Женщина и ислам
Женщина в Исламе — Коран о женщинах
Данная статья является продолжением статьи «Женщина в Исламе: Хадисы против женщин», в которой рассматривалось отношение к женщинам согласно хадисам. В этой же статье мы поговорим об отношении к женщинам согласно Корану.
Если верить хадисам, женщины – коварные, грешные, нечистые и слабоумные существа. Они должны целыми днями сидеть дома, никуда не выходить. А если и высунут нос из дома, то обязаны укутаться с головы до ног во все черное и невзрачное. Не дай бог, женщина выйдет без сопровождения близких родственников, ее тут же надо наказать избиением. В хадисах подобных страшилок полно. Но нигде ничего подобного вы не найдете в Коране. Женщины и мужчины равны. Ничьи права не ущемляются. Они отличаются только по половому признаку. И, тем не менее, находятся критики, обвиняющие Коран в ущемлении прав женщин. Здесь они делают две ошибки: либо путают хадисы с Кораном, либо читают Коран в переводе. А переводы бывают разные, и они не всегда передают истинный смысл того или иного слова.
Итак, вот основные нападки критиков Ислама на Коран.
Наложницы и изнасилование пленниц.
Критики, да и некоторые течения в Исламе, считают дозволенным иметь наложниц и насиловать пленниц. В самом Коране нет понятия «наложница». Есть аяты, которые некоторые трактуют по-своему, например, в тафсире Ибн Касира говорится о разрешении иметь наложниц. Читаем один из таких аятов в переводе Крачковского:
«И запрещены вам… замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы» (Коран, 4:23-24).
Слова «овладели ваши десницы» встречаются также в аятах 23:6, 70:30, 24:33 и других. В некоторых переводах – «если только они не стали вашими невольницами», «если они не взяты вами в плен». В переводе Пороховой – «тех, которыми овладела ваша правая рука».
Большинство богословов считают, что здесь имеются в виду плененные женщины, захваченные в результате войны. И с ними, якобы, разрешено вступать в близость, несмотря на то, что они замужем. Что должно пониматься как разрешение на изнасилование пленниц. Есть соответствующий хадис:
«Абу Саид аль-Худри сказал: «Мы захватили несколько женщин в плен в бою при местечке Аутас. У этих женщин были мужья, и мы не стали совокупляться с ними из-за того, что они замужние. Мы спросили об этом пророка, и тогда был ниспослан аят: И — замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы. Этим аятом мы позволили себе совокупляться с ними» (ат-Тармизи, ан-Насаи, ибн Дарир, Муслим) (комментарий Ибн Касира: http://quran-online.ru/4:24).
Тафсир Кутба отличается от других:
«Если связи пленниц в Дар-ул-Харбе с их мужьями-неверными прекращены, то они считаются незамужними женщинами, и тогда на них разрешено жениться после того, как будет проверено, не беременны ли они. Необходимо указать и на то, что мусульмане к своим пленницам всегда относились по-человечески».
Ему вторит Асад:
«Некоторые из известнейших комментаторов отстаивают мнение, согласно которому «ма малакат айманукум» означает в данном случае «женщин, которые посредством брака ваши». Так, к примеру, Рази указывает на то, что каждый аят связывается с упоминанием запрещенных степеней родства, и необходимо подчеркнуть запрещение сексуальных отношений со всеми женщинами, кроме собственной жены».
Как видим, мнения разделились. Одни считают, что можно насиловать пленниц, другие – что на них разрешено жениться, несмотря на их замужество. А между тем, никто из них не говорит, что пленных нельзя захватывать и держать их у себя в качестве рабов, и даже наложниц. Вот что говорит по этому поводу Коран:
«Когда вы воюете с неверными (кяфирами), рубите им шеи. Когда вы приведете их в беспомощное (недееспособное) состояние, возьмите их в плотное надежное кольцо. Затем отпустите их (пленных) свободно, взяв с них выкуп или без него. Сделайте так, чтобы не осталось трудностей (стеснений), порожденных войной» (Коран, 47:4).
Некоторые полагают, что под выкупом имеется в виду компенсация. Мне же кажется, что речь идет об обмене пленными. Помню, во время войны в Чечне воюющие стороны именно так и поступали.
Захват пленных и использование их в качестве рабов практиковалось до ниспослания Корана. Поэтому Пророк должен был положить этому конец. Делалось это постепенно, поскольку работорговля до Ислама считалась делом привычным и естественным.
«Что даст тебе знать, что такое трудный путь в рай? Это освобождение раба» (Коран, 90:13).
Есть также аяты, в которых в качестве искупления какого-то определенного греха предписывалось освободить раба. Аяты 4:92, 58:3, 5:89.
Наиболее интересной мне показалась другая версия, согласно которой речь не идет ни о наложницах, ни о пленницах.
