь не только индивидуальна, но и динамична. Партнерам, достигшим порога в отношениях, уже вряд ли можно помочь. Обращение за консультацией на более ранних стадиях (4-5) может увенчаться успехом, т.е. возвращением любви.

Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности в общении с другим полом

Практически не существует таких подростков, которые не имеют опыта непонимания, распавшейся дружбы, безответной влюбленности. И почти все они самостоятельно преодолевают эти психологические трудности, многие из них находят психологическую поддержку в своем окружении.

Известно, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70%) и эпилептоидной (около 15%) акцентуации, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. Они плохо интегрируются в группы сверстников и живут в ситуации отчуждения в семье. Поэтому ищут эмоциональную стабильность в отношениях с человеком другого пола и ждут от него заботы, в то время как сами практически не способны на зрелые чувства и ответственные взаимоотношения. Их требования к другу (подруге) неконкретны, они их не осознают и не могут выразить. Возникающие по этой причине конфликты не лучшим образом сказывается на поведении таких подростков — они бросают школу, много или слишком мало едят и т.д.; живут с чувством пустоты, бессмысленности, тоски.

Психологической помощью несовершеннолетним в таких ситуациях становятся индивидуальные консультации, целью которых является осознание потребностей и эмоций, а также усвоение способов, дающих возможность их удовлетворять и контролировать. Важно, чтобы подросток мог выговориться, сравнить ранее пережитые чувства и чувства, переживаемые в момент консультации, разносторонне их рассмотреть и в итоге преодолеть кризис. Обычно после завершения цикла консультаций несовершеннолетние уже способны сами решать проблемы общения с другом (подругой).

Как отмечают психологи, каждая пятая консультация, начавшаяся как консультация по вопросам общения с другим полом, перенацеливается на коррекцию отношений подростков с родителями.

Консультирование подростковых пар в случае беременности Практика показывает, что консультирование пар несовершеннолетних в случае беременности — редкое явление. Игнорирование беременности, неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью — это типичное поведение несовершеннолетних в данной ситуации. Поскольку несовершеннолетние редко когда способны на самом деле нести такую ответственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители. Даже в тех случаях, когда реагирование родителей изначально строгое и негативное, посредничество психолога заметно улучшает положение несовершеннолетних.

Часть пар могла бы сохранить свои отношения после рождения ребенка, совместно заботиться о нем. Однако в большинстве случаев несовершеннолетние девушки обращаются в консультацию тогда, когда их отношения с будущими отцами уже распались; около половины из них не могут сообщить сведений, позволяющих установить будущего отца и пригласить его на консультацию, т.е. не знают его фамилии, адреса и т.д. Статистика показывает, что только треть будущих отцов хотят продолжить отношения с будущей несовершеннолетней матерью после рождения ребенка. Но в итоге почти все эти ситуации заканчиваются заключением брака. Цель консультирования в таких случаях — всестороннее информирование о юридических условиях, позволяющих несовершеннолетним заключить брак.

Стоит учитывать тот факт, что в ситуацию добрачной беременности чаще попадают несовершеннолетние из неполных малообеспеченных семей, старшие члены которых имеют невысокий образовательный уровень. При этом эмоциональные отношения несовершеннолетних и их родителей почти во всех случаях являются проблемными. Очевидно, что интимные связи подростков — попытка компенсировать недостаток эмоциональных отношений в семье. Соответственно и в случаях добрачной беременности, и в других сложных ситуациях общения целью консультирования является воссоздание и создание общности между родителями и детьми.

Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом

Все несовершеннолетние, ищущие контакта с психологом, условно делятся на три группы: 1) несовершеннолетние, которым психологические консультации нужны и объективно и субъективно (в данном случае наиболее действенно индивидуальное консультирование); 2) те, кто решает субъективно трудные вопросы (здесь целесообразно совмещать индивидуальное и групповое консультирование); 3) несовершеннолетние, которые не сталкивались со значительными трудностями в общении и лишь готовятся к решению возможных проблем (в данном случае наиболее эффективно групповое консультирование).

Большая часть старших школьников не обладает достаточными знаниями о семье, не имеет необходимых навыков общения с другим полом, не подготовлена к выбору брачного партнера, но, несмотря на это, им приходится решать вопросы добрачного общения, а иногда и создания семьи. На решение этих проблем и нацелена работа групп. Основными формами работы являются групповые дискуссии, ролевые игры, тренинговые упражнения. Используются также проективные методы, например, рисунки, а также методики арт-терапии. В целом группы больше ориентированы на поиск рациональных решений.

