Исследовательская работа Проблемы современной семьи

11 июня, 2022 0 Автор ewermind

 

Социальные проблемы семьи

В статье рассматривается социальные проблемы отдельных категорий семей. Сегодня в той или иной социальной помощи и поддержке нуждаются разные типы семей. Поэтому задача состоит в создании семье наиболее благоприятных условий для ее нормального функционирования.

Ключевые слова

Текст научной работы

Семья, являясь наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает практически все социальные проблемы, которые существуют в обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [1; 2].

Семья осуществляет следующие функции:

  • воспитательную;
  • хозяйственно-бытовую – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
  • эмоциональную: культурное и духовное общение;
  • первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
  • репродуктивную и сексуальную – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения [3].

Социальная проблема семьи является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [4].

Основные социальные проблемы семьи:

  • трудное материальное положение семьи;
  • ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
  • антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
  • социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения [5; 6].

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

  • тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
  • сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

Существует несколько типов семей:

Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья: это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке [7; 8].

В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.

Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов [8;9].

Типы семейных взаимоотношений:

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи.

По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить несколько типов брака:

  • доминирующий муж и пассивная жена;
  • доминирующая жена и пассивный муж;
  • открытая борьба или соперничество;
  • изоляция или эмоциональное отчуждение;
  • псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
  • неравные браки, муж намного старше жены или жена старше мужа.

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

  • обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
  • успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
  • отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
  • чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
  • чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
  • паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность) [10].

Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.

Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:

  • эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
  • физический распад, прекращение интимных отношений;
  • фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание [11].

Дети – наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив – модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.

В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться не выявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем [12].

Семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [13].

Исследовательская работа «Проблемы современной семьи»

Бочкарёва Елена Николаевна

В последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Я хочу знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи — дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознанием своей огромной ответственности.

Актуальность представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. [1] Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

На сегодняшний день в России можно наблюдать как положительные тенденции, так и отрицательные.

Все выше перечисленные данные являются обобщенными для всей страны. Что если взять рассмотрение тенденций современной семьи на примере Богородского района и проанализировать проблемы и перспективы ее развития.

Таким образом, я вижу проблему, которая стала объектом моей исследовательской работы: тенденции развития современной семьи на примере Богородского района Нижегородской области.

Цель исследования: выявление проблем современной семьи, как на государственном уровне, так и на муниципальном.

  • Изучить статистические данные семей по Богородскому району Нижегородской области
  • Выявить основные проблемы молодых семей
  • Сравнить категории семей учащихся МБОУ «Буревестниковская школа» с общей тенденцией развития семей по Богородскому району.

Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования.

Решение данной проблемы, т.е. гипотеза, заключается в следующем: если государство, общество, и особенно молодежь осознают проблему и усилят эффективность принимаемых мер, то по-настоящему благополучных семей будет больше и семейный кризис будет преодолен.

В ходе работы передо мной стоят задачи:

  • Определить состояние современной семьи на основе анализа

статистических данных по регистрации браков и разводов, рождаемости, количеству детей в семье в районном масштабе, на уровне школы , выделить основные проблемы.

  • Провести социологическое анкетирование ребят нашей школы с целью выявления типологии семьи.
  • Обобщить результаты исследования и сформулировать собственную точку зрения на проблему.
  • Предложить пути разрешения насущных проблем современной семьи.
  • Рассмотреть особенности отношения молодежи к семье как к ценности.

Роль семьи в жизни человека

Семья — это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единства духовных интересов и стремлений, нравственной ответственности ее членов

друг за друга, их взаимной помощи и поддержки. [2]

Тысячами нитей семья связана с обществом, государством, государственными и общественными организациями и учреждениями, с большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве и общественной жизни, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому гармоничное развитие общества и семьи предполагает, с одной стороны, заботу общества и государства о семье, а с другой — необходимость, чтобы каждая семья руководствовалась не только узкосемейными, но и общественными интересами.

Заключив брак, молодые люди переходят в новый этап жизни. Естественно, государство заинтересованно в будущем страны. Ведь, дети — это будущее поколение, которые встанут у руля государства. От того каким это будет поколение, зависит благосостояние страны.

Через семью проходит социализация человека. Именно, в ней формируется личность, происходит воспитание ребенка, в ней он впитывает все норы морали. От того какая семья в духовном плане, зависит состояние общества. Но, к сожалению, согласно любой статистике, основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день – это снижение среднего числа детей в семье, а также снижение количества полных (мама, папа, дети) и многодетных семей. И, тем не менее, как считают аналитики, коэффициент семей с детьми в России достаточно высокий – 46,6. Многодетных семей в общей массе в РФ – 9,4%. Из них 7,7% с тремя детьми, остальные решились на большее количество детей. [3]

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель, матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.

Современные тенденции в развитии семьи

Читать статью  КАК МЕНЯЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ: ПЕСНЯ О СЧАСТЛИВОЙ ПАРЕ

В настоящее время в Богородском районе насчитывается около 66286 человек населения, из них около7000 молодых семей (включая одиноких родителей с детьми). На долю неполных семей приходится 12 % от общей численности молодых семей.

