Нравственно-половое воспитание детей в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

18 июля, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Эссе «Половое воспитание детей в семье»

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития человека. Именно от тех установок, которые он получит, будет зависеть его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях.

Значение полового воспитания для ребенка

Большинство людей считают, что половые инстинкты просыпаются и при том внезапно только в подростковом возрасте, однако здесь много заблуждений, так как ребенок начинает чувствовать половые инстинкты с очень раннего возраста, начиная с первого или второго года жизни, в зависимости от внешних раздражителей, которым он подвергается. В подростковом же возрасте заметнее всего происходят ярко выраженные физиологические изменения. Поэтому нужно давать ребенку половое воспитание с самого его рождения, выбирая подходящие моменты и способы, прежде чем он начнет прибегать к анормальным действиям, которым он в основном учится в неподходящих местах, и вредящих его психическому и физическому здоровью. Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что — отклонение от нормы. Важно, чтобы взрослые не были безразличны к этим проявлениям, знали их природу, оценивали правильно и соответствующим образом реагировали.

Важное воспитательное значение имеют также примеры нравственного отношения взрослых к представителям другого пола, основанного на уважении к человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей представителей другого пола.

Родителям не следует доводить до сведения детей свои конфликты, выяснять при них сои отношения, проявлять взаимный негативизм. Родители должны обращать внимание ребёнка на положительное отношение детей разного пола друг к другу, на проявлении любви, внимания и заботы друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно сопровождая их соответствующими комментариями. Кроме того, и сама мать может давать дочери положительный пример — уроки материнства.

Характер семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании. Важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок получает от родителей,- как в ответ на его вопросы, так и по собственной их инициативе (предварительное осведомление). Сюда же относится и контроль за тем, что он читает.

Правила при обсуждении пола с детьми

Вот простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.

1. Постараться вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

2. Избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам. Может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что считаешь нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго — ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

3. Надо, чтобы рассказ не ограничивался одними биологическими фактами — ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

4. Не надо бояться сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.

5. Если ребенок употребляет непристойные слова, надо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь». Надо помнить, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.

6. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что нужно научить ребенка говорить «нет» взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки, ты должен (на) ответить „нет“ и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне (Sanford, 1982).

7. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

8. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не нужно пренебрегать обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция, Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.

9. Надо рассказать, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если отложить этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.

10. Нужно стараться, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вопросы на половые темы. Не говорить: „Ты еще слишком мал, чтобы понять это“. Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.

11. Если не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к психологу ; он поможет найти нужные сведения.

12. Ответив на вопрос ребенка, нужно убедиться, что он понял слова. Проверить также, насколько ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после разговора у него появятся новые вопросы.

Беседа с ребенком о СПИДе.

Многих родителей пугает разговор о СПИДе, так как они не знают, что следует говорить ребенку и как построить беседу с учетом его возраста.

Беседа с детьми 3-4 лет. В этом возрасте дети приобретают знания о своем теле и основных жизненных фактах. Они начинают спрашивать, откуда берутся дети, и способны понять простые ответы, но не разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых. Они уже справляются с выполнением элементарных правил гигиены, т. е. умываются, чистят зубы, самостоятельно едят и засыпают. Они начинают понимать необходимость уединения. Лучшее, что могут сделать родители, имеющие детей этого возраста, — создать атмосферу, в которой ребенок, не стесняясь, задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. При этом ребенок привыкает к мысли, что секс — это то, о чем можно свободно говорить дома.

Беседа с детьми 5-7 лет Дети этого возраста понимают более сложные стороны таких явлений, как здоровье, болезнь и сексуальность. Они интересуются такими вещами, как рождение, брак или смерть. Возможно, они что-то уже слышали о СПИДе от сверстников, взрослых или из телевизионных программ. Поэтому они могут испытывать страх перед этой болезнью. Им необходима уверенность в том, что ни с ними, ни с их родителями ничего такого не случится. Дети понимают ответы на свои вопросы, если они иллюстрируются конкретными примерами из повседневной жизни. Если, скажем, ваш ребенок до крови порезал палец, самое время объяснить ему, что микробы, вызывающие болезнь, могут попадать в организм через ранку. Ребенок в этом возрасте должен понимать, что нельзя принимать лекарства без разрешения родителей. Если среди его одноклассников есть ВИЧ-инфицированный, ваши сын или дочь должны знать, что сидя рядом, играя или разговаривая с ним, они не могут заболеть СПИДом.

