Женщина в Исламе — Коран о женщинах

1 июня, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Женщина в Исламе — Коран о женщинах

Данная статья является продолжением статьи «Женщина в Исламе: Хадисы против женщин», в которой рассматривалось отношение к женщинам согласно хадисам. В этой же статье мы поговорим об отношении к женщинам согласно Корану.
Если верить хадисам, женщины – коварные, грешные, нечистые и слабоумные существа. Они должны целыми днями сидеть дома, никуда не выходить. А если и высунут нос из дома, то обязаны укутаться с головы до ног во все черное и невзрачное. Не дай бог, женщина выйдет без сопровождения близких родственников, ее тут же надо наказать избиением. В хадисах подобных страшилок полно. Но нигде ничего подобного вы не найдете в Коране. Женщины и мужчины равны. Ничьи права не ущемляются. Они отличаются только по половому признаку. И, тем не менее, находятся критики, обвиняющие Коран в ущемлении прав женщин. Здесь они делают две ошибки: либо путают хадисы с Кораном, либо читают Коран в переводе. А переводы бывают разные, и они не всегда передают истинный смысл того или иного слова.
Итак, вот основные нападки критиков Ислама на Коран.

Наложницы и изнасилование пленниц.

Критики, да и некоторые течения в Исламе, считают дозволенным иметь наложниц и насиловать пленниц. В самом Коране нет понятия «наложница». Есть аяты, которые некоторые трактуют по-своему, например, в тафсире Ибн Касира говорится о разрешении иметь наложниц. Читаем один из таких аятов в переводе Крачковского:
«И запрещены вам… замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы» (Коран, 4:23-24).
Слова «овладели ваши десницы» встречаются также в аятах 23:6, 70:30, 24:33 и других. В некоторых переводах – «если только они не стали вашими невольницами», «если они не взяты вами в плен». В переводе Пороховой – «тех, которыми овладела ваша правая рука».
Большинство богословов считают, что здесь имеются в виду плененные женщины, захваченные в результате войны. И с ними, якобы, разрешено вступать в близость, несмотря на то, что они замужем. Что должно пониматься как разрешение на изнасилование пленниц. Есть соответствующий хадис:
«Абу Саид аль-Худри сказал: «Мы захватили несколько женщин в плен в бою при местечке Аутас. У этих женщин были мужья, и мы не стали совокупляться с ними из-за того, что они замужние. Мы спросили об этом пророка, и тогда был ниспослан аят: И — замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы. Этим аятом мы позволили себе совокупляться с ними» (ат-Тармизи, ан-Насаи, ибн Дарир, Муслим) (комментарий Ибн Касира: http://quran-online.ru/4:24).
Тафсир Кутба отличается от других:
«Если связи пленниц в Дар-ул-Харбе с их мужьями-неверными прекращены, то они считаются незамужними женщинами, и тогда на них разрешено жениться после того, как будет проверено, не беременны ли они. Необходимо указать и на то, что мусульмане к своим пленницам всегда относились по-человечески».
Ему вторит Асад:
«Некоторые из известнейших комментаторов отстаивают мнение, согласно которому «ма малакат айманукум» означает в данном случае «женщин, которые посредством брака ваши». Так, к примеру, Рази указывает на то, что каждый аят связывается с упоминанием запрещенных степеней родства, и необходимо подчеркнуть запрещение сексуальных отношений со всеми женщинами, кроме собственной жены».
Как видим, мнения разделились. Одни считают, что можно насиловать пленниц, другие – что на них разрешено жениться, несмотря на их замужество. А между тем, никто из них не говорит, что пленных нельзя захватывать и держать их у себя в качестве рабов, и даже наложниц. Вот что говорит по этому поводу Коран:
«Когда вы воюете с неверными (кяфирами), рубите им шеи. Когда вы приведете их в беспомощное (недееспособное) состояние, возьмите их в плотное надежное кольцо. Затем отпустите их (пленных) свободно, взяв с них выкуп или без него. Сделайте так, чтобы не осталось трудностей (стеснений), порожденных войной» (Коран, 47:4).
Некоторые полагают, что под выкупом имеется в виду компенсация. Мне же кажется, что речь идет об обмене пленными. Помню, во время войны в Чечне воюющие стороны именно так и поступали.
Захват пленных и использование их в качестве рабов практиковалось до ниспослания Корана. Поэтому Пророк должен был положить этому конец. Делалось это постепенно, поскольку работорговля до Ислама считалась делом привычным и естественным.
«Что даст тебе знать, что такое трудный путь в рай? Это освобождение раба» (Коран, 90:13).
Есть также аяты, в которых в качестве искупления какого-то определенного греха предписывалось освободить раба. Аяты 4:92, 58:3, 5:89.
Наиболее интересной мне показалась другая версия, согласно которой речь не идет ни о наложницах, ни о пленницах.
«Во времена пророка Мухаммеда женщина, находящаяся вне общины монотеистов, имела сильно ограниченную свободу и не могла, как это возможно делали представители мужского пола, просто взять и свободно покинуть свою общину, чтобы ответить на призыв Корана и присоединиться к общине Мухаммеда. Праведным единобожницам приходилось жертвовать всем, включая своим браком с идолопоклонником, чтобы присоединиться к Мухаммеду, а потому:
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Богу лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них. Возвращайте им (неверующим) то, что они потратили на брачный дар. На вас не будет греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (брачного дара)» (Коран, 60:10).
Следовательно, «малякат айманукум» — это были не наложницы, а праведные жены-единобожницы, которые сбежали от своих неверующих мужей, даже не успев развестись с ними». Источник:
https://vk.com/topic-36506095_28546197
При любом раскладе, по Корану получается, что на «невольнице» ты обязан сначала жениться, и то с разрешения ее родных:
«…пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы. Посему женитесь на них с разрешения их семей и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей» (Коран, 4:25).
Странно было бы просить разрешения у родителей наложницы.
При этом она должна быть либо уже верующей, либо принять ислам, иначе о каком изнасиловании верующей может идти речь?
«…пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы» (Коран, 4:25).
Если же она является неверующей, ее надо отпустить «с выкупом или без».

