Об интимных отношениях в православной семье
Как поступить, если муж часто отказывает в близости?
Подскажите, пожалуйста, как найти верный путь. У нас очень хорошая семья, теплые и доверительные отношения. Живем вместе почти 2 года, знаем друг друга 10 лет, и все эти года я люблю его. Очень быстро после начала совместной жизни я поняла, что мое естество возжелает большего, чем уделяет он мне. Мы молодые, здоровые, нам чуть больше 30-ти. Получая его отказы, я пробовала не говорить об этом, однако все равно возникало множество ссор, потому что я чувствовала себя нелюбимой, некрасивой, нежеланной, и против своей воли порою становилась раздраженной, он будто становился для меня чужим. Начала пить успокоительные и снотворные, чтобы засыпать и не ссориться. Не так давно с ужасом осознала, что впускаю в мысли других мужчин, хотя на измену я никогда не решусь, и наша семья для меня — это святое. Я четко соблюдаю пост, собираюсь на исповедь и причастие, но эти мысли опять возвращаются, будто тело спорит с душой. Подскажите, пожалуйста, это грех? Как мне правильно поступить в этой ситуации? Спасибо Вам!
Добрый день! Понимаю, что вам сейчас очень трудно, раз и к таблеткам пришлось прибегнуть. Очень хорошо, что Ваше отношение к браку, семье является таким ответственным. Это обязательно поможет Вам сохранить себя и семью, решить свою проблему. Прежде всего хочется заметить, что ни в коем случае нельзя молчать, если Вы чувствуете себя нелюбимой и нежеланной. Ведь если вы любите друг друга, вы должны уметь искренне и открыто говорить на любые темы. Любые отношения (в том числе и супружеские) вообще всегда требуют большой душевной работы обоих партнеров. Замалчивание переживаний, как правило, всегда приводит к формированию различных расстройств со здоровьем, отдаляет людей друг от друга, разрушает отношения. Вы об этом как раз сами и пишете. Только важно правильно выстраивать разговор. Это не должны быть претензии и обвинения. Поделитесь своими эмоциями, расскажите, как вам одиноко, неуютно, откройте свои чувства и желания, но обязательно искренне, по-доброму. Супруги откровенно и искренне должны говорить на любые темы. И, конечно, внимательно выслушайте своего мужа, постарайтесь понять и его. Вы пишете, что у вас доверительные отношения с мужем, но могу предположить, что все-таки что-то замалчивалось, а ваши разговоры потому и заканчивались ссорами, что были выстроены на взаимных упреках, претензиях и непонимании. Но вспомните слова Священного Писания:
Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.
Что касается проблемы ваших помыслов, то не лишним, я думаю, вспомнить, что человек существо разумное и духовное, а не только биологическое. Поэтому даже при объективных причинах возникновения такого навязчивого плотского влечения, вызванного гормональным скачком и т. д. (если только это не заболевание психики), он может и способен контролировать себя и перенаправлять свои помыслы и энергию. Куда мы направляем свои мысли, туда и идет энергия. В результате действия этого закона мы неосознанно подпитываем силами свои влечения, болезни и т. д., постоянно акцентируясь на них, думая о них. С точки зрения психологии, и ваши помыслы, и поведение вашего мужа не случайны, они связаны с отличающимися представлениями о супружеской жизни и какими-то личностными глубинными проблемами с обеих сторон, возможно, разницей темпераментов. Какие конкретно проблемы имеют место, можно выяснить только на личной консультации у психолога.
Но, думаю, будет не лишним (а очень даже полезным) обращение к святоотеческому опыту. Святые отцы называли подобные помыслы блудной бранью или блудной страстью. Многие из них дали очень подробное объяснение причин ее возникновения и опыта избавления. Хочу предложить Вам почитать подборку из некоторых их работ. Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения. Страсть вожделения по необходимости борет душу до того времени, доколе душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и усилием, если не будет помощи и покрова от Господа».
Преподобный Нил Синайский (IV–V вв.): «Все истаевающие от желания удовольствий неприличных пусть рассуждают о кратковременнности наслаждения и о продолжительности наказания».
Преподобный Исаия (IV век): «От пяти причин усиливается блудная брань: от празднословия, от тщеславия, от многоспания, от щегольства, от объядения. Если борет тебя блудная страсть, то удручай в смирении пред Богом тело свое трудами и воздержанием. Вместе с этим не дозволяй сердцу пленяться сладострастными помыслами и ощущениями и обретешь покой».
Преподобный Иоанн Лествичник (649 г.): «Чист тот, кто (плотскую) любовь отражает любовию (божественною), и телесный огонь угасил огнем невещественным».
«Кто телесными трудами и потами ведет брань с сим соперником, тот подобен связавшему врага своего слабым вервием; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата. Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда, тот подобен угашающему пожар маслом».
Преподобный Нил Сорский (1508 г.): «Когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе страх Божий и приводить себе на память то, что от Бога ничто не может быть утаено, ни даже самое тонкое движение сердечное, и что Господь есть Судия и истязатель за все, и за самое тайное и сокровенное».
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял: «Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю? Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань. Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника (слово 15), святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».
Думаю, вы найдете советы и помощь себе в предложенных цитатах. Также хочется заметить, что многие священники говорят из своего опыта о благостной силе исповеди, иногда большей, чем от поста и бдения. Не забывайте, что все в нашей жизни начинается с помысла. И любой грех тоже с помысла, с мысли, как с малого зернышка. И очень важно не дать вырасти этому зернышку в огромное дерево, которое пустит большие корни и будет трудно его «выкорчевать» из души.
Всего вам самого доброго и Божией помощи!
представляет
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
представляет
Об интимных отношениях в православной семье
Игумен Петр (Мещеринов) писал: «И, наконец, нужно коснуться щепетильной темы супружеских отношений. Вот мнение одного священника: «Муж и жена — свободные личности, соединенные союзом любви, и никто не имеет права входить к ним с советами в супружескую спальню. Я считаю вредной, и в духовном смысле в том числе, любую регламентацию и схематизацию (“график” на стене) супружеских отношений, кроме воздержания в ночь перед причастием и аскезы Великого поста (по силам и взаимному согласию). Считаю совершенно неверным обсуждать вопросы супружеских отношений с духовниками (особенно монашествующими), так как наличие посредника между мужем и женой в этом вопросе просто недопустимо, и до добра никогда не доводит».