Пример. Третья групповая встреча (первая была посвящена знакомству и обсуждению правил работы группы, вторая- выяснению вопросов, актуальных для участников). В начале встречи ведущий напоминает, что на прошлом занятии многим показался интересным и лично важным вопрос о добрачном интимном общении.

Сначала члены группы высказывают аргументы «за» (удовлетворение сексуальной потребности, приобретение опыта, проверки сексуальной совместимости до брака). Ведущий блокирует попытки критиковать и поддерживает активно высказывающихся. После короткого перерыва высказываются аргументы «против» (незапланированная беременность, венерические заболевания, возникновение обязанностей). Далее обсуждается, какие аргументы друг друга опровергают. Тема дискуссии сужается, и группа обсуждает только вопрос о влиянии добрачных половых отношений на будущую семью. Ведущий предлагает не обсуждать чувств и моральных норм, а говорить только о качестве опыта и о его влиянии на отношения с другим человеком. Далее группа самостоятельно приходит к выводу, что лучше всего опыт приобрести с тем (с той), с которым (с которой) планируется совместная жизнь. Заканчивая встречу, ведущий обращает внимание на то, что вывод группы соответствует этическим нормам. Это вызывает живой отклик группы, предложения обсудить обоснованность и других норм.

Представленная выше групповая встреча иллюстрирует некоторые особенности группового консультирования несовершеннолетних. Можно отметить желание подростков «по-своему» оценить позицию «взрослых» и вместе с тем слабо развитое умение последовательно обосновать свою точку зрения. Если ведущий сохраняет нейтральность по отношению к противоположным высказываниям, не осуждает и не одобряет противоречивые точки зрения, но предлагает подробно обсудить последствия их воплощения, чаще всего в группах несовершеннолетних делаются выводы, мало отличающиеся от тех, которые предложила бы им семья. Но субъективно эти выводы намного ценнее.

Групповое консультирование подростков имеет свою специфику. Здесь важным вопросом является создание мотивации их участия в группе, т.к. она у них обычно слабая. Кроме того, они приписывают ведущему роль «взрослого», а некоторые члены группы пробуют повторять стереотипы своего общения с матерью, отцом или учителем. Часть встреч стоит использовать для их осмысления и коррекции.

Активное разрушение стереотипов общения со взрослыми особенно ценно в начале группового консультирования. По наблюдениям психологов, примерно в половине групп можно наблюдать одинаковый стереотип поведения: подросток, отличающийся сильной негативной установкой на взрослых (родителей, педагогов), стремится быстро высказать критику в адрес группы и ведущего, получить поддержку со стороны сверстников и сразу же покинуть группу.

В таком случае психологу нужно опередить агрессивное высказывание подростка и рассказать, что он или она собираются говорить и делать, а затем подтвердить его(ее) право на любое поведение в группе.

Наблюдаются три фазы развития групп несовершеннолетних, решающих вопросы общения с другим полом.

В начальной фазе развития группы много пауз, наблюдается молчание, комментирование окружающей обстановки, сопротивление и попытки отдельных участников стать ее «негативными» лидерами.

В средней фазе проявляется личностное раскрытие, обсуждаются вопросы взаимоотношений со взрослыми и вопросы о сексе; появляется ответное реагирование на личностное раскрытие, обсуждение экзистенциальных проблем и планов на будущее, сотрудничество и опека.

Часть несовершеннолетних, но далеко не все, участвует в групповом психологическом консультировании с целью решения личных проблем. Групповому консультанту лучше отложить обсуждение лич- ностно значимых вопросов до достижения фазы целенаправленно функционирующей группы.

Семейное консультирование

Семейное консультирование — разновидность психологического группового консультирования, объектом которого является семья, или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений — семейная система.

Традиционно данный вид помощи принадлежит к области системной семейной психотерапии. Однако его функции значительно шире и не сводятся только к психотерапевтическому воздействию.

семейное консультирование

Задача семейной психологической помощи обычно возлагается на консультации при органах гражданской регистрации, где молодые супруги могут получить информацию по адаптации к браку, психологической совместимости, а также на консультации при социальных службах, которые предоставляют социально-психологическую помощь проблемным семьям.