За последние годы наблюдается значительное снижение рождаемости. Из таблицы видно, что смертность значительно превышает рождаемость по Богородскому району. (см. приложение 1)

.Естественный прирост населения в 2015 году сократился, разность между родившимися и умершими составила 369 человек. В 2016 году наблюдалось снижение количества рожденных по отношению к числу умерших. Это соотношение составило 688 к 1068. С каждым годом увеличивается число детей, рожденных вне брака. Снижение количества разводов происходит на фоне увеличения числа заключенных браков, количество которых постоянно увеличивалось до 2014 года. Начиная с 2015 года, этот показатель стал постепенно уменьшаться и в 2015 году свадебный марш Мендельсона в свою честь услышали 396 пар, то в 2016 году таких пар было уже 281. Разводов соответственно в 2015 году произошло 290, а в 2016 году-241.(см.приложение 2).

Проблемы молодых семей в современном обществе

Перейдем непосредственно к исследованию тенденций семьи современного общества на примере Богородского района. Для ее разрешения я обратилась к статистическим данным, полученным в Загсе района. Прежде всего, требует внимания состояние демографии в районе, т.к.она связана с реализацией репродуктивной функции семьи. Это и является первой тенденцией развития современной семьи.

Статистические данные показывают, что численность населения с 2014 г. по 2016г. колеблется между 66286 тыс. человек и 65321человек. К сожалению, соотношение общих коэффициентов смертности и рождаемости оставляют желать лучшего. Число умерших превосходит число родившихся почти в 1,5 раза: на 757 родившихся в 2015 году пришлось 1126 смертных случаев. Естественный прирост составляет -369 .

Вторая тенденция, наблюдающаяся сегодня и влияющая на состояние семьи, – это разводы.

Показатели по Богородскому району за пять лет, предоставленные отделом ЗАГСа (см. приложение 2) говорят нам о том, что сегодня очевидна тенденция к распространению так называемому серийному единобрачию, когда в данный момент времени мужчина и женщина состоят в браке, но велика вероятность, что у обоих он не был или не будет единственным. При разводе дети, как правило, остаются с матерью. В России доля отцов, остающихся после развода с ребенком, составляет менее 1%. В этих условиях неустойчивости брака «естественным ядром» семьи становится самая прочная в глазах общества «связка» — мать и ее дети [4] .

Развод в любой ситуации не проходит бесследно. Он сказывается на эмоциональном благополучии человека, на состоянии его здоровья и так далее. По данным В.А.Сысенко немалое количество бывших мужей и жен сожалеют о разводе и хотели бы вернуться в прежнюю семью.

Также развод родителей, прежде всего, негативно сказывается на благополучии детей. Разводы – фактор морального и материального ущемления детей. [5]

Третья тенденция, которую отмечают социологи всего мира: все более популярной становится бездетность и малодетность. Речь идет о сознательном отказе супругов от деторождения. Общепризнанной становится точка зрения, что не стоит сохранять брак ради детей.

За последнее время наличие детей в семье снизилось. Коэффициент рождаемости в Богородском районе равен 0,17на тысячу человек населения.

По статистическим данным нашей школы из 100 семей имеющих детей, 45% семей — однодетные, 39% — двухдетные, 3% -трехдетные. (см.приложение 3).

Эти данные еще раз подтверждают выводы отечественных социологов о том, что происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже – двух детей.

Четвертая тенденция – увеличение проблем молодых семей.

Специалисты отмечают 4 особенности молодой семьи в России:

1.Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5раза

меньше, чем в среднем по стране. При этом 69 % молодых семей живут за чертой бедности.

2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.

3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18 %молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.

Ко всему этому нужно прибавить малолетних детей, у которых особые потребности в еде и одежде, как правило, они нуждаются в эксклюзивном подходе к обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи.

70 % всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни. [6]

Основные причины разводов в РФ

Специалистами были проведены многочисленные социологические опросы с целью выявления основных причин разводов в России, и результаты оказались следующими: [7]

  1. Употребление одним из супругов алкоголя или наркотиков – самая распространенная причина, вызывающая распад около 41% браков.
  2. Отсутствие у молодой семьи своего жилья приводит к разводу 14% браков.
  3. Вторжение родственников в жизнь новоявленной семьи также является серьезной причиной для расторжения супружеских пар – 14%.
  4. Невозможность по определенным причинам завести ребенка становится причиной распада 8% российских семей.
  5. Раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени разрушает 6% семей.
  6. Тюремное заключение одного из супругов становится причиной разводов для 2% пар.
  7. Из-за продолжительной болезни одного из супругов расходится 1% пар.

Изучив эти данные, я обратилась к исследованию проблемы среди учеников нашей школы. Учащиеся 8-11классов и работники школы всего сто человек отвечали на вопросы о причинах разводов родных, близких знакомых и друзей. (см. приложение 4) Среди опрошенных главной причиной также назван алкоголизм одного из супругов-45%; различный образ жизни-17%; отсутствие детей-16%; измены-13%, длительные командировки-9%;. Как видно из результатов опроса измены чаще прощаются чем алкоголизм мужа или жены. А основную массу супругов не смущает отсутствие детей.

Семья — важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.

На сегодняшний день можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

1. Рост числа малодетных и бездетных семей;

2. Рост числа разводов и неполных семей;

3. Разделение институтов брака и семьи.

4. Увеличение проблем молодых семей.

В числе причин развития негативных тенденций в районе, я считаю:

— низкие доходы семьи, не позволяющие обеспечить достойную жизнь

— озабоченность постоянным повышением цен на предметы первой необходимости, а также на жилье и коммунальные услуги;

— отсутствие уверенности в завтрашнем дне для своих детей в условиях безработицы и отсутствия серьезной государственной программы занятости молодежи;

— низкий уровень медицинского обслуживания, которое практически повсеместно стало платным.