У Бога мелочей не бывает. Как правило, за тем, что человек считает неважным, второстепенным частенько прячется дьявол… Потому тем, кто желает духовно совершенствоваться необходимо с Божьей помощью навести порядок во всех сферах своей жизни, без исключения. Общаясь со знакомыми семейными прихожанами, заметил: к сожалению, многие в интимных отношениях с духовной точки зрения ведут себя «негоже» или, попросту говоря, грешат, даже не догадываясь об этом. А сие неведение опасно для здоровья души. Причем нередко современные верующие владеют такими сексуальными практиками, что у иных светских ловеласов волосы могут дыбом встать от их мастерства… Недавно слышал, как одна женщина, считающая себя православной, с гордостью заявила, что отдала всего 200 долларов за «супер»-обучающие сексуальные тренинги-семинары. Во всей ее манере, интонации чувствовалось: «Ну, что же вы раздумываете, следуйте моему примеру, тем более, приглашаются семейные пары. Учиться, учиться и еще раз учиться. ».
Поэтому на вопросы, чему и как учиться, а то «учение – свет, а неученых – тьма», мы попросили ответить преподавателя Калужской Духовной семинарии, кандидата богословия, выпускника Московской Духовной Академии протоиерея Димитрия Моисеева.
— Интимные отношения в браке важны для христианина или нет?
— Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. — все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна.
— В какие дни православным христианам нельзя иметь близость?
— Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений.
— А что касается воздержания в среду, пятницу, воскресенье?
— Да, накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожёны будут близки.
— Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка или для удовлетворения?
— Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, неразумно.
— Я как-то прочитал в православной книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и говорит: «Воля Божия для вас, чтобы вы имели много детей». Можно ли так духовнику говорить, действительно ли это была воля Божия?
— Если духовник достиг абсолютного бесстрастия и видит души других людей, как Антоний Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю, такому человеку закон не писан. А для обычного духовника есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли. Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами, во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28 декабря 1998 года, который лишний раз напомнил духовникам об их положении, правах и обязанностях. Следовательно, священник может порекомендовать, но его совет не будет обязательным для исполнения. Тем более, нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго.
— Значит, церковь не призывает супружеские пары быть обязательно многодетными?
— Церковь призывает супружеские пары быть Богоподобными. А многодетность или малодетность – это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни.
— Существуют ли границы допустимости в интимных отношениях у православных?
— Эти границы диктуются здравым смыслом. Извращения, естественно, осуждаются. Тут, я думаю, данный вопрос близко подходит к следующему: «Полезно ли для верующего с целью сохранения брака изучать всевозможные сексуальные техники, приемы и прочие знания (например «Камасутру»)?».
Дело в том, что основой супружеской близости должна быть любовь между мужем и женой. Если ее нет, то никакая техника в этом не поможет. А если любовь есть, то никакие приемы здесь не нужны. Поэтому, для православного человека заниматься изучением всех этих техник, я считаю, бессмысленно. Потому что наибольшую радость супруги получают от взаимного общения при условии любви между собой. А не при условии наличия каких-то практик. В конце концов, любая техника надоедает, любое удовольствие, не сопряженное с личным общением, приедается, и потому требует все большей и большей остроты ощущений. И эта страсть бесконечна. Значит, стремиться нужно не к совершенствованию каких-то техник, а к совершенствованию своей любви.
— В иудаизме в близость с женой можно вступать лишь через неделю после ее критических дней. Есть ли что-то подобное в православии? Разрешается ли мужу в эти дни «прикасаться» к жене?
— В православии не разрешается супружеская близость в сами критические дни.
— То есть это является грехом?
— Конечно. А что касается простого прикосновения, то в Ветхом Завете – да, человек, прикоснувшись к такой женщине, считался нечистым и должен был пройти процедуру очищения. В Новом Завете ничего подобного нет. Человек, прикоснувшийся к женщине в эти дни нечистым не является. Представляете, что бы произошло, если человек, проехавший в общественном транспорте, в автобусе, битком набитом людьми начал бы разбираться, к кому из женщин прикасаться, а к кому – нет. Это что же, «кто нечист, поднимите руку. », — или как?
— Можно ли мужу иметь интимные отношения с женой, если она в положении и с медицинской точки зрения ограничений нет?
— Православие не приветствует такие отношения по той простой причине, что женщина, находясь в положении, должна посвятить себя заботе о будущем ребенке. И в данном случае нужно какой-то конкретный ограниченный срок, а именно 9 месяцев, постараться посвятить себя духовным аскетическим упражнениям. По крайней мере, воздерживаться в интимной сфере. Ради того, чтобы уделить это время молитве, духовному совершенствованию. Ведь период беременности очень важен для становления личности ребенка и его духовного развития. Не случайно еще древние римляне, будучи язычниками, запрещали беременным женщинам читать неполезные с нравственной точки зрения книги, посещать увеселения. Они прекрасно понимали: душевное устроение женщины обязательно отражается на состоянии ребенка, который находится у нее во чреве. И зачастую, например, мы удивляемся, что ребенок, рожденный от некой матери не самого нравственного поведения (и оставленный ею в роддоме), попадая впоследствии в нормальную приемную семью, тем не менее, наследует черты характера своей биологической матери, становясь со временем таким же развратным, пьяницей и т.д. Вроде бы видимого влияния не было. Но не надо забывать: он целых 9 месяцев находился в утробе именно такой женщины. И всё это время он воспринимал состояние ее личности, что и наложило отпечаток на ребенка. Значит женщине, находящейся в положении, ради малыша, его здоровья и телесного, и духовного, необходимо всячески беречь себя от того, что, может, и допустимо в обычное время.
— У меня есть друг, у него многодетная семья. Ему было очень тяжело как мужчине воздерживаться девять месяцев. Ведь беременной женщине неполезно, наверное, даже ласкать собственного мужа, так как это все равно отражается на плоде. Что делать мужчине?
— Здесь я говорю об идеале. А у кого какие немощи – есть духовник. Беременная жена – не повод заводить любовницу.
— Если можно, вернемся снова к вопросу об извращениях. Где та грань, которую нельзя переходить верующему человеку? К примеру, я читал, что с точки зрения духовности оральный секс вообще не приветствуется, да?
— Он осуждается как и содомские отношения с женой. Рукоблудие также осуждается. А что в границах естественного – можно.
— Сейчас у молодежи в моде петтинг, то есть рукоблудие, как вы сказали, это же грех?
— Конечно, это грех.
— И даже между мужем и женой?
— Ну, да. Ведь в данном случае здесь речь идет именно об извращении.