Беседа с детьми 9-12 лет. В организме детей этого возраста уже происходят изменения, присущие пубертатному периоду. Подростков чрезвычайно интересует собственное тело, внешний вид, что следует считать нормой. Для некоторых из них — это время начала менструаций, первых сексуальных контактов и употребления наркотиков. В этом возрасте ребенок начинает ощущать сильное давление социальных факторов. Поэтому не нужно откладывать беседу о СПИДе, Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок знал, как уберечься от СПИДа. В период полового созревания дети проявляют повышенный интерес ко всему, что связано с сексуальной жизнью человека и им необходимо предоставить полную и точную информацию. Они должны знать, что такое половое сношение, гомосексуализм, оральный и анальный секс. Им следует объяснить, что результатом сексуального контакта может быть беременность или заражение ВИЧ. Необходимо объяснить также, почему половое сношение между детьми может повредить здоровью и что лучше отложить начало половой жизни на более позднее время. Дети должны также знать, как передается ВИЧ, в каких случаях передача невозможна, и как вообще избежать инфицирования (включая использование презервативов). На первый взгляд, кажется, что объяснить все это ребенку — очень трудная задача, однако выполнить ее — родительский долг, а полученные знания помогут у сыну или дочери в дальнейшей жизни. Ребенку необходимо внушить уверенность в том, что именно от родителей он может получить ответ на любой интересующий его вопрос о СПИДе или сексе.

Читать статью  Кодирование от алкоголизма в каких случаях нужно прибегать к этой процедуре

Можно быть уверенным, что дети так или иначе все равно смогут получить всю интересующую их информацию. Семья – это первая среда, откуда ребенок черпает свои первые познания о мире, однако она не единственная, так как после нее источником информации обо всем окружающем вообще и о половых отношениях в частности для детей станут школа, друзья и общество в целом.

1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. — Л., 1988.

2. Колесов Д. В. Педагогика — родителям. Беседы о половом воспитании. — М., 1986.

3. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1993.

4. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. — М., 1993.

5. Наркомания: что необходимо знать каждому. Памятка/Разработка учебно-методического отдела РЦПНН при Кабинете Министров РТ. — Казань, 2001.

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье» Экология — это наука, и произошла она от слова «ойкас» — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей в семье» Консультация для родителей Дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Основной целью экологического воспитания в современной.

«Экологическое воспитание детей в семье». Консультация для родителей Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье». Русская природа… эти слова легко вызывают в памяти знакомые.

Консультация «Половое воспитание детей» По-видимому, никого не нужно убеждать в том, что половое образование детей должно осуществляться в семье. Естественность поведения взрослых.

Консультация «Половое воспитание. Когда начинать?» Примерно в 4-5 лет ребенок начинает осознавать тот факт, что в мире взрослых людей существует определенное табу сексуального характера.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Сухомлинский В. А. [5] Семья была, есть и будет важнейшей средой.

Нравственно-половое воспитание детей в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Текст научной работы на тему «Нравственно-половое воспитание детей в семье»

Аспирант, кафедра педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесский госуниверситет им.У.Д.Алиева

НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

«Нет детей, а есть люди, которые обладают меньшими знаниями и малым опытом жизни»

(Ян Корчак, педагог).

Поскольку половое воспитание, как и всякий другой вид воспитания — проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья, и, прежде всего — отец и мать. Ведь именно они первые и поначалу, как правило, единственные воспитатели своего ребёнка. Поэтому от понимания ими важности и сложности задач воспитания детей, начиная с самого раннего возраста, от взаимоотношений между отдельными членами семьи в огромной степени зависит воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения.

