Цели партнерских отношений с семьей в доу
Развитие партнерских отношений ДОУ и родителей
консультация на тему
Каждый дошкольник — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Мы, взрослые (родители и педагоги) должны помочь ему в этом. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, насколько взрослым хватит терпения, такта и взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в дошкольном учреждении, а, следовательно, и быстрее развиваться. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями. Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как организована работа с семей. Доволен родитель — довольны и мы, так как продуктивное сотрудничество с родителями — это то, к чему мы стремимся.
Основной целью педагогической концепции диалога детского сада и семьи является создание единого пространства семья — детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. В основе концепции развития лежат основные концептуальные положения программы «Детство», определяющие ее целевые и содержательные компоненты и адекватную ей педагогическую технологию, обеспечивающую единый процесс социализации — индивидуализация личности.
И сегодня на своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для налаживания контактов с родителями: во-первых, отказ от традиционного пути и творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы; во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения; в-третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ; в-четвертых, организация совместно с родителями распространения опыта работы.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, что неплохо бы провести мероприятие, объединяющие всех участников воспитательного процесса. Мы поставили перед собой цель — сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями. На мой взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы с тем, чтобы педагоги обращали наибольшее внимание процессу установления доверительных отношений с семьями воспитанников. В основу установления доверительных отношений с родителями может быть положена методика контактного взаимодействия (Л.Б. Филонов), которая предполагает определенную последовательность, стадийность действий собеседников. Необходимость в ней возникает в связи с тем, что около половины родителей не придают должного значения своевременному и правильному развитию своих детей, «не замечают» выраженные трудности воспитания детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами детского сада. Поэтому на первой стадии происходит поиск (установление) контактов. В это время воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных их семье условиях.
В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать: во-первых, наблюдение, во-вторых, анкетирование, и, в-третьих, посещение семей воспитанников. Наблюдение, например, поможет ответить на такие вопросы:
Как происходит расставание детей с родителями утром?
Как дети встречают своих родителей вечером?
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?
Какова реакция родителей на детские просьбы, капризы и т.д.?
Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты)?
Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сони)?
Обобщение результатов ( приложение 1 ) наблюдений, проводимых двумя педагогами группы позволяет выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера и особенности развития детей вызывают у них тревогу.
Педагог может посетить семью, чтобы лучше узнать условия воспитания ребенка, предварительно сообщив о возможном времени своего визита.
Анкетирование позволяет получить ответы на вопросы:
- общие сведения о родителях;
- сведения о других членах семьи, проживающих вместе с ребенком;
- чем занимается ребенок дома;
- в каких мероприятиях детского сада родители готовы участвовать.
Полученный, таким образом, материал позволяет судить об уровне педагогической компетентности родителей в семьях и в группе в целом, выявляются условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами. Одинаково корректно, гибко педагог должен общаться с родителями, обладающими как высоким или средним, так и низким уровнем педагогической компетентности, хотя в зависимости от этого уровня впоследствии будет выстраиваться тактика дифференцированного взаимодействия с каждой семьей и воздействия. Исходя из полученных результатов анкетирования можно сделать вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьей — родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, досуговые мероприятия.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателей с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. «Воздействие» — однонаправленность влияния одного человека или группы на другого с целью его изменения в определенном направлении.
Основное средство воздействия — наглядность и осуществляется в следующих формах:
- оформление стендов;
- в устной форме:
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- организация встреч с разными специалистами.
Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых занятий, на которых родители получают информацию о развитии своего ребенка и повышают свою педагогическую грамотность. Мы стараемся проводить подобные мероприятия, чтобы родители получили информацию не как назидание, а как добрый совет. В ходе занятии могут, проводится индивидуальные консультации, если в этом возникает необходимость. Возможны также дополнительные задания для родителей.
Идея личностно-ориентированного подхода осуществляется не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с родителями, которое строится на следующих принципах:
- установление доверительных отношений с родителями;
- открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
- совместного вхождения педагогов и родителей в проблемы общения с ребенком;
- организация совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду.
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком. Для этого необходим процесс поиска и реализации наиболее эффективных технологий. В большинстве проводимых в детском саду праздников, развлечений родители выступают в роли не только зрителей, но и активных участников. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как совместные выставки, совместное творчество родителей и педагогов.
Подводя итоги работы, и анализируя данную проблему в рамках детского сада, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:
Ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
Использовать разнообразные формы и методы образования родителей.
Делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия.
Учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как «В детский сад вместе с мамой» ( приложение 2 ) (работа адаптационной группы), совместное творчество родителей и детей (фестиваль семейного театра, выпуск газеты- поздравления творческой группы «Папы и дети поздравляют своих любимых мамочек и бабушек».
Цели партнерских отношений с семьей в доу
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Бланко-Педрехон Маргарита Сергеевна
Организация: ГБОУ школа №69 детский сад «Росинка»
Населенный пункт: г. Москва
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
- «повернуться» лицом к семье , оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
- При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
- – создать единое пространство
- развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Цель педагогов
- Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают
- Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнёрства
ДОУ и семьи
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4.Открытость (п осещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1.Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление — направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
- открытые занятия ;
- мастер-класс;
- семинары.
- Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
- сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
- утренние приветствия;
- семейные проекты.
Информационно-аналитическое направление —
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической грамотности, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- тестирование.
- личные беседы
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Важные моменты :
— все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинкисимволы);
- содержание предполагаемого
материала должно быть
Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
- По данному направлению можно организовать:
- — праздники, которые можно закончить чаепитием.
- Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- — развлечения;
- — праздники
- — празднование дней рождения;
- — выставки;
- -акции;
- -селфи-безопасности;
- -конкурсы к традиционным праздникам;
- -дни добрых дел.
Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в МБДОУ разнообразны, современны
Список использованной литературы:
1 .Журнал «Управление ДОУ», 2013г.
2.Любчик С.А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи. Управление ДОУ.2013
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –М.2013
Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка
Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е. В. Логинова, Е. В. Шиврина, И. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 27.10.2022).
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи.
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.
В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества.
Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:
— Конституции РФ. Принята 12.12.1993 [1,с38]
— Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63]
— Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [3,с44]
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4]
Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. [5,с.24]
По мнению Т. А. Куликовой: «..Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития». [7,с. 213] Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». [7, с.211]
Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. [8,с. 60]
— взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; [12, с.9]
— соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении; [10, с.44]
— согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу. [9, с.264]
Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:
— равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;
— уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;
— взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;
— добровольность принятия взаимных обязательств;
— равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств. [11,с.168]
Современные ученые отмечают важность взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.А. В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.
О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
— единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей;
— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
— использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи;
— индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:
— изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;
— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:
— выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
— объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;
— повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;
— вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка.
Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Анализ ежегодного анкетирования «Взаимодействие семьи и детского сада» позволяет выделить три группы родителей:
Количество семей
Родители — активисты, с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
Родители — наблюдатели, не желают принимать участие в образовательном процессе ДОУ, выбрав позицию стороннего наблюдателя
Анализ опроса «Что я хочу узнать о воспитании?» позволил выделить потребности родителей
Количество семей
Максимально полную информацию о ребенке
Педагогические советы по общению с детьми, психологические и индивидуальные консультации
Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома
Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать
Приобретение практического опыта
Возможность обмена опытом с другими родителями группы
На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.
— Родительские собрания. Нами используется технология проведения родительских собраний Е. В. Бачевой, которая способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.
— Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами. Для того, чтобы информация стала помощницей, действуют постоянные рубрики: «Это интересно», «Заботливым родителям — талантливых детей», «Советы доктора Айболита», «Наша реклама», «Советы от Фрекен-Бок», «Говорушечки», «Домисолька», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родитель может взять его домой для личного изучения, помощи ребенку.
— Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводятся традиционные, ежегодные праздники «День рождения группы», «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек», «День защиты детей», «В гостях у осени», «Мама, милая мама»; развлечения «Семейные посиделки», «А ну-ка бабушки»; спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни».
— Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.
— Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные. Родители группы активно учувствуют в организации тематических выставок, конкурсов, приносят экспонаты, предоставляют изделия для персональных выставок.
— Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае. В этом году мы посетили Ботанический сад им Демидова, Людмилинскую скважину, музей ОАО «Уралкалий», Соликамское ТВ, съездили в увлекательное путешествие «Масленкино-Буренкино», в г. Усолье в дом-музей Строгоновых.
— Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей) выпускается газета «Топ» — известия. Темы абсолютно разные, но всегда актуальные и важные.
— Дни открытых дверей родителей, семейные квесты. Например, в этом году прошел семейный квест «Детский сад глазами детей»- где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день.
— «Родители — детям». Невозможно воспитать ребенка словами, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Поэтому мы используем такую форму работы с родителями, как «Родители — детям», где родители активно участвуют в образовательном процессе, по желанию проводят утреннюю гимнастику, подвижные игры, встречи с интересными людьми, мастер-классы.
— Группа «Шустрики» в социальной сети «Одноклассники». Информация о ДОУ есть на официальном сайте, где каждый родитель может ознакомиться с уставом ДОУ, программой, реализуемой в дошкольном учреждении, найти полезную информацию от узких специалистов. В новостной ленте узнать о событиях детского сада, в рубрике вопрос-ответ задать вопрос администрации детского сада, узким специалистам, оставить свои отзывы и пожелания. Но, у нашей группы есть личная страничка в сети Интернет. Вступившие в группу родители могут узнать о событиях жизни группы, посмотреть фотоальбом, оставить свои комментарии, получить онлайн консультацию в любое удобное время, пообщаться с другими родителями группы.
— Семейные творческие мастерские. Родители не только принимают участие в организованных нами мастер классах, но и сами проводят их, знакомят друг друга со своим хобби, увлечением, дают советы. Например, родители провели мастер-класс по декорированию деревянных изделий техникой «Декупаж», по изготовлению украшений в технике «Канзаши», декорирование ваз.