Коран якобы не запрещает педофилию.

Критики уверяют, что Коран разрешает женитьбу на малолетних девочках, и ссылаются на следующий аят:
«А те из ваших жен, которые уже отчаялись в месячных — если вы сомневаетесь, то их срок — три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных» (Коран, 65:4).
Чтобы вы понимали, речь в данном аяте идет о разводе и о сроке, предусмотренном для того, чтобы убедиться в отсутствии беременности. Далее по тексту в аяте якобы идет речь о разводящихся малолетних девочках. Слова «еще не было месячных» дают повод считать, что в Коране разрешена педофилия. Но давайте прочитаем перевод Кулиева:
«Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (Коран, 65:4).
У Кулиева перевод более точный. Вся проблема в слове «еще», которого в Коране просто нет. Его добавили переводчики, чтобы подогнать под хадисы, в которых педофилия как раз-таки разрешена. Если его убрать, то смысл читаемого меняется, и становится понятным, что речь идет не о малолетних девочках, а о женщинах, у которых по каким-либо причинам месячные в принципе отсутствуют, а такое тоже бывает. И это было учтено в Коране.
Кроме того, в Коране существует понятие брачного возраста. А достигается он при совершеннолетии:
«Подвергайте испытанию сирот, [находящихся на вашем Попечении], пока они не достигнут брачного возраста. И тогда, если обнаружите, что они достигли зрелости разума, то вручайте им их имущество, а не расходуйте понапрасну, в спешке, [опасаясь], что они, достигнув совершеннолетия [, лишат их опекунских прав]». (Коран, 4:6).
Как видно, Коран не только не разрешает брак с несовершеннолетними, но и запрещает его.

