Итоговое сочинение

7 июля, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

В данном разделе рассматриваются вопросы, касающиеся роли и значения семьи, общества и Отечества в жизни человека. В первом подразделе человек рассматривается как член семьи, во втором подразделе – как представитель социума, в третьем подразделе – как гражданин. Здесь представлены вопросы влияния окружающих людей на становление личности человека: семья, в которой воспитывается человек, общество, в котором происходит процесс социализации, и Отечество, которое воспитывает гражданские идеалы, оказывают воздействие на формирование тех или иных внутренних качеств человека.

Семья, род; семейные ценности и традиции

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано, что традиции в семье Простаковых являются важным аспектом формирования личности Митрофанушки.

Чрезмерная любовь к сыну, которая свойственна госпоже Простаковой, приводит к тому, что Митрофанушка становится уверенным в том, что родители обязаны выполнять все его прихоти. Избалованный подросток понимал, что из любви к нему родители сделают для него все, что он захочет. Убеждаясь, что ему все дозволено, Митрофанушка был уверен в том, что он может оставаться безнаказанным всегда. Он не осознавал, что мир не вертится вокруг него.

Герой видит, что его мать жестоко относится к крепостным, поэтому он ведет себя по отношению к ним точно так же. То, что госпожа Простакова подавляет мнение своего мужа, который смиренно терпит унижения, оскорбления и даже побои от своей жены, заставляет Митрофанушку равнодушно и даже жестоко относиться ко всем людям, включая и своих родителей. Родители мальчика не научили его, как правильно нужно общаться с людьми, собственным примером госпожа Простакова научила его грубости и жестокости, равнодушию и эгоизму, от которых Митрофанушка уже вряд ли сможет когда-либо избавиться.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» важное место занимает описание семейных ценностей Мелеховых, поскольку они формируют личность центрального персонажа Григория Мелехова.

Дома герой чувствует доброту, заботу, ласку, сопереживание и любовь. Все члены семейства Мелеховых относятся друг к другу с искренней теплой, несмотря на происходящие недопонимания и размолвки. Конфликты, возникающие у героев, не мешали им любить друг и друга, уважать и ценить. Семья для Мелеховых оказывается превыше всего.

Та обстановка мира и гармонии, которая царила в доме Мелеховых, не могла не сказаться на внутреннем мире центрального персонажа. Григорий долгое время «мечется» от «красным» к «белым» и наоборот, не понимая, чью сторону ему принять, но в итоге он понимает, что гражданская война плоха на любой из сторон. То, что Григорий Мелехов, полностью разочаровавшись в войне, возвращается домой, желая заботиться о сыне, говорит об утверждении главным героем мысли о необходимости мира. Трудолюбие, воспитанное в отчем доме, помогает Мелехову осознать, что лучше не воевать, а трудиться. Так, М.А. Шолохов показывает, что обстановка в семье во многом определила окончательную позицию Григория Мелехова.

А.И. Куприн «Куст сирени»

В рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» особое внимание уделяется семейным ценностям и идеалам Николая Евграфовича и Веры Алмазовых.

В доме Алмазовых царит искренняя любовь. Вера всегда готова помогать своему мужу, она жертвует своим временем и силой, ничего не требуя взамен. Без поддержки и помощи Верочки Николаю Евграфовичу не удалось бы поступить в Академию. Для мужа Вера была «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».

Об истинном положении дела в семье Алмазовых говорит их поведение в сложной ситуации: когда Николай Евграфович сталкивается с проблемой в Академии, Верочка не оставляет мужа в беде и не дает ему справляться с трудностями в одиночку, поскольку героиня считала, что со всеми препятствиями на семейном пути нужно справляться вместе. Воспринимая проблему мужа как собственную, Верочка полностью отдается ее решению: она придумывает план, согласно которому нужно было посадить кусты на том месте, где Николай Евграфович на чертеже нарисовал деревья.

То, как Алмазовым удалось разрешить проблемную ситуацию, подчеркивает их крепкий союз, основанный на чистой любви. А.И. Куприн показывает, что трудности не помешали семейному счастью Алмазовых, наоборот, они только укрепили их любовь.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для раскрытия конфликта Раскольникова-гуманиста и Раскольникова-теоретика помещается семья главного героя, семейные ценности которой сказались на истинном «я» Раскольникова.

Между Пульхерией Александровной, Родионом и Дуняшей теплые, доверительные и тесные взаимоотношения. Члены семейства Раскольниковых всегда готовы поддержать друг друга. Это не могло не сказаться на формировании внутреннего мира Родиона Раскольникова.

Воспоминания о прошлом, отразившиеся во сне, демонстрируют гуманистическое начало центрального персонажа. То, что в семилетнем возрасте Раскольников сострадал забитой до смерти лошади, говорит о том, что на самом деле герой является человеком, способным на сострадание, чем не обладает, например, Лужин со схожей теорией «целого кафтана». Ф. М. Достоевский выражает мысль о том, что теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих» рождена не вследствие воспитания, а вследствие влияния окружающей среды и зарождающихся в те времена новых веяний. Нравственная атмосфера в семье Раскольников стала одной из причин, по которым центральный персонаж терзается после преступления и в итоге становится на путь раскаяния и очищения.

