Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

17 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Проблемы института семьи

В процессе исследования было выявлено, что существует крайне неоднозначная трактовка проблем семьи. Одни авторы (Дмитрий Мадигожин: Конец семье?) утверждают, что институт семьи обнаруживает явные симптомы упадка, дезинтеграции и скоро вовсе перестанет существовать, так как уже во многом потерял свое значение, другие — наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы ничто не угрожает, она будет существовать вечно. Между этими крайними точками зрения существует много и других взглядов. По данным моего опроса более 60% ответили, что в настоящее время присутствуют симптомы упадка. 11,6% уже наблюдают крах семьи как института.

Но я пришла к выводу, что ни та, ни другая крайние точки зрения не отражают реального положения вещей. Нельзя отрицать наличия кризиса современной семьи, также нельзя согласиться и с мнением, что семья потеряла свое значение и скоро отомрет.

Семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию Ю.А. Гаспарян «Семья на пороге XXI века»: уч.пособие-СПб.:1999.-225с..

В настоящее время в каждой семье существуют проблемы, в решение которых необходима помощь со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Особенно в этой помощи нуждаются семьи социального риска (молодые, студенческие, многодетные, неполные и т.д.), в которых наиболее обострены все проблемы, свойственные семье вообще. В определённом смысле современная семья обречена на неудачу в попытках самостоятельно устроить для себя и своих детей здоровый семейный образ жизни.

Можно сказать, что комплекс проблем таких семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы; социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска» Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В. «Организация и содержания работы по социальной защите женщин, детей и семьи».

Социально-экономические проблемы. К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Так, численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2001 г., составила 27,6% от общей численности населения. Особенно тревожным является тот факт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума были зарегистрированы в 58,4% семей, получивших пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, т. е. преимущественно в молодых семьях, неполных семьях Лисичкин Р.С. Семья недоступная роскошь // Родина. 2000г. -№3. -С.42-46..

Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди современной семьи. Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью государственной политики в отношении семьи. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания. В данное время жилищная проблема одна из самых важных для семьи. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилья на свободном рынке. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести кооперативную квартиру (конечно, с помощью родителей), получить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной, то с переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может, лишь незначительное меньшинство молодоженов.

Также проблема стоит с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями молодых семей и государственной системой помощи малообеспеченным семьям.

Социально-психологические проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье. Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу эмоциональных расстройств, проблем общения и насилия.

Проблемы стабильности современной семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.

В наше время идет последняя стадия цепной реакции эмансипации — освобождение от семьи мужчин. Дело в том, что сейчас существует противоречие между существованием классического мужчины, готового выполнить свои исторически и генетически предопределенные обязанности и женщиной, которая требует от него защиты, ответственности за семью и материального содержания, но себе предоставляет свободу от деторождения и право в любой момент уйти. В результате появляется новый исторический тип эмансипированного мужчины, который считает, что жена должна сама зарабатывать, что любовь кончается, когда становится невыгодной, и который в любой момент может выгнать из дома разонравившуюся жену вместе с ребенком. Ужас ситуации в том, что ныне достигнутая в России доля эмансипированных мужчин (то есть, по существу, уже не мужчин) может оказаться даже выше доли эмансипированных женщин. Об этом говорит тот факт, что большинство семей со смертельно больным ребенком у нас быстро оказываются без отцов, и тут уж точно не по капризу женщин. Данные статистики при этом варьируются не слабо: есть цифры, говорящие о том, что из семьи, где появился больной малыш, уходят 90% мужчин, по другим источникам цифра эта снижена до 40-50%. Разница хоть и принципиальная, но даже тех «малых» 40% вполне достаточно. Потому что в такой ситуации развал семьи — это не просто трагедия Газета «Вечерняя Москва» — Не стал отцом, так останься хотя бы мужчиной №219 (25239) от 20.11.2009. Ольга КУЗЬМИНА. В результате семья в целом становится, как говорят специалисты, матрифокальной, то есть состоящей из женщины и ребенка при отсутствующем отце. 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Статистика других стран немногим отличается от нашей: в США — 33% матерей всех новорожденных — незамужние женщины, в Исландии — 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции — 54%, в Великобритании — 38%, в Финляндии — 37%.

Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность. Эти факты только подтверждаются результатами опроса.

По результатам опроса, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви. И как это ни странно, мужчины верят в возможность такого брака больше, чем женщины. (данные официальной статистики) По данным моего опроса в долговечность брака верят 77% опрошенных (еще не все потеряно) и 86% не считают брак устаревшим явлением.

Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.

Мотивы создания семьи

Мотивы вступления в брак (женихи/невесты, в %)

2. Общность взглядов и интересов

3. Ожидание ребенка

4. Материальная обеспеченность будущего супруга

5. Боязнь одиночества

6. Наличие у будущего супруга жилплощади, чувство сострадания

К созданию семьи нередко подталкивают обстоятельства. Например, женитьба, для того, чтобы у ожидаемого ребенка был законный отец (вынужденный брак).

Однако не стоит воспринимать вынужденный брак, как крах личной жизни. Подобное отношение к последствиям внебрачной беременности полностью опровергается практикой. Так, по данным петербургского социолога и юриста Д.И. Чечота 50% представителей сильного пола добровольно признают свое отцовство, причем половина из них одновременно регистрирует брак. При ожидании или появлении ребенка регистрируют брак мужчины: 1) порядочные; 2) испытывающие доброе отношение к забеременевшей подруге; 3) относящиеся серьезно к появлению ребенка, любящие детей как таковых. Все эти обстоятельства играют позитивную роль для устойчивости семьи.

Подводя итоги, необходимо заметить, что противоречия в семье возникают почти всегда, когда супруги, вступая в брак, руководствовались разными мотивами. Или из-за разного понимания этих мотивов.

Читать статью  Лицензионные стоковые фото и изображения Семья с детьми

Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Прав Волков который пишет, что «неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно — холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества» Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Ростов- на-Дону. Феникс, 2001..

Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование

психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Большинство семейных конфликтов возникает из-за мелочных бытовых проблем. Это отмечают 74,6% опрошенных. Решаются такие проблемы в течение суток ( 53,5 % до нескольких часов и 28% до дня).

И основная возможность решения конфликта или его предотвращения — уступки (32,5%) и взаимопонимание (27%).Конец формы

По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный — в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 — около 2/3 их общего числа. Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30. После 30 лет людям гораздо сложнее перестраивать себя в соответствии с потребностями проживания вдвоем и вхождения в семейные роли. Более молодые легче расстаются с привычками, травмирующими супруга.

Абсолютное большинство разводов приходится на возраст от 18 до 35 лет. Резкий подъем начинается в возрасте 25 лет. В 64% случаев суд предлагает разводящимся подумать и дает на это несколько месяцев. Забирают заявление о разводе около 7% супругов.

Как видно из таблицы, более половины опрошенных главной причиной разводов называют алкоголизм и наркоманию. Эта цифра растет с каждым годом. Так, в 1990 году эту причину разводов назвали 33%.

Имеется 6 основных причин разводов:

1) поспешное, необдуманное вступление в брак или брак по расчету;

2) супружеская неверность;

3) сексуальная неудовлетворенность друг другом;

4) несовместимость характеров и взглядов

5) психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни и, как следствие, накопление ошибок в семейных отношениях, разочарование в любимом человеке или себе;

По данным опроса среди молодежи потенциальными причинами для расторжения брака были отмечены:

1. Алкоголизм и наркомания — 83%

2. Супружеская неверность, несовместимость характеров и взглядов — 65%

3. Поспешное, необдуманное вступление в брак, брак по расчету — 44%

4. Психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни — 40%

5. Сексуальная неудовлетворенность друг другом — 28,1 %

Все это становится известным, когда уже семья распалась. А до того ни у супругов, ни тем боле у окружающих нет ясного понимания, что происходит.

Пожалуй, из этого можно сделать вывод: если бы супруги нормально общались, они смогли бы многое устранить из того, что привело к краху семьи.

Но после развода в 28% случаев бывшие супруги понимают, что совершили ошибку и брак надо было сохранить. Многие соглашаются, что в одиночестве жить гораздо тяжелее.