— Можно ли во время поста мужу и жене заниматься ласками?
— Можно ли во время поста нюхать колбасу? Вопрос того же самого порядка.
— Не вреден ли для души православного эротический массаж?
— Думаю, если приду в сауну, и десяток девушек мне будут делать эротический массаж, то моя духовная жизнь в таком случае будет отброшена очень и очень далеко.
— А если с медицинской точки зрения, врач прописал?
— Объяснить я могу как угодно. Но что допустимо с мужем и женой, то непозволительно с посторонними людьми.
— Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть?
— Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.
— Знаю одну верующую пару. У них такие обстоятельства, что когда они встречаются после долгой разлуки, то в день могут несколько раз «этим» заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки зрения? Как вы считаете?
— Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих людей. Строгой нормы нет. Человек сам должен понять, что для него на каком месте находится.
— Важна ли для христианского брака проблема сексуальной несовместимости?
— Думаю, важна все-таки проблема психологической несовместимости. Всякая другая несовместимость рождается именно из-за этого. Понятно, что какого-то единения могут достичь муж и жена только при условии подобия между собой. В брак вступают изначально разные люди. Не муж здесь должен жене уподобиться и не жена мужу. А и муж, и жена должны постараться уподобиться Христу. Только в этом случае будет преодолена несовместимость, как сексуальная, так и любая другая. Однако, все эти проблемы, вопросы данного плана возникают в светском, секуляризованном сознании, которое духовную сторону жизни даже не рассматривает. То есть не предпринимаются попытки решить проблемы семьи путем следования за Христом, через работу над собой, исправления своей жизни в духе Евангелия. В светской психологии такого варианта нет. Отсюда-то и возникают всякие остальные попытки решить эту проблему.
— Значит, тезис одной православной христианки: «Между мужем и женой в сексе должна быть свобода», — не верен?
— Свобода и беспредел – разные вещи. Свобода подразумевает выбор и, соответственно, добровольное ограничение для своего сохранения. Например, для того, чтобы продолжать оставаться свободным необходимо ограничить себя Уголовным кодексом, дабы не попасть в тюрьму, хотя теоретически я и свободен нарушить закон. Также и здесь: поставить во главу угла наслаждение процессом – неразумно. Человеку рано или поздно приестся всё возможное в этом смысле. И что тогда.
— Допустимо ли находиться обнаженным в помещении, где есть иконы?
— В этом плане есть хороший анекдот у католических монахов, когда один выходит от римского папы грустным, а второй – весёлым. Один у другого спрашивает: «Что ты такой грустный?». – «Да вот, я к римскому папе зашел и спросил: можно курить, когда молишься? Он ответил: нет, нельзя». — «А ты чего такой веселый?». – «А я спросил: можно ли молиться, когда куришь? Он сказал: можно».
— Знаю людей, которые живут отдельно. У них в квартире – иконы. Когда муж и жена остаются наедине, то, естественно, обнажаются, а ведь в комнате — иконы. Не грешно ли так поступать?
— В этом ничего страшного нет. Но в церковь в таком виде приходить не надо и вешать иконы, например, в туалете, тоже не следует.
— А если, когда моешься, приходят мысли о Боге, это не страшно?
— В бане – пожалуйста. В любом месте молиться можно.
— А ничего, что нет одежды на теле?
— Ничего. А как же Мария Египетская?
— Но все же, наверное, нужно создать особый молитвенный угол, хотя бы из этических соображений, и отгородить иконы?
— Если есть для этого возможность – да. Но мы же ходим в баню, имея на себе нательный крест.
— Мне тут одна бабушка по этому поводу сказала, что когда идешь в баню, крестик не снимай, но бери бумажку и его закрывай. Более того, она говорила: «Крест никогда не снимай, только если вместе с головой». Это, конечно же, народное творчество, ну, а все-таки? Что вы на это скажете?
— Это, действительно, уже какое-то народное творчество. Конечно, идти молиться, читать правило голым не стоит. Но здесь, опять-таки, если я обнажен и мне хочется помолиться, то Иисусову молитву прочитать могу. А, разумеется, совершать богослужение в таком виде не буду.
— Можно ли заниматься «этим» во время поста, если совсем невмоготу?
— Здесь снова вопрос сил человеческих. Насколько у человека сил хватает… Но «это» будет считаться невоздержанием.
— Недавно у старца Паисия Святогорца прочитал, что если один из супругов духовно сильнее, то сильный должен уступить слабому. Да?
— Конечно. «Чтоб не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Потому что, если жена будет строго поститься, а мужу будет невтерпеж до такой степени, что он любовницу себе заведет, — последнее будет горше первого.
— Если жена ради мужа это сделала, то должна она прийти покаяться, что пост несоблюла?
— Естественно, так как жена при этом свою меру удовольствия тоже получила. Если для одного это снисхождение к немощи, то для другого. В данном случае лучше привести в качестве примера эпизоды из жизни отшельников, которые, снисходя к немощи или по любви, или по иным обстоятельствам могли нарушить пост. Речь идет, конечно же, о пищевом посте для монахов. Потом они каялись в этом, брали на себя еще большие труды. Ведь одно дело проявить любовь и снисходительность к немощи ближнего, а другое – допустить какую-то поблажку себе, без которой вполне мог обойтись по своему духовному устроению.
— Чисто физически не вредно ли мужчине долго воздерживаться от интимных отношений?
— Антоний Великий как-то прожил более 100 лет в воздержании абсолютном.
— Медики пишут, что женщине воздерживаться значительно труднее, чем мужчине. Они даже говорят, что это вредно для ее здоровья. И старец Паисий Святогорец написал, что у дам из-за этого развивается «нервность» и прочее.
— Я в этом усомнюсь, потому что есть достаточно большое количество святых жен, монахинь, подвижниц и т.д., которые практиковали воздержание, девство и, тем не менее, были преисполнены любовью к ближним, а отнюдь не злобой.
— А для физического здоровья женщины это не вредно?
— Они ведь жили тоже достаточно большое количество лет. Я, к сожалению, не готов с цифрами в руках подойти к данному вопросу, но такой зависимости нет.
— Общаясь с психологами и читая медицинскую литературу, узнал, что если у женщины с мужем сексуальные отношения не налажены, то у нее очень большой риск гинекологических заболеваний. Это у медиков – аксиома, значит, она неверна?
