Презентация Проблемы приемных семей

10 сентября, 2022 Выкл. Автор ewermind

 

Проблемы и пути решения с приемными семьями

Одним из важнейших направлений повышения эффективности социальной политики в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства детей. В средствах массовой информации стали активно пропагандироваться и популяризоваться такие формы. Семейные формы устройства детей-сирот обеспечивают наиболее благоприятные условия для комплексного развития и жизнедеятельности последних.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей представляют определенную группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья адаптироваться в современном обществе.

Действительно если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.

В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основными из них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 20, 21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» и другие законодательные акты [1].

С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об опеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.

«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Сегодня в российское пространство входит термин «профессиональная замещающая семья», хотя его общепринятого определения нет не только в законодательстве, но и в экспертной среде. В работах В.Н. Ослон под профессиональной замещающей семьёй понимается семья, «где один или оба родителя получают зарплату за воспитание детей» [3]. Другие авторы считают, что все формы семейного устройства детей, отличные от опеки и усыновления, можно считать профессиональными замещающими семьями (Давлатова, 2013).

Иногда авторы статей вообще не считают нужным определять данный термин. Косвенно упоминаются такие признаки профессиональных замещающих семей, как необходимость получения специальной подготовки и право на профессиональное сопровождение/

Становлению института профессиональных замещающих семей, по мнению экспертов [7], мешают следующие обстоятельства:

1) отсутствие стандартов организации подготовки профессиональных замещающих семей, отсутствие научно обоснованной системы социальной и психологической помощи таким семьям;

2) сложность подготовки профессиональных родителей;

3) низкий уровень психологической готовности потенциальных замещающих родителей;

4) отсутствие федеральных программ и адекватного уровня финансирования;

5) отсутствие стандартов организации и функционирования служб сопровождения профессиональных замещающих семей.

Как показало изучение международного опыта, профессиональные приёмные семьи существуют не во всех странах, а существующие отличаются большим разнообразием.

На территории Еврейской автономной области, как и по всей территории Российской Федерации особую популярность имеют следующие формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это опека и попечительство, приёмная семья и усыновление (удочерение).

Опека и попечительство- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительскими. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

Приемная семья- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Ранее до 2008 года была самостоятельной формой, теперь это разновидность опеки, отличающаяся тем, что опекуны выполняют свои обязанности за вознаграждение. Приемная семья это разновидность опеки, при которой по сути семья выполняет социальный заказ органов опеки и попечительства по воспитанию ребёнка.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наделяющее приемного ребенка всеми правами, имеющимися у кровных детей. Решение по усыновлению принимается судом, после вступления его в силу ребенку можно дать новое имя и дату рождения. Тайна усыновления охраняется государством [2] .

Гостевой период- не является формой устройства ребенка в семью, но может быть полезен, как этап подготовки ребенка и принимающей семьи к переходу на «настоящую» замещающую семью.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

На воспитание под опеку, в приёмную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

дети, родители которых умерли;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях[2].

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—8 детей в случае установления опеки или создания приёмной семьи. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

Необходимо отметить, что массовая практика передачи детей в замещающие семьи имеет наряду с позитивными сторонами и ряд негативных последствий.

Интеграция ребенка-сироты из детского дома в замещающую семью порождает множество проблем. К таковым, например, относятся качество мониторинга жизни детей в новом для них семейном ок-
ружении; последствия материального стимулирования и поддержки различных форм семейного устройства; проблема «отказов» от детей в кровных семьях и «возвратов» детей из замещающих семей в интернатные учреждения, а также сохранение значительного уровня институционализации вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читать статью  Чем выше самооценка, тем лучше отношения: как ваше мнение о себе влияет на долгосрочные отношения

Многим детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития. Потребностям данного ребенка наиболее адекватно отвечает замещающая семья, ориентированная на длительный прием. Анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, показывает, что для успешного их преодоления и принятия ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками замещающих родителей необходимо специально готовить. В связи с этим и разрабатываются разнообразные программы подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание.