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» показано, что родительское воспитание и обстановка в доме сказались на формировании личности центрального персонажа Ильи Ильича Обломова. Описывая детство героя, автор показывает, почему Обломов пришел к апатичному и ленивому образу жизни.

Родители главного героя смогли привить ему любовь к Обломовке, атмосфера которой отличалась спокойствием и тишиной. И.А. Гончаров показывает, что первоначально Обломов был любознательным и деятельным мальчиком, стремящимся познавать окружающий мир: он убегал от заснувшей няни, «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе» и многое другое. Однако родители, из страха за ребенка запрещая ему совершать такие опасные действия, содействовали тому, что Обломов все меньше и меньше стремился познавать мир.

По сути лень воспитывалась в Обломове с самого детства. Воспитание в обстановке бездеятельности и апатии не могло не сказаться на жизненных идеалах главного героя. В итоге Обломов стал вести тот же образ жизни, что и его родители и обломовцы в целом. Илья Ильич боялся каких-либо перемен в жизни, его устраивала тихая, спокойная и даже сонная жизнь, он редко куда-то выезжал и даже выходил из дома, предпочитая все свое время проводить лежа на диване. И.А. Гончаров подчеркивает, что «обломовщина» возникает у главного героя вследствие влияния семейного окружения.

Человек и общество

М. Горький «Старуха Изергиль»

В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький показал разное отношение к обществу.

Ларра не признает порядки и традиции племени матери, он презирает других людей, считая себя лучше всех. Будучи настоящим эгоистом, он не думает об окружающих, занимаясь осуществлением собственных целей и желаний. Убийство отказавшей ему девушки становится демонстрацией полного отречения от общества, за которое он и был наказан племенем.

Совершенно по-другому к обществу относится Данко, который не только берет на себя ответственность за проведение племени через тьму к свету, но и отдает собственную жизнь, вырвав сердце, с помощью которого он осветил народу путь. Данко является настоящим альтруистом, для которого судьба других людей оказывается важнее собственной жизни.

Что интересно, и эгоизм Ларры, и альтруизм Данко не приводят к хорошему. Если Ларра справедливо оказывается обреченным на вечное одиночество, то Данко погибает, а то, что один «осторожный» человек наступает на еще горящее сердце Данко, указывает на то, что его подвиг будет быстро забыт. М. Горький выражает мысль о том, что и жизнь исключительно ради себя, и жизнь только ради других приводят человека к трагедии.

Своеобразной «серединой» становится отношение к обществу прожившей до самой старости Изергиль, которая не отрицает роль общества, но в то же время и не забывает о самой себе, достигая собственные цели и желания.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется «жестоким нравами» города Калинова, в котором оказалась главная героиня Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова.

«Темным царством» управляют Кабаниха, Дикой и подобные им самодуры. Порядки Калинова строятся на патриархальных принципах «Домостроя». Автор выражает следующую мысль: нахождение с «темном царстве» с рождения, воспитание тиранами-самодурами оказывает негативное влияние на людей. Тихона и Бориса можно назвать смирившимися людьми, которым характерно бездействие. Варвара и Кудряш, которых можно назвать приспособившимися, понимают, что общество требует изменений, однако также ничего не делают для улучшения жизни, приспосабливаясь к «жестоким нравам».

Катерина, привыкшая к свободе в родительском доме, не может свыкнуться с той тиранией, которую встретила не только в доме Кабановых, но и во всем городе Калинове. Главная героиня находится в противостоянии с обществом. Она считает, что даже смерть лучше жизни в «темном царстве». Самоубийство Катерины становится своеобразным бунтом против устаревших общественных законов, демонстрацией нежелания подчиняться «жестоким нравам».

Н.В. Гоголь «Шинель»

В повести Н.В. Гоголя «Шинель» продемонстрированы сложные взаимоотношения главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина с обществом.

Башмачкина нельзя назвать человеком с активной гражданской позицией, он не стремится изменить общество к лучшему, однако он привык приносить обществу пользу. Акакий Акакиевич отказывается от повышения на службе, оставаясь «вечным титулярным советником», потому что Башмачкина занимало переписывание, которое у него хорошо получалось. Деятельность, которую главный герой выполнял с любовью, приносила общественную пользу.

Однако Башмачкин оказался непонятым окружающими людьми. Сослуживцы подсмеивались над ним, не оставляя в покое. Морозным вечером неизвестные украли новую шинель Башмачкина, на которую он долго копил, на всем экономя, а будочник, находившийся рядом с местом преступления, ничего не видел. «Значительное лицо» не стало реагировать на заявление Башмачкина, ничего не сделав для поимки преступников и находки украденной шинели. Н.В. Гоголь показывает, что общество настроено негативно по отношению к Башмачкину, фактически оно доводит его до смерти.