— Я бы поставил это под вопрос. А что касается нервности и прочих таких вещей, то психологическая зависимость женщины от мужчины больше, нежели у мужчины от женщины. Потому что еще в Писании сказано: «К мужу будет влечение твое». Женщине труднее быть одной, чем мужчине. Но во Христе все это преодолеваемо. Игумен Никон Воробьев очень хорошо об этом сказал, что женщина имеет более психологическую зависимость от мужчины, чем физическую. Для нее не столько важны сексуальные отношения, сколько факт наличия мужчины близкого, с которым можно общаться. Отсутствие такового слабым полом переносится труднее. И если мы не будем говорить о христианской жизни, то это может привести к нервности и прочим сложностям. Христос способен помочь человеку преодолеть любые проблемы при условии правильной духовной жизни человека.
— Можно ли иметь близость жениху и невесте, если они уже подали заявление в ЗАГС, но официально еще не расписаны?
— Как подали заявление, так могут и забрать. Все-таки брак считается заключенным именно в момент регистрации.
— А если, допустим, свадьба через 3 дня? Я знаю много людей, которые на эту удочку попались. Распространенное явление – человек расслабляется: ну что там, через 3 дня свадьба…
— Ну, через три дня Пасха, давайте праздновать. Или в Великий Четверг кулич пеку, дай-ка я его поем, все равно через три дня Пасха. Пасха-то будет, никуда не денется…
— Близость между мужем и женой разрешается после регистрации в ЗАГСе или лишь после венчания?
— Верующему человеку, при условии того, что веруют оба, желательно дождаться венчания. А во всех других случаях достаточно регистрации.
— А если они расписались в ЗАГСе, но потом имели близость до венчания, является ли это грехом?
— Церковь признает государственную регистрацию брака…
— Но им надо каяться в том, что они до венчания были близки?
— Вообще-то, насколько я знаю, люди, озабоченные данным вопросом, стараются не делать так, что роспись сегодня, а венчание – через месяц.
— И даже через неделю? У меня есть друг, он ходил договариваться о венчании в один из обнинских храмов. И ему батюшка посоветовал разнести роспись и венчание на неделю, потому что свадьба – это пьянка, гулянка и так далее. А потом и этот срок перенесся.
— Ну, не знаю. У христиан на свадьбе пьянок быть не должно, а у тех, для кого любой повод хорош, пьянка будет еще и после венчания.
— То есть разносить нельзя на неделю роспись и венчание?
— Я бы не стал так делать. Опять-таки, если жених и невеста – люди церковные, хорошо знакомы священнику, он вполне может повенчать их и перед росписью. Я не буду венчать без справки из ЗАГСа неизвестных мне людей. Но хорошо известных я могу повенчать совершенно спокойно. Потому что я им доверяю, и знаю, что из-за этого ни юридических, ни канонических проблем не будет. Для людей, постоянно посещающих приход, такая проблема, как правило, не стоит.
— Являются ли с духовной точки зрения сексуальные отношения грязными или чистыми?
— Все зависит от самих отношений. То есть муж и жена могут их сделать чистыми или грязными. Все зависит от внутреннего устроения супругов. Сами по себе интимные отношения нейтральны.
— Как и деньги нейтральны, правильно?
— Если деньги – изобретение человеческое, то эти отношения установлены Богом. Людей же такими создал Господь, Который ничего нечистого, греховного не сотворил. Значит, в начале, в идеале сексуальные отношения чисты. А человек способен осквернить их и достаточно часто это делает.
— Приветствуется ли стеснительность в интимных отношениях у христиан? (А то, например, в иудаизме многие на свою жену смотрят через простыню, так как считают позорным видеть обнаженное тело)?
— У христиан приветствуется целомудрие, т.е. когда все аспекты жизни стоят на своем месте. Поэтому каких-то таких законнических ограничений христианство не дает, подобно тому, как ислам заставляет женщину закрывать свое лицо и т.д. А значит, расписать кодекс интимного поведения христианина не представляется возможным.
— Нужно ли воздерживаться после Причастия три дня?
— В «Учительном известии» повествуется, как должно готовиться к Причастию: воздерживаться от близости дня дня до и день после. Поэтому три дня после Причастия воздерживаться нет необходимости. Тем более, если мы обратимся к древней практике, то увидим: супружеские пары перед венчанием причащались, в этот же день венчались, и вечером была близость. Вот вам и день после. Если в воскресенье утром причастились, день посвятили Богу. А ночью можно быть вместе с женой.
— Тому, кто хочет духовно совершенствоваться, нужно ли стремиться, чтобы телесные удовольствия были для него второстепенными (неважными). Или же нужно научиться наслаждаться жизнью?
— Конечно, телесные удовольствия должны быть второстепенными для человека. Он не должен их ставить во главу угла своей жизни. Есть прямая зависимость: чем духовнее человек, тем меньше для него значат какие-то телесные наслаждения. И чем менее духовен человек, тем большее значение они для него имеют. Однако, мы не можем заставить человека, только пришедшего в церковь, жить на хлебе и воде. Но подвижники вряд ли стали бы кушать торт. Каждому – свое. По мере его духовного роста.
— Я прочитал в одной православной книге, что, рожая детей, христиане тем самым готовят граждан для Царствия Божия. Такое понимание жизни может быть у православных?
— Дай то Бог, чтобы наши дети стали гражданами Царствия Божия. Однако, для этого недостаточно ребенка только родить.
— А что, если, например, женщина забеременела, но она об этом еще не знает и продолжает вступать в интимные отношения. Что ей делать?
— Опыт показывает, что пока женщина о своем интересном положении не знает, плод к этому не очень восприимчив. Женщина, действительно, может не знать 2-3 недели, что она беременна. Но в этот период плод защищен достаточно надежно. Причем и от того, если будущая мать примет алкоголь и т.д. Господом устроено все премудро: пока женщина не знает об этом, заботится Сам Бог, а вот когда женщина узнаёт… Об этом должна заботиться она сама (смеется).
— Воистину, когда человек все берет в свои руки, начинаются проблемы… Хотелось бы закончить мажорным аккордом. Что вы можете пожелать, отец Димитрий, нашим читателям?
— Не терять любовь, которой и так мало в нашем мире.
— Батюшка, большое спасибо за беседу, которую позвольте закончить словами протоиерея Алексея Уминского: «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в конечном итоге, развода». Пастырь подчеркнул, что основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а если ее нет, то брак — «просто бытовая структура, где женщина — воспроизводящая сила, а мужчина — тот, кто зарабатывает на хлеб».
Вопрос священнику.
• Отношения между супругами
— Допустимы ли в браке оральные ласки между супругами?
