КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И СУПРУЖЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Особенности психологического консультирования семьи
В статье рассмотрена содержательная и процессуальная специфика семейного психологического консультирования, приведены основополагающие модели (формы) психологического консультирования семьи.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Текст научной работы
Семейное психологическое консультирование является важнейшим специфическим видом психологического консультирования, требующим отдельного (специального) пристального профессионального изучения.
По мнению Холмса Т.Х. и Раэ Р., неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сензитивность (восприимчивость) человека к различного рода «вредностям» и, соответственно, увеличивающих восприимчивость человека к разнообразным заболеваниям. Например, было доказано, что максимально неблагоприятное психосоматическое воздействие на человека оказывает смерть супруга, смерть близкого члена семьи, затем развод, разъединение семьи и т.п. [13].
В современной психологии семьи и семейной психотерапии, Виржиния Сатир выделяет две возможные теоретические позиции в отношении научного анализа семьи. Согласно первой позиции, семья представляет собой группу индивидов, имеющих как общие, так и различные интересы, а семейный социально-психологический контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определённой мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции, семья рассматривается как целостная система, и интегральной «единицей» анализа этой системы является сама семья, — как уникальная общность. Эта позиция характерна для современной системной семейной терапии и для многих психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, — характер, не сводящейся к суммарной совокупности членов семьи [13].
Семейное психологическое консультирование, — это главнейший по глубине индивидуальной личностной значимости для клиентов и первый по частоте встречаемости в профессиональной консультационной деятельности вид психологического консультирования. Таким образом, семейное психологическое консультирование является самым востребованным на сегодняшний день видом психологического консультирования, направленным на разрешение как внутрисемейных (микросоциальный уровень), так и «внешнесемейных» (мезосоциальный и/или макросоциальный уровень) проблем. Как правило, в подавляющем большинстве случаев, проблемы семьи являются «внешне-внутренними», а точнее — «внутренне-внешними». Любые семейные проблемы связаны с «внутриличностным» психологическим состоянием каждого из членов семьи, связаны с межличностным социально-психологическим состоянием (внутрисемейные отношения и взаимодействия) всех членов семьи, связаны с социальным взаимодействием членов семьи с окружающими их людьми (мезосоциум и макросоциум) [1,3,5,6,7,8,9,11,12].
Семейное психологическое консультирование — это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в (о) собственной семье, например: выбор будущего супруга; оптимальное построение взаимоотношений в семье; отношения супругов с родственниками; решение внутрисемейных проблем (распределение обязанностей); психологическая совместимость в семье; предупреждение и разрешение внутрисемейных конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; детско-родительские отношения и пр. К сожалению, «семейная проблематика», психологические затруднения в семье, социальные сложности семьи, как правило, связаны с несколькими «проблемными параметрами», в основном — «согласно» вышеперечисленным трём психосоциальным «измерениям» семейных проблем [1,3,5,6,7,8,9,11,12].
Существуют различные модели(формы)оказания психологическойпомощи семье, которые может использовать психолог-консультант в процессе осуществления семейного психологического консультирования. Следование психолога(ом) положениям той или иной основополагающей консультативной модели зависит, прежде всего, от того, каков характер трудностей, имеющихся в данной конкретной семье (в какой области заключается, «концентрируется» основная сложность жизненных условий и ситуаций). Рассмотрим, вкратце, базовые модели (парадигмы) психологического консультирования семьи [1,3,5,6,7,8,9,11,12,13].
Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.
Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, — его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности. Психолог-консультант может привлекать к «воспитательному» процессу «сторонних» лиц, — от бабушек и дедушек и других ближайших родственников, до всех тех лиц, кто подробно указан в нижеследующей социальной модели (другие взрослые). Педагогическая модель семейного психологического консультирования довольно часто применяется вместе, наряду с социальной моделью.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (негативной социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (отрицательные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Этими «силами» могут являться: воспитатель детского сада, методист детского сада, медицинская сестра детского сада, заведующая детским садом, учительница начальных классов, школьный учитель (предметник), классный руководитель, школьный психолог, школьный социальный педагог, социальный работник. Это могут быть также одногруппники, одноклассники, сокурсники, друзья ребенка, подростка, юноши. Возможно привлечение друзей родителей ребёнка, подростка, коллег юноши по работе и т.д. Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.
Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. В ходе следования данной модели, психологом-консультантом так же, нередко, привлекаются, в качестве «сопутствующих лиц», лица, имеющие объективный социальный профессиональный статус, например, — социальные работники, социальные педагоги школ, школьные психологи, классные руководители и т.п. После получения психодиагностических данных, анализа учебных и других документов и анализа результатов включённого систематического стандартизированного наблюдения, возможно, так же, проведение психологической коррекции. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.