Н.В. Гоголь «Невский проспект»

В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» продемонстрированы следующие общественные ценности: обретение высокого положения в обществе, внешнее благополучие, богатство. Автор показывает, что люди стремятся доказать окружающим, что они чего-то стоят, при этом совершая многочисленные попытки быть теми, кем они на самом деле не являются. За внешним процветанием и праздностью жизни скрывается пустота и нравственное разложение. Думая лишь о своей оболочке, люди не развивают свой внутренний мир. В повести выражена мысль о том, что Петербург является городом, где нет места для любви, дружбы и других бескорыстных чувств.

Читать статью  Проблемы молодых семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

И если Пирогов, один из центральных персонажей, сливается воедино с обществом, принимая все его принципы и законы, то Пискарев, другой центральный персонаж, находится в дисгармонии с обществом. Этот нравственно чистый, добрый и морально возвышенный человек оказывается непонятым окружающими. В этом пошлом и развратном обществе, где нет места искренним чувствам, Пискарев совершенно одинок. Общество не дает ему развиваться и реализовывать свои лучшие качества. Спокойно существуют лишь типичные обыватели, подобные Пирогову. Самоубийство Пискарева говорит о пагубном влиянии порочного общества на человека.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показано огромное воздействие общества на отдельного человека.

Почти все появляющиеся в действии персонажи являются представителями «фамусовского общества». Их главными жизненными ценностями являются общественное положение, получение чинов и богатство, ради которых представители «века минувшего» готовы притворяться, лицемерить, идти против истинной любви и не иметь «свое суждение».

Читатель понимает, что Молчалин не мог не стать представителем «фамусовского общества», поскольку он воспитывался отцом, который действовал по законам «века минувшего», поскольку он всегда находился в обществе людей, стремящихся к высокому положению в обществе и богатству. Желая выполнить отцовское наставление, гласящее угождать всем, от кого могут зависеть положение в обществе и карьерный рост, Молчалин угождает окружающим, даже собаке дворника, и притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, чтобы породниться с влиятельными людьми. А.С. Грибоедов на примере Молчалина, который подчиняется существующим законам и полностью принимает общественные идеалы, показывает, что «фамусовское общество» формирует мировоззрение человека, определяет его характер и нравственные ценности.

Родина, государство, гражданская позиция человека

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Фоном действия и даже важным сюжетным двигателем в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, представлявшегося императором Петром III. События в стране не могли не затрагивать жизнь отдельных граждан, поэтому автор особое внимание уделяет отношению персонажей к происходящему. Если Швабрин и подобные ему дворяне переходят на сторону самозванца, боясь за собственную жизнь и желая возвысить свое положение во время изменений в стране, то центральный персонаж Петр Гринев остается верным государству. Герой понимает, что пугачевцы могут лишить его жизни, однако он не отказывается от своей гражданской позиции. Обращаясь к Емельяну Пугачеву, Петр Гринев выражает свое отношение к событиям, происходящим в стране: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Автор показывает, что Петра Гринева не заставляет передумать даже личное знакомство с Емельяном Пугачевым, который помог ему в спасении возлюбленной Маши Мироновой. Его мнение твердо: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего». Петр Гринев не обращает внимания на предложение Емельяна Пугачева пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья», для него преданность Родине была превыше всего, даже жизни.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Так как действие в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» происходит в период Великой Отечественной войны, особое внимание уделяется гражданской позиции центрального персонажа Андрея Соколова. Автор фактически идет против негласного правила того времени, гласящего о том, что те, кого немцы взяли в плен, являются предателями Родины. Андрея Соколова М.А. Шолохов изображает как личность героическую, готовую пожертвовать собственной жизнью ради блага Отечества. Главный герой понимает, что из-за негативных слов относительно лагерного начальства его могут лишить жизни, однако он даже и не думал отказываться от них, Андрей Соколов не хочет молить немецкого коменданта Мюллера о пощаде, он отказывается пить «за победу немецкого оружия». Все это говорит о том, что Андрей Соколов не готов предавать Родину, что верность ей для него намного значимей, чем собственная жизнь. То, что главный герой, сбегая из плена, думает о том, как в целости привести с собой немецкого майора, который может дать много важной военной информации, также указывает на то, что Андрей Соколов в первую очередь думает о благе Родины, а уже потом – о собственном спасении. В рассказе четко выражена гражданская позиция центрального персонажа: всегда, даже когда жизни угрожает опасность, защищать Родину, делая все для ее спасения.

Н.С. Лесков «Левша»

В сказе Н.С. Лескова «Левша» особое внимание уделяется отношению Левши к Родине.

Искусный тульский мастер создает мельчайшие гвоздики к подковам из искренней любви к Родине. Левша трудится, не прерываясь ни на минуту, желая поскорее выполнить наказ Николая I. Но это желание связано не со страхом перед государем и не со стремлением покрасоваться перед ним своим талантом, а с готовностью всегда прийти Родине на помощь, сделать для нее все возможное. Когда Левша отправляется в Англию, он с любовью повествует иностранцам о российской жизни. И это не наказ государя, а его собственное мнение, основанное на искренней и бескорыстной любви к Родине.