Отвечает о. Андрей.
—Это интимный вопрос, в Священном Писании и у святых отцов ничего об этом не говорится. Друг другу не изменяйте и не извращайтесь, а как будете ласкать друг друга, решайте сами. Спаси Господь!
http://hramnagorke.ru/question/page-20
Иеромонах Макарий (Маркиш) написал интересную статью «В защиту супружеской тайны», где приводится отрывок из письма одной женщины: «Мы с мужем живём в браке почти шесть лет, у нас двое детей. Во время нашей близости ему хочется,чтобы я отбросила свою скованность (по его словам вовсе неуместную), вела бы себя не так зажато, и я выполняю его пожелания. Но меня уже успели до замужества просветить в этом вопросе старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в супружеской спальне. В итоге получается, что фактически из того,что имеет место в нашей семье — ничего нельзя. Муж мне дорог, но я живу в постоянном ощущении греха, повторяя на исповеди одно и то же от раза к разу. »
На это отец Макарий отвечает: «В интимной супружеской жизни действует всё тот же основной христианский принцип, отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» – такие установки ведут лишь к угасанию полноценной половой жизни, как у мужчин, так и у женщин – а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака – и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве.
Теперь несколько практических соображений:
Принесите покаяние в том, что в тайну вашей супружеской жизни вмешались «старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в спальне» — и научитесь (и научите других) впредь ставить надежную защиту на пути чужого вредоносного любопытства.
Меняйте понемногу, исподволь, отношения с вашим мужем. Не надо при этом пускаться ни в какие дискуссии (особенно в вечернее время. ), но просто добивайтесь того, чтобы ему с вами было хорошо: думайте об этом, заботьтесь об этом — причем не только в интимном смысле, но и во всех остальных — тем более, что «интимный смысл» в подлинном супружестве неотторжим от «всего остального». И в процессе такой заботливой перестройки направьте мужа по тому же пути в отношении самой себя.
Всерьез займитесь вашей духовной жизнью, искоренением предрассудков, суеверий, невежества. Вам необходимо найти священника, с которым у вас будет полное взаимопонимание, так что таинство исповеди станет для вас настоящим источником просвещения и направлением к совершенству.
Ваши супружеские отношения, развиваясь, должны быть лестницей в Небо для вас обоих. Помните: семья — это малая Церковь».
Интимная несовместимость и благодарность супругов или хлеб семейного счастья (18+)
Психолог Анна Мустафина
Семейное счастье многогранно. Было бы неправильным умалчивать интимные отношения, от них супруги тоже чувствуют себя счастливыми. Есть ли в медицине термин сексуальная несовместимость, от чего зависит темперамент мужчины и женщины, как поддерживать любовь в семье – на эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог, член общественной организации «Врачи за жизнь», психолог Анна Мустафина специально для Азбуки супружества.
– Семейное счастье – это не только физиология, конечно, это взаимопонимание, общность взглядов, теплые отношения. Если кто-то кого-то постоянно «пилит», попрекает остывшим обедом или нехваткой средств, то никакая совместимость не поможет союзу…
– Не забывайте словом, поцелуем, объятием выразить признательность и благодарность. Это вдохновляет, особенно мужчину, окрыляет его похвала любимой супруги. Не скупитесь на добрые слова и признания в любви.
Если, наоборот, что-то вас не устраивает, тоже надо говорить. С любовью и нежностью. Например, мужчина может так сказать: «Как же приятно, когда чистый пол!» Или жена: «Как мне нравится, когда исправно работает кран в доме!» Или: «Как бы мне хотелось новый пуховик на зиму!», «Эх, какое платье! Мне нужно такое!» Без претензии, просто высказали и всё. С пониманием, что не всегда есть возможность вовремя убраться, может, жена плохо себя чувствовала. То же и с супругом: есть семейный бюджет, и мужчины любят планировать, спонтанные покупки – не их стиль. Но пожелание озвучили, и он принял к сведению. Внутри его мозга идёт работа: как найти возможность порадовать любимую. Не всегда она находится, но вопрос крутится в голове. Проходит время, появляются средства на это. Вы тоже проявляйте терпение, дорогие дамы: на исполнение желания необходимо время, попросили – и оставьте тему. Не надо долбить одно и тоже много раз. Это сильно давит на психику мужчины и заставляет его чувствовать себя неполноценным, и от этого он злится на самого себя и заодно на вас. Первые скандалы в молодой семье как раз от нетерпения и желания получить немедленно – здесь и сейчас. Как ребёнок в магазине: «Мама, купи машинку!» – и в истерику, на полу валяться. Малышу простительно, он пока не может проконтролировать свои желания. Но вы уже взрослый человек, потому способны на контроль коры головного мозга. Умейте терпеливо подождать. Говорите, обязательно озвучивайте свои потребности, но не в форме ультиматума: «Вынь да положь!», а в виде ласковой просьбы, один раз, можно через какое-то время (через неделю, например) ласково повторить. «Любимый, я все ещё мечтаю об этом платье, или об этой поездке! Помнишь, мы вместе рассматривали покупку кухонного гарнитура?» Подбирайте слова. В этом женское искусство. И мужское тоже.
Прежде чем сказать, мысленно произнесите фразу, а лучше запишите. Отредактируйте. Потом озвучивайте. В подходящий момент. Не тогда, когда жена устала, или муж только домой пришёл, не успел голод утолить, а вы ему про стиральную машинку или шубу. Нет, накормите, приласкайте, послушайте. Сытый мужчина охотнее вас услышит. Женщина, отдохнувшая и обнятая, вам не откажет в просьбе. Дипломатию и психологическое чутьё в школе необходимо преподавать, дома детям пример показывать.
– Но замыкаться в себе тоже неправильно?
– Молчать и копить обиды, их заедать сладким – плохая тактика, вредная для здоровья и для отношений. Нужно научиться формулировать свои мысли в приемлемой форме. Не как претензию, а как рассказ о своих эмоциях и переживаниях. От себя. Например, знакомо такое: «Ты обо мне не думаешь, задерживаешься после работы!» То же самое, если говорить от себя, можно сформулировать по-другому: «Я чувствую себя одиноко по вечерам, когда тебя долго нет». А ещё лучше: «Я так радуюсь, когда ты пораньше приходишь с работы, и мы вместе обсуждаем наши дела. Мне так необходимо твоё общение. Мне без этого плохо!» Видите разницу?