«Во времена пророка Мухаммеда женщина, находящаяся вне общины монотеистов, имела сильно ограниченную свободу и не могла, как это возможно делали представители мужского пола, просто взять и свободно покинуть свою общину, чтобы ответить на призыв Корана и присоединиться к общине Мухаммеда. Праведным единобожницам приходилось жертвовать всем, включая своим браком с идолопоклонником, чтобы присоединиться к Мухаммеду, а потому:
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Богу лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них. Возвращайте им (неверующим) то, что они потратили на брачный дар. На вас не будет греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (брачного дара)» (Коран, 60:10).
Следовательно, «малякат айманукум» — это были не наложницы, а праведные жены-единобожницы, которые сбежали от своих неверующих мужей, даже не успев развестись с ними». Источник:
https://vk.com/topic-36506095_28546197
При любом раскладе, по Корану получается, что на «невольнице» ты обязан сначала жениться, и то с разрешения ее родных:
«…пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы. Посему женитесь на них с разрешения их семей и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей» (Коран, 4:25).
Странно было бы просить разрешения у родителей наложницы.
При этом она должна быть либо уже верующей, либо принять ислам, иначе о каком изнасиловании верующей может идти речь?
«…пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы» (Коран, 4:25).
Если же она является неверующей, ее надо отпустить «с выкупом или без».
Коран якобы не запрещает педофилию.
Критики уверяют, что Коран разрешает женитьбу на малолетних девочках, и ссылаются на следующий аят:
«А те из ваших жен, которые уже отчаялись в месячных — если вы сомневаетесь, то их срок — три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных» (Коран, 65:4).
Чтобы вы понимали, речь в данном аяте идет о разводе и о сроке, предусмотренном для того, чтобы убедиться в отсутствии беременности. Далее по тексту в аяте якобы идет речь о разводящихся малолетних девочках. Слова «еще не было месячных» дают повод считать, что в Коране разрешена педофилия. Но давайте прочитаем перевод Кулиева:
«Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (Коран, 65:4).
У Кулиева перевод более точный. Вся проблема в слове «еще», которого в Коране просто нет. Его добавили переводчики, чтобы подогнать под хадисы, в которых педофилия как раз-таки разрешена. Если его убрать, то смысл читаемого меняется, и становится понятным, что речь идет не о малолетних девочках, а о женщинах, у которых по каким-либо причинам месячные в принципе отсутствуют, а такое тоже бывает. И это было учтено в Коране.
Кроме того, в Коране существует понятие брачного возраста. А достигается он при совершеннолетии:
«Подвергайте испытанию сирот, [находящихся на вашем Попечении], пока они не достигнут брачного возраста. И тогда, если обнаружите, что они достигли зрелости разума, то вручайте им их имущество, а не расходуйте понапрасну, в спешке, [опасаясь], что они, достигнув совершеннолетия [, лишат их опекунских прав]». (Коран, 4:6).
Как видно, Коран не только не разрешает брак с несовершеннолетними, но и запрещает его.
Мужья стоят над женами.
Вокруг этого утверждения, которое дает повод для ущемления прав женщин, существует много заблуждений, как со стороны критиков, так и со стороны самих мусульман. Читаем аят 4:34 в переводе Кулиева:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте».
Получается, что жена во всем должна быть покорна мужу. А в случае неповиновения, ее надо избивать. На самом деле избиение допустимо только в крайнем случае, если исчерпаны другие способы решения проблемы. И бить ее допускается только за измену, а не за непокорность. Подробности читайте в моей предыдущей статье «Женщина в Исламе. Хадисы против женщин»:
http://www.proza.ru/2018/02/12/551
Согласно исследованию сайта «Кораника», в аяте говорится не о покорности мужу, а о покорности (смиренности) перед Аллахом:
«Праведные женщины смиряются (покоряются) с этим (принимают это как должное, склоняют голову).
То, что переведено нами как «смиряются» (склоняют голову, покоряются, примиряются с этим и т. д.) (каанитаат), – (каанитуун) – употреблено и по отношению к мужчинам.
Оно переводится так: «Мусульмане-мужчины и мусульмане-женщины, уверовавшие мужчины и уверовавшие женщины, смиряющиеся (покоряющиеся) мужчины и смиряющиеся (покоряющиеся) женщины…» (33/35).
Речь идет о мужчинах и женщинах, смиряющихся перед Аллахом, покоряющихся (поклоняющихся) ему. В силу связей между аятами это ведет к признанию того, что и в аяте 4/34 говорится о женщинах, смиряющихся перед Аллахом (покоряющихся и поклоняющихся ему, принимающих его условия). Теперь, если понимать аят 33/35 как «женщин, смиряющихся перед мужчинами (покоряющихся и поклоняющихся им)», то и мужчин в этом случае придется понимать как «смиряющихся перед женщинами (покоряющихся и поклоняющихся им)». Но это означает переход от поклонения Аллаху и смирения (покорности) перед ним к поклонению человеку и смирению перед ним».