Читать статью  Проблема отцов и детей в изображении Тургенева: анализ и особенности

Мужья стоят над женами.

Вокруг этого утверждения, которое дает повод для ущемления прав женщин, существует много заблуждений, как со стороны критиков, так и со стороны самих мусульман. Читаем аят 4:34 в переводе Кулиева:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте».
Получается, что жена во всем должна быть покорна мужу. А в случае неповиновения, ее надо избивать. На самом деле избиение допустимо только в крайнем случае, если исчерпаны другие способы решения проблемы. И бить ее допускается только за измену, а не за непокорность. Подробности читайте в моей предыдущей статье «Женщина в Исламе. Хадисы против женщин»:
http://www.proza.ru/2018/02/12/551
Согласно исследованию сайта «Кораника», в аяте говорится не о покорности мужу, а о покорности (смиренности) перед Аллахом:
«Праведные женщины смиряются (покоряются) с этим (принимают это как должное, склоняют голову).
То, что переведено нами как «смиряются» (склоняют голову, покоряются, примиряются с этим и т. д.) (каанитаат), – (каанитуун) – употреблено и по отношению к мужчинам.
Оно переводится так: «Мусульмане-мужчины и мусульмане-женщины, уверовавшие мужчины и уверовавшие женщины, смиряющиеся (покоряющиеся) мужчины и смиряющиеся (покоряющиеся) женщины…» (33/35).
Речь идет о мужчинах и женщинах, смиряющихся перед Аллахом, покоряющихся (поклоняющихся) ему. В силу связей между аятами это ведет к признанию того, что и в аяте 4/34 говорится о женщинах, смиряющихся перед Аллахом (покоряющихся и поклоняющихся ему, принимающих его условия). Теперь, если понимать аят 33/35 как «женщин, смиряющихся перед мужчинами (покоряющихся и поклоняющихся им)», то и мужчин в этом случае придется понимать как «смиряющихся перед женщинами (покоряющихся и поклоняющихся им)». Но это означает переход от поклонения Аллаху и смирения (покорности) перед ним к поклонению человеку и смирению перед ним».
Подробности по ссылке:
http://www.koranika.ru/?p=650
И это не дает права избивать мужу свою жену за непокорность:
«Обходитесь с ними (женами) достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (Коран, 4:19).
Иной раз наказание жены, которое якобы проходит в Коране, переходит все границы. В интернете часто можно встретить новости, где муж наказывает свою жену, облив ее кислотой, обезобразив ее лицо и тело на всю жизнь.
Что касается преимущества мужчин перед женщинами, то Аль-Мунтахаб передал точный смысл этого значения:
«Мужчины обязаны заботиться о своих жёнах и об их благосостоянии потому, что Аллах дал им преимущества перед женщинами, и потому, что они расходуют из своего имущества на содержание семьи. Ведь они работают, чтобы достойным образом содержать семью» (Коран, 4:34).

В исламском мире распространено мнение, что женщина как бы сама по себе является нечистой. В статье «Женщина в Исламе. Хадисы против женщин» я описал случаи, в которых женщины якобы нарушают намаз и ритуальную чистоту. Теперь же речь пойдет о запретах для женщины, у которой начались месячные. В этот период она, как бы, нечиста. Ей нельзя поститься, совершать молитву, хадж, заходить в мечеть. Нельзя даже касаться ее определенных частей тела, пока не пройдут эти дни.
А что же говорит по этому поводу сам Коран? Читаем:
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Это — страдание». Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как приказал вам Аллах» (Коран, 2:222).
Ни о каком запрете на совершение намаза, поста и прочего в Коране не указано. Менструация – это не нечистота. Это – страдание для женщины. Коран не ущемляет права женщины, а, наоборот, защищает ее.