В том, что бедный крестьянин, у которого нет огромных средств к существованию, отказывается от предложения жить в Англии, где он мог жить намного лучше, и возвращается на Родину, выражается патриотизм Левши. Несмотря на несправедливое отношение к нему, главный герой ни на кого не держит зла, он продолжает любить Отечество таким, каким он было на самом деле, до конца своей жизни. И даже перед смертью он думает о благе Родины: он дает совет, как правильно чистить ружье. В сказе показано, что Левша всегда относился к Отечеству исключительно положительно, искренне любя его.

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» показано, что тяжелая ситуация в стране заставляет людей показать свое истинное отношение к Отчизне.

С приходом немцев в город Краснодон некоторые люди становятся полицаями, тем самым восставая против своих же друзей и знакомых. Автор показывает, что такие люди ради своего безопасного существования спокойно предают Родину, вставая на сторону врагов.

Центральными персонажами являются представители молодежной организации «Молодая гвардия», которые занимаются подпольной деятельностью против немцев, оккупировавших город Краснодон. Личное счастье для еще совсем юных девушек и ребят отходит на второй план, в первую очередь они думают о том, как помочь городу и всей стране победить врагов. Герои рискуют собственными жизнями, совершая действия, подрывающие авторитет захвативших городскую власть немцев, они подбадривают истинных патриотов, развивая в них веру в победу. А. А. Фадеев показывает, что большинство молодогвардейцев оставались верными своей гражданской позиции до самого конца: не испугавшись пыток, они не рассказывают о деятельности молодежной организации и взрослых подпольщиков, они храбро встречают смерть, гордясь своей преданностью Родине.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» продемонстрировано неоднозначное отношение центрального персонажа Чацкого к Родине.

Главный герой критикует принципы «века минувшего», согласно которым живет большинство жителей страны. Чацкий негативно относится к чинопочитанию, лицемерию, угодничеству, оценке людей по их социальному и материальному положению. Он сожалеет о том, что «блаженствуют на свете» такие лицемеры, как Молчалин, которые готовы пойти на все ради собственного благополучия.

Чацкий критикует Россию, однако он любит Родину. Бунт против порядков «фамусовского общества» связан с желанием изменить российское общество к лучшему. Чацкий особо ярко критикует российскую действительность, потому что, находясь за границей, он видел, что жизнь может быть лучше. Сравнения жизни в России и жизни за рубежом помогают герою увидеть слабые стороны российского общества и прийти к выводам о необходимости изменений. Чацкий возвращается в Москву после путешествия за границу, чтобы привнести на Родину изменения, которые сделали бы жизнь людей только лучше. Автор показывает, что Чацкий не остался за границей, где ему было явно более по душе, он возвращается на Родину, потому что искренне любит ее и пытается помочь ей. Главный герой критикует представителей «века минувшего» не с целью показать собственное превосходство, а с целью изменить российское общество к лучшему.

Таким образом, учащиеся должны прийти к следующим выводам: семья, в которой начинается формирование личности человека посредством того или иного воспитания, общество, без которого невозможно стать человеком в полном смысле этого слова, Родина, которая воспитывает человека как гражданина с собственной гражданской позицией, занимают важные места в жизни человека. Сочетание тех или иных семейных, общественных и гражданских ценностей, традиций и обычаев приводит к созданию индивидуальности.

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Роль семьи (родителей) в формировании личности ребенка — проблема воспитания — готовые аргументы и тезисы

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 25.12.2016

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:

Проблема роли семьи в формировании личности ребенка

Проблема вляиния родителей на развитие личности человека

Проблема преемственности поколений

Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители

Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы

Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.

Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.

Читать статью  Как наладить отношения в семье многие часто

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.

А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»

Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, — переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.

Аргументы: «Отношение к близким людям» из жизни и литературы

Аргументы: «Отношение к близким людям» из жизни и литературы

В данной работе представлены аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ «Отношение к близким людям». Эта тема позволит выпускникам понять, нужно ли заботиться о близких людях и какое значение имеет для них наше внимание.

Проблема

Взаимоотношения между близкими людьми.

Отношение автора к проблеме

Близкие люди должны относиться друг к другу с пониманием, уметь прощать слабости и недостатки. Взаимопонимание и поддержка – залог счастья в семье. Именно родные люди поддерживают нас в трудные периоды жизни, помогают выстоять под ударами судьбы.

Аргументы

  1. Люди, которые не заботятся о своих пожилых родителях – недостойны уважения.
  2. Какими бы трудными не были взаимоотношения между близкими людьми, не стоит от них отворачиваться.
  3. Близких людей необходимо принимать такими, какие они есть.
  4. Прежде всего, родных и близких людей необходимо уважать.
  5. Нужно любить своих близких, пока они живы.
  6. Многие люди пренебрегают своими родными, которые о них заботились.
  7. Взгляды детей и родителей часто расходятся, поэтому нужно искать компромисс.
  8. Проблема взаимоотношений между близкими людьми волнует не одно поколение.
  9. Для того чтобы сохранить хорошие отношения с близкими, необходимо терпение, уступчивость и умение жертвовать своими интересами.
  10. Главной причиной непонимания между близкими людьми является нежелание и неготовность понимать другого человека.

