Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

1 октября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Проблема детей сирот в устройстве в семьи

Рахимова Динара Исмаиловна
магистр социально-гуманитарного факультета

Научный руководитель:
Гайсина Гузель Иншарована
кандидат педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Благовещенск

Одной из острых социальных проблем России в настоящее время является проблема социального сиротства, проявление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни многих семей, падением нравственных устоев, и, как следствие, изменение отношений к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Наличие в стране около 700 тыс. официально признанных по статистике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставили проблему социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем. Фактически общество и государство переживают состояние растерянности по поводу возможности разрешить комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. В то же время оно ставит перед психологией и педагогикой, как социально ориентированными науками, задачи на разработку научно-обоснованных путей их решения.

Психолого-педагогические исследования в области социального сиротства (Н.М. Дворянцева, А.И. Калайков, П. Лич и др.) свидетельствуют, что содержание ребёнка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях неизбежно приводит к неблагоприятным и труднообратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии. Согласно данным исследований, дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развития. Лишенные опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности в процессе постинтернатной адаптации, семейной, профессиональной и гражданской социализации. Значительная часть выпускников детских домов и интернатов ведут асоциальный образ жизни или попадают в криминальную среду.

Альтернативные детскому дому модели жизнеустройства детей-сирот – усыновление, опека, приёмная семья – развиваются, в целом, медленно. Так, среди основных причин неразвитости института усыновления в России специалисты отмечают следующие: 1) общее снижение уровня жизни населения, проблемы безработицы, недостаток жилой площади и др., которые лишают многие семьи возможности принять на воспитание детей-сирот; 2) пассивная позиция большинства граждан по отношению к этой проблеме, уверенность в том, что ее прежде всего должно решать государство; 3) десятилетиями внедрявшийся в сознание населения миф о преимуществах общественного воспитания по сравнению с воспитанием в семье; 4) негативное отношение к воспитанникам детских домов, детям из неблагополучных семей, установка на их изоляцию как источника «вредного влияния».

Семейное жизнеустройство детей-сирот – это важнейший путь решения проблемы сиротства, реализующий право каждого ребенка на воспитание в семье. Вместе с тем мы считаем, что само по себе крупномасштабная передача детей-сирот в замещающие (опекунские, приемные или патронатные) семьи не решает проблемы во всем ее объеме. Одна из главных задач – приостановить неуклонную тенденцию к росту числа таких детей. Поэтому необходим многоаспектный анализ причин этого роста и разработка комплекса мероприятий, направленных на его замедление, а, в конечном счете, – на остановку.

Как отмечают ученые и специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства, разрыв между единичным, локальным и всероссийским масштабом проблемы сиротства ставит вопрос об усилении внимания и концентрации сил на конкретный участок работы с конкретными детьми, оставшимися без попечения родителей. На наш взгляд, несмотря на остроту проблемы, наиболее приемлемым представляется путь постепенного наращивания масштаба охвата детей данной группы формами семейного жизнеустройства. Проблема сиротства должна решаться в России не в крупномасштабном плане, а в каждом конкретном регионе, городе, районе, селе, в каждой семье.

Положительный опыт семейного жизнеустройства детей-сирот и профилактики социального сиротства существует в отдельных городах России, но пока еще мало примеров эффективного комплексного решения этих проблем в масштабах региона. В связи с этим в социальной педагогике четко обозначается «зона ближайшего развития» научной мысли и организационно-педагогической практики – выход на региональный масштаб. Здесь, как нам представляется, вторым магистральным путем является социальное проектирование как процесс создания региональных механизмов решения проблемы сиротства людьми, проживающими в этих регионах и принимающими на себя ответственность за происходящее. Это предполагает выработку активной деятельной позиции по отношению к проблеме сиротства, создание авторских проектов, кооперацию государственных органов и общественных организаций, СМИ, ученых, волонтеров, представителей родительской общественности, т.е. всех тех, кого волнует судьба этих детей и тех, кто по своей должности обязан профессионально грамотно и своевременно решать проблемы детей-сирот, защищать их интересы и права. Именно таким образом видится наращивание масштаба региональных преобразований в системе государственного и семейного жизнеустройства детей-сирот.