Насчет гурий тоже существует немало выдумок. Среди критиков бытует мнение, что шахида, убившего «неверных» ждут в раю 72 гурии. Это уже выдумки. Согласно хадисам, такое количество ждет практически любого праведника.
Согласно большинству исламских источников, гурии описываются следующим образом: полногрудые, сверстницы, с белоснежной кожей, большие глаза с черными зрачками, вечно молодые, каждое утро вновь становятся девственницами, созданы для мужских утех.
В самом Коране они описываются так:
«Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:56).
«Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые» (37:48).
«Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами» (44:54).
«полногрудые сверстницы» (78:33).
Возникает вопрос: а что ждет в раю женщин? Рай создан только для мужчин? И только для утех?
Теперь давайте разберемся с этим вопросом.
Арабское слово «кауаа’иб» буквально переводится так: «та, у которой сформировалась грудь». В переносном смысле слово также означает пору молодости, вхождение в зрелость, начало нового этапа жизни. В аяте это слово надо понимать как «половозрелые», или «совершеннолетние», что лишний раз подтверждает запрет на педофилию. В правильном переводе будет звучать: «половозрелые сверстницы».
Идем далее. В Коране нигде не сказано, что гурии созданы для мужских утех. Нигде не сказано, что на них нужно жениться. А, как известно, внебрачные отношения в Исламе запрещены. Гурии описаны, скорее, как друзья для праведных. В силу того, что в раю будут не только мужчины, но и женщины, гурии будут друзьями для тех и других. А спутницами для мужчин будут их жены с земли:
«Войдите же в рай радостными вместе со своими женами» (Коран, 43:70).
«Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись» (Коран, 36:56).
И далеко не факт, что гурии – это существа женского пола. Ангелы вроде тоже не имеют пола, но они приходят к людям в облике мужчин. Так что Коран никого не обделяет.

Ссылки:
— islamnews.ru/
news-fetva-dozvoleno-li-musulmaninu-imet-nalozhnic/ (Дозволено ли мусульманину иметь наложниц.
— humanrightsinislam.com/
ru/misconceptions-islam-human-rights-slavery.aspx (Заблуждение рабства)
— islam.com.ua/socialynye-problemy/12466-rabstvo-v-islame (Рабство в Исламе).
— koranika.ru/?p=5257 (Рабы и наложницы: где они в Коране?).
— youtube.com/watch?v=NDDQaqPOXzw&t=0s&list=WL&index=16 (Изнасилование в Исламе? Ответ христианам).
— facebook.com/Monoteizm/posts/615049675301592:0 (Коран о запрете педофилии).
— koranika.ru/?p=3460 (Браки, несоответствующие Корану)
— koranika.ru/?p=650 (Наказание женщины)
— koranika.ru/?p=377 (О гуриях «Коран/78»)

Женщина и ислам

Понятие «женщина в исламе» посвящено различным социальным и религиозным вопросам: положению женщины в историческом и современном исламском обществе, правилам и нормам, регулирующим действия мусульманки, ее правам и социальным обязанностям.

Западный мир критикует сложившуюся систему ценностей и норм ислама, в том числе социальную позицию женщин в современном социуме.

Чтобы прояснить основные аспекты этого вопроса, мы рассмотрим, какие различия в правах, свободах и семейных обязанностях есть у мусульман и мусульманок, а также обратим внимание на иные стороны их жизни в XXI веке.

Исторический фон

Современные нормы женского поведения в исламской среде начали формироваться еще в древние века. Все началось в доисламской Аравии, в раннем Средневековье. В те времена положение женщины в обществе было незавидным: девочки были нежеланными детьми, поэтому во многих бедных семьях их умерщвляли сразу после рождения. Это давало шанс вырастить и прокормить мальчиков.

После того как государства Аравийского полуострова приняли ислам, социальные устои начали изменяться.

Читать статью  Демократическая семья - это что такое? Что за тип семьи?