Подробности по ссылке:
http://www.koranika.ru/?p=650
И это не дает права избивать мужу свою жену за непокорность:
«Обходитесь с ними (женами) достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (Коран, 4:19).
Иной раз наказание жены, которое якобы проходит в Коране, переходит все границы. В интернете часто можно встретить новости, где муж наказывает свою жену, облив ее кислотой, обезобразив ее лицо и тело на всю жизнь.
Что касается преимущества мужчин перед женщинами, то Аль-Мунтахаб передал точный смысл этого значения:
«Мужчины обязаны заботиться о своих жёнах и об их благосостоянии потому, что Аллах дал им преимущества перед женщинами, и потому, что они расходуют из своего имущества на содержание семьи. Ведь они работают, чтобы достойным образом содержать семью» (Коран, 4:34).
В исламском мире распространено мнение, что женщина как бы сама по себе является нечистой. В статье «Женщина в Исламе. Хадисы против женщин» я описал случаи, в которых женщины якобы нарушают намаз и ритуальную чистоту. Теперь же речь пойдет о запретах для женщины, у которой начались месячные. В этот период она, как бы, нечиста. Ей нельзя поститься, совершать молитву, хадж, заходить в мечеть. Нельзя даже касаться ее определенных частей тела, пока не пройдут эти дни.
А что же говорит по этому поводу сам Коран? Читаем:
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Это — страдание». Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как приказал вам Аллах» (Коран, 2:222).
Ни о каком запрете на совершение намаза, поста и прочего в Коране не указано. Менструация – это не нечистота. Это – страдание для женщины. Коран не ущемляет права женщины, а, наоборот, защищает ее.
Насчет гурий тоже существует немало выдумок. Среди критиков бытует мнение, что шахида, убившего «неверных» ждут в раю 72 гурии. Это уже выдумки. Согласно хадисам, такое количество ждет практически любого праведника.
Согласно большинству исламских источников, гурии описываются следующим образом: полногрудые, сверстницы, с белоснежной кожей, большие глаза с черными зрачками, вечно молодые, каждое утро вновь становятся девственницами, созданы для мужских утех.
В самом Коране они описываются так:
«Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:56).
«Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые» (37:48).
«Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами» (44:54).
«полногрудые сверстницы» (78:33).
Возникает вопрос: а что ждет в раю женщин? Рай создан только для мужчин? И только для утех?
Теперь давайте разберемся с этим вопросом.
Арабское слово «кауаа’иб» буквально переводится так: «та, у которой сформировалась грудь». В переносном смысле слово также означает пору молодости, вхождение в зрелость, начало нового этапа жизни. В аяте это слово надо понимать как «половозрелые», или «совершеннолетние», что лишний раз подтверждает запрет на педофилию. В правильном переводе будет звучать: «половозрелые сверстницы».
Идем далее. В Коране нигде не сказано, что гурии созданы для мужских утех. Нигде не сказано, что на них нужно жениться. А, как известно, внебрачные отношения в Исламе запрещены. Гурии описаны, скорее, как друзья для праведных. В силу того, что в раю будут не только мужчины, но и женщины, гурии будут друзьями для тех и других. А спутницами для мужчин будут их жены с земли:
«Войдите же в рай радостными вместе со своими женами» (Коран, 43:70).
«Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись» (Коран, 36:56).
И далеко не факт, что гурии – это существа женского пола. Ангелы вроде тоже не имеют пола, но они приходят к людям в облике мужчин. Так что Коран никого не обделяет.
Ссылки:
— islamnews.ru/
news-fetva-dozvoleno-li-musulmaninu-imet-nalozhnic/ (Дозволено ли мусульманину иметь наложниц.
— humanrightsinislam.com/
ru/misconceptions-islam-human-rights-slavery.aspx (Заблуждение рабства)
— islam.com.ua/socialynye-problemy/12466-rabstvo-v-islame (Рабство в Исламе).
— koranika.ru/?p=5257 (Рабы и наложницы: где они в Коране?).
— youtube.com/watch?v=NDDQaqPOXzw&t=0s&list=WL&index=16 (Изнасилование в Исламе? Ответ христианам).
— facebook.com/Monoteizm/posts/615049675301592:0 (Коран о запрете педофилии).
— koranika.ru/?p=3460 (Браки, несоответствующие Корану)
— koranika.ru/?p=650 (Наказание женщины)
— koranika.ru/?p=377 (О гуриях «Коран/78»)
Женщина и ислам
Понятие «женщина в исламе» посвящено различным социальным и религиозным вопросам: положению женщины в историческом и современном исламском обществе, правилам и нормам, регулирующим действия мусульманки, ее правам и социальным обязанностям.
