Комплекс методик для исследования внутрисемейных взаимоотношенийматериал

13 октября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Содержание

Межличностные отношения в семье

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье 6
1.1. Семья и её значение для развития личности 6
1.2. Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье 12
1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 22
2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 22
2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 28
Заключение 33
Литература 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

«Межличностные отношения в семье»

Введение

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г.Харчева, – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.

Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Внутрисемейные отношения могут быть как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.

Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности, значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее «низовыми», первичными ячейками и личностью (А.Б.Орлов).

Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жесткости социальных связей человека и создают, следовательно, больший простор проявлению его индивидуальности» (Г.Г.Дилигентский).

Таким образом, развитие общества и, следовательно, развитие семьи приводит к увеличению числа семейных проблем, к общему кризису современной семьи. Семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. :»Для того чтобы развиться — интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно — ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребенка желательно на протяжении всей своей жизни» (У.Бронфенбреннер). Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.

Таким образом, в своем посредническом качестве семья изначально имеет двойную ориентацию, она одновременно социо- и человеко-центрична.

Исследованиям в области психологии семьи и межличностных отношений посвящены работы таких отечественных психологов, как А.Б.Орлов, Н.Н.Обозов, А.И.Захаров, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Г.Дилигентский, Л.Л.Баз, а также зарубежных исследователей — Н.Пезешкиана, А.Менегетти, В.Сатир и др.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в семье.

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.

  1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
  2. Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
  3. Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.

Гипотеза исследования: особенности и проблемы в межличностных отношениях в семье могут быть связаны с социальной ситуацией, особенностями межличностного восприятия и личностными особенностями её членов.

  • Теоретические (анализ психологической, социально-педагогической литературы, планирование хода исследования),
  • Эмпирические (наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа).
Читать статью  Сборник _Методики диагностики детско-родительских отношений_тест по психологии

1 этап – анализ литературных источников по проблеме межличностных отношений в семье.

2 этап – изучение особенностей межличностных отношений в семье.

3 этап – анализ полученных в ходе исследования результатов.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье

1.1. Семья и её значение для развития личности

Общепризнано, что семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точном соответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологическая наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, — ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развития социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Однако семья, как такой посредник, может решать и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. У.Бронфенбреннер, обобщая результаты многочисленных исследований в области возрастной и педагогической психологии, резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться — интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно — ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребенка желательно на протяжении всей своей жизни» (У.Бронфенбреннер, 1990) [29]. Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.

Таким образом, в своем посредническом качестве семья изначально имеет двойную ориентацию, она одновременно социо- и человеко-центрична.

В чем же состоит отличие этих двух ориентаций семьи с психологической точки зрения?

А. Социо-центрированная семья

Прежде всего, специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только «персоны» (К.Юнг) [43] своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью.

Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде «социум — семья — индивид» [29].

Следует также отметить, что данная ориентация семьи предполагает также существование особой «латентной концепции» психического развития, которое понимается исключительно как социализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности, т.е. процессом своеобразной актуализации, воспроизводства социальности во внутреннем мире индивида. Основным регулятивом в данном процессе выступают «системы ценностей» социума (К.Роджерс, 1964) [34].

Так можно охарактеризовать социальную ориентацию семьи в ее посреднических функциях, в ее роли посредника между социумом и индивидом.

Если же рассмотреть семью как систему конкретных межличностных отношений и общений, то ее социальная ориентация обнаружит себя

в следующих основных коммуникативных установках.

Первую из этих установок можно назвать «условным принятием»: принятие любого проявления индивида в такой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. Коммуникации в социо-центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст:»Если ты. то я. «.

Вторая установка характеризует систему эмоциональных связей между членами семьи. В социо-центрированных семьях эмоциональные отношения и состояния постоянно варьируют в следующем континууме: «идентификация — симпатия — антипатия — ненависть». Динамика эмоциональных состояний в рамках данного континуума отражает динамику условного принятия членами семьи друг друга. Полное принятие означает здесь отождествление с другим человеком, утрату себя; полное непринятие, напротив, проявляется как утрата партнера по общению, ка превращение этого «партнера» во врага. В тех случаях, когда партнер лишь частично соответствует выставляемым условиям общения, он может быть либо симпатичен (как соблюдающий большинство условий), либо антипатичен (как игнорирующий большинство этих условий).

Третья коммуникативная установка характеризует отношение члена семьи к самому себе, его аутокоммуникацию. Доминирование социальной ориентации в семье неизбежно связано с вытеснением индивидом из своего самосознания (Я-концепции) всего, что так или иначе расходится с содержанием его персоны. Иначе говоря, самопринятие человека также оказывается условным: чем более частично заданной оказывается персона человека, тем больше своих качеств ему приходится вытеснять из сознания и тем больше становится его «тень» (К.Юнг, 1994) [43].

Все эти три коммуникативные установки можно суммировать в одной характеристике общения в рамках социо-центрированной семьи — это интерперсональное общение, т.е. общение, осуществляющееся между персонами, принадлежащими разным членам социо-центрированной семьи.

Доминирование социальной ориентации характерно для так называемой традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).

Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени (или, точнее, — из мозаики его субперсон и субтеней) [43].

Читать статью  Жизнь с родителями

Итак, основная функция социо-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека.

Иначе выглядит социальная посредническая ориентация семьи в триаде «социум — семья — индивид».