Как следует из научных трудов исследователей, с приходом ислама жизнь женщин значительно улучшилась:

  • ислам признавал полноценность женщины как человека, что отсутствовало в средневековой Европе;
  • появилось новое требование — согласие мусульманки на заключение союза;
  • женщинам исламского вероисповедания были обеспечены права наследования, которые до этого принадлежали исключительно мужчинам;
  • ислам позволил женщине принимать участие в экономической жизни;
  • у мусульманок появилось право самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

В Средние Века у мусульманок появились права, по ряду параметров превосходившие права женщин Европы периода Нового времени.

Положение женщины по Корану

В соответствии с Кораном, мужчина выступает защитником и попечителем женщины. Именно с этим ислам связывает преимущество мужского пола над женским. Священная Книга дает мужчине больше прав на наследство, чем женщине, однако мусульманка может использовать свое имущество исключительно ради себя, не участвуя в содержании семьи.

Священная книга не запрещает представительницам женского пола обучаться и ходить на работу. Для этого достаточно лишь получить согласие опекуна.

Еще одна традиция, которая исходит из Корана — послушание супруги своему благоверному, полное подчинение во всех вопросах. С позиции Корана главной функцией жены в браке является рождение и воспитание детей, тогда как на супруге лежит задача по их обеспечению едой и всем необходимым.

Хиджаб

Коран провозглашает, что любая правоверная обязана сохранять скромность, прятать свой взор и скрывать половые органы от посторонних глаз. Видеть мусульманку без покрывал, скрывающих тело, могут:

прямые родственники мужского пола — отец, братья, племянники, сыновья;

близкие члены семьи мужа (его отец, свекор и т.д.);

рабы и лишенные половых признаков слуги;

Когда мусульманка двигается, посторонним не должны быть слышны звуки ее украшений.

Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.

Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.

Образование женщины в исламе

В мусульманском обществе женский пол имеет право на обучение еще с XII века: девочки могли не только изучать науки, но и получать академическую степень, быть учеными и преподавателями.

Коран одобряет научную деятельность для обоих полов: согласно Священной книге, одна из жен Аллаха, Айша, являлась ученым-хадисоведом. Пророк также одобрял стремление мединских учениц к получению образования и тяге к знаниям. По его мнению, это характеризовало их желание лучше познать свою веру. Тем не менее далеко не все мусульмане-мужчины придерживались его взглядов.

Мусульманские женщины и финансы

По нормам Корана мусульманка обладает правами на личное имущество. Тем не менее она имеет меньше возможностей на управление и распоряжение семейными финансами: именно супруг несет обязанность по содержанию своих домочадцев.

На протяжении многих веков женщины в исламе имели равные с мужчинами права собственности, которые появились у представительниц прекрасного пола на Западе лишь в XX веке.

Поскольку религия разрешает женщине работать, следует обратить внимание на ее права относительно полученных от трудовой деятельности средств. Согласно нормам исламского мира, этот заработок приравнивается к личной собственности, которую правоверная может использовать по собственному усмотрению.

Занятость женщины в исламе

Начиная с XII века, правоверные женского пола могут работать, как и мужчины. Чаще всего они занимались экономической деятельностью, а также медициной: большинство средневековых врачей и медсестер было женского пола.

Существовали и гендерные ограничения в сфере занятости: например, женщины не могли быть судьями, ведущими уголовные дела (только гражданское судопроизводство).

Основной причиной профессиональной сегрегации по половому признаку в большинстве исламских стран являются не запреты Корана, а принятая в этих обществах социальная модель. Эталоном мусульманского общества является многодетная семья, при этом прерывание беременности недопустимо. В связи с этим женщина должна отдавать приоритет семейной жизни, а не карьерному росту.

Чтобы сохранять свое право на работу, женщине необходимо:

  • избегать уединения на работе с посторонним мужчиной;
  • иметь возможность выполнять свои семейные обязанности;
  • заботиться в нужной степени о супруге и детях.