А можно прислать фото вкусных котлет, что вы приготовили к его приходу и своё симпатичное фото к концу рабочего дня со смайликами: «Жду тебя с нетерпением, любимый!»
Мужчине дипломатия также необходима. Вместо: «Ты меня не любишь, отказываешь мне в ласке», спросите супругу: «Дорогая, чем могу помочь тебе? Что тебя тяготит? Я так люблю, когда ты улыбаешься и обнимаешь меня. Что мешает появиться улыбке на твоем лице? Как мы вместе можем решить проблему?»
– Нередко муж и жена называют несовместимостью отказ одного из супругов в близости. Чем это вызвано?
– Когда один супруг сильно желает, а второй не хочет, чаще всего связано это с тем, что тот, кто отказывается, сильно устаёт. Например, муж работает на двух, а то и трёх работах, перегружен, не хватает энергии на супружеские отношения. Или, наоборот, жена на работе и дома пашет, а глава семьи считает, что он по хозяйству не должен помогать. В результате женщина перетруждается, у неё энергии не остаётся, и она постоянно отказывает в близости. Вот не несовместимость, а неравномерное распределение обязанностей в семье.
Это нужно обсуждать: почему, по какой причине не хочет, где надо супругу или супруга разгрузить. Не надо стесняться просить мужа о помощи. Если вы не в состоянии вести диалог, накопились какие-то обиды, взаимные претензии, то пригласите мудрого человека, того, которого вы уважаете и которому доверяете – духовник, психолог. Если же такого человека вы до сих пор не нашли, то пишите друг другу письма. Сначала сами прочитайте, потом сделайте такое упражнение: сядьте за стол или любимое рабочее место мужа и от его имени самой себе напишите письмо. То же относится и к мужу – от её имени напишите письмо самому себе. Тогда вам легче будет друг друга понять, где разошлись ваши истории, как найти точки соприкосновения. Но это уже решение внутрисемейных конфликтов, и я сейчас не буду углубляться в эту тему. Веду речь, как помочь молодой семье этих ошибок не совершать, как не накопить взаимных обид и претензий. А не накопить их можно диалогом и равномерным распределением нагрузки, не надо брать всё на себя. Бывает так, что от большой любви один человек старается освободить супруга от каких-то обязанностей, дел. Это приводит к тому, что у вас энергия истощается, а у вашей половины накапливается, а раз накапливается, то возникает сексуальное желание, а у вас его нет. И не может быть сил, потому что вы делаете миллион дел. Получается, вы не удовлетворяете супруга, а на самом деле, не удовлетворяетесь. Нужно перераспределить объём по силам, чтобы у вас оставалась энергия, время на супружеские отношения. Пожелать вам творчества в семейной жизни, подходить к этому с душой, с умом, уметь просить помощи и совета у мудрых людей, не вариться в собственному соку, переживаниях, а всегда искать. Возник вопрос – задайте его в молитве. Вы молитесь утром, вечером, попросите послать вам человека знающего, спросите на исповеди у священника. Обратитесь к знакомому, у которого хорошая, счастливая семейная жизнь (не к тому, кто развёлся), пусть он поделится своим секретом.
– Любовь надо поддерживать, как огонь. Что бы Вы посоветовали супругам для укрепления союза?
– Благодарность – то удобрение, которое взращивает любовь. Именно благодаря этому нам хочется служить человеку, за каждую мелочь можно благодарить. Например, пришёл мужчина домой, почему бы не сказать: «Какая чистота в доме, дорогая!», «Как вкусно пахнет ужином, как ты прекрасно выглядишь, как чудесно светятся твои глаза, как приятно ты мне улыбаешься!»
И не только вечером произносить приятные слова: «Доброе утро, любимая, как я счастлив, что ты моя жена, что ты даришь мне столько тепла и ласки». И жене не надо забывать: «Дорогой, как я рада, что ты вернулся домой, как я счастлива, что могу тебя обнять, спасибо, что купил продукты». Когда муж принёс зарплату: «Ты наш кормилец, что мы без тебя бы делали?» Не забывайте выражать признательность и благодарность любимому человеку за отремонтированный кран, помощь по хозяйству. Говорите ему: «Сегодня я отдохнула и чувствую себя лучше, потому что ты мне помог с ужином, теперь у нас больше времени вечером, чтобы провести его вместе», «Как хорошо, что мы с тобой погуляли, мне нравится с тобой разговаривать», «Спасибо за то, что мы с тобой обсудили волнующие нас проблемы, будем вместе искать решение».
Когда мужчина будут перечислять, за что благодарен своей жене (постирала одежду и положила на полку, помыла окна, поменяла занавески, протерла зеркало в ванной, помыла сантехнику, положила тапочки на место), поймёт, как много женщина для него делает, служит ему. Когда женщина начнёт благодарить своего мужа (вынес ведро, старается заработать на пропитание, одежду, квартиру, ЖКХ, поездку), тоже почувствует заботу о себе.
Порой забота о доме больше времени занимает, чем работа, которая в определённые часы начинается и заканчивается, а домашние дела не кончаются никогда. Хозяйка всё время что-то делает, беспокоится. Порой мы недооцениваем, что в себя включает женский труд.
– К сожалению, иногда мужчины думают, как герой фильма «Москва слезам не верит»: жена готовит и стирает – это нормально, мужчина кормит, защищает – это нормально. То есть, раз нормально, то не надо и благодарить. Как быть в этой ситуации?
– Если супруг перестал замечать или не замечает вашу ежедневную рутинную работу, записывайте, что вы сделали. Подробно, каждый шаг: с утра проснулись, приготовили завтрак, убрали со стола, помыли посуду, в машинку забросили бельё, купили продукты, почистили свеклу, морковь, порезали лук и капусту, на готовку борща ушло два часа и так далее. Вечером мужу расскажите и перечислите все дела по списку, а потом: «Дорогой, мне тебя хочется благодарить, напиши, пожалуйста, что ты сегодня делал с самого утра на работе?». Когда он напишет, вы тоже поймёте, какой объём работы он совершает. Это тоже его служение вам. Вы совместно будете преисполнены признательностью друг к другу, будете друг друга радовать благодарностью. Такие мелочи будут как дрожжи, на которых взойдёт хлеб любви и семейного счастья. Солнце настроения складывается из таких вещей.
Благодарите и спрашивайте также, чего бы он хотел. Поговорить или помолчать? Да, иногда у мужчины есть такая потребность – просто помолчать. Пришёл с работы, поужинал, дайте ему минут 30 просто посидеть в тишине. Жена в это время сдерживает себя, не расспрашивает его пока. Такие мелочи важны, из них складывается семейное счастье, собирайте его по крупицам, и у вас будет прекрасная мозаика семейной жизни!