По количеству факторов психологической травматизации семья стоит на первом месте, опережая все другие сферы, даже школу. Имеются в виду не только физическое насилие, сексуальные злоупотребления, жестокое обращения и травматизм, но и семейная депривация, психологическая агрессия. Это также «перегибы» родительского влияния, которые вызывают развитие личностных деформаций у детей.

Важной особенностью семейной жизни является закрытый характер какой-либо информации, что касается семейных проблем, прежде всего травм — физических, моральных или сексуальных. О них не любят говорить ни жертвы, ни сами агрессоры. Это зачастую связано с чувством вины жертвы. В этом причина многих затруднений в решении семейных проблем.

Читать статью  Картинки красивые про семью (30 фото)

Семейное консультирование (как и семейная психотерапия) опирается на системный подход, то есть рассматривает семью как единую психологическую систему. Это значит, что психологические проблемы касаются семьи и всех ее членов, а не только кого-то отдельно, хотя симптомы этих проблем могут концентрироваться на одном конкретном члене семьи.

Такими проблемами могут быть:

  • алкоголизм и другие виды аддиктивного (зависимого) поведения отдельных членов семьи;
  • созависимость или нездоровая психологическая зависимость людей друг от друга;
  • нарушение семейных отношений (конфликты, супружеские измены, семейная агрессия тому подобное);
  • проблемы детей (болезни, школьные фобии, неврозы, нарушение поведения и т.п.) как реакции на неблагоприятный климат в семье или конфликтные отношения взрослых
  • и многое другое.

К сфере семейного консультирования, кроме проблем супружеских отношений, также принадлежат проблемы взаимодействия различных подсистем семьи, к которым можно отнести детско-родительские отношения, отношения между представителями различных поколений, живущих вместе, а также отношения семьи с внешними институтами, детскими учреждениями.

Важными являются и проблемы адаптации к изменениям, происходящим в семье. Это не только подготовка к таким важным событиям семейной жизни, как брак, рождения детей и т.п.. Это и «нештатные» проблемы, которые возникают при разводе родителей и создании ими новых семей, воспитание детей в неполной семье и отношения между бывшим супругами и детьми после развода, проблемы усыновления и воспитания неродных детей и мн. др.

Детско-родительские отношения часто не менее драматичны, чем супружеские, они также перегружены множеством игр, в том числе и силовых. Дети, как правило, усваивают типичные игры родителей. Воспитание часто даже неосознанно сводится именно к этому. Отношение родителей к мужским и женским ролям формирует сценарные убеждения их детей по семейным ролям партнеров по браку и перспектив семейных отношений в целом.

С помощью системы ролевых ожиданий родители, сами того не подозревая, программируют будущую судьбу своего ребенка.

Отдельной отраслью семейного консультирования является консультирование родителей по поводу проблем детей и детского воспитания. Важно убедить родителей, что проблемы детей редко существуют сами по себе, что помощь обычно требуется всей семье, в частности и родителям. Целевая психотерапевтическая помощь ребенку может не дать результатов, если не будет изменений во всей семейной системе, если не оздоровить всю систему семейных отношений.

Поскольку психологическая помощь должна быть комплексной, удобной моделью исследования семейных отношений являются семейные роли. В них, с одной стороны, заложены основные функции, статусы и позиции членов семьи, с другой — это личностные модусы, в которых через ролевые идентичности функционируют личности участников.

Принятие роли является важным условием взаимодействия в семье, что, в свою очередь, связано с конгруэнтностью ролевых ожиданий и притязаний участников взаимодействия. Учитывая это, можно сделать вывод о ролевую совместимости в семье.

Существует ролевая концепция Шарон Вигшейдер (Sharon Wegscheider), где рассматриваются детские роли в алкогольных семьях (их можно экстраполировать и на другие виды семей). Это такие роли, как «Герой», «Приспособленец», «Талисман», «Козел отпущения», «Потерянный ребенок». По мнению автора, эти роли выступают индикаторами семейных дисфункций.

В работе с семьей имеют дело и с многими другими психологическими семейными феноменами, будь-то семейные игры, семейные стереотипы, семейные мифы, семейные истории, семейные тайны. Их можно использовать и как диагностический инструмент, и как материал для психологической коррекции.