Женщина в исламе: правовые вопросы

С правовой точки зрения Коран предоставляет женщинам большинство возможностей, доступных мужчинам. Ограничения связаны со взглядами мусульман на семейную жизнь и обязанность жены заниматься в первую очередь своими домочадцам.

Ограничения в ряде вопросом компенсируются свободой в распоряжении собственным имуществом и правом самостоятельно решать свои экономические вопросы.

Насилие в семье

Согласно Корану, любая жена обязана хранить верность своему супругу и во всем подчиняться ему. В тех случаях, когда она проявляет непокорность своему опекуну и покровителю, он имеет право избегать ее как партнера и даже «побивать».

Несмотря на первоначальное одобрение насилия, религия относится к нему предосудительно. Муж не должен бить супругу сильно, при этом после побоев недопустимо иметь с ней половые связи.

Мусульмане относятся к женскому полу с уважением и почитанием. Жены и матери получают от своих детей и супругов помощь, поддержку, любовь и заботу.

Девочки в исламском мире рассматриваются как будущие хранительницы домашнего уюта и очага, поэтому их оберегают и внимательно воспитывают.

Согласно Корану, Пророк всегда был добр и заботлив по отношению к своим женам и супругам. Он ни разу не проявил агрессии или насилия. В связи с этим неоправданное и жестокое насилие против любых представительниц прекрасного пола осуждается в исламском мире и является недопустимым для правоверного мусульманина.

Брак и семья

Одним из базовых прав любой правоверной является свобода вступления в брак: мусульманин не может взять девушку в жены против ее согласия.

Позиция Корана по поводу брака с представителями иных религий однозначна: истинной мусульманке нельзя заключать семейные узы с иноверцами, тогда как мужчинам допускается брать в супруги «людей Писания» ( христианки и иудейки).

Такие требования исламского мира связаны с будущими детьми семейной пары: муж другой религии станет образцом для своих дочерей и сыновей, поэтому они могут также принять чужую веру. Роль матери в выборе религии менее значима, тем не менее, вступление в брак с женщиной-иноверкой Священная Книга не одобряет.

У одного мужчины может быть не более 4 жен. В ряде исламских стран для брака с новой супругой необходимо получить согласие от уже имеющихся жен.

Брачный контракт

Одним из обязательных этапов оформления брака в мусульманском обществе является составление брачного контракта. Он представляет соглашение, накладывающее обязательства на исполнение супружеского долга на каждого из супругов. Муж и жена несут ответственность за выполнение своих обязанностей.

Главные требования, которые рассматриваются в брачном контракте применительно к обоим супругам:

  • устойчивость брака;
  • выполнение своих обязанностей как женой, так и мужем;
  • правила наследования имущества;
  • права и обязанности в интимной жизни.

Обязанностями мужчины, согласно брачному контракту, являются:

  1. выплата семье невесты особо свадебногоподарка (махра);
  2. обеспечение супруги на протяжении брака необходимым: едой, одеждой и обувью, жилищем, лекарствами, иными жизненно важными средствами.

В сферу обязанностей жены входят:

  1. послушание мужу;
  2. признание права супруга на воспитание;
  3. забота о домашнем очаге (супруга не должна выходить из дома без наличия на то острой необходимости или разрешения мужа);
  4. доступность для партнера в интимном плане (при условии отсутствия уважительных причин: менструация, беременность, очищение после родов, болезнь).

При возникновении споров партнеры обязаны стремиться к достижению взаимного соглашения и компромисса.

Исламская религия придерживается взгляда на брак как гармоничный союз между партнерами, в котором оба супруга взаимно заботятся и удовлетворяют потребности друг друга: материальные, духовные, сексуальные.

Муж обязан быть добрым и заботливым по отношению к жене, а она — хранить супругу верность и слушаться его во всем.

Религиозная жизнь женщины

Религия не делает различий перед Аллахом между мужчинами и женщинами: согласно Корану, каждый из них несет равную ответственность за свои проступки и добрые дела.