Обстановка в семье должна быть такой, чтобы уже с самого раннего детства ребёнок чувствовал, а в более старшем возрасте и понимал, что хорошая семья- основа жизненного благополучия человека, та ячейка общества, где быстрее и правильнее всего поймут и в случае необходимости помогут. А это понимание невозможно без правильного семейного воспитания, начиная с первых лет жизни ребёнка. К сожалению, не каждые отец и мать понимают, что им в семье необходимо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания.

Конечно, трудностей здесь немало. Но порой родители сами усложняют эту задачу, искусственно вычленяя её из общей системы воспитания. Такое вычленение неизбежно сталкивается с интимностью, т.е. глубоко личным характером сексуальных переживаний человека, которые обычно, и не без оснований, принято держать в тайне. Сознавая важность и необходимость полового воспитания детей, многие родители не всегда верно понимают свои возможности в этом деле. А они значительно увеличатся, если задача будет решаться в общем плане гармоничного развития личности растущего человека наряду с другими сторонами воспитательного процесса [4, 66 ].

Даже в наше раскрепощённое время многие родители считают, что касаться запретной темы неприлично и стыдно. Не в этом ли несерьезном отношении к важной стороне человеческой жизни кроется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних женщин, стремительное распространения СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Большинство педагогов и родителей считают, что начинать половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового созревания. К сожалению, но в этом возрасте подростки уже получили богатую информацию про «ЭТО» от невежественных и безграмотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе и на практике.

Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нём уважения к важнейшей стороне человеческой жизни -взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Половое воспитание — важная составная часть процесса воспитания ребёнка, подростка, юноши, и пускать его на самотёк неразумно и преступно по отношению к собственному ребёнку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребёнка должно сформировать в нём полноценного представителя

своего пола. Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов, мазохистов, геронтофилов, никрофилов и других свидетельствует о серьёзных проблемах в их психосексуальном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки-женщины, чтобы ребёнок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями.

Чем больше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребёнок узнаёт в результате «уличного просвещения».

Хотят этого родители или нет, но сексуальным воспитанием своего ребёнка им придётся заняться, и лучше приступить к этому как можно раньше. Не стоит обольщаться, будто ребёнок ничего не знает о сексе. Скорее всего — знает, хотя совсем не то, что следовало бы. А самое главное — он далеко не всё понимает.

Родителям необходимо установить доверительный контакт и говорить на сексуальные темы свободно, забыв про то, что «ребёнку это знать рано». Лишь только в этом случае подросток без боязни расскажет то, что услышал от сверстников. Не стоит ограждать ребёнка от потока информации, так как это будет тщетно. Эротические сцены в кинофильмах, фотографии в журналах и газетах, специальные книги могут привлечь внимание ребёнка. Поэтому лучшее для родителей- не прикрывать ладонью горящие глаза подростка или выгонять его из комнаты во время эротических сцен фильма. Скорее всего это вызовет обратный эффект. Родители, сами того не желая, настолько распалят любопытство подростка, что, выбрав время, когда родителей не будет дома, он непременно и телевизор включит, и статьи прочтёт. Смысла не поймёт, зато информацию истолкует по-своему. Чтобы этого не случилось, необходимо не только давать сексуальные знания, но и всё обсуждать. Тогда у подростка не вспыхнет повышенный интерес к проблемам секса. Услышав от сверстников нечто новое, он обратится к нам за разъяснениями. Конечно, при условии, что у родителей с детьми доверительные отношения [2,11-12 ].

Читать статью  Святые покровители семьи, любви и брака

Половое воспитание в семье — процесс сложный, но необходимый, дающий возможность ребёнку получить правильное представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и принципы полового воспитания ребёнка, чтобы помочь правильному и гармоничному развитию подростка, полноценному формированию детородной функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и будущих детей.

Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие. Так, девочки больше спят и более чувствительны к прикосновениям, лучше реагируют на сладкое. А мальчики превосходят в физическом развитии, лучше удерживают голову в положении лежа на животе. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики — на зрительные. В годовалом возрасте поведение ещё больше различается: девочки более спокойны, с удовольствием играют в куклы, тогда как мальчики активны и подвижны, а из игрушек предпочитают машины, самолёты, оружие.