В настоящее время в соответствии с Приказом № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. обучение приемных родителей является обязательным, что позволяет снять многие проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи в адаптационном периоде. Оно является важным начальным этапом системы сопровождения замещающей семьи.

Специалистами ОГБУ «Центр социально – психологической помощи семье и молодёжи» г. Биробиджан разработана программа по подготовке кандидатов в замещающие родители. Данная программа позволяет каждой семье взглянуть на внутрисемейные отношения, оценить собственную готовность принять ребенка в семью, сформировать адекватное представление о ребенке, лишенном родительского попечения, получить квалифицированную помощь, совет и поддержку специалистов.

На 1 января 2015 года в Еврейской автономной области в замещающих семьях живут 1057детей: в семьях опекунов – 675 детей, в приемных семьях – 382 ребенка, усыновлены 43 ребёнка.

Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, постоянно сокращается. На этот же период на учете состоит 508 детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2013 году отменено 19 решений, в 2014году – 12. Сократилось количество возвратов на 35%.

Чаще всего причинами возврата являются: недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность будущих родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей. В Биробиждане функционирует одна школа приемных родителей, в которых подготовлено за два с половиной года более 220 человек.

Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка в замещающей семье. Министерством образования и науки РФ только в мае 2011 года утверждена примерная программа подготовки граждан. Она рассчитана на 80 часов, в ней определены требования к уровню подготовки и итоговая аттестация.

Кроме того, при Управлении органов опеки и попечительства в 2014 году организован родительский клуб для приёмных родителей с целью оказания опосредованной помощи семьям с приёмными детьми и обмена опыта воспитания детей в условиях замещающих семей.

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что в области оказывают услуги по сопровождению семей учреждения разных ведомств. Муниципалитеты по вопросу сопровождения замещающих семей сотрудничают с 14 организациями.

Школа приемных родителей, созданная в Биробиджане на базе ОГБУ «Центр социально психологической помощи семье и молодёжи», сегодня готова принять будущих замещающих родителей на обучение, согласно запросу.

Наличие в России и в частности в Еврейской автономной области, многочисленной и постоянно пополняемой социальной группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует полноценной и эффективно функционирующей системы их устройства и воспитания. Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. В то же время необходимо сохранять разнообразие форм и соблюдать определенный баланс между ними.

Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.

Презентация «Проблемы приемных семей»

Проблемы приемных семей и детейВыполнила: Новикова Наталья Филипповна, учите.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 53.624 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 79 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 53.624 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Методика и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 53.624 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов

«Особенности организации работы диссертационного совета и проведения защит диссертаций»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблемы приемных семей и детейВыполнила: Новикова Наталья Филипповна, учите.

Проблемы приемных
семей и детей
Выполнила: Новикова Наталья Филипповна,
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №1 г.Искитима
Новосибирской области

Приемная семья:это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, остав.

Приемная семья:
это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства.
Граждане, желающие взять ребенка (или несколько детей) на воспитание, именуются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание, – приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей.

Успех этого социального института зависит от:позитивного общественного мнения.

Успех этого социального института зависит от:
позитивного общественного мнения;
поддержки органов местного самоуправления;
поддержки органов исполнительной власти;
предоставления соответствующих льгот и преимуществ.

Приемная семья сталкивается со следующими проблемами:Социальными Психологиче.

Приемная семья сталкивается со следующими проблемами:
Социальными
Психологическими
Эмоциональными
Педагогическими

Социальные проблемы :недоработка федерального закона, ограничивающего права п.

Социальные проблемы :
недоработка федерального закона, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах;
законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации;
ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов оплаты труда приемных родителей;
отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям;
данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Тесно связаны

Психологические проблемы семьи зависят от структуры этой семьи В семье толь.