Для решения всех этих проблем, я считаю, необходимо:

-пропагандировать ценности брака, семьи, детей;

— организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей;

— повысить интерес к семейным ценностям среди молодежи серией телепередач;

-проводить продуманную государственную политику поддержки многодетных семей;

— включить в школьную программу предметы, которые способствовали формированию семейных ценностей.

Я уверена, что негативные тенденции в институте семьи обязательно будут преодолены. Чем эффективнее государство будет решать проблемы в этой области, тем лучше. Наше государство всегда опиралось на семью, где детям прививались основные моральные ценности, главная из которых –любовь к своей Родине. Слово «патриотизм» буквально значит «любовь к земле своего отца». Родина и семья –это понятия неразрывные. Мне хочется верить, что в нашем государстве семья будет высшей ценностью.

Реферат на тему: Семья в современном обществе

Реферат на тему: Семья в современном обществеРеферат на тему: Семья в современном обществе

Семья — это сложный социальный феномен, который переплетает многочисленные социальные отношения и процессы и выполняет многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой было бы удовлетворено столько разных человеческих и социальных потребностей, в которой были бы приведены в движение основные процессы человеческой жизни и в которой жизнь каждого человека была бы настолько взаимосвязана, что это формировало бы его развитие в целом.

Семья — это небольшая группа, основанная на браке или кровосмешении, члены которой связаны общей жизнью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; она вырабатывает комплекс норм, санкций и моделей поведения, которые регулируют взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой.

Семья является основным институтом социализации подрастающего поколения. Это личная среда жизни и развития детей, подростков, юношей.

Я выбрала эту тему для написания эссе, потому что считаю, что семья занимает большое место в жизни каждого человека. Итак, проблемы семьи в современном обществе затрагивают каждого из нас. К сожалению, не все это понимают и верят, что проблемы будут решаться сами собой или даже не будут касаться их.

В этом эссе я постараюсь рассмотреть различную литературу современных социологов, чтобы непосредственно узнать что-то новое о семейных отношениях, а также попытаюсь понять некоторые проблемы этого социального института. В конце концов, он мне очень понадобится, когда я начну свою семью.

Без сомнения, тема моего эссе всегда была и будет актуальной. Времена меняются, и иногда кажется, что создание семьи не так важно для сегодняшнего поколения, как это было раньше, и на то есть причины. Точек зрения на все это много, и я постараюсь их рассмотреть.

Цель данного очерка — определить значение семьи в современном обществе, типы семей и социальные проблемы, которые существуют в семейных отношениях.

Важность института семьи для различных групп людей

Процессы трансформации повседневной жизни россиян в процессе трансформации российского общества касаются процессов, связанных с трансформацией института семьи и определяют так называемую демографическую модернизацию, которая характеризуется тем, что «все человеческие мысли направлены на самореализацию, свободу выбора, личностное развитие и индивидуальный образ жизни, эмансипацию, и это находит свое отражение в формировании семьи, в отношении к контролю над рождаемостью и мотивам родительства».

Поскольку этот процесс связан с нуклеаризацией семьи, увеличением брачного возраста и отсрочкой деторождения, изменением форм брака и отцовства, он актуален для большинства стран мира. Для описания этих изменений и состояния семейного учреждения используются различные термины: Кризис, Эволюция, Модернизация, Трансформация. С нашей точки зрения, имеет смысл говорить не столько о кризисе семьи, сколько о кризисе института брака, более узко определенном, или о трансформации семьи в отсутствие нормативных моделей.

Фактически, как показывают исследования в России и за рубежом, несмотря на изменение ценностных ориентаций, в частности, рост стоимости индивидуализма, важность карьеры и самореализации, семья не перестает быть не только важной, но и очень важной ценностью. Семейная ситуация может определять индивидуальное поведение во всех других сферах — способствовать или препятствовать трудовой деятельности, стимулировать тот или иной вид потребления, определять психологическое состояние и, таким образом, влиять на состояние здоровья.

В настоящее время 14% россиян не замужем и никогда не состояли в браке, 59% имеют формального супруга и 6% — спутника жизни, 2% не замужем, но имеют постоянного партнера, 9% разведены и 10% овдовели. Соответственно, поскольку в России мужчин меньше, чем женщин, мужчины чаще выходят замуж, чем женщины, что уже отмечалось рядом исследователей.

По данным Daily Life Survey, 88% говорят, что семья для них очень важна, а 11% — что-то вроде семьи. Для большинства это, безусловно, важнее работы. В этих условиях неудивительно, что россияне чувствуют себя так же тесно связанными со своей семьей (56%), как и люди в Германии (59%) или Польше (57%). Более того, самая высокая ценность семьи среди других ценностей прочно закрепилась в различных опросах, как в России, так и за рубежом, и, как отмечает О. Здравомыслова, «несмотря на очевидные изменения (в общественной жизни — J.L.), затронувшие все без исключения европейские страны, семья не потеряла своей первостепенной важности ни в одной из них». Более того, среди таких ценностей, как работа, семья, друзья, досуг, политика, религия, семья ценится выше всех остальных».

Женщины оценивают семью как таковую несколько выше. Его значение возрастает с возрастом: для 82% россиян в возрасте до 22 лет семья очень важна, для 88% в возрасте 31-50 лет и 93% в возрасте старше 60 лет. Последние с большей вероятностью, чем другие, будут нуждаться в поддержке членов семьи. Интересно отметить, что в относительно благополучных слоях населения семья имеет несколько более высокий статус с точки зрения уровня жизни. Таким образом, это очень важно для 82% представителей пластов 1 — 3 и 87 — 90% представителей пластов 4 — 10.