В России развитие института замещающей семьи происходит достаточно заметно. Основная функция замещающей семьи – заменить (заместить) ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей, создать условия для нормального физического, умственного и нравственного развития ребенка, принятого в семью.

В настоящее время сложились следующие типы замещающих семей:

1. Семья усыновителей – наиболее перспективная и эффективная форма замещающей семьи, так как именно здесь ребенок получает статус родного и соответствующие этому статусу права и обязанности.

2. Семья опекуна/попечителя. При данной форме семейного жизнеустройства ребёнка предпочтение отдается кровным родственникам, что способствует сохранению родственных связей.

3. Приёмная семья – форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приёмными родителями о передаче ребенка на воспитание в семью на определенный срок.

4. Патронатная семья – формы семейного устройства, при которой ответственность за воспитание и развитие ребёнка делится между тремя сторонами: орган опеки и попечительства, учреждение (детский дом, интернат) и патронатными родителями-воспитателями, что дает возможность оперативно регулировать отношения между приёмным ребёнком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.

5. Гостевая семья – форма семейного устройства, не имеющая юридического статуса и в силу этого не всегда принимаемая как тип замещающей семьи. Эта форма помогает ребёнку познать семейный уклад, освоить семейные роли. Она актуальна для подростков 14-17 лет, имеющих мало шансов оказаться в замещающей семье на длительный срок.

В целом по стране наблюдается положительная тенденция в количественном показателе детей, приобретших свои замещающие семьи. Вместе с тем нередки случаи, когда замещающие родители из-за возникших проблем и конфликтов отказываются от ребёнка, что приводит к такому негативному явлению, как вторичное сиротство. В связи с этим мы считаем, что необходимо уделять большое внимание вопросу психолого-педагогической и юридической подготовки кандидатов в замещающие родители к выполнению новой для них функции – воспитание приёмного ребёнка. Не менее важной является проблема психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей специалистами центров и органов опеки и попечительства. В ряде регионов России существуют Центры семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Школы по подготовке замещающих родителей, Центры сопровождения замещающих семей, но их сеть не так широко развита.

Таким образом, несмотря на рост числа детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях, проблема семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается весьма далекой от своего полного решения. Необходимо четкое межведомственное координирование, особая предметная подготовка кадров для работы в органах опеки и попечительства, центрах психолого-медико-социального сопровождения, государственная поддержка замещающих семей, информирование населения через СМИ о формах семейного жизнеустройства, формирование позитивного отношения и желания к приёму в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья [Текст] / В. Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368с.

Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / В СЕМЬИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL ORPHANHOOD / FORMS OF PLACEMENT OF ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES / INTERNET RESOURCE / NEW TECHNOLOGIES

Читать статью  Счастливая семья: основные правила счастливой семьи

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Н. И., Татаркина Ю. Н.

Статья посвящена осмыслению организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в семьи на примере деятельности одного из детских домов г Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей. На основе анализа данных разработаны практические рекомендации. К числу рекомендаций отнесено создание комплексной службы социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей ; применение современных технологий при решении проблем семьи и детства; создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о таких детях; осуществление патронирования приемной семьи и оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликова Н. И., Татаркина Ю. Н.

Психолого-педагогическая готовность принимающих родителей к появлению нового члена в приемных семьях (на примере Липецкой области)

PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES

The article is devoted to a better understanding of the problem of the placement of orphans and abandoned children in families and how this problem is solved in one of Barnaul»s orphanage houses. During the study the staff of the orphanage house as well as the potential and actual adopters were interviewed. The results of the interviews were used in the development of practical recommendations. The recommendation are formulated as following: the necessity of forming of a case management service for abandoned children; the necessity of application of the modern technologies in solving problems of a family and childhood; the importance of building regional Internet databases of abandoned children for systematization and future use; the necessity of patronage of foster families and psychological support in the adaptation process.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

12. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyjskoyj Federacii na period do 2025 [Eh/r]. — R/d: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf

13. Pechenkina, T.I. Osnovnihe napravleniya realizacii molodezhnoyj semeyjnoyj politiki v Tomskoyj oblasti / T.I. Pechenkina, A.V. Kofanova // Sb. st. vserossiyjskoyj konf. — Tomsk, 2013.