В психологической и психотерапевтической помощи семьям полезно пользоваться методами ролевой психотерапии, в частности психодрамы. Немало семейных проблем можно решить, «погрузившись» в историю семейных отношений и решив таким образом первичные конфликты. Такие возможности предлагает метод психодрамы, что позволяет проигрывать и переигрывать по-новому старые жизненные ситуации.

В семейном консультировании также можно воспользоваться состоянием возрастной регрессии, которая соответствует исследуемому периоду жизни. В ролевой игре можно пережить даже повторное рождение или сыграть будущую смерть. Однако такая глубокая работа требует не только высокой квалификации психолога, но и готовности клиента. Здесь не обойтись без его проницательности и смелости как исследователя собственной души, ведь придется встречаться не только с ностальгически приятными воспоминаниями, но и с призраками прошлого, которые люди обычно пытаются забыть, как кошмарный сон. Впрочем, серьезная помощь семьи с погружением в истоки семейных проблем всегда даст в будущем положительные результаты, что поспособствует семейном у благополучию.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Семейное консультирование как вид психологической помощи: организация и осуществление

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психологической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Консультативная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т. е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию. Это положение основано на том полученном в опыте факте, что психологические методы воздействия эффективны только для семей, добровольно обращающихся к психологу.

Семейное консультирование целесообразно, когда:

  • • семейная проблема является проблемой взаимоотношений, такой как супружеский конфликт, сильное соперничество между сводными детьми, конфликт между поколениями;
  • • рассматриваемая проблема имеется у одного члена семьи, а на остальных его симптоматика оказывает сильное воздействие; например: алкоголизм, наркомания, правонарушения подростка, психоз;
  • • семейное консультирование может быть показана, когда консультант интенсивно работал с проблемой, имеющейся у одного из членов семьи, а успех был незначительным. В этой ситуации семейный психолог должен принимать во внимание гомеостатическую функцию, в которой симптомы одного клиента служат опознавательными знаками патологии всей семейной системы. Например: длительная депрессия у женщины средних лет может рассматриваться ею как единственный способ управления мужем и детьми;
  • • наконец, это огромное количество семей, которые хотят больше узнать о себе, изменяться и совершенствоваться. Такие семьи часто обращаются к нам сами.

Семейное консультирование может быть противопоказано, когда:

  • • члены семьи пытаются решить свои проблемы своими силами и не желают вмешивать посторонних;
  • • неблагополучие семьи кроется не столько в межличностных отношениях или психологических особенностях членов семьи, сколько в конфликтных отношениях семьи с обществом, одно только психологическое воздействие малоэффективно;
  • • семья характеризуется антиобщественной направленностью (пьянством, аморальным образом жизни, жестоким обращением с детьми), она должна быть объектом всей системы воспитательных воздействий общества;
  • • наиболее значимые члены семьи отсутствуют или не желают принимать участие (госпитализированы, в тюрьме и т. д.);
  • • один член семьи имеет такую сильную патологию, из-за которой сеансы не могут состояться;
  • • структура семьи или супружеская коалиция являются настолько хрупкой, что непосредственное вмешательство было бы слишком для нее угрожающим. В этом случае, возможно, лучше встретиться с каждым из супругов отдельно.

Помощь, оказываемая психологом, строится на базе профессиональной подготовки в области индивидуального и семейного консультирования, индивидуальной или групповой психотерапии, а также в области психологии развития, психологии личности, социальной и медицинской психологии и других специальных дисциплин. Это положение подчеркивает то обстоятельство, что, находясь в сложной жизненной, в частности семейной, ситуации, человек может получить полезный совет от родных, друзей, знакомых. Никакая служба не может отменить ценности участия близких, друзей, заинтересованной помощи общественных организаций. Однако было бы нецелесообразным и расточительным организовывать Службу, которая ограничивалась бы советами, основанными на здравом смысле и благожелательном отношении. Здравый смысл и доброжелательность, конечно же, важные и необходимые качества практического психолога, однако свой действия в тех или иных ситуациях он основывает на профессиональных знаниях и опыте.

Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к тому, что консультант оказывается не столько союзником, сколько соучастником своего клиента. Он вступает с ним в коалицию, направленную против другого члена семьи, который на самом деле не меньше нуждается в помощи и поддержке, либо становится «эмоциональным донором», который профессиональную деятельность подменяет растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной личной жизни и семейным отношениям.