Не исключено, что в более богатых слоях населения это реже воспринимается как бремя. Это очень важно для 93% тех, кто считает, что уже создал счастливую семью, и для 78 — 80% тех, кто еще хочет ее создать. Из тех, кто оценивает отношения в своей семье как хорошие, 92% говорят, что они очень важны для них, по сравнению с 72% тех, кто оценивает их как бедные.

Таким образом, для большинства семья является важным институтом. Некоторая вариативность в степени значимости определяется, прежде всего, тем, насколько успешной была семейная жизнь. Другие факторы — пол, возраст, уровень жизни — влияют на оценку значимости, но имеют меньшее значение. Только 2% россиян говорят, что в их планы не входит создание счастливой семьи.

Читать статью  Особенности личности человека-потребителя

Вдовствующие (29%) и разведенные (38%) респонденты чаще всего негативно оценивают свои шансы, что в целом можно объяснить тем, что, с одной стороны, становится труднее найти супруга с возрастающим (а среди разведенных и овдовевших это значительно выше, чем среди незамужних), а с другой стороны, не совсем удачное прошлое отталкивает от новых попыток. В то же время 14% тех, кто никогда не состоял в браке, живет в сожительстве или имеет постоянного партнера (почти половина из которых младше 31 года), настроены пессимистично.

Среди тех, кто женат, процент тех, кто говорит, что хотел бы иметь счастливую семью, но вряд ли сможет ее создать, составляет всего 8%. В целом россияне довольны отношениями в своих семьях: более половины оценивают их как хорошие и только 6% — как плохие. Оценка ситуации в семье не зависит от того, является ли это собственная семья или так называемая родительская семья.
Типы семей. Корреспонденция между запросом на тип семьи и реализацией.

Таким образом, семья как таковая не теряет своей ценности для россиян и остается той сферой, в которой прилагаются усилия для достижения успеха, но она принимает новые формы. Формирование новых и модификация старых семейных форм с соответствующими типами отношений — проблема, которая активно обсуждается в работах демографов и социологов, в том числе и российских. Какая семья нужна сегодняшним русским?

Три типа семей примерно одинаково востребованы среди российского населения: патерналистский (старший мужчина в семье должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения), прагматичный (глава должен быть членом семьи, который лучше знаком с текущей ситуацией и принимает правильное решение с точки зрения интересов семьи) и консенсусный (главы семьи не должно быть вообще, важные для семьи решения должны приниматься совместно), а второстепенные должны производиться в соответствии с существующим разделением задач), а утилитарная модель не популярна (во главе должен стоять человек, вносящий наибольший вклад в семейный бюджет

В селах и поселках с традиционным укладом жизни наиболее распространены сторонники патерналистской модели, а в мегаполисах с их высокой динамикой жизни наиболее распространенной является прагматичная модель.

Стремление к типу семьи у мужчин и женщин несколько разное: наиболее популярной моделью среди женщин является консенсуальная (34%), среди мужчин — патерналистская (34%). Незамужние имеют ту же тенденцию. Такое несоответствие не является предварительным условием для возникновения конфликтов в браке. После замужества россияне обоих полов чаще предпочитают прагматическую модель семьи и реже утилитарную модель, смягчая свои позиции и «сближаясь».

Следовательно, брак приводит к изменению отношения к типу семьи, уменьшая диссонанс между мужчинами и женщинами. С точки зрения возрастных особенностей отношения к разделению ролей в семье, только россияне старше 50 лет выделяются: они чаще говорят, что мужчина должен быть главой.

Требования к типу семьи также зависят от уровня жизни респондентов. Так, в слоях 1 — 2 мужчины проявляют потребность в патерналистской модели отношений, по-видимому, в связи с необходимостью чувствовать себя «хозяином положения», чтобы компенсировать подчиненное положение в обществе своим местом в семье, а женщины — по консенсусной модели. Дисбаланс несколько ниже в слоях 3 — 8, а в слоях 9 — 10, т.е. в самых богатых слоях спрос на семейную форму является самым низким, и женщины чувствуют себя наиболее комфортно

Интересно отметить, что спрос женщин на ту или иную семейную форму имеет тенденцию меняться в пользу прагматической модели по мере того, как они переходят из более бедных слоев населения в более богатые. Мужчины менее склонны к патерналистской модели распределения ролей в семье. Таким образом, в более богатых слоях населения процесс сближения отношения мужчин и женщин к семейному типу протекает быстрее.

Русские в возрасте до 30 лет демонстрируют большую несогласованность в желаниях мужчин и женщин в отношении желательного типа семьи, чем в более старших возрастных группах. Более трети молодых мужчин из групп 1-2 (35%) придерживаются патерналистской модели, в то время как более половины женщин придерживаются консенсусной модели. Несколько меньше разногласий наблюдается среди молодых людей разного пола из более богатых слоев населения. Среди молодых женщин из 9-10 слоев населения наблюдается сильная тенденция к утилитарной модели семьи, т.е. в их глазах глава семьи становится правомочным вносить наибольший вклад в семейный бюджет. Этот процесс был зафиксирован исследовательской группой ИСО РАН еще в 2002 году.