14. Vedomstvennaya celevaya programma Tomskoyj oblasti «Razvitie i realizaciya potenciala molodezhi v interesakh oblasti» [Eh/r]. — R/d: http://demps.tomsk.ru

Статья поступила в редакцию: 02.11.14

Kulikova N.I., Tatarkina Yu.N. PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES. The article is devoted to a better understanding of the problem of the placement of orphans and abandoned children in families and how this problem is solved in one of Barnaul’s orphanage houses. During the study the staff of the orphanage house as well as the potential and actual adopters were interviewed. The results of the interviews were used in the development of practical recommendations. The recommendation are formulated as following: the necessity of forming of a case management service for abandoned children; the necessity of application of the modern technologies in solving problems of a family and childhood; the importance of building regional Internet databases of abandoned children for systematization and future use; the necessity of patronage of foster families and psychological support in the adaptation process.

Key words: social orphanhood, forms of placement of abandoned children in families, Internet resource, new technologies.

Н.И. Куликова, канд. социол. наук, доц. каф. «Философия и социология» Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; Ю.Н. Татаркина, канд. социол. наук, доц. каф. КиКТ Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: tun1955@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТРОЙСТВА В СЕМЬИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья посвящена осмыслению организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на примере деятельности одного из детских домов г Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей. На основе анализа данных разработаны практические рекомендации. К числу рекомендаций отнесено создание комплексной службы социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей; применение современных технологий при решении проблем семьи и детства; создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о таких детях; осуществление патронирования приемной семьи и оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье.

Ключевые слова: социальное сиротство; формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи; интернет-ресурсы; новые технологии.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране проблема сиротства является одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем. К сожалению, несмотря на принимаемые меры, число детей, получающих статус «сироты», ежегодно увеличивается как в целом по стране, так и в Алтайском крае. Социальное сиротство является важнейшей проблемой, требующей безотлагательного поиска форм и методов её решения [1] . Изучая данную проблему, мы исследовали работу одного из детских домов Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей, в результате которого мы получили конкретные данные, послужившие разработке рекомендаций.

Педагогический коллектив детского дома стабилен. Специалисты имеют высшее педагогическое образование, и стаж работы большинства превышает 5 лет. По квалификационной категории распределение респондентов следующее: высшая 58,3%, первая — 29,2%, вторая — 12,5%. В своей работе 90% специалистов и сотрудников считают необходимым условием для работы заинтересованность в своей деятельности и 70% выделяют одним из своих главных личностных качеств — трудолюбие. Более половины сотрудников (66,7%) отметили взаимоотношения в коллективе как нейтральные, 22,2% — дружеские и 11,1% — конфликтные. Активное стремление совершенствовать свои навыки работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обнаружено только у 30%, остальные 70% делают это по мере необходимости. На открытый вопрос «Как

Вам кажется, что необходимо сделать для усовершенствования работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи были предложены следующие ответы:

• тщательно отслеживать семьи, которые хотели бы взять детей на усыновление, давать испытательный срок на усыновление;

• больше оказывать психологической помощи детям и семьям, желающим взять их, обеспечивать достаточную материальную поддержку;

• подготовить будущих родителей к приему детей в семью;

• создать службы психологической поддержки для приемных семей, в которых бы работали психологи для детей и взрослых;

• тщательно проверять условия проживания тех людей, которые берут детей или собираются брать воспитанников;

• необходимо работать над изменением сознания граждан, чтобы они были морально готовы к приему детей в свою семью.

По результатам опроса и анализа деятельности учреждения выявилось, что модель профессиональной компетентности специалистов включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптивности.

Опрос потенциальных и реальных усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных и приемных родителей показал следующее: почти у 87,5% опрошенных нет собственных детей, только 12,5% имеют своих детей. Для большинства из них материальное стимулирование имеет значение при принятии решения об устройстве ребенка в свою семью (68,9%), и лишь 31,1% опрошенных не нуждаются в нем. Большая часть респондентов отметили свое материальное положение выше прожиточного минимума (59%). Это говорит о том, что люди чаще начинают

задумываться о возможности принять в свою семью ребенка, если чувствуют себя достаточно обеспеченными для его содержания. В целом, респонденты не очень хорошо информированы о формах устройства детей-сирот в семью (7,5% — ограниченно, 25% — совсем не информированы). Больше половины респондентов (68,8%) указали, что процедура устройства детей-сирот сложная, 25% — приемлемая.