Западный мир критикует сложившуюся систему ценностей и норм ислама, в том числе социальную позицию женщин в современном социуме.
Чтобы прояснить основные аспекты этого вопроса, мы рассмотрим, какие различия в правах, свободах и семейных обязанностях есть у мусульман и мусульманок, а также обратим внимание на иные стороны их жизни в XXI веке.
Исторический фон
Современные нормы женского поведения в исламской среде начали формироваться еще в древние века. Все началось в доисламской Аравии, в раннем Средневековье. В те времена положение женщины в обществе было незавидным: девочки были нежеланными детьми, поэтому во многих бедных семьях их умерщвляли сразу после рождения. Это давало шанс вырастить и прокормить мальчиков.
После того как государства Аравийского полуострова приняли ислам, социальные устои начали изменяться.
Как следует из научных трудов исследователей, с приходом ислама жизнь женщин значительно улучшилась:
- ислам признавал полноценность женщины как человека, что отсутствовало в средневековой Европе;
- появилось новое требование — согласие мусульманки на заключение союза;
- женщинам исламского вероисповедания были обеспечены права наследования, которые до этого принадлежали исключительно мужчинам;
- ислам позволил женщине принимать участие в экономической жизни;
- у мусульманок появилось право самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
В Средние Века у мусульманок появились права, по ряду параметров превосходившие права женщин Европы периода Нового времени.
Положение женщины по Корану
В соответствии с Кораном, мужчина выступает защитником и попечителем женщины. Именно с этим ислам связывает преимущество мужского пола над женским. Священная Книга дает мужчине больше прав на наследство, чем женщине, однако мусульманка может использовать свое имущество исключительно ради себя, не участвуя в содержании семьи.
Священная книга не запрещает представительницам женского пола обучаться и ходить на работу. Для этого достаточно лишь получить согласие опекуна.
Еще одна традиция, которая исходит из Корана — послушание супруги своему благоверному, полное подчинение во всех вопросах. С позиции Корана главной функцией жены в браке является рождение и воспитание детей, тогда как на супруге лежит задача по их обеспечению едой и всем необходимым.
Хиджаб
Коран провозглашает, что любая правоверная обязана сохранять скромность, прятать свой взор и скрывать половые органы от посторонних глаз. Видеть мусульманку без покрывал, скрывающих тело, могут:
прямые родственники мужского пола — отец, братья, племянники, сыновья;
близкие члены семьи мужа (его отец, свекор и т.д.);
рабы и лишенные половых признаков слуги;
Когда мусульманка двигается, посторонним не должны быть слышны звуки ее украшений.
Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.
Образование женщины в исламе
В мусульманском обществе женский пол имеет право на обучение еще с XII века: девочки могли не только изучать науки, но и получать академическую степень, быть учеными и преподавателями.
Коран одобряет научную деятельность для обоих полов: согласно Священной книге, одна из жен Аллаха, Айша, являлась ученым-хадисоведом. Пророк также одобрял стремление мединских учениц к получению образования и тяге к знаниям. По его мнению, это характеризовало их желание лучше познать свою веру. Тем не менее далеко не все мусульмане-мужчины придерживались его взглядов.
Мусульманские женщины и финансы
По нормам Корана мусульманка обладает правами на личное имущество. Тем не менее она имеет меньше возможностей на управление и распоряжение семейными финансами: именно супруг несет обязанность по содержанию своих домочадцев.
На протяжении многих веков женщины в исламе имели равные с мужчинами права собственности, которые появились у представительниц прекрасного пола на Западе лишь в XX веке.
Поскольку религия разрешает женщине работать, следует обратить внимание на ее права относительно полученных от трудовой деятельности средств. Согласно нормам исламского мира, этот заработок приравнивается к личной собственности, которую правоверная может использовать по собственному усмотрению.
Занятость женщины в исламе
Начиная с XII века, правоверные женского пола могут работать, как и мужчины. Чаще всего они занимались экономической деятельностью, а также медициной: большинство средневековых врачей и медсестер было женского пола.
Существовали и гендерные ограничения в сфере занятости: например, женщины не могли быть судьями, ведущими уголовные дела (только гражданское судопроизводство).
Основной причиной профессиональной сегрегации по половому признаку в большинстве исламских стран являются не запреты Корана, а принятая в этих обществах социальная модель. Эталоном мусульманского общества является многодетная семья, при этом прерывание беременности недопустимо. В связи с этим женщина должна отдавать приоритет семейной жизни, а не карьерному росту.
Чтобы сохранять свое право на работу, женщине необходимо:
- избегать уединения на работе с посторонним мужчиной;
- иметь возможность выполнять свои семейные обязанности;
- заботиться в нужной степени о супруге и детях.