Эпитеты к слову «отношение»

Безупречное, бесцеремонное, бережное, близкое, враждебное, деликатное, деловое, добрососедское, доброе, дружеское, дружественное, задушевное, искреннее, любовное, напряженное, натянутое, наплевательское, непринужденное, осторожное, превосходное, прекрасное, пренебрежительное, приятельское, прочное, ровное, романическое, сердечное, теплое, тесное, товарищеское, трогательное, уважительное, фамильярное, холодное, чистосердечное, чудесное, чудное, шутливое, щепетильное, родственное, неуважительное, неприязненное, скептическое, предвзятое, гуманное, трепетное, негативное, ироничное, заботливое, безответственное, легкомысленное, снисходительное, потребительское, циничное, трепетное, безразличное, презрительное, непримиримое, ревностное, непосредственное, высокомерное, ровное, критическое, противоречивое, двойственное, одобрительное, двоякое, братское, непонятное, безучастное, беспристрастное, идейное, сознательное, восторженное, бесцеремонное, идейное, корыстное, отдалённое, внимательное, прямое, косвенное.

Синонимы к слову «отношение»

Связь, близость, контакт, участие, причастность, общение, привязанность, позиция, мнение, оценка, суждение, соображение, определение, восприятие, расположение,

Синонимы к слову «близкие»

Подобные, похожие, родственные, хорошие, задушевные, сходные, дружеские, неразлучные, тесные, кровные, аналогичные, приближенные, свойские, закадычные, сходственные.

Синонимы к слову «люди»

Народ, толпа, человечество, общество, людской род.

Примеры из художественной литературы

  1. К.Г. Паустовский «Телеграмма».

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» поднимается проблема невнимательного отношения к близкому человеку. В основе сюжета лежит история жизни уже немолодой Катерины Павловны, которая осталась одна и всё время ждала приезда дочери.

Настя жила вдалеке от своей матери. Она переехала в город, а Катерина Павловна осталась в деревне. Вся забота Насти заключалась в денежных переводах и немногословных записках. За три года она ни разу не приехала к матери, даже когда та попросила её об этом. Катерина Павловна почувствовала, что ей осталось недолго жить, поэтому отправила дочке телеграмму. Но Настя даже не сразу прочитала её, подумав, что раз от мамы пришло известие, значит с ней всё хорошо. А когда наконец вскрыла конверт, сразу же решила не ехать. Она с тоской подумала о трудной дороге и скучной сельской жизни, а затем спрятала телеграмму в ящик стола.

Через некоторое время Катерина Павловна действительно оказывается при смерти, и в этот раз её дочке написал уже их сосед. Настя, даже услышав о тяжёлом состоянии матери, задумалась о том, нужно ли ей ехать, ведь она может и не успеть. Однако в результате она осознала, что никто её в жизни так не любил, как её старенькая мама. И Настя сразу же отправилась на вокзал, но так и не успела повидать с самым близким своим человеком. Она приехала в деревню на второй день после похорон и вместо мамы увидела лишь свежий могильный холм, да пустую холодную комнату в доме, из которой жизнь ушла уже очень давно.

Лишь после смерти матери Настя поняла, как сильно она ошибалась. Нет ничего более ценного, чем живые родители, а она позволила родной маме умереть в одиночестве.

Взаимоотношения Аркадия Кирсанова со своим отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений. Николай Петрович был добрым и простодушным человеком, далёким от светской моды и интриг. Он очень уважал науки, потому что сам учился в университете. Любил поэзию и искусство. В юности он по любви женился на дочери мелкого городского чиновника, а затем переехал с женой и сыном в деревню, посвятил свою жизнь семье, занялся хозяйством. Очень тяжело перенёс Николай Петрович преждевременную кончину своей супруги. Лишь спустя много лет ему снова посчастливилось полюбить, и его избранницей стала простая девушка Фенечка. Что говорит о непосредственности натуры этого дворянского помещика, который не судит о человеке по его происхождению.

Николай Петрович безмерно любил своего сына, очень по нему скучал и всегда с нетерпением ждал его приезда после окончания учёбы. Приезд Аркадия в сопровождении его приятеля Базарова не вызвал восторга у хозяина дома, но он тщательно скрыл своё разочарование, чтобы не расстраивать сына. Со временем Николай Петрович понял, что именно Базаров стоит между ним и сыном. Нигилистические взгляды неожиданного гостя разрушили понимание между близкими людьми, заставили их увидеть несовершенства друг друга.