По данным опроса 43,8% потенциальных и реальных усыновителей имеют среднее специальное образование, 56,2% -высшее образование. Семейное положение участников опроса показывает большое превалирование семейных пар (75,6%). Высокий процент семей, состоящих в браке, является хорошим показателем, поскольку обеспечивает для ребенка лучшую семейную среду, возможность принятия им моделей семейного поведения и стабильность.

Читать статью  Видели видео? 6

68,8% респондентов хотели бы взять в свою семью ребенка до 3-х лет, так как в представлениях потенциальных усыновителей к ним проще привыкнуть, проще полюбить и сделать процесс адаптации гораздо легче. 56,2% респондентов хотели бы взять в свою семью девочек, 31,3% — мальчика и 12,5% не предают этому значения. Деятельность Детского дома респонденты оценили, как удовлетворительную — 56%.

Опираясь на анализ полученных результатов проведенного исследования, мы считаем необходимым проведение следующих мероприятий:

• использование и применение современных технологий и инноваций при решении проблем семьи и детства;

• создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;

• целенаправленное пропагандирование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через местные средства массовой информации, социальные службы, органы образования;

• создание комплексной службы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс сопровождения приемных семей должен начинаться на этапе подбора кандидатов в приемные родители, детального изучения материальных возможностей среды, личных качеств приемных родителей и других членов семьи, состояния их здоровья, составление индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи, оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье;

• патронирование приемной семьи.

Понимая в полной мере проблемы сирот и действуя исключительно в интересах детей, коллектив детского дома выделил как приоритетную задачу своей деятельности работу по устройству детей-сирот в семью. Реализация данной задачи осуществляется через следующие направления деятельности всего коллектива.

Первое направление — работа по устройству детей в приемную семью. Оно реализуется, с одной стороны, через воспитание

социальной адаптированной личности ребенка, формирование у него позитивного образа семьи, формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, укрепление его психосоматического здоровья. С другой стороны, это направление реализуется через подбор кандидатов в будущие родители и технологии работы с ними, выявление мотивации выбора, изучение их воспитательного потенциала и психологической готовности к родительским функциям, а также через определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей. Важным аспектом является работа с православной церковью, с радио, ТВ, СМИ (например, рубрика «К единственной маме на свете»).

Особым и значимым является создание на базе детского дома службы психолого-педагогической помощи кандидатам в будущие родители. Она включает себя следующие направления: психолого-педагогическое консультирование будущих родителей; выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители; проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке; индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу; психолого-педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.

Второе направление — работа по возвращению ребенка в кровную семью. Оно включает в себя: работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы; розыск родственников — усыновителей; работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин; работу с родителями, лишенными родительских прав; работу с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом.

Данное направление работы должно реализовываться на этапе выявления семейного неблагополучия. Специалисты и сотрудники детского дома должны вести работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей. Целью данной работы является поддержание родственных связей с родителями, родственниками, со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.

Несмотря на то, что ведется огромная работа специалистами и сотрудниками детского дома в части организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, уровень устройства данной категории детей в семьи, особенно кровные, остается низким. А исследования ученых показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний.

Таким образом, специалисты детского дома, осуществляя профессиональную деятельность, являются, с одной стороны, источником социальной защиты детей, а с другой стороны, организатором работы по формированию социальной адаптивности воспитанников, что способствует более эффективному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

1. Климантова, Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб. пособ. — М., 2008.

1. Klimantova, G.I. Socialjno-pedagogicheskie tekhnologii semeyjnogo ustroyjstva i vospitaniya deteyj-sirot i deteyj, ostavshikhsya bez popecheniya roditeleyj: ucheb. posob. — M., 2008.