Женщина в исламе: правовые вопросы
С правовой точки зрения Коран предоставляет женщинам большинство возможностей, доступных мужчинам. Ограничения связаны со взглядами мусульман на семейную жизнь и обязанность жены заниматься в первую очередь своими домочадцам.
Ограничения в ряде вопросом компенсируются свободой в распоряжении собственным имуществом и правом самостоятельно решать свои экономические вопросы.
Насилие в семье
Согласно Корану, любая жена обязана хранить верность своему супругу и во всем подчиняться ему. В тех случаях, когда она проявляет непокорность своему опекуну и покровителю, он имеет право избегать ее как партнера и даже «побивать».
Несмотря на первоначальное одобрение насилия, религия относится к нему предосудительно. Муж не должен бить супругу сильно, при этом после побоев недопустимо иметь с ней половые связи.
Мусульмане относятся к женскому полу с уважением и почитанием. Жены и матери получают от своих детей и супругов помощь, поддержку, любовь и заботу.
Девочки в исламском мире рассматриваются как будущие хранительницы домашнего уюта и очага, поэтому их оберегают и внимательно воспитывают.
Согласно Корану, Пророк всегда был добр и заботлив по отношению к своим женам и супругам. Он ни разу не проявил агрессии или насилия. В связи с этим неоправданное и жестокое насилие против любых представительниц прекрасного пола осуждается в исламском мире и является недопустимым для правоверного мусульманина.
Брак и семья
Одним из базовых прав любой правоверной является свобода вступления в брак: мусульманин не может взять девушку в жены против ее согласия.
Позиция Корана по поводу брака с представителями иных религий однозначна: истинной мусульманке нельзя заключать семейные узы с иноверцами, тогда как мужчинам допускается брать в супруги «людей Писания» ( христианки и иудейки).
Такие требования исламского мира связаны с будущими детьми семейной пары: муж другой религии станет образцом для своих дочерей и сыновей, поэтому они могут также принять чужую веру. Роль матери в выборе религии менее значима, тем не менее, вступление в брак с женщиной-иноверкой Священная Книга не одобряет.
У одного мужчины может быть не более 4 жен. В ряде исламских стран для брака с новой супругой необходимо получить согласие от уже имеющихся жен.
Брачный контракт
Одним из обязательных этапов оформления брака в мусульманском обществе является составление брачного контракта. Он представляет соглашение, накладывающее обязательства на исполнение супружеского долга на каждого из супругов. Муж и жена несут ответственность за выполнение своих обязанностей.
Главные требования, которые рассматриваются в брачном контракте применительно к обоим супругам:
- устойчивость брака;
- выполнение своих обязанностей как женой, так и мужем;
- правила наследования имущества;
- права и обязанности в интимной жизни.
Обязанностями мужчины, согласно брачному контракту, являются:
- выплата семье невесты особо свадебногоподарка (махра);
- обеспечение супруги на протяжении брака необходимым: едой, одеждой и обувью, жилищем, лекарствами, иными жизненно важными средствами.
В сферу обязанностей жены входят:
- послушание мужу;
- признание права супруга на воспитание;
- забота о домашнем очаге (супруга не должна выходить из дома без наличия на то острой необходимости или разрешения мужа);
- доступность для партнера в интимном плане (при условии отсутствия уважительных причин: менструация, беременность, очищение после родов, болезнь).
При возникновении споров партнеры обязаны стремиться к достижению взаимного соглашения и компромисса.
Исламская религия придерживается взгляда на брак как гармоничный союз между партнерами, в котором оба супруга взаимно заботятся и удовлетворяют потребности друг друга: материальные, духовные, сексуальные.
Муж обязан быть добрым и заботливым по отношению к жене, а она — хранить супругу верность и слушаться его во всем.
Религиозная жизнь женщины
Религия не делает различий перед Аллахом между мужчинами и женщинами: согласно Корану, каждый из них несет равную ответственность за свои проступки и добрые дела.
Награда и наказание не имеют гендерной разницы, поэтому каждый правоверный обязан чтить и соблюдать все правила и требования Священной Книги.
В качестве основных недостатков женского пола Коран выделяет недостаток ума и религии. Первое связано с частыми проклятиями со стороны женщин, а также их неблагодарностью в отношении супругов. Причинами недостатка религии является то, что мусульманки не посвящают всю ночь молитве и не соблюдают пост на протяжении всего Рамадана по физиологическим причинам.
Доступ для женского пола в мечеть различается в зависимости от страны: в ряде государств мусульманки могут беспрепятственно зайти в религиозное заведение, тогда как в других местах доступ женщины в мечеть категорически запрещен.