Как решается проблема управления семейными финансами в семьях? В 33% семей деньги тратят в основном женщины, а в 8% — мужчины. В 22% семей женщины и в 3% семей ответственность за текущие расходы несет мужчина, в то время как основные расходы планируются совместно. Еще 28% планируют все расходы вместе и используют свои деньги совместно, 6% имеют отдельные бюджеты, и каждый тратит то, что получает.

Таким образом, более чем в половине случаев женщина играет ключевую роль в управлении семейным бюджетом. Стоит отметить, что в семьях сторонников патерналистской модели финансовый менеджмент, как правило, осуществляется при непосредственном участии женщины, в трети случаев она осуществляет его совершенно самостоятельно. Сторонники утилитарной модели в половине случаев передают женщинам право тратить деньги.

В семьях, которые считают, что главой должен быть тот, кто лучше знает нынешнюю ситуацию, распоряжение деньгами, как правило, осуществляется либо совместно, либо женщиной. Приверженцы консенсуальной модели совместно принимают решения о семейных расходах, и это единственная группа, в которой представления о распределении ролей и реальном поведении членов в значительной степени совпадают.

Таким образом, наибольшее соответствие между спросом на характер отношений в семье и их реализацией наблюдается среди россиян, стремящихся к полноценному партнерству. В целом, полученные данные позволяют говорить о том, что переход от традиционных патерналистских отношений в России к новым формам явно отражает текущий процесс трансформации внутрисемейных отношений. В то же время, в этой сфере общественной жизни существуют фиксированные места, где спрос на традиционалистские установки возрождается локально.
Социальные проблемы современной семьи

Внутрисемейная иерархия, которая, как уже упоминалось, частично выражается в распределении ролей, способна вызвать разногласия, когда ожидания супругов не совпадают. Однако это не единственная причина внутрисемейного конфликта. Изучение их причин и последствий конфликтов традиционно привлекает внимание исследователей.

Почти треть респондентов говорят, что конфликтов в их семье нет, 35% отмечают конфликты из-за материальных трудностей, 18% — из-за пьянства и наркомании, по 17% — из-за несовместимости характеров и воспитания детей. Другие причины конфликтов в семьях не более 10% россиян

Для более детального изучения семейных проблем рассмотрим результаты социологических исследований, проведенных в 2007 — 2008 годах Лабораторией научных исследований в области социальной работы Магнитогорского государственного университета. Основу исследования составили города и сельские поселения Челябинской области (600 респондентов — Магнитогорск, 600 — другие города, 600 — сельские округа).

В данном социальном исследовании была предпринята попытка сравнить социальные проблемы семьи моноспециализированного города с проблемами семей, проживающих в других типах поселений.

Первое место в рейтинге семейных проблем, как в моноспециализированном городе, так и в других типах поселений, занимают материальные и финансовые проблемы. Уровень материального благосостояния часто зависит от иждивенческого бремени, а состав домашнего хозяйства часто определяет риск попадания в слои населения с низкими доходами. В России только около четверти домохозяйств не «обременены» иждивенцами — это не инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные, несовершеннолетние дети и др. Наиболее распространенным бременем являются несовершеннолетние дети (41% имеют их в семье) и безработные пенсионеры (30%).

Наиболее тяжелым бременем для домохозяйств являются неработающие пенсионеры и инвалиды 1-й и 2-й групп (семьи, к которым они принадлежат, чаще всего встречаются среди домохозяйств с низким уровнем жизни и реже — среди состоятельных людей). Наименее важным является бремя безработных и несовершеннолетних детей.

В методическом подходе, предложенном З.Т. Голенковой, эта модель по уровню материального благосостояния населения России выглядит следующим образом:

  • богатые — средства позволяют не только удовлетворять свои потребности, но и организовывать самостоятельную экономическую деятельность — 7%;
  • богатые — средства достаточны не только для обеспечения высокого уровня жизни, но и для увеличения капитала — 4,3%;
  • Богатые — достаточно средств для обновления товаров длительного пользования, улучшения жилищных условий за счет собственных средств или кредита, для собственной переподготовки и обучения детей, организации отдыха — 15,8%;
  • Низкий доход — средств хватает только на ежедневные расходы, а в случае экстренных ситуаций — минимальные средства на лечение и укрепление здоровья — 55%;
  • — Плохие — наличие минимальных средств только на поддержание жизни и отсутствие их для улучшения своего существования — 20,2%.

Четвертое место в рейтинге проблем как городских, так и сельских жителей занимает «чувство незащищенности, равнодушия со стороны государства, общества», что еще раз указывает на то, что каждая семья нуждается в государственной и социальной поддержке.

Состояние здоровья членов семьи и отсутствие возможностей для хорошего лечения являются более серьезной проблемой для столичных семей (34,4%), чем для семей в других городах (25,8%) и в сельской местности (25%). Противоречивая ситуация: с одной стороны, в крупных городах больше возможностей для хорошего лечения, больше медицинских учреждений, также лучше оборудованных и меблированных, чем в малых, средних городах, сельских поселениях; с другой стороны, не все городские семьи могут воспользоваться дорогостоящими медицинскими услугами.

Проблема жилищных и бытовых условий также является более острой для семей в больших городах (16%), чем для семей в городах (13,4%) и в сельской местности (11,6%). Это объясняется тем, что жилье в больших городах гораздо дороже, чем в средних и малых.

Поскольку в городе существует сеть высших и средних специальных учебных заведений, только 15,2% респондентов в Магнитогорске видят проблему в ограниченных возможностях дать своим детям хорошее образование. В малых и средних городах, в сельских поселениях существуют ограниченные возможности дать детям хорошее образование, что более актуально.