В начале Аркадий, увлечённый дружбой с Базаровым, пытается намекать отцу на несостоятельность его взглядов. Он пытается во всём подражать Евгению, поэтому следует его учению. Старается казаться безразличным, чтобы заслужить одобрение своего товарища. Однако его истинная натура берёт верх. Он не поддерживает критики приятеля в адрес своих родных, Базарову не удаётся настроить Аркадия против старших членов его семьи. Аркадий понимает своего отца и дядю, он ценит их заботу и приветливость. Более того, он осознаёт, что хочет прожить такую же жизнь, как и его отец. Поэтому ему с Базаровым больше не по пути.

  1. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

В центре сюжета повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» находятся взаимоотношения Самсона Вырина и его дочери. Больше всего в жизни Самсон любил свою Дуню. После смерти супруги она осталась его единственным близким человеком в жизни. Он очень гордился, что его дочь красива, умна и трудолюбива. Дуня была настоящей хозяйкой, в их доме всегда царил порядок и уют. Отец и дочь были по-настоящему счастливы до тех пор, пока в их дом не приехал проезжий офицер, который при помощи обмана увёз с собой Дуню.

Дуня не по собственной воле покинула своего отца, но она ни разу не приехала навестить его и даже не писала писем. Ослеплённая своей любовью и неожиданным счастьем, она совсем позабыла о бедном Самсоне Вырине, который потерял смысл в жизни после отъезда дочери. Она осознанно оставила отца в неведенье, даже не сообщив о том, что жива и здорова. Дуня хотела стать счастливой, но не подумала, сколько боли и страданий причинит своему отцу, оставленному в полнейшем одиночестве.

Побег Дуни стал настоящей трагедией для Самсона Вырина. Он приложил немало усилий для того, чтобы найти свою дочь, а затем пытался поговорить с ней и с офицером Минским. Он хотел вернуть Дуню домой, однако все его старания оказались безрезультатными, и Вырину ничего другого не оставалось, кроме как вернуться к себе на станцию. Чтобы избавиться от беспросветной тоски он начал много пить и в скором времени умер.

Именно необдуманный поступок Дуни стал причиной преждевременной кончины её несчастного отца. Она предала доверие самого близкого в своей жизни человека. Когда спустя много лет Дуня, наконец, осознала свою ошибку, оказалось уже слишком поздно. Приехав в родные края, она застала в родном доме чужих людей, от которых узнала о смерти своего отца.

Особое внимание в романе автор обращает на искренние и теплые отношения между близкими людьми в семье Ростовых. Эти искренние люди являются образцом идеальной русской семьи. Всех членов семьи связывает любовь и уважение друг к другу.

Первая ситуация, в которой проявляется великодушие и отзывчивость родителей по отношению к своим детям, произошла с Николаем Ростовым. Он проиграл в карты очень большую сумму денег, но Илья Андреевич относится к этому безответственному поступку с пониманием и помогает сыну сохранить честь, хотя это и нанесло значительный урон на финансовую сторону их жизни. Ни одного упрёка не услышал Николай в свой адрес, несмотря на то, что сумма для возмещения долга грозила их семье разорением.

Ростовы были простыми душевными людьми, не случайно Л.Н. Толстой изначально дал им фамилию Простовы. Их взаимоотношения строятся на честности, порядочности и отзывчивости.

Дети в семье Ростовых воспитывались в особой атмосфере. Только старшая дочь Вера росла в других условиях, тогда графиня Наталья считала, что детей надо воспитывать в строгости.

Родители всему учили младшее поколение на собственном примере. Хозяйка дома всегда была приветливой и радушной, она учила детей уважать людей и всегда соблюдать нормы приличия. Наташе, Николаю и Пете с ранних лет была предоставлена свобода выбора и свобода действия. В их доме не было жёстких правил и ограничений, однако каждый знал меру дозволенного, и не превышал её. Именно поэтому в гостях у Ростовых каждый чувствовал себя комфортно, здесь всегда царила атмосфера радости и счастья. Все находящиеся в этом доме вели себя естественно, Ростовы не терпели лести, зависти и обмана.

Читать статью  Модель счастливой семьи. Советы, как приблизиться к идеалу

Показательной является сцена святочных катаний, где взрослые веселились вместе с детьми. Илья Андреевич очень внимательно относится к жене и не скрывает своего восхищения достоинствами детей. Лишь благодаря родительскому примеру, Наташа смогла обрести своё счастье и стать женщиной, посвятившей себя мужу и детям.

Д.И. Фонвизин на примере семьи Простаковых раскрыл проблему воспитания и образования того времени. Все члены семьи по факту являются чужими друг для друга людьми.

Госпожа Простакова грубая, властная и лицемерная женщина. Барыня использует свою бесконтрольную власть для унижения окружающих. Она неоправданно жестоко относится к своим крестьянам, зато преклоняется перед вышестоящими лицами в корыстных целях. Своим поведением Простакова подаёт дурной пример сыну, который считает мать главой семьи и образцом для подражания. Она готова пойти на всё, чтобы обеспечить Митрофанушке безбедное будущее, даже на незаконную женитьбу на богатой наследнице.