Психологические проблемы семьи зависят от структуры этой семьи

В семье только приемные дети
В семье приемные и родные дети
Детско – родительские отношения
Детско – родительские отношения

Отношения между приемными и родными детьми

Психологические проблемы родителейЧувство неуверенности и страха у родителей.

Психологические проблемы родителей
Чувство неуверенности и страха у родителей: они боятся, что делают что-то не так, что они не могут вернуть детей в детское учреждение, «если не справятся с воспитанием», боятся осуждения.
Повышенная ответственность родителей за приемных детей: часто родители не готовы взять на себя ответственность за приемного ребенка. При заболевании приемного ребенка на дом вызывается врач, даже если свой ребенок при такой же болезни лечится родителями самостоятельно.
Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей: ожидания часто не совпадают с реальностью поведения, развития приемного ребенка.
Степень принятия ребенка: положительное отношение к ребенку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для формирования взаимоотношений между приемными родителями и ребенком.

Читать статью  Список литературы

Психологические проблемы детейПоложение ребенка в приемной семье: сложности с.

Психологические проблемы детей
Положение ребенка в приемной семье: сложности с освоением новой ролевой позиции: члена семьи, сына, дочери.
Отношения между родными и приемными детьми. Опыт многих семей показывает два явных типа отношений родных и приемных детей.
Разделение своих и приемных детей очень заметно, родители сравнивают своих детей с приемными. В момент сравнения «плохой» ребенок вынужден быть плохим. Родители настораживаются, начинают запрещать, угрожать – отсюда опять плохой поступок ребенка из-за страха, что от него откажутся.
Родители ко всем детям относятся одинаково, у всех равные условия жизни.

трудность положения родных детейони теряют часть внимания и любви родителей.

трудность положения родных детей
они теряют часть внимания и любви родителей.
Поэтому очень важно сделать их сторонниками родителей, партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Практически это выражается в совместном решении о принятии ребенка в семью. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то есть они по-прежнему любимы, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями. Наличие тревожности, стрессов родных детей является ярким показателем неблагополучия всей семьи, отсутствия психологической защищенности всех членов семьи.

Адаптация ребёнка в новой семьеПервая стадия - «Знакомство», или «Медовый мес.

Адаптация ребёнка в новой семье
Первая стадия — «Знакомство», или «Медовый месяц».
Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно.

Вторая стадия - «Возврат в прошлое», или «Регрессия»Происходит очень болезнен.

Вторая стадия — «Возврат в прошлое», или «Регрессия»
Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.
Конфликт ожидаемой идеальной семьи и фактической.
ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей

Педагогические проблемы родителей:Особенно ярко в этот период проявляются: о.

Педагогические проблемы родителей:
Особенно ярко в этот период проявляются:
отсутствие знаний об особенностях возраста,
умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения.
Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.
Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей,
влияние авторитарной педагогики,
стремление к абстрактному идеалу,
завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку.
Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков.
Исчезает радость общения, естественность отношений.
Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти.
начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка.

Третья стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление»Исчезает напряжен.

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление»
Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми.
Ребенок привыкает к правилам поведения в семье.
Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье.
Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи.
Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни.
Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Эмоциональные проблемы детей:Расставание с родной семьей Амбивалентное отноше.

Эмоциональные проблемы детей:
Расставание с родной семьей
Амбивалентное отношение к родным родителям
Страх встречи с новой семьей, новые условия жизни
Проявление синдрома «Мое»
Незнакомая речь (иностранцы)
Конфликт отождествления себя с семьей.
Ломка сложившегося стереотипа поведения.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 800 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Основные проблемы, с которыми сталкивается замещающая семья, воспитывающая ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, входящие в группу риска по социальному сиротству – так называется сиротство при живых родителях, — имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

Роль семьи для ребенка чрезвычайно важна. Дети должны расти в семьях родных родителей, но, если это невозможно, альтернативой биологической семье может служить другая семья (приемная семья, опека, усыновление).

Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечительства.

Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязан­ности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сра­зу после рождения. Травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на развитие усыновляе­мых детей, на их когнитивные, эмоциональные и сенсорные процес­сы, что существенно затрудняет формирование эмоциональной при­вязанности к новым родителям. Для таких детей ха­рактерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуа­циях, связанных с установлением эмоциональной близости с прием­ными родителями.

Замещающие семьи сталкиваются с определенным набором сложных ситуаций в воспитании приемных детей и отношениях с ними. Это, например нежелание детей учиться, выполнять домашние обязанности, необходимость поддерживать отношения с биологической семьей, случаи обмана, воровства, нарушенное пищевое поведение. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.

Ребенок и обучение

Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитывались в неблагоприятных условиях биологической семьи, которая не способствовала развитию ребенка. Во многих семьях старшие дети берут на себя все домашние обязанности и на учебу времени совсем не остается. Поэтому придя в замещающую семью, начинаются сложности с обучением детей. Некоторые дети перенимают негативный опыт своих родителей и не желают учиться, ленятся, не понимают зачем необходимо получать знания.

Проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, тесно связана с вопросами расширения круга их общения, формирования правильных взаимоотношений с окружающими, повышения их функциональных и социально-адаптивных возможностей, обеспечения надлежащего уровня жизненной компетентности.

Для решения этой проблемы важнейшими следует считать такие задачи.

— Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, которые обеспечивают эффективное психосоциальное развитие личности;

— Нравственное воспитание ребенка – как основу формирования личности и подготовки к будущей самостоятельной жизни;

— Индивидуальное общение – как основу всей коррекционно-педагогической работы.

Ребенок и домашние обязанности

Домашние обязанности потому и названы обязанностями, что выполнять их особо никому не хочется. Для детей указанной категории очень важно, чтобы обязанности были распределены «по справедливости», чтобы они сами принимали участие в их распределении и перераспределении, чтобы планирование заданий происходило каждый день. Положительные действия ребенка должны получать подкрепление (вымыл посуду – получи похвалу, поощрение), отрицательное (не вымыл посуду) не должны быть проигнорированы. Обратная связь от замещающих родителей должна последовать сразу. Оставив три раза незамеченной невымытую посуду, родители рискуют закрепить у детей подобное поведение.

Ребенок и воровство

Причиной воровства у приемных детей часто является просто незнание социальных норм поведения. Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам, как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.

Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (дисков, игрушек). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

Читать статью  Комплекс методик для исследования внутрисемейных взаимоотношенийматериал

Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно, прежде всего, помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, то он может быть интересен сам по себе.

Ребенок и обман

Многие дети, совершив противоправное действие, часто не сознаются в содеянном. Во многих случаях подобный обман служит защитой ребенку от возможного наказания. К сожалению, нередко приемные родители драматизируют поступки ребенка, квалифицируя их как проступки. Приемные родители должны делать все возможное, чтобы ребенок понимал, что если он что-то сделал неправильно, то нужно это исправить, возместить ущерб. Очень важно воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки. Также важно обсуждать с ребенком его поступки, возможные выходы из создавшегося положения. Желательно, чтобы сам ребенок имел возможность выбрать способ решения проблемы.

Ребенок и биологическая семья

У ребенка, даже если его отделили от кровной семьи совсем маленьким, остается эмоциональная связь с ее членами. Чем меньше он общается с ними, знает о них, тем они более идеализированы в его фантазии. Замалчивание или отрицательные отзывы о биологической семье препятствуют его принятию приемной. При хороших отношениях его гложет иногда малоосознаваемое чувство, что, любя членов приемной семьи, он предает своих биологических родителей. Также ребенку, подростку свойственно винить себя в проблемах своей семьи.