Награда и наказание не имеют гендерной разницы, поэтому каждый правоверный обязан чтить и соблюдать все правила и требования Священной Книги.

В качестве основных недостатков женского пола Коран выделяет недостаток ума и религии. Первое связано с частыми проклятиями со стороны женщин, а также их неблагодарностью в отношении супругов. Причинами недостатка религии является то, что мусульманки не посвящают всю ночь молитве и не соблюдают пост на протяжении всего Рамадана по физиологическим причинам.

Читать статью  Все ради детей: когда имущество при разводе делят не поровну

Доступ для женского пола в мечеть различается в зависимости от страны: в ряде государств мусульманки могут беспрепятственно зайти в религиозное заведение, тогда как в других местах доступ женщины в мечеть категорически запрещен.

В исламских странах представительницы женской части общества могут профессионально реализовать себя в религиозной среде:

  1. стать имамом среди других мусульманок;
  2. обучиться на учителя-наставника для домашнего обучения детей или иных женщин;
  3. быть педагогами в исламских религиозных образовательных учреждениях;
  4. учить домочадцев или посторонних женщин и детей чтению Корана и бытовым молитвам.

Мусульманки имеют право принимать участие в хадже. Для этого им необходимо объединиться в соответствующую женскую группу.

Известные женщины в исламе

Наиболее известными мусульманками, оказавшими влияние на развитие ислама и формирование образа мусульманского общества в мире, стали:

Как истинный мусульманин относится к своей супруге

Есть стереотип, что женщина в исламских семьях не имеет никаких прав, за нее все решает мужчина, он собственно и главный в доме. Вот только на самом деле роль женщины в исламе велика. Поведение мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав считается греховно. Пророк Мухаммед сказал: «Верующий не должен ненавидеть свою жену, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое». Согласно Шариату, женщина и мужчина имеют одинаковую душу и они равны перед всевышним Аллахом.

Сура 4. Женщины, 19-й аят: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и, даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра».

Во времена невежества, если мужчина умирал и оставлял после себя жену, то его братья, сыновья его дядей со стороны отца или другие родственники считали, что они имеют больше прав на его вдову, чем остальные люди. Они брали ее под свое покровительство, независимо от того, хотела она этого или нет. Если она нравилась родственнику покойного, он женился на ней и преподносил ей брачный дар. Если же она не нравилась ему, то он обращался с ней грубо и выдавал ее замуж за того, кого выбирал для нее. Он мог не выдавать ее замуж до тех пор, пока она не отдаст ему часть имущества покойного мужа или его брачного дара. Во времена невежества мужья также грубо обходились со своими женами, чтобы те отдали им часть того брачного дара. Аллах запретил правоверным поступать так, и только два из перечисленных случаев являются дозволенными.

Аллах сказал: «Обходитесь с ними достойно». То есть говорите хорошие слова и обращайтесь благопристойно, как только вы можете. Обращайтесь с женой так, как вы бы хотели, чтобы она обращалась с вами. Как говорится в слове Аллаха: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности».

– Сейчас очень много молодых семей распадается по пустякам. Семейные ценности теряются. А ведь с точки зрения религии брак очень ценится и является важной частью верующего человека. 4-я сура Корана, которая переводится как «женщины», 19-й аят гласит: «Живите с ними достойно». То есть соблюдая все каноны, которые установлены шариатом. В отношении к женам мужчина должен проявлять заботу, любовь, уважение. В этом же аяте в продолжении говорится, что «если даже что-то вам не нравится в них, то непременно понравится что-то другое». В толковании к этому аяту говорится, что муж должен проявлять терпение, хорошо обращаться с женщиной. Мы замечаем, что наблюдается подмена ценностей. Молодые люди готовы развестись из-за пустяка, быстро принимают решения, не следуя законам, словам Всевышнего. В Священном хадже Пророк обращается к тысячам мусульман. И первое, что он говорит: «Я завещаю вам: относитесь к своим женам хорошо». Не было призыва к поклонению, агитации к каким-то действиям. Первые слова посвящены отношению к женам. Это о многом говорит, – поясняет заместитель имама поселка Белый Яр Сургутского района Джабраил Хазрат Лагабов.