Развод крайне отрицательно сказывается и на здоровье: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. В числе причин инфаркта развод стоит на втором месте (на первом — смерть супруга).

Вторично вступают в брак лишь 27% женщин, из них только 56% бывают счастливы. Находят свое новое счастье только 15% из числа разведенных женщин. А остальные 85% или одиночество (3/4 разведенных), или снова неудачный брак.

Новую семью создает 68% разведенных мужчин. Более счастливым второй брак оказался для 73% мужчин.

Проблемы этой группы также связаны с состоянием, динамикой, факторами рождаемости, ее социально-типологическим аспектами, а также состоянием и факторами планирования семьи. Нестабильность семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов, особенно развитых в молодых семьях. На каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода.

Проблемы семейного воспитания. В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими и проблемами стабильности семьи Лазарев А.М. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации // Отечественный журнал социальной работы. 2004г. -№6. -С.13-19..

Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим.

Мы — отцы и матери, — как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев — Лада, — сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и, получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии.

Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч — самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

В настоящее время, если семья хочет иметь приемлемый образ жизни, жена должна пойти на работу. Но перед женами возникает двойная проблема: они должны пойти на работу, чтобы добывать нужные семье деньги, и в то же время они должны быть дома, чтобы заботиться о детях. Она постоянно испытывает стресс.

Согласно любой статистике, основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день — это снижение среднего числа детей (до 18 лет) в семье, а также снижение количества полных (мама, папа, дети) и многодетных семей.

По данным опроса среди молодого поколения оптимальным считается 2-3 ребенка (55,9 %). Но это, к сожалению, только на словах.

Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамутовская Юлия Петровна, Ильясов Идрис Исраилович, Улезько Аэлита Юрьевна

В работе рассматриваются проблемы правового регулирования института приемной семьи в России и за рубежом. На сегодняшний день устройство детей оставшихся без попечения родителей представляется актуальной как в России, так и в зарубежных странах. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хамутовская Юлия Петровна, Ильясов Идрис Исраилович, Улезько Аэлита Юрьевна

Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия

LEGAL ISSUES OF THE INSTITUTE FOSTER FAMILY IN RUSSIA AND ABROAD

The paper deals with problems of legal regulation of the institution of the foster family in Russia and abroad. For today, placement of children deprived of parental care seems to be relevant both in Russia and in foreign countries. In cases where for any reason the child lost parental care, you need create the conditions under which he could be in for its full development of family atmosphere, close to the family of the biological parents. Hence the urgency to ensure the interests of the child in the adoptive family, for the first time under the current family code of the Russian Federation. That more that the rate of orphanhood is currently extremely high.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом»

9.7. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Читать статью  Православие - 14. мужчина и женщина, брак, семья

Хамутовская Юлия Петровна, магистрант

Место учебы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Ильясов Идрис Исраилович, магистрант

Место работы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Улезько Аэлита Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Аннотация: в работе рассматриваются проблемы правового регулирования института приемной семьи в России и за рубежом. На сегодняшний день устройство детей оставшихся без попечения родителей представляется актуальной как в России, так и в зарубежных странах. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Ключевые слова: приемная семья в России, устройство детей оставшихся без попечения родителей, опека, попечительство, защита прав ребенка, институт приемной семьи, права детей, семейные формы устройства детей

LEGAL ISSUES OF THE INSTITUTE FOSTER FAMILY IN RUSSIA AND ABROAD

Homutovskaya Yulia P., undergraduate

Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

Ilyasov Idris I., undergraduate

Place of employment: Rostov State University of Economics (RSUE)

Ulesko Aelita Yu., PhD in law, associate Professor, civil law Department Place of employment: Rostov State University of Economics (RSUE)

Abstract: the paper deals with problems of legal regulation of the institution of the foster family in Russia and abroad. For today, placement of children deprived of parental care seems to be relevant both in Russia and in foreign countries. In cases where for any reason the child lost parental care, you need create the conditions under which he could be in for its full development of family atmosphere, close to the family of the biological parents. Hence the urgency to ensure the interests of the child in the adoptive family, for the first time under the current family code of the Russian Federation. That more that the rate of orphanhood is currently extremely high.