Медицинская модельсемейного психологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования — медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, — клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).
Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.
В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном уровне, — что потом пролонгировано реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в поведении и деятельности всех членов семьи.
Психологическое консультирование семьи, это, прежде всего, взаимодействие, установление эмоционального психологического контакта с семьёй. Определённая динамика такого рода контактов психолога-консультанта с семьёй, создаёт условия для самораскрытия каждого из членов семьи. В ходе психологической работы, психологом-консультантом осуществляется формирование новых форм общения членов семьи друг с другом. Это «личностно-семейное раскрытие», в дальнейшем, выражается в положительной трансформации поведенческо-деятельностных стереотипов каждого из членов семьи. Все позитивные социально-психологические «подвижки» происходят с помощью (через) изменения психологом-консультантом эмоционально-интеллектуальных условий взаимодействия в семье. Положительная динамика взаимоотношений в семье зависит от социальных факторов, от продолжительности совместной психологической работы членов семьи (клиентов) с психологом (психотерапевтом) и от внутренних ресурсов каждой личности [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13].
При работе с семьёй, психологу-консультанту необходимо хорошо знать общие социально-психологические законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и на основе всего этого профессионально строить свою работу.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И СУПРУЖЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Приведем перечень проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию,которыйоснован как на анализе литературы [2, 14], так и насобственном опыте работы автора:
• конфликты, взаимное недовольство, неоправдавшиеся ожидания, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;
• конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;
• разочарование, недовольство супруга, связанные с личностными качествами и характеристиками внешности своего партнера;
• сексуальные проблемы, измены, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;
• сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов, с другими людьми (друзьями, соседями, знакомыми);
• болезнь (психическая или физическая) одного из супругов или ребенка, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;
• проблемы власти и зависимости в супружеских взаимоотношениях;
• отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.
Очень близко к семейному и супружескому консультированию примыкает консультирование, ориентированное на проблемы личности или индивидуальное консультирование.
Ключевые проблемы данных видов консультирования отображены
Вид консультирования | Ключевые проблемы |
Семейное консультирование | Проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими родственниками. Психолого-педагогические проблемы. Проблемы взаимоотношений родителей с детьми |
Супружеское консультирование | Проблемы выбора партнера. Проблемы взаимоотношений. Сексуальные проблемы. Состояния до или после развода |
Консультирование по личностным вопросам (индивидуальное) | Проблемы межличностных отношений. Внутренние конфликты. Психологические травмы и страхи. Проблемы личностного роста |
Важно учитывать условность выделения любых видов психологического консультирования, поскольку не бывает консультаций, которые можно рассматривать только с какой-то одной
точки зрения. Так, и семейное, и супружеское консультирование в зависимости от количества присутствующих на нем клиентов может быть или групповым, или индивидуальным. Отметим, что закономерности индивидуального консультирования продолжают действовать и при консультировании сразу нескольких человек. Однако работа консультанта с группой имеет свою специфику и в ряде случаев значительно усложняет консультативный процесс. Особенности группового консультирования по вопросам семьи и брака будут рассмотрены нами отдельно.
Семейное консультирование
Семейное консультирование — разновидность психологического группового консультирования, объектом которого является семья, или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений — семейная система.
Традиционно данный вид помощи принадлежит к области системной семейной психотерапии. Однако его функции значительно шире и не сводятся только к психотерапевтическому воздействию.
Задача семейной психологической помощи обычно возлагается на консультации при органах гражданской регистрации, где молодые супруги могут получить информацию по адаптации к браку, психологической совместимости, а также на консультации при социальных службах, которые предоставляют социально-психологическую помощь проблемным семьям.
По количеству факторов психологической травматизации семья стоит на первом месте, опережая все другие сферы, даже школу. Имеются в виду не только физическое насилие, сексуальные злоупотребления, жестокое обращения и травматизм, но и семейная депривация, психологическая агрессия. Это также «перегибы» родительского влияния, которые вызывают развитие личностных деформаций у детей.
Важной особенностью семейной жизни является закрытый характер какой-либо информации, что касается семейных проблем, прежде всего травм — физических, моральных или сексуальных. О них не любят говорить ни жертвы, ни сами агрессоры. Это зачастую связано с чувством вины жертвы. В этом причина многих затруднений в решении семейных проблем.
Семейное консультирование (как и семейная психотерапия) опирается на системный подход, то есть рассматривает семью как единую психологическую систему. Это значит, что психологические проблемы касаются семьи и всех ее членов, а не только кого-то отдельно, хотя симптомы этих проблем могут концентрироваться на одном конкретном члене семьи.