Согласно исламу, мужчина должен выбирать для обращения к своей жене самые приятные слова. Стараться говорить мягко, понятно. Пророк говорил, что «полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший».

– Если у человека отсутствует благонравие, то это указывает на слабость веры. Если мусульманин совершает намаз, паломничество, постится, но при этом он груб, предвзят, то это указывает на слабость его веры. И в продолжение Пророк говорит: «Лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене». Грубость, тирания – это все слабоверие. Сподвижники всегда советовались с Пророком, и вот однажды пришли к Нему и спросили: «Есть ли права у женщин, как нам относиться к женам своим?» На что Он отвечает: «Если кушаешь сам, то накорми ее. Если покупаешь одежду, то купи ей. Не бей ее по лицу. Не обзывай. Не унижай обидными словами», – рассказывает Джабраил Хазрат Лагабов.

Ученые перечисляют обязанности, которые муж должен соблюдать. Среди них — обучение жены религии. Муж должен объяснять, кто такой Всевышний, какие качества Ему присущи, кто такие пророки и сподвижники. Чтобы женщина могла передать эти знания ребенку. Если жена совершает ошибки при прочтении намаза или неправильно соблюдает пост, то ответственность несет ее мужчина. За то, что жена нарушает каноны шариата, грешит муж. Он не имеет права ее выставлять из дома, оскорблять или прикладывать руку. Истинный верующий сначала объяснит своей спутнице, какие ошибки она совершила. Даст ей время обдумать все. В крайних случая он может подключить к исправлению людей, которых она уважает, – родителей, близких. То, что современные мужчины могут себе позволить выставить женщину из дома, ударить, — все это делать религиозному человеку в исламе запрещено.

Один из сподвижников Аллаха перечислил обязанности супруга. Первое о чем Он говорит — обеспеченность. Мужчина в исламе должен предоставить жене дом, еду, хорошую одежду, нести за нее ответственность перед родителями и Всевышним.

– Если муж не обеспечивает свою жену, то его намазы не принимаются. Если жена выживает, а супруг в это время ходит в мечеть, ездит в хадж, хочет показать свою религиозность – это все не принимается, пока жена его в бедности находится. Пророк Мухаммед говорил: «Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого должен кормить». Да, конечно, у жены тоже есть обязанности, но их нельзя сравнивать с мужскими. Она должна беречь свою честь, соблюдать каноны ислама. А муж создает ей все условия для этого, – поясняет священнослужитель.

Кстати, на удивление многим, женщина в исламской семье даже не обязана вести домашнее хозяйство. Ей за то, что она делает это с любовью и по доброй воле, восполняется дополнительно. Но это не ее обязанность. В арабских странах принято нанимать служанку. В России пока до такого далеко. У нас в стране менталитет отличается, женщина в любой семье, вне зависимости от вероисповедания, считается хранительницей очага.

– Женщина – это бриллиант. Если человек обладает бриллиантом, как он к нему относится? Он его бережет, охраняет, готов пылинки сдувать, потому что это его богатство. Вот жена – это бриллиант. Она должна улыбаться, ей нужно говорить приятные слова. Она не должна чувствовать себя ущемленной. Женщина – отражение мужчины. Если жена плохая, значит, мужчина ее такой сделал. По женщине судят о мужчине, – заключает Джабраил Хазрат Лагабов.

Материал подготовлен при поддержке администрации Сургутского района

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram — канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.

Источник https://proza.ru/2018/03/06/147

Источник https://etikket.ru/musulmanskij-etiket-adab/zhenshchina-i-islam.html

Источник https://ugra-news.ru/article/kak_istinnyy_musulmanin_otnositsya_k_svoey_supruge/