Keywords: foster family in Russia, placement of children deprived of parental care, custody, guardianship, protection of the rights of the child, the family Institute, children’s rights, family forms of child placement.

Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, стоит весьма остро в России. Число таких детей на начало 2017 г. составило более 58 тысяч человек [1]. Приемная семья, как индивидуальная форма воспитания таких детей, является оптимальным вариантом для защиты права несовершеннолетних воспитываться в семье.

Защите прав детей уделяется значительное внимание как в международных, так и в национальных актах [2]. Так, в преамбуле Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [3] говорится о том, что для полного развития несовершеннолетнего необходимо расти в семье, ст. 21 Конвенции устанавливает, что страны осуществляют все меры для обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичные положения содержатся в Конституции России: ст. 38 Конституции РФ гарантирует, что материнство, отцов-

ство и детство находятся под защитой государства. Право ребенка жить и воспитываться в семье является неотъемлемым правом несовершеннолетнего.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации [2] гарантирует каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и проживание вместе с ними, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.

Проблема защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших социальных проблем многих государств, в том числе и России. Необходимо отметить, что анализ практики ряд зарубежных стран по устройству детей оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о том, что зарубежный законодатель более жестко подходит к данному вопросу.

Хамутовская Ю. П., Ильясов И. И., Улезько А. Ю.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Поскольку приемная семья является одной из форм опеки и попечительства, на нее распространяются общие положения ФЗ «Об опеке и попечительстве». Договор о приемной семье предполагается возмездным, приемный родитель получает заработную плату, а период воспитания ребенка зачитывается в трудовой стаж [2]. Договор является срочным.

Согласно Правилам создания приемной семьи и осуществления контроля, за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье [6], граждане, выразившие желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, получают информацию о ребенке, который должен быть передан на воспитание в приемную семью, а также направление на посещение несовершеннолетнего по месту его нахождения (п.7).

Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором которой находится ребенок (дети), обязана ознакомить приемную семью с личным делом ребенка (детей), а также с медицинским заключением о состоянии его здоровья (п.8). Передача ребенка в приемную семью осуществляется исключительно с учетом его интересов, при достижении им десятилетнего возраста — только при его согласии.

Желание лиц (лица) взять ребенка на воспитание в приемную семью оформляется посредством подачи заявления таких лиц (лица) о передаче конкретного ребенка или детей на воспитание в органы опеки и попечительства, по рассмотрению которого выносится акт данного органа о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями. Наличие данных документов является основанием для заключения договора о приемной семье.

После заключения такого договора ребенок (дети) передается на воспитание в приемную семью, контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) возлагается на органы опеки и попечительства. На время действия такого договора приемные родители являются законными представителями приемного ребенка.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для воспитания ребенка в приемной семье. При этом для ребенка важно сохранять контакт с приемной семьей, т. к. такие дети становятся особенно уязвимыми, если взаимоотношения с приемными родителями прекращаются. Поскольку отношения между родителями и ребенком регулируются договором о приемной семье, при наступлении различных событий, как-то достижение ребенком совершеннолетия, неблагоприятная обстановка в семье и т. д., действие договора прекращается.

Как показывает практика, фактические отношения между приемными родителями и детьми не прекращаются с момента прекращения договора.

На начало 2017 г. на попечении в приемных семьях находится почти 150 тысяч человек [7], что больше, по сравнению с 2016 г., на 15 тысяч. Исходя из этого, можно сделать вывод, что появляются новые лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью. Безусловно, подавляющее большинство таких людей — граждане России.

Несомненно, положительным моментом является то, что приемная семья является индивидуальной формой воспитания ребенка, т. к. приемная семья обладает всеми составляющими для формирования понятия «семья» с наличием взаимных прав и обязанностей у родителей и детей. С другой стороны, имеются и определенные особенности, связанные с тем, что от-

ношения между приемными родителями и органами опеки и попечительства, оформляющих свои отношения посредством заключения договора о приемной семье, строятся на возмездной основе.