С полутора лет ребёнок знает, кто он — мальчик или девочка, и различает людей по половой принадлежности «тётя-дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в основном по одежде и прическе. В 3-4 года ребёнок уже знает об анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее значение придаёт внешним признакам: платье, косички, бантики — это девочка; брюки, короткая стрижка — это мальчик. Но в этом возрасте понятие пола неустойчиво. И девочки, и мальчики

думают, что переодевшись, можно изменить половую принадлежность. К 5-6 годам любой ребёнок уже понимает постоянство своего пола и осознаёт что мальчик станет дядей, мужчиной, а девочка- тётей, женщиной и мамой. Каждый ребёнок изучает своё тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками [2-13]. Если постоянно одёргивать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный интерес именно к этим органам. Выросший в условиях запретов и запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной жизни, считая её постыдной и грязной. Ребёнок должен развиваться как личность, не испытывая препятствий со стороны взрослых, а получая от них ответы на все вопросы, в том числе и связанные с полом.

Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчиваясь или сердясь на ребёнка: «мал ещё об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной стороне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания. Искоренить у ребёнка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и будет удовлетворять свою любознательность на стороне.

В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваивается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «дочки- матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, трогают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема -гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намёка на сексуальность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли. Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любопытство ребёнка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями — вот правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне естественные и свидетельствуют о нормальном развитии личности: чем мальчики отличаются от девочек, откуда я взялся. Только не стоит рассказывать сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Лучше всего сразу объяснить, как рождаются дети, и как происходит зачатие. Таким образом можно уберечь ребёнка от шокирующих и опошленных уличных знаний, преподнесённых в нецензурных выражениях и сопровождаемых неприличными жестами [2,13].

Вообще с девочками лучше беседовать матери, так как только она сможет объяснить все аспекты женской физиологии, о которых не подозревают мужчины. Половое воспитание мальчика должны осуществлять оба родителя. Но чем старше становится мальчик, тем важнее роль отца [2,20].

Самый нужный и самый главный воспитатель — личный пример нравственности родителей. Они сильнее всяких поучений. Большой вред воспитанию ребёнка могут нанести родители, взрослые, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, неуважительно относятся друг к другу.

Важно не только дать ребёнку необходимую информацию и ответить на все его вопросы о физиологии половых отношений, но и сформировать у него представление об эмоциональном аспекте общения представителей противоположного пола, о том, что без любви, нежности и заботы друг о друге отношения просто не имеют смысла. Если отец и мать выражают свою любовь и нежность открыто, прикасаются друг к другу даже при детях и ребёнок слышит их ласковые слова, то это лучший пример. С детства у него сформируется правильное представление о браке как о союзе двух любящих людей. Он уяснит, что не бывает семей без любви [5, 51-52]. В будущем, при

формировании либидо (полового влечения), это убережёт подростка от бессмысленных, беспорядочных сексуальных связей.

Отец может много раз твердить сыну о бережном, рыцарском отношении к женщине, но это не даст никакого положительного результата, если сам он по-хамски относится к своей жене, матери ребёнка, или допускает циничные высказывания по поводу других женщин. Попытки матери вырастить высоконравственную дочь вряд ли приведут к успеху, если мать своим поведением будет демонстрировать обратное [4, 67].

Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности. Как было отмечено ранее, взаимоотношения родителей, их повседневное поведение является той моделью, которой подражают дети, на основе которой у них формируются установки, понятия о мужественности и женственности. Слова и дела взрослых преломляются в поступках и поведении детей. Пример родителей демонстрирует не только права, но и обязанности представителей каждого пола.

В современных условиях, когда отец всё более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутрисемейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особенное значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулинизация женского поведения. Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определённые признаки [3, 32]. Отсюда вытекает задача родителей развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают «женский тип» поведения (феминизация). Такие мальчики часто менее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-гражданском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Уже в дошкольные и школьные годы их поведение доставляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т.п.

Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понимает мужа и сыновей, т.е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, — слабовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания подают жестокий отец и всепрощающая мать [4, 68].

Приведённые примеры, конечно, не исчерпывают всех возможных вариантов неправильных установок родителей в исполнении в семье материнских и отцовских ролей. Но главная мысль должна быть понятной: каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности.