За последние два десятилетия в сфере общего образования произошли значительные изменения. Способность школ учитывать предпочтения населения при разработке детских образовательных программ и предлагать углубленное изучение отдельных предметов продиктована реформированием российской системы образования.

Однако, несмотря на все положительные последствия расширения школьной автономии, знания, полученные в результате школьной специализации, зачастую неприменимы по месту жительства семьи в связи со спецификой экономического развития региона. Следовательно, такая специализация будет способствовать миграции молодых людей из населенных пунктов в поисках работы по приобретенной специальности. Такая непродуманная образовательная политика может привести к территориальному отчуждению молодых людей от их генеалогических корней.

Желая, чтобы в школе были введены новые предметы, семьи, в большинстве случаев, не хотят реализовывать амбициозные планы в отношении своих детей. Родители просто проявляют естественную заботу о будущем трудоустройстве своих детей. Однако то, как эта озабоченность выражается в форме весьма ограниченных пожеланий, свидетельствует о том, что семьи не располагают информацией, которая помогала бы им принимать обоснованные решения в интересах их детей.

Известно, что в годы, предшествовавшие реформам, около трети всех молодых людей получили базовое профессиональное образование в системе профессионального образования. Семьи восприняли как должное протекционистскую политику государства, которое обеспечивает бесплатное профессиональное обучение детей в профессионально-технических училищах. Исследования показывают, что большинство семей, нуждающихся в профессиональном образовании, не смогли приспособиться к законам рыночной экономики из-за слишком радикальных социальных изменений. Родители по-прежнему ожидают, что государство поможет их детям получить начальное профессиональное образование бесплатно.

Массовое закрытие профессиональных училищ только изменило направление этих ожиданий: Сегодня семья предъявляет эти требования к школе. Наше исследование показало, что большое количество родителей хотят усилить прикладной характер школьного обучения с упором на конкретные профессии. Есть основания полагать, что спрос семей на такие специальности в ближайшие годы будет расти.

Проблемы воспитания детей чаще встречаются в многодетных семьях (15%), чем в семьях среднего и малого города (13,4%) и особенно в сельских семьях (4,7%). Чем больше город, тем больше разделение родителей и детей, чем больше социальный круг детей и подростков среди сверстников, тем больше «соблазнов» и возможностей для досуга. В сельских семьях, с другой стороны, семейные связи крепче, родители лучше информированы о своих детях учителями, соседями и другими жителями поселка.

Сочетание работы и ухода за детьми более проблематично для городских семей (почти одинаково в Магнитогорске — 13,9% и в средних и малых городах — 13,6%), чем для сельских (7,5%). Это объясняется более высокой рабочей нагрузкой женщин в городе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома.

Рассмотрим, как меняется авторитет матери (традиционно первичного воспитателя детей в семье) в зависимости от сферы занятости. В настоящее время работа в государственном секторе, с его минимальной заработной платой, является наименее престижной, а работа в негосударственных, коммерческих структурах — наиболее престижной.

Когда мать работает в домашнем хозяйстве, с ней консультируются 68% школьников. Чуть выше (71%) компетентность матери, работающей на смешанном предприятии. Наконец, 76% школьников проконсультировались со своими матерями, работающими в коммерческих и неправительственных структурах, указав на то, что они имеют более высокий авторитет в отношении детей.

Проблемы на работе испытывают также больше столичные семьи (11,5%), чем средние и малые городские семьи (10,4%) и сельские семьи (7,2%), что, на наш взгляд, объясняется также особенностями сельского образа жизни.

Читать статью  Лучшие семейные саги XXI века: 10 книг, за чтением которых точно не заскучаешь

Недовольство семейными отношениями испытывают 9,5% жителей крупных городов, 13,8% жителей средних и малых городов и 7,7% сельских жителей.

Конфликты в российских семьях можно сгруппировать по 7 типам:

  1. Конфликты культурного и личного характера (разногласия по поводу способа проведения досуга, выбора социального круга, различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов);
  2. Конфликты из-за проблем в отношениях между супругами (несовместимость характеров, неверность и ревность, проблемы в сексуальных отношениях).
  3. Конфликты, связанные с распределением ролей (приоритизация финансовых расходов, распределение обязанностей).
  4. Конфликты, связанные с недостаточным вниманием к семье
  5. Конфликты, связанные с подрывом основ семьи (материальные трудности, алкоголизм, наркомания).
  6. Конфликты, связанные с воспитанием детей;
  7. Конфликты, обусловленные внешними обстоятельствами, связанными с супругом (отношения с родителями, его большие достижения).

Согласно исследованию, семьи с конфликтами из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками являются самыми пессимистичными в отношении возможности когда-либо иметь счастливую семью. Конфликты из-за фактического или даже мнимого жульничества имеют аналогичный эффект.

Конфликты, возникающие из-за того, что один из супругов не тратит достаточно времени на семью, не являются причиной негативной оценки возможности создания счастливой семьи; по всей вероятности, россияне тратят время на то, чтобы обеспечить лучшую жизнь своей семье, и их супруги это ценят. Наличие конфликтов относительно распределения семейных обязанностей, выбора способов проведения досуга и воспитания детей, а также наличие конфликтов относительно проблем в отношениях с родителями супруга/супруги редко являются препятствием для счастья.