В исламских странах представительницы женской части общества могут профессионально реализовать себя в религиозной среде:
- стать имамом среди других мусульманок;
- обучиться на учителя-наставника для домашнего обучения детей или иных женщин;
- быть педагогами в исламских религиозных образовательных учреждениях;
- учить домочадцев или посторонних женщин и детей чтению Корана и бытовым молитвам.
Мусульманки имеют право принимать участие в хадже. Для этого им необходимо объединиться в соответствующую женскую группу.
Известные женщины в исламе
Наиболее известными мусульманками, оказавшими влияние на развитие ислама и формирование образа мусульманского общества в мире, стали:
Женщина и ислам
В понятие «женщина в исламе» входят не только исследования о том, какое положение в мусульманском обществе занимает женщина, но и свод норм и правил, которые регулируют взаимодействие мусульманки с социальными институтами. Поскольку традиционно то положение, которое занимает в исламе женщина, становится причиной критики, звучащей со стороны западного мира в адрес социального устройства исламского общества, данный вопрос нуждается в подробном и правильном разъяснении.
По шариату, роли мужчины и женщины в исламском обществе значительно различаются в вопросах их прав, свобод и обязанностей касательно брака и развода, их юридического статуса, а также образования и даже одежды.
Исторический фон
Формирование статуса женщин в исламе берет свое начало в тех особенностях женского положения, которые существовали еще в доисламские времена в Аравии, а ситуация тогда была не самой положительной в вопросах отношения к женщине, и даже существуют исторические факты, указывающие на то, что некоторые родители умерщвляли собственных дочерей из-за того, что не могли их прокормить в силу своей бедности.
С приходом ислама структура арабского общества начала меняться, и гендерные роли также претерпели определенные изменения. Исследования ученых описывают улучшение положения женщин с приходом Пророка Мухаммеда ﷺ, поскольку благодаря исламу у женщин появились права, и, по мнению ряда исследователей, эти права были порой даже обширнее, чем права европейских женщин в некоторых государствах в двадцатом веке. Также после становления ислама, по сведениям Оксфордского словаря, была признана полноценность личности женщины.
Ислам считал брак неким «договором», где обязательным было согласие женщины. Также мусульманкам было восстановлено право на наследование, которое ранее принадлежало только мужчинам. Женщина, в отличие от доисламского периода, получила права участвовать в экономических делах и управлять собственным богатством.
Пророк Мухаммад ﷺ, по мнению исследователя Уильяма Монтгомери, значительно улучшил привилегии и права мусульманок не только в вопросах брака и семейной жизни, но и в вопросах экономических и образования, действуя в интересах их прав. Это мнение поддерживает и исследователь Джон Эспозито, отмечая, что Пророком Мухаммадом ﷺ были предоставлены женщине такие права, которые способствовали повышению ее статуса в обществе.
Положение женщины по Корану
В Священной Книге Коран упоминается, что мужчины несут на себе обязанности быть попечителями женщин, именно поэтому Всевышним Аллахом было даровано преимущество мужчинам, ведь «мужчины расходуют из своего имущества» (сура Ан-Ниса (Женщины), 34-й аят). Это же объясняет то, что женщина получает только половину наследства, в отличии от мужчины, она может расходовать из этого имущества на свое усмотрение, и не обязана из этих средств кормить свою семью, как обязан делать это мужчина.
Мусульманская традиция предполагает полное подчинение жены своему мужу, и ее основной ролью является воспроизводство потомства, уход за детьми. Мужчина же в мусульманской традиции обязан финансово обеспечивать свою семью. Но если у женщины появляется желание получить образование и работать, то она может это сделать, если ее опекун даст на это согласие.
Хиджаб
Священная Книга Коран гласит, что верующие мусульманки должны опускать свои взоры и оберегать свои половые органы, не выставлять свою красоту напоказ «за исключением тех, которые видны. И пусть прикрывают вырез груди своими покрывалами, не показывая никому своей красоты, кроме мужа или отца, свекра или сыновей (своих и мужей), а также родственников — братьев и племянников, а также женщин или «невольников, которыми овладели их десницы». Также в это число входят «слуги из числа мужчин, лишённых вожделения» и дети, которые «не постигли наготы женщин» (сура Ан-Нур (Свет), 31-й аят). Также в этом аяте Всевышний Аллах сообщает о запрете женщинам двигаться так, чтобы окружающие могли слышать звон или стук их украшений, которые носят они под своими покрывалами. На основании данного текста из Корана женщинам ислама выдвигается требование носить хиджаб.
Возможно вам будет интересно узнать о том какую исламскую одежду носят женщины-мусульманки.
Образование женщины в исламе
Многие мусульманские учебные заведения обязаны своим основанием знаменитым мусульманским женщинам, сыгравшим в их истории важную роль. Одна из таких женщин — Фатима аль-Фихри, в 859 году сыгравшая ключевую роль в становлении университета Аль-Карауин.