Господин Простаков полностью подвержен влиянию супруги, у него нет собственного мнения. Он представляет собой тип людей, которые пресмыкаются перед власть имущими. Его можно назвать недалёким, флегматичным и мягкотелым. Простаков ничего не решал самостоятельно, он любил своего сына, но не смог сделать из него человека.

Нравственным воспитанием Митрофанушки никто из родителей не занимался. Он вырос ленивым и беспечным юношей, который никого не любит и не уважает. Госпожа Простакова сама сделала его таким, ведь её сын привык, что любые его капризы сразу же исполняются. Он вёл себя как большой ребёнок и не собирался взрослеть.

В результате выяснилось, что Митрофан не уважает даже собственную мать, а отца и вовсе презирает. В семье Простаковых никогда не было тепла и душевной близости. И виноваты в этом только родители, ведь дети перенимают у них их привычки и образ жизни. «Злонравие» Митрофанушки – следствие дурного воспитания, данного ему госпожой Простаковой. И в конце комедии становится понятно, что даже мать, посвятившая ему всю свою жизнь, не заслуживает его любви.

  1. В.Г. Короленко «Дурное общество».

Главный герой повести В.Г. Короленко «Дурное общество» — девятилетний мальчик Вася, который рано лишился матери. Он жил с отцом и своей младшей сестрёнкой Соней. Отношения с отцом у Васи были совсем не близкие.

Папа Васи был судьей, поэтому много времени проводил на работе, и так получилось, что мальчик оказался полностью предоставлен самому себе.

Отец заботился о Васе по-своему, он хорошо обеспечивал его, но не давал сыну главного – своего времени. После смерти супруги Васин папа совершенно перестал заниматься его воспитанием. Он был ласков только со своей младшей дочерью Соней. Вася видел это и чувствовал себя покинутым, поэтому совсем не хотел находиться дома. Он начал много времени проводить на улице и именно там обрёл новых друзей в лице Валека и Маруси. Благодаря им, Вася познакомился с целым миром обездоленных и нищих, которых называли в городе «дурным обществом».

Эта дружба сделала взаимоотношения между Васей и его отцом ещё хуже. Отец осуждал времяпрепровождение с отбросами общества, а Вася стал считать его чёрствым и безжалостным человеком. Мальчик жаловался детям Тыбурция, что его никто не любит. Однако Валек не был согласен с этими словами, а наоборот говорит, что слышал об отце Васи только хорошее, к примеру, что он был справедливым и честным судьёй.

Именно Валек и Маруся помогли главному герою раскрыть свои лучшие качества. Он научился сопереживать и помогать другим людям. Когда Вася узнал, что Маруся умирает, решил её хоть как-то порадовать и одолжил у своей сестрёнки на время куклу. Соня была доброй девочкой, поэтому с радостью согласилась помочь. И эта кукла действительно сделала Марусю немного счастливее, ведь у неё никогда не было таких игрушек.

Вскоре об этом поступке узнал отец Васи, который не мог понять мотивов своего сына. Мальчик ничего не рассказывал о своих новых друзьях, поэтому было трудно догадаться, зачем ему понадобилась Сонина кукла. Кроме того, это был подарок его покойной матери, поэтому имел для всех членов семьи особую ценность. Васю наказали, но в это время в их дом пришёл Тыбурций, который лично отдал куклу и рассказал городскому судье всю правду. Он поблагодарил его за такого хорошего и отзывчивого сына.

После этого дня отношения между Васей и его отцом стали намного лучше, теперь они были действительно близкими людьми. Вася начал уважать своего папу, а тот в свою очередь понял, как сильно нужна сыну его поддержка.

Примеры из жизни

Детство А.С. Пушкина нельзя назвать безоблачным. Семья часто меняла место жительства, переезжая с места на место. Родители вели активную светскую жизнь, поэтому не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Александр Сергеевич не стал исключением, он никогда не был по-настоящему близок с матерью и отцом. Несмотря на то, что он был старшим сыном, вся родительская ласка досталась младшему сыну Льву и дочери Ольге. Александра заметно обделяли вниманием. Даже, когда у великого поэта обнаружился талант и о нём заговорили в обществе, родители не стали более заботливыми.

Изменение во взаимоотношениях Александра Сергеевича с его матерью произошло во время его ссылки в Михайловское. Именно тогда Надежда Осиповна осознала, что принимала мало участия в жизни сына. Всеми силами она старалась добиться смягчения приговора, но Пушкин не понял её истинных намерений. Лишь к концу жизни Надежды Осиповны её отношения с сыном наладились. Будучи тяжело больной, она старалась наверстать упущенное и окружить Александра Сергеевича своим вниманием и заботой. Он тоже оттаял и даже изъявил желание быть похороненным после смерти рядом с матерью.

Однако по-настоящему близкими людьми в жизни великого поэта были его бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка занималась образованием внука, она не только нанимала ему хороших учителей, а и сама учила его грамоте.

