Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) каждый имеет право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо. Предложение оплатить гарантированную государством в качестве бесплатной медицинскую помощь, предоставляемую на условиях, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является нарушением Ваших прав.
Обращаясь в медицинскую организацию, каждый становится пациентом. В этой связи действующее законодательство предоставляет Вам права и налагает ряд обязанностей. Права пациента универсальны, они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи.
Права граждан в области охраны здоровья
Право на выбор врача и выбор медицинской организации:
Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи Вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учетом его согласия. При выборе врача и медицинской организации Вы имеете право в доступной для Вас форме получить информацию о медицинской организации и о ее деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации. Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.
Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья:
Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права — информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.
Информированное добровольное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.
Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.
В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.
Право на получение консультаций врачей-специалистов:
Российские пациенты пользуются этим правом редко. Не только врач, но и пациент вправе решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум или отсутствует соответствующий врач-специалист, Вам будет отказано в этом праве. Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациенту или его представителю необходимо запросить соответствующие медицинское документы (или их копии) и обратиться за консультацией к другому врачу.
Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.
Право на отказ от медицинского вмешательства:
Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.
В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.
Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях:
Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.
Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям:
В соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О радиационной безопасности населения» указанное право реализуется посредством создания в медицинских организациях условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, то есть тех, при которых внешние факторы не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно обширный перечень санитарных нормам и правил, призванных обезопасить его от различного рода негативных последствий нарушения санитарно-гигиенических требований, таких как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медицинского персонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушением требований. Выполнение санитарных норм и правил при оказании медицинской помощи контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну:
Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.
Право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинском помощи:
Если вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей был причинен вред здоровью пациента или наступила смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в полном объеме и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе компенсировать моральный вред. Согласно Федеральному закону и иным нормативным правовым актам отрасль здравоохранения в целом, лицензирование медицинской деятельности и система правоотношений по охране здоровья граждан построены таким образом, что в случае врачебной ошибки персонала ответственность несет медицинская организация, оказавшая некачественную медицинскую услугу. Это в определенной степени повышает шансы потерпевшего на реальное возмещение вреда.
Право на допуск адвоката или законного представителя для защиты прав:
Пациент, ослабленный человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что его законные интересы будут защищены. Одной из таких гарантий является предоставленное Федеральным законом право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя, которые имеют право свободного доступа к пациенту в период стационарного лечения. Одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему стационарной помощи в течение всего периода лечения, а при совместном нахождении с ребенком в возрасте до четырех лет (при наличии медицинских показаний — с ребенком старше данного возраста) представляются спальное место и питание. Указанное право может быть ограничено лечащим врачом, например, при карантине в отделении или пребывании пациента в отделении реанимации. В таком случае представителю пациента для получения интересующей его информации необходимо обратиться к лечащему врачу, который обязан в определенные часы принимать посетителей, и во взаимодействии с ним решать вопросы обеспечения прав доверителя или ребенка. Если действия в интересах пациента обоснованы и правомерны, все должностные лица медицинской организации обязаны отреагировать на Ваше обращение и принять меры по защите прав и интересов представляемого Вами пациента.
Право на допуск священнослужителя и на предоставление условий для отправления религиозных обрядов:
В процессе лечения и ухода пациенту особенно важна поддержка семьи, родственников и друзей, а также духовная поддержка. Исходя из принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, Федеральный закон устанавливает единственное ограничение к отправлению в условиях стационара религиозных обрядов — когда такие действия нарушают внутренний распорядок, то есть препятствуют нормальному функционированию учреждения.
Федеральным законом установлено требование соблюдения медицинскими работниками этических и моральных норм. Уважительное отношение к пациенту — часть профессиональных обязанностей врача. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда.
В случае нарушения прав сам пациент или его представитель вправе обратиться жалобой к непосредственному руководителю виновного медицинского работника или иному должностному лицу медицинской организации, в которой ему оказывается медицинская помощь, в органы управления здравоохранением.
Застрахованные по ОМС лица могут обращаться в свою страховую компанию — защищать Ваши законные интересы это ее обязанность.