Ибн Асакир свидетельствовал, что уже в двенадцатом веке для образования женщин существовали широкие возможности: они имели право получать образование и даже достигать академической степени, становиться учеными и преподавателями. По примеру жен Посланника Аллаха ﷺ, из которых Хадиджа управляла собственным делом, а Айша была известным ученым-хадисоведом, женщины стремились к получению образования и самостоятельности в экономической деятельности.
В одном из хадисов рассказывается, как Пророк Мухаммад ﷺ хвалил мединских женщин за то, что они стремятся к религиозным знаниям и их «скромность не помешала узнать о своей вере». Эта практика одобрялась не всеми мужчинами того времени, хотя ограничений на это не существовало. В пятнадцатом веке был издан биографический словарь аль-Шакхави в двенадцати томах, который был полностью посвящен 1075 женщинам-учёным.
Мусульманские женщины и финансы
По исламу женщина имеет право обладать личным имуществом, но прав относительно финансов у мужчины больше, поскольку женщина не имеет финансовых обязательств по содержанию семьи. Но мусульманки на протяжении истории имели такие права собственности, аналогичные которым западные женщины получили только недавно.
Женщина в исламе имеет право работать, если соблюдает определенные условия: ей не следует оставаться с мужчиной наедине, а также ее профессиональная деятельность не должна создавать помех выполнению своих обязанностей в семье: воспитанию детей, заботе о муже. По исламу в женских учебных заведениях и спортивных учреждениях желательно, чтобы работали только женщины.
В ряде исламских правовых школ существуют ограничения на то, чтобы женщины могли занимать должность судьи, а в ханафитском мазхабе им не разрешается вести уголовные судебные дела, чтобы не сталкиваться с необходимостью заниматься рассмотрением криминальных дел, связанных с жестокими кровавыми преступлениями, но разрешается вести гражданские.
Средства, которые зарабатывает мусульманская женщина в ходе своей профессиональной деятельности, является ее личной собственностью, и она имеет право распорядиться этой собственностью по своему усмотрению – у нее нет обязанности тратить на семью заработанные средства.
Занятость женщины в исламе
Мусульманки во времена исламского халифата принимали активное участие в экономической деятельности, работая в различных профессиях практически во всех экономических секторах. В больницах основными сотрудниками были женщины.
По свидетельству Ибн Рушда, в двенадцатом веке мусульманки были равны с мужчинами во всех отношениях.
Но во многих мусульманских странах существует половая сегрегация в профессиональной сфере и профессии подразделяются на «женские» и «мужские». Она также выражается в том, что у женщин уровень занятости и образования существенно ниже, чем у мужчин. Это связано с некоторыми предписаниями исламской религии, которые выражаются в определенных социальных поведенческих моделях: поскольку существует запрет на прерывание беременности, для многих семей мусульман характерно многодетность, что препятствует продвижению женщины по карьерной лестнице. Именно на многодетную семью как на эталон семьи в исламе женщины ориентируются в своей жизни, и свою профессию выбирают так, чтобы максимум собственных сил отдавать не профессиональной деятельности, а семье.
Женщина в исламе: правовые вопросы
Как сказано в Священном Коране: «. если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (2:282). Ибн Кясир объясняет это тем, что женщины имеют недостатки, и даже Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе, переданном Муслимом в «Сахих» Абу Хурайры, говорил: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада», и когда одна из женщин поинтересовалась, почему он так сказал, Пророк ﷺ ответил, что женщины много проклинают и неблагодарны супругам своим, а также «Я не видел кого-либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и отнимающих рассудок у умных, кроме вас». И в этом же хадисе Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что у женщин недостаток в уме заключается в том, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины, а недостаток в религии заключается в том, что женщины не все ночи и дни проводят в молитвах и не постятся в течение месяца Рамазан по определенным причинам.
Насилие в семье
По исламу, жену разрешено бить, когда она проявляет непокорность своему мужу, не имея на то уважительной причины. В Священной Книге Коран сказано: «тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте» (сура Ан-Ниса (Женщины), 34-й аят), указывая на то, что добродетельная жена должна быть мужчине предана, хранить свою честь, повиноваться, поскольку у мужчин есть преимущество перед женщинами и они на содержание своих жен расходуют из своего имущества.
Поскольку бить жену мужчина может только в крайнем случае, сказано также: «Худшие из вас бьют своих жён». Упоминается и то, что не следует бить своих жен жестоко, если они провинились, и если муж побил свою жену, то он не должен иметь с ней половое сношение в этот день.
Отношение к женщине в исламском мире проявляется в уважении и заботе к ней, как жене и матери. Во большинстве исламских стран мужчины мусульмане относятся толерантно, с любовью и почтением к своим женам и матерям. В традициях многих мусульманских народов уделяется особое внимание девочкам, как хранительницам домашнего очага. Мать является первым учителем своих детей, недаром у азиатских народов есть поговорка: «Кто воспитает сына, то воспитает аул, а кто воспитает дочь, тот воспитает народ«. Пророк Мухаммед ﷺ относился очень мягко и добро к своим женам и дочерям, никогда не проявляя агрессию, несправедливость или физическое насилие в отношении своих жен и дочерей. Поэтому насилие в отношении женщины является неприемлемым по исламу и категорически порицается.
Брак и семья
По исламу, принудительным брак быть не может: женщина в исламе может вступать в брак только с мусульманином и запрещено мусульманке выходить замуж за иноверца. Если мужчина не является мусульманином, то это может стать для их детей дурным примером, поскольку дети в семье, где мужчина – иноверец, также могут стать иноверцами. Мужчинам мусульманам дозволяется жениться на женщинах христианках или иудейках, которые относятся к «людям Писания». Это не запрещено, но является предосудительным.
По исламу, мужчина может иметь максимально четыре жены. Некоторые исламские богословы считают, что в брачном контракте может находиться условие, по которому мужчина не сможет взять еще жену или жен, если на то нет согласия его жены.
Брачный контракт
Брачный контракт у мусульман является договором, который предусматривает возложение на каждую из сторон определенных обязательств после свадьбы, и за выполнение этих обязательств каждая сторона несет ответственность.
Особенно важные моменты, которые предусматривает брачный контракт, — это устойчивость супружества, а также то, чтобы условия контракта выполнял каждый из супругов. Также оговариваются условия наследования между супругами. Фиксируется разрешение супругам интимной близости.
Независимо от контракта в обязанности мужчины входит выплата свадебного подарка или махра, возложение на себя содержания своей супруги во всех вопросах, включая одежду, жилье и пищу, лечение и другие жизненно необходимые расходы. На жену возлагаются обязанности признать право мужа как главы семьи на воспитание жены. Также жена обязана во всем подчиняться мужу, быть привязанной к дому и не выходить из дома без острой необходимости, если муж не позволяет ей этого. Также жена обязана всегда быть доступной для мужа в интимном плане, если для ее отказа от близости нет веских оснований: менструации, послеродовых очищений, болезни.
Ислам – на стороне гармоничных отношений между женой и мужем, в которых обе стороны стремятся удовлетворять все потребности друг друга, в том числе и сексуальные. Муж должен быть добр к своей жене, а жена должна быть послушной мужу, а в семейных спорах обе стороны должны стремиться к взаимному соглашению.
Религиозная жизнь женщины
В отношении ко Всевышнему Аллаху ислам не делает разницы между мужчиной и женщиной, и за свои поступки и награды, и наказания они получают одинаковые.
В Священной Книге Коран говорится: «Кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина, будучи верующим, то он войдет в Рай…» (сура Ан-Ниса (Женщины), 124-й аят).
Есть мусульманские страны, в которых для женщин доступ в мечеть свободен, но есть и такие, где женщинам запрещено ходить в мечеть. Имамом в мечети может стать лишь мужчина, но женщина может быть имамом среди женщин. В ряде мусульманских государств мусульманкам дозволено реализовать себя в сфере религиозной и другими способами: они могут стать учителями-наставниками и обучат на дому детей или женщин, могут преподавать в мусульманских религиозных школах, обучать чтению текстов Корана, а также простым молитвам, которые следует применять в бытовой жизни.
Мусульманкам для участия в хадже мусульманские ученые дозволяют совершать хадж коллективно в составе женской группы.
Известные женщины в исламе
Среди самых известных мусульманок, оставивших свой след в исламе, Ева или Хава, жена пророка Адама и первая женщина на земле, Асия, которая была женой Фараона и воспитала пророка Мусу (библейского Моисея), царица Савская Балькис, мать пророка Исы или Иисуса Марьям или Мария, Хадиджа, которая была первой женой Пророка Мухаммада ﷺ и которую он называл своей любимой женой – это была первая женщина, принявшая ислам. также в этот список входят третья супруга Пророка Мухаммада ﷺ Аиша, Фатима Захра, которая была дочерью Посланника Аллаха ﷺ и супругой Али ибн Абу Талиба, четвертого праведного халифа – ее называли «предводительницей женщин Рая», а также сподвижница Посланника Аллаха ﷺ Сумайя, которую казнили за принятие ислама.
Источник https://proza.ru/2018/03/06/147
Источник https://etikket.ru/musulmanskij-etiket-adab/zhenshchina-i-islam.html
Источник https://medinaschool.org/library/zhenshina-v-islame/musulmanka/zhenshina-i-islam