В семьях с наилучшим уровнем жизни чаще возникают конфликты культурного и личного характера, связанные с воспитанием детей. Причина этого может заключаться в больших возможностях (и их разнообразии) для досуга и инвестиций в воспитание и образование детей среди представителей богатых слоев общества. Конфликты, вызванные материальными трудностями, реже встречаются в этих семьях.

Наибольшее количество конфликтов по объективным причинам (в частности, из-за материальных трудностей) происходит в семьях, проживающих в городской и сельской местности — около половины жителей испытывают их, что связано с низким уровнем жизни в этих поселениях. Конфликты культурно-личностного характера чаще происходят в семьях из мегаполисов; проживание в мегаполисах и областных центрах — по вопросам воспитания и образования детей.

Городские семьи часто объединяют людей из разных социальных групп, т.е. чаще возникают ситуации, когда супруги изначально принадлежали к разным социальным классам, что неизбежно сказывается на их отношении к приоритетам в семейной жизни.

Неудивительно, что наблюдается заметный линейный рост оптимистических оценок успеха в создании счастливой семьи по мере повышения уровня жизни, а также оценок текущих отношений в их семьях.

Также были проведены социологические опросы на тему «Проблемы семьи» относительно поддержки и вопроса государственной поддержки. Если сравнить результаты этих исследований, то окажется, что только 15,9% респондентов утверждают: мы должны полагаться не на государство, а на самих себя, мы должны сами обеспечивать семейную жизнь, а в реальной жизни, когда возникают материальные трудности, 65,5% респондентов рассчитывают только на себя.

Анализ социальных проблем современной семьи позволил сделать следующие выводы:

  • семья моноспециализированного города имеет в основном те же проблемы, что и семьи других городов и сельских поселений. Различия в социальных проблемах семей, проживающих в разных типах населенных пунктов, которые мы выявили в ходе социологических исследований, можно объяснить особенностями моноспециализированного города, зависимостью семейной жизни от социальной политики градообразующего предприятия.

Семья в демографической ситуации

Одной из актуальных проблем современного российского общества является демография. Демографическое развитие страны определяется тремя основными процессами: рождаемостью, смертностью и механическим движением населения. Демографическая ситуация в России долгое время характеризовалась низкой рождаемостью, высокой смертностью, недостаточно эффективной иммиграционной политикой. Улучшение демографической ситуации предполагает глубокие изменения во всех перечисленных выше компонентах воспроизводства населения.

На протяжении всего прошлого века в научной литературе отмечаются одни и те же социальные факторы, которые лежат на поверхности: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, увеличение числа разводов, снижение рождаемости, увеличение числа «неполных семей», увеличение числа «повторных браков», интенсификация сексуальных отношений вне института брака и др.

Нельзя сомневаться в обоснованности этих тенденций: за них говорит более века статистики. Но количественные ряды, какими бы впечатляющими они ни были, только захватывают данное и не объясняют лежащие в их основе социальные преобразования.

По всей видимости, поэтому некоторые специалисты интерпретируют на основе идентичных показателей, например, рождаемости или «последующей полигамии», как это делает американский социолог P. Ландис назвал это явление кризисом моногамии; другие интерпретируют его как преобразование в сторону акцента на личностную идентичность каждого из членов этого союза, т.е. защищают идею модернизации института семьи.

По данным социологических исследований, сегодня только 41% респондентов утверждают, что в их семьях есть несовершеннолетние дети. Представители состоятельных, с точки зрения уровня жизни, слоев населения имеют детей позже и реже: среди россиян до 31 года, от 1 — 2 слоев имеют менее трети несовершеннолетних детей, от 3 — 4 слоев — менее половины, от 5 — 8 слоев — около 40%, а среди представителей 9 — 10 слоев в этом возрасте — только каждый пятый.

Таким образом, демографический рост до сих пор в большей степени обеспечивался слоями населения с низкими доходами, и в меньшей степени — слоями населения с низкими доходами. В целом 6% россиян говорят, что планируют завести еще одного ребенка, 15% не могут сказать ничего определенного по этому вопросу, а 3% отложили свое решение в связи с текущей экономической ситуацией. Остальные 76% не планируют иметь ребенка в ближайшие 1-2 года.

В то же время молодым людям довольно часто (почти в трети случаев) трудно говорить о своих планах на рождение детей, несмотря на то, что этот вопрос наиболее актуален в их возрасте, а это значит, что молодые россияне не хотят детей так сильно, как они думают о планировании своей жизни в столь важной для них сфере. Этот вывод также коррелирует с результатами других исследований.

Пик планирования рождаемости приходится на возраст 26-30 лет — об этом свидетельствуют 17% представителей этой группы. До кризиса 29% представителей этой возрастной группы планировали завести ребенка. Те, у кого нет детей, чаще планируют завести ребенка. Так, молодые люди в возрасте до 31 года, не имеющие детей, планируют завести ребенка в 16% случаев, в то время как 34% не знают, как будут развиваться обстоятельства. Среди россиян, не имеющих детей в возрасте 31-40 лет, доля тех, кто планирует родить ребенка, несколько выше — 21%, потому что с возрастом потребность в ребенке становится все более актуальной даже в условиях экономического кризиса.

Интересен тот факт, что для российской молодежи дети являются не только доказательством крепких и хороших отношений, но и способом осветлить или «приклеить» плохие отношения. Так, среди россиян до 31 года, имеющих хорошие или удовлетворительные семейные отношения, 13% говорят, что планируют завести ребенка в ближайшие 1-2 года. Среди тех, кто оценивает семейные отношения как бедные, этот показатель составляет 18%. Пожилые россияне в возрасте 31-40 лет более осторожно относятся к рождению ребенка в условиях плохих семейных отношений, но даже в этой группе сохраняется тенденция компенсировать плохие семейные отношения с ребенком.