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Прежде всего, Вы обязаны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, профилактическое медицинское обследование мало практикуется. Более того, несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания. В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:
- Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
- Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
- Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:
- представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество Вашего лечения);
- соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
- выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.
Нормативные документы
Права граждан в области охраны здоровья
Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:
- Пункт 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
- Ст. 18, 19 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
- Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
Право граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации.
- Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
Право граждан на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования:
- Ст. 19, 21 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
- Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
Право граждан на выбор врача:
- Ст. 19, 21 Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21.11.11 г.)
- Ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». (№ 326 от 29.11.2010 г.)
Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи:
Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Выдержки из ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» из главы №4.
Статья 18. Право на охрану здоровья
- Каждый имеет право на охрану здоровья.
- Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)
Статья 19. Право на медицинскую помощь
- Каждый имеет право на медицинскую помощь.
- Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
- Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
- Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
- Пациент имеет право на:
- выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства;
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
- Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
- Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
- лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
- несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
- если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
- в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
- в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
- при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
- в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) - в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
- При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
- Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
- по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
- в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
- Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
- Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
- Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
- Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) - Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Права отдельных категорий граждан в сфере охраны здоровья и особенности их реализации
В
Основах законодательства РФ об охране
здоровья граждан в разделе 1V
«Права граждан в области охраны здоровья»
в статье 20 оговорено право граждан на
медико-социальную помощь (от
22 июля 1997 года № 5481-1, с последующими
дополнениями от 20 декабря 1999 года №
214-ФЗ, от 2 декабря 2000 года № 139-ФЗ).
Медико-социальная помощь оказывается
медицинскими, социальными работниками
и иными специалистами в учреждениях
государственных, муниципальных и частных
систем здравоохранения, а также в
учреждениях системы социальной защиты
населения.При заболевании,
утрате трудоспособности и в иных случаях
граждане имеют право на медико-социальную
помощь, которая включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную,
протезно-ортопедическую и зубопротезную
помощь, а также меры социального характера
по уходу за больными, нетрудоспособными
и инвалидами, включая выплату пособия
по временной нетрудоспособности.
Граждане имеют право на бесплатную
медицинскую помощь в государственной
и муниципальной системах здравоохранения.
Гарантированный объем медицинской
помощи предоставляется гражданам в
соответствии с программами государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи. Граждане имеют
право на дополнительные медицинские и
другие услуги на основе программ
добровольного медицинского страхования.
Граждане имеют право на медицинскую
экспертизу, в том числе независимую,
которая производится по их личному
заявлению в специализированных
учреждениях в соответствии со статьей
53 настоящих Основ.… Дети, подростки,
учащиеся, занимающиеся физической
культурой, имеют право на бесплатный
медицинский контроль. Работающие
граждане имеют право на пособие при
карантине в случае отстранения их от
работы санитарно-эпидемиологической
службой вследствие заразного заболевания
лиц, окружавших их. Если карантину
подлежат несовершеннолетние, пособие
выдается одному из родителей (иному
законному представителю) или иному
члену семьи. Работающие граждане в
случае болезни имеют право на три дня
неоплачиваемого отпуска в течение года,
который предоставляется по личному
заявлению гражданина без предъявления
медицинского документа, удостоверяющего
факт заболевания (извлечения из статьи
20).Таким
образом, оказание медико-социальной
помощи – это профессиональная обязанность
не только медицинских, но и социальных
работников, закрепленная в статье 20 как
правовая норма.Каждый
гражданин имеет право по медицинским
показаниям на бесплатные консультации
по вопросам планирования семьи, наличия
социально-значимых заболеваний и
заболеваний, представляющих опасность
для окружающих, … медико-генетические
консультации с целью предупреждения
возможных наследственных заболеваний
у потомства.Семья имеет право на выбор
семейного врача. Семьи, имеющие детей
(в первую очередь неполные, воспитывающие
детей-инвалидов и детей, оставшихся без
попечения родителей), имеют право на
льготы в области охраны здоровья граждан,
установленные законодательством.Одному
из родителей или иному члену семьи по
усмотрению родителей предоставляется
право в интересах лечения ребенка
находиться вместе с ним в больничном
учреждении в течение всего времени его
пребывания, независимо от возраста
ребенка, с выдачей листка нетрудоспособности.Пособие при карантине, по уходу за
больным ребенком в возрасте до семи лет
выплачивается одному из родителей или
иному члену семьи за весь период
карантина, амбулаторного лечения или
совместного пребывания с ребенком в
больничном учреждении, а пособие по
уходу за больным ребенком в возрасте
старше семи лет выплачивается за период
не более 15 дней, если по медицинскому
заключению не требуется большего срока.