Нельзя не отметить, что развитие института приемной семьи в России сопровождается рядом трудностей. Одной из таких трудностей, на наш взгляд, является общественное мнение, сопровождающее институт приемной семьи. Но, несмотря на все трудности и проблемы, согласно Конвенции о правах ребенка «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Сегодня в России проводится государственная политика, направленная на защиту интересов сирот, главной целью которой является их деинституали-зация. Таким образом, с целью реализации данного принципа, а также с целью профилактики отказов от приемных детей Правительство РФ приняло закон, согласно которому все граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью, обязаны предоставить в органы опеки и попечительства документ, подтверждающий прохождение ими специальной подготовки.

Таким образом, проблема становления и развития института приемной семьи в России очень многогранна и включает в себя разные аспекты. Приемная семья как форма заботы о детях в своем становлении прошла длинный исторический путь, тем не менее, на сегодняшний день тема приемного родительства остается недостаточно проработанной в научной литературе: существует некоторая путаница в понятиях, отсутствует рассмотрение приемной семьи с социологической точки зрения как важного социального института. Современное состояние приемной семьи характеризуется рядом проблем, которые приводят к трудностям в достижении главной цели приемной семьи -успешной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество. Тем не менее, позитивная динамика устройства детей в семьи последних лет свидетельствует о первых успешных шагах на пути к формированию сильного и эффективного института приемного родительства в России.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,77%.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 ГА ООН от 20 ноября 1989 г. // Официальный отчет Генеральной Ассамблеи. Сорок четвертая сессия. Дополнение №49 (А/44/49). С. 230-239

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, №1; ст. 16

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об основных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» №423 // «Собрание законодательства РФ», 25.05.2009. №21, ст. 2572

Читать статью  Проблемы приемных семей и пути их решения

4. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. — №4 (23). — С. 1-12

5. Протопопова О. В. Становление и развитие законодательства о браке и семье в Китае // Пробелы в Российском законодательстве. 2016. №6. С. 70-73

6. Пухарт А. А, Правовое регулирование в России отношений по усыновлению. дисс. . к.ю.н. — М., 2013. — 204 с.

7. Пухарт А. А. Правовая природа отношений, возникающих между усыновителем и усыновленным // Пробелы в Российском законодательстве. — 2016. — №6. — С. 74-79

Развитие института приемной семьи в России

Бернаккиа, К. Г. Развитие института приемной семьи в России / К. Г. Бернаккиа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55444/ (дата обращения: 27.10.2022).

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Ключевые слова: дети, приемная семья, орган опеки и попечительства, государство.

С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы.

«В настоящее время в теоретических исследованиях многих авторов обширно употребляются два понятия: «сирота» и «социальный сирота». Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. Социальное сиротство — явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д…» [1, с. 25]

Мы полностью согласны с данным определением, так как терминология со временем устаревает и необходимо находить новые актуальные понятия для развития цивилистической науки.

Обнаружилось и качественно новое явление — «скрытое» социальное сиротство, которое «распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи». [2, с. 157]

Данное нами определение отражает правовое положение детей и является вкладом в понятийный аппарат российской цивилистической науки. «Социальное сиротство — понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по месту пребывания: интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети-беглецы); семья (безнадзорные дети). Проблема социального сиротства детей в России усугубляется, становясь объектом повышенного внимания со стороны не только общества, но и Президента РФ.

Известно, что роль семьи для человека очень велика. Именно в семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Дети, лишённые полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Условия жизни детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении, формируют иждивенческую позицию, приводят к отсутствию бережливости и ответственности.

Большая часть детей-сирот повторяет жизненный путь своих родителей. Родители этих детей страдали алкогольной или наркотической зависимостью, не работали. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в государственных учреждениях, устанавливает их слабую трудовую мотивацию и искажённое представление о моделях семейно-брачных отношений, что, в свою очередь, репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях.

Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот, обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни. Это:

1) отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно-отстранённое отношение к ним, неумение общаться, что затрудняет установление контактов;

2) неразвитость культуры чувств и социального интеллекта;

3) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;

4) эгоизм, потребительское отношение к близким людям;

5) низкая самооценка, неуверенность в себе.