Итак, отвечая на вопросы детей, родителям необходимо помнить об их возрасте. Взрослые не должны рассказывать по данному вопросу всё то, о чём они знают с позиции своего возраста. Поэтому прежде, чем подробно отвечать на вопросы ребёнка, следует учитывать то, сколько лет ребёнку и аккуратно поинтересоваться,

откуда возник у него этот вопрос. Отвечать необходимо, но согласно возрасту. Никогда нельзя смеяться и иронизировать над заданными вопросами. К любому вопросу ребёнка нужно относиться со вниманием, как бы наивно он ни звучал: «Почему по рвоте тётя узнаёт, что она беременна? Меня тоже рвало однажды, значит я была беременна?» (5 класс); «Правда ли, что от частых поцелуев растягивается рот?» (6 класс). Согласитесь, трудно не рассмеяться, не улыбнуться на такие вопросы. Однако улыбаться лучше наедине с собой, вспоминая их, а не тогда, когда подобные вопросы задаются ребёнком. На свой вопрос дети хотят услышать ответ, а не смех со стороны родителей [1; 88,89]. Важно помнить, что каждый вопрос детей и подростков заслуживает серьёзного ответа. Итак, анализ литературы, наблюдения, опросы родителей показали, что половое воспитание необходимо осуществлять в каждой семье, при этом важную роль будут играть: опора на возраст ребят, поскольку начинать половое воспитание необходимо с самого раннего возраста. Кроме того микроклимат, взаимоуважение между родителями, правильно и деликатно проводимое половое воспитание сформирует в подростке уважение к важнейшей стороне человеческой жизни — взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Также важным условием успешности полового воспитания будет являться установление доверительного отношения между родителями и детьми, педагогическая культура родителей, своевременность информации, осваиваемой детьми в этом вопросе. Немаловажное значение имеет дифференциальный подход к детям и большое чувство ответственности у родителей.

Читать статью  5-11 КЛАСС

1.Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -96 с.

2. Еникеева Д. Секс, Секс, Секс! Энциклопедия взаимоотношений. — М .: АСТ: АСТ Москва, 2005. — 838 [2 ] с.

3. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и паталогии. -Л., 1988. — 127 с.

4. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. — Минск : Народная Асвета, 1990. -160с. — (Семейная педагогика).

5. Секрет семейного счастья. Издательство : Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. International Bible Students Association.- Brooklyn, New York, U.S.A.,1996. — 191 с.

Половое воспитание в семье.

Очень важно заниматься половым воспитанием ребенка, но не каждый родитель знает как это сделать. Данная статья поможет разобраться в данном вопросе.

Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности

Взгляды на половое воспитание были и остаются противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься. Лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Данные опросов подростков свидетельствуют о том, что основную долю сведений о сексуальности и всего, что с ней связано, они получают не в семье, а от друзей и различных источников СМИ.

Половое воспитание – это первостепенная задача семьи. Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни ребенка, подростка, способного адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.

Сексуальное воспитание — составная часть полового воспитания, ориентированная на формирование правильного (в соответствии с нормами общества) сексуального поведения. Оно должно начинаться тогда, когда у подростка появляется в этом потребность. Сексуальное воспитание – это задача специалистов знающих закономерности развития и психологические особенности подростков.

Подростковый возраст – сложное время и для подростка и для его родителей. На многие вопросы, в том числе и про «это», наши дети сами любят находить ответы. Хорошо, когда источник информации — ответственный взрослый человек или книга. А если нет? Неоспоримо одно – в половом воспитании ребенка должны участвовать родители.

Интернет, желтая пресса, порно-журналы – все это сейчас очень доступно, и нужно ограждать ребенка от навязчивой и, мягко говоря, некультурной информации. Родители должны стать доверенным лицом ребенка.