— Социальные акции, марафоны. На данный момент мы участвуем во Всероссийском марафоне «Ангел добра».
— Проектная деятельность. С особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты направленные как на детей, так и на родителей: «Верные друзья», «Такие разные буквы», «Космические просторы», «Динозавры», «Широкая Масленица», «Олимпийские кольца», «Белые журавли».
Хочется подробней остановиться на проекте «У счастья — дом семья» итогом, которого является портфолио семьи.
Портфолио семьи — современная форма работы с семьёй, способ самодиагностики и механизм её саморазвития. Это комплект материалов, объединяющий характеристики, достижения семьи, положительный опыт семейного воспитания.
Создание семейного портфолио — это процесс укрепления семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе. Более того, портфолио станет не только памятной вещью для каждой семьи, но и пригодится при планировании новых задумок и совместных мероприятий.
Ценность технологии «семейного портфолио» заключается:
— В том, что каждому дается возможность самореализоваться, самосовершенствоваться, творчески раскрыться, родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить, ребёнку даётся возможность почувствовать себя частью дружной семьи;
— в формировании положительной характеристики семьи;
— в совершенствовании положительных детско-родительских отношений;
— в возникновении потребности в сотрудничестве ДОУ и семьи;
— систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания.
Цель проекта: создание условий для самопознания, саморазвития, нравственного самосовершенствования ребенка и его семьи, укрепления детско-родительских отношений
Задачи деятельности по созданию проекта:
— Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника.
— Развивать познавательно-речевые способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
— Оказать методическую помощь родителям при создании портфолио семьи
— Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
— Способствовать сплочению, единению представителей разных поколений.
— Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
— Способствовать проявлению креативности участников проекта.
— Развивать рефлексивные способности членов семьи.
Для того чтобы родители приняли участие в нашем проекте, мы соблюдаем ряд условий: добровольность, целеполагание, индивидуальность, систематичность в сборе информации.
Продукт проекта: портфолио семьи.
— Гармонизация отношений ребенок-родитель..
— Распространение социально-значимого опыта семейного воспитания.
— Мотивация родителей на воспитание уважения к общечеловеческим ценностям
Первоначально включились в реализацию проекта 15 % родителей. Творческая группа определила структуру портфолио, содержание, оформление, место хранения. Благодаря открытости, сейчас в творческой группе 45 % родителей. Портфолио постоянно пополняется. Дети очень любят рассматривать его странички, рассказывать о событиях. Каждая страничка вывешивается для ознакомления на шкафчик ребенка, а потом собирается в специальную папку.
В рамках деятельности группы были подобраны диагностики, разработаны анкеты для родителей, методическое обеспечение: конспекты родительских собраний, сценарии совместных праздников, консультативный материал, подобраны игры, картотека художественной литературы, музыкальная фонотека.
Например, портфолио одной семьи содержит такие разделы:
— «Семья — семь Я» на страницах своего портфолио: представление своей семьи, общие сведения, описание значения имен, рождение семьи, письма-признания.
— «Большая дружная семья» — были представлены генеалогическое древо, был представлен герб семьи, словарь терминов родства.
— «Семья глазами детей» — результатом ее стала мини-книжка «Моя семья»
— «Семейные традиции» — здесь папа и мама знакомили детей группы с личными хобби и увлечениями, своей профессией, представляли как традицию семейный праздник «Именины у Ани».
В презентации опыта семейного воспитания на родительских встречах семья стала инициатором оформления альбомов «Кулинарные рецепты семьи», «Книга народной мудрости».
Мы, как педагоги, видим, что позиция наших родителей становится более гибкой. Первоначально, родительские собрания посещало 50 % родителей, 10 % участвовало в организации групповых мероприятий, то на данный момент посещаемость составляет 100 %. Родители сами организуют «Встречи с интересными людьми», являются инициаторами групповых праздников, экскурсий и походов, активно участвуют в конкурсном движении разного уровня. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 38.
2. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ Статья 63
3. Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) Статья 44
4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Большой Энциклопедический словарь, М, Мозаика, 2000.-345с.
6. Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г.
7. Козлова С.Л, Куликова Т.А «Дошкольная педагогика» М: Издательский центр «Академия», 2001, -416с.
8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.
9. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.
10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе; кн. для учителя/М. М. Рыбакова-М.: Просвещение, 1991–128с.
11. Социальное партнерство: Словарь справочник/ Руководители авт. Коллектива В. Н. Киселев, В. Г. Смольков.-М.: ОАО Изд. «Экономика», 1999.-232с.
12. Шакуров, Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества/Р. Х. Шакуров. — СПб.,1994.-42с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, взаимное доверие, отношение, портфолио семьи.
Ключевые слова
партнерство, взаимосотрудничество, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи., портфолио семьи
Похожие статьи
Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов.
Семейный клуб как форма построения системы партнерских.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Роль детско—родительского клуба дошкольной организации.
Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию.
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.
Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.
родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм.
родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Особенности взаимодействия дошкольной организации.
Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/razvitie-partnerskih-otnosheniy-dou-i-roditeley
Источник https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/90
Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/