Б. Человеко-центрированная семья

В случае человеко-центрированной семьи мы также имеем дело с избирательностью семьи при осуществлении ею своих функций. Однако эта избирательность предполагает повышенную чувствительность, сензитивность семьи отнюдь не к запросам общества, но к интересам и запросам своих членов (и прежде всего детей), к их внутреннему миру. «Латентная концепция» психического развития здесь также иная: взросление понимается не как социализация, но как «индивидуация» человека (К.Юнг, 1994), основным и ведущим механизмом которой является экстериоризация индивида, актуализация, воспроизведение индивидуальности во внешнем социальном мире. Основным регулятивом выступает здесь «ценностный процесс» человека (К.Роджерс, 1964) [34].

Каковы же психологические коммуникативные установки в человеко-центрированной семье? Прежде всего, следует отметить, что эти установки также являются альтернативными. Первую из них в отличие от «условного принятия» можно назвать «безусловным принятием»: любому акту общения не предшествует какая-либо заранее заданная система четких установок, ожиданий, императивов, оценок и условий, так или иначе ограничивающих, контролирующих и направляющих жизнь другого человека. Если в социо-центрированных семьях общение предполагает следующий подтекст:»Если ты. то я. » или «Ты должен. » или «Я знаю как надо. «, то общение в человеко-центрированной семье предполагает совершенно иную, альтернативную коммуникативную семантику:»Ты свободен. «, «Ты мне интересен. «, «Я тебя люблю. «. Подобное общение утверждает личную свободу и личную ответственность человека (т.е. его свободу и ответственность не против других и не перед другими, обществом, классом, семьей, но против самого себя и перед самим собой). Подобное общение не исходит изначально из некой предзаданной оценочной схемы: это хорошо, а это плохо. Напротив, здесь каждый раз предполагается, что «Я не знаю как надо, ты, возможно, это лучше знаешь», «Я не знаю, что для тебя хорошо, а что плохо, ты это знаешь лучше меня».

Комплекс методик для исследования внутрисемейных взаимоотношений
материал

Данная брошюра разработана в помощь специалистам работающим с семьями. Важнейшим фактором, влияющим на формировнаие личности ребенка, является семья. Для диагностики внутрисемейных отношений представлены различные методы исследования, которые позволят всесторонне проанализировать и выявить актуальное состояние микроклимата в семье.

Скачать:

Вложение Размер
komplekt_metodik_dlya_issledovaniya_2018.pdf 787.39 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”.

Организация и методика проведения исследования в определении отношения к физической культуре и спорту среди учащихся 9 – 11 классов

Материалы для исследования. Анализ полученных результатов.

Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи.

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ (Гильбух) Опросник «Мой класс»

Может использоваться во II — VII классах.

Возможности полнофункционального мобильного лабораторного комплекса для проведения исследований и экспериментов во внеурочной деятельности.

Учителя естесственно-научных дисциплин получат методические рекомендации по использованию полнофункционального мобильного лабораторного комплекса (ПМЛК).

Программа: «Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности «Счастливая семья»

Данная программа поможет родителям и несовершеннолетним на практике преодолевать барьер недоверия друг к другу, отрабатывать внутрисемейные конфликты.

Простейшая методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии для классного руководителя.

Определить разные группы учащихся в классном коллективе, используя простейшие методики социометрии.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА Р.ЖИЛЯ

Тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Это проективная визуально-вербальная методика. Она была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей.
Методика представляет собой нечто среднее между анкетой и проективным тестом. Стимульный материал теста Р. Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые. Он также содержит тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для него и затрагивающих отношения с другими людьми.
Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся за столом. Ребенку нужно выбрать себе место. В тестовых заданиях предлагается ответить на вопросы, например: «С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?»
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные.
Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:

— характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
— особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение. Несмотря на то что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста Р. Жиля, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с его помощью.

РУССКИЙ ВАРИАНТ

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.
По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корректировать его» (Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. «Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие». Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994. c. 3)
Данная адаптация проходила с учетом речевого развития здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростков с разными формами патологий (например, стеснительных, робких, замкнутых, аутичных) или с задержками развития.
Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Читать статью  Цели партнерских отношений с семьей в доу

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых — группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого.
Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.
В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.
По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.
В комплект методики входят:

— методическое пособие;
— набор заданий;
— регистрационный лист;
— таблицы распределения заданий по шкалам.

Количественные результаты помогают получить дополнительную информацию для сравнительного анализа экспериментально-психологических данных, полученных при обследовании больших групп испытуемых.
Однако в процессе количественного анализа «возможны потери важной психологической информации и исходных целей проективного тестирования: выявление малодоступных обобщенному пониманию индивидуальных особенностей ребенка, а также скрытых для окружающих проблем ребенка» (А.К. Осницкий).
Изучение структуры конкретно-личностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков в исследовательской работе И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой подтвердило текущую валидность теста. Напомним, что под текущей валидностью понимается характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Основной процедурой определения текущей валидности является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными характеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом характеристики диагностической эффективности методики является сравнение контрастных групп. Текущая валидность может определяться и на основании сопоставления оценок и заключений по валидизируемому тесту с результатами другой методики, валидность которой является установленной (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999).

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.
А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану.
Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы.
Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.
Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем.
Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых.
Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.
Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.

Источник https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5/165024_2233833_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Источник https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2020/02/19/kompleks-metodik-dlya-issledovaniya-vnutrisemeynyh

Источник https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200104108