Статья поступила в редакцию 19.11.14

УДК 37.013.78 + 316.346.32-053.6

Kulish V.V. SOCIAL DIFFERENTIATION OF FUNCTIONING OF HISTORICAL MEMORY IN SCHOOL GRADUATES WHEN THEY DO LIFE CHOICES. In the article the analysis of functioning of youth historical memory in dichotomy «traditional-innovative» is given. The functioning of historical memory is seen in three different aspects: dependent on behavior, world view and emotions. The self-determination and life choices of school graduates are studied on the materials of an interregional sociological study. In the questionnaire the researcher used the information about the sex, a type of town the respondent lives in and a type of school he or she has finished. The data in the answers of city dwellers have such features as the innovative prospects better expressed than in the answers of village youth. The city youth want to get higher education in 69% of all answers (village youth — 42%), to get a well-paid job in 56% (39% for village youth), to have a good apartment of your own in 60% (village youth — 52%), to visit other countries in 33% (village youth — 17%). The research shows that the thinking of village young school graduates reflects the traditional way of behavior: a job, professions that they would like, a friendly family.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им

Наруцкая, Н. В. Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им / Н. В. Наруцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22249/ (дата обращения: 27.10.2022).

Перемены в социальной, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознании приводят к осознанию необходимости помощи каждому человеку и особенно тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Дети, утратившие родительское попечение, являются наиболее незащищенной категорией людей ввиду своего возраста и невозможности защищать и отстаивать свои интересы самостоятельно. В связи с этим, государство должно создавать такой механизм помощи детям, чтобы каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, получал достойное воспитание, образование, всесторонне развивался и становился активным, полноправным членом общества.

Ежегодно выявляется более 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рязанской области 78 % от общего числа детей-сирот находятся на семейных формах воспитания (опека, попечительство, приемная семья). Положительная динамика семейного устройства детей-сирот во многом определена сложившейся в регионе системой работы в данном направлении, подкрепляемой соответствующими решениями органов власти: 17 декабря 2013 года Правительство Рязанской области утвердило План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Рязанской области на 2013–2018 годы (Распоряжение Правительства Рязанской области от 17.12.2013 г. № 579-р).

Принцип приоритета семейных форм воспитания детей неоспорим, но следует понимать, что не каждый ребенок, оставшийся без родительского попечения, может быть устроен в семью.

Устройство всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи практически недостижимо, что обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характера. Во-первых, ни каждый ребенок, оставшийся без родителей, сразу может быть устроен в семью. Подбор «новых» родителей процесс достаточно долгий и ответственный, в течение которого ребенок находится, в зависимости от своего возраста, в медицинской или образовательной организации, созданной специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, ряд детей, особенно до первого года жизни, имеют заболевания не совместимые с жизнью и их устройство в семьи, как правило, затруднено. Можно перечислять множество причин, не позволяющих каждого ребенка устроить на воспитание в семью, но даже наличие одного фактора, одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, предопределяет необходимость обеспечивать на государственном и региональном уровне деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читать статью  Молодая семья: первый кризис

С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [1], которым установлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), указаны основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

В Положении о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481, установлено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Сеть организаций Рязанской области, в которых воспитываются дети-сироты, включает в себя ряд таких организаций, в том числе: 6 — из сферы образования и 1 — относится к системе здравоохранения — Рязанский Дом ребенка, который рассчитан на 150 мест для детей, оставшихся без родительского попечения, среди которых есть дети с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики. «Воспитание детей-сирот — сложная задача, к каждому должен быть отдельный подход, для каждого свое ласковое слово, своя интонация. «Спасая одного ребенка, ты спасаешь целое поколение». Эти слова стали своего рода девизом для сотрудников Дома ребенка. Медико-педагогическим коллективом Дома ребенка ведется комплексная реабилитационная работа. Большой педагогический коллектив работает с детьми над их всесторонним развитием… С детьми-инвалидами проводятся дополнительные занятия по системе «Портаж» по определенной методике, где каждый вид занятий имеет узконаправленную цель, которая осуществляется поэтапно, маленькими шажками и предполагает систему учета реакций ребенка на каждый педагогический тест» [4].

Сложный, в плане возраста (от рождения до четырехлетнего возраста включительно), физического и умственного здоровья, контингент домов ребенка, предопределяет их юридическое отнесение к медицинским организациям, которые обеспечивают уход, диагностику, лечение, реабилитацию детей, организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, комплексную оценку состояния здоровья детей, а также их воспитание и социальную адаптацию.

К образовательным организациям, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует относить: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.