(Извлечения из статьи 22).Права
несовершеннолетних.В интересах охраны здоровья
несовершеннолетние имеют право на:
диспансерное наблюдение и лечение в
детской и подростковой службах;
медико-социальную помощь и питание на
льготных условиях за счет средств
бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое
образование, на обучение и труд в
условиях, отвечающих их физиологическим
особенностям и состоянию здоровья и
исключающих воздействие на них
неблагоприятных факторов; бесплатную
медицинскую консультацию за счет средств
бюджетов всех уровней при определении
профессиональной пригодности; получение
необходимой информации о состоянии
здоровья в доступной для них форме.Несовершеннолетние
в возрасте старше 15 лет имеют право на
добровольное информированное согласие
на медицинское вмешательство или отказ
от него.Несовершеннолетние
с недостатками физического или
психического развития по заявлению
родителей или лиц, их заменяющих, могут
содержаться в учреждениях системы
социальной защиты за счет средств
бюджетов всех уровней, благотворительных
и иных фондов, а также за счет средств
родителей или лиц, их заменяющих.
(Извлечения из статьи 24).В
разделе V
«Права отдельных групп населения в
области охраны здоровья» Основ статья
26 указывает на права граждан пожилого
возраста.Граждане пожилого возраста имеют право
на медико-социальную помощь на дому, в
учреждениях государственных или
муниципальных систем здравоохранения,
а также в учреждениях систем социальной
защиты населения и на лекарственное
обеспечение, в том числе на льготных
условиях.Граждане пожилого
возраста (достигшие возраста, установленного
законодательством РФ для назначения
пенсии по старости) имеют право на
медико-социальную помощь на дому, в
учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения,
а также в учреждениях системы социальной
защиты населения и на лекарственное
обеспечение, в том числе на льготных
условиях. Медико-социальная помощь
гражданам пожилого возраста, включая
одиноких граждан пожилого возраста и
членов семей, состоящих из одних
пенсионеров, направлена на лечение
имеющихся у них заболеваний и уход,
поддержание их активного образа жизни
и социальную защиту в случае болезни и
неспособности удовлетворять свои
основные жизненные потребности.
Граждане пожилого возраста на основании
медицинского заключения имеют право
на санаторно-курортное лечение и
реабилитацию бесплатно или на льготных
условиях за счет средств социального
страхования, органов социальной
защиты населения и за счет средств
предприятий, учреждений и организаций
при их согласии.В
разделе V1 «Права граждан при оказании
медико–социальной помощи» в статье
30 указаны права пациента.При обращении за медицинской помощью
и её получении пациент имеет право на:
уважительное и гуманное отношение со
стороны медицинского и обслуживающего
персонала, выбор врача, обследование,
лечение и содержание в условиях,
соответствующих санитарно – гигиеническим
требованиям, проведение по его просьбе
консилиума и консультаций других
специалистов, облегчение боли, связанной
с заболеванием и (или) медицинским
вмешательством и др. В случае нарушения
прав пациента он может обращаться с
жалобой к руководителю или должностному
лицу лечебно – профилактического
учреждения.В соответствии со
статьёй 31 «Основ» граждане имеют право
на информацию о состоянии здоровья.Каждый гражданин имеет право на получение
информации о состоянии здоровья, включая
сведения о результатах обследования,
наличии заболевания, его диагнозе и
прогнозе, методах лечения, связанном с
ним риске, возможных вариантах медицинского
вмешательства. Информация о состоянии
здоровья не может быть предоставлена
гражданину против его воли.В статье 41 Основ
говорится о медико–социальной помощи
гражданам, страдающим социально значимыми
заболеваниями.