В начале XXI в. проблема социальной адаптации выпускников институциональных учреждений для детей-сирот не только не была решена, но и усугубилась: «…Так, в 2010 г. доля выпускников, покинувших детский дом или интернат, которым удалось встать на ноги и наладить нормальную жизнь, составляла 20 %, а сегодня — только 10 %. Становятся алкоголиками и наркоманами 40 % выпускников сиротских учреждений, ещё 40 % совершают преступления. Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 % кончают жизнь самоубийством…». [3]

По утверждению министра образования РФ Д. Ливанова, «… стране необходимы более эффективные инструменты для решения имеющихся в сфере охраны детства проблем, которые станут локомотивом к достижению цели «Россия без сирот»…».

Главные пути преодоления социального сиротства в обществе:

1) стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;

2) возрождение духовной культуры нации;

3) экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;

4) совершенствование системы устройства детей-сирот.

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. К сожалению, такая работа проводится далеко не повсеместно. Таким образом, проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путём реализации законодательных инициатив.

На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления. Проводимые мероприятия социальной направленности призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества жизни, создание им благоприятных условий для развития.

Таким образом, приемная семья является видом семьи как малой социальной группы, основанной на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанных общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями. [4, с. 22] При этом в зависимости от последствий принятия детей на воспитание можно выделять опекунские семьи, семьи усыновителей и непосредственно приемные семьи. В учебной и научной литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака.

М. В. Антокольская определяет приемную семью как «новый институт семейного законодательства» и как «гибридную форму, содержащую в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления». [5, с. 311]

В этом определении делается акцент на новизну данной формы устройства и ее сложный характер, сочетающий в себе различные элементы существующих форм устройства, но не раскрываются сущность и специфические особенности приемной семьи.

Ряд ученых отмечают, что приемная семья отличается от других форм устройства тем, что передача детей на воспитание происходит на основе особого соглашения (договора) между органами опеки и попечительства и лицами, желающими воспитывать ребенка. [6, с. 5]

Соответственно, для определения приемной семьи они используют один, но, по нашему мнению, основной отличительный признак приемной семьи — договорный порядок передачи в нее детей на воспитание.

Л. Ю. Михеева определяет приемную семью как форму устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей. [7, с. 83]

Таким образом, для определения приемной семьи Л. Ю. Михеева использует также только один ее специфический признак — это возмездность данной формы устройства.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Поэтому приемные и многодетные родители вынесли предложение, что для гармоничного развития семьи и детей в семье необходимо повысить общий образовательный уровень родителей. То есть дать возможность родителям получить доступное высшее образование. Бесплатное образование для многодетных и приемных родителей также повлияет на повышения имиджа многодетных и приемных семей, что сегодня актуально.

  1. Чепурных Е. Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Народное образование. 2011. № 7. С. 25.
  2. Калинина Н. Н. Юридическая наука: история, современность, перспективы // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, посвящённой Дню российской науки и 25-летию Международного юридического института / сост. е. В. Усова. Астрахань: Астраханский филиал Международного юридического института, 2017. С. 157.
  3. Брынцева Г. Неотчий дом // Российская газета. Столичный выпуск. 2011. № 5660 (284).
  4. Мананкова Р. П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск, 2011. С. 22.
  5. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2017. С. 311.
  6. Косова О. Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. М., 2011. С. 218; Муратова С. А. Семейное право: Учебник. М., 2004. С. 268; Половцев И. Н. Краткий комментарий к закону Санкт- Петербурга «О размере оплаты труда приемных родителей». СПб., 2015. С. 5.
  7. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие /Под. ред. проф. Р. П. Мананковой. М., 2012. С. 83.

Основные термины (генерируются автоматически): приемная семья, социальное сиротство, ребенок, семья, попечение родителей, родитель, Россия, форма устройства, орган опеки, форма устройства детей.

Источник https://studbooks.net/640822/sotsiologiya/problemy_instituta_semi

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-instituta-priemnoy-semi-v-rossii-i-za-rubezhom

Источник https://moluch.ru/archive/240/55444/