• общение на темы должно быть деликатным (многие подростки стесняются говорить со взрослыми на такие темы), не стирающим грань между взрослым и ребенком, и в то же время в меру откровенным. И еще, что важно, – своевременность разговора. Разговор о сексе – это не беседа одного дня. Говоря о физиологических изменениях организма, можно и нужно затрагивать и другие вопросы, связанные с сексом, взаимоотношениями полов т.д.;

• не стоит бояться первых увлечений подростков и запрещать их. Наоборот, надо учить их любить, уважать, говорить нежные слова. Пусть к мальчику приходит девочка, и наоборот. Научите ребенка встречать таких гостей, ухаживать, говорить комплименты, дарить подарки, делать знаки внимания;

• воспитывайте ребенка не только словами. Если родители выражают любовь открыто, относятся друг другу с нежностью, обнимают друг друга при детях, и главное, дети слышат, что они говорят друг другу ласковые слова – это лучший пример для них. С детства у детей формируется правильное представление о семье, об отношениях мужчины и женщины. И в будущем он (или она) будет с нежностью и заботой относиться к возлюбленной (возлюбленному). Ребенок поймет, что без любви, нежности, взаимоуважения не может быть полноценных половых отношений. В будущем это убережет его от беспорядочных и бессмысленных сексуальных связей;

• расскажите о любви, о том, что сексуальные отношения между влюбленными – это естественно и важно. Однако всему свое время. Объясните, что чувство ответственности между влюбленными играет очень существенную роль. Секс доставляет радость в том случае, если он своевременный, и в отношениях есть гармония. А гармония достигается только в том случае, если люди понимают друг друга. И мальчик, и девочка должны знать, что случайные сексуальные отношения даже у взрослых могут глубоко ранить людей и оставлять неприятный след в душе. Больше давайте информации о свиданиях, об ухаживаниях, поделитесь собственным опытом;

• расскажите ребенку о болезнях, которыми можно заразиться во время половых отношений. Сами вооружайтесь литературой о СПИДе, о гепатите, о других инфекциях, передающихся половым путем, – чтобы грамотно рассказать о том, как заражаются ими (некоторые из них не лечатся!) и о том, как не заразиться. Расскажите о методах контрацепции (средствах защиты от инфекций и нежеланной беременности): какие из них более эффективны, какие менее, где эти средства приобретать. Старайтесь, чтобы в разговоре ребенок задавал вопросы, и подводите его к тому, чтобы он сам делал правильные выводы;

• обязательно нужно поговорить о причинах, по которым подростки вступают в интимные отношения, а именно: завоевание уважения подруг, друзей, уговоры со стороны партнера, подружки или друзья это сделали, в состоянии алкогольного опьянения – обсудите эти причины, выслушайте его мнение, тактично подведите разговор к выводу, что начало половой жизни – это важный и ответственный момент в жизни;

• мальчику (юноше) нужно прививать уважение к женщинам с раннего детства. В разговоре с сыном расскажите об ответственности, которую он несет как мужчина. Ответственность о своем здоровье и о здоровье девушки. И он, и она должны знать, к чему приводит ранняя беременность. Приведите примеры из жизни, о девочках, которые рожают в 14-15 лет. Объясните, что такое аборт, как вы относитесь к этой проблеме, какие последствия бывают после него, через какие моральные и физические страдания проходит любая женщина, решившаяся на него;

• учитывайте особенности девочек – подростков. Их дружба более чувственна. В период влюбленности окружите свою девочку дружеским вниманием, охотно выслушивайте и обсуждайте вопросы, с которыми она к Вам обращается. Если она решает вступить в половые отношения с другом, она уверена, что это – по любви. Объясните ей, что эмоциональный удар после неудачного первого сексуального опыта бывает иногда очень сильным. Многие девочки чувствуют опустошенность, чувство вины. Сможет ли она справиться со всем этим?!

• в любом случае, чтобы ни решил Ваш ребенок, как бы он не поступил, какие бы ошибки не сделал, он должен быть уверен в том, что всегда может прийти к Вам, своим родителям, и Вы его не оттолкнете, протянете ему руку помощи;

• пока формируется организм ребенка, направляйте его энергию на учебу, приобщайте к спорту, искусству, ремеслу. Загруженность дня, чередование физической и умственной нагрузки отвлекут подростка от преждевременных половых отношений.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/yese-na-temu-polovoe-vospitanie-detei-v-seme.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-polovoe-vospitanie-detey-v-semie

Источник https://ruroditel.ru/konsultatsiya-i-sovety-roditelyam/pedagogika/polovoe-vospitanie-v-seme/