Исследователями достаточно давно обсуждается вопрос о необходимости совершенствования сложившейся системы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Более 20 лет назад (в 1993 году) З. И. Воронина в своём диссертационном исследовании утверждала, что «необходимо провести реорганизацию существующих государственных детских учреждений: вместо трехзвенной (Дом ребёнка — дошкольный детский дом — школьный детский дом) сделать однозвенную, чтобы дети со дня поступления и до выпуска из детского учреждения воспитывались в одном детском доме…» [3, с. 120]. Аналогичной точки зрения придерживается Р. Л. Мурзин, дополнительно уточняющий: «… с момента набора группы до выхода из учреждения ребенок должен общаться с одним и тем же воспитателем» [5, с. 183].

Присоединяясь к точке зрения ученых, добавим, что процесс реформирования детских домов должен происходить комплексно и, в первую очередь, в интересах детей, с учетом психолого-педагогических критериев и необходимости наличия тех или иных организаций в определенном субъекте Российской Федерации. При этом, целесообразно, на наш взгляд, сокращение детских домов для детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с сохранением детских домов смешанного типа, где воспитание ребенка осуществляется с раннего возраста до 18 лет, куда могут направляться братья и сестры разного возраста (например, Шереметьево-Песочинский детский дом (г. Рязань) рассчитан на детей в возрасте от 3 до 18 лет). Если же наполняемость детских домов, рассчитанных на определенный возраст детей, не приводит к необходимости их сокращения, то перспективным направлениям реформирования, является их реорганизация в детские дома смешанного типа, именно в них, ребёнок лучше адаптируется, социализируется, получает коммуникативные навыки, так как имеет контакты с ребятами различных возрастов.

В то же время внутри самой организации, предназначенной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно происходить разукрупнение, то есть разделение на более мелкие единицы. «Разукрупнение — сделать менее крупным, разделить на менее крупные единицы» [6]. Согласно п. 1.3.4 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, указанных в Письме Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 [2], помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты (в медицинских организациях на 6 человек, в организациях, оказывающих социальные услуги и в образовательных организациях, не более чем на 2–3 человека), санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.

Разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, является одним из основных приоритетных направлений деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации на современном этапе [2].

Разветвленная система организаций, в которые могут быть устроены дети, оставшиеся без попечения родителей, позволяет обеспечить интересы каждого ребенка в зависимости от состояния его физического и психического здоровья, возраста, а, в отдельных случаях, и личностных интересов ребенка, но такие организации нуждаются в существенной дополнительной помощи.

На наш взгляд, необходима активизация деятельности органов власти Рязанской области по стимулированию активности населения г. Рязани в отношении помощи детским домам, школам-интернатам, действующим на территории Рязанского региона. В данном направлении проводится определенная работа, но она не носит такой системный и глобальный характер, какая имеет место в отношении семейных форм воспитания детей-сирот. Следует более активно привлекать население к помощи детским домам, школам-интернатам. Так, в Рязани с 10 по 17 февраля 2015 года ко Дню спонтанного проявления доброты (неофициальный праздник, созданный по инициативе благотворительных организаций разных стран, отмечается по всему миру 17 февраля) в библиотеке имени Горького г. Рязани проходил сбор игрушек, настольных и спортивных игр, новых книг, канцтоваров для детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Вера».

Вместе с тем, не до каждого жителя г. Рязани и Рязанской области «доходит» информация о подобных акциях, в связи с чем, целесообразным видится создание специальных интеренет-сайтов, увеличение количества социальной рекламы в торговых центрах, в общественном транспорте, в организациях и т. п., призывающей население оказывать помощь организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Рязанской области. Чем больше люди будут узнавать о действующих в рязанском регионе организациях для детей-сирот, тем более обширная помощь им будет оказываться, а привлечение молодежи к благотворительной деятельности будет способствовать гуманистическому воспитанию молодого поколения.

1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22. Ст. 2887.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.

3. Воронина З. И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: диссертация … канд.юрид. наук: 12.00.03. СПб., 1993. — 234 с.

4. Методы работы с детьми [Электронный ресурс] // Рязанский дом ребёнка: [сайт]. URL: http://www.baby.ryazan.ru/methods.html

5. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: диссертация… канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006. — 206 с.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2015. — 896 с.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, детский дом, родительское попечение, Российская Федерация, рязанский регион, семейное устройство детей-сирот, школьный возраст.

Источник https://www.sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/problemy-semi/rahimova

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-ustroystva-v-semi-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley

Источник https://moluch.ru/archive/99/22249/