На занятиях в Школе приемных родителей опекунам говорят о необходимости рассказывать ребенку его историю. Совсем маленькому ребенку можно показывать картинки, говорить, что «ты появился там-то». Очень эффективна форма сказок. Малышу рассказывают о том, что он родился в домике, где живут без родителей, а мы, приемные родители, пришли и тебя забрали. Когда он станет старше, то можно озвучить имя и фамилию биологических папы и мамы. Какими бы ни были кровные родители, приемные не должны допускать резких высказываний, оценок в их адрес. Нужно говорить, «что у мамы возникли такие обстоятельства, что она не смогла тебя воспитывать». Это уважительное отношение важно для ребенка в дальнейшем. Спокойное отношение к биологическим родителям сказывается в первую очередь на отношении ребенка к себе и приёмным родителям.

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.

Поддержание контактов с родственниками имеет благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?
Да, имеет, если для этого имеются веские основания. Пункт 5, статьи 148.1 Семейного кодекса РФ говорит: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком, по закону они являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.

Ребенок и еда

Многие опекуны, приемные родители, работники образовательных учреждений часто сталкиваются с тем, что приемные дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) очень часто испытывают большой интерес к еде. Казалось бы, ребенок воспитывается в хорошей семье, в которой он обеспечен всем необходимым, а в школе ведет себя так, как будто его мало кормят, он постоянно запасается едой, много ест.

С психологической точки зрения, процессы поедания, жевания, насыщения, в принципе, успокаивают любого человека, нередко спасают от тревоги и тяжелых переживаний. Для ребенка, страдающего психическими расстройствами еда приобретает особый смысл. Она зачастую становится для него единственным источником психологического и физического комфорта. Ребенок начинает зависеть от еды. Он прячет куски, чтобы обеспечить себе спокойное существование. Приемным родителям можно сказать и показать ребенку, что еда не закончится, что никто не будет голодать. Если этого недостаточно, то на период, когда ребенок адаптируется в вашем доме, можно договориться с ним, чтобы он прятал остатки еды в выбранном вместе с ним место. Момент, когда он перестает прятать остатки еды, можно считать завершающим в плане его адаптации. Также следует помнить, что период адаптации ребенка в семьи может протекать довольно длительное время и даже когда ребенок станет взрослым за ним могут сохраниться некоторые элементы девиантного поведения. Бывают случаи, что даже в зрелом возрасте сохраняются привычки запасать и прятать еду.

Нередко у некоторых детей превышен порог пресыщения. До мозга ребенка медленно доходит сигнал того, что он наелся. Поэтому он кушает слишком много. В таком случае, ребенка, безусловно, нужно ограничивать в количестве еды. В качестве одного из безопасных способов можно использовать следующий: после еды дать ребенку жевательную резинку. Ритмичное жевание позволит мозгу дождаться сигнала о пресыщении. Нужно также помнить, что ребенок в начале адаптации в семье предпочтение отдает знакомой еде, той которой кормили его дома. Привыкание к новым для него блюдам происходит постепенно. Поэтому приемным родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок просто не будет кушать, многое из того, что вы приготовите. Начинайте постепенно знакомить ребенка с новыми для него блюдами и не заставляйте его есть силой, если он этого не хочет.

Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожале­нию, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существо­вать еще очень долго. Организация профессиональных форм заме­щающей семейной заботы является вкладом государства в свое свет­лое будущее. Но независимо от статуса семейной заботы (професси­ональная, непрофессиональная семья) каждая семья, которая при­нимает ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в депривационных условиях, потерявшего базис­ное доверие к миру (список потерь можно продолжить до бесконеч­ности), нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и психологической помощи.

Информация предоставлена отделом социальной политики, защиты прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних администрации Пудожского муниципального района.

Использованы ресурсы: монография В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья».

Связаться с нами 186150, г. Пудож, ул. Ленина 90 (81452) 5-17-33 (Приемная) (81452) 5-10-69 pudogadm@pudogadm.ru

Источник https://molodezh79.ru/item/4127-zameschauyschie-semiyi-problemiy-i-perspektiviy

Источник https://infourok.ru/prezentaciya-problemi-priemnih-semey-2053257.html

Источник https://pudogadm.ru/sotsialnaya_politika/1333441109/6078390989/1424284871/