– Нередко сторонники добрачных отношений, защищая свою позицию, говорят, что надо проверить друг друга в интимном плане, чтобы избежать несовместимости. Как врач, что Вы можете сказать?
– Строение влагалища женщины уникально: в обычном повседневном состоянии оно сомкнуто, закрыто. Строение мышечных и соединительно-тканных – коллагеновых и эластиновых волокон такое, что позволяет ему растягиваться на необходимую величину и смыкаться снова. Это нужно для того, чтобы вначале впустить в себя пенис супруга, а потом, чтобы через него прошёл ребёнок массой тела от трёх до пяти килограмм. Если через орган может пройти ребёнок, диаметр головки которого 9 см, а затем сузиться снова и сомкнуться, то о какой несовместимости идёт речь?
Нет такого пениса, который не сможет поместиться во влагалище. И нет такого влагалища, через которое не пройдет ребёнок.
Все же остальные проблемы решаемы, поверьте. Тот кто не захочет их решать, будет искать оправдания (например, сексуальной несовместимостью). Тот кто захочет, будет искать возможности разрешения своих проблем.
– А есть ли недуги, которые препятствуют супружеским отношениям?
– Есть отклонения развития репродуктивных органов. Например, генетическая аномалия – синдром Шерешевского-Тёрнера, при котором в геноме не хватает второй Х‑хромосомы, и у девочки отсутствует влагалище, а матка представляет собой тяж из соединительной ткани. У таких девушек и менструации нет. Хотя есть возможности пластической хирургии, при которой пациенткам создается искусственное влагалище. Они даже выходят замуж. Детей сами рожать не могут в связи с отсутствием матки, но есть же выход – усыновление. У меня была пациентка с подобной генетической аномалией. Несмотря на порок, лучезарная женщина. Её прооперировали, она вышла замуж, и с супругом усыновили двоих детей. Счастливо жили. А вы говорите – несовместимость. Это неправда. Непростые ситуации, да, не исключены. Например, вагинизм. Редко, но встречается: это спазм мышц влагалища на прикосновение к половым органам. Сознательно женщина пытается расслабиться, но её мышцы промежности напряжены. Чаще всего недуг психогенного происхождения. Надо разбираться в этом случае с психологом-сексологом в причине. Это может быть последствия психической травмы, иногда сексуального насилия, или ещё каких-то других повреждений. Индивидуально разбираться. Не стесняться для этого обращаться к специалистам. Советоваться. Не стыдно просить о помощи в таких интимных вопросах. Наоборот, это по-взрослому: не знаешь, как решить вопрос – найди того, кто знает. Ещё бывает ригидная девственная плева. Тоже крайне редко встречается. Решается с гинекологом за один приём: местный анестетик и маленький надрез под хорошей анестезией. Все решаемо.
– Главное – любовь и желание решить вопрос?
– Не надо с наскока все делать. Нежно, терпеливо, несколько дней, недель исследовать друг друга. Найти подход друг к другу. Найти какие прикосновения, которые будут приятны обоим. Для этого надо иметь доверие друг к другу. Быть уверенными в чувствах супруга. Деликатность и нежность. Обратная связь. Жене важно озвучивать свои ощущения. Прямо словами: да, хорошо, или нет, так не пойдёт. После предварительных дней подготовки, где были только прикосновения, выбрать подходящее время: середину менструального цикла для первого соития, когда гормоны у женщины максимальны, и её естественное желание велико. Первая близость с девственницей очень бережная, постепенная. Терпеливо и нежно. Бережно и аккуратно. Пусть это будет девизом. Горячность чуть позже можно будет проявлять, когда уже привыкните друг к другу, когда поймете, что уже есть такой запрос от женщины. Она сама проявится попозже. Возможно, пройдет несколько месяцев, а, может, неделя. Всё индивидуально. Не знаю, от чего зависит. От самочувствия, настроения, питания и здоровья. Женщины такие загадочные. Здесь все творческие способности, ум и изобретательность мужчины пусть проявятся в полной мере.
В конце концов, так интересно познание супругами друг друга. И в этом есть радость брачного союза.
Не спешите! Иногда надо остановиться на несколько дней, потом возобновить приятные занятия. Для этого и даны дни очищения женщины, чтобы сделать паузу. Поразмыслить. Найти идею интересную. У вас впереди многие годы супружеской жизни. Как вы в медовый месяц себя проявите: как нетерпеливый эгоист, думающий о своем удовольствии и оставляющий разочарование и неприятные ощущения, или как нежный, ласковый терпеливый, ищущий, дающий возможность жене высказать свои желания, опасения? Нужно время, деликатность, чтобы тактильные ощущения разбудили чувственность, и чувственность взросла естественным образом. Как росточек: проклюнулась, показалась из земли робким восходом, окрепла, разрослась и расцвела в конце концов. Помните, что весь этот процесс занимает несколько лет, а не дней. До цветов вам пока далеко. Вы сейчас только зернышко пестуете и первый росточек оберегаете. Вы сейчас садовод её женственности.
– А что бы Вы девушкам сказали?
– Не каждый мужчина идеален. Вы тоже можете помочь мужу понять вас. Исследуйте себя сами тоже. Найдите ту силу прикосновений, которая именно вам подходит. Прямо учите супруга и сами учитесь. Пусть у вас будет взаимное обучение. Подсказывайте супругу, как ему лучше действовать, например, так: мне нравится, когда ты целуешь мои плечи, щеки, шею, и т. д, когда ты с нежностью прикасаешься, когда ты делаешь массаж. Подсказывайте. Мужчина не телепат, он не может знать, что вы думаете, не умеет догадываться и не обязан делать этого.
То есть, правило номер 1: Говорите. Подсказывайте. Озвучивайте желания. Номер 2: не притворяйтесь и не обманывайте. Зачем? Это бессмысленное занятие. Зачем говорить, что Вам приятно, если при этом совсем наоборот? Какую цель Вы ставите? Не нужно идти путем наименьшего сопротивления.
Ещё раз почеркну: нет такой функции в психике мужчины – догадываться о ваших желаниях. Не ждите этого, говорите. Он слышать может, а догадываться – нет.