Модель профессиональной консультативной психологической помощи [1] предполагает:

  • 1) установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней;
  • 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи;
  • 3) собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Акцент в работе психолога-консультанта делается на устранении или профилактике тех индивидуально- или социально-психологических причин, которые, по-разному проявляясь в разных семьях, приводят к распаду семьи, глубоким семейным дисгармониям, алкоголизму, невротическим заболеваниям, снижению качества семейного воспитания и нарушениям в поведении и развитии детей. Хотя за всеми этими явлениями могут стоять общие проблемы социально-демографической, экономической или социологической природы, психолог-консультант исходит из допущения, что они по-разному трансформируются у разных людей, в разных семьях и опосредуются личностными особенностями членов семьи, их психологическими ресурсами. Благодаря этому опосредующему влиянию психологических структур и процессов одни и те же факторы в одних семьях приводят к дисгармониям и неблагополучию, а в других — нет. Поэтому объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья (или личность) с присущими только ей особенностями развития, реагирования на жизненные ситуации, способами решения конфликтов, планами и т. д.

Цель консультативной работы — стремиться к выявлению индивидуальных причин семейных дисгармоний и содействовать устранению этих причин в конкретных случаях.

Опыт показывает, что, за одними и теми же по своему содержанию жалобами родителей могут лежать самые разные причины:

  • — особенности темперамента ребенка, не учитываемые родителями,
  • — соматические или психические заболевания,
  • — неудачно сложившийся опыт общения в коллективе,
  • — психическая травма, особенности воспитательного стиля или личности самих родителей,
  • — специфика семейной ситуации, характер общения и различные трудности в контактах родителей (супругов), в том числе и сексуальные проблемы.
Читать статью  13 советов для улучшения отношений между детьми в семье

Это означает, что специалисты Службы семьи должны уметь определить природу тех или иных нарушений и оказать адекватную помощь.

Процесс принятия решений о ходе консультирования может быть представлен в виде следующей последовательности:

  • 1) диагностика (сбор информации о проблеме клиента);
  • 2) поиск причины, которая «запустила» проблему (например, стресс, неудача, чувство вины и пр.);
  • 3) цели консультирования;
  • 4) стратегия консультации (организация самого процесса и его технологическое обеспечение);
  • 5) оценка эффективности консультирования и разбор всех предшествующих этапов процесса.

Семейное консультирование — это одна из разновидностей помощи семье, которая имеет свои отличительные признаки и границы консультативного вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, в нем поставлен акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации. В-четвертых, парадиг- мальное самоопределение в рамках семейного консультирования носит конвергентный характер.

Для сравнения перечислим основные школы и направления в семейной психотерапии. К ним относятся школа Пало Алто, семейная психоаналитическая терапия, системная семейная психотерапия, стратегическая семейная психотерапия, семейная поведенческая психотерапия, семейная коммуникативная терапия, семейная психотерапия основанная на опыте, супружеская психотерапия и семейное консультирование. В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и др.

Этим обусловлено то разнообразие приемов и методов, которые имеются в его арсенале. Основные принципы и правила семейного консультирования можно свести к следующим пунктам:

  • 1) установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения оптимальной дистанции, способствующей конструктивному общению, а также приемов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме;
  • 2) сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Чего вы хотите? », «Попробуйте сказать об этом без отрицательного слова “нет”, т. е. словами, описывающими положительный результат»;
  • 3) обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом.

Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить свое ролевое поведение и т. д. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3—6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже — 1 раз в 2—3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта;

  • 4) далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому способствуют вопросы: «Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?»;
  • 5) проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надежной гарантией успешности работы». С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?» Осуществляется совместный поиск новых способов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?» или «Что поможет вам совершить такой же поступок?» Консультант может использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения;
  • 6) «экологическая проверка». Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5—10 лет и исследовать свое состояние;
  • 7) приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант прилагает усилия по переносу в реальную жизнь и сохранению устойчивости результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых способов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения реализации полученных результатов;
  • 8) отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Д. Хэйли с помощью «парадоксального задания», точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день «для проверки своего эмоционального реагирования» Д. Хэйли учитывал, таким образом, человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг «поглупевшего консультанта», таким образом, совершилось «отсоединение». Использование методов психологического воздействия. В ситуации оказания психологической помощи консультант прежде всего опирается
  • — на личностные ресурсы своего клиента и на свои личностные ресурсы,
  • — закономерности и психотерапевтический потенциал общения как в диаде консультант — клиент, так и в группе, в том числе в семье. Психолог-консультант апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.