Перечень таких заболеваний определяется
Правительством РФ.Гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями,
оказывается медико–социальная помощь
и обеспечивается диспансерное наблюдение
в соответствующих лечебно – профилактических
учреждениях бесплатно или на льготных
условиях.Статьей 42 Основ
предусмотрена медико–социальная помощь
гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих.
Таким людям медико-социальная помощь
оказывается бесплатно в предназначенных
для этой цели учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения.- Граждане, пострадавшие
при чрезвычайной ситуации,
имеют право на получение бесплатной
медицинской помощи, санаторно-курортного
и восстановительного лечения, проведение
гигиенических и противоэпидемических
мероприятий по преодолению последствий
чрезвычайной ситуации и снижению
риска для их жизни и здоровья. - Гражданам РФ,
проживающим в районах, признанных в
установленном законодательством порядке
экологически неблагополучными,
гарантируются бесплатная медицинская
помощь, медико-генетические и другие
консультации и обследования при
вступлении в брак, а также
санаторно-курортное и восстановительное
лечение, обеспечение лекарственными
средствами, иммунобиологическими
препаратами и изделиями медицинского
назначения на льготных условиях. - Гражданам,
пострадавшим при спасании людей и
оказании медицинской помощи в условиях
чрезвычайной ситуации,
гарантируются бесплатное лечение,
включая санаторно-курортное лечение,
и все виды реабилитации, а также
материальная компенсация в порядке,
установленном законодательством.
В статье 27 Основ
оговорены права инвалидов
(от 24 ноября 1995 года № 185-ФЗ с изменениями
и дополнениями, внесенными федеральными
законами от 4 января 1999года «№ 5-ФЗ, от17
июля 1999года № 172-ФЗ).Инвалиды, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и
переподготовку.Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или муниципальной
системы здравоохранения, на уход на
дому, а в случае нетрудоспособности
удовлетворять основные жизненные
потребности – на содержание в учреждениях
системы социальной защиты населения.Инвалиды, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и
переподготовку.Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или муниципальной
системы здравоохранения, на уход на
дому, а в случае неспособности удовлетворять
основные жизненные потребности — на
содержание в учреждениях системы
социальной защиты населения.Порядок
оказания инвалидам медико-социальной
помощи и перечень льгот для них
определяются законодательством РФ,
республик в составе РФ. Органы
государственной власти автономной
области, автономных округов, краев,
областей и пр.в пределах своей компетенции
могут устанавливать для инвалидов
дополнительные льготы.Для ухода за
детьми-инвалидами и инвалидами с детства
до достижения ими возраста 18 лет
одному из работающих родителей или лиц,
их заменяющих, предоставляются четыре
дополнительных оплачиваемых выходных
дня в месяц, которые могут быть использованы
одним из названных лиц либо разделены
ими между собой по своему усмотрению.Вторым
основополагающим правовым документом
стал Федеральный закон «О
государственной социальной помощи» от
17. 07. 1999 г. № 178 – ФЗ.Этот закон определяет социальное
обслуживание как деятельность служб
по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в сложной жизненной
ситуации.Правовой основой
медико-социальной работы являются также
законы:- «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
- «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» № от 24 ноября 1995 г.
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (принят ВС РФ в 1992 г. № 3185-1);
- «О Ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ;
- другие законодательные акты.
На
основании правовой базы на уровне
ведомств разрабатываются нормативно-правовые
документы, которые позволяют ввести
востребованную временем медико-социальную
работу в практику социальных институтов,
например:- «О государственной социальной помощи в Псковской области» от 30.12. 2004 г. № 413 – ОЗ;
- «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» от 11.01.2005 г. № 401-ОЗ.
В нынешних условиях
особую важность приобретает разработка
межотраслевого документа, в котором
должны быть изложены единые методологические
подходы к медико-социальной работе и
положения которого позволили бы на
общей основе формировать этот вид
деятельности в различных отраслях
медицины и социальных службах.Представляется
принципиально важным в создании
нормативной базы медико-социальной
работы установление в этом виде
деятельности компетенции федерального
уровня, компетенции субъектов Федерации
и компетенции органов местного
самоуправления, а также выработка
государственных стандартов и гарантий
качества медико-социальных услуг.Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
Введение.
Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.
Медицинская деятельность регулируется специальными законами.
Эти законы определяют, каким требованиям подчиняется современная медицинская система, как она должна контролироваться, какими полномочиями обладают непосредственные участники медицинской помощи (пациент, лечащий врач и другие). В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов.
Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства. Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др.
Взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения.
Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности с одной стороны, и граждане – с другой.
Сфера здравоохранения подчиняется правовому регулированию и такие понятия, как «лечащий врач», «пациент», «медицинская помощь», являются юридическими.
Закон предоставляют населению при обращении за медицинской помощью некоторый выбор среди подсистем медицинской помощи (государственной, муниципальной, частной), а также внутри этих подсистем (выбор врача, услуги).
Медицинская система и пациент находятся в определенных правовых взаимоотношениях.
По отношению к пациенту медицинская система должна обеспечить выполнение ряда его прав, и если эти права нарушаются, то пациент как самостоятельная фигура, права и свободы которой гарантированы Конституцией и являются высшей ценностью в нашем государстве (ст. 2 Конституции РФ), имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).
Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
Закон закрепляет права в области охраны здоровья семьи, беременных женщин и матерей несовершеннолетних военнослужащих граждан, подлежащих призыву на военную службу по контракту; граждан пожилого возраста; инвалидов; граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях; лиц, отбывающих наказания. Государство берет на себя заботу об охране здоровья каждой семьи.
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей- инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации; 2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; 3) санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; 4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со ст. 32,33, 34 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финансируют Министерство обороны Российской Федерации и другие министерства, государственные комитеты и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба. Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защитьД населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая* одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное течение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедичесыими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеютт право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. Порядок оказания инвалидам медидко-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федеращии. Органы государственной власти автономной области, автономных округсрв, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Для ухода за детьми-инвалидами и ианвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использзованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья. Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная мездицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановитель>ное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях. Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом. Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются. В отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в местах лишения свободы.
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Реферат на тему “Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: права и обязательства сторон”
Содержание
Введение
1. Понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь
2. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
3. Права граждан на медико-социальную помощь
4. Право выбора врача и медицинской организации
5. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
6. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
ЗаключениеСписок использованных источников
Введение
Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение – поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.
С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы.
Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования).
В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41).
Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы.
Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем.
Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открытне для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.
1. Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь
Понятием права на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексная система мер, обеспечивающих самое главное в жизни человека – его здоровье.
Итак, право на охрану здоровья и медицинскую помощь – это разновидность основных (конституционных) социальных прав человека.
Содержанием этих прав является гарантирование оказания бесплатной медицинской помощи гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь – общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека:
- Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
- Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах:
- Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
- Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
- a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
- b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
- c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
- d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
На самом деле, определение является весомым и правильным, но что оно показывает на практике? А на практике оно показывает лишь одно – оно не действует. Примеры самые доступные, в подобных ситуациях оказывались многие граждане. Медицинская реабилитация в 80% не осуществляется должным образом, не выдаются путевки на санаторно-курортное лечение даже людям с серьезными заболеваниями.
Немаловажную роль играет продолжительность жизни населения.
По нашему мнению, государство должно вырабатывать новые социальные меры, направленные на продолжительность жизни, поддержание здоровья, так как нормы, перечисленные выше, не действуют или соблюдаются лишь формально, например, статья 30 Закона “О профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни” действует лишь в немногих организациях.
2. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Источник https://fokgb.brkmed.ru/article/prava-i-obyazannosti-grazhdan-v-sfere-ohrany-zdorovya/
Источник https://plk32.ru/prava-i-obyaz/55-prava-i-obyazannosti-grazhdan-v-sfere-okhrany-zdorovya
Источник https://uslon-adm.ru/kasko/prava-otdelnyh-kategorij-grazhdan-v-sfere-ohrany-zdorovya-i-osobennosti-ih-realizatsii.html