Этот факт вызывает озабоченность, поскольку такое отношение российской молодежи к рождению детей увеличивает риск увеличения количества неблагополучных семей, как неполных, так и семей с неблагоприятным внутренним климатом, в которых невозможно воспитывать физически и психически здоровых детей, поскольку, как писал Д. Коулман, «если человеческий капитал родителей не дополняется социальным капиталом, воплощенным в семейных отношениях, то он не играет значительной роли в образовательном уровне ребенка, каким бы великим ни был человеческий капитал».

Даже в условиях кризиса самые богатые слои населения чаще планируют или разрешают иметь детей, каждый десятый из них планирует иметь детей (в слоях 3 — 8 этот показатель в два раза, а в слоях 1 — 2 — в пять раз ниже), что также было установлено в докризисные годы. Это неудивительно, так как по данным других с. 75 опросов, 75% россиян относят финансовые и материальные проблемы к числу причин, препятствующих реализации репродуктивных желаний.

На стратегию деторождения влияет и профессиональная ситуация, которая определяет для них дополнительные риски потери дохода. Так, среди тех, кто говорит, что с большой долей вероятности они потеряют работу в следующем году, только 4% планируют завести ребенка, в то время как 14% из тех, кто исключает такую возможность. Таким образом, помимо экономических последствий, кризис уже нанес и будет наносить значительный демографический ущерб нашей стране. Говоря о теоретических выводах, можно отметить, что хотя в России отмечается снижение рождаемости и сдвиг в реализации репродуктивной функции семьи во времени, практика сознательного планирования деторождения в рамках общей стратегии развития семьи все еще находится в зачаточном состоянии.

Таким образом, повседневная жизнь россиян постепенно меняется в такой важной для населения страны сфере, как семейные отношения. Однако эти процессы противоречат друг другу, и хотя некоторые из них свидетельствуют об осуществлении второго демографического перехода, другие заставляют нас с большой осторожностью говорить о его успехе и пользе.

Заключение

Для написания эссе я выбрала тему «Семья в современном обществе», потому что она интересна мне и считается очень актуальной.

Современная семья отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и тем, что для нас важнее, радикальным изменением ее эмоциональных и психологических функций.

В последние десятилетия отношения между детьми и родителями меняются, становясь более эмоциональными и психологическими, то есть определяются глубиной их привязанности друг к другу, потому что дети становятся одной из важнейших ценностей в жизни для большего числа людей. Но, как это ни парадоксально, это не упрощает семейную жизнь, а только усложняет ее.

На это есть причины:

  1. Во-первых, многие семьи являются семьями с одним ребенком и состоят из двух поколений — родителей и детей; дедушки и бабушки и другие родственники обычно живут отдельно. Это означает, что у родителей нет возможности воспользоваться опытом предыдущего поколения и поддержкой в повседневной жизни, и применение этого опыта часто бывает проблематичным. Таким образом, исчезло разнообразие, привнесенное в межличностные отношения пожилыми людьми, братьями и сестрами, тетями, дядями и т.д..
  2. Во-вторых, в то время как традиционное разделение «мужского» и «женского» труда сохранено, в большинстве семей (за исключением деревень и малых городов) разделение первого труда сведено к минимуму. Статус женщин повысился в связи с их типичной руководящей ролью в семье (в домохозяйстве) и вне рабочей силы.
  3. В-третьих, поскольку степень и глубина привязанности супружеской пары друг к другу все больше определяется масштабами и глубиной отношений, ожидания друг от друга резко возрастают, и многие из них не в состоянии оправдать эти ожидания из-за культурных традиций и индивидуальных особенностей.
  4. В-четвертых, отношения между родителями и детьми стали более сложными и проблематичными. Дети приобретают высокий статус в семье в раннем возрасте. Дети часто имеют более высокий уровень образования, они могут проводить большую часть своего свободного времени вне семьи. Они заполняют это время мероприятиями, которые принимаются среди их сверстников, и далеко не озабочены тем, чтобы их родители одобряли их увлечения. Авторитет родительской власти часто не работает сегодня — его необходимо заменить авторитетом личности родителя.

Я считаю, что семья — это не только жена, муж и дети. У каждого есть семья, человек не может не иметь семьи. Разница в том, что у каждого человека своё представление о природе и значении семьи.

Подводя итоги своей работы, я хотел бы использовать знаменитый афоризм Раневской Фаины Георгиевны «Семья — это замена всему». Поэтому вы должны заранее подумать, что для вас важнее: все или семья».

Список литературы

  1. Лежнина Ю. Семья в ценностных ориентациях //Социс, 2008г. №12
  2. Мустаева Ф. Социальные проблемы современной семьи //Социс, 2008г. №7
  3. Дементьева И. Социальное самочувствие семьи //Социс, 2009г. №9
  4. Голод С. социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи //Социс, 2009г. №1
  5. Пациорковский В., Пациорковская В. Большая семья в демографической ситуации // 2008г. №3

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.

Источник https://novainfo.ru/article/6577

Источник https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/04/17/issledovatelskaya-rabota-problemy-sovremennoy-semi

Источник https://natalibrilenova.ru/referat-na-temu-semya-v-sovremennom-obschestve/