Иногда в консультировании применяются специфические методы психологического тестирования. Тем не менее большая часть семейных консультантов оценивает функционирование семьи, не прибегая к стандартной форме и тестированию, а лишь отталкиваясь от клинического интервью. В первом интервью терапевт выявляет модели взаимодействий внутри семьи, союзы и коалиции. Так как болезненная симптоматика, как правило, служит определенным целям семьи, консультант, прежде всего, старается понять эти цели. Среди вопросов, которые интересуют психолога-консультанта, часто задаются и такие как: «На какой стадии жизненного развития находится семья?», «Какие стрессы вероятнее сего оказали воздействие на семью?», «Какие задачи по развитию семьи следует решить?».

Стандартная психологическая диагностика семьи как системы является слишком сложной. Прежде всего, это связано с тем, что психологический инструментарий, использующийся обычно для диагностики и оценки ориентирован скорее на индивидуальные особенности человека, чем на систему семьи. Как следует из положений теории систем, простое суммирование наборов индивидуальных показателей не дает представления о семье как едином целом. Кроме того, весь инструментарий был традиционно ориентирован на изменение патологии, что требует от психолога определенных усилий, чтобы избежать приклеивания ярлыков патологического характера.

Структурированное семейное интервью. Многие психологи проводят структурированное интервью для того, чтобы оценивать взаимоотношения в семье последовательно й надежно. В частности «Структурированное семейное интервью» весьма продуктивно, так как позволяет собрать важную информацию в течение одного часа. Используя эту технику, консультант имеет возможность наблюдать и оценивать человека, диаду и взаимоотношения целой семьи. В ходе структурированного семейного интервью семье предлагается выполнить пять заданий. Психолог просит семью что-нибудь вместе спланировать. Это может быть, например, совместное путешествие. Консультант наблюдает за тем, как семья выполняет это задание.

Наблюдение осуществляется с целью определения характера взаимодействия в семье, способа решения проблем, поведения в конфликтных ситуациях и многого другого. Кроме того, в ходе такого интервью родителям может быть предложено прийти к единой точке зрения в трактовке какой-либо пословицы или выражения, чтобы объяснить ее значение своим детям. Ценная информация извлекается, скорее, из наблюдения за тем, насколько родители допускают разногласия, и за тем, каким образом они вовлекают детей в толкование пословицы, при этом совершенно не важно, как трактуется пословица.

Структурированное семейное интервью позволяет провести сравнение семей и облегчает научные исследования благодаря тому; что методика стандартизована и оценочная система относительно объективна.

Семейный опросник жизненных событий. Одной из методик, которая используется для исследования особенностей семьи, является «Семейный опросник жизненных событий». Данный опросник обладает рядом достоинств, такими как: экспресс-диагностика, детальный анализ, сравнительный анализ разных членов одной и той же семьи, выявление стрессовых (неожиданных) событий, которые заставили семью прибегнуть к терапии.

Генограмма. Генограмма (или «дерево семьи») является одной из наиболее известных методик экспертизы семьи. Она была разработана М. Боуэном и используется многими его учениками. Генограмма является структурной диаграммой системы взаимоотношений в семье за несколько поколений. Использование генограммы олицетворяет собой объективность, тщательность и точность, которые согласуются с общим подходом Боуэна. Во многих случаях генограмма может рассматриваться для терапевта как «карта-путь» по эмоциональным процессам семьи.

В основном генограмма позволяет понять, почему и как отделенные члены семьи были вовлечены в эмоциональные проблемы и почему и как другие были менее вовлечены. И как показывает практика семейной терапии, наиболее важные вопросы направлены на прояснение взаимоотношений внутри и между поколениями, а также на разрядку подавляемых эмоций.

Источник https://bstudy.net/787087/psihologiya/psihologicheskoe_konsultirovanie_voprosam_braka_semi_postroeniya_lichnyh_vzaimootnosheniy

Источник https://psyfactor.org/lib/counseling-7.htm

Источник https://studme.org/329176/psihologiya/semeynoe_konsultirovanie