И Вы не можете догадываться. Мужчины, пожалуйста, не ждите, что жена догадается, чего бы вам хотелось. Говорите, рассказывайте и находите решения вместе. Терпеливо, постепенно, аккуратно и не торопясь. Не высмеивайте друг друга. Могут быть страхи какие-то, на ваш взгляд, смешные или нелепые, нельзя их обесценивать, говорить, мол, какая ерунда! Нет, если супруг доверил вам секрет, опасения, поделился страхом, значит он вам доверяет. Это дорогого стоит. Берегите доверие друг друга, это чувство вернуть непросто. Одним глупым смешком можно психику человека травмировать. Мы так уязвимы, когда снимаем свои одежды, психологические защиты, доверяем свои тайны. Пусть деликатность и тактичность максимально проявляются в такие моменты.
– А темперамент влияет на жизнь супругов?
– Сначала скажем: от чего зависит темперамент женщины и мужчины? От состояния здоровья. Детородная функция от избытка энергии, полноценного питания – много овощей, фруктов, молочных продуктов. Многие знают, что сметана – это афродизиак. Полезны рыба, морепродукты, орехи, перепелиные яйца, куриные яйца, цветочная пыльца, перга. Но не злоупотребляйте, переедание забирает энергию организма, нагружает его. Шашлык, пиво, торты, картофель, макароны, конфеты утяжеляют организм, снижают количество сил.
Мучная выпечка: пироги, манты, пельмени – тоже минус энергия.
Но самый важный момент – сон. Для нормального функционирования тела необходимо 7–9 часов сна. 7 часов – минимум для работоспособности. А для избытка энергии, чтобы появилось желание жить родовой жизнью, оптимально 9 часов сна. Тогда хорошее либидо – влечение к супругу – будет обеспечено. Многие женщины чувствуют этот подъём сил именно с утра, хорошо выспавшись. А вечером-ночью сильно за день устают, и им не хватает энергии на супружеские отношения. Здесь тоже надо себя понять и услышать. А также договориться. Оптимальное время сна – с 22 до 7 утра. Если Вам надо вставать в 6 утра, значит, и ложиться в 21 час. Сон это и косметическое средство: клетки кожных покровов, коллагеновые и эластиновые волокна кожи, восстанавливаются с 22 до 24 часов ночи. Если режим сна и отдыха соблюдать, то и косметолог вам долго не понадобится. Сэкономите деньги и здоровье.
Третья важная составляющая детородного здоровья: движение, свежий воздух и солнечные лучи. При малоподвижном, сидячем образе жизни кровь по кровеносным сосудам двигается медленно. А кое-где совсем застаивается. Застойные явления приводят к воспалению придатков у женщин, геморрою, простатиту у мужчин (особенно в зоне риска водители автомобилей, они почти совсем не двигаются). Откуда взяться темпераменту, если все болит? Всё закономерно. Только физические нагрузки: ходьба на свежем воздухе 2 часа в день, около 10 километров в день и больше для молодых людей. Для 70-летнего человека норма 5 км в день пешеходных прогулок. Это минимум, а максимум – по возможности и самочувствию. Помимо этого гимнастика, зарядка утром, танцы. Для женщины танцы – естественная и радостная гимнастика. Не надо себя заставлять: любимая музыка и свободные движения. Плавание тоже хорошо, дважды в неделю. Желательно бы бассейн найти без хлорки. Сейчас есть экологичные способы обеззараживания воды.
Можно подниматься без лифта пешком. Тогда и фитнес-клуб не понадобится. Хотя я за спортзалы, спортклубы, но важно, чтобы там проветривалось помещение. В духоте физические нагрузки мало пользы принесут. Лучше тренироваться в лесу, лесопарке. Кстати, сейчас в каждом дворе есть тренажёры.
Тело – храм нашей души. О теле тоже необходимо заботиться. Если в нас сил много, то мы можем много пользы принести окружающим. Вместо подъёма штанги можно взять шефство над многодетной семьей и помогать им продукты до дома донести. Или коляски в подъезд завозить. Так много мест куда силы приложить: бабушке или молодой женщине сумку помочь донести от метро до дома.
Девушки могут взять на себя помощь в уборке своей только что родившей подруге, сестре, просто знакомой. Можно с её ребенком погулять, пока ещё своим не обзавелись. Навыки ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми разовьёте в себе.
При появлении своих детей уже умеете многое и имеете представление, как быт организовать и режим дня, кого в помощь себе позвать. Это тоже очень важно: уметь просить о помощи. Надо давать возможность людям делать благие дела. Смело просите всегда. Вы для этого человека доброе дело творите: он в собственных глазах растёт, когда помогает, и радость от жизни появляется оттого, что нужен кому-то.
Помогаем, но помним, что добрые дела проводятся без ущерба для семейной жизни и супружеских отношений. А ещё лучше совместно с супругом кому-то помогать. Например, к одинокой старушке прийти и совместно убраться, продуктов купить, приготовить еды, отремонтировать кран, лампочку вкрутить. Не на весь день, понемногу, хоть по 1 часу дважды в неделю, например. Или семье своих друзей – всё тоже самое: не в гости пришли чай пить, а в помощь, белье из стиральной машины развесить, обед приготовить. Или готовый обед в контейнере для семьи принести. Или с уборкой помогли: пыль протерли, раковину помыли. В следующий раз забежали полы помыли. Или детей собрали на прогулку, час с ними погуляли, а в это время молодая мама душ примет или поспит.
Вам физическая нагрузка и благое дело, а матери – облегчение. У вас настроение повысилось, радостнее стало и сил больше появилось. Соответственно и в совместной жизни больше тепла и света. Только и тут баланс нужен. Приоритет – супружеские обязанности. Сначала в своём доме прибраться и кушать приготовить. Не надо перегибов: своя семья на первом месте. Волонтерское служение 1–2‑3 часа в неделю, без ущерба для семьи. Особенно мужчин это касается. Не увлекайтесь и не забывайте, что основное служение в вашей собственной семье и вашей супруге. То же и жене: собственный супруг на первом месте. Со своей семьи начинается служение остальному миру.
Так и говорите: «Простите, сейчас я нужен своей семье». Умение говорить «нет» – важный навык, убережёт вас от соблазна быть для всех хорошим. Помните главное: «муж женою спасается». Она и будущие дети – главное ваше служение.
Источник https://ruvera.ru/vopros/otkaz_v_blizosti
Источник https://proza.ru/2007/06/25-233
Источник https://azbyka.ru/semya/intimnaja-nesovmestimost-i-blagodarnost-suprugov-ili-hleb-semejnogo-schastja/