Такими проблемами могут быть:
- алкоголизм и другие виды аддиктивного (зависимого) поведения отдельных членов семьи;
- созависимость или нездоровая психологическая зависимость людей друг от друга;
- нарушение семейных отношений (конфликты, супружеские измены, семейная агрессия тому подобное);
- проблемы детей (болезни, школьные фобии, неврозы, нарушение поведения и т.п.) как реакции на неблагоприятный климат в семье или конфликтные отношения взрослых
- и многое другое.
К сфере семейного консультирования, кроме проблем супружеских отношений, также принадлежат проблемы взаимодействия различных подсистем семьи, к которым можно отнести детско-родительские отношения, отношения между представителями различных поколений, живущих вместе, а также отношения семьи с внешними институтами, детскими учреждениями.
Важными являются и проблемы адаптации к изменениям, происходящим в семье. Это не только подготовка к таким важным событиям семейной жизни, как брак, рождения детей и т.п.. Это и «нештатные» проблемы, которые возникают при разводе родителей и создании ими новых семей, воспитание детей в неполной семье и отношения между бывшим супругами и детьми после развода, проблемы усыновления и воспитания неродных детей и мн. др.
Детско-родительские отношения часто не менее драматичны, чем супружеские, они также перегружены множеством игр, в том числе и силовых. Дети, как правило, усваивают типичные игры родителей. Воспитание часто даже неосознанно сводится именно к этому. Отношение родителей к мужским и женским ролям формирует сценарные убеждения их детей по семейным ролям партнеров по браку и перспектив семейных отношений в целом.
С помощью системы ролевых ожиданий родители, сами того не подозревая, программируют будущую судьбу своего ребенка.
Отдельной отраслью семейного консультирования является консультирование родителей по поводу проблем детей и детского воспитания. Важно убедить родителей, что проблемы детей редко существуют сами по себе, что помощь обычно требуется всей семье, в частности и родителям. Целевая психотерапевтическая помощь ребенку может не дать результатов, если не будет изменений во всей семейной системе, если не оздоровить всю систему семейных отношений.
Поскольку психологическая помощь должна быть комплексной, удобной моделью исследования семейных отношений являются семейные роли. В них, с одной стороны, заложены основные функции, статусы и позиции членов семьи, с другой — это личностные модусы, в которых через ролевые идентичности функционируют личности участников.
Принятие роли является важным условием взаимодействия в семье, что, в свою очередь, связано с конгруэнтностью ролевых ожиданий и притязаний участников взаимодействия. Учитывая это, можно сделать вывод о ролевую совместимости в семье.
Существует ролевая концепция Шарон Вигшейдер (Sharon Wegscheider), где рассматриваются детские роли в алкогольных семьях (их можно экстраполировать и на другие виды семей). Это такие роли, как «Герой», «Приспособленец», «Талисман», «Козел отпущения», «Потерянный ребенок». По мнению автора, эти роли выступают индикаторами семейных дисфункций.
В работе с семьей имеют дело и с многими другими психологическими семейными феноменами, будь-то семейные игры, семейные стереотипы, семейные мифы, семейные истории, семейные тайны. Их можно использовать и как диагностический инструмент, и как материал для психологической коррекции.
В психологической и психотерапевтической помощи семьям полезно пользоваться методами ролевой психотерапии, в частности психодрамы. Немало семейных проблем можно решить, «погрузившись» в историю семейных отношений и решив таким образом первичные конфликты. Такие возможности предлагает метод психодрамы, что позволяет проигрывать и переигрывать по-новому старые жизненные ситуации.
В семейном консультировании также можно воспользоваться состоянием возрастной регрессии, которая соответствует исследуемому периоду жизни. В ролевой игре можно пережить даже повторное рождение или сыграть будущую смерть. Однако такая глубокая работа требует не только высокой квалификации психолога, но и готовности клиента. Здесь не обойтись без его проницательности и смелости как исследователя собственной души, ведь придется встречаться не только с ностальгически приятными воспоминаниями, но и с призраками прошлого, которые люди обычно пытаются забыть, как кошмарный сон. Впрочем, серьезная помощь семьи с погружением в истоки семейных проблем всегда даст в будущем положительные результаты, что поспособствует семейном у благополучию.
Источник https://novainfo.ru/article/236
Источник https://studopedia.ru/13_93589_klyuchevie-problemi-semeynogo-i-supruzheskogo-konsultirovaniya.html
Источник https://psyfactor.org/lib/counseling-7.htm