Особую роль в жизни А.С. Пушкина сыграла Арина Родионовна. Няня открыла мальчику мир русского фольклора. Все её сказки, песни, пословицы и поговорки оказали большое влияние на дальнейшее творчество поэта. Фольклорные мотивы часто встречаются в его поэмах и стихотворениях.

Беззаветная любовь и ласка этих двух женщин заменили Александру Сергеевичу то, чего ему так не хватало – родительскую заботу. Но именно такая жизнь сделала из обычного мальчика великого поэта, и если бы всё сложилось иначе, возможно, мир не увидел бы известных нам литературных шедевров.

Народная мудрость

  1. «Старый друг лучше новых двух». Этой пословицей наши предки хотели сказать то, что людей сближает общее прошлое, вместе пережитые испытания. Употребляется данная пословица в том случае, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
  2. «С кем поведешься, от того и наберешься». В этой пословице говорится о том, что человек перенимает привычки и образ мышления у своих друзей, с которыми часто общается.
  3. «Друг неиспытанный, что орех нерасколотый». Смысл данной пословицы заключается в том, что нельзя назвать друга истинным до тех пор, пока он не пройдёт с тобой через жизненные испытания. Новый друг, словно нерасколотый орех – неизвестно, что прячется за скорлупой.
  4. «Родных много, а как тонуть – не за кого ухватиться». В этой пословице говорится о том, что не все родные люди – близкие. Далеко не каждый придёт на помощь в трудную минуту.
  5. «Братская любовь крепче каменных стен». В данной пословице идёт речь о братской любви, которая крепче всего на свете.
  6. «И у родной матушки дитя не всегда свято». Смысл данной пословицы заключается в том, что не каждый ребёнок близок со своими родителями. И не каждые родители души не чают в своих детях.
  7. «Вся семья вместе, так и душа на месте». В этой пословице говорится о том, что нет ничего лучше, чем то время, когда семья собирается вместе.
  8. «Где семье дружна, не страшна беда». В этой пословице идёт речь о том, что дружной семье не страшны никакие беды, потому что в их доме царит понимание и забота.
  9. «В недружной семье добра не бывает». В этой пословице говорится о том, что недружная семья никогда не будет счастливой. Необходимо уважать и ценить друг друга, тогда и в доме будет лад.
  10. «В семье разлад, так и дому не рад». Наши мудрые предки призывали уважительно относиться к своей семье. Дом должен быть крепостью человека, а когда там сплошные ссоры и упрёки, даже возвращаться домой не хочется.

Афоризмы

  1. «Нет в этом мире радости сильней, чем лицезренье близких и друзей. Нет на земле мучительнее муки, чем быть с друзьями славными в разлуке». Основоположник персидской литературы Рудаки говорил, что наибольшую радость человек испытывает тогда, когда его близкие и друзья рядом.
  2. «Нет в мире ничего более счастливого, чем согласие между близкими людьми, и ничего страшнее умирающей любви, — никем из любящих не заслуженной, необъяснимой…». Советский писатель и педагог К.Г. Паустовский считал, что истинное счастье заключается в согласии между близкими людьми. Нет ничего страшнее того, когда люди перестают любить друг друга, по его мнению.
  3. «Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их». Русский писатель и врач А.П. Чехов говорил о том, что люди начинают по-настоящему ценить близких тогда, когда теряют их.
  4. «Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни — чувствовать себя нужным и близким людям!». Советский писатель и драматург Максим Горький считал, что наивысшая радость состоит в том, чтобы чувствовать себя нужным. Нет ничего важнее заботы близких людей, по его мнению.
  5. «Человек умирает столько раз, сколько раз теряет близких». Древнеримский поэт Публий Сир говорил, что потеря близкого человека сродни своей гибели. Поэтому человек умирает каждый раз, когда теряет кого-то близкого.
  6. «Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких». Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон говорил о том, что близкими людьми нельзя пренебрегать. Для них нужно делать всё, что в наших силах.
  7. «Недруга опасней близкий, оказавшийся врагом». Грузинский поэт Шота Руставели считал, что близкий человек, отвернувшийся от тебя, гораздо опаснее врага.
  8. «Нам суждено терять близких людей. Как иначе узнать, насколько они значимы для нас?». Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд говорил о неизбежной потере близких людей. Но именно потеряв человека, мы можем понять, насколько он был значим для нас.
  9. «Семейный покой человека нарушается недоверием». Французский моралист Жан де Лабрюйер говорил, что недоверие – это залог разрушения семьи. Мир и покой сохраняется только в тех семьях, где люди верят друг другу.
  10. «Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение». Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что счастье всегда посещает те семьи, в которых мир и согласие.

Учитель русского языка и литературы. Моя работа — это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Источник https://www.sochinyashka.ru/argumenty/semya-obshestvo-otechestvo-argumenty-k-ege.html

Источник https://supersoch.ru/ege/detstvo-semya-yunoshestvo/rol-semi-roditelej-v-formirovanii-lichnosti-rebenka-cheloveka.html

Источник https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-otnoshenie-k-blizkim-lyudyam-iz